Скорее всего, они были не местные жители, а приближенные из числа тех, кто последовал с экс-императором в ссылку и составил его «свиту». В дальнейшем, некоторые из них выдвинулись на службе, к примеру, Варисвакурий (Барисбакур) достиг высоких санов и стал известным вое- начальником, а Стефан – кувикуларием, tes basilikes trapezes и паракимоменом (если только найденные в Херсоне моливдулы первой половины VIII в. принадлежат именно этому Стефану). Известно, что Варисвакурий после гибели Юстиниана II был казнен в конце 711 г. вместе с другими царскими архонтами (Никифора, св. отца нашего, патриарха Константинопольского, краткая история со времени после правления Маврикия//Творения св. отца нашего Никифора, архиепископа Константинопольского. – Минск, 2001. – С. 336). 322 Почти наверняка можно утверждать, что корабль с Юстинианом Ринотметом на борту покинул Балаклавскую бухту на рассвете, до восхода солнца, когда бриз дует из бухты. Так обыкновенно поступали парусные суда, попадавшие в эту бухту (см.: Стржелецкий С. Ф. Очерки истории Гераклейского полуострова и его округи в эпоху бронзы и раннего железа (Середина III тыс. – V в. до н.э.): Дисс....канд. ист. наук. – Севастополь, 1951 (рукопись)//Архив НЗХТ. – Д. Ne 1343. – Л. 23). 323 Ton pharon Chersonos – Маячный (он же Херсонесский) полуостров – крайняя западная оконечность Гераклейского полуострова площадью более 400 га, где в 12 км от города издавна существовал маяк, вероятно, в виде каменной башни с костром на верху. He случайно полуостров носил в латиноязычных навигационных средне- вековых наставлениях название Фанари (Fanari, Fanario): его западная оконечность с простирающимся на 500 м в море опасным рифом являлась как бы развилкой морского пути на юг и на север – основных торговых путей Херсонеса и это место вынуждены были огибать все суда, особенно, как и галиада Юстиниана, двигавшиеся с востока (см.: Николаенко Г. М. О ближней хоре Херсонеса Таврического в IV в. до н.э.//X. сб. – 1996. – Вып. 7. – С. 29, 32; Иванов A.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Попробуем, наконец, наложить нашу хронологическую схему на археологическую карту Юго–Западного Крыма. Здесь выделяются четыре больших района концентрации пещерных памятников: «Качинский» (Тепе-Кермен, Качи-Кальон, Марьям-Дере, Чуфут-Кале), «Мангупско-Эски-Керменский» (Мангуп, Челтер-Коба, Чилтер-Мармара, Шулдан, Эски-Кермен, Черкес-Кермен), «Инкерманский» (Инкерман, Георгиевская и Троицкие балки) и «Херсонесско-Гераклейский» (Херсонес, Сарандинакина балка, мыс Виноградный, мыс Фиолент). Особняком стоит самое северное городище Бакла. Представим в таблице распределение классов и типов пещерных храмов по районам. На какие выводы наводит это сопоставление? Наибольшее количество храмов всех типов расположено в «Мангупско-Эски-Керменском» районе, однако, начиная с типа II.2, его догоняет «Инкерманский», где ранние памятники вообще неизвестны. В «Херсонесском» районе имеется древний триконх в Херсонесе и два поздник храма на Гераклейском полуострове. Для «Качинского» района выделяются три этапа: ранний, связанный с ранневизантийским строительством на Тепе-Кермене, средневизантийский на Качи-Кальоне и поздний, где пещерные храмы типологически полностью совпадают с другими районами. Распределение количества храмов по типам и районам Тип Датировка, вв. «Качинский» «Мангупско-Эски-Керменский» «Инкерманский» «Херсонесско-Гераклейский» VIII-X IX-XII XII-XIII XIII-XV XIV-XV Такие всплески строительной активности еще лучше видны на примере отдельных городищ с большим количеством пещерных церквей. На Эски-Кермене большинство храмов либо вообще не имеют протесиса, либо имеют протесис в наосе, т.е. являются ранними; лишь два памятника здесь относятся к следующему типу (II.2), а типы II.3–4 вовсе не представлены (оговорим, что тип II.3 встречается на Эски-Кермене в одном неизданном полупещерном храме, на западном обрыве). Такая картина хорошо отражает историю городища с ее двумя периодами расцвета: VI-VIII вв. и XIII в. Наоборот, на Мангупе все храмы (кроме одного, типа II.2) относятся к позднейшим типам II.3–4, совпадающим по времени с существованием княжества Феодоро. Почти то же самое мы видим в Инкермане: пещерные храмы начинают здесь строиться в это же время и появляются вплоть до XV в., что легко сопоставить с преобладанием поздневизантийского материала в инкерманской крепости Каламита.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

512 Последнее явно не говорится в вышеупомянутом каноне, в котором, похоже, речь идет лишь о почетном превосходстве. Но канон был так понят епископами Константинополя, а также историками Сократом (ν, 8) и Феодоритом (Epist. 86, ad Flavianum), и так истолкован Халкидонским собором (can. 28). Отношения епископа Константинополя с митрополитом Гераклеи, тем не менее, в течение долгого времени оставались неопределенными и на соборе ad Quercum в 403 г. при рассмотрении дела Златоуста Павел Гераклейский председательствовал, хотя там присутствовал и патриарх Феофил Александрийский. См. Le Quien, tom, i, p. 18; Wiltsch, i, p. 139. 513 Так называемом σνοδος δημοσα, то есть советом епископов, проживавших (ενδημοντων) в Константинополе. 515 По свидетельству Созомена, их было тринадцать, по словам Феофила Александрийского на соборе ad Quercum – семнадцать; его обвиняли в этом поступке как в неслыханном преступлении. См. Wiltsch, i, 141. 516 Сократ, H. 1. vii, 28, где этот закон вскользь упоминается. Жители Кизика в Геллеспонте нарушили закон под тем предлогом, что это была только привилегия, дарованная лично Аттику. 517 Среди варварских племен, над которыми имели церковную власть епископы Константинополя, были гунны с Босфора, царь которых, Горда, принял крещение во времена Юстиниана; герулийцы, принявшие христианскую веру в 527 г.; абасги и аланы с берегов Черного моря, примерно в то же время принявшие священников из Константинополя. См. Wiltsch, i, 144 and 145. 518 Это вразумление в адрес римских легатов настолько не нравится римско–католическим историкам, особенно ультрамонтанским, что Баллерини, в их издании трудов Льва Великого , tom, iii, р. xxxvii, sqq., и даже Hefele, Conciliengesch., i, p. 385, и ii, p. 522, бездоказательно называют соответствующий фрагмент греческих постановлений Халкидонского собора более поздним добавлением. Гефеле, который не мог не признать, что латинский перевод расходится с оригинальным текстом шестого никейского канона, считает, тем не менее, что греческий текст не был прочитан в Халкидоне, потому что даже он мог был быть истолкован против возвышения Константинополя, то есть в пользу римских легатов. Но римские легаты, как и Лев в своем протесте против двадцать восьмого халкидонского постановления, основной акцент ставили на римском добавлении Ecclesia Romana semper habuit primatum и считали, что это добавление устраняет всякую возможность уравнивания любого другого патриарха с Римским епископом. Поэтому, когда легаты обратили внимание на никейский канон, грекам прежде всего надо было ответить на их заявление, а потом уже переходить к канонам Константинопольского собора. Только ссылаясь и на то, и на другое, они могли достаточно веско ответить на римский протест.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Фасис (2) – греч. город в устье одноименной реки 122, 246 Фасос – остров и город на нем в Эгейском море 90 Фат – река на территории Боспорского царства 127 Фатеи (фаты, таты, ср. темеоты) – народ на территории Боспорского царства 127, 229 Фенны (финны) – народ в Европейской Сарматии 186, 249, 250 Феодосия (Февдосия, Теосиополис) – греч. город на юго-востоке Керченского полуострова, входивший в Боспорское царство 87, 89, 90, 94, 111, 112, 114, 148, 156, 161, 188, 231, 244, 267, 270, 278 Фермодонт см. Термодонт Фессалония – город в Северной Греции 257 Фикоры – меотское племя в низовьях Кубани 229 Филиппополь – греч. город на Балканах (совр. Пловдив в Болгарии) 200 Финикияне – народ на Ближнем Востоке 81, 166 Финны см. фенны Фира см. Тира Фиска – город в Северо-Западном Причерноморье 190 Флютавзий – река Центральной Европы, впадающая в Дунай 271 Фракийцы – народ, населявший Фракию 16, 17, 18, 53, 56, 62, 63, 70, 114, 127, 152, 200, 202 Фракия – страна в Западном Причерноморье 19, 56, 57, 70, 125, 154, 203, 257, 264, 265 Фригия – страна в центре Малой Азии 20 Фритиорес – город в Боспорском царстве 278 Фругундионы – народ в Европейской Сарматии 186 Фтейрофаги (фтирофаги) – народ на кавказском побережье Черного моря 116, 122, 198, 228 Фурике – город в Северном Причерноморье (в Дардании) 280 Хаб – скифский город в Крыму 115 Хазария – страна в Восточной Европе 277 Хазары (хазиры, газы) – народ в Восточной Европе 276, 277 Хайниды – народ Азиатской Сарматии 194 Халибы – народ, локализуемый на юго-восточном побережье Черного моря 27, 152 Хальмия – город в Азиатской Сарматии 195 Харакены (Харакс) – город в Крыму 188, 242 Херсонес (Таврический, Гераклейский, Мегарский, Херронес, Херсона) – греч. город в Восточном Крыму (совр. Севастополь) 94, 99, 109, 110, 111, 114, 115, 148, 156, 180, 184, 188, 189, 231, 242, 244, 270, 271, 278 Херсонесцы – жители Херсонеса 110, 115, 180 Хесин – река Сарматии, впадающая в Балтийское море 182 Химабы – народ в Центральной Европе 275 Химерион см. Киммерида

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как показывает содержание фрагмента, св. Дионисий был действительно противником сугубо духовного толкования Рая, примыкая к противоположной точке зрения, видевшей в Рае чисто земное явление 483 . Следующие четыре фрагмента сохранились из «Толкования на Книгу Иова». Правда, подлинность их подвергается сомнению: сам издатель (Ч. Фелтое) считает подлинными лишь первые две выдержки 484 ; имеется и еще более крайнее мнение, отрицающее и подлинность данных выдержек 485 . И хотя фрагменты рассматриваемого сочинения восходят к катенам Никиты Гераклейского (XI в.), столь поздняя цитация не служит, по нашему мнению, слишком весомым аргументом против подлинности их (по крайней мере, против подлинности первых двух). Здесь св. Дионисий толкует упреки жены Иову и его ответ ей, ссылаясь на каких-то предшествующих толкователей, которые полагали, что слова: Яко едина от безумных жен, возглаголала еси ( Иов. 2:10 ) относятся в первую очередь к Еве – первой получившей «рану греха» ( τς μαρτας τ βλος) и «подобными советами» обольстившей «того, кто почтен был образом Божиим и свободен был от всякой порочности». По мнению св. Дионисия, Ева не знала «лукавых и злокозненных умыслов змия и его зверской и дикой мудрости ( τς γραν κα τ θασον φρνησιν)». Однако мудрость змия не превосходила человеческую, «ибо неправедный не может быть мудрее праведников и отступник – сотоварищей Бога ( τν το Θεο παρδρων) " 486 . Первых людей лукавому удалось обмануть потому, что они еще не были совершенными – Адам был «только в душу живу, а не в дух животворящ», а тем более – ребро его. Однако Иова ему не удалось обмануть, поскольку он являлся «равноангельским» ( σγγελος). Таково содержание первого фрагмента. Второй же фрагмент касается богомудрия Иова, который почтил и прославил Бога многими именами, причем замечается, что «дела Божии превышают всякое беспредельное число». Естественно, Сам Бог, по мысли св. Дионисия, намного превышает Свои дела: «Что для всякого непостижимо и бесконечно, то для Бога есть самое малое ( λχιστν στι) и по количеству ( κατ τ ποστητα)».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Быть может, – и это очень вероятно, что Евсевий был увлечен господствовавшим среди египетских христиан возбуждением и в этом увлечении заявил пред язычниками о своей религии. Это обстоятельство, или другое какое было причиною того, что он, вместе с Гераклейским епископом Потамоном был захвачен языческою властью и брошен в темницу, откуда впрочем скоро, по причинам нам неизвестным, был отпущен на свободу. Без сомнения, во время этих странствований любознательный Евсевий не оставлял без внимания ничего, что могло увеличить запас его сведений в области науки. Немало пользы, вероятно, принесло ему пребывание в Египте, главный город котораго, Александрия, славился в древности своею богатейшею библиотекою. По крайней мере за ту мысль, что Евсевий не без пользы побывал в Египте, говорят его сочинения в особенности «de preparatione evangelica», для составления которого, по словам ученаго Скалигера, нужно было перерыть все библиотеки Египта, Финикии и Греции 30 . По окончании преследования Евсевий опять явился в Кесарию, чтобы предаться прежним занятиям наукою. Несомненно, что его ученость по смерти Памфила стала еще более заметною, и что к нему перешла слава его великого учителя и друга. К этому времени он был уже известен как апологет христианства против язычников, как автор истории времён, или хроники и, быть может, некоторых других сочинений. Такой ученый муж естественно должен был обратить на себя внимание кесарийцев, и вот Евсевий, по смерти Агапия, избирается на его место в должность епископа Кесарии (незадолго перед 315 годом) 31 . Теперь для Евсевия открылось широкое поприще деятельности: нужно было возстановить разрушенные христианские храмы, заботиться о судьбе несчастных сирот, которые потеряли во время гонения своих родственников и попечителей, заняться вопросом о тех, которые во время гонения принесли жертвы идолам. Кроме того, как видно из письма его к сестре императора Константина Констанции, он счел нужным вести борьбу с некоторыми необразованными лицами своей паствы, которые вводили в обычай почитание изображений Христа и Его Святых, что Евсевий казалось возвращением к язычеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Наконец, по свидетельству той же вышеуказанной подписи в конце Евангелия, в начале VII века (616 г.) перевод Поликарпа был пересмотрен и исправлен в Александрии, в монастыре св. Антония Фомою Харкельским, или Гераклейским (бедным Фомою – a me pavpere Thoma, как называет сам себя правщик – он же и автор самой подписи) 253 . Так как в этом своем новоисправленном виде перевод Филоксенийский преимущественно был известен и в древности и в новейшее время – то он называется также Харкельским переводом. Что перевод был сделан, как полагали некоторые исследователи (Гуг и др.), для каких-либо монофизитских сектантских целей – с целью именно заменить им церковное употребление Пешито в обществах монофизитских – с этим мнением согласиться нельзя, так как употребление этого последнего и между монофизитами как между несторианами никогда не прекращалось. Не оправдывается такое мнение и самым характером перевода, нимало не представляющего чего-либо прямо или косвенно направленного в пользу монофизитского учения. Поэтому более справедливо мнение тех, которые утверждают, что побуждением к составлению его послужило для Филоксена просто желание дать последователям своей секты, занимавшимся чтением и изучением Свящ. Писания, перевод более точный, более близкий к подлинному тексту, чем каков был перевод Пешито 254 . Действительно, потребность в таком переводе была весьма естественна и понятна именно в западной половине Сирии, по ту сторону Евфрата, где греческий язык, как мы уже замечали, был столько же почти распространен и понятен для большинства, как и язык сирийский, и где, следовательно, многие из сирийских христиан-монофизитов, при всем уважении своем к переводу Пешито как переводу древнему, не могли не видеть, однако, недостаточности его для целей точного и основательного экзегезиса как перевода более или менее свободного, отличавшегося несомненными достоинствами простоты и ясности, но небуквальности и точности. И перевод Филоксенийский в этом последнем отношении действительно резко отличается от Пешито – он вполне буквальный перевод, рабски следующей букве оригинального текста, в ушерб не только чистоте и красоте сирийского языка, но нередко простоте и ясности в передаче самого смысла переводимого 255 . Вследствие этого-то свойства своего перевод имеет весьма важное значение для критики текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

   Патрофил, еп. скифопольский — I.35; II.9, 38—40, 43    Пафнутий, еп. — I.8, 11    Пелагий, еп. лаодикийский — III.25; V.8    Периген, еп. патраский — VII.36    Петр, библ. — I.35; V.22; VI.8    Петр, брат Василия Великого — IV.26    Петр, еп. александрийский — I.5, 6, 15; IV.20—22, 37; V.3    Петр, еп. сиппский — III.25    Петр, пресвитер александрийский — VI.9; VII.15    Пилат, библ. — I.17    Пиор, монах — IV.23    Писон аданский — III.25    Писсон августийский — III.25    Питирос, монах — IV.23    Пифагор, философ — I.22; III.21    Пифия, прорицательница — III.23    Плакит, еп. аптиохийский — II.8, 9, 26    Платон, философ — II.35; III.16; 21, 23; VII.6, 15    Плацидия (Плакилла), первая жена Феодосия Великого — IV.31; V.12    Плацидия (Плакида), дочь Феодосия Великого и Галлы — IV.31; VII.24    Плиний, еп. — II.28    Плинф, консул — V.23; VII.17    Плотин, философ — II.35    Поликарп, еп. г. Сексаптаприста — VII.36    Поликарп, еп. смирнский — V.22    Порфирий, еп. антиохийский — VII.9    Порфирий — III.23    Порфирий, философ-неоплатоник — I.9    Приап, миф. — V.16    Проб, консул — IV.20; V.11    Пробин, консул — II.8; V.26; VI.1, 20    Прокл, консул — II.5    Прокл, пресвитер — VII.26, 28, 29, 35, 36, 40, 41, 43, 45, 48    Проклин, еп. — IV. 12    Прокопий, военачальник — VII.20    Прокопий, тиран — IV.3, 5, 9, 38    Протоген, еп. сердикийский — I.20    Проэресий, софист — IV.26    Псеносирис, еп. — II.28    Птоломей Филадельф — VII. 22    Реверенний, еп. тирский — VII.36    Регин, церковный писатель — III.23    Рихомний, консул — V.21    Рос, библ. — VII.43    Руб, еп. фессалоникийский — VII.40    Ругас, варварский вождь — VII.43    Рустикул, еп. — VII.11    Руфин, консул — II.20    Руфин, префект — VI.1    Руфин, пресвитер, церковный историк — I.12, 15, 19, 20; II.1; III.19; IV.24, 26    Сабин, еп. гераклейский (Фракия) — I.8, 9    Сабин, еп. — II.15, 17, 20; IV.2, 12    Сабиниан, еп. г. Зевгма — III.25    Савватий, пресвитер — V.21; VII.5, 12, 25, 30    савеллианство — I.23

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Поэтому упоминание раба Божьего с необычным для херсонитов именем Гот в греческой надписи вв. на закладной плите склепа обнаруженного в 1968 г. во время раскопок рва по соседству с монастырем, с внешней стороны 1-й куртины, тоже могло быть не случайным совпадением с предыдущими предметами 735 . Но находки характерных для остготского костюма металлических аксессуаров крайне редки. Пока только в западном некрополе в погребении первой половины VI в. из склепа (1914 г.) обнаружен полный гарнитур с большой пряжкой и парой фибул, а в склепе использовавшемся в VII в., обломок серебряной орлиноголовой пряжки с двумя вишневыми альмандинами 736 . В любом случае варварские погребальные комплексы теряются в массе могил, греческая, а точнее, ромейская принадлежность которых не вызывает никаких сомнений 737 . Поэтому мнение о наличии в раннесредневековом Херсоне заметного элемента в той или иной степени огреченного сармато-аланского населения и тем более общины готов не находит подтверждения 738 . Столь же натянутым, а по сути, утрированным является утверждение, что херсонесские склепы с нишами-локулами «использовали представители разных этнических групп»: на деле эти «представители» весьма редко были теми, кого ромеи относили к «инородцам», «иноплеменникам» 739 . Даже наличие у некоторых похороненных особых антропологических признаков, искусственной деформации черепа еще не основание для того, чтобы отказывать им в наименовании ромей, поскольку в этот термин не вкладывалось сугубо этническое содержание. Зато в округе Херсона ситуация была несколько иной. Так, лепная керамика из могильников Юго-Западной Таврики позволяет говорить о преимущественно сармато-аланском населении региона в IV в. 741 На Гераклейском полуострове, на восточном склоне Килен-балки открыты позднеантичные вырубные Т-образные склепы, которые принято связывать с аланами. Они имеют в качестве погребального инвентаря позднюю краснолаковую посуду, стеклянные украшения, остатки полотняных одежд, головных уборов, кожаной обуви, дощатые гробы, сбитые железными гвоздями, но локул нет, что свойственно традициям варварского населения 742 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– М., 2003. – Вып. 10. – С. 80). 734 Производство археологических раскопок в Херсонесе//ОАК за 1891 год. – СПб., 1893. – С. 14; Якобсон А.А. Раннесредневековый Херсонес. – С. 256, рис. 133; Хайрединова Э.А. Женский костюм варваров Юго-Западного Крыма в V–nepboй половине VI вв.//МАИЭТ. – 2002. –Вып. 9.– С. 61–62, тип 4; о культовом комплексе см.: Сорочан С.В., Зубарь В.М., Марченко A.B. Жизнь и гибель... – С. 643–650, 660–665; Сорочан С.Б. О храме Созонта, «доме св. Леонтия» и мартирии св. Василия в раннесредневековом Херсоне//АДСВ. – Екатеринбург, 2003. – Вып. 34. – С. 146–173. 735 Антонова I.A., Рижов С.Г. Оборонний pibmaмoruльhuk поблизу nepшoii kypmuhucmiu Херсонеса//Apxeoлoriчhi дослидження на Ykpaihi в 1969 р.– К., 1972. – Вип. 4. – С. 261–264; Яйленко В.П. О «Корпусе византийских надписей в СССР»//ВВ. – 1987. – Т. 48. – С. 168, прим. 16. 736 Хайрединова Э.А. Женский костюм варваров... – С. 78–79, рис. 19; Зубарь В.М.,Рыжов С. Г., Шевченко A.B. Новый погребальный комплекс западного некрополя Херсонеса//Античные древности Северного Причерноморья. – К., 1988. – С. 161,163, рис. 9,9. 738 Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 258; Хайрединова Э.А. Женский костюм варваров... – С. 85. 740 Соломоник Э. И. Новые эпиграфические памятники Херсонеса. – K., 1973. – С.270; cp. –. Haldon J. Byzantium. A History. – Stroud, Gloucestershire, 2000. – P. 65. 741 Ушаков С. В. О лепной керамике из могильников юго-западного Крыма второй половины III–nepboй половины IV вв. как источнике по этнической истории региона//X сб. – 1998. – Вып. 9. – С. 153. 742 Савеля О.Я., Савеля Д.Ю. Могильники позднеантичной-ранневиэантийской поры на Гераклейском полуострове (по материалам раскопок могильника в Киле-балке в 1991–1992 гг.)//Византия и народы Причерноморья и Средиземноморья в раннее средневековье (I V-IX вв.). – Симферополь, 1994. – С. 60–61. 743 См .–.Борисова В.В. Могильнику высоты «Сахарная головка»: (По раскопкам и разведкам 1951 и 1953 годов)//Х сб . – 1959. – Вып. 5. – С. 169–190, особ. С. 189 (в могильнике из 18 вскрытых погребальных сооружений подбойными оказались 11, грунтовыми ямами – 3, склепами – 4; среди уцелевших семи черепов два были деформированными, то есть каждый третий-четвертый).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010