Часто брак как бы подготавливает известных нам святых к пути полного отречения от мира, дает им созреть – как это было в жизни преподобномученицы Елисаветы или праведного отца Алексия Мечева. Известны случаи, и немало, когда супруги по обоюдному согласию расходились по монастырям, как родители преподобного Сергия – Кирилл и Мария, как князь Петр и княгиня Феврония. А некоторым из таких пар Господь судил встретиться снова в конце жизни, как преподобному Серафиму Вырицкому и его жене, принявшей великую схиму. Другие святые супруги прошли по жизни бок о бок и встретили смерть вместе, как, например, священномученик Владимир Джуринский и его жена Евфросиния, расстрелянные в 1920-м году, или царственные страстотерпцы Николай и Александра. Эти судьбы убеждают, насколько промыслительно Господь посылает людей навстречу друг другу и дает им пройти отрезок жизни вместе – в супружестве. Супруги-мученики Апостол Акила и его жена Прискилла Древние времена изобилуют примерами мученичества христиан, поэтому неудивительно, что одни из первых прославленных супругов были мучениками. Это апостол Акила – епископ Гераклейский, ученик апостола Павла – и его жена Прискилла, вместе проповедовавшие в Азии, Ахайе, Ираклии и убитые язычниками. Это мученики Зоя и Еспер, бывшие рабами и замученные за свою веру вместе с сыновьями Кириаком и Феодулом во времена гонения императора Адриана во II веке. Это святые мученики Терентий и Неонилла Сирийские и их семеро детей: они жили в III веке и были истязаемы и в конце концов обезглавлены за безбоязненное исповедание Христа. Это мученик Хрисанф и его жена Дария, вступившая в брак языческой жрицей, но принявшая веру мужа. По обоюдному согласию они решились на фактически монашеский образ жизни и, будучи в браке, жили как брат и сестра – и были замучены и живыми зарыты в землю язычниками. Это супруги Адриан и Наталия Никомидийские – в их семье, наоборот, муж уверовал следом за женой. Будучи чиновником, он собственноручно вписал себя в список христиан, приговоренных за веру в Христа к смерти, и был подвергнут мучительной казни. Но и Наталия, хоть ее не тронули, почитается мученицей. На ее глазах истязали Адриана, и жена укрепляла его, а после его смерти отказалась повторно выйти замуж и вскоре после этого скончалась на гробе супруга. Обоим было не более 30 лет.

http://pravoslavie.ru/95128.html

Агафодор Херсонесский , еп., сщмч. (7/20 марта) Агафон Печерский , прп., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (20 февраля/5 марта; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Агафоник Никомидийский , Силиврийский, мч. (22 августа/4 сентября) Агафоника Пергамская , мц. (13/26 октября) Агафопус Критский , мч. (23 декабря/5 января) Аггей , пророк, из 12-ти малых пророков (16/29 декабря) Агриппина Римляныня , мц. (23 июня/6 июля) Агриппина Ржевская , блгв. кн. (14/27 июля) Адриан Никомидийский , мч. (26 августа/8 сентября) Адриан Пошехонский , Ярославский, игумен, сщмч. (5/18 марта; 23 мая/5 июня [Ростов.]; 19 ноября/2 декабря) Азария Вавилонский , отрок (17/30 декабря) Аифал Персидский , диакон, сщмч. (1/14 сентября; 3/16 ноября) Акакий Афонский , прмч. (1/14 мая) Акакий Синайский , прп. (7/20 июля; 29 ноября/12 декабря) Акепсим Наессонский (Анисский), Арбельский, Персидский, еп., сщмч. (3/16 ноября) Акила , ап. от 70-ти, еп. Гераклейский, сщмч,, ученик ап. Павла (4/17 января ап.]; 14/27 июля) Акилина Старшая , Библская (Финикийская), мц. (13/26 июня) Акиндин Персидский , мч. (2/15 ноября) Александр (в схиме Алексий) Невский , блгв. вел. князь (23 мая/5 июня [Ростов.]; 30 августа/12 сентября; 23 ноября/6 декабря) Александр (Хотовицкий), протопресвитер, сщмч. (21 ноября/4 декабря; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Александр Африканский , воин, мч. (10/23 апреля) Александр Египетский , Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Александр Египетский , Кесарийский (Палестинский), мч. (другой) (15/28 марта) Александр Константинопольский , патр. (30 августа/12 сентября) Александр Куштский , прп., игумен (9/22 июня) Александр Ошевенский , прп., игумен (20 апреля/3 мая) Александр Свирский , прп. (17/30 апреля; 30 августа/12 сентября) Александра Римская , Никомидийская, императрица, мц., супруга имп. Диоклетиана (23 апреля/6 мая) Алексий Московский и всея России, митр., чудотворец (12/25 февраля; 20 мая/2 июня; 5/18 октября свт.]) Алексий Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (24 апреля/7 мая; 28 сентября/11 октября [Печер.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Четырнадцатый день. Поучение 2-е. Св. ап. Акила. (Верующие должны быть единодушны.) I. Св. апостол Акила, память коего ныне, родом еврей из Понта, уверовавший в Господа Иисуса, жил в Риме с женою своей Прискиллою. По случаю волнений между иудеями, кесарь Клавдий изгнал их всех из Рима, и тогда Акила переехал в Коринф, где жил ремеслом своим; он делал палатки. Когда из Афин прибыл в Коринф апостол Павел, то он поселился в доме Акилы и оба они работали вместе, занимаясь одним ремеслом. Павел нашел в Акиле и жене его сотрудников ревностных; они помогали ему распространять слово Божие, радостно подвергаясь гонениям и опасностям за святое дело. Они последовали за Павлом и в Ефес и там трудились с тем же усердием. В Деяниях упоминается, что когда Аполлос из Александрии стал учить о Господе, Акила и Прискилла приняли его и также объяснили ему пути Господни, ибо Аполлос знал только крещение Иоанново. Когда же Аполлос ушел в Ахаию, Акила и Прискилла дали ему письма к тамошним ученикам, дабы его приняли с любовью. «Так единодушно действовали тогда верующие» с «усердием, и духом горящим», служа Богу всеми силами, всеми средствами своими. Горячая любовь соединяла их; все они считали себя братьями во Христе и как братья любили друг друга. Во многих посланиях своих апостол Павел упоминает о верных сотрудниках своих; между прочим в послании к римлянам говорит: «приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, и домашнюю их церковь » ( Рим. 16, 3–4 ). Акила и Прискилла в то время уже опять жили в Риме, ибо кесарь Клавдий умер, и закон его потерял силу свою; но недолго оставались они там. Посвятив всю жизнь свою на служение Богу, они возвратились к первым трудам в Малую Азию и опять жили в Ефесе; полагают, что Акила проповедывал и во многих других странах и принял мученическую смерть от неверных. II. Поучимся, братие, и мы из примера апостолов единодушию. Оно требуется и от нас единством нашей природы и единством нашего назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пробывши в Коринфе год и шесть месяцев, уча слову Божию и побеждая при содействии Христовом иудеев и язычников, Павел отплыл в Сирию; за ним, как за своим учителем и виновником спасения, последовали Акила и Прискилла, сильно привязавшись к нему духовной любовью. С ними и другими своими последователями Павел пристал в Ефесе 4672 , затем, желая на приближающийся праздник Пасхи быть в Иерусалиме, он Акилу с Прискиллой оставил в Ефесе для наставления ефесян в святой вере Христовой, а сам отправился в Иерусалим 4673 , обещаясь опять возвратиться в Ефес. После отшествия Павла прибыл в Ефес еврей Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сильный в книжном учении; он был оглашен в пути Господнем, горячо проповедовал и учил о Господе, но крещения во святую Троицу еще не принимал, зная только крещение Иоанново. Акила и Прискилла, услышавши в собрании смелую проповедь Аполлоса, пригласили его к себе и более определенно разъяснили ему путь Господень ( Деян.18:24–28 ). После этого святой Павел возвратился из Иерусалима в Ефес и отсюда написал первое свое послание веровавшим во Христа Коринфянам, оканчивая его такими словами: – Приветствуют вас усердно Акила и Прискилла с домашней их церковью ( 1Кор.16:19 ), – то есть со слугами своими. После этого умер царь Клавдий, и евреям снова возвращена была свобода жить в Риме, каждый из них возвращался в Италию на прежнее свое место, к своему имению, тогда и Акила с Прискиллой возвратились в Рим. Когда святой Павел пришел снова в Коринф и писал оттуда послание к Римлянам, то не забыл в нем послать приветствие своим любезным ученикам, говоря в последней главе так: – Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою положили за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников ( Рим.16:3–4 ). В Риме святой Акила был не долгое время и с женою своею пошел снова в Асию 4674 , будучи назначен епископом и послан туда своим учителем Апостолом Павлом на проповедь слова Божия. Пришедши в Ефес, он помогал в трудах святому Апостолу Тимофею, ученику Апостола Павла 4675 , поставившего его епископом для ефесян и оставившего его здесь, как он говорит в первом своем послании, к нему, писанном из Лаодикии: – Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе ( 1Тим.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Видимо, что Акила еще в Понте был предрасположен к принятию евангельского учения, но окончательное наставление в истинах Христовой веры преподает ему и его супруге (Прискилле) ап. Павел. Из дома Акилы св. апостол во всякую субботу выходил в синагогу и убеждал иудеев и эллинов, что Иисус есть Христос; чрез несколько времени он оттуда (из помещения Акилы) перешел к некоторому чтущему Бога именем Иусту побуждением к сему было то, что дом Иуста находился) близ синагоги и св. Павел не только не прерывал добрых отношений к Акиле и Прискилле, но нашел в них ревностных сотрудников в проповедании слова Божия. Когда в Коринфе иудеи и эллины восстали против св. Павла и его сотрудников, тогда апостол, пробыв еще довольно дней, отплыл в Сирию и с ним отправились Акила и Прискилла. Достигши Ефсса Павел оставил их в этом городе, а сам вознамерился, отправиться в Иерусалим на приближающийся праздник (Пасхи и Пятидесятницы). Акила и Прискилла, оставшись в Ефесе, обратили свой дом в церковь , в постоянное собрание верующих во Христа, что видно из 1-го послания ап. Павла к Коринфянам, написанного в Ефесе (в 58 г.). «Приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью» ( I Kop. XVI, 19 ), а в послании к Римлянам (написанном в 59 г.) ап. Павел во главе всех своих (многочисленных) сотрудников ставит Акилу и Прискиллу, как главных своих сподвижников, готовых и умереть за него. «Приветствуйте Акилу и Прискиллу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но все церкви из язычников; приветствуйте и домашнюю их Церковь » ( Puмл. XVI, 3–4 ). Как важна была деятельность этой почтенной четы супругов, видно, из того, что они приобрели для церкви красноречивого, знаменитого оратора и мужа сведущего в Писании, Аполлоса, приняли его в свой дом и точнее объяснили ему путь Господень ( Дeяh. XVIII, 24–26 ). Из книг свящ. Писания видно, как св. Акила и Прискилла из-за ап. Павла подвергались опасности лишиться своей жизни («по души моея своя выи положиша»).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Св. Златоуст и другие полагают, что это было во время какого либо возмущения против апостола в Коринфе ( Дeяh. XVIII, 12 ) или в Ефесе ( Дeяh. XIX, 23–40 ). Из Рима, вероятно, в гонение Нерона, Акила и Прискилла возвратились в Ефес и последнее об них упоминание находится в 2-м послании к Тимофею, написанном ап. Павлом пред своею кончиною. «Приветствуй Прискиллу и Акилу и Дом Онисифоров» (IV, 19). Думают, что апостол отправил их в Ефес в помощь любимому своему ученику Тимофею, поставленному им во епископа этому городу. О дальнейшей деятельности святой четы нет сведений в Новозаветных книгах Св. Писания. По церковному преданию сообщается, что св. Акила был епископом в разных местах во Асии, Ахаии и Ираклии и скончался мучеником. Св. Димитрий Ростовский на основании древнего сказания, пишет, что св. Акила (апостол Христов), проповедуя во Асии, Ахаии и Ираклии, многое множество душ человеческих приведя ко спасению, от идольского неистовства к благоразумно обратив и крестив. Пройдя и иныя различные страны, благовествуя всюду царствие Божие, проповедию святою просвещая, и многие идолы сокрушив и церкви воздвиг, и священники поставил, и напасти не мало претерпев, убиен бысть от неверных и обрете покой на небеси с прочими св. апостолами " (Четьи Минея 14 июля). Есть, впрочем мнение, что ап. Акила был обезглавлен в Риме в царствование Нерона вместе с супругою. Предание это основывается на том, что св. Акила в Риме имел свой дом, на месте коего ныне церковь св. Приски (или Прискиллы), но едва ли в честь Прискиллы, супруги Акилы, была построена эта церковь; были в Риме и другие мученицы с этим именем (как то: супруга ап. Пуда – см. о сем апостоле, знатная римлянка Прискилла, упоминаемая 19 мая и другие). Св. Иоанн Златоуст в честь ап. Акилы и Прискиллы составил несколько (три) бесед, в которых восхваляет их подвиги и особенно прославляет их труды по благоустройству церкви! «Столько они были добродетельны, пишет святитель, что обратили дом свой в церковь, так что все их домашние сделались верными, и дом их был отверст для всех странных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Тем удивительнее будет убедиться в том, что апостольское христианство было очень хорошо знакомо с феноменом проповедующей, учащей женщины. Самой упоминаемой проповедницей Нового Завета является Прискилла  . Из Деян.18.2–3 мы узнаем, что Прискилла и ее муж Акила являются иудеями, бежавшими из Рима после известного указа Клавдия. Изгнанные из Рима, Прискилла и Акила, осели в Коринфе. Они, как и Павел, были ремесленниками и изготовляли палатки, и поэтому Павел остановился жить у них. Когда же Павел оставил Коринф и направился в Ефес, Акила и Прискилла отправились туда вместе с ним и остались в Ефесе (Деян. 18,18). В Римл.16.3–4 Павел пишет: Приветствуйте Прискиллу и Акилу, compyдhukob (mous sunergous тои) моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, и домашнюю их цepkobь (kai pasai ai ekklhsiai twn eqnwn). Из этого отрывка мы узнаем, что Акила и Прискилла являются соратниками и помощниками Павла в миссионерском служении. Кроме того, они — лидеры домашней Церкви. О ее существовании мы узнаем также и из 1 Кор. 16,19. В последний раз мы встречаем их во 2 Тим.4,19. В 4 из 6 упоминаний имен этих супругов имя Прискиллы стоит на первом месте. Это дает основание Андреасу Костенбергеру предположить, что «Прискилла была обращена раньше своего мужа, возможно, она привела Акилу к вере во Христа, или она играла более значительную роль в жизни и деятельности Церкви, чем ее муж»  . Дальше этот же исследователь пишет: «Прискилла и Акила были среди наиболее важных союзников Павла в его миссии среди язычников, они играли важную роль в основании таких великих центров как Эфес, Коринф, Рим. Вместе они основывали домашние церкви в своих домах, куда бы они ни шли, учили других (например, Аполлоса) и даже «рисковали своей головой» ради Павла»  . В не меньшей степени известна другая миссионерская пара: «Андроник и Юния, сродники мои и узники со мною, прославившиеся между Апостолами и прежде меня еще уверовавшие во Христа» . Деятельность Юнии и ее супруга оказывается столь известной, что о ней знают все апостолы. Выражение epishmoi en tois apostolois часто трактуют в том смысле, что Павел относит их служение капостольскому. Иначе говоря, в упомянутой Иунии мы видим уникальный пример женщины — апостола.

http://predanie.ru/book/217334-zhenskie-...

Будь осторожен, чадо, чтобы не наступить на змею, не упасть в яму, не встретиться с волком, не зайти в омут, не свернуть с дороги и не заблудиться в дремучем лесу! Так мать назидает свое дитя, тревожась о его теле. Не с меньшей любовью Церковь увещевает человека, опасаясь за его душу. Будьте, дети, трезвенными и бдительными! Исконный ваш соперник, диавол, не знает отдохновения и не спит, но, точно голодный лев, бродит и ищет, кого растерзать и поглотить. Трезвитесь и бодрствуйте , ибо вы подобны овцам, а он – льву. Овцы, почувствовав смердящий запах волка, бегут к своему пастуху. Трезвитесь и вы, – и вы ощутите смрад диавола, когда он к вам приближается. Тогда немедленно бегите под защиту своего Пастыря, Владыки Христа. Смрад же диавола ощутите вы и в своих помыслах, и в своих чувствах, и в своих намерениях, и в плотских похотях. Всё, что станете вы представлять, воображать, ощущать, замышлять, желать вопреки Христу и Христову закону, – знайте, что всё это диавольская западня, диавольский смрад; знайте – и бегите к своему Пастырю, вперяя и устремляя к Нему весь ум, и всё сердце, и всю душу, и всё тело. Господи Иисусе, Пастырь наш трезвенный и внимательный, соделай и нас во всякий час таковыми, чтобы враг наш не застал нас врасплох и не поглотил. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 14 июля 1. Св. апостол Акила . Один из семидесяти Апостолов. Как еврей жил сначала в Италии со своей супругой Прискиллой. Когда император Клавдий повелел изгнать всех евреев из Рима и Италии, тогда Акила переселился в Коринф, где с ним впервые познакомился апостол Павел. Сей апостол жил в его доме полтора года, крестил Акилу и его супругу. Пылая ревностью ко Христовой вере, Акила и Прискилла сопровождали Павла до Ефеса, помогая ему в апостольском деле. Из Ефеса Павел написал свое Первое послание к Коринфянам, в конце которого говорит: Приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью (16:19). По смерти императора Клавдия евреям было разрешено вернуться в Италию, и Акила с Прискиллой возвратились в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Через полтора года апостол Павел отправился в Сирию. Вместе с ним отправились святые Акила и Прискилла. В Ефесе апостол Павел оставил их для проповеди слова Божия ефесянам, а сам отбыл в Иерусалим. Известно влияние святых Акилы и Прискиллы на одного из известных вероучителей того времени, Аполлоса, впоследствии ставшего апостолом от семидесяти. Аполлос во многом верно учил о Христе, но знал только Иоанново крещение. Святые Акила и Прискилла разъяснили ему учение Христа Спасителя. После смерти императора Клавдия святые Акила и Прискилла вернулись в Рим, но пробыли там недолго. Апостол Павел назначил святого Акилу епископом в Асию. Святые Акила и Прискилла усердно трудились, проповедуя слово Божие не только в Асии, но и в Ираклии, и Ахаии. Проповеди святых Акилы и Прискиллы постоянно сопутствовала молитвенная помощь апостола Павла. О его постоянной памяти о своих учениках известно по при ветствиям в апостольских Посланиях. Так, в Послании к Римлянам апостол Павел писал: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все Церкви из язычников, и домашнюю их церковь » ( Рим.16:3–4 ). Святые Акила и Прискилла приняли смерть от язычников. Мощи святых находятся в Риме. Святые мученики Кирик и Иулитта пострадали за Христа около 305 года в царствование римского императора Диоклитиана (284–305). Они жили в г. Иконии Ликаонийской области (Малая Азия). Святая Иулитта происходила из рода римских императоров, была христианкой. Рано овдовев, святая Иулитта одна воспитывала маленького сына Кирика. Когда в Ликаонийской области началось воздвигнутое императором Диоклитианом гонение на христиан, святая Иулитта оставила свой дом и вместе с трехлетним сыном и двумя верными служанками отправилась странствовать. Скрывая свое происхождение, она, как странница и нищая, пришла в сирийский город Селевкию, но и там язычники жестоко мучили христиан. Тогда святая Иулитта отправилась в киликийский город Тарс и поселилась там среди бедняков. Однако в скором времени ее узнали и вместе со святым Кириком отвели на суд к гонителю христиан игемону (правителю) Александру. Святая Иулитта, укрепленная Господом, исповедала себя христианкой. У нее отняли ребенка и стали жестоко избивать. Святой Кирик, видя мучения матери, рыдал и вырывался из рук державших его язычников. Игемон взял святого Кирика на руки и стал его утешать, но мальчик еще более взволновался и стал громко восклицать: «Я христианин, пусти меня к матери». Тогда разгневанный игемон бросил его с высоты своего помоста на каменные ступени. Святой Кирик покатился по ним и, обагрив их своей кровью, мученически скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пробывши в Коринфе год и шесть месяцев, уча слову Божию и побеждая при содействии Христовом иудеев и язычников, Павел отплыл в Сирию; за ним, как за своим учителем и виновником спасения, последовали Акила и Прискилла, сильно привязавшись к нему духовной любовью. С ними и другими своими последователями Павел пристал в Ефесе [ 7 ], затем, желая на приближающийся праздник Пасхи быть в Иерусалиме, он Акилу с Прискиллой оставил в Ефесе для наставления ефесян в святой вере Христовой, а сам отправился в Иерусалим [ 8 ], обещаясь опять возвратиться в Ефес. После отшествия Павла прибыл в Ефес еврей Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сильный в книжном учении; он был оглашен в пути Господнем, горячо проповедовал и учил о Господе, но крещения во святую Троицу еще не принимал, зная только крещение Иоанново. Акила и Прискилла, услышавши в собрании смелую проповедь Аполлоса, пригласили его к себе и более определенно разъяснили ему путь Господень (Деян.18:24–28). После этого святой Павел возвратился из Иерусалима в Ефес и отсюда написал первое свое послание веровавшим во Христа Коринфянам, оканчивая его такими словами: — Приветствуют вас усердно Акила и Прискилла с домашней их церковью (1 Кор.15–19), — то есть со слугами своими. После этого умер царь Клавдий, и евреям снова возвращена была свобода жить в Риме, каждый из них возвращался в Италию на прежнее свое место, к своему имению, тогда и Акила с Прискиллой возвратились в Рим. Когда святой Павел пришел снова в Коринф и писал оттуда послание к Римлянам, то не забыл в нем послать приветствие своим любезным ученикам, говоря в последней главе так: — Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою положили за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников (Рим.16:3–4). В Риме святой Акила был не долгое время и с женою своею пошел снова в Асию [ 9 ], будучи назначен епископом и послан туда своим учителем Апостолом Павлом на проповедь слова Божия. Пришедши в Ефес, он помогал в трудах святому Апостолу Тимофею, ученику Апостола Павла [ 10 ], поставившего его епископом для ефесян и оставившего его здесь, как он говорит в первом своем послании, к нему, писанном из Лаодикии: — Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе (1 Тим.1:2).

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010