106 Напрасно Вейсс (Leben d. Heiligen 74, 295) сомневается в том, что Пелагия совершила подвиги в одежде инока. Известие очевидца не дозволяет сомневаться. Не оправдывают Вейсса выражения Менолога: «придя в Иерусалим и став монахиней, такое получила дерзновение у Бога, что совершила много чудес». Слова эти только не точно выражают дело. Точнее говорит Пролог по Синаксарю: «и власяная наложивши и в мужа претворившися, достиже гору Елеонскую и затворившися в келии и весь живот свой Богоугодно поживши, с миром почи о Господе». 110 Путешествия по изд. Сахарова, СПб. 1849 г., стр. 64. Паломник 1582 г.: «в полуденную страну горы Елеонския стоит церковь , а в ней гроб св. Пелагии; а владеют местом Турки, и стоит та церковь за печатию Турецких людей; а прежь того странники приходя грехи свои исповедали у того гроба». Ibid., стр. 147. Западный паломник Анзельм in descript. S. terrae в 1509 г. писал: «ниже места вознесения, сходя ступеней 20 или около того, место или келийка, где святая Пелагия совершила покаяние». – Thesaur. nionum. ed. Basnagii IV. 786. 111 Древнее сказание о св. Таисии in Vit. patr. 1,661–663 ed. Migne, Act. Sanet. Octob. IV, 223 S. в Четь-Минее на 8 окт. Краткие известия в Менологе и Синаксаре Минеи. 112 У Греков Гераклея, у Евреев Ганес, у Арабов Анас, один из городов Гептаномской провинции, расположенной между Нижним и Верхним Египтом, причислявшийся и к Верхнему Египту (Allidi Allberht. 2, 95. Landsh. 1844). Потамон, епископ Гераклейский, исповедник при Максиме, защитник Афанасия, мучен и замучен был арианами (Le-Quien. Or. ehr. 2, 582). Он должен бы быть поминаем в каноне сырной субботы. 113 О нём Руфин in hist. monach. с. 16. Палладий в Лавзаике гл. 57. В Синаксаре наставник Таисии называется, по родине, Сидонянином. Пафнутий Гераклейский, ученик Антония, не был епископом. Пафнутий, епископ Тайса, был защитником св. Афанасия и терпел изгнание; это тот, о котором Мартиролог под 11 сент. (Le-Quien Or. ehr. 2,519). У Вершинского (стр. 217) смешан Пафнутий преподобный Гераклейский с Пафнутием, епископом Тайса.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Долгих братьев» Феофил запретил принимать в какой бы то ни было монастырь Египта. До 300 нитрийских монахов, на кото­рых пало подозрение в приверженности учению Оригена , бежали в Палестину под защиту Иерусалимского архиепископа Иоанна, преемника святого Кирилла, который не разделял предубежде­ний Епифания Кипрского против Оригена . Среди них был и один из четырех «долгих» братьев Диоскор, а трое других отправились в столицу с жалобой на учиненный погром и свое изгнание. Предстоятель Константинопольской церкви принял бежен­цев, выслушал их жалобы и нашел их основательными, но, соблюдая каноническую дисциплину, не допустил их до слу­жения, пока они не будут оправданы в судебном порядке. Он обратился с письмом к осудившему их архиепископу Алексан­дрии, запросив у него объяснение по делу братьев. Феофил не стал отвечать Иоанну, но направил в Константинополь группу монахов-антиоригенистов. Посланцы Феофила, где только мог­ли, публично и шумно обвиняли архиепископа столицы в том, что он взял под свое покровительство еретиков. В этой ситуа­ции святой Иоанн посоветовал «долгим братьям» апеллировать к императорскому суду – они так и сделали, после чего Иоанн еще раз писал Феофилу, утверждая, что церковно-судебное раз­бирательство дела «долгих братьев» стало неизбежным. В сво­ем ответе Иоанну Феофил отвергал его право на вмешательство в дела Александрийской церкви. Императорский суд, рассмотрев жалобу «долгих братьев», оправдал их и одновременно осудил монахов, присланных Феофилом в столицу, за бесчинное поведение. По приговору суда одни из них были заточены в тюрьмы, другие отправлены на каторж­ные работы в каменоломни. Для вынесения окончательного решения по делу в Констан­тинополь вызван был Феофил. Отлагая отъезд, он через своих клевретов спешно искал сторонников за пределами Египта. Ему удалось вовлечь в интригу давнего соперника Иоанна Севериана Кавальского, Макария Магнезийского, который отказался признать юрисдикцию поставленного святым Иоанном митро­полита Ефесского Ираклида после низложения его предшествен­ника Антония, Квирина Халкидонского, столетнего старца Ака­кия Веррийского, человека ушедшей эпохи, и, что было особенно ценно, митрополита Гераклейского Павла. Дело в том, что Гераклея была главным городом провинции, на территории которой находился Константинополь, и до II Вселенского Собора кафедра Византия – Константинополя состояла в юрисдикции митропо­лита Гераклеи. Поскольку вопрос о границах юрисдикции епи­скопа Нового Рима еще не был решен положительно, можно было настаивать на том, что у Гераклейского митрополита остаются известные права относительно церкви столицы, – ив поздней­шее века привилегия возглавлять хиротонию епископа, постав­ляемого на Константинопольскую кафедру, принадлежала Гераклейскому митрополиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Стефан бар Судайле, 41 еп. Эдесский Сурин (Сурен), католикос Востока (754) Схоластик, монах ат-Табари Татиан Таума – см. Фома Тимоте – см. Тимофей Тимофей I, католикос Востока (780−823) Тимофей Анкерский Тимофей Элур, патриарх Александрийский Тувана 42 (Безбородый?), глава школы в Ришайне Фавст Византийский Фавста, св. Фаустин Феврония, св. Фекла – см. Деяния Павла и Феклы Феодор бар Кони (бар Конай) из Кашкара (VIII – IX в.) Феодор Мопсуэстийский Феодор (Map Феодор) Кашкарский – см. Феодор бар Кони Феодор, еп. Мару (Мерва) (VI в.) Феодор, еп. Самосаты (VIII в.) Феодор Стратилат, св. Феодор, монах, друг Григория Кипрского (IV в.) Феодор, сир. патриарх – см. Иоанн IX Феодора, императрица, супруга Юстиниана I Феодорит Кирский Феодосий I, патриарх Александрийский Феодосий I, католикос Востока (852−858) Феодосий II, император Феодосий (Роман Врач), сир. патриарх (887−896) Феодосии, еп. Эдессы (IX в.) Феофил бар Тома из Эдессы (786) Филимон, Хоравла и Аполлоний , св. Филипп, ученик Вардесана Филоксен (Аксенайа), еп. Маббуга Филоксен, еп. Багдада – см. Лазарь бар Савта Филофей, современник Иакова Серугского Финеас, мученик Флавиан I, патриарх Антиохийский (381−404) Флавиан II, патриарх Антиохийский (498−512) Фока из Синопа, св. мученик Фома, апостол – см. также Деяния ап. Фомы Фома бар Иаков, еп. Маргский, митр. Бет-Гармайский (IX в.) Фома Гераклейский – см. Фома Харкельский Фома Израильтянин – см. Евангелие Фомы Израильтянина Фома Харкельский (Гераклейский), еп. Маббуга (VII в.) Фома Эдесский (VI в.) Фома, ваятель Фома, диакон, грамматик Фотий, патриарх Константинопольский Фотин, манихей Хаббив 43 (Авив), мученик; см. также Мученичество Барсамьи и Хаббива Хазкиел (Иезекииль), католикос Востока (566−581) Харисий, Акакий и Феопомп, св. Харит ибн Габала (Арефа), царь Гассанидов Хенана из Хадьява (Адиабенский) (VII в.) XehahuшoI, 44 Старший (Хегира, Хромой), католикос Востока (685/686−700) Хенанишо II, католикос Востока (774−779) Хенанишо, монах Хикар – см. Ахикар Хинд, дочь царя Нумана

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Святая Гликерия твердо решила пострадать за Христа и рассказала о своем намерении христианам, просила их молиться о том, чтобы Господь послал ей твердость к перенесению страданий. 26 мая. ПРАВМИР. Церковь чтит память святой мученицы Гликерии Гераклейской. Святая Гликерия мученически пострадала за Христову веру во II веке во время гонения на христиан императора Антонина (138 — 161). Она происходила из знатного рода, отец ее Макарий был градоначальником Рима. Святая Гликерия рано лишилась отца и матери. Сблизившись с христианами, она обратилась к истинной вере и ежедневно посещала храм Божий. Правитель Троянополя Савин, получив императорский приказ о принуждении христиан к принесению жертв идолам, назначил для жителей города день общего поклонения идолу Зевсу. Святая Гликерия твердо решила пострадать за Христа и рассказала о своем намерении христианам, просила их молиться о том, чтобы Господь послал ей твердость к перенесению страданий. В день праздника Зевса святая Гликерия, начертав на своем челе знамение Креста, явилась в капище; святая стала на возвышение в лучах солнца, сняла покрывало с головы, показав всем святой Крест, начертанный на ее челе. Она горячо молилась Богу, чтобы Он вразумил язычников и сокрушил каменного идола Зевса. Внезапно послышался гром, статуя Зевса рухнула на пол и разбилась на мелкие части. В ярости правитель Савин и жрецы приказали народу побить святую Гликерию камнями, но брошенные камни не коснулись святой. Святую Гликерию заключили в темницу, куда к ней пришел христианский священник Филократ и укрепил мученицу на предстоявший ей подвиг. Утром, когда начались истязания, внезапно среди мучителей появился Ангел, и все они пали на землю, объятые ужасом. Отправившись в город Ираклию, Савин повелел вести туда же и святую Гликерию. В Ираклии святую Гликерию ввергли в раскаленную печь за отказ принести жертву идолам, но огонь в ней сразу погас. Тогда правитель, в безумной ярости, приказал содрать с головы святой Гликерии кожу. Потом обнаженную мученицу бросили в темницу на острые камни, она же непрерывно молилась и в полночь в темницу явился Ангел и исцелил ее раны.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Златоуст в это время заседал с преданными ему отцами (40 епископов). Феофил переправился из Константинополя в предместье Халкидона Руфиниану и оттуда отправил приглашение Иоанну явиться на собор «при Дубе», причем в качестве обвиняемого. Иоанн согласился, но потребовал, чтобы из числа судей были исключены его явные враги и прежде всего Феофил. Эти требования не были удовлетворены, и Иоанн не явился. Иоанн был осужден, причем Феофил поставил дело так, что он только присутствовал со своими епископами на соборе, а судил Иоанна митрополит Гераклейский Павел. Однако после землетрясения и скорого возвращения Иоанна Феофил был вынужден тайком бежать из Константинополя, спасаясь от разъяренной черни. На новый собор, который собрался по требованию Иоанна, Феофил не явился, а послал нескольких молодых египетских епископов, дав им инструкцию опираться на одно правило Антиохийского собора 341 г.: Иоанн был осужден на соборе, гражданская власть выполняла лишь соборное определение, поэтому без церковного разрешения, только по приказанию гражданской власти, Иоанн не мог вернуться; согласно правилу Антиохийского собора, епископ, вернувшийся без оправдания церковным судом, безвозвратно лишается права на занятие епископской кафедры. Пока отцы на соборе решали, признавать или нет это правило, дело фактически решил император Аркадий, который заявил, что он не может вступать в общение с епископом, над которым тяготеет церковное осуждение. Преемником Иоанна стал бесхарактерный Арзакий. Фактически Феофил стал первым епископом востока. Тогда он опять переменил свое мнение об Оригене и стал по-прежнему пользоваться его сочинениями. 471 Геракл, по-видимому, был родом из Александрии. Первоначально он был язычником, увлекался философией и «эллинскими науками». Вместе со своим братом Плутархом он был учеником Оригена в Александрийской школе. Вероятно, под влиянием Оригена оба брата крестились, и Плутарх даже принял мученическую смерть за веру. Геракл, изначально склонный к философии, увлекся богословием и стал соратником Оригена , который поручил Гераклу начальное преподавание в школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Homoia (μοα) по Аристотелю, есть то, чьи качественные определения тождественны, а не только сходны; поэтому «подобосущный» (омиусиос) есть то же, что «одинаковосущный», один и тот же по существу (или по сущности); но слово μοος (омиос) именно к «сущности» то (или существу) по-гречески и не прилагается, а прилагается только к качеству: сказать по-гречески «сущность А и В подобна» столь же дико, как сказать по-русски – «характер А и В тождествен». 73       Th. Schermann: Die Gottheit des heiligen Geistes nach der griechischen Vätern des IV Jahrhundert. 75       После Евсевия, когда православные вторично поставили Павла. Присланный изгнать Павла Гермоген убит толпой; Константий сам низлагает Павла (3-е консульство Константия). Македоний давний диакон константинопольской церкви, старик уже в 337 г. (Сокр. II, 6 и 12–13). 76       Ср. Филосторгий I, 2 (Mg. 461), между прочим, хвалит Евсевия как историка, но вменяет ему в грех , что он считал Божество непознаваемым и необъемлемым; но тот же упрек относится и к Арию и ко всем арианам (кроме Секунда и Феояы, и учеников Лукиана – Леонтия, Антония и Евсевия Никомидийского). По Арию, Бог γνωστος, κατληπτος, νεννητος даже для самого Единородного Сына. 77       Бл. Феодорит уже ясно различает πρσωπον (лицо в новом смысле, личность) и προσωπεον (личина). 79       По Филосторгию IX (MPG 65, 576С) при его поставлении многие кричали вместо ξιος – ανξιος (вместо: достоин – не достоин). Кто эти «многие»? Православные или строгие омеи? При поставлении главную роль играл Феодор, епископ Гераклейский. 80       Α.Υ. Mason. The five theological orations of Gregory of Nasiansus Cambridge University Press 1899. 81       Списки отцов в хронике Михаила Сирийского, см. Geizer, в Bysant. Zischr. XII, с. 126 и слд. 82       По Филосторгию, в 358 г. Василий Анкирский запретил Кириллу служение, а Марис, Евдоксий, Акакий etc. «держали его в чести». Филосторгий IV, 12 (Mg 525 AB). 83       См. Schmdt, Zur Echtheitsfrage des Nie.-Const. Symbol, Neue kirchliche.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

XIII. Св. Таисия служит образцом дивного духовного плача о грехах, совершенных против седьмой заповеди закона Божия. Отечество св. Таисии, равно как и город, где жила она, неизвестны. Известно только то, что она жила в Египте; воспитанная матерью, женщиной дурного поведения, Таисия с юных лет предалась постыдной развратной жизни: обладая внешней красотой, юная дева привлекла к себе толпы поклонников, которые друг перед другом старались приобрести себе расположение молодой прелестницы. Богатые разорялись ради Таисии; запальчивые юноши в горячем споре из-за нее нередко лишались жизни. А сколько молодых и счастливых семейств расстроилось, благодаря молодой развратнице! Но Богу угодно было возвратить Таисию от этой постыдной и греховной жизни на путь истины и спасения. В Египте в Гераклейском монастыре жил святой старец Пафнутий. Многих грешников обратил преподобный на путь добродетели. Услышав о Таисии, Пафнутий снял с себя убогую иноческую одежду и в наряде светского человека с запасом денег явился в дом молодой красавицы. Пришедши к Таисии, Пафнутий просил ее назначить свидание в таком тайном месте, где бы не только люди, но и Бог не увидал их. Таисия, в душе которой еще не заглохли мысли о Боге, с улыбкой отвечала, что это невозможно, так как Бог везде и все видит. Тогда преподобный живо представил ей всю тяжесть ее грехов и то, какой страшный ответ должна дать она Богу за обольщенных ею и погибших из-за нее людей. Слова святого инока глубоко тронули душу грешницы, и сердце ее озарилось небесным светом. Обливаясь слезами, упала она к ногам преподобного и сказала: «Подвергни меня, какому угодно, покаянию; чувствуя мерзость мою, трепещу мук, готовых для меня, но и надеюсь, что твоими молитвами Бог помилует меня; дай мне не более трех часов времени, нужного мне, и я явлюсь, куда прикажешь, и выполню все, чего бы ни потребовал ты от меня». Пафнутий согласился и назначил место свидания. Таисия собрала все свои сокровища, приобретенные путем нечестной жизни, приказала их сложить в кучу на городской площади, и сама торжественно зажгла все это. Этим она показала, что открыто признает всю гнусность своей прежней жизни и сокровища свои, плоды распутной жизни, считает не стоящими даже и того, чтобы раздать их бедным. После этого она явилась в назначенное Пафнутием место. Преподобный свел ее в женский монастырь. Здесь ее заперли в тесную келью; в малое окошечко приказано было подавать кающейся только ломоть хлеба и несколько воды. Таисия спросила свят. Пафнутия, как должна она молиться Богу. Преподобный отвечал: «Ты не достойна призывать Бога и именовать Его твоими устами, – не достойна и поднимать руки к небу, уста твои полны нечестия, и руки осквернены преступлениями, обратясь к востоку, повторяй одно: “Создавший меня, помилуй меня!”

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На этом соборе, где, по словам египетских епископов, комит говорил, а присутствовавшие молчали или, лучше сказать, повиновались ему 103 , Евсевий кесарийский занимал видное место, что, вероятно, и было причиною крупной, доставшейся на его долю, неприятности, которую он получил от гераклейскаго епископа Потамона, своего стараго знакомаго по египетскому заключению, явившегося теперь на собор в качестве приверженца Афанасия. По словам Епифания, Потамон был человек, который не приучил себя к сдержанности и обладал сангвиническим темпераментом 104 , глубоко возмущенный тем обстоятельством, что Евсевий кесарийский , которого он привык считать еретиком, является судьей великого Афанасия, он, едва сдерживая слезы, обратился к Евсевию с горькими упреками. Что это такое значит, Евсевий? – воскликнул он – ты сидишь, а невинного Афанасия заставляешь стоять перед собою в качеств обвиняемого? Кто может равнодушно снести это? Не был ли ты во время преследования вместе со мною под стражею? Однако я потерял око за истину, ты же не лишился ни одной части тела и не был подвергнут пыткам, а живой и невредимый сидишь здесь. Каким образом вышел ты из темницы, если не дав обещание нашим гонителям, что совершишь мерзостное дело (жертвоприношение идолам) или, быть может, уже совершил его?» Услышав это Евсевий в гневе встал со своего места и прервал судебный процесс, сказав: «если вы позволяете себе и здесь третировать нас таким образом, то можно ли сомневаться в истинности слов ваших обвинителей? И если вы поступаете таким образом здесь, то что же после этого вы делаете дома?» 105 . В то время, как Евсевий вместе с единомысленными ему епископами находился в Тире, в этот город прибыль от царя царский скорописец Мариан с предписанием, чтобы епископы отправились на освящение устроенного в Иерусалиме, на краниевом месте, храма 108 ; тут Евсевий забыл недавнюю неприятность, полученную им в Тире, и с удовольствием принял участие в Иерусалимском торжестве. «Тут то и мы – говорит он о себе, – удостоенные благ не по заслугам, почтили праздник различными, обращенными ко всему собранию беседами, и письменно то изъясняли выражения царского вкуса к прекрасному, то принаровляли к настоящему случаю пророческие видения 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь расположен юго-восточнее Севастополя, между Мраморной балкой и мысом Фиолент, на Гераклейском полуострове, на верхней террасе берега, отвесно обрывающегося с запада к морю. Монастырь Святого Георгия на мысе Фиолент - один из первых в Крыму объектов паломнического туризма. Существует предание об основании Балаклавского Георгиевского монастыря, гласящее из рода в род, что греки во время плавания по Черному морю, были застигнуты страшною бурею и гонимы волнами к огромным острым камням, видя свою неизбежную погибель, воззвали о спасении к великомученнику Георгию, и он, услышав вопль их сердечный, явился на большом камне, отстоящем от берега в десяти саженях, и буря в тот же час утихла. Греки, бывшие на краю гибели, спасенные покровительством великомученника, в знак благодарности близ того самого места, где погибали, устроили в скале, где ныне Георгиевская церковь, около 891 года, пещерную церковь и поставили чудотворную икону. Более других набожные стали жить при храме постоянно, и положили основание обители имени святого великомученика Георгия Победоносца. До присоединения Крыма к Росии, Свято-Георгиевский монастырь находился в зависимости от Константинопольского патриархата. В 1794 г. его подчинили святейшему синоду, и он стал официально именоваться Балаклавским Георгиевским монастырем. К 1854 г. в обители имелось три храма: святого Георгия (построен в 1816 г. на месте старинной одноименной церкви, домовой храм святого Дмитрия и церковь во имя Воздвижения Чесного Креста (сооружена в 1850 г). В 1810-15 годах на месте старого и уже обветшавшего был возведен новый Георгиевский храм (при расчистке места для постройки рабочие обнаружили пещеру - остатки древней пещерной церкви; к сожалению, эту пещеру вновь засыпали). Храм представлял собой здание с одним куполом, установленным на круглом световом барабане с широкими полукруглыми окнами. Вход был оформлен в виде портика с четырьмя колоннами дорического ордера и треугольным фронтоном. Храм представлял собой здание с одним куполом, установленным на круглый световой барабан с широкими полукруглыми окнами. Вход был оформлен в виде портика с четырьмя колоннами дорического ордера и треугольным фронтоном. Крышу покрыли железом, выкрашенным в зеленый цвет. Большие прямоугольные окна украсили подоконниками из белого мрамора.

http://sobory.ru/article/?object=02946

Изображение иконы Гликерия Ираклийская, Гераклейская, дева, мц. #32312 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Гликерия Ираклийская, Гераклейская, дева, мц. #32312 Эта страничка относится к разделу   Гликерия Ираклийская, Гераклейская, дева, мц. Скачать или распечатать изображение 32312.jpg 1836x2238, 4.11 MPix, 1344 Kb. 15.5x18.9cm @ 300DPI (23.3x28.4cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 2 (141) , (3) . в этом году (за прошлые годы с 2018-07-23) Происхождение изображения: Загружено 2018-07-23, анонимно. Описание: Икона Гликерия Ираклийская, Гераклейская, дева, мц.Литография Фесенко. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Гликерия Ираклийская, Гераклейская, дева, мц. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-32312

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010