В качестве столичного архиерея он принял участие в спорах относительно Диодора Тарсского и Феодора Мопсуестийского, которые вспыхнули после Третьего Вселенского Собора. Жаркая дискуссия относительно богословского наследия этих двух представителей Антиохийской школы сначала вспыхнула в Эдессе. В период 412–435 годов епископом здесь был Раввула – человек, несомненно, яркий и неординарный, строгий и ревностный подвижник, остававшийся таковым до самой кончины. Как богослов Раввула во многом следовал традициям св. Ефрема Сирина , полемизируя против многих ересей, которых тогда много было в сирийском ареале (вардесаниты, манихеи и т. д.). Одновременно он разделял многие богословские взгляды Александрийской школы и, в частности, горячо защищал слово «Богородица» как наиболее емко выражающее таинство Домостроительства спасения. И не случайно, что христологические воззрения Раввулы тесно сближались с христологией св. Кирилла Александрийского , а поэтому в спорах относительно Нестория Эдесский епископ, нисколько не колеблясь, встал на сторону Александрийского святителя. Именно в качестве Эдесского предстоятеля Раввула оказывал всяческое покровительство и поддержку возникшей здесь еще в IV веке знаменитой школе. Однако большинство преподавателей и учеников этой школы ориентировалось на традицию Антиохийской школы, высоко ставя авторитет Диодора и Феодора. Во главе их стоял Ива, являвшийся как бы «руководителем проекта» по переводу произведений указанных антиохийских богословов на сирийский язык; после смерти Раввулы в 435 году Ива занял Эдесскую кафедру. Между этими двумя разнородными, а часто и противоположными богословскими тенденциями в Эдессе возник конфликт, который вскоре перекинулся в Армению. В римской части ее горячим сторонником св. Кирилла Александрий ского и непримиримым оппонентом Нестория и Феодора Мопсуестийского был Акакий Мелитенский, который в своих посланиях убеждал армянского католикоса Саака и армянскую знать осудить несторианство. католикос занял уклончивую позицию в спорном во просе, но в персидской части Армении нашлось немало христиан, поддержавших Раввулу и Акакия. Представителями их стали ученики Месропа Маштоца пресвитеры Леонтий и Авель, которые привезли в Константинополь к Проклу послание армянских христиан, просивших столичного предстоятеля разрешить спорный вопрос о православности взглядов Мопсуестийского епископа. Отвечая им, св. Прокл и написал свой знаменитый «Томос к армянам», датирующийся 435 годом, который во многом представляет собою шедевр древнецерковного учения о Лице Господа Иисуса Христа. Анализ Томоса Святителя Прокла

http://azbyka.ru/otechnik/Prokl_Konstant...

Указатель Указатель личных имен, ересей и соборов (римскими цифрами обозначены номера книг, арабскими номера глав) Абунданций, военач. – VII.7 Авгарий – II.40 Авда, еп. – VII.8 Авзоний, консул – V.2 Авимелех, библ. – III.8 Авксанон – II.32 Авксанон, пресвитер – I.13 Авксентий, еп. миланский – II.37; IV.30 Авлавий (Аблавий), ритор – VII.12 Авраам, библ. – III.8, 12; V.18 Авраамий, еп. уримский – III.25 Аврелиан, консул – VI.6 Агапий, еп. эфесский – V.23 Агапит, еп. – VII.3 Агафон, еп. – II.28 Агелий, еп. константинопольский (новацианин) – II.38; IV.9, 28; V.10, 12, 21 Адам, библ. – III.7 Адамантий, врач – VII. 13 Адамантий, еп. – I.35 Адельфий, еп. – II.28 Адолий, еп. македонский – IV.12 Адонис, миф. – III.23 Адриан – III.23 Акакий, еп. верийский (Сирия) – VI.18, 23 Акакий, еп. амидийский – VII.21 Акакий, еп. кесарийский – II.4, 38–40, 42 Акакий, еп. селевкийский – IV.1, 4 Акакий, еп. – III.25 Акесий, еп. – I.10, 13 Акиндиан, консул – II.5 Аламундар, вождь сарацинов – VII. 18 Аларих, вождь готов – VII.10 Александр, диакон – I.25 Александр, еп. александрийский – I.5–9, 13, 15 Александр, еп. антиохийский – VII.9 Александр, еп. еленопольский – VII.36 Александр, еп. каппадокийский – VII.36 Александр, еп. константипольский – I.37, 38; II.6 Александр Македонский – I.13; III.3, 21, 23; IV.12; VII.13 Александр пафлагонец – II.38 Алипий, еп. александрийский – I.27 Алкивиад – VII. 25 Амахий, наместник в г. Миры – III.15 Амвросий, еп. македонский – IV.12, 30 Амвросий, еп. миланский – V.11 Аммон, монах, египет. пустынник – IV.23; VII.14 Аммоний, египет. монах – IV.23 Аммоний, брат Диоскура, пустынник – VI.7 Аммоний, граматик – V.16 Аммоний, еп. – II.28 Аммоний, еп. лаодикийский – VI. 18 Аммоний, поэт – VI.6 Амфилохий, еп. – V.8 Амфион, еп. никейский – I.13 Анагамфон, еп. – II.28 Анастасий, еп. римский – VII.9 Анастасий, пресвитер антиохийский – VII.32 Анастасия, дочь имп. Валента – IV.9 Анатолий, еп. верийский – III.25 Ангелон, военачальник – IV.5 Андрагафий, военачальник – V.11, 14

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

§ 126. Св. Кирилл Иерусалимский. Жизнь его. Кирилл Иерусалимский архиепископ четвертого века был великим светильником Иерусалимской Церкви. Из собственных поучений его видно, что он родился и получил воспитание в недрах Иерусалимской Церкви; здесь он проводил жизнь подвижническую; около 346 г. посвящен в пресвитера и в сем сане в 346 г.–349 г. говорил поучения готовящимся к Крещению и новокрещеным 299 . В 350 г, во смерти Максима, посвящен он в сан архипастыря Иерусалимской Церкви Акакием Кесарийским с теми же надеждами, как и св. Мелетий для Антиохийской Церкви 300 . Пастырская жизнь св. Кирилла тяжела была для него, но ознаменована необычайными знамениями Божьими. Церковь Иерусалимская и при Максиме, и при Кирилле страдала от ариан, иудеев и манихеев. В 351 г. 17 мая около 9 часа утра явилось на небе крестное знамение, простиравшееся от Голгофы до Елеона; сияние креста так было ярко, что сияние солнца не было сильнее его; явление продолжалось несколько часов сряду, в виду изумленных обывателей и посетителей Иерусалима. Множество иудеев и язычников обратилось ко Христу. «Все же видели, писал Кирилл к арианскому императору, что благочестивая вера христианская состоит не в презрительных человеческой премудрости словесах 301 . Недолго после сего, Акакий епископ Кесарийский поднял ссору с Кириллом. Иерусалимский епископ, как епископ кафедры апостольской, со времен апостольских, пользовался честью первенства между областными епископами и вследствие того независимостью в управлении 302 . Акакий требовал себе подчинения от Иерусалимского архиепископа. Но это более вид дела, чем самое дело: Акакий требовал от Кирилла согласия и на мнения ариан 303 . Акакий потребовал Кирилла на суд Собора. Блаженный Кирилл не обращая внимания на незаконное требование, отправился на Собор Мелитинский, где с твердостью противодействовал насилию ариан 304 , Акакий на Соборе 357 г. с немногими единомышленниками объявил Кирилла лишенным кафедры за то, что он во время голода продал в пользу бедных церковные вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Кирилл Иерусалимский Кирилл I ( 315 - 386 ), епископ Иерусалимский , святитель Память 18 марта Родился в Иерусалиме в 315 году и был воспитан в строгом христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, он принял монашество , а в 346 году стал пресвитером. В 350 или 351 году после смерти архиепископа Максима он стал его преемником на Иерусалимской кафедре . Живя во время наибольших смут в церкви от ариан , он трижды был свергнут ими с епископской кафедры. Низложенный Сардикийским Собором еретик Акакий , бывший митрополитом Кесарийским, решил изгнать святителя Кирилла, пользуясь содействием императора (интересно, что именно Акакий Кесарийский в свое время поставил свт. Кирилла во еписопы). Когда в Иерусалиме наступил сильный голод, святитель Кирилл на дела милосердия истратил все свое имущество. Так как голод не прекращался, святитель начал продавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих. Враги святителя распустили слух, будто бы видели в городе женщину, плясавшую в священном облачении. Воспользовавшись этим слухом, еретики силой изгнали святителя. Святитель нашел приют у епископа Сильвана в Тарсе. После этого в Селевкии собрался Поместный Собор , на который прибыло около 150 епископов. Среди них был и святитель Кирилл, которого митрополит Акакий Кесарийский хотел не допустить к заседаниям, но Собор не согласился. Тогда Акакий покинул Собор и перед императором и патриархом-арианином Евдоксием оклеветал и Собор и святителя Кирилла. Император подверг святителя заточению. Когда воцарился император Юлиан Отступник (361 - 363), он, якобы из благочестия, отменил все постановления Констанция , направленные против православных. Святитель Кирилл вернулся к своей пастве. Через некоторое время, когда Юлиан утвердился на престоле, он открыто отрекся от Христа. Он позволил евреям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм и даже выделил им на постройку часть средств из государственных податей. Святитель Кирилл предсказывал, что слова Спасителя о разорении самых камней храма (Лк. 21, 6) несомненно исполнятся, и богохульный замысел Юлиана потерпит крах. Однажды ночью случилось такое сильное землетрясение, что даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма сдвинулись с места, а вновь возведенные пали и рассыпались в прах. Когда иудеи все-таки снова начали постройку, с неба пал огонь и истребил рабочие орудия. Великий ужас объял всех. На следующую ночь на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое они ничем не могли уничтожить.

http://drevo-info.ru/articles/5429.html

Приложение VIII. Алфавитный указатель имен лиц и мест, упоминаемых в письмах блаж. Феодорита. Аарон, ветхоз. первосвященник: 128. 162 Абундий, епископ Команский: 181 Аввакум, пророк: 145 Август, келарь: 151 Авессалом, сын Давида: 133. 249 Авив, епископ Долихийский: 248. 249. 250 Авраамий, хорепископ: 113. 116. 117 Авраам, ветхоз. патриарх: 25. 29. 104. 113. CXIII. 116. 127. 130. 145. 151. 181. 223. 229. Аврам: 10. Агапит, пресвитер; 183. 223. Аетий, пресвитер: 221. Акакий, диакон: 255. 256. Акакий, епископ Верийский: 75. 110. 112. 149. 178. 233. 235. 266. Акакий, епископ Мелитинский: 164. Акилин, епископ (Вивлосский): 181. 248. 250. Александрия, город: 82. 85. 86. LXXXVI. 113. 114. 149. 235. 248. Александр, епископ Александрийский: 83. 145. 151. Александр, епископ Амасийский: 268. Александр, епископ Антиохийский: 110. Александр, епископ Апамийский: 263. Александр, епископ Ирапольский: 233. 234. 242. 248. 250. 258. 261. 262. 268. Алипий, экзарх: 113. 116. 117. Алкиной: 30. 205. Алфий, епископ: 232. Амалик: 127. 128. Амвросий, епископ Медиоланский: 145. 151. 167. 170. Амфилохий, епископ Иконийский: 145. 151. Анастасий, пресвитер Верийский: 133. Андрей, епископ Самосатский: 233. 234. 238. 242. 243. Анна, мать Самуила: 223. Антиохия сирийская, город на р. Оронт: 79. 80. 81. 82. 83. 86. LXXXVI. 112. 113. 119. 147. 165. 208. 234. 237. 238. 243. 249. 253. 260. 264. 267. Апамия, город: 119. 152. 175. 253. 254. Аполлинарий, епископ Лаодикийский: 82. 104. 112. 113. 143. 145. 147. 150. 151. 152. 153. 157. 161. 167. 168. 170. 177. 234. 266. 268. Апрингий, епископ Халкидский: 149. 163. 165. 268. Аравия: 166. Аристолай, трибун: 177. 233. Аристофан: 228. Арий: 21. 81. 82. 83. 99. 104. 112. 113. 116. 143. 145. 151. 152. 161. 167. 168. 170. 177. 266. Аркадий, епископ западный: 263. Армовий (еретик): 145. Архей, местечко: 221. Архелай, епископ: 149. Асия, Асийцы: 161. 162. 167. 264. Аттик, епископ Константинопольский: 145. 151. Африка: 32. 33. 34. 168. 201. Ахав, царь Израильский: 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ I (ок. 400 - 20.11.471), свт. (пам. 31 авг., пам. греч. 17 и 20 нояб.), патриарх К-польский (с 458). Родом из Антиохии, в 458 г. был пресвитером храма Св. Софии в К-поле, избран на столичную кафедру после кончины свт. Анатолия . Г. продолжал политику своего предшественника, направленную на закрепление догматических и канонических определений Вселенского IV Собора (Халкидонского), в т. ч. в отношении церковно-политического статуса К-польской кафедры. При его активном участии монофизит Тимофей II Элур , незаконно занявший Александрийскую кафедру после убийства правосл. патриарха сщмч. Протерия (457), был по приказу имп. Льва I низложен и сослан в Гангры (янв. 460). В К-поле против Г. сложилась партия сторонников низложенного Тимофея Элура, куда входили пресв. Акакий , буд. патриарх К-польский, и некий гимнограф Тимокл, поддерживаемые влиятельными придворными. Ок. 469 г. Петр Гнафевс при помощи стратига Востока Зинона , буд. императора, сверг Антиохийского патриарха Мартирия и занял его кафедру. Мартирий приехал в столицу, чтобы искать помощи, в т. ч. и у Г.; вернуться на свою кафедру ему не удалось, но под влиянием Г. имп. Лев I приказал выслать Петра, к-рый, узнав об этом, бежал. Патриархом Антиохийским стал Юлиан . Во время патриаршества Г. состоял в дружеских отношениях с прп. Даниилом Столпником ( Delehaye H. Vita S. Danielis Stylitae//AnBoll. 1913. T. 32. P. 158), к-рого он рукоположил во пресвитера. Г. упоминается в житии его современника прп. Маркиана, эконома Св. Софии. При Г. в К-поле консул Студий построил храм во имя Иоанна Предтечи, куда переселилась часть братии мон-ря акимитов , положив начало Студийскому мон-рю . После кончины Г. К-польскую кафедру занял его противник Акакий. Приверженцы Халкидонского Собора почитали Г. как последнего правосл. патриарха, затем, до 518 г., К-польский престол занимали сторонники «Энотикона» имп. Зинона ( Theoph. Chron. P.

http://pravenc.ru/text/162100.html

Кирилл , архиепископ иерусалимский, святой отец церкви IV века, известен главным образом по своим огласительным (catechesos) и тайноводственным (catech. mystagogica) словам. 1) Родился Кирилл в 315 году, «в недрах иерусалимской церкви». Аскет по жизни, Кирилл в 345 году епископом Максимом рукоположен был во пресвитера иерусалимской церкви и в этом сане в 347 или 348 году говорил свои знаменитые слова (во дни святой Четыредесятницы) к готовящимся ко крещению и (в праздничные дни Святой Пасхи) к новокрещенным (Catech. 18, 32–33), – слова, останавливающие внимание многих западных богословов, а также некоторых русских (Профессор И. В. Чельцов, Собрание символов и вероизложений, Спб. 1869, стр. 37–38) тем, что в них нет слова: μοοσιος, хотя Кирилл произносил их после 1 Вселенского Никейского собора, употребившего это слово. По смерти епископа Максима, в 350 или 351 году, Кирилл посвящен был во епископа иерусалимского Акакием, епископом кесарийским. В 351 году, «в святые дни пятидесятницы», 7 мая «около третьего часа» (или – по нашему счислению – около 9 часов утра) на небе явилось великое небесное знамение, простиравшееся над Иерусалимом от Голгофы до Елеона; сияние его было сильнее сияния самого солнца; не один или двое, но все народонаселение города созерцало видение это, продолжавшееся в течение нескольких часов; объятый страхом и вместе радостью, народ толпами стекался в святую церковь – прославлять Господа. По этому поводу Кирилл отправил «Послание к благочестивому царю Констанцию» о бывшем знамении креста из лучей света. В период времени с 357 года по 378 год Кирилл был трижды лишаем кафедры. В первый раз он принужден был оставить кафедру по проискам Акакия, епископа кесарийскаго, который, – вопреки 7 правилу I Вселенского Собора, – хотел было воспользоваться принадлежащей иерусалимскому епископу (епископу Элии) честью первенства между областными епископами. Произошедшая по этому поводу ссора между Акакием и Кириллом осложнилась еще требованием Акакия от Кирилла согласиться на мнения ариан. На состоявшемся, по требованию Акакия, милитинском соборе в 357 году Кирилл, несмотря на твердое противодействие насилию ариан, партией Акакия был объявлен лишенным кафедры за то, что «он во время голода продал в пользу бедных церковные вещи». Изгнанный силой из Иерусалима, Кирилл нашел себе приют у епископа Силуана в Тарсе, где пробыл до 359 года, когда собором селевкийским был восстановлен в своих правах, а недоброжелатель его Акакий был осужден, как арианин. Вторично Кирилл был лишен кафедры со ссылкой в заточение в 360 году собором Евдоксия Константинопольского, открытого арианина, сообщника Акакия. В 361 году император Юлиан, однако, возвратил Кирилла своей пастве.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Согласно древнему преданию, через Перинф проходил ап. Андрей Первозванный ( Gregorius Turonensis. Liber de miraculis beati Andreai apostoli//MGH. Scr. Mer. Vol. 1. Fasc. 2. P. 831-832; Греческие предания о св. апостоле Андрее/Под ред. А. Ю. Виноградова. СПб., 2005. С. 44, 58, 62, 178, 313, 328). Первым епископом Перинфа, согласно церковной традиции, считается ап. Апеллий (SynCP. Col. 785). В Перинфе правителем Помпианом при имп. Домициане (81-96) была казнена мц. Севастиана , ученица ап. Павла, схваченная в Маркианополе. При имп. Антонине Пии (138-161) в Перинфе пострадала мц. Гликерия из Траянополя. В Житии святой говорится, что ее мощи были погребены Перинфским еп. Дометием. Традиционно его считают современником мц. Гликерии, но Д. Стьернон предположил, что скорее всего еп. Дометий был инициатором перенесения мощей святой в нач. IV в. ( Stiernon. 1990. Т. 23. Col. 1324-1325). В 303 или 304 г. в Адрианополе пострадали Ираклийский еп. Филипп и его диакон Ермий (BHL, N 6834). Мч. Акакий сотник и сщмч. Мокий были подвергнуты мучениям в И. Ф. при Диоклетиане и затем обезглавлены в г. Византий. В И. Ф. особо чтился Доростольский мч. Дасий , также пострадавший при Диоклетиане и Максимиане. При имп. Лицинии (308-324) в И. Ф. были казнены Ираклийские мученицы (40) и Аммон диакон. В неизвестное время в И. Ф. принял мученическую кончину Агапит (Агапий), упоминаемый в греч. Синаксарях (19, 20 и 22 нояб.). Имена нек-рых ираклийских мучеников не вошли в греч. календари, но сохранились в сир. и лат. источниках. В Сирийском Мартирологе (411) под 26 марта отмечена память «в Ираклии во Фракии из древних мучеников Маркиан», т. е. он пострадал ранее гонения Диоклетиана (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1915. P. 14. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В Мартирологе блж. Иеронима уточняется, что Маркиан был епископом (MartHieron. Comment. P. 162-163). В Сирийском Мартирологе также упомянуты претерпевшие мучения в Перинфе еп. Евтихий (29 сент.; его память включена и в Иеронимов Мартиролог - Ibid. P. 532), пресвитер Идист (13 нояб.; в Иеронимовом Мартирологе под этой датой к нему присоединены Евтихий и Фелиций - MartHieron. Comment. P. 598), пресвитеры Феодот и Димитрий (14 нояб.) (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1915. P. 21-22. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В Иеронимовом Мартирологе из мучеников, принявших кончину в Перинфе, также указаны Климентин, Феодот и Филомен с дружиной (14 нояб.), Кандид (5 и 7 янв.), Феликс и Ианнуарий (7 янв. и 14 февр.), Виктор (1 апр.) и Васс (5 авг.) (HieronMart. Comment. P. 26, 29, 92, 169, 418, 599).

http://pravenc.ru/text/673873.html

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! 24.08.2021 У нас много святых, ведомых и неведомых На радио «Радонеж» вышла программа с участием священника Федора Бородина, который ответил на вопросы слушателей.  Вопрос: У нас много святых, ведомых и неведомых. Каждый человек по духу себе выбирает любимую икону, святого. Это правильно? У Вас есть такие?     о.Федор: Не только у всех нас, но у Самого Господа был любимый ученик. Это не значит, например, что Петра или Иакова Христос любил меньше, чем Иоанна Богослова. Они все были Его любимцами. Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса - это слова апостола Павла. По человечеству Иоанн богослов был наиболее созвучен Христу. Он был очень молодой, на всех иконах он изображается безбородым молодым юношей. А на Тайной Вечере Господь ему указал на Иуду, который Его предаст, а Петру не указал, потому что Петр Иуду просто растерзал бы. А Господь даже Иуде говорит «иди делай, что должен». Иоанн настолько доверял Богочеловеку Христу, что он не стал действовать, хотя видел, что учитель не действует, хотя и знал о предательстве Иуды. Иоанн в доверии к Богу, в открытости души к Нему жил. Именно ему можно было дать откровение о последних временах мира. Именно он написал Божиим вдохновением Апокалипсис. Его называют любимым учеником. Среди святых писателей есть те, кто нам ближе. Среди святых есть люди, на поступки и характер которых наше сердце откликается и узнает тех, с кем мы бы постарались подружиться, если бы жили с ними в одно время. Это могли быть малоизвестные древние святые или великие святые. Например, святитель Николай почитается даже мусульманами, даже атеистами. Каждому есть святой по сердцу и хочется ему молиться, и чтобы икона его была дома. Есть святые, которые поражают. Один из самых любимых моих святых Акакий Милетский. Никому, наверное, имя ничего не говорит. Милет - это город-порт Эфеса, знаменитый тем, что туда апостол Павел, отправляясь в Иерусалим, где его арестуют, призвал пресвитеров Эфесской Церкви беседовал с ними. Это изложено в книге Деяний апостолов.

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

Едесса , у армян Edesia, у сирийцев Орхоэ, у арабов el Roha, у турок и христиан Орфа, находится в южной Месопотамии в 10 милях от левого берега Евфрата. По словам Кедрина Е. была основана Селевком Никатором и была названа им Антиохией. Греки, покорив персидское царство, дали Е. название Каллироэ (красивый источник), которое производят от многочисленных источников этого города. За 126 лет до Рожд. Хр. в Е. образовалось самостоятельное государство, названное Орхоенским. При Траяне Е. подпала под власть римлян и сделалась римскою провинцией. Христианство появилось здесь очень рано (см. под сл. Авгарь, 1). Достоверная история христианской церкви в Е. начинается со времени Авгаря VIII (176–321), при котором епископом Е. был Палют. Преемником Палюта был Абшемала. Преемник Абшемалы Варшамия был исповедником при Децие и Валериане. В конце II в. здесь сделан сирский перевод Св. Писаиия «Пешито» (см.). При персидском владычестве Сапор II (330–370) возобновил преследования христиан. Около 350 года сюда пришел из Низибии Ефрем Сирин и основал здесь знаменитую богословскую школу, которая, хотя по примеру основателя и не чуждалась аллегорических толкований, но в основу своих исследований ставила выяснение грамматического и исторического смысла Св. Писания. По смерти еп. Варзеса некоторое время епископскую кафедру в Е. занимали ариане. С начала пятого века Ед. кафедру снова заняли православные, но едесская школа, близкая по своему характеру к антиохийской, освободившись от тяготения к одной, возникшей из антиохийской школы ереси – арианской, скоро обнаружила тяготение к другой – к несторианской. Бывший с 412 года епископом Едессы приверженец Кирилла Александрийского Раввула вступил в борьбу с таким направлением едесской школы, но при его преемнике Иве (с 435 года, см. Ива) прежнее направление снова стало господствующим и знаменитые учителя школы Маанес, Нарзес, Варсума, Акакий, ушедшие от преследования Раввулы в Низибию, возвратились в Едессу, хотя обвинения их и Ивы в несторианстве не прекращались. По смерти Ивы (ум. 457) возобновились преследования персидской едесской школы и в 489 году она была закрыта епископом Киром, а на том месте, где она стояла, был построен храм Богородице. Кроме этой так называемой персидской школы были в Е. и другие сирские школы. Из знаменитых едесских богословов следует упомянуть о Макарии, пресвитере Лукиане, Евсевии Эмесском, о учениках Ефрема Сирина Зиновии, Мар-Исааке, Симеоне, Аврааме, Азуне, Юлиане и о позднейших его последователях Исааке Великом, Иакове Саругском и Иакове Едесском. После завоевания магометанами, христианство почти исчезло в Е. и только между 1097–1146 г. здесь существовало христианское графство, основанное Балдуином Фландрским. В настоящее время в Е. до 40 т. разнообразного населения, состоящего из курдов, армян, арабов, евреев и христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010