537 СавеляО.Я. Предварительные результаты обследования зон застройки на водоразделе Карантинной и Стрелецкой балок Гераклейского полуострова. 1971 г.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 1–4 (усадьба с подъемным материалом римского раннесредневекового времени в ответвлении Стрелецкой балки); Зедгенидзе А. А., Николаенко Г. М. Отчет об охранных полевых работах в 1975 г.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 7–10, 41 (раннесредневековая усадьба на западном берегу Карантинной бухты, на месте античного земельного надела Саееля О.Я. Отчет о полевых исследованиях Севастопольской охранно-новостроечной археологической экспедиции Херсонесского госзаповедника в зонах новостроек г. Севастополя в 1980 и 1981 гг.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 6–36 (поселение Гасфорт VII–IX вв. на высоте Безымянной, исследовавшееся с 1979 г.; поселение, непрерывно существовавшее с ранневизантийского времени до XII–XIV вв. на юго-восточной окраине С. Оборонного, Балаклавского района г. Севастополя; поселение VIII–X вв. в 2,5 км от С. Морозовка, бывшее Алсу, Балаклавского района г. Севастополя; Чоргунское городище с долговременной общественной постройкой); Саееля О.Я. Отчет о полевых исследованиях Севастопольской охранно-новостроечной археологической экспедиции Херсонссского госзаповедника в зонах новостроек г. Севастополя в 1982 г.//Архив НЗХТ. – Д. – А. 4–24; Падалка Ю. В. Отчет об археологических разведках в урочище Алсу-2 Балаклавского района г. Севастополя в 1982 г.//Архив НЗХТ. – Д. – А. 1–16 (большое поселение VIII–IX вв. в урочище Алсу-2, в 17 км к югу от Севастополя, и следы дороги, которая вела из урочища на Чоргунский Исар и далее на поселение Гасфорт); Савеля О. Я., Падалка Ю.В. Отчет о раскопках на поселении «Гасфорт» в 1985 году//Архив НЗХТ. – Д. – А. 1–11 (усадьба VIII–IX вв.); Савеля О.Я. Отчет о полевых исследованиях Севастопольской охранно-новостроечной археологической экспедиции Херсонесского госзаповедника в зонах новостроек г. Севастополя в 1986 г.//Архив НЗХТ. – Д. – A. 1, 25–28, 32 (раннесредневековое поселение у С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– К., 1989. – Т. 1: Погребальные сооружения и обряд. – 47 С; Т. 2: Каталог погребений. – 48 С.; Т. 3: Отдельные категории материальной культуры. – 43 С; Зубарь В. М., Бунятян Е. П., Шевченко А. В. Отчет о раскопках Западного некрополя в 1986 г.//Архив НЗХТ. – Д. – А. 1–38; Зубарь В. М., Бунятян Е. П., Шевченко А. В. Отчет о раскопках Западного некрополя в 1987 г.//Архив НЗХТ. – Д. – А. 1–35; Зубарь В. М., Дорофеев В.В., Ушаков С.В. Отчет о раскопках Западного некрополя в 1988 г.//Архив НЗХТ. – – А. 1–50; Магда A.B. Отчет о раскопках Западного некрополя Херсонеса Таврического в 1995 году//Архив НЗХТ. – Д. – А. 1–70; Магда A.B., Дмитриев В.А. Итоги охранных раскопок Западного некрополя Херсонеса Таврического в 1995 г.//Древности 1996. – Харьков, 1997. – С. 159–161, Магда A.B. Отчет о раскопках Западного некрополя Херсонеса Таврического в 1996 году//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 1–67; Магда А. В. Отчет о раскопках Западного некрополя Херсонеса Таврического в 1997 году//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 1–46; Магда A.B. Отчет о раскопках Западного некрополя Херсонеса Таврического в 1998 году//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 1–24. 531 Ср.: Магда А.В. Отчет о раскопках Западного некрополя Херсонеса Таврического в 1998 году. – Л. 10. 532 Ср.: Crimean Chersonesos: City, Chora, Museum and Environs/Ed. G.R. Mack, J.C. Carter. – Austin, Texas USA, 2003. – P. 94–97; Крым в VI–VII веках (под властью Византийской империи)//Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья IV-XIII века/Отв. ред. Т. И. Макарова, С. А. Плетнева. – М., 2003. – С. 51. 533 Гриневич К. Э. Раскопки Гераклейской экспедиции 1928 г.//Крым. – М.; Л., 1928. – (8). – Вып. 2. – С. 34–71. 535 Стржелецкий С.Ф. Отчет о разведке древних деревень округи Херсонеса//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 1–29. 536 Веймарн Е.В., Айбабин А.И. Скалистинский могильник. – К., 1993 (исследовано 794 погребальных сооружения, около половины из существовавших; в основном это вырубные склепы и немного грунтовых могил, изредка отмеченных снаружи каменными крестами и стелообразными надгробиями).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В приведенных здесь источниках в 19 под «индийскими магами», конечно, имеются в виду брахманы; в 23, VII, 1, 65 читается: " табасы, народ (племя) магов» (θνος μγων) в Индии, но по другим рукописям читается θνος μγα – «большой народ»; в 23, VII, 1, 74 сообщается, что местность под горой Биттиго (в Индии) занимают маги брахманы (Βραχμναι μγοι) с городом Брахма (1), – здесь некоторые, ссылаясь на Плиния 11. VI, 64), который говорит, что брагманы – название многих народов (Индии), и что к брагманам относятся мактокалинги (или маккокалинги), живущие рядом с ними, считают, что в оригинале у Птолемея 23) и у Плиния было μγγοι (манги), название народа, которое у Плиния превратилось в Массо, а у Птолемея – в μγοι (под влиянием персидских «магов»). Недавно надпись на черепке сосуда, найденном на юго-востоке штата Западная Бенгалия, предложено читать как (...) jayadha makatreke vajtrad/i/je dhadha. В ней речь идет о некоем победоносном брахмане по имени Вастра из Maka (jayanto Makata eko Vastra dvija). Может быть, это был брахман из клана Maga, одержавший верх в религиозном диспуте? (См.: Вестник древней истории. М., 1992. 1. С. 78–79). магнитный камень – 44. I, 5. 47а. I, 19, 23–26 (sc.) – магнит; другое античное название – Гераклейский камень (см.). См. Маниолы. См. также 11. II, 211. Магон – 17б. 4, 4 (Μγων) – приток Ганга; предположительно идентифицируется как нын. река Рамганга, левый (восточный) приток Ганга, впадающая (27°07», 79°50») в Ганг около города Каннаудж (27°00», 79°55»; на северо-западе штата Уттар-Прадеш), или как нын. река Маханада, тоже левый (северный) приток Ганга (на самом востоке этого штата), впадает в Ганг на самом западе Бангладеша, ок. 24°30», ок. 88°20» (отмечается и ее «нынешнее» название Mahona, Махона или Махан; но сейчас – река «Маханада»?). Магур – см. Нагур. мадзы – 11. VI, 92 (Mazi) – народ к западу от Инда, названный после катаков (см.). Больше о них ничего не известно. мадиандины – 17б. 4, 4 (Μαδυανδινο) – индийский народ, из земли которого течет река Андоматис (идентифицируемая как нын. река Южный Тонс, правый, западный, точнее, южный приток Ганга; впадает в Ганг под 25°15», 82°05», к юго-востоку от Аллахабада; начинается – ок. 24°00», 80°30», длина – 175 миль; это территория нын. области Банделкханд, или Рива, на севере нын. штата Мадхья-Прадеш, в центре Индии); название, как считают, означает «народ юга», от mdhyandina – «южный». Предположительно локализуется в области гор Багхелкханд (Baghelkhand. Но плато Багхелкханд находится к востоку от области Банделкханд, по которой течет Южный Тонс), если река идентифицирована правильно. Сейчас высказано мнение, по которому под народом мадиандинов имеется в виду брахманская школа Мадхьяндина (Madhyadina); см. также камбистолы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Таисия    Та, которая ныне чтится в лике великих святых, долго была великой грешницей.    Отечество Таисии и город, который был свидетелем печальных побед ее, неизвестны. Известно только то, что она жила в Египте и весь Египет знал о непомерном распутстве ее. Мать ее была женщина дурной жизни и не только не заботилась о внушении ей добрых правил, но сама учила ее торговать развратом. При таких уроках красавица дочь стала страшной. Богатые люди всякого возраста спешили уловить внимание ее, разоряли состояние свое на подарки; любовники в доме прелестницы не только дрались, но и убивали один другого; покой и счастье многих семейств были расстраиваемы по милости этой слуги сатанинской.    Слух о прелестнице Таисии дошел до монастырского гераклейского аввы Пафнутия. Пафнутий был такой высокий подвижник, что на него смотрели как на ангела Божия. Ревнуя о спасении душ, он многих забывчивых мирян обратил на путь спасения. Услышав о Таисии, Пафнутий снял с себя отшельническую одежду и в наряде светского богатого человека, с запасом денег явился в толпе обожателей прелестницы.    Таисия еще не совсем заглушила в сердце своем требования религии, она еще верила в Бога Всеведущего, верила, что по смерти будет Суд правды. Но эти мысли только мелькали в душе ее, как у всех светских женщин, они были затемняемы и не доходили до глубины сердечной под влиянием пристрастий ее к наслаждениям светским, к роскоши, неге, плотоугодию, веселой жизни.    Пафнутий воспользовался для спасения Таисии истинами, доступными для души ее. Пустив в ход средства, открывающие доступ к жалким женщинам, Пафнутий просил Таисию назначить свидание в тайном месте, в таком тайном, где бы не только люди, но сам Бог не мог видеть их. Она отвечала с улыбкой, что это невозможно — Бог везде и все видит. Тогда Пафнутий живо представил ей ужас дерзости грешить так нагло, так гнусно, как она грешит; открыл ей, какой устрашающий ответ должна она дать пред Богом и за свои гнусности, и за беззакония прельщенных и погубленных ею душ, за множество душ, истерзанных распутством ее или потерявших саму жизнь в гоньбе за нею.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2986...

Одним из ведущих, видимо, пока к X в. не изменился уровень моря и не началось похолодание его вод, оставался рыболовный и рыбозасолочный промыслы, вылов свежей рыбы, ее переработка и, в частности, изготовление столь популярных в рационе ромеев рыбных соусов (гарума, гарона). Разумеется, определенная часть характерных глиняных пирамидальных грузил для удилищ и сетей должна быть отнесена к эпохе Средневековья. Прежде всего это относится к грузилам, которые были лишены штампованных изображений, какие было принято делать в античный период. О том же говорят аналогичные находки с «вдавленным изображением двойного креста» 811 . Ныне можно считать непреложно доказанным, что некоторые из рыбозасолочных цистерн были построены в разных районах города в вв. и позднее, продолжали функционировать в последней четверти – конце VII в. 812 Многие из них (19% – около двух десятков из известных 101) оказались засыпаны в конце VI – начале VII в. 813 , но в большинстве случаев это было вызвано необходимостью произвести обновление внутри отдельных кварталов города вследствие бурно ведшегося строительства и, следовательно, упадок рыбного промысла здесь ни при чем. Неоднократные упоминания об острове Св. Эферия (Евферия) во всех редакциях житий св. епископов Херсонских, составленных к концу VI в. кем-то из местных клириков, говорят о том, что район Черного моря, примыкающий к устью Днепра и особенно богатый рыбой, был хорошо известен херсонитам уже в это время, если не раньше, и они были в состоянии разрабатывать не только ближние, но и дальние морские ресурсы 814 . Особенно активно рыбаки продолжали ловить анчоус в районе Херсонесской, Стрелецкой, Балаклавской бухт во время декабрьской и апрельской путины и вели добычу более крупных пород рыб в отдаленных местах 815 . Наиболее развитый с первых веков н.э. соляной промысел, обеспечиваемый десятком местных соляных озер в северо-западной части Гераклейского полуострова, в районе Сакской пересыпи и Евпатории, существовал и в более позднее время 816 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22 Гераклейское, оно же Канобское – устье самого западного из рукавов, образующих дельту Нила. У Геродота и Тацита упоминается город Гераклейон, от которого оно получило свое название. 23 Вавилон Египетский – крепость неподалеку от Мемфиса на правом берегу Нила в предместье современного Каира. 25 μακρπολις. Гапакс; Ван Дитен предлагает конъектуру μετρπολις (Dieten, Bd. 5, S. 47 и S. 206, Anm. 22). 27 Фивы (греч. Θβαι) – греческое название столицы Верхнего Египта. Город располагался в 700 км к югу от Средиземного моря, на восточном берегу Нила. Первоначально он назывался Но-Аммон, или просто Но. Известен с III тысячелетия до н. э. как крупный политический, религиозный и культурный центр; с XX в. до н. э. – столица Египта. С VII в. до н. э. теряет политическое значение, сохраняя религиозное. В 88 г. до н. э. разрушен Птолемеем IX. Эпитет «стовратные» (κατοντπυλοι, κατμπυλοι) восходит к Гомеру (Илиада, 9.383) и употребляется многими античными авторами. 29 Счастливая Аравия (лат. Arabia Felix, греч. Ευδαμων Αραβα) – латинское название южной части Аравийского полуострова, разделенного римлянами на три провинции: Аравийская пустыня, Аравия Феликс, и Аравия Петрейская. 31 Антиох I Сотер (греч. Αντοχος А» Σωτρ; ок. 324 до н. э. – 261 до н. э.) – царь государства Селевкидов с 281 по 261 г. до н. э. 32 Селевк I Никатор (греч. Σλευκος А» Νικτωρ; ок. 358 до н. э. – 281 до н. э.) – полководец и бывший телохранитель Александра Македонского, диадох. После смерти Александра в результате войн с другими диадохами основал Государство Селевкидов. 33 Вавилон (греч. Βαβυλν, от аккад. bb-ilni «врата богов») – город в древней Месопотамии на территории исторической области Аккад. Важный экономический, политический и культурный центр Древнего мира, один из крупнейших городов в истории человечества, «первый мегаполис». 34 Семирамида (Семирамис, греч. Σεμραμις) – легендарная царица Ассирии, супруга легендарного царя Нина, убившая его хитростью и завладевшая властью. Историческим прообразом Семирамиды является ассирийская царица Шаммурамат (правление: 812– 803 до н. э.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об этом антипапе Феликсе говорит св. Феодорит Кирский : «...после великого Либерия рукоположен был один из его диаконов, по имени Феликс, который изложенную в Никее веру, хотя и соблюдал ненарушаемо, однако, свободно вступал в общение и с отступниками, а поэтому из жителей Рима никто не входил в молитвенный дом, когда в нем был Феликс» (Церковная история. II, 17). Это же подтверждает и языческий историк Аммиан Марцеллин: «Либерий должен был подтвердить своей подписью, вместе с другими, низложение Афанасия с епископского трона. Несмотря на приказ императора, и вопреки увещеваниям, он упорно отказывался это сделать и не раз громко заявлял, что считает величайшей несправедливостью осудить человека, не видев и не выслушав его. Таким образом, он явно сопротивлялся императорской воле. Хотя император знал, что Афанасий, которому он был всегда враждебен, уже низложен, однако он настойчиво желал, чтобы это низложение было подтверждено высшим авторитетом епископа Вечного Города. И все-таки он этого не добился; а Либерий с большими затруднениями был увезен из города среди ночи из страха перед народом, который был к нему очень привержен» (История. XV, 7, 9–10). Разговор Либерия с императором Констанцием, в котором папа защищал св. Афанасия и после которого он был сослан, приводит св. Феодорит Кирский : Церковная история. II, 16. Св. Иларий Пиктавийский пишет, что Либерий, находясь в изгнании, уступил императору, отрекшись от Афанасия и подписав Сирмийскую формулу, и приводит в подтверждение этого его четыре послания (Ex opere historico fragmenta. IV и VI). Подлинность этих писем вызывает определенные сомнения 91 , однако, даже если допустить их аутентичность, в любом случае, из обвинения Илария следует лишь то, что Либерий подписал Сирмийскую формулу 351 г., которая была правоверной, а не 357 г., что следует из рассказа самого Илария: он приводит имена составителей формулы, подписанной папой, среди которых много восточных епископов. Тогда как на соборе 357 г. присутствовали только западные; в том числе Иларий упоминает среди них Феодора Гераклейского, умершего до 357 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще через десять лет археолог-любитель, бывший капитан ранга 3. А. Аркас, оставивший одно из первых описаний древностей Гераклейского полуострова, уточнил, что окружность этого острова 60 саженей (около 128 м, 1304 м2 – 0,13 га) и он соединен с берегом насыпью, простирающейся не более 3 саженей (около 6,5 м): «берег его местами наравне с водой», а также сделал очень ценное наблюдение, о том, что остатки фундамента сложены на «цементе», то есть на цемянковом растворе, какой применяли в строительном деле римского и раннесредневекового Херсонеса 1024 . Рис. 329. План архитектурного комплекса (21,7x22,2 м) на островке в Казачьей бухте. Рис. М. И. Скубетова Лейтенант Черноморского флота, князь Виктор Барятинский, другой известный археолог-любитель, раскопал в 1845 г. юго-восточную часть островка, нашел остатки 9 средневековых помещений и маленькой церкви, причем в одном из помещений оказалась могила с четырьмя костяка-ми, накрытая каменной плитой в 1,4 аршина длины и ширины (0,9 х 0,9 м) с вырезанными на обоих сторонах по одному кресту и медная монета «с якорем» («ро»), то есть конца XI–XIII вв. 1025 . В углу, около алтаря находилась большая мраморная плита с рельефным крестом и маленькой круглой дырой почти в центре. Но она закрывала не могилу, как оказалось, а емкость-фиал с чистой пресной водой, что заставляет вспомнить представлявшееся исключительно легендарным свидетельство «Мучения св. Климента» о чудесах исцеления паломников от «тяжких болезней» посредством пития воды и окропления ею, то есть о наличии на месте мемория агиасмы 1026 . Результаты этих исследований нашли отражение в письме швейцарского путешественника де Бро в Одесское общество любителей истории и древностей (май 1847 г.), в котором он упомянул, что на земле, принадлежавшей К. Крузе, к тому времени уже инженеру в отставке, В. И. Барятинским были открыты куски мрамора, стены, которые были приняты за остатки укрепления и церкви 1027 . Доследования островка, проведенные в 1890 г., привели Κ. К. Косцюшко-Валюжинича и А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этой пергаменной рукописи Евангелия (V в.) имеются следующие лакуны: Мф. 8,23–10,31 , от 23,25 и до конца; Мк 1,1–16,17 ; Лк 1,1–2,48, 3,16–7,33; 24,44–51 ; , от 14,19 и до конца. sy p (=Peshitta) – Пешито является одним из наиболее широко известных сирийских переводов (в его составе нет кратких Соборных посланий и Апокалипсиса). Текст использован в издании Британского Библейского общества: Pinkerton J., Kilgour R. The New Testament in Sy- raic. London, 1920 (имеется несколько фототипических перепечаток). В этом издании нет критического аппарата, но опирается оно в части Евангелий на следующее критическое издание: Pusey Ph. Е., Gwilliam G. Н. Temraevangelium Sanctum iuxta simplicem Syrorum versio- nem. Oxford, 1901. Для Пешито ер. также приводимые ниже под символом sy h издания Б. Аланд и Аланд-Юкеля со вступлениями, с. 104–110 и 47–59 соответственно. Sy ph (=Philoxeniana). Это первый перевод монофизитской сирийской Библии, заказанный Филок- сеном, епископом Маббогским, в 507–508 гг. и не полностью сохранившийся. Некоторые Соборные послания (2 Пет, 2 и 3 Ин и Иуд) и Апокалипсис, сохранившиеся в ряде рукописей, не могут с определенностью быть отнесены к Филоксенову переводу. Во всяком случае перевод был создан в VI в. и приводится здесь по следующим изданиям: GwynnJ. (издатель). Remnants of the Later Syraic Versions of the Bible. Part 1: New Testament, the Four Minor Catholic Epistels in the Original Philoxenian Version. London; Oxford, 1909 (переиздание: Amsterdam, 1973). Gwynn J. (издатель). The Apocalypse of St. John in a Syraic version hitherto unknown. Dublin; London, 1897 (переиздание: Amsterdam, 1981). О Филоксеновом переводе см. также в издании со вступлением Б. Аланд, с. 128–136, названном ниже при символе sy h . Цитаты Филоксенова перевода, помимо Соборных посланий и Апокалипсиса, взяты преимущественно из более поздних трудов Филок- сена Маббогского. sy h (=Harklensis). Перевод, созданный Фомой Гераклейским в 616 г., является единственным сирийским переводом, включающим в себя весь Новый Завет. В основном он цитируется по старому editio princeps, в значительной степени основанному на рукописи New College 333 (Bodleian Library, Oxford), которую ее редактор, Дж. Вайт (J. White), ошибочно отождествлял с Филоксеновым проводом: Sacrorum Evangeliorum versio Syraica Philo- xeniana cum interpretatione et annotationibus. Oxford, 1778; Actuum Apostolorum et Epistolarum tarn Catholicarum quam Paulinarum versio Syraica Philoxeniana cum interpretatione et annotationibus. Oxford, 1799–1803.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

(6) Однако тем, кто не в силах познать Его по немощи своей природы, Он не мог явиться таким, каким был в действительности. По этой причине Сын Божий принимает на Себя видимую плоть и Своим примером предшествует людям в исполнении закона, показывая, что и для них это возможно. (9, 1) Будучи силой Отца, Он без труда исполняет все, что захочет, не оставляя без внимания даже и мельчайших деталей. Не будь этого, все созданное не было бы столь совершенным. (2) Свидетельством Его всемогущества служит, насколько я могу судить, тщательная согласованность всех частей управления, от высших до низших. Очевидно, что управление это исходит от высшего Повелителя – Того, Кому волей Отца вручено управление вселенной. Охраняемая целой иерархией взаимно подчиненных властей, лестница эта постепенно возводит нас к самому великому Первосвященнику. (3) От этого единого, повелевающего всем Начала и, как мы уже говорили, вершителя воли Отчей, все и исходит – и первое, и второе, и третье. 1514 Далее, на высших ступенях видимого мира поставлены легионы блаженных ангелов, а под ними и вплоть до нас расположены друг за другом те, кто от Единого и через Него, спасаемы Им и другим несут спасение. (4) Мельчайшие частицы железа послушны притяжению Гераклейского камня, которое распространяется на многочисленные колечки этого металла. Подобно тому и люди благочестивые, влекомые Святым Духом, будут вселяться: одни – в первую обитель, другие – в следующие, и так до самой последней. 1515 Люди же порочные, не желающие ни к чему себя понуждать, взрастившие в себе дурные наклонности и не способные с ними совладать, носятся туда и сюда, лишенные божественной поддержки, волнуемые бурей страстей, и, наконец, низвергаются на землю. От начала был утвержден закон, согласно которому благо есть предмет свободного выбора. (10, 1) Вот почему заповеди, данные и подзаконному, и не подзаконному, обращены не к праведникам («ибо закон положен не для праведника» 1516 ), а к свободно избравшим их исполнение. И в виде награды за послушание им обещается блаженная вечная жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010