Оборонного); Суханова И. Ю. Отчет о раскопках поселения Ак-Керман (п. Инкерман, Балаклавский район г. Севастополя)//Архив НЗХТ. – Д. – А. 1–29 (поселение Ак-Керман, существовавшее с V до XII-XIII вв. на правом берегу р. Черной, близ устья, на западном склоне Загайтанской скалы); Савеля О. Я. Отчет Севастопольской археологической экспедиции о полевых исследованиях в г. Севастополе в 1991 г.//Архив НЗХТ, – Д. – А. 73–74, 76–77 (поселение Шабурла VIII–X вв. на северо-восточном краю Ласпинской котловины; поселение Приморское в юго-западной и центральной части Ласпинской котловины с сооружением в технике opus mixtum и моливдовулом нотария Димитрия VIII – начала IX в.; поселение площадью около 25 га в урочище Хаспио, между мысами Айя и Сарыч); Савеля О. Я. Отчет Севастопольской археологической экспедиции о полевых исследованиях в г. Севастополе в 1993 г.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 29–34 (поселение Хаспио); Савеля Д. Ю. Могильники позднеантичной – ранневизантийской поры на Гераклейском полуострове (по материалам раскопок могильника в Килен-балке в 1991–1992 гг.)//Византия и народы Причерноморья и Средиземноморья в раннее средневековье (IV-IX вв.): Тезисы междунар. конф. – Симферополь, 1994. 1 С. 60–61. 538 Рыжова А. А. Гончарная печь VIII-IX вв. вблиэи Херсона (в районе Радиогорки)//АДСВ: Византия и ее провинции. – Свердловск, 1982. – С. 149–155; Седикова А.В. Керамические печи IX в.... – С. 435,439, рис. 3; Романчук А. И., Омелъкова A .A. Отчет об охранных разведках на левом берегу реки Бельбек, на высточном склоне балки Горный Ключ, в 3,5 км от пос. Заря Свободы//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 1–26; Рудаков В. Е. Отчет о разведках экспедиции Уральского гос. университета в междуречье Альмы и Бодрака в 1977 году//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 1–50. 539 Айбабин А. И. Хронология могильников Крыма позднеримского и раннесредневекового времени//МАИЭТ. – 1990. – Вып. 1. – С. 3–96; Айбабина Е.А. Могильники VIII – начала Х вв. в Крыму//МАИЭТ. – 1991.–Вып.4 – С. 121–134; Амброз А. К. Юго-Западный Крым: Могильники IV-VII вв.//МАИЭТ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(см.: Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики. – Симферополь, 1997), однако это не противоречит факту сооружения пристройки к храму строителями-христианами, которые были знакомы с приемом кладки opus spicatum. 1696 Плетнева С.А. Очерки хазарской археологии. – С. 165; Плетнева С.А. Кочевники южнорусских степей... – С. 90, 93. 1697 Эти известные слова из письма Анастасия библиотекаря – ключ к пониманию истинного положения ромеев, греков в Таврике, которые не составляли здесь большинство, но степень влияния которых была несоразмерна численности (ср.: Epistola Anastasii apostolicae sedis babliothccarii ad Gaudericum episcopum//Лавров П. Жития херсонских святых в греко-славянской письменности//Памятники христианского Херсонеса. – М., 1911. – Вып. 2. – Р. 141–142, § 2–3). 1699 Тахтай А.К. Раскопки Херсонесского некрополя в 1937 году//X сб. – 1948. – Вып. 4. – С. 40, рис. 7,8; Айбабин А.И. Салтовские поясные наборы из Крыма//СА. – 1977. – – С. 235; Баранов И. Грунтовые могильники второй половины VII–X вв. в Крыму//Проблеми на прабългарската история и култура. – София, 1989. – С. 160. 1700 Лавров П.А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности//Труды славянской комиссии. – Л., 1930. – Т. 2. – С. 12; Житие Константина//Сказания о начале славянской письменности. – М., 1980. – С. 77–78, гл. 8; Epistola Anastasii... – P. 141, §3. 1701 Седикова A.B. Керамическое производство и импорт в Херсонесе в IX в.: Автореф. дис.... канд. ист. наук/ИА РАН. – М., 1997. – С. 20. 1702 Яшаева Т.Ю., Созник В.В. Отчет о раскопках Гераклейской экспедиции Херсонесского гос. историко-археологического заповедника. Ч. 3. 1983//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 27, 41–48; Яшаева Т.Ю. Средневековое поселение ближней округи Херсонеса на Гераклейском полуострове//Византия и народы Причерноморья и Средиземноморья в раннее средневековье (IV–IX вв.): Междунар. конф.: Тезисы докл. – Симферополь, 1994. – С. 79–80; Яшаева Т.Я. Раннесредневековое поселение в предместье Херсона на Гераклейском полуострове//X сб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Упадок хозяйства, вызванный неблагоприятной внешнеполитической ситуацией, войнами и разорением, конечно, отражался на функционировании экономической и торговой структуры страны, но не мог быть определяющим в изменении этой структуры, которая зависела от внутренних факторов развития. Да и было ли когда-нибудь спокойное, мирное время за сотни лет существования Империи? Войны, столкновения на собственной и чужой земле, вражеские и ответные рейды следовали друг за другом бесконечной чередой, то усиливаясь, то затихая, но, по сути, никогда не прекращаясь. Поэтому абсолютизировать негативное влияние стабильно действовавшего военного фактора на развитие городов раннесредневековой Византии столь же неуместно, как пытаться объяснить рождение западноевропейского феодализма одной лишь нескончаемой вооруженной «борьбой всех против всех». Не стоит в этом ряду особняком и появление хазар в Таврике, которое, следует подчеркнуть, произошло не ранее 680-х гг. 808 , не говоря уже о том, что пришельцы обжились и почувствовали себя более уверенно в новых краях и того позже. Во всяком случае, даже в начале VIII в. сюда не боялись ехать переселенцы из Малой Азии, примером чему может служить бывший пафлагонский кандофор (kandophoros), дед Иоанна Готского, знаменитого мятежника, противника хазарского влияния 809 . И все же в каком состоянии находилась экономика города в пост-юстиниановскую эпоху? Насколько полнокровной она была и по каким направлениям развивалась? Ответить на этот вопрос возможно, только заставив заговорить «немых свидетелей» – археологические материалы, стратиграфические колонки, открытые и закрытые комплексы, накопленные за годы раскопок, которые дополняют скупые свидетельства византийских нарративных и правовых источников. Соляной и рыбозасолочный промыслы. Комплексное исследование источников обращает внимание прежде всего на наличие явной преемственности в экономике позднеантичного Херсонеса и раннесредневекового Херсона. Прекращение функционирования большинства хозяйств античного типа на Гераклейском полуострове последовало во второй половине – конце V в. и, судя по остаткам юртообразных жилищ, очевидно, могло быть отчасти связано с появлением здесь какого-то кочевого населения, скорее всего одной из ветвей гуннов (Altziagiri Иордана?), пришедших в Крым после распада державы Атиллы в 453 г., однако это обстоятельство должно было привести не только к натурализации хозяйства, но и к более интенсивному развитию иных отраслей хозяйства, прежде всего промыслов 810 . Это был проверенный, давно, с первых веков н.э. усвоенный херсонитами путь, способный повысить занятость населения, обеспечить ему нормальный прожиточный уровень и стабилизировать экономику города.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

74 Bellarmin приводит ещё следующее место из Киприана: panis iste, quem Dominus discipulis poirigeb if non efficie, sed natura mutatus omni potential Dei factus est caro et sicut in persona Dei humanitas apparebat et latebat divinitas, ita sacramento visibili ineffabiliter divina e infudit essen tra. Но из того же Bellarmina видно, что сочинение, в котр. находятся означенные слова, ложно приписываются Киприану. (t. III, p. 261). 76 Прим. μεταβολη (первон. у Кир. Иерус., затем у Кир. Алекс., Софр. Иерус., И. Дамаскина и нек. друг.) mutatio, permutatio, transmutatio,immutatio, conversio, transitio (у Амвр. Мед., Август., Ремигия и др.) Означает собственно: оборот, перемена, изменение, превращение, обращение; главным образом, перемену нравственную, перемену образа мыслей, знания, положения, состояния. Напр., у св. Григ. Нисского в приложении к крещению: τεν δια του βαπτισαατος προς το κρεττον μεταβολην και μεταποιησιν (Cathech. oratio, cap. 40). В приложении к таинству Евхаристии, как увидим ниже, оно употреблялось у отцов в значении перемены одной субстанции на другую – Μεταποιησις – переделка, перемена (впервые у Григ. Нисск., потом Феодор. Гераклейского, И. Дамаск. и нек. друг. – см. ниже). В общем значит тоже, что и μεταβολη. Недаром эти слова часто употребляются рядом и безразлично у одного и того же писателя (у древн. – И. Дамаскина, позд. – Геннадия Схолария , Мелетия Пигаса и др.), как взаимно поясняющие друг друга. Ср. также только что приведённое место из 40 оглас. слова Гр. Нисс.– Με αρρυθμος и μεταρρ υθαισις (главн. образ. у Иоан. Злат.) – лат. transformatio (у Амвр. Мед. и Авг.) от μεταρρυθμιζεαθαι=перестраивать на чужой лад, преобразовать, переменять.– Μεταστοιχειωσις (впервые у Григ. Нисского –1 раз, затем Феоф. Болгарского) – лат. Transelementatio (у Амвр.). Весьма сильное выражение, обозначающее собственно перемену одной стихии в другую. Может быть поставлено почти на одну доску и μετουσιωσις. При филологическом разборе слов мы пользовались словарём Киевского Филологич. общества, составленным по Бензелеру. 1881 г. стр. 492, –3, –5.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pre...

Не будь этого, все созданное не было бы столь совершенным. (2) Свидетельством его всемогущества служит, насколько я могу судить, тщательная согласованность всех частей управления, от высших до низших. Очевидно, что управление это исходит от высшего Повелителя — того, кому волей Отца вручено управление вселенной. Охраняемая целой иерархией взаимно подчиненных властей, лестница эта постепенно возводит нас к самому великому Первосвященнику. (3) От этого единого, повелевающего всем Начала и, как мы уже говорили, вершителя воли Отчей, все и исходит — и первое, и второе, и третье.  Далее, на высших ступенях видимого мира поставлены легионы блаженных ангелов, а под ними и вплоть до нас расположены друг за другом те, кто от Единого и через него, спасаемы им и другим несут спасение. (4) Мельчайшие частицы железа послушны притяжению Гераклейского камня, которое распространяется на многочисленные колечки этого металла. Подобно тому и люди благочестивые, влекомые Святым Духом, будут вселяться: одни — в первую обитель, другие — в следующие, и так до самой последней.  Люди же порочные, не желающие ни к чему себя понуждать, взрастившие в себе дурные наклонности и неспособные с ними совладать, носятся туда и сюда, лишенные божественной поддержки, волнуемые бурей страстей, и, наконец, низвергаются на землю. От начала был утвержден закон, согласно которому благо есть предмет свободного выбора. ( 10 , 1) Вот почему заповеди, данные и подзаконному, и не подзаконному, обращены не к праведникам («ибо закон положен не для праведника»  ), а к свободно избравшим их исполнение. И в виде награды за послушание им обещается блаженная вечная жизнь. Людям, избравшим порок, они предоставляют возможность находиться среди того, чему они оказывали предпочтение. Напротив, для душ, ежедневно трудившихся над своим улучшением и усовершением через воспитание в себе добрых качеств и приумножение праведности, они назначают наилучшую обитель как достойное воздаяние. И в самом деле, не достигают ли они, по мере постепенного преуспеяния «простираясь вперед»  , и самого бесстрастия, пока не обретут, «в меру мужа совершенного»  , того состояния, которое есть совершенный гносис и наиболее славное наследие? (2) Различаясь в каждом индивидуальном случае временем, местом, достоинством, наследственной долей и служением, каждое из этих спасительных изменений постепенно возводит человека к пребыванию близ Господа в вечном созерцании.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

1762 Гриневич К. Э. Раскопки Гераклейской экспедиции 1928 г.//Крым. – М.; Л., 1928. – 2 (8). – Вып. 2. – С. 45–47, 63–71; Crimean Chersonesos: City, Chora, Museum, and Environs/Ed. by G.R. Mack, J.K. Karter. – Austin, Texas USA, 2003. – P. 132. 1763 См.: Седикова Я. В. Керамические печи IX в. в Херсонесе//МАИЭТ. – 1994. – Вып. 4. – С. 434–440; Седикова Я. В. Керамическое производство и импорт в Херсонесе в IX в.: Автореф.... дисс. канд. ист. наук/И А РАН. – М., 1997. – С. 11. 1764 Ср.: Юргевич В. Н. Две печати, найденые в византийском Херсоне в 1884 году//ЗООИД. – 1886. – Т. 14. – С. 7–8. 1765 Могаричев Ю. М. К вопросу о византийско-хазарских отношениях в Крыму в середине IX в. – С. 71–72. 1767 См.: Сорочан С. Б. К вопросу о датировке и интерпретации херсонского загородного монастыря Богоматери Влахернской//Культовые памятники в мировой культуре: археологический, исторический и философский аспекты. V Международ. Крым, конф. по религоведению. Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2003. – С. 38–39; Романчук А. И. Западный загородный храм Херсонеса//ВВ. – 1990. – Т. 51. – С. 165–171; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Я. В. Херсонес – Херсон – Корсунь. – С. 13–28, 190–191; Извлечение из отчета К. К. Косцюшко-Валюжинича о раскопках в Херсонесе в 1902 году//ИАК. – 1904. – Вып. 9. – С. 15–17, рис. 9. 1768 Моравско-паннонские Жития Константина и Мефодия. 1. Житие Константина Философа (по рукописи бывш. Москов. Дух. Акад, хранящейся в Отделе рукописей Рос. Гос. б-ки, ф.173, 19.)//Труды Славянской комиссии. Т. 1: Лавров П. А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. – Л., 1930. – С. 1–36, гл. VIII, XII; Epistola Anastasii apostolicae sedis bibliothecarii... – P. 141, § 3; cf. § 2. 1770 ПСРЛ. T. I. Лаврентьевская летопись. – Вып. 1. Повесть временных лет. – Л., 1926. – Стлб. 51; Шестаков С. П. Очерки... – С. 74 –75; Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды. – К., 1914. – С. 84–85; Приселков М. Д. Русско-византийские отношения IX–XII вв.//ВДИ. – 1939. – 3. – С. 101.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I 2; II 3, 17; IV 8, 23; V 2, 4, 5, 10, 75; VI 32, 38, 44, 45, 60, 63, 68, 79, 84, 88, 93; VII 165; IX 58, 60, 80; X 1 Александр Полигистор (I в.), грамматик пергамской школы, вольноотпущенник Суллы, автор многих трудов по географо-исторической периэгезе, комментированию древних авторов, историографии. См. Ук. ист. Александр Этолийский, поэт и драматург, жил в 315–285/83 гг. в Александрии, упорядочивал трагедии в Библиотеке, современник Арата, которому следовал в написании поэмы о явлениях природы; потом жил при дворе Антигона Гоната IX 113 Александр, отец Лакида IV 59 Алексид, наиболее значительный комедиограф средней комедии (IV в.), автор более 200 драм; вероятно, он ввел из дорического фарса тип «парасита». См. Ук. ист. Алексид, возлюбленный Платона III 31 Алексин из Элиды, философ мегарской школы, современник Стильпона и Менедема, известный спорщик, оппонент Зенона II 109, 110, 135, 136; IV 36; VII 166 Алексон Миндский, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Алкей (кон. VII – перв. пол. VI в.), прославленный лесбосский поэт наряду с Сапфо, один из первых греческих лириков I 74, 76; II 46; ср. Ук. ист. Алкивиад (ок. 450–404), афинский политический деятель, полководец, воспитанник Перикла, ученик Сократа, одна из самых ярких личностей V в. II 23, 24, 31, 36, 105; IV 49 Алкидамант, ритор и софист, ученик Горгия, современник и противник Исократа, придавал большое значение импровизации, писал о соперничестве Гомера и Гесиода. См. Ук. ист. Алким, выдающийся ритор, ученик Стильпона II 114 Алким, младший современник Платона, писавший о Сицилии и Италии, а также доказывавший влияние Эпихарма на Платона, руководствуясь софистической подделкой под Эпихарма («К Аминту») III 9, см. Ук. ист. Алкионей, сын Антигона Гоната IV 41; VII 36 Алкипп, учитель философии в Эресе, наставник Феофраста V 36 Алкмеон Кротонский, врач, предполагаемый ученик Пифагора, автор сочинения «О природе», первым оперировал глаз, высказывал предположения о существовании нервов. См. Ук. ист. Амасис, египетский фараон (570–526), считался другом греков. Основал Навкратис, держал большое наемное войско греков; через полгода после его смерти страна была завоевана персами VIII 3 Амбракида, отпущенница Аристотеля V 14 Амбрион, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Амикл Гераклейский, ученик Платона III 46 Амикл, пифагореец, помешавший Платону сжечь сочинения Демокрита IX 40 Аминий, отец Диодора Кроноса II 111 Аминий, афинский архонт в 427/26 г. III 3 Аминий, упомянут в завещании Стратона V 64 Аминий, учитель Парменида, пифагореец IX 21 Аминомах, друг и наследник Эпикура X 16–21 Аминт III, македонский царь в 389–369 гг. (?), отец Филиппа II Македонского II 56; V 1 Аминсий, комедиограф. См. Ук. ист. Амфий, автор средней комедии. См. Ук. ист.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

34 По соседству, на месте надела в 1979 г. был обнаружен еще один многослойный памятник, возникший в эпоху эллинизма и существовавший до XI в. включительно. Открытые по периметру двора помещения, несомненно, существовали к концу раннего средневековья и носили жилой и хозяйственный характер, включая помещение 13, в котором, вероятно, была печь для выпечки хлеба 35 . Такие примеры показывают, что сельские поселения на хоре Херсона приобретали хуторскую систему. К кругу подобных памятников относится усадьба, перестроенная в конце VI – первой половине VII вв. в западной части Гераклейского полуострова, на берегу Камышевой бухты, в 6 км от города, а также четырехкамерные усадьбы с двориками, существовавшие в VIII–X вв. на поселении у высоты Безымянной близ урочища Алсу, и семь довольно крупных усадеб, построенных, вероятно, одновременно с оборонительной стеной во второй половине VIII в. на городище Кыз-Кермен, каждая из которых состояла из большого двора и 3–7 каменных построек, включая винодельни, мастерские, плюс отдельная большая многокамерная постройка – дом правителя, «простатевонта» 36 . Вероятно, к числу полисм и кастра – городков и крепостей, резиденций простатевонтов, архонтов областей, упоминаемых Феофаном и Никифором при описании событий в Таврике начала VIII в., относилось также раннесредневековое поселение «Приморское», охватывавшее около 20 га в центральной и юго-западной части Ласпинской котловины (на месте лагеря «Ласпи»). Этот самый теплый и мягкий по климату, со среднегодовой температурой 13,3°, уголок Крыма имел удобную связь с Херсоном морем через Символон (Балаклаву), а по суху – через Байдарскую долину 37 . Наряду с однокамерными и двухкамерными постройками (домами-пятистенками), характерными для средневековых поселений Таврики (ср.: рис. 127), в ходе исследований 1977–1979, 1991 гг. здесь было обнаружено несколько крупных сооружений под черепичной кровлей и с полом, мощеным плинфой. Оштукатуренные и расписанные внутри стены построек были выложены поясами из плинфы и известкового раствора (opus mixtum), что характерно для общественных, – государственных и церковных зданий Херсона ранневизантийского времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

82. За Истром же [находятся] города Кремниски, Эполий, горы Макрокремны, известная река Тира, давшая имя городу на том месте, где, как говорят, прежде была Офиуса; обширный остров на этой реке населяют тирагеты; он отстоит от Псевдостомы, [устья] Истра, на 130 миль. Далее аксиаки, названные по реке, за ними кробизы, река Рода, Саггарийский залив, гавань Ордес, и в 120 милях от Тиры – река Борисфен и имеющие то же самое название озеро, племя и город, отстоящий от моря на 15 миль, в древности носивший имя Ольвиополь и Милетополь 982 . 83. Вновь по берегу – Ахейская гавань, Ахиллов остров, знаменитый могилой этого мужа, а на расстоянии 125 миль от острова – полуостров, протянутый в форме меча в поперечном [направлении] и названный Ахилловым Дромом из-за упражнений [Ахилла], длина которого, как сообщает Агриппа, 80 миль. Все это пространство занимают скифы-сарды 983 и сираки. Затем – лесная область, которая дала название «Гилейское» омывающему [ее] морю; [ее] жители называются энэкадии. Далее – река Пантикап, которая разграничивает номадов и георгов, потом – Акесин 984 . Некоторые сообщают, что ниже Ольвии с Борисфеном сливается Пантикап, более точные [авторы] – что Гипанис, в отличие от грубой ошибки тех, кто помещает последний в Азии. 84. Омывая огромные пространства и многие народы, море вдается в сушу большим заливом до тех пор, пока не отделяется от Меотиды перешейком в 5 миль. Залив называется Каркинитским; [далее следуют] река Пакирис, города Навар, Каркина, позади [них] – озеро Бук 985 , через ров впадающее в море. Сам Бук отделяется от Корета 986 , залива Меотийского озера, скалистым хребтом. Принимает реки Бук, Герр, Гипанис, впадающие в него с разных сторон: Герр ведь разделяет басилидов и номадов; Гипанис течет через [земли] номадов и гилеев в Бук по искусственному руслу, по естественному – в Корет. Эта область называется Скифия Синдика 987 . 85. А от Каркинита начинается Таврика, некогда окруженная морем в тех местах, где теперь лежат равнины. Затем она вздымается большими горными хребтами, в них – тридцать народов, из которых 23 [живут] внутри этой области, [и] 6 городов: Оргокины, Харакены, Ассираны, Стактары, Акисалиты, Калиорды 988 . Самый хребет занимают скифотавры. С запада их ограничивает Новый Херсонес, а с востока – скифы-сатарки. На побережье [начиная] от Каркины [находятся] города: Тафры на самом перешейке полуострова, затем Гераклейский Херсонес, которому римляне даровали свободу; прежде его называли Мегарским 989 . Обнесенный пятимильной стеной, он отличается особенным блеском во всей этой области, потому что в нем сохраняются греческие обычаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Усилившееся давление сарматских кочевников на северо­восточные границы империи повышало стратегическое значение Боспора. Царские войска, набранные в самой стране, перманент­но воевали с варварами, от степняков их защищали несколько ря­дов валов, укрепленных строжевыми башнями и небольшими кре­постями. Один из таких валов, выстроенный при царе Аспурге, опоясывающий Керческий полуостров от Черного моря до Азов­ского, сохранился до наших дней. За спиной боспорских войск стояли римские гарнизоны и римская военно-морская эскадра, размещенная в Херсонесе. Боспорские цари чеканили золотую монету, на аверсе которой помещался портрет царя, а на реверсе бюст императора. Вассальная зависимость царей от Рима выра­жалась в том, что они из Рима получали скипетр, царский венец, а также курульное кресло и тогу заодно с бюстом правящего им­ператора, носили наследственное звание верховных жрецов импе­ратора и императорского дома. Помимо личных имен начиная с основателя династии Аспурга цари имели еще преемственно пе­редаваемое римское имя Тиберий Юлий, а среди их титулов были и такие – Филоромеос (друг римлян) и Филокесарь – друг цезаря. Важнейшими городами Боспорского царства, помимо его сто­лицы Пантикапеи, были Феодосия и Нимфей, которые в первые столетия от Р. Х., подобно Ольвии, переживали упадок, сопрово­ждавшийся их варваризацией, а за проливом, на Кавказе, – Фа­нагория, Гермонасса и Кепы на Таманском полуострове, Горгиппия (ныне Анапа), пребывавшие в относительно благополучном положении, и в устье Дона одноименный с его греческим назва­нием Танаис. В относительной зависимости от Боспора, которая временами усиливалась, а временами сходила на нет, находилась колония выходцев из дорийского города Гераклеи Понтийского Херсонес, основанный на юго-западе Таврии, на полуострове, ко­торый в память о родине переселенцев был назван Гераклейским. Некогда независимый, Херсонес из-за частых нападений на него со стороны варваров, обратился с просьбой о покровитель­стве к Митридату Великому, и в результате город стал частью его державы, а после поражения и гибели Митридата перешел во владение его сыну Фарнаку, ставшему «другом и союзником» Рима, и с тех пор он зависел от Боспорских царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010