Преподобного Лампада чудотворца Преподобный Лампад подвизался в посте и молитвах в пещере близ Иринополя, в Исаврии, и прославлен даром чудес. Жил в Х веке. Преподобных Феодосия и Афанасия Череповецких Ученики преподобного Сергия Радонежского, основатели Воскресенского монастыря на том месте, где ныне город Череповец (Новгородской губернии); из-за разорением монастыря поляками в начале XVII века о них сохранилось только скудное известие в одной вкладной книге. Преподобный Афанасий скончался в 1382 году. Мощи преподобных почивают под спудом в Воскресенском городском соборе (монастырь упразднен в 1764 г.) 60 День шестой Святых мучениц Марина и Марфы и других с ними Марин и Марфа, знатные персияне, с сыновьями своими, Авдифаксом и Аввакумом, пострадали в Риме, куда прибыли на Богомолье, при императоре Клавдии II, в 269 году. Марин и сыновья обезглавлены, а Марфа утоплена. Мощи их ныне находятся в церкви святого Иоанна Кущника в Риме. С ними пострадали и еще многие другие, захваченные на молитвословии. Преподобных Фомы Малеина и Акакия, упоминаемого в Лествице Преподобный Фома был прежде воином, славился силою и храбростью; потом оставил мир и все в нем и удалился на горный мыс Малею (восточная часть Афона), где вел подвижническую жизнь, сияя добродетелями и чудесами. Скончался в Х веке. Преподобный Акакий, упоминаемый в «Лествице» Иоанна Лествичника , был учеником некоего Синайского старца, весьма грубого и злонравного, часто наносившего ему раны и огорчения. Пожив у старца девять лет в терпении и послушании, скончался молодым еще около 550 года. Когда же зверонравный тот старец донес некоему великому подвижнику о смерти Акакия, то он не поверил и, придя к могиле (уже чрез пять дней по погребении), возгласил: «Брат Акакий! умер ли ты?» И послышался ответ: «Не умер я, отец; послушливому невозможно умереть». Тогда покаялся тот старец в своей жестокости и, уединившись близ гроба Акакиева, провел там остальную жизнь в слезах (см.: «Лествица»). День седьмой Страдание святого Евангелла, епископа Томисского, Епиктета пресвитера и Астиона

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Продолжая заседания без комита Леона и без акакиан, Севастийский собор низложил Акакия Кесарийского, Евдоксия Антиохийского, Урания Тирского, Феодула Керетанского, Феодосия Филадельфийского, Евагрия Митиленского, Леонтия Триполийского, Патрофила Скифопольского и Георгия, захватившего Александрийскую кафедру. Вместо Евдоксия на Антиохийскую кафедру был избран пресвитер Аниан, но Леон подверг его аресту и ссылке. Севастийский собор направил своих делегатов во главе с Василием Анкирским к императору, вернувшемуся с иранского фронта в Константинополь. В свою очередь, к Констанцию оправились также Акакий и Евдоксий с группой своих сторонников. Богословские прения продолжились там в присутствии императора. Акакий уже раньше анафематствовал аномеев, в Константинополе подобный шаг совершил и Евдоксий; им преданный Аэций после этого был выслан во Фригию. Но Василий Анкирский отказался анафематствовать омоусиан. Тогда, по замечанию А.В. Карташева, «Констанций за несговорчивость отверг василиан и связал себя с цинично сговорчивыми акакианами» . В 360 году в галльской Лютеции состоялся собор, анафематствовавший ариан и выразивший, по предложению вернувшегося из ссылки Илария Пиктавийского, солидарность с отцами Севастийского собора. С братской поддержкой обратился к ним и скрывавшийся в одном из монастырей Фиваиды святитель Афанасий. В своем «Послании о соборах, бывших в Аримине Италийском и в Селевкии Исаврийской» он, одобрив произнесенное его отцами отлучение предводителей арианской ереси, писал: «С теми, которые принимают все прочее из написанного в Никее, сомневаются же только в речении “единосущность”, надобно обходиться не как с врагами, и мы не восстаем против них, как против ариан и противоборствующих отцам, но рассуждаем как братья с братьями, имеющими ту же с нами мысль и только сомневающимися об именовании. Ибо исповедующие, что Сын от сущности Отчей и не от иной ипостаси, что Он не тварь и не произведение, но преискреннее по естеству рождение и вечно соприсущ Отцу как Слово и Премудрость, недалеки и от того, чтобы принять это речение “единосущный”. Таков Василий Анкирский, писавший о вере» .

http://pravoslavie.ru/46235.html

с.99) Петр Монг занимал престол в 477–490 гг. 202 Феофан так пишет о нем: «муж благочестивый, поборник Православия, бывший пресвитером и экономом Александрийской церкви.» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.101–102) Иоанн Талайя занимал престол александрийский в 482 г. 203 Феофан так пишет об этом: «В том же году приверженцы Петра Монга склонили деньгами и обманом, Зенона изгнать Иоанна Тавеннисиота, епископа Александрийского, потому что он рукоположен был против воли его, и возвратить от Евхаитов в Александрию Петра Монга. Тогда Зенон издал окружное послание, разосланное повсюду, и как некоторые говорят, внушенное Акакием Константинопольским, а Петру Монгу приказал, еще до возвращения в Александрию, поладить с Симплинием Римским и Акакием. Почему Акакий и предписал Александрийцам принять Монга, несмотря на то, что весь церковный причт и народ умоляли его не оставлять их, что они готовы умереть за него, зная, на что покусится Петр, благоразумно и без всякого шума удалился.» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.103) 204 Еще до выхода Энотикона Акакий писал к папе, прося его поддержки против Петра Монга. Поэтому папа воспринял это низложение и восстановление Петра на александрийском престоле как прямую измену православию самого Акакия. Но папа умер 10 марта 483 г. Поэтому в дальнейшем Евагрий повествует о преемнике Семплиция, Феликсе. 205 Илл, столь способствовавший возвращению Зенона на престол имел все основания не доверять ему. После того, как Зенон расправился с другим своим благодетелем, Арматом (см. Малх Филадельф. фргм. 9 Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. с. 239) он произвел несколько покушений на Илла. (Иешу Стилит. Сирийская хроника. р.12–16.,/Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже V-VI вв. ТИВ. т.31. 1940 г. с.132–133) После этого Илл бежал в Антиохию, начал мятеж против Зенона и короновал Леонтия с помощью Верины, которую с этой целью вызволил из заключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Симеон, Исаак и Вахтисий. 18 мая. Дада, Гаведдай, сын Сапора, и Каздоя. 29 сент. Снандулия, преп. 4 века. 3 ноября. Авид, или Авдий, муч. при Издегерде. 5 сент. Мучч. при Вараране, в 421 году: Вениамин диакон. 13 окт. Иаков. 27 ноября. Сира девица, муч. в 558 г. при Хозрое I. 21 авг. Голиндуха-Мария, муч. 6 века. 12 июля. Анастасий преподобномуч., в 628 году. 22 янв. Евдокия преподобномученица. 4 авг. Христина муч. 13 марта. Иоанн царь, до крещения Мавия, и три отрока, мучч. 9 века. 9 июля. Петрагория, Petracorii , Perige u x, в Галлии. Фронтасий, Северин, Севериан и Силан мучч. Фронтон, еп., 1 века. 4 июня. Пидахфоя, впоследствии Ираклиополь, в Каппадокии. Афиноген еп. и десять учеников его, муч. Севастийских при Диоклетиане. 16 июля. Пидна, в Македонии. Александр, муч. ипри Максимиане. 13 марта. Писидия. Вианор и Силуан мучч. 10 июля. Поливот, в Фригии. Иоанн еп., при Льве Исавр. 4 дек. Помпеополь, в Киликии . Каллиопий, муч. ок. 304. 7 апр. Сизонт, пастырь Ликаонский, муч. 7 сент. Потама Фракийская. Зотик, Феопрепий и Акиндин, мучч. при Максимиане. 22 авг. Пруса, в Вифинии . Мучч. при Иулиане: Патрикий еп. и три пресвитера, Акакий, Менандр и Полиен. 19 мая. Тимофей еп. 10 июля. Прусиада, Prusias, в Пафлагонии. Павел преп., еп. и исповедник при иконоборцах. 7 марта. Птолемаида, в Финикии. Павел и Иулиания, Квадрат и Акакий, мучч. ок. 273. 4 марта. Путеолы, в Кампании. Онисим, из 70 апп. 15 февр. Патров, из 70, еписк. 5 ноября. Ианнуарий еп., Прокул, Соссий и Фавст, диаконы, Дисидерий чтец, Евтихий и Акутион, мучч. ок. 305. 21 апр. Равенна, в Лигурии. Аполлинарий еп., муч. при Веспасиане. 23 июля. Раифа, в древности Елим, в Аравии. Иосиф Аналитин, преп. и преподобные отцы, избиенные ок. 304 г. и в 5 веке. 14 янв. Иоанн, современник Лествичника. Субб. с. Рим. Пострадавшие в 67 году: Петр и Павел апп. 29 июня. Олимпан и Родион, из 70. 10 ноября. Пуд, Аристарх и Трофим, из 70. 15 апр. Епископы Римские: Лин, из 70 (управл. 66–67). 5 ноября. Климент, из 70 (91–100). 25 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Там, павши к их ногам, со слезами на глазах, умоляли их пощадить Церковь Христову и возвратить ей ее пастыря ради праздника пасхи и ради готовившихся воспринять таинство крещения. Но их мольбам не внимали. Видя это, один из них стал угрожать императрице. «Побойся Бога, говорил он ей, устрашись Его праведнаго гнева; сжалься над своими детьми и не оскверняй праздника Господня пролитием крови». После сего с скорбию в сердце они возвратились в церковь , где находился и св. Златоуст; за ними вошли в храм вооруженные воины, изгнали из храма св. патриарха в дом его; за ним последовали и другие епископы, и весь народ, устрашенный дерзостью воинов, в ужасе разбежался. Церкви опустели. Когда наступила ночь, пресвитеры константинопольские, и некоторые епископы, остававшиеся верными своему епископу, собрались в общественных крещальнях, чтоб там провести, по обычаю, пасхальную ночь в молитвах, чтении священного Писания и крещении новопросвещаемых. К ним собралось множество народа, как для празднования пасхи, так и для крещения; здесь можно было видеть лица всякого звания, возраста, пола и состояния. Антиох, Акакий и Севириан, узнав об этом, просили военачальника, чтоб он рассеял это собрание. Но военачальник отказывался, говоря, что теперь ночь, народ сильно раздражен, и может произойти смятение. Акакий же ему говорил: «церкви опустели, и мы боимся, чтобы император, пришедши в храм и не видя там никого, не подумал, что народ не пришел по любви к Иоанну, и по ненависти к ним. Военачальник, уступая их усильным просьбам, дал им одного из подчиненных себе начальников, язычника, по имени Люция, с находившимся под его распоряжением отрядом воинов; но отпуская его, он приказывал ему, чтобы он не употреблял насилия, а кротко убеждал народ идти в церковь. Люций отправился туда с намерением в точности исполнить приказание начальника, и кротко убеждал народ идти в церкви; но народ его не слушал. Не желая употребить насилие, он возвратился к Акакию, сказывая ему, что народ сильно раздражен и сильно упорствует в своем намерении, так что без строгих мер ничего с ним нельзя сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Творения великого святителя Кирилла . Перешедши из Александрии в Иерусалим, находим еще великого святителя Кирилла, творения которого представляют самые превосходные памятники богословские четвертого столетия. Жизнь его была только борьбой с арианами, во главе которых находился Акакий Кесарии Палестинской. Епископ этот считал, что епископ Иерусалимский ему подчинен потому, что Кесария была столицей Палестины. Однако престол Иерусалимский, не взирая на гражданскую незначительность города, считался автокефальным или независимым по таинствам христианским, там совершившимся, и великим воспоминаниям, связанным с его развалинами. Тщетно Акакий и его приверженцы три раза низводили Кирилла с его престола; но он был восстановляем епископами православными и в продолжении всей жизни своей считался законным епископом святого града. Кирилл родился там (около 315), вступил в монашество и был рукоположен во диакона святым епископом Макарием. Максим же возвел его в пресвитеры, препоручив ему поучать оглашенных и новопросвещенных. Поучения его, сказанные им, составляют драгоценнейшее творение IV столетия, как по изложению святым писателем догматов христианских, так и по сведениям, находящимся в них о обычаях первоначальной Церкви. Огласительных поучений числом восемнадцать, а поучений новопросвещенным или недавно окрещенным – пять, и они отличаются от прочих именованием Мистагогических, то есть посвящающих в тайны или таинства, которые необходимо было знать верным. 535 Восемнадцать первых объясняют символ, принятый Церковью Иерусалимской от Апостолов и всегда ей сохранявшиеся. Это древнейший из всех известных и почти тожественный даже по выражениям с символом, которому соборы Никейский и Константинопольский в четвертом столетии придавали значение вселенского. 536 Огласительным поучениям предшествует предварительная речь к оглашенным. Они приходили слушать поучения, держа в руках зажженные свечи, в знак света духовного, которого просят от Церкви. 537 Кирилл предупреждает их, что должны приступать с добрыми расположениями, если желают, чтобы крещение принесло им пользу. «Симон волхв, говорит он, 538 был окрещен, но тем не просветился. 539 Вода омыла тело его, но не просветила сердца его Духом. Тело его было погружено и выведено из воды, но душа а не спогреблась Христу и не совоскресла с Ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Кархер, в Prodromus Coptus (p. 88 et suiv.), и в его China illustrata, воспроизводит надписи estranghelo с латинской транскрипцией; ряд имен гравирован на камне: «nomina eorum qui margine lapidis Syro charactere incisa spectantur», которые засвидетельствованы у Ассемана. Потье однако же сомневается в подлинности этих 24 имен, которые суть следующие по латинской транскрипции: 1. Constantinus 2. Saba Cusio, seu Aethiops 3. Mar Sargis Tabennitba 4. Isaac Cusius seu Aethiops 5. Paulus Sacerdos 6. Simon 7. Adam 8. Zugen Marius, seu Aegyptius 9. Mathacus Cusius, seu Aethiops. 10. Annania Coptita 11. Gabriel Saacerdos 12 Lucas Sacerdos 13. Susen Episcopus. 14. Jacob Sacerdos. 15. Ahad Cyusnaseph, sucerdog. 16. Aruss Sacerdos. 17. David. 18. Asbo Cusius, seu Aethiops. 19. Abba Syrus. 20. Abraham. 21. Simon. 22. Petrus. 23. Lucas. 24. Mathaeus. Предлагаем в дополнение к Потье, другой (тех же лиц) поименный список семидесяти проповедников Евангелия, распространявших христианскую религию в Хинном царстве; делаем извлечение из Historia Tartarorum Ecclesiastica Laurentii Moshemii. 1741 г. стр. 26–27, с разделением всех лиц на VII классов. Класс I. 1. Мар Иоанн, епископ. 2. Исаак пресвитер. 3. Иоиль « тоже. 4. Михаил » тоже. 5. Георгий « тоже. 6. Магадад Гузназаф тоже. 7. Мар Адад тоже. 8. Исаак » тоже. 9. Исаак « тоже. 10. Давид » тоже. 11. Моисей « тоже. Класс II. 1. Акакий пресвитер и монах. 2. Илия » тоже. 3. Моисей « тоже. 4. Эбедезий » тоже. 5. Симеон « тоже. 6. Иоанн » тоже. Класс III. 1. Аарон. 2. Петр. 3. Иоанн. 4. Лука. 5. Матфей. 6. Иоанн. 7. Иезу-Еме. 8. Иоанн. 9. Сабар-Иезус. 10. Иезу-дад. 11. Лукас. 12. Константин. 13. Иоанн. Класс IV. 1. Адад-Сафа. 2. Иоанн. 3. Енох. 4. Мар Сергий. 5. Исаак. 6. Иоанн. 7. Мар Сергий. 8. Фузес. 9. Симеон. 10. Исаак. 11. Иоанн. Класс V. 1. Иоанн пресвитер. 2. Мар Сергий пресв. и архиепископ китайский. 3. Георгий пресвитер и архидиакон гор. Кумбана. 4. Павел пресвитер. 5. Симеон « тоже. 6. Адам » тоже. 7. Илия « тоже. 8. Исаак » тоже. 9. Иоанн « тоже. 10. Иоанн » тоже. 11. Симеон « тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Тиранн, (епископ) Германикопольский, (подписал). Епифаний, (епископ) Кестрский, (подписал). Акакий, (епископ) Антиохийский в Ламотиде, (подписал). Аммоний, (епископ) Иотапский, (подписал). Матал 448 , (епископ) Филаделфийский, (подписал). Элиан, (епископ) Селинунтский, (подписал). Петр, (епископ) Гаввулский, (подписал). Ной, (епископ) Кифский, (подписал). Мара Анасарфский. Ромул Халкидский. (Мара, епископ Анасарфский, за себя и за Ромула, епископа Халкидского, подписал). Геннадий, (епископ) Кратийский 449 , (подписал). (Индим, епископ Иренопольский, в области второй Киликии, подписал). (Андрей, епископ Секторийский, подписал). (Патрикий, епископ святой Божией церкви Адрамитской, в области Геллеспонте, подписал). (Дионисий, епископ Ираклийский, подписал). (Папий, епископ Еризский, подписал). (Афанасий, епископ острова Пароса, подписал). (Даниил, епископ Кадский, подписал). (Евдоксий, епископ Етеннский, подписал). (Макарий, епископ города Эны Фракийской, подписал). (Василий, епископ Палеопольский, подписал). (Мессалин, епископ Лаодикийский, подписал). (Иовиан, епископ Девелтский, подписал). (Натира, епископ Газский, подписал). (Евтихий, епископ Адрианопольский, в древнем Эпире, подписал). (Евстахий, епископ народа сарацинского, подписал). (Павел пресвитер, представлявший Урания, почтеннейшего епископа Имерийского, подписал). (Стефан, епископ Иамнийский, подписал). (Павел, епископ Арадский, подписал). (Елпидий пресвитер, представлявший Паралия, епископа Андрапского, подписал). (Евфроний пресвитер, представлявший епископа Кукузского, подписал). (Андрей, пресвитер Фессалоникский, за моего почтеннейшего епископа, подписал). (Павел, епископ Анфидонский, подписал). (Патрикий, епископ Акамазский, подписал). Все сии подписали одинаково с этой подписью, то есть: «определивши осуждение Диоскора, подписал». Ювеналий, епископ Иерусалимский, следуя приговору святейших и блаженнейших епископов, низложивших Диоскора, согласен и подписал его осуждение. Фалассий, епископ Кесарии Каппадокийской, следуя примеру святых отцов, подписал осуждение Диоскора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Рассмотрев правила восточной церкви о епископах в отношении к вопросу о браке и безбрачности и к монашеству, обратим теперь внимание на историю, или осуществление сих правил в жизни церковной. – Чтобы при этом не впасть в односторонность, не будем выбирать примеров в пользу того или другого решения, но возьмем историю одной кафедры за продолжительное время, и перечислим её иерархов, с объяснением, из какого звания они восходили на престол святительский. Всего удобнее это видеть на иерархах кафедры константинопольской, так как о них мы имеем более сведений, нежели о каких либо других епископах. Итак, пересмотрим ряд сих святителей после св. Иоанна Златоустог о , в течение тысячелетия – до собора Флорентийского. Арсакий 404 г. из пресвитеров (Созом . VIII, 23). Аттик 406 г. из пресвитеров клира константинопольского; с юных лет воспитывался в монастыре (Созом . VIII, 27). Сисинний 426 г. из пресвитеров. Сократ пишет (VII, 26): «после кончины Аттика происходил великий спор касательно рукоположения епископа. Одни представляли пресвитера Филиппа, другие Прокла , который также был пресвитером; но весь вообще народ желал видеть епископом Сисинния. Этот Сисинний, хотя и стоял на степени пресвитера», и проч. Несторий 428 г. из пресвитеров антиохийских, монах (Histor. Chronolog. Patriarch. Constantinopol. in Actis SS. Augusti. T. 1. §. 194. et sq.). Св. Максимиан 431 г. «по образу жизни подвижник, облеченный в достоинство пресвитера» (Сократ VII, 35). Св. Прокл 434 г. из пресвитеров (см. выше о Сисиннии), потом епископ кизический . Св. Флавиан 446 г., пресвитер и сосудохранитель церкви константинопольской (T h eophan. in Chronographia p. 84.). Св. Анатолий 449 г., диакон и апокрисиарий александрийской церкви (Theodori Lector. Historia in Patrolog. cursu T. 86. pars. 1. p. 217.). Св. Геннадий 1 458 г., пресвитер церкви константинопольской (Theodor. Lector, p. 172.). Акакий 471 г., попечитель сиротского заведения в Константинополе (Theodor. Lector.) и пресвитер (S. Nicephori Chronographia brev. in Patrolog. cursu T. 100.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

«Герман, пресвитер и архимандрит, подписал низложение Евтихия, чрез диакона Гликерия». «Маркелл, смиренный пресвитер и архимандрит, подписал низложение Евтихия своею рукою». 147 «(По прочтении этого) архимандрит Евтихий сказал: некоторые из прочитанных документов поддельны. А есть и кроме них деяния; я прошу и их прочитать. – Ювеналий, епископ иерусалимский, сказал: пусть возьмут, прочитают их и внесут в документы деяний. – Иоанн, пресви-тер и первый нотарий, прочитал список с деяний, бывших в апрель-ския иды в Константинополе: Деяния в Константинополе после низложения Евтихия, читанные в Ефесе под председательством Диоскора (и снова прочитанные в Халкидоне) «В консульство Флавия Протогена и того, кто будет объявлен 148 , по высочайшему повелению, в большом портике святой церкви заседали: Флавиан, почтеннейший епископ сего славного города; Флоренций, знатнейший из префектов города, бывший префект преторий в шестой раз, бывший консул и патриций; Фалассий, почтеннейший епископ города Кесарии, в области каппадокийской; Евсевий, почтеннейший епископ города Анкиры; Селевк, почтеннейший епископ города Амасии; Василий, почтеннейший епископ города Селевкии, в области исаврийской; Александр, почтеннейший епископ города Том, в области скифской; Мариниан, почтеннейший епископ города Синнады; Мелиффонг, почтеннейший епископ города Юлиополя; Акакий, почтеннейший епископ города Ариарафы; Прокл, почтеннейший епископ города Осрои; Даниил, почтеннейший епископ города Када; Савва, почтеннейший епископ города Палга; Лонгин, почтеннейший епископ города Херсониса; Иоанн, почтеннейший епископ города Биркала 149 , в области карийской; Павлин, почтеннейший епископ города Феодосиополя, в области асийской; Фома, почтеннейший епископ города Феодосиополя, в области спокойной Фригии; Тимофей, почтеннейший епископ города Арка 150 , в области палестинской; Евсевий, почтеннейший епископ Дорилеи, в области здоровой Фригии; Павел, почтеннейший епископ города Аполлонии, в области вифинской; Евдоксий, почтеннейший епископ города Босфора;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010