– 1994 (1995). – Вып. 4. – С. 31–88; Айбабин А. И., Хайрединова Э.А. Новый комплекс с пальчатыми фибулами с некрополя у с. Лучистое//МАИЭТ. – 1996. – Вып. 5. – С. 85–93, Айбабин А. И., Хайрединова Э.А. Ранние комплексы могильника у села Лучистое в Крыму//МАИЭТ. – 1998. – Вып. 6. – С. 274–311; Хайрединова Э.А. Женский костюм с большими пряжками с христианской символикой из Юго-Западного Крыма//X сб. – 1999.– Вып. 10.– С. 334–348; Хайрединова Э.А. Женский костюм варваров Юго-Западного Крыма в V – первой половине VI вв.//МАИЭТ. – 2002. – Вып. 9. – С. 53–118; Радочин В.Ю. Новые антропологические материалы из могильника у с. Лучистое//МАИЭТ. – 2002. – Вып. 9. – С. 119–134; Хайрединова Э.А. Обувные наборы V–VII вв. из Юго-Западного Крыма//МАИЭТ. – 2003. – Вып. 10. – С. 125–160; Радочин В. Ю. Антропологические материалы из погребений V-IX вв. могильника у с. Лучистое//МАИЭТ. – 2003. – Вып. 10. – С. 161–171. 540 Яшаева Т. Ю., Оленина Е. Ф. Отчет экспедиции Херсонесского заповедника об охранных комплексных исследованиях на хоре Херсонеса в 1980 году//Архив НЗХТ. – Д. – А. 33–43; Яшаева Т.Ю. Отчет о раскопках средневекового храма на м. Безымянный в 1997 г.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 1–52 (однонефный храм X в. на Феоленте); Яшаева Т. Ю., СозникВ. В. Отчет о раскопках Гераклейской экспедиции Херсонесского Гос. историко-археологического заповедника. Ч. 3.1983//Архив НЗХТ. – Д. – 97 л.; Яшаева Т.Ю. Средневековые поселения ближней округи Херсонеса на Гераклейском полуострове//Византия и народы Причерноморья и Средиземноморья в раннее средневековье: Тезисы докл. междунар. конф. – Симферополь, 1994.– С. 79; Яшаева Т.Ю. Раннесредневековое поселение в предместье Херсона на Гераклейском полуострове//X сб. – 1999. – Вып. 10. – С. 349–358 (поселение VI–X вв. на правом берегу Камышовой бухты, на месте античного надела 542 Якобсон A.A. Раннесредневековые сельские поседения Юго-Западной Таврики//МИА. – 1970. – – С. 147; ср.: Якобсон A.A. Культура и этнос раннесредневековых селищ Таврики//АДСВ. – Свердловск, 1973. – Сб. 10. – С. 131–138. 543 Ср.: Якобсон A.A. Отчет о раскопках средневекового сельского поселения близ села Гончарное. 1964 г.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 1–22; Якобсон А. А. Раннесредневековые сельские поселения... – С. 59–145. 545 Романчук А. И., Шандровская В. С. Введение в византийскую археологию... – С. 25–42; Романчук А. И, Щеглов А. Н. Проблема культурного слоя в византийской археологии//ВВ. – 1998. – Т. 55 (80). – С. 178–183; Романчук А.И. Очерки. – С. 82–85. 546 Айналов Д.В. Докладная записка об исследовании Херсонеса, приложение к письму гр. Уваровой, пр. МАО НЗХТ. – Д. – А. 23 об. Читать далее Источник: С 65 Византийский Херсон (вторая половина VI — первая половина X вв.) Очерки истории и культуры. Часть I/Харьков—Москва: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2013. — 600 с.: ил. — (Византия и ее окружение). ISBN 978-5-91244-077-9: ISBN 978-5-91244-080-9 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Античная эпоха На протяжении почти всей истории до присоединения к России в кон. XVIII в. К. не развивался как единый политико-адм. регион. Существенные географические и климатические различия областей К. обусловили образование на полуострове 3 основных исторических зон: горного Юж. и Юго-Зап. К., тяготевшего к Херсонесу (с VI в. по Р. Х. Херсон); степного Вост. К., связанного в древности с историей Боспорского царства (см. Боспор ); степного Центр. и Сев. К., где в разное время сменяли друг друга кочевые племена и их гос. образования. Каждый из регионов во все эпохи древности и средневековья имел свой этно-социальный, политический и культурный облик. Регионы развивались параллельно, могли оказывать влияние друг на друга, но крайне редко объединялись в форме к.-л. политических союзов или адм. структур. При этом ситуация в разных регионах К. могла быть противоречивой. Упадок одной из зон соседствовал с одновременным подъемом и ростом влияния другой и т. п. История Юж. и Вост. К., обладающего удобными гаванями и имеющего морское сообщение с Причерноморьем и всем Средиземноморьем, оказалась тесно связана с развитием классической античной цивилизации, древнегреч., ближневост., рим. и визант. культур. История Центр. и Сев. К. стала неотъемлемой частью судеб кочевых народов евразийских степей. Храм Аполлона в Пантикапее. VI в. до Р. Х. Храм Аполлона в Пантикапее. VI в. до Р. Х. Первые надежные упоминания о К. в письменных источниках связаны с появлением и развитием на юж. берегу полуострова древнегреч. колоний в VII-V вв. до Р. Х. В ходе колонизации греки осваивали удобные гавани на побережье Чёрного м. и использовали приморские плодородные земли для выращивания пшеницы, к-рую экспортировали в регион Эгейского м. Древнейшим известным греческим городом в К. стал Пантикапей (Боспор, ныне Керчь), основанный в кон. VII - нач. VI в. до Р. Х. выходцами из греч. Милета. Активно осваивая район Керченского п-ова, в VI в. до Р. Х. милетцы основали Феодосию и Тиритаку (11 км южнее Пантикапея), в V в. до Р. Х.- Киммерик (50 км юго-восточнее Пантикапея). В этом же регионе в сер. VI в. до Р. Х. возникли независимый полис Мирмекий (4 км к северу от Пантикапея), а также колония Самоса Нимфей (14 км южнее Пантикапея). С V в. до Р. Х. поселения Вост. К. и Таманского п-ова были объединены Боспорским царством. В зап. части К. древнейшей греч. колонией была Керкинитида (близ совр. Евпатории), основанная на рубеже VI и V вв. до Р. Х., вероятно выходцами из Гераклеи ( Ираклии Понтийской ). В 422/1 г. до Р. Х. ираклийцы основали Херсонес Таврический. В эллинистическую эпоху он превратился в крупнейший город античного К., включив в свои владения весь Гераклейский п-ов, Керкинитиду и ряд ближайших приморских поселений. В IV в. до Р. Х. выходцами из Ионии основана гавань Калос-Лимен (близ совр. пос. Черноморское).

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Признание же кондоминатности крымских владений империи ромеев и каганата избавляет от необходимости делать и такое допущение. Безусловно, не только глобальные геополитические изменения на пространствах от Кавказа до Дуная, но и благоприятное положение как в сфере экономической, так и политической жизни края объясняют передвижение сюда в VIII столетии праболгар, салтовцев и греческую, малоазийскую иммиграцию из заморских пределов Романии. Византия и Хазария совместно эксплуатировали ресурсы и возможности Таврики, не покушаясь на ее особый статус, в какой-то степени охраняя покой, в котором зрело варево здешнего этнического котла, включавшего ромеев, христиан и «толпы язычников» (multitudine paganorum), «пришельцев из разных варварских народов» (diversis barbaricis gentibus advenae) 1697 . По образному выражению М.А. Артамонова, хазары «...создали плотину, запиравшую проход из Азии в Европу и прекратили вторжение в последнюю новых кочевых орд» 1698 . Добрососедские союзные отношения с Византийской империей довершили картину благополучия Таврики, которая оставалась незамутненной по крайней мере до третьей четверти VIII в. Немногочисленные, единичные погребения VIII–IX вв. свидетельствуют о том, что в Херсоне тоже были тюрки и носители салтово-маяцкой культуры 1699 . Недаром здесь, на окраине Ромейской империи, в относительно сопредельных с Хазарией землях (Chazarorum terrae vicina), звучала хазарская речь, которую, очевидно, знали и понимали наравне с греческим и семитскими языками 1700 . О вхождении некоторой части салтовцев в состав населения города также могут свидетельствовать изготовленные в Херсоне кувшины с орнаментом в виде кругов и елочек, хотя для IX столетия пока можно говорить лишь об одной находке лепного сосуда салтово-маяцкого круга 1701 . Не изобиловали салтовцами и окрестности города. Так, opus spicatum встречается на поселении, кардинально перестроенном не ранее второй половины IX в. около Камышовой бухты, у дороги, связывавшей запад Гераклейского полуострова с Херсоном 1702 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XXXVIII . 1. Тогда ариане, поскольку их уловки мало им помогли, решили использовать силу. Ибо легче всего было дерзить, опираясь на дружбу императора, чем подавить в себе низкое раболепие. И все же среди сговора многих были и неколебимые: 2. Ибо почти все епископы обеих Панноний и многие восточные, а также из всей Азии, уличили их в нечестии. 3. Главарями же этого зла были Урзакий Сингидунский, Валент из Мурсы, гераклейский Феодор, Стефан Антиохийский, Акакий из Цезареи, Минофант Эфесский, Георгий Лаодикейский, Нарцисс из Неронополя . 4. И вот они оккупировали дворец, дабы император ничего не сделал без их воли, он же был покорен им всем, но прежде всего особо был благосклонен к Валенту. 5. Ибо еще в то время, когда Констанций собрал у Мурсы армию против Магненция , то, не желая начинать битву, остановился он в базилике мучеников, расположенной за пределами города, и тогда же, в качестве возмещения за ущерб, дал он Валенту сан епископа этого места. Кроме того, Валент ловко расположил вокруг своих людей таким образом, чтобы знать первым все, что происходит на поле битвы: или милость императора обрести, если первым хорошую весть принесет, или успеть позаботиться о своей жизни и бежать, дабы избегнуть пленения, если все обернется иначе. 6. И вот тем немногим, дрожащим от страха, кто был рядом со встревоженным императором, Валент первый доложил, что враг ударился в бегство. Когда тот потребовал ввести вестника, Валент, дабы добавить себе величия, ответил, что эту новость принес ему ангел. 7. После этого, легко склоняющийся к доверию, император открыто говорил, что он победил заслугами Валента, а не доблестью воинов. XXXIX . 1. От такого начала - совращения императора - ариане воспряли духом, всякий раз используя силу его власти, чтобы поднять свой авторитет. И вот, когда их приговор относительно Афанасия наши не приняли, был обнародован эдикт императора, дабы те, кто не подписал анафему Афанасию, были отправлены в ссылку. 2. Тогда остальные из наших собрались на совет епископов в галльских городах Арелате и Биттерах .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Mediolani, 1861; Бытие, Исход: Idem. Mediolani, 1863; фрагменты из Исайи: Idem. Mediolani, 1873; рукопись Brit. Mus. P. 49−51, 53. Par. 27: de Lagarde P. Veteris Testam enti ab Origène recensiti fragmenta. Göttingen, 1880; Idem. Göttingen, 1892; фрагменты из Левита и Второзакония: Kerber G. ZATW 16 (1896). S. 249−264; 1-я Ездры, Неемия: Torkey Ch. С. Am er Journ. Semit. Lang 23 (1907). P. 65−74; Фрагменты из Бытия, Левита, Неемии: Gwynn J. Remnants of the later Syrian Versions. London, 1909; Gottstein M. H. Eine Cam bridges Syrohexapiahandschret. Mus. 67 (1954). S. 291−297 (Ср. Mercati G. Bi 36, 1955). S. 227−228); Idem. Neue Syrohexaplafragmente. Bi 37 (1956). S. 162−183; Penna A. I tiptoe Delsadorio Siriaco e S. Gerolamo. Bi 40 (1959). P. 177−187; Schneider H. Biblische Oden im Syrdhexapiarischen Psalter. Ibid. S. 199−209. Перевод Священного Писания, сделанный Павлом Телльским, переведен на арабский язык в 1486 г. по рукописи VII в. Исследования. Baumstark А. Nichtevangeusche syrische Perikop nordnungen des ersten Jahrtausends. Liturgie-Geschichtuche Forschungen 3 (1921). S. 88−110; Baumstark. S. 186−188; Mercati G. Note di literature Biblica. Vol 1. Attorno all Onom astico della Sirdesapiare. Vivre et penser 1941. P. 5 и след.; Vosté J. M. Les citations syrohexaplaires D " Iso " dad de Merw dans le сом m entaire sur les Psaum es. Bi 26 (1945). P. 12−36; Fritsch Ch. T. The Treatm ent of the Hexaplaric Signs in the Syro-Hexaplar of Proverbs Jorn. Bibl. Lit. Exeg. Philadelphia, 72 (1953). P. 169−181. § 120. Фома Гераклейский Был монахом в обители Тар " ил, а затем был избран епископом Маббугским. Впоследствии был изгнан с кафедры императором Маврикием (то есть до 602 г.), бежал в Египет, где в 609−610 гг. принял участие в мирных переговорах между антиохийским и александрийским монофизитскими патриархами. В 615−616 гг., то есть в то же самое время, что и Павел Телльский, по инициативе патриарха Афанасия I Фома вместе с другими сотрудниками близ Александрии в монастыре «ν τω νατω» 5 работал над пересмотром перевода Нового Завета и довел до конца сирийский гексапларный перевод Ветхого Завета, сделанный Павлом Телльским.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Что Евсевий определяющим образом влиял на экзегесис Антиохийцев, это, по-видимому, утверждает и Иероним 141 , когда он обозначает толкования Диодора Тарсийского на Послания апостола Павла, как «ad Eusebie magis emiseni characterem pertinentia, cums cum sensum secutus sit, eloquentiam imitari non potuit propter ignorantiam saecularium sitterarum». Однако, это свидетельство опровергается тем, что сообщает Феодорит об учёном епископе Тарсийском Диодоре 142 , и при свете других данных выступает, как несомненно ложное. Во всяком случай на словах Иеронима не многое может быть построено, хотя заслуга Евсевия Эмесского в истории развития историко-грамматического истолкования Священного Писания стоит вне всякого сомнения. Евсевий, епископ Эмесский, родом из Эдессы, изучал Священное Писание в своём родном городе и Кесарии. По словам Сократа 143 , в жизнеописании Евсевия, составленном Георгием Лаодийским, между прочим сообщалось: ς η Εσβιος… κ νας τε λικας τ ερ μαθν Γρμματα ετα τ λλνων παιδευθες παρ τ τηνικατα, τ ντ δσ πιδημσαντει παιδευτ, τλος π Πατροφλου κα Εσεβον (το μεν ν καισαερεα) τ ερ ρμηνεθη βιβλα. Стало быть, Евсевий Эмесский свои знания и методы истолкования черпал из церковных источников и, именно в тех знаменитых школах, в одной из которых задолго до него получил своё образование прекрасный критик и экзегет Лукиан. Таким образом, это общее наследие экзегетических познаний – прежде всего Евсевия Эмесского – сделалось достоянием Антиохийцев, благодаря учёным заслугам Лукиана. Утверждение Ernesti падает, Langerke подходит ближе к истине, когда он говорит: Syri jam fere inde a Paulo Sanosateno, Dorotheo et Luciana, Anthichiae presbiteris, singularem quandam Scripturae Sacrae exponendae rationem, quam historico-grammaticam appellant, tanquam theologiae dogmaticae fundamentum eacolere corperunt. Таким образом Langerke допускает существование подготовительной ступени в истории знаменитой экзегетической школы, и это допущение, как увидим несколько ниже, имеет своё полное оправдание. Но затем Langerke, по примеру других, впадает в те же ошибки, именно: он полагает, что Антиохийская школа достигла крупного своего развития в период мужей, допускавших только буквальный смысл Священного Писания (nisi unum sensum ex linguae indole et orationis nexu eruendum biblis sacrius praeclare statuerum); начало же этого рода истолкованию, по его мнению, положил арианин Феодор, епископ Гераклейский, современник Евсевия Эмесского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Ну да ладно. Весна уже отходила и Плеяды начинали быть глашатаями и предтечами дня 21 , когда мы, воспользовавшись попутным ветром, отплыли [с Родоса] и через пять дней достигли большого и весьма процветающего города – я имею в виду Александрию, отстоящую от Родоса на пять тысяч стадиев и лежащую на правой стороне, если входить в Гераклейское устье Нила 22 . Ибо Нил – величайшая из рек и один орошает из середины весь Египет. Он берет начало где-то вверху и течет вниз одним руслом, опоясывая страну, до самого Вавилона 23 , который лежит где-то при так называемой дельте. Начиная оттуда он разделяется на девять устьев и впадает в Египетское море 24 . Каждое из этих устьев называется по-своему, северо-западное – Гераклейским. А немного к югу от него лежит знаменитый великий город 25 Александрия. Я осмотрел также и ее, насколько было возможно, и как следует насладился ее самыми важными достопримечательностями. Затем я покинул ее после появления на небе Ориона и [созвездия Большого] Пса 26 , желая осмотреть и легендарные пирамиды и увидеть, есть ли в Египте некий город, называемый Стовратными Фивами 27 , а также весьма желая пообщаться со знатоками священной письменности египтян. 28 Ибо древние книги, как ты знаешь, передают нам, что они – приверженцы великой мудрости. Но все это оказалось снами наяву, сохраняющимися лишь на словах, которые, постоянно широко распространяясь в течение жизни, питают зарождение вожделения, всеваемое через уши мелочными помыслами. 8 Была уже середина осени, когда я прибыл в Палестину, чтобы осмотреть тамошние места и города, по земле которых ступали ноги Спасителя. Когда же я и там исполнил, по мере возможности, горячее желание моей души, то уехал и оттуда после зимнего поворота солнца. Итак, оставив справа от себя и к востоку горы Счастливой Аравии 29 , я устремился к городам, расположенным во внутренних областях Келесирии 30 , и, много покружив там, достиг, наконец, Дамаска, превосходившего многие тамошние города среди прочего многолюдством, равноправием [граждан] в народных собраниях и упорядоченностью государственного устройства, а сверх того – и глубоким умом его жителей, прекрасно обученных [всему] самому лучшему, так что Дамаск не многим отстает от великого оного города Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бедствие наше не имеет равного. С одной стороны – ариане, с другой – корысть и честолюбие ложных православных разрывают нас безнаказанно. В то самое время, как мы пишем тебе, щедро раздаются деньги, и стая бешеных волков бросается на наш епископский престол, как на свою добычу». Златоуст в то время был болен, еще и зимний холод усиливал недуг, его поразивший, но, видя, что его призывает опасность, грозящая вере, он, не колеблясь, отправился в путь. Отплытие было назначено на 9 января 401 года. Перед отъездом он передал управление метрополией и полномочия заменять его в проповедании Севериану, епископу Гавальскому из Келе Сирии, своему земляку, которого считал своим другом. Севериан приобрел в городе некоторую известность своими проповедями, в которых старался подражать архиепископу Иоанну, но которые уж чересчур приправлял своим грубым сирийским произношением. Вообще это был типичный представитель придворного епископата восточной столицы. Златоуст выслал вперед, в Апамейскую гавань, где предполагал выйти на берег, и приказал ожидать себя Кирина Халкедонского и Павла Гераклейского, которые впоследствии сделались его врагами, а также и Палладия Эллинопольского, оставшегося верным ему. В минуту отплытия Златоуста из константинопольской пристани море было спокойно, и судно скоро, без всяких препятствий миновав Босфор, вступило в Пропонтиду, но здесь внезапно поднявшийся северный ветер понес его к азиатскому берегу с такой силой, что кормчий опасался попасть на подводные камни. Он обогнул остров, велел спустить паруса и, укрывшись за Тритонской горой, бросил якорь, ожидая более благоприятного ветра. Этот ветер, подувший по истечении трех дней с юго-запада, дозволил ему пристать в Апамейской гавани. Во время этой невольной стоянки Златоуст, его дьяконы и слуги провели два дня без пищи, потому что хозяин судна, рассчитывая на недолгое плаванье, запасся провизией лишь на один день. Прибыв наконец в Апамею, полумертвый от голода и усталости, святитель был встречен там тремя епископами, его ожидавшими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

развивались рыболовство, засолка рыбы, сохранялось ремесленное производство 293 . Подчеркивая континуитет в планировке, в системе оборонительного строительства, расположении загородного некрополя, французские исследователи постулируют очень важный вывод об изменении «социальной и экономической топографии» средневекового Херсона, но сводят эти «изменения» лишь к указанию на существование кафедрального центра на северо-восточном берегу и необоснованному постулату о концентрации городской знати в этом же районе города, что, к слову, противоречит византийской практике, не знавшей социального районирования, деления городской территории на аристократическую часть и посад 294 . Период значительного подъема, особенно строительного, авторы очерка относят к концу VI – началу VII в., отмечая многочисленные свидетельства заморской торговли, амфор, поздней краснолаковой керамики, стеклянных изделий из Средиземноморья, сохранение херсонитами выпуска разменных монет, наличие собственного ремесла, рыбозасолочных цистерн. Они признают поддерживание в вв. сельскохозяйственного производства в соседстве с городом, на Гераклейском полуострове, где обнаружены следы сельского быта, однако ссылка при этом на работу А.Л. Якобсона не совсем корректна, ибо этот исследователь о подобных памятниках, расположенных ближе Инкермана, не писал 295 . Оценивая свидетельство папы Мартина I о тяжелом экономическом положении в Херсоне в 655 r., А. Бортоли и М. Казанский отметили, что они входят в противоречие с обнаруженным в ходе раскопок города массовым археологическим материалом середины – второй половины VII в., особенно импортной керамикой средиземноморского круга, следами собственного ремесленного производства горожан. По их мнению, контакты с окрестными народами не только не привели к варваризации Херсона, который сохранил ромейский характер, но, напротив, вызвали «эллинизацию» населения округи, преимущественно готов и алан, на что указывают материалы некрополей Инкермана, Черной речки и Сахарной головки 296 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Гликерия Ираклийская, Гераклейская, дева, мц. - житие Мученица Гликерия, дева (память 13 мая по старому стилю) Пострадала за Христа около 177 г. Она происходила из знатного рода. Сблизившись с христианами, она обратилась к истинной вере и ежедневно посещала храм Божий. В день, назначенный для жертвоприношения, св. Гликерия, начертав на своем челе знамение Креста, явилась в языческое капище и своей молитвой сокрушила идола. За это святую хотели побить камнями, но камни чудесно не коснулись ее. Во время мучений ей явился Ангел, при виде которого мучители в ужасе пали на землю. Тогда святую стали морить голодом и жаждой, но она оставалась невредимой, так как Ангелы Божии приносили ей пищу и питие. Затем Гликерию отправили в г. Ираклию, где, за отказ принести жертву идолам, ее бросили в раскаленную печь. По молитве св. Гликерии огонь в печи погас. После этого, содрав кожу с ее головы, св. мученицу связанную и обнаженную положили на острый камень. Ночью Ангел Господень исцелил Гликерию и освободил от оков. Пораженный этим чудом темничный страж Лаодикий уверовал в истинного Бога и, наставленный в вере святой мученицей, принял мученическую кончину. Святая же была отдана на съедение зверям. Однако выпущенная на нее львица стала смиренно лизать ей ноги. Наконец, св. Гликерия с молитвой обратилась к Богу, прося, чтобы Он взял ее к себе. В ответ она услышала голос, призывающий ее к небесному блаженству. Вскоре на св. мученицу выпустили другую львицу, которая умертвила ее, но не растерзала. Ираклийские христиане с честью похоронили святую мученицу, мощи которой прославились истечением благоуханного и целебного мира. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Гликерия Ираклийская, Гераклейская, дева, мц. " .

http://pravicon.com/info-2089

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010