7) Посему, кто же из наиболее пекущихся об истине пожелает еще терпеть их? Кто не погнушается по всей справедливости этими пишущими? Кто не осудит их дерзости? Они не многочисленны, но хотят, чтобы их мнения были сильнее всего; желая же, чтобы скопища их, собирающияся в местах скрытых и подозрительныя, одержали верх, — усиливаются нарушить и обратить в ничто бывший вселенский нелестный и чистый Собор. И люди, Евсевиевыми приверженцами возвышенные за то, что защищали христоборную ересь, осмеливаются составлять определение о вере; и когда должны подлежать суду, как виновные, — подобно Каиафе, предприемлют судить сами, сочиняют Талию, желая, чтоб им верили, когда не знают, как сами веруют. Ибо кому не известно, что Секунд Пентапольский, прежде не однократно низложенный, ими принят за Ариево безумие, и что возвысились Георгий, который теперь в Лаодикии, и Леонтий скопец, а прежде него Стефан и Феодор что в Ираклеи? Урзаций и Валент, которые в начале, как младшие, наставлены в вере Арием и некогда низложены из пресвитерскаго сана, впоследствии за нечестие наименованы епископами; Акакий, Патрофил и Наркисс были самые отважные на всякое нечестие, и они низложены на великом Сардикийском Соборе, а Евстафий, который теперь в Севастии, Димофил, Герминий, Евдоксий и Василий, защитники нечестия, возведены в сан. О нынешних же–Кекропии, так называемом Авксентии, скоморохе Эпиктеие, напрасно и говорить, когда всякому явно, каким образом, по каким предлогам, и какими врагами поставлены они–слагать клеветы на православных епископов, которым строят козни; потому что и они, хотя жили за восемьдесят переходов и не знаемы были народом, однако же, за нечестие приобрели себе епископское имя. Для сего–то, наняв какого–то Георгия из Каппадокии, хотят теперь послать к вам. Но и о нем нет слова; потому что в странах сих носится слух, будто бы он вовсе не христианин, а скорее ревнитель идолов и ремеслом палач. Почему и приняли они к себе такого человека, чтоб мог делать обиды, хищения, убийства; так как в этом упражнялся он более, вовсе же не знает, что свойственно вере во Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

8 Училище благочестия, или примеры христианских добродетелей, выбранные из житий святых. В двух томах. Изд.19-е. T.I. СПб. 1915. С.16. Со ссылкой на Пролог. 15 февраля. 10 Произнесено в Вербное Воскресение, в 1915 или 1916 гг. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной. 11 Имеется в виду необычайный всесословный народный подъем, последовавший вслед за Царским манифестом 1914 г. о начале войны, получившей наименование Второй Отечественной. Показательны верноподданнические патриотические манифестации августа 1914 г., в которых участвовали многие из будущих участников февральского переворота 1917 г. 13 Произнесено в Неделю 2-ю по Пасхе (Антипасха), до революции. Год неизвестен. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной. 14 Произнесено в Неделю 5-ю по Пасхе, до революции. Год неизвестен. Публ. впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной. 15 Произнесено в Неделю 6-ю по Пасхе, до революции. Год неизвестен. Публ. впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной. 16 Произнесено 18.5.1914 г., в Неделю 7-ю по Пасхе, свв. отцев Первого Вселенского Собора. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной. 19 Произнесено 26.5.1914 г. в день Святой Троицы. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной. 20 Произнесено 1.6.1914 г. в Неделю 1-ю по Пятидесятнице. Публикуется впервые по «Машинописи» из архива Е. В. Апушкиной. 21 Прп. Пафнутий – отшельник и знаменитый пустынник Фиваиды. Память 29 ноября. См. о нем: Жизнь пустынных отцев. Творение пресвитера Руфина. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1898. С.78–83. 22 Произнесено 17.5.1915 г. в Неделю 1-ю по Пятидесятнице. Публикуется впервые по «Машинописи» из архива Е. В. Апушкиной. 23 Прп. Акакий, епископ Мелитинский (†ок.437) – ревностный борец с несторианской ересью, прославился даром чудотворений. Участник III Вселенского Собора, на котором вместе со св. Кириллом обличал Нестория. Память 17 апреля. 24 Вмч. Евстафий Плакида (†ок.118) – будучи знатного рода, занимал в Риме высокое положение. Однажды на охоте увидел оленя с крестом между рогами. Голос повелел ему креститься, что он и совершил вместе со всей семьей. Подвергнувшись жестокому испытанию (по дороге в Рим у него были похищены жена, дочь и все его богатство), он перенес его с покорностью воле Божией. За что был вознагражден: императором Траяном он был вновь возвращен в Рим, нашлись и жена с детьми. При императоре Адриане за исповедание Христа вместе с семьей был осужден на мученическую смерть: вместе с женой Феопистией и чадами Агапием и Феопистом был брошен в раскаленного медного быка. Память 20 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

aceph. 1. 1). Последующие 10 лет относительного покоя А. В. посвятил архипастырским трудам. В Александрии был созван Собор, к-рый подтвердил постановления, принятые правосл. епископами в Сердике. Сочетая бескомпромиссную верность правосл. вероучению со снисходительностью к лицам, скомпрометировавшим себя в период господства ариан, А. В. привел мн. бывш. ариан к церковному общению. Монашество, приумножавшееся в условиях духовного подъема, было ядром егип. Церкви, и А. В. предпочитал возводить монахов на епископские кафедры. Новые надежды вселила в противников А. В. гибель имп. Константа, свергнутого узурпатором Магном Магненцием (янв. 350). Они избрали поводом для нападок на святителя хиротонии в др. епархиях, совершенные А. В. Однако имп. Констанций подтвердил свое благоволение А. В. Против святителя сложилась коалиция - Леонтий Антиохийский, Акакий Кесарийский, Валент и Урсакий и др. Пытаясь противостоять их влиянию на Констанция, А. В. отправил к императору посольство епископов и пресвитеров во главе со свт. Серапионом Тмуисским (Hist. aceph. 1. 7). Но егип. посланцы не могли пересилить влиятельных врагов А. В., выдвинувших против него новую серию политических обвинений: благоволение к А. В. покойного Константа истолковывалось как результат интриг против Констанция, визит в Александрию направлявшегося для переговоров с Констанцием посольства Магненция представлялся доказательством сговора А. В. с узурпатором. Были и обвинения др. рода: не дожидаясь имп. указа об освящении александрийской «Великой церкви», А. В. из-за большого увеличения паствы совершил в недостроенном храме пасхальное богослужение, что было преподнесено как пренебрежение к Констанцию. Кроме клевет и надуманных обвинений враги А. В. шли на провокации: они сфальсифицировали письмо от имени А. В. с просьбой об аудиенции у императора, и когда Констанций дозволил А. В. явиться, неприбытие святителя было расценено при имп. дворе как оскорбление. Опираясь на массовую и горячую поддержку егип. христиан, святителю удавалось противостоять попыткам имп.

http://pravenc.ru/text/Афанасию ...

IV. Перенесения памятей, опущения и заменения опущенных статей: июня 3 опущена память перенесения мощей Димитрия царевича, 15 ноября слово о поставлении патриархом Иоанна Златоустог о, 16 слово о видении о. н. Павла у Иоанна Златоустого , 19 нояб. об изгнании 1. Златоустого опущены, потому что находятся в житии его 13 ноября; перенесены памяти и сказания об Иоасафе царевиче с 18 нояб. на 19, пр. Акакий с 27 нояб. на 29. Заменены 13 нояб. слово Иоанну Златоустом у: между бого-духновенными уветами, и сказание о нем: сей великий светильник, – житием Иоанна Златоустого , сокращенне собранным от Георгия, архиеп. александрийского, 12 февр. слово св. Алексию заменено другим, 13 марта слово о пресвитере – словом Иоанна Златоустого о согласном житии, 6 мая слово от Лимониса о Иоанне пустыннице – врачевством духовным на смущение промыслов, мая 21 слово о Константине царе – словом Златоустого о наказании и воспитании детей, 17 мар. слово на человека Божия Алексия: велицы угодницы заменено толкованием Златоуста: на отче наш; 22 мая слово Афанасия В. о Мелхиседеве – словом Амвросия медиоланского о надежде воскресения, июня 26 историч. сказание о Тихвинсвой иконе Божией Матери – более пространным словом о сей иконе, авг. 17 слово Григория двоеслова о просфоре – словом Златоустого о пиянстве. Мы привели или указали почти все исправления в разных изданиях славянского пролога, дабы а) показать, что еще в древнейшие времена сознаваема была потребность исправления его, дабы б) выставленные недостатки первых изданий послужили в вразумлению ревнителей яко бы старой веры, и вернее старых погрешностей и недоразумений и в) наконец, потому что это может быть полезно для славянской филологии. Приложение 19. Русские и вообще славянские святые, находящиеся в настоящих богослужебных книгах и в месяцеслове всех святых 1891 г., расположенные по времени канонизации и древности памятников, в коих находятся. 1. Святые в древних евангелиях, уставах, прологах и других церковных книгах от XI века до 1547 года

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   47) Читано было также сочинение сослужителя Маркелла, и обнаружилась злокозненность евсевиан. Что Маркелл сказал в виде вопроса, то выдали за собственное его исповедание. Посему прочитано было и последующее за вопросами и предшествующее им, — и обнаружилась правая Маркеллова вера. Ибо Маркелл Богу Слову не приписывал, как утверждали они, начала от Святой Марии, не говорил, что Царство Его имеет конец, а напротив того, написал, что Его Царство безначально и нескончаемо.    А сослужитель Асклипий принес судебные записи, составленные в Антиохии в присутствии обвинителей и Евсевия Кесарийского, и определениями судивших епископов доказал о себе, что он невинен.    Итак, возлюбленные братия, не без причины не послушались они после многократных приглашений, не без причины обратились в бегство: гонимые совестью, бегством своим подтвердили клеветничество свое и заставили верить тому, что против них говорили и показывали явившиеся сюда их обвинители. Ибо, сверх всего этого, низложенных и изверженных прежде за Ариеву ересь не только они приняли, но даже возвели на высшую степень, диаконов на пресвитерскую, пресвитеров во епископы, не с иною какою целью, но с тою единственно, чтобы возможно было рассеивать и распространять нечестие и вредить благочестивой вере.    48) Начальниками же ныне у них, после Евсевия, — Феодор из Ираклии, Наркисс из Нерониады Киликийской, Стефан из Антиохии, Георгий из Лаодикии, Акакий из Кесарии Палестинской, Минофант из Ефеса Азийского, Урзаций из Сингидона Мисийского, Валент из Мурзов Паннонских. Они-то пришедшим с ними с Востока не дозволяли ни явиться на святой Собор, ни вовсе ходить в церковь Божию, и пришедши в Сардику, делали по местам свои собрания, и положили между собою условия с угрозами – по пришествии своем в Сардику, вовсе не являться на суд и не сходиться вместе со святым Собором, но только прийти и, заявив о своем по долгу прибытии, тотчас предаться бегству.    Это могли мы узнать от сослужителей наших — Макария из Палестины и Астерия из Аравии, которые пришли вместе с ними и отступили от их неверия. Они — то, явившись на святой Собор, жаловались на принуждение, какое терпели, и говорили, что у них ничто не делается правдиво, присовокупляли также, что многие там объявили бы себя на стороне православия, но им воспрепятствовали прийти сюда угрозами и похвальбами против намеревающихся отступить от этих Евсевиевых сообщников. Почему и старались, чтобы все пребывали в одном доме, никому не дозволяя на самое короткое время удаляться в особое место.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Произнесено 18.5.1914 г., в Неделю 7-ю по Пасхе, свв. отцев Первого Вселенского Собора. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной.    Этот эпизод из жития Лукия, старца Енатского, помещен в «Училище благочестия». T.I. С.250.    Сказано 9.5.1904 г. Публикуется впервые по «Тетради» из архива Е. В. Апушкиной.    Произнесено 26.5.1914 г. в день Святой Троицы. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной.    Произнесено 1.6.1914 г. в Неделю 1-ю по Пятидесятнице. Публикуется впервые по «Машинописи» из архива Е. В. Апушкиной.     Прп. Пафнутий — отшельник и знаменитый пустынник Фиваиды. Память 29 ноября. См. о нем: Жизнь пустынных отцев. Творение пресвитера Руфина. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1898. С.78—83.    Произнесено 17.5.1915 г. в Неделю 1-ю по Пятидесятнице. Публикуется впервые по «Машинописи» из архива Е. В. Апушкиной.     Прп. Акакий, епископ Мелитинский (†ок.437) — ревностный борец с несторианской ересью, прославился даром чудотворений. Участник III Вселенского Собора, на котором вместе со св. Кириллом обличал Нестория. Память 17 апреля.     Вмч. Евстафий Плакида (†ок.118) — будучи знатного рода, занимал в Риме высокое положение. Однажды на охоте увидел оленя с крестом между рогами. Голос повелел ему креститься, что он и совершил вместе со всей семьей. Подвергнувшись жестокому испытанию (по дороге в Рим у него были похищены жена, дочь и все его богатство), он перенес его с покорностью воле Божией. За что был вознагражден: императором Траяном он был вновь возвращен в Рим, нашлись и жена с детьми. При императоре Адриане за исповедание Христа вместе с семьей был осужден на мученическую смерть: вместе с женой Феопистией и чадами Агапием и Феопистом был брошен в раскаленного медного быка. Память 20 сентября.    Училище благочестия. T.II. С.135.    Беседа на евангельское чтение четверга 4-й седмицы по Пятидесятнице. Состоялась до революции. Год неизвестен. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной.    Произнесено 14.6.1915 г. Публикуется впервые по «Тетради» из архива Е. В. Апушкиной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Август евфразийский. Стефан иерапольский 309 . Феодорит самосатский. Иоанн киропольский. Тимофей германийский. Евулкий долихский 310 . Гавиниан зевгматский. Патрикий перрский. Руфин неокесарийский. Области Оздройской 8 епископов: Нон келабазедский. Гайюма маркопольский. Иоанн карронский. Аврамий кастрокирконский. Даниил македонопольский. Дамиан каллиникопольский. Софроний константинопольский. Иоанн сарракенский. Области Месопотамии 6 епископов: Симеон амудский. Ной кесарийский 311 . Мара азетинийский. Зевен мартиропольский. Гайюма инзельский 312 . Евсевий суфанинский 313 . Области Палестины первой 9 епископов: Ювеналий иерусалимский. Глукон кесарийский, чрез Созина, епископа единского. Леонтий аскалонский. Фотин диоспольский. Павел анфедонский. Прэлий агафопольский. Панкратий авиадский 314 . Полихроний антипатридский. Стефан иамнийский. Области Палестины второй 4 епископа: Севериан скифопольский. Анниан капитолиадский. Зевин пеллестийский 315 . Иоанн гадарский. Области Палестины третьей 6 епископов: Вирилл елийский. Арета елусский. Музоний сооронский 316 . Маркиан диотский. Низ тирасский. Маркиан газский. Области древнего Епира 8 епископов: Аттик никопольский. Марк еврксоский 317 . Перегрин финикский. Евтихий адрианопольский. Клавдий аскиамский. Сотерик керкира-незитанский. Филоктей додонский. Иоанн протикский 318 . Области метрополии Епира 4 епископа: Зиновий бостройский. Лука доракийский. Евсевий аполлонийский. Петр екимийский 319 . Области Фессалии 1 епископ: Константин диметрийский 320 . Области Крита 5 епископов: Мартирий гаргийский 321 . Геннадий гносутский. Кирилл субсетский. Евфрат елевферийский. Димитрий лавпенский. Области Вифинии понтийской 5 епископов: Евномий никомидийский. Анастасий никейский. Юлиан косский и пресвитер архиепископа Льва. Елевферий халкедонский 322 . Каллиник апаненский. Области Галатии первой 7 епископов: Евсевий анквирский. Юлиан тавиймкий. Мелистогг люллиопольский 323 . Иперехий иаспонотиайский 324 . Акакий кинитский. Лавкадий мнизутский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

«Акакий, епископ ариарафийский, во второй Армении, занимавший место и почтеннейшего Константина, епископа мелитинского, (сказал: благочестивейший и святейший пресвитер Евтихий, и представленными записками, и тем, что он теперь объяснил, показал себя право мудрствующим, как и те 318 отцов наших, которые были в Никее, и те, которые после собирались в Ефесе. Итак он достоин опять быть принятым в священство и удержать начальство над монастырем)». «Стефан, епископ иерапольский, (сказал: и я соглашаюсь с тем, что благоугодно святым отцам нашим относительно благочестивейшего пресвитера и архимандрита Евтихия; потому что из прочитанного я убедился, что он православен; поэтому считаю его достойным иметь и сан священства и начальство над монастырем)». «Аттик, епископ никонольский, в древнем Эпире, (сказал: надлежало удовольствоваться заявлениями святых и превосходных отцов наших, в которых они оказываются и теперь согласными с неизменными, прежде составленными, определениями святых отцов, в те времена собиравшихся в городе Никее и в этой боголюбезной ефесской метрополии, начальник и правитель коей сделался достойнейшим всякой похвалы, и с треблаженным между ангелами, бывшим в древности отцом нашим Кириллом, но всей вселенной прославившим святое таинство нашей веры. Ибо по истине надлежит, чтобы благочестивые и верные мужи жили согласно с верою святых отцов. Итак, в этом отношении и я заявляю, что, особенно на основании недавно прочитанных нам деяний и записок, представленных его руками сему святому и вселенскому собору, мы находим почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия согласным с изложениями святых отцов; и справедливо, чтобы он, по правому определению святых отцов, был пресвитером и имел начальство над вверенным ему от Бога монастырем)». «Евстафий, епископ беритский, (сказал: низверженный почтеннейший архимандрит Евтихий так благочестиво изложил учение веры, что он побудил и весь настоящий Святой собор произнести священные и согласные слова и с похвалою отозваться, что это – вера отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Аммоний же опасно занемог в Дрисе, и пред смертию своею предсказал, что в церкви Христовой будет великое разделение, но продлится недолго; ибо виновники оного будут постыждены. Его похоронили в ближнем монастыре. Феофил, оплакивая кончину его, говорил, что во всем Египте не было такого ученого и святого монаха, хотя он и причинил смуты. Прочие нитрийские монахи и великорослые братья дождались окончания своего дела. На собор в Дрис явились тридцать шесть епископов египетских и девять из других областей. Главные между ними, кроме Феофила, были: Акакий веррийский, Антиох птолемаидский, Севериан гавальский, Кирин халкидонский и Павел ираклийский. Последний председательствовал в соборе. Сперва они вызвали из Константинополя архидиакона Иоанна, который написал двадцать девять обвинений против Иоанна Златоустог о, одно другого несправедливее; потом отправили в столицу двух очень молодых епископов ливийских, Диоскора и Павла, звать Златоустого на суд соборный. Сей первосвятитель соглашался предстать пред судьями, если устранят из собора противников его. «Подключите, говорил он, из числа судей моих Феофила, Акакия, Севериана и Антиоха; и я предстану не только пред вами, но и пред собором всего мира. Но знайте, что ежели вы тысячу раз придете звать меня, всегда услышите один и тот же ответ». Они ушли. Явился нотарий императора, и именем его приказывал Иоанну явиться в собор по требованию александрийского патриарха. Но и этому сановнику дан был тот же ответ. Потом приходили к Златоустому два подчиненные ему пресвитера, один после другого, и именем Феофила приглашали его к оправданию в дрисском соборе. Но и они слышали тот же самый ответ. Таким образом Иоанн Златоустый четыре раза призываем был к суду и давал четыре одинаковые ответа. Между тем собор в Дрисе, рассмотрев разные доносы на него, присудил низложить его, и послал к императору письмо, в котором выражено было, что так как Иоанн, обвиненный в нескольких проступках, не явился на суд, чувствуя себя виновным, то и низложен по законам; а поскольку в доносах на него значится обвинение в оскорблении царского Величества, что не подлежит рассмотрению собора, то да будет повелено изгнать и наказать его за это преступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Архиепископ Эфесский Мемнон напомнил собору, что от срока открытия собора, назначенного императорской сакрой, прошло уже 16 дней, а святой Кирилл сказал: «Святый и великий собор довольно времени провел в ожидании прибытия боголюбезнейших епископов, на прибытие которых надеялся. Но как из епископов одни подверглись болезни, а некоторые и умерли и время уже выполнять предназначенное нам дело и для пользы всей поднебесной исследовать учение веры, то да прочтутся по порядку хартии, относящиеся к этому предмету» . В связи с отсутствием Нестория было доложено, что приглашение на собор ему доставили, но он не дал определенного ответа о своем намерении участвовать в соборных деяниях. Решено было направить к нему делегацию собора; она вернулась с таким его ответом: «Когда соберутся все епископы, тогда и мы выйдем к ним» . Вместе с приглашением, высланным до открытия собора, это был уже второй вызов. Каноническая возможность для заочного суда над ним требовала троекратного отказа явиться на суд, но «депутация епископов с третьим письменным приглашением даже не была допущена к Несторию военными, подчиненными Кандидиану» . Собор приступил к заочному рассмотрению дела Нестория. По предложению святителя Ювеналия был зачитан Никейский символ веры в его первоначальной редакции, а не в той, какая дана была символу на II Вселенском соборе. Затем епископ Мелитинский Акакий предложил огласить второе послание святителя Кирилла Несторию. Затем 125 участников собора, начиная с Ювеналия Иерусалимского, краткими репликами признали его согласным с символом: «Феодор, епископ Аривильский, сказал: “И я принимаю послание святейшего и праведнейшего епископа Кирилла, которое по содержанию хорошо и православно и сходно с верою святых отцев наших, сошедшихся в Никее”… Фома, епископ Дервийский, из Ликаонии, сказал: “И я держусь того, что согласно с верою святых отцев и с посланием, писанным святейшим и благочестивейшим архиепископом Кириллом; и я одинаково с ним мудрствую и верую”» . Затем епископ Амасийский Палладий предложил зачитать ответное «послание достопочтеннейшего Нестория, о котором упомянул вначале благочестивейший пресвитер Петр, чтобы, как он сказал, нам видеть, согласно ли и оно с символом святых отцов Никейских» .

http://pravoslavie.ru/50314.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010