Что касается действий Геласия против Петра, то корни их лежат в политике папы Феликса III (см. прим. 184), кото-рый принял в Риме бежавшего Иоанна Талайю и отлучил Акакия Константинопольского и Петра Монга. Геласий же, став папой, составил послания, в которых утверждал, что Акакий без позволения Рима не имел права вести дело о восстановлении Александрийского епископа Петра Монга, ранее (в 477 г.) низложенного, так как Акакий – всего лишь подчиненный (суффраган) митрополита гераклейского, а епископ Александрии, как епископ второй апостольской кафедры, подсуден только епископу первой апостольской кафедры, т.е. папе римскому. 580 Акакий (ум. в 489 г.), патриарх Константинополя с 472 г. Он был пресвитером в Константинополе и поддерживал сношения с монофизитами. В начале своего понтификата Акакий демонстрировал свою лояльность Риму, отвергнув энциклику императора Василиска (476 г.), который осуждал учение Халкидонского собора. Однако когда Зенон восстановил свою власть, Акакий вернулся к некоторым своим взглядам: его считают автором «генотикона», изданного в 482 г. Тогда же он прилагает много усилий для усиления прерогатив Константинопольского патриархата. В частности, ярким примером такого усиления были события в Александрии – борьба Петра Монга и Иоанна Талайи за место патриарха (см. прим. 200). См. также прим. 184 об Акакиевой схизме. 581 Гонорат Антонин, жил во время правления короля вандалов Гизериха (429–477 гг.). Ок. 437 г. он написал Epistola cohortatoria испанцу Аркадию (причиной ссылки православного Аркадия можно назвать то, что вандалы были арианами, см. об этом у Виктора Витенского). Константина (бывш. Цирта), столица Нумидии, расположенная на берегу реки Ампсагас. 582 Цереалий, епископ Castellum Ripense в Африке. Он присутствовал на семинаре католиков и ариан, который состоялся в 484 г. по приказу короля вандалов Гунериха. Цереалий написал «Книгу против Максимина арианина». Максимин был епископом Наррагары в Проконсульской Африке. 583 Король вандалов Гунерих в 480/481 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1205 На место низложенного Евдоксия василиане избрали антиохийского пресвитера Аниана. Однако акакиане передали его комиту Леоне, представлявшему императора на соборе, и Лаврикию, командующему войсками в Исаврии, а они отправили Аниана в ссылку. 1206 В декабре 359 г. в Константинополе, после всех соборов, состоялись прения между василианами и акакианами перед лицом императора. 1207 Кроме Василия и Евстафия среди членов делегации Селевкийкого собора известны Сильван Тарский и Элевсий Кизикский. Вообще же делегация василиан состояла из 10 епископов (Theodoret., II, 27). 1209 На диспуте (формально это собрание не являлось собором) сторонники Акакия под давлением императора произнесли анафему на аномиев, сторонников доктрины Аэция. Фактически аномийская доктрина впервые была признана ересью. После диспута ариминским делегатам на Запад было направлено послание, в котором они извещались о появлении ереси аномиев. 1211 Василиане изначально поддерживали Кирилла, а Сильван Тарсский, у которого Кирилл жил после низложения, даже разрешил ему служить в церкви. Поэтому Кирилл присутствовал также и на Селевкийском соборе вместе с василианами. Прибывший Акакий потребовал удаления Кирилла, как лишенного архиерейского сана, однако Кирилл этого не сделал. 1212 О Кирилле подробнее см. комментарии к Иерониму, прим. 340. Кирилл стал епископом Иерусалима в 351 г. Его рукоположил Акакий Кесарийский. Кафедра Кесарии Палестинской считалась митрополичьей, и Акакий был митрополитом Палестины. Однако Кирилл вскоре после рукоположения, видимо, отказался подчиняться Акакию, и Акакий, воспользовавшись каким-то незначительным предлогом, низложил Кирилла. Кирилл уехал в Тарс к Сильвану, где и находился до 359 г. (см. Theodoret., II, 26). Но он не сидел в бездействии: Кирилл направил апелляцию низложившим его и первым в церковной истории потребовал высшего суда по своему делу (т.е. на Вселенском соборе), по аналогии со светским судопроизводством. Это его требование поддержал император Констанций, и в Селевкии Кирилл главным образом ожидал суда (Socr., II, 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Память св. Прокла Церковь празднует 20 ноября. По отшествии его ко Господу, избирается блаженный 446 г. 39) Флавиан, – патриаршествовавший три года. Хранятся два послания его, исполненные ревности по благочестию. За мужественное исповедание православной Веры и обличение еретиков монофизитов, равно как и беззаконного их собора, он претерпел тяжкие побои, от коих и скончался. Память его Церковь празднует 16 февраля. Преемником его был 449 г. 40) Анатолий, из пресвитеров александрийских. При нем скончался император Феодосий Малый и воцарился Маркиан (450 г.). Во второй год патриаршества Анатолия собрался в Халкидоне Четвертый Вселенский Собор (451 г.), на котором осуждены и извержены Евтихий архимандрит и Диоскур, епископ александрийский, – монофизиты. Полагают, что сладчайшие песнопения, надписываемые: восточны, также – воскресные тропари в Октоих св. Дамаскина, поемые по гласу в субботу вечера, принадлежат сему святому Анатолию. Он венчал на царство самодержца Льва Фракианина Великого, вступившего на престол по смерти Маркиана (457 г. янв. 26). скончался после девятилетнего боголюбезного правления паствою. Память его Церковь празднует июля 3 дня. Ему наследовал 458 г. 41) Геннадий I. Его справедливо называет Никифор Каллист мужественным и благородным. Есть его окружное послание против симониян (святокуцев), каковыми приличились тогда некоторые в Галатии. Сие послание издал святой Геннадий от лица собора, который под его председательством собрался по сему случаю в Константинополе (459 г.) 5 . Правив Церковью 13 лет и 3 месяца, он преставился ко Господу. Память его Церковь празднует 31 августа. На престол патриарший восходит 471 г. 42) Акакий, муж досточтимый и человеколюбивейший. При нем помер самодержец Лев (474 г. января 10), а на престол вступил Лев Второй, младший сын Зенонов; и потом, в том же году, отец его, Зенон Исаврянин (ноября 20), зять Льва Первого, человек низкий и недостойный. Впрочем, брат тещи его Василиск Тиранн изгнал его; но после двадцати месячного изгнания, Зенон опять возобладал престолом, изгнав Василиска. Когда сей злодейственный Василиск, недугуя ересью евтихиан, издал окружное послание против Четвертого Вселенского (Халкидонского) Собора и некоторых из изверженных за ереси епископов опять возвел на их престолы; то мужественно противостал ему константинопольский Акакий вместе со св. Даниилом столпником, так что Василиск принужден был издать другое окружное послание для уничтожения первого. Впрочем, сей хищник власти, сделавшись предметом народной ненависти, был изгнан. Сам же Акакий, быв введен в заблуждение, сделался покровителем сообщников еретика Монга, по неведению имея общение с ними, будучи, впрочем, сам православным и благочестивейшим. Патриаршествовав 20 лет, Акакий скончался. На его место избран 491 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Братья мои, отрезвитесь же однажды, как должно, и не грешите , ибо Христос воскрес из гроба. О воскресший и живый Господи, помоги нам отрезвиться от греховной жизни раз и навсегда. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 17 апреля 1. Священномученик Симеон, епископ Персидский . В правление злого и коварного царя [также: порочного царя. – Ред.] Савория, или Сапора, Симеон был подвергнут мукам за Христа, вместе с двумя своими пресвитерами: Авделаем и Ананией. После них был умерщвлен и царский евнух Усфазан, сначала было отрекшийся от Христа, а затем, тронутый упреком из уст святого Симеона, вновь исповедавший пред царем истинную веру. На место казни вместе с Симеоном была выведена еще тысяча [по другому источнику – сотня. – Пер.] христиан. Симеон преднамеренно встал позади, чтобы быть усеченным последним и чтобы мог он поддерживать христиан до конца, дабы ни один [из них] не поколебался от страха смертного. Пресвитер Анания, положив голову на плаху, вострепетал всем телом. Тогда царский пристав, Фусик, тайный христианин, начал подбадривать Ананию, говоря: «Не бойся, старец, закрой глаза и будь мужественным, чтобы увидеть Божественный свет!» Как только произнес он эти слова, тотчас был обвинен в христианстве, и об этом донесли царю. Царь умертвил и его в жестоких мучениях, а также и его дочь, девицу Аскитрею. После всех, препроводив свое стадо в иной, был усечен и святой Симеон. На следующий год, в Великую Пятницу, был убит за Христа и любимый царский евнух Азат, а вместе с ним – и тысяча других верующих. После этого царь стал весьма сожалеть о своем евнухе и прекратил дальнейшее истребление христиан. Все они благочестно пострадали за Христа, Царя и Господа, в 341 или в 344 году. 2. Св. Акакий, епископ Мелитинский . Подвизался в городе, в котором и родился, то есть в Мелитине Армянской. Блаженный Отрий, епископ того града, участвовавший в работе Второго Вселенского Собора, рукоположил его во пресвитера. По кончине Отрия Акакий стал епископом. Заседал на Третьем Вселенском Соборе в Ефесе, осудившем Несториево злохуление Богоматери. Там вместе со святителем Кириллом Александрийским он весьма ревновал о чистоте православной веры. Св[ятитель] Акакий имел великую благодать от Бога и творил много чудес. После долгого и ревностного служения Богу мирно преставился в 435 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ревность о православной вере, одушевлявшая Акакия, просвященный ум, рассудительность, обнаруживавшаяся в каждом деле, сила речи, помогавшая ему решать и приводить к концу самые запутанные дела, все это было причиною того, что верейского пастыря приглашали к участию в важнейших церковных событиях и поручали ему ведение трудных дел. И вот Акакий присутствует на втором Вселенском соборе в числе ревностнейших поборников православного учения о Духе Святом. После отречения Св. Григория Богослова от константинопольской кафедры, в выборе преемника ему он держит сторону Диодора Тарского и одобряет избрание на эту кафедру сенатора Нектария, зная высокие нравственные качества этого славного в последствии мужа и находя его достойным высокой иерархической степени. Когда в Антиохии в одно время явились по обстоятельствам два епископа: Флавиан и Павлин, город разделился на партии, восточная Церковь приняла сторону Флавиана, западная – сторону Павлина. Св. Иоанн Златоуст , скорбя о таком разделении и несогласии Церквей, предложил отправить в Рим посольство с целью расположить западные Церкви к миру и единению с Церквами восточными. Это важное дело возложено было на верейского епископа. Акакий во главе посольства, состоявшего из нескольких епископов, пресвитеров и диаконов, отправляется в Рим, с успехом выполняет порученное великое дело, и мир водворяется в Христовой Церкви. И среди общественного служения, обремененный многосложными делами по управлению епархией, сношениями с разными лицами, преп. Акакий продолжал вести столь же высокую подвижническую жизнь, какую вел он в иноческой обители. Молитва , пост, чтение слова Божия, умерщвление в себе ветхого человека были теперь его подвигами, как прежде. Современник Акакия, бл. Феодорит Кирский не мало удивляется тому, что верейский пастырь умел соединять великое подвижничество с делами общественного служения в равной мере, без ущерба того и другого. Управляя вверенным ему стадом пятьдесят восемь лет, говорит Феодорит, он не отстал от образа подвижнической жизни и умел совместить добродетели подвижнические с делами общественными: тем приложив большее старание, а эти располагая с предусмотрительным благоразумием, он сочетал во едино два эти дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(См.: Феодорит , епископ Киррский. История боголюбцев/Вступ. статья и нов. пер. А. И. Сидорова . М. 1996. С. 158.) Аналогично и свидетельство Созомена : «В то же время славился между епископами и Акакий, которому давно уже вверено было епископство в городе Верии Сирийской. О нем можно рассказать много достопамятного, так как он еще с детства начал подвиги иноческой жизни и жил со всей строгостию. Но лучшим доказательством его добродетели служит то, что епископское его жилище было открыто во всякое время. Всем, кому хотелось, пришельцам и городским жителям, позволялось смело видеть его и во время обеда, и в часы сна. Этому я очень удивляюсь: значит, он либо так жил, что всегда был уверен в самом себе, либо придумал это с намерением противодействовать склонности нашей природы ко злу: ибо ожидая, что приходящие всегда могут застать его врасплох, он был беспрестанно на страже и ни в чем не отступал от своего долга, но всегда занимался добрыми делами». (См.: Созомен. Указ. соч. С. 539–540.) После хиротонии во епископа Верии (современный Алеп), Акакий принимал участие во II Вселенском соборе в Константинополе (381 г.). Вместе с пресвитером Исидором Акакий был послан в Рим для урегулирования церковных дел в Антиохии и возвещения об избрании на Константинопольскую кафедру св. Иоанна Златоуста . (См.: Гидулянов Π. В. Указ. соч. С. 543.) Несмотря на исторически засвидетельствованную личную добродетель и деятельность во благо Церкви, Акакий был одним из основных врагов Златоуста, и потому его характеристика Палладием – апологетом св. Иоанна – резко негативная, хотя, может быть» в какой-то мере и субъективная. Согласно рассказу Палладия, конфликт Акакия со Златоустом начался после того, как последний, живя крайне скромно, оказал скромный прием и епископу Акакию, на что тот обиделся и произнес в отношении Златоуста следующую угрозу: «Я ему заварю кашу». Об Акакии Верийском см.: Попов И. В. Указ. соч. С. 385 . Павел Ираклейский – епископ Ираклеи в Вифинии. Существует точка зрения, что этот Павел был епископом Ираклеи Фракийской и что он председательствовал на соборе «у Дуба», низложившем св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

 Но на этой почве деятельность правительства давала иногда курьезные результаты. Летом в июле 489 года скончался Акакий константинопольский. Правление его было одно из бурных: он не был замкнут в монашескую жизнь, и кроме интересов церковных, вникал и в государственные нужды; с этой целью он редактировал, например, νωτικν Зинона. Пытался Акакий умиротворить и церкви антиохийскую и александрийскую и закончил свою эквилибристику тем, что церковь константинопольская оказалась в несогласии с церквами и антиохийской, и александрийской, да вдобавок еще и с римской. Очевидно, после смерти Акакия требовался преемник, достойный из достойнейших, который мог бы распутать дела его. Против всякого ожидания, не приглашены были епископы для выбора, а решено было прибегнуть к божественному избранию. Назначен был сорокадневный пост с молитвой к Богу об указании преемника Акакию, и император сам позаботился о том, как устроить этот божественный выбор. Он положил на престол две хартии: одну чистую в запечатанном конверте, а другую с молением к Богу, чтобы Он рукой ангела написал имя Своего избранника на чистой хартии в запечатанном конверте. Назначенный срок кончился. Пакет, положенный на престол, распечатан, и в нем, ко всеобщему изумлению, оказалось имя пресвитера Флавиты. Этот θεοπρβλη–τος (Богом предложенный) был немедленно поставлен во епископа. Но прошло три месяца и семнадцать дней, и богоизбранный епископ скончался. Развернулись неожиданные события. На наследников почившего посыпались со всех сторон долговые иски. Средств покрыть бездну долгов Флавиты они не имели. Подали на высочайшее имя прошение о покрытии долгов и выдали семейную тайну. Оказалось, что Флавита обещал большую сумму денег евнуху за то, чтобы на чистой хартии оказалось имя «богоизбранного пресвитера Флавиты», «еже и бысть», и Флави–ту избрал не «Χριστς», а «χρυσς» («золото»). Император Зинон, поруганный в своих самых святых чувствах, приказал обезглавить каженика и половину его состояния употребить на покрытие долгов Флавиты. Вина каженика была выражена коротко и ясно: «он присвоил себе права, принадлежащие Богу».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

2173 См. Patrol. 58. Феликс, сделавшийся папой в марте 483 года, обыкновенно называется третьим этого имени, хотя такой счет влечет за собой признание того Феликса, который беззаконно поставлен был арианами во время Либерия. 2176 Hard. 2:831–2. Геласий, преемник Феликса, старался объяснить эти последние слова в том смысле, что Акакий не мог быть разрешен, пока он не отречется от своего заблуждения и не попросит прощения. De Anathematis Vinculo (Patrol. 69:108 и след.); но в таком случае они были бы совершенно излишни. 2177 Патриарх собственно мог быть требуем только на всеобщий или другой великий собор, но при этом предполагалось, что Акакий подходил под осуждение Халкидонского собора, как находившийся в общении с лицами мнения которых были осуждены им. См. Gelas. Ep. 11 (Patrol. 59). 2179 Основателем этой общины был Александр, умерший около 428 или 430 года. Особенностью акимитов (то есть, бессонных, «неусыпающих») было то, что они разделялись на части, которые, по очереди совершали непрерывное Богослужение. Александр был не чужд подозрения в еретических сношениях и по этой или по другим причинам, не считается среди святых; но основанная им община отличалась своим православием. 2190 Ангельская песнь «Свят, свят, свят» ( Ис. 6:3 ) получила развитие в Константинополе, в епископство Прокла, когда, по преданию, во время молитвы народа по случаю землетрясения, один ребенок был чудесно схвачен и, по возвращении через час времени заявил, что он слышал, как небесное воинство пело: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный». К этому славословию Петр, будучи еще пресвитером, прибавил слова: «распятый за нас». Коландион, один из православных патриархов, занимавший кафедру в промежутке между отдельными периодами пребывания Петра на кафедре антиохийской, сделал дальнейшее прибавление слов: «Господь наш Иисус Христос »; но Петр отверг это прибавление. Прибавление его было принято православными, пока собор Трулльский (691 г.) (?) не осудил его, после чего оно употреблялось только монофизитами и монофелитами. В то время как защитники его относили все изречение ко второму лицу Божества, противники его утверждали, что троякий святой обозначает три лица, и дано было пророком Исайею, как откровение тайны троичности (Joh Damaseen. De Hymno Trisagio, Opera 1:482). Отсюда, папа Феликс III обвиняет Петра в манихейском заблуждение, по которому он говорил, что Святой Дух был распят, и его последователям дано было название теопасхитов или Deipasciani, как будто бы они учили, что Бог пострадал: причем другое обвинение состояло в том, что они прибавляли к Троице четвертое лицо. См. Felix, 3; Ер. 3 (Patrol. 58:910); Conc. Trull. с. 81; Jon. Damasc. 1, 480–97; Theophan. 207.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21. Эти доносы, в преувеличенном виде, представил Феликсу Симеон, посланный Кириллом, монах обители неусыпающих. Он обвинил Мизина и Виталия в общении с еретиками, 213 так как (при них) имя Петра было всенародно провозглашаемо в священных диптихах, и говорил, что еретики много людей простых ввели этим в обман, разглашая, что Петр принят в общение и римским престолом. На разные вопросы Симеон отвечал, что бывшие с Мизином не хотели входить в сношения ни с одним из православных, не дозволяли, чтобы последние подавали им какие-нибудь грамоты, и не производили никакого следствия о том, что было дерзко допущено против правой веры. Приведен был и пресвитер Сильван, находившийся при Мизине и Виталии в Константинополе, и подтвердил слова монахов; было также прочитано послание Акакия к Симплицию, в котором сказано, что Петр давно отлучен и стал сыном ночи. По этим причинам Мизин и Виталий были лишены священства и отлучены от святого общения, о чем приговор всего собора состоялся слово в слово такой: «Петра, как еретика, давно осужденного определением священной кафедры, отлученного и преданного анафеме, церковь римская не принимает. Да если бы он и не был виновен ни в чем другом, все не мог бы управлять православными даже потому, что получил рукоположение от еретиков». К этому было присоединено и следующее: «из самого дела видно, что Акакий Константинопольский заслуживает величайшую укоризну; так как в письме к Симплицию, назвав Петра еретиком, он не объявил об этом царю; хотя должен был сделать это, если только имел расположение к Зенону. Впрочем, он гораздо более любит Зенона, чем веру ». Но обратимся к дальнейшим событиям. Акакий написал послание к египетским предстоятелям, клирикам, монахам и всему народу, пытаясь тем прекратить раскол. Об этом он писал и александрийскому епископу Петру. 22. С усилением раскола в Александрии Петр не замедлил предать анафеме – как послание Льва и деяния Халкидонского Собора, так и тех, которые не принимали сочинений Диоскора и Тимофея, и стал убеждать некоторых епископов и архимандритов – присоединится к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

econgreg. S. Mauri. Paris, 1720. 1 vol. fol. (издано после смерти Тутте бенедиктинцем D. Prud. Maranus. Ср. также с Sal. Deyling: Cyrillus Hieros. a corruptelis Touttaei aliorumque purgatus. Lips., 1728). Репринт Venice, 1763. Новое издание – Migne, Petit-Montrouge, 1857 (Patrol. Gr., tom. xxxiii, содержит также произведения Аполлинария Лаодикийского, Диодора Тарсийского и других). Катехизисы Кирилла несколько раз издавались отдельно и переводились на современные языки. Английский перевод в Oxford Library of the Fathers, vol. ii. Oxf., 1839. II. Epiphanius : Haer., Ix, 20; lxxiii, 23, 27, 37. Hieronymus: De viris illustr., c. 112. Socrates: H. E., ii, 40, 42, 45; iii, 20. Sozomen: iv, 5, 17, 20, 22, 25. Theodoret: H. E., ii, 26, 27; iii, 14; ν, 8. Dissertationes Cyrillianae de vita et scriptis S. Cyr. &c. в бенедиктинском издании Opera, и в Migne, pp. 31–822. Acta Sanctorum, и Butler, sub mense Martii 18. Tillemont: tom. viii, pp. 428–439, 779–787. Также повествования в известных трудах об отцах церкви: DupiN, Ceillier, Cave, Fabricius. Schröckh: Part xii, pp. 369–476. J. H. Newman: Preface to the Oxford transi, of Cyril в «Library of the (1839). E. Venables, в Smith and Wace, i, 760–763. C. Burk, в Herzog 2 , iii, 416–418. Кирилл, пресвитер, а после 350 г. – епископ Иерусалимский, активно участвовал в арианских спорах. Его митрополит, Акакий Кесарийский, арианин, поставивший его на епископское служение, вступил с ним в разногласия по вопросу никейской веры и по проблемам юрисдикции и сместил его на соборе 357 г. Это смещение было подтверждено арианским собором в Константинополе 360 г. После смерти императора Констанция он был возвращен на епископский пост в 361 г., а в 363 г. его ожесточенный противник Акакий был обращен в ортодоксальную веру. Когда Юлиан призвал иудеев восстановить храм, Кирилл, как говорят, предсказал их неудачу на основании пророчеств Даниила и Христа, и результат подтвердил его слова. При арианском императоре Валенте он снова был смещен и сослан вместе со всеми остальными ортодоксальными епископами, пока наконец при Феодосии ему не было позволено вернуться в Иерусалим в 379 г., после чего ему больше не мешали надзирать над этой подвергшейся гонениям церковью и укреплять ее до самой его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010