Кроме того, возвращаться в иллюзии, когда рядом жизнь, способная стать твоей сущностью, выглядело бы неразумием. Мы прекрасно помним, как, приобщившись в таинстве Евхаристии Богу, теряем Его, если начинаем впадать в словопрения, вслушиваемся в суетливые разговоры и вступаем в давно забытые тяжбы. Вновь начинаем участвовать в погребении. Причем, эта церемония затягивается на долгие годы. Действительно, какой смысл мертвому присутствовать там, где обитает жизнь!? И, чтобы не было сомнения в Его силе Господь являет чудо не только в отношении человека, но и природы. «И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» (Мф. 8: 23-27). Идя навстречу Богу, ни на минуту, ни на секунду нельзя сомневаться в Его способности преобразовать человека и природу, заставив ее служить Божественному Провидению и освященному человечеству. Но « Спаситель совершает чудо и не в присутствии народа, чтобы не обвинили учеников в маловерии; но, взявши их с Собою одних, исправляет, и прежде укрощения волнения вод, укрощает волнение душ их, укоряя их такими словами: что страшливи есте, маловери (ст. 25) и вместе научая, что не нашествие искушений, но слабость духа производит страх» (Свт. Иоанн Златоуст). Слабость духовная мешает круто повернуть свою жизнь на 180 градусов. Христос дает понять, что спасительное бытие может быть только у того, кто обладает крепкой верой. Причем, вера эта должна быть основана не на принуждении, но сердечном стремлении к горнему. В эпоху, когда пришел Христос, сложилось благоприятная ситуация в вопросе религиозного выбора. Несмотря на противодействие иудеев, пользуясь относительной веротерпимостью римлян и эллинов, вполне возможно было высказывать взгляды на мироустройство и мироздание более или менее свободно. Чудесное преображение природы, конечно же, привлекало ищущее сознание к Христу; приходило понимание, что в природе господствуют не стихии, но Божественная Сила. Собственно, чудо есть доказательство Бытия Божия. И не напрасно именно в древнем Израиле были явлены такие чудеса, после совершения которых не верить было просто невозможно.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/15/...

Кто приходит к вам, и не приносит учения Христова, – того не принимайте в дом и не приветствуйте... Кто учит иному/(чем Христос) и не следует здравым словам Господа Иисуса Христа, – тот горд, ничего не знает,... удаляйся от таких... Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся». (2 соборн. посл. св. ап. Иоанна ст. 10; 1 посл, к Тимоф. гл. 6, ст. 3 – 5; Титу гл. 3, 10). «Русский земский собор , избравший на царство Михаила Федоровича, заявил: чтоб святая и непорочная истинная православная христьянская вера греческого закона была во всем великом Российском государстве нерушима по-прежнему и сияла-б во всю вселенную, якож под небесем пресветлое солнце.»... И ныне в России «признаваемая законом веротерпимость имеет условное, ограниченное значение. Она не устанавливает религиозного равноправия. Принадлежность к некоторым исповеданиям значительно сокращает общегражданские права» (Пособие для изучения Русск. государств, права. Профес. Романовича-Славатинского, издан. 1872 г., вып. 1, стр. 56, 57). «Отпадение крещеных татар в мухаммеданство совершается ежегодно... Увлекаемый и подстрекаемые несколькими вожаками-фанатиками, отступники, большею частью, остались пока непреклонными в своих заблуждениях, не смотря на увещания и вразумления со стороны местного духовенства». (Извлеч. из Всепод. отчета обер-прокурор. Свят. Синода за 1871 г., изд. 1872 г. стр. 43 и проч. годов; Извест. По казанск. епар. 1875г. «(Преступления против веры (христианской) (к которым принадлежат и отпадения) суть также восстания против власти в обществе, коей права, особенно у нас (в России), столь тесно соединены с правами Верховной Государственной власти». (Проект У лож. о наказ уголовн. с подроби, означен, основании каждого постановления. Изд. 1871 г. С. Е. И. В. Канц. стр. XLI11). «И у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа Иисуса Христа,... будут уловлять вас льстивыми словами.... и многие последуют их разврату... . заблудятся,... и чрез них путь истины будет в поношении... Вы же, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением без- законников и не отпасть от своего утверждения».

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Некоторые опубликовали петицию с требованием запретить игру в РФ. Видимо, они обойдут ограничение закона о «гей-пропаганде», поставив ограничение «от 18+». Можно ли как-то с этим бороться?». Что тут можно сказать? Всем известна борьба родкома против деструктивных исполнителей в нашем регионе, против навязываемой нам либеральной толерантности, которая совсем не одно и то же, что веротерпимость, уважение к чужому мнению. Любое чужое мнение, которое можно и даже по-граждански должно уважать, не может и не должно посягать на стабильность общества, нарушать традиционные нормы публичного поведения, плевать тебе в душу. Идеология ЛГБТ к подобным терпимым и уважительным явлениям не относится. Почему? Исторически сложилось, что наша страна созидалась таким государствообразующим народом, который является наследником и носителем христианской культуры. Даже в официально проповедуемой атеистической доктрине черты этой культуры проявлялись вполне определённо. Все народы, которые на протяжении многовековой истории России притянулись к русскому этносу и образовали многонациональный народ, приняли и разделили совместные нормы и ценности этого общекультурного уклада. Запрет на уклонение от традиционной формы отношений мужчины и женщины был характерен как для узко-национальных обычаев, так и для всей страны в целом. Он никогда никого не смущал, был писаным и неписаным. В том числе в религиозных кодексах монотеистических религий. В Священном Писании – масса характерных цитат. Вот – Ветхий завет, книга Левит, свод законов иудейского народа. Напомню, что эти законы не придуманы, а получены как Божественное Откровение Моисею вместе с 10-ю заповедями. - «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев.18:22). - «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев.20:13). Вот уже Новый Завет: - «…неправедные Царства Божия не наследуют…ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники» (1Кор.6:9);

http://ruskline.ru/opp/2020/08/04/igry_v...

Нет ближе отношений между людьми, как супружеские, и их-то допускает апостол между христианами и язычниками, столь противоположными по вере и жизни. В этом мы находим как сильное обличение тем, которые не хотят жить в одном доме, или пить или есть из одних сосудов с христианами, несогласными с ними в каких-либо чертах вероучения, или обрядов, так и указание на истинную цель веротерпимости. «Почему ты знаешь, жена, говорить апостол, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» ( 1Кор. 7, 16 ). И мы не знаем, кого и когда Господу угодно Своею благодатию призвать ко спасению. Потому наша обязанность – не пренебрегать никем, не отталкивать от себя никого, как Сам Господь никем не пренебрегает и никого не отвергает. Истинная веротерпимость есть образ Божия долготерпения, ожидающего обращения всех – и заблуждающихся, и ожесточенных, и враждующих. Живя со всеми иноверцами в мире, оказывая им во всех делах общежития услужливость, внимание и благожелательство, мы должны всегда думать: «почему мы знаем, не спасем ли кого»? И это всегда может быть, если нашею жизнью не уничижается наша вера и имя Божие между иноверцами ( Рим.2:24 . 1Тим.6:1 ). Веротерпимость есть плод христианской мудрости. В применении ее к частным случаям жизни встречаются трудности, которые могут быть разрешаемы только зрелым обсуждением всех обстоятельств дела на началах и в духе истинного христианства. Таковы вопросы о средствах к охранению веры и церкви от посягательств врагов православия. Ныне и эти охранительные меры многими почитаются стеснением чужой свободы и несогласными с веротерпимостью. Не так смотрит на это св. апостол Павел. Он говорить Коринфянам: «Боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонясь от простоты во Христе» ( 2Кор. 11, 3 ). Он признает, что большинство христиан, приняв в простоте сердца слово истины, и совершая свое спасение в детском послушании уставам церкви, может быть совращено с прямого пути хитростью лжеучителей, как невинная Ева лукавством змия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Николай), а также святой, имя которого мы носим. Наш русский народ верит, что тот или другой святой помогает особенно в той или другой нужде человеческой. Напр., св. Пантелеимон считается помощником особенно в болезнях; св. Гурий, Самон и Авива - в семейной жизни; св. Власий - в скотоводстве; св. Конон Градарь - в огородничестве; св. ап. Петр - в рыболовстве; св. Мартиниан и Моисей Угрин - в борьбе человека с чувственной похотью, и т.д. Верование это имеет основание в жизнеописании святых. Там повествуется, что названные святые или сами занимались теми предметами, в которых помогают, или по смерти своей проявили чудо помощи в этом, или претерпели в жизни искушение от того греха, от которого избавляют притекающих к ним. По отношению к инославным христианам и нехристианам на православном христианине лежит долг веротерпимости и молитвы о " соединении церквей " и об обращении неверующих в христианство, а также участие в миссионерском деле. Участие может быть личным, или по крайней мере, денежным. Семья Семейство есть первая основа нравственного мира. Здесь впервые человек знакомится с нравственностью и развивает в себе нравственную жизнь. Потому-то Господь Спаситель, прежде чем выступил на служение обществу, благословил посещением Своим брачную чету. И апостолы, проповедуя слово Божие народам, прежде всего вносили его в дома. От нравственного благосостояния каждой семьи зависит благосостояние и всего общества, и государства; а разрушение семьи имеет неизбежным следствием разрушение общества и государства. Семья основана на браке, который ничто иное, как добровольный и основанный на любви союз двух лиц различных полов, имеющий целью совершенное взаимное восполнение и вспомоществование, и следствием его является рождение и воспитание детей. Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2:18); или: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Матф. 19:5; Быт. 2:24); вот выражение цели брака. И благословил их (Адама и Еву) Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2232...

Описание красоты Иудифи примечательно. В нем не так много элементов: лицо, чистота тела, миро, одежды веселия, сандалии, золотые украшения, наряды, головной убор, льняная одежда. Нельзя с уверенностью говорить о том, что Иудифь накладывала на лицо краски 879 . Что касается прочего, в ее одежде нет ничего такого, что невозможно было бы отождес169твить с элементами ритуальных одеяний. Так, носить одежду из льна были обязаны левиты; сандалии надевали сопровождавшие скинию; одежды веселия, в которые Иудифь раньше облекалась «для мужа своего», напоминают о праздничных, а золото и наряды – о ритуальных облачениях; головной убор и особенно миро ассоциируются с помазанием царей и священников. С собой во вражеский стан Иудифь также берет предметы, обладающие строго религиозным смыслом: «Дала служанке своей мех вина и сосуд масла, наполнила мешок мукою и сушеными плодами и чистыми хлебами» (ст. 10:5). Она и действительно пользуется ими для обоснования своей просьбы предоставить ей отдельное место в лагере ассирийцев: «Ибо раба твоя благочестива и день и ночь служит Богу Небесному... пусть раба твоя по ночам выходит на долину молиться Богу» (ст. 11:17). Олоферн в ответ не только проявляет неожиданную веротерпимость, но и с легкостью отождествляет предмет своей собственной веры с предметом упования Иудифи: «Хорошо Бог сделал, что вперед этого народа послал тебя, чтобы в руках наших была сила, а среди презревших Господа моего (τν κριν μου) – гибель. Прекрасна ты лицем, и добры речи твои. Если ты сделаешь, как сказала, то твой Бог будет мой Бог ( θες σου σται μου θες); ты будешь жить в доме царя Навуходоносора и будешь именита во всей земле» (ст. 11:22–23). На фоне подобных иронических превращений текста вырисовывается один вполне серьезный факт: Иудифь действительно выходит из Ветилуи для того, чтобы совершить род священнодействия. Не праздны ли приведенные соображения, и не является ли случайной вся эта цепь ассоциаций? Общий смысл произведения побуждает считать иначе. Вернемся к параллели «негативной теологии» Навуходоносора и Олоферна с истинной теологией автора книги, в которой Иудифь является оппозицией ассирийскому полководцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Отсюда можно усмотреть, какое важное значение имеет для детей домашнее воспитание. Отсюда и урок для родителей: воспитывайте дома детей в духе благочестия, под влиянием благодатных средств, преподаваемых в Церкви, и под руководством ее пастырей, и на них не окажет вредного влияния и неблагоустроенная школа. Таково правильное воспитание. Так воспитанные дети, достигнув зрелого возраста, когда начнут самостоятельную жизнь, не будут колебаться всяким ветром учения, как и теперь, в смутное время, есть еще такие дети, которые сохранили свою самостоятельность добрых убеждений и добрые правила жизни благодаря доброму семейному воспитанию. Еще повторим. Родители, воспитывайте побольше таких добрых детей, чтобы нам иметь счастье видеть новое поколение при новой свободе более счастливым, чем мы, еще не научившиеся пользоваться этой свободой настолько, чтобы извлечь из нее благо для себя и для родины нашей. Куда нам идти? Слово о веротерпимости в день коронования благочестивейшего государя императора Николая Александровича, 14 мая 1905 года Не хотите ли и вы отойти?.. – К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого ( Ин.6:67–69 ). Этот ответ дан был апостолом Петром от лица прочих апостолов на вопрос Господа: не хотите ли и вы отойти? ( Ин.6:67 ). А поводом к такому вопросу послужило то, что некоторые из последователей Христа, привлеченные к Нему слухом о чудесах Его и сами видевшие таковые, услышав учение Его о том, что Он есть хлеб живый, сшедший с небес, и что этот хлеб есть плоть Его, которую Он отдаст за жизнь мира ( Ин.6:51 ), соблазнились этим новым для них учением и, называя его страшным и неудобоприемлемым, отошли от Христа и уже более не ходили с Ним. Не удерживая их, Господь обратился с вопросом и к двенадцати апостолам: не хотите ли и вы отойти? Смысл этого вопроса таков: Я не хочу умножать последователей Своих или удерживать их при Себе ни угрозами, ни обещаниями, ни чрезвычайными знамениями, ни силою Моего всемогущества, ибо желаю, чтобы Мои ученики последовали за Мной по любви, а не из корысти, как Иуда, чтобы они были друзьями, а не рабами; чтобы они слушали голоса Моего, а не жезла Моего. Вот некоторые из последователей Моих, ходивших за Мной, теперь оставили Меня, ибо слово Мое не вмещается в них. И Я не удерживаю их – не буду удерживать и вас, Моих апостолов, вопреки воле вашей: не хотите ли и вы отойти? Тогда Петр, не колеблясь, за всех ответил: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы верим этим глаголам, – как бы так говорил он, – они сладостны, утешительны, а отнюдь не странны для нас. Мы не только поверили Тебе, но и познали из всего – из божественного учения Твоего, из дел Твоих и из жизни Твоей, что Ты Христос, Сын Бога живаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Приведем, наконец, нравственное учение 2-ой Мак. книги об отношении к неверующим и иноверцам. Общая для всех обязанность сохранять веротерпимость состоит в том, чтобы не стеснять свободы совести иноверцев, быть снисходительными к религиозным их убеждениям, иметь снисхождение к самым их заблуждениям, слабостям и недостаткам и не позволять, по отношение к иноверцам, никаких мер насилия и преследования. Сохранение веротерпимости не дает, конечно, права человеку оставаться равнодушным к заблуждениям ближнего; напротив, оно налагает прямую обязанность стараться о вразумлении ближних и обращении их на путь истины. При исполнении этой обязанности, в отношении к иноверным, неверующим и заблуждающимся, особенно должно остерегаться, чтобы и самому не увлечься их заблуждениями. Понятно, что такое отношение к иноверцам возможно только при политическом равенстве всех членов известного общества между собою и особенно тогда, когда иноверцы являются в известном обществе и в меньшем числе и с меньшими правами. Но при других отношениях, когда иноверцы являются в обществе господствующими, тогда, очевидно, людям, исповедуюшим истинную религию, всю силу свою нужно употреблять на то, чтобы сохранить свою веру от влияния иноверцев, особенно когда последние стремятся к такому влиянию или даже – к прямому гонению истинной веры. В таком, именно, положении оказались палестинские иудеи, за период времени, описываемый 2-ю Мак. книгою. Эллинская цивилизация и культура в лице сирийских завоевателей относилась самым оскорбительным образом к религиозному чувству палестинских иудеев. Так, про Антиоха говорится, что он «послал одного старца, афинянина, принуждать иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законам Божиим, а также осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского, а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы, храмом Юпитера Странноприимного. Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие. Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников, которые, обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священных притворах и вносили внутрь вещи недозволенные.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Присланный из Кавсокаливийского скита монах, собиравший сведения о подвиге святого в Кидонии и прибывший в Стамбул, не смог найти места его захоронения, однако ему удалось выкупить часть одежды, в которой пресветлый мученик был казнён. С ней он и вернулся на Афон, где впоследствии от прикосновения к ней было явлено несколько чудесных исцелений... Святой Ахмед, также по происхождению турок-мусульманин, жил в Стамбуле за полтора века до святого Константина и, в отличии от него, был человеком знатным и вполне обеспеченным, занимал значительный государственный пост и к моменту обращения был в летах уже весьма зрелых. У него была русская наложница рабыня. Видимо, отличавшийся веротерпимостью, Ахмед разрешал ей свободно посещать христианскую церковь. Со временем Ахмед заметил особые благодатные изменения в ней, происходившие каждый раз, как она приходила с богослужения. Заинтересованный этим, он изъявил священнику желание присутствовать на литургии во время службы патриарха, и получил такую возможность. Как знатному гостю ему приготовили особое место. И вот, во время литургии этот мусульманский чиновник вдруг увидел, что когда патриарх благословлял народ, то от трикирия и пальцев его изошли лучи и перешли на головы всех христиан, и лишь его собственная глава осталась обделённой. Изумившись такому чуду, Ахмед изъявил желание немедленно креститься, что и было тайно совершено над ним, вероятно, самим патриархом. Некоторое время будущий мученик остаётся тайным христианином. Это явление имеет своё оправдание и в Писании: И сказал Нееман: если уже не так, то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа; только вот в чем да простит Господь раба твоего: когда пойдет господин мой в дом Риммона для поклонения там и опрется на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то, за мое поклонение в доме Риммона, да простит Господь раба твоего в случае сем. И сказал ему (Елисей): иди с миром.

http://pravoslavie.ru/put/sv/prav_islam....

Святой апостол Павел происходил из колена Вениаминова, до своего апостольского служения назывался Савлом. Родился он в киликийском городе Тарсе от знатных родителей и имел права римского гражданства. Савл был воспитан с надлежащей строгостью в отеческом законе и принадлежал к секте фарисеев. Для продолжения образования родители отправили его в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который был членом синедриона. Несмотря на веротерпимость своего учителя, который впоследствии принял святое крещение (память 2 августа), Савл был истовым иудеем, разжигавшим в себе ненависть к христианам. Он одобрил убиение архидиакона Стефана († 34; память 27 декабря), по некоторым свидетельствам приходившегося ему родственником, и даже охранял одежды тех, кто побивал святого мученика камнями ( Деян. 8:3 ). Он принуждал людей порицать Господа Иисуса Христа ( Деян. 26:11 ) и даже выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду, где бы они ни появлялись, и приводить их в Иерусалим связанными ( Деян. 9:1–2 ). Однажды, это было в 34 году, на пути в Дамаск, куда Савл был направлен с поручением от первосвященников предать на мучения укрывавшихся там от гонений христиан, Божественный Свет, превосходивший солнечное сияние, внезапно осиял Савла. Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твой; ибо Я для того явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» ( Деян. 26:13–18 ). Спутники Савла слышали голос, но слов разобрать не могли. Савл ослеп от сиявшего Божественного Света, он ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010