что он говорит в церкви, будто алтарь полон эриний; 5. что он хва­лился в церкви, говоря: «Я люблю, я нахожусь в исступлении», и что должно истолковать, что такое эринии и что значит высказывание «я люблю, я нахожусь в исступлении», ибо Церковь не знает таковых; 6. что он бесстрашно учит грешников, предлагая им: «Если ты вновь согрешишь, вновь покайся, и, сколько бы раз ты ни согрешил, при­ди ко мне, и я тебя исцелю»; 1363 7. что он произносит в церкви хулу, говоря, что молящийся Христос не был услышан, поскольку молился не так, как подобает; 1364 8. что он внушал народу восстать против собо­ра; 9. что язычников, причинивших христианам много зла, он при­нимал в церкви и предстательствовал о них; 10. что он вступает в другие епархии и рукополагает епископов; И. что он оскорбляет епископов и приказывает изгонять их из их домов без всяких гаран­тий; 12. что он оскорбляет клириков неслыханными оскорбления­ми; 13. что он силой похищает чужие залоги; 14. что он без собора и вопреки мнению клира совершает хиротонии; 15. что он принял оригенистов, а находящихся в общении с Церковью, прибывших с ре­комендациями и ввергнутых в тюрьму, не освободил, и даже не по­сетил умерших там; 16. что он чужих рабов, еще не освобожденных, но вдобавок и презренных, рукополагает во епископы; 17. что самому этому Исаакию много от него пришлось претерпеть. Из этих обвинений первое, то, которое было расследовано преж­де, так, как они посчитали нужным, более не расследовалось, но были расследованы второе и восьмое. Затем вновь было расследовано третье обвинение из тех, которые были поданы диаконом Иоанном. По этой главе и протопресвитер Арсакий, сменивший самого Златоуста, и пре­свитер Аттик, я не знаю, каким образом, сделались свидетелями и дава­ли показания против святого, а также пресвитер Элпидий. Они давали показания и по четвертой главе, а вместе с ними пресвитер Акакий. После того как эти обвинения были расследованы, названные пресвитеры, а также Эвдемон и Анисий просили ускорить с решени­ем, и председатель собора Павел Ираклейский потребовал, чтобы все высказались.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Василиане начали допрашивать Акакия: в каком смысле и в каких пределах Сын подобен Отцу? Акакий откровенно пояснял: «подобен по воле, но не по существу.» Конечно, поднялись опять бурные пререкания. Леона, проверив на опыте температуру собрания, прибег к давлению. Заявил: «Меня император послал руководить собором единодушным. A так как вы неукротимы, то идите и пустословьте на стороне. Я в таком соборе не участник.» И закрыл заседание. Расхождение василиан и акакиан через это оформилось. Василиане собрались и от лица своей группы низложили и отлучили 9 главных епископов из акакиан, начиная с Акакия и Евдоксия, и даже на место Евдоксия избрали Антиохийским епископом пресвитера Аниана. Конечно, акакиане не потерпели такой свободы действий и использовали амбицию комита Леоны. Тот, несмотря на протесты соборного василианского большинства, арестовал Аниана и отправил в ссылку. Расколовшиеся партии собора отправили каждая своих уполномоченных для доклада императору. Так печально кончилась лукаво задуманная антреприза раздвоенного «вселенского» собора, породившего 4 фракции. Смущенный Констанций хотел было потребовать к себе весь восточный собор in corpore, но явившиеся первыми акакиане посоветовали ему ограничиться вызовом депутатов по 10 лиц от каждой стороны. Им указано было съехаться в Константинополь. B этом партийном состязании циничные акакиане превзошли в партийных и дипломатических приемах связанных своей принципиальностью василиан. Констанций толкал к соглашению, почти вымогал его. Вынужденные взаимные уступки породили некоторое искусственное партийное образование, получившее в истории имя партии омиев. Омии сконструировались в результате прений в присутствии императора в Константинополе акакиан (скрытых аномеев) и василиан (омиусиан). Это компромиссное искусственное образование окрасило собою хотя и не долгий, но целый период восточного богословского опыта. Василий Анкирский доложил Констанцию ο возмутивших отцов Селевкийского собора богохульствах Евдоксия и потребовал особого разбирательства и церковного суда над спорной личностью претендента на первую кафедру Востока.

http://sedmitza.ru/lib/text/435047/

Во время пребывания в монастыре св. Пафнутия Иосиф призвал к иноческой жизни и своих родителей. Много молился он, чтоб внушил им Бог желание принять ангельский образ; потом открыл мысль свою Пафнутию, и с его благословения написал к своим родителям послание, в котором убеждал их к иноческой жизни. Они последовали его призыву. Отец Иосифа постригся в Пафнутиевом монастыре, и поселился в одной кельи с Иосифом. Около пятнадцати лет покорный сын служил своему отцу во всех душевных и телесных нуждах, подкреплял его советами и утешениями в скорбях, и прислуживал ему во время болезни. «И бысть, говорит жизнеописатель Иосифа, по Бозе отцу своему наставник и учитель и служитель присный во всем; молитвами помогая, и духовне утешая, и словеса Божественная прочитая, и на раму своею служа и нося со усердием, яко Богу, а не человеку». Равно и мать Иосифа Марина постриглась в женском монастыре святого Власия в городе Волоколамске, и тридцать лет провела в строгом посте и воздержании, – вкушая только хлеб и воду, и раздавая милостыню бедным. Вероятно, вместе с родителем вступили в Пафнутиев монастырь и братья Иосифа Вассиан и Акакий. Преподобный Иосиф провел семнадцать лет в Обители преп. Пафнутия. Сей блаженный старец, провидя близкое отшествие свое к Богу, созвал братию и поручил ей избрать преемника ему в игуменстве. Братия предоставила дело сие его воле. Тогда Пафнутий предложил игуменство Иосифу. Долго отрицался смиренный Иосиф: «прости меня, отче святый, говорил он, яко выше силы моея, возлагаеши бремя неудобоносимо». Наконец после многих убеждений, не желая оказаться непокорным отцу своему духовному, Иосиф согласился на предложение Пафнутия. И по кончине преподобного (1477 г. мая 1-го), с согласия Великого Князя Иоанна Васильевича, был посвящен Митрополитом Геронтием в пресвитера и поставлен в игумена Пафнутьева Боровского монастыря. Образ жизни иноков Пафнутьева монастыря не совсем соответствовал желаниям Иосифа; потому что устав общежительный не был соблюдаем ими во всей строгости. Иосифу хотелось, чтоб, по примеру древних общежительных монастырей, братия не имели совершенно никакой собственности, тем более, что это находил он согласным и с последним завещанием преп. Пафнутия, который заповедал ему улучшить некоторые обычаи в его Обители. Не зная еще, согласятся ли братия на его желание, он изведал прежде мысли семерых старейших иноков, и когда они были согласны с его намерением, предложил и прочим. Но прочие иноки с неудовольствием приняли такое предложение и отвергли его, как нововведение. Посему, желая удалиться от ропота и вместе изучить иноческую жизнь в других монастырях русских, 10 Иосиф решился оставить на время свой монастырь и лично обозреть устройство других Обителей. Спутником себе избрал он инока своего монастыря – Герасима Черного. Скрывая свой сан, назвался его учеником, облекся в худые, нищенские одежды, и тайно вышел из монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Возвратясь в монастырь после знакомства с необыкновенным подвижником, Даниил стал думать о подражании ему, но до времени отложил исполнение возникшего в душе его намерения. Между тем умер настоятель той обители, в которой он находился, и братия просили Даниила принять начальство над ними; но он уклонился от этого и даже оставил совсем обитель, решившись теперь, по бывшему ему особенному видению, вступить на подвиг столпничества. Близ Константинополя он устроил столп и восшел на него для молитвенного стояния; в продолжение 33-х лет переносил он неизменно это произвольное, необычайно тяжелое испытание. Не раз во время бурь столп колебался и грозил падением, но терпения подвижника ничто не могло поколебать: он продолжал стоять неподвижно... Но, исполняя с такою твердостию принятый им на себя обет, Даниил, однако же, немедленно и без колебания оставил однажды свой столп, когда патриарх константинопольский (Акакий) послал просить его прийти в столицу на помощь церкви, смущаемой еретиками, покровительствуемыми царем Василиском. Этим выразил он, что важнее величайшего подвига почитал он духовную помощь ближним... Не мог сам идти Даниил, потому что от долгого стояния ноги у него отекли и покрылись ранами, и потому его принесли в город на носилках. Обличив еретиков, предсказав Василиску лишение неправедно захваченного им престола, он возвратился на свой столп, на котором и выдержал свое пребывание до конца. Прославленный от Бога даром чудотворений, богоугодный Даниил привлекал к своему столпу множество народа отовсюду: «к нему приходили ближние и дальние, греки, римляне, варвары, простолюдины и цари Лев и Зенон; приходили к нему, как к ангелу Божию, и, удаляясь от него, призывали его в молитвах на помощь. Император Лев так любил и уважал великого столпника, украшавшего собою его царствование, что много раз прибегал к нему, прося его молитв, благословения и утешения. Патриарх Геннадий сам поднялся на столп его и рукоположил во пресвитера. Достигнув 80-ти лет, подвижник, заповедав своим ученикам смирение, послушание, странноприимство, пост, бдение, нищету и больше всего – любовь, скончался смертию праведника в 489 г. Чудотворные мощи его были положены при столпе, на котором подвизался он, и при котором впоследствии устроена была усердием царя церковь во имя св. Симеона столпника». (См. Ч. М. дек. 11 день).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Онисифор иконийский (в Ликаонии); Пергамий антиохийский, в Пизидии (в счастливой Фригии); Епифаний пергский (в Памфилии); Аттик никопольский в (древнем) Епире; Мартирий гортинский (на о. Крите); Лука диррахийский (в новом Епире); Франкион филиппопольский (в Фракии); Константин димитриадский (в Фессалии), занимавший место Пигилянция, епископа ларисского, в Фессалии; Севастиан веррийский; – Василий траянопольский (в провинции Родопе); Трифон хиосский, занимавший место Иоанна, епископа родосского; Феоктист веррийский, в Сирии; Евсевий дорилейский (в счастливой Фригии); Геронтий селевкийский, в Сирии; – Савва палтский (в первой Сирии); Евсевий пресвитер, занимавший место Макария, епископа лаодикийского, в Сирии; (Олимпий аратопольский, в Финикии); – Петр гаввульский 9 (в Сирии): Софроний константинский; – Патрикий неокесарийский; Мара 10 анасарфский; – Ромул калхидский; Евстафий беритский (в приморской Финикии); Леонтий аскалонский (в Палестине); – Аниан капитолиадский; Зевенн 11 пелльский; – Иоанн тивериадский; Антиох аркский 12 (в Палестине); – Вирилл аильский 13 ; Арета елусский (во второй Палестине); Музоний сигорский 14 (во второй Палестине); Руфин вивлский (в приморской Финикии); – Панкратий ливиадский; Зосим миноидский; – Полихроний антипатридский; Иоанн гадирский (во второй Палестине); – Павел анфидонский; Фотин лиддский; – Ираклий азотский (в первой Палестине); Маркиан герарский; – Стефан иамнийский (в Палестине); Епиктет диоклитианопольский; Роман евдоксиопольский, в Исаврии, (иначе селимбрийский во Фракии); Юлий 15 келендерийский (в Исаврии); Тиранн германикопольский (в Исаврии); – Иоанн диокесарийский; Акакий антиохийский; – Епифаний кестрийский; – Елиан селинунтский; Гаий эгейский 16 ; – Аммоний иотапский; – Мегал 17 филадельфийский; Марк арефузский (во второй Сирии); Тимофей валанейский (во второй Сирии); – Евсевий селевковильский; Евтихий епифанийский (во второй Сирии); Павел мариамнский (во второй Сирии); (Гликон кесарийский, в лице Зосимы, епископа миноидского);

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Совсем не то началось с 353 года, когда император Констанций, управляя обеими половинами империи, вздумал привлечь западный епископат к крестовому походу, который вели на Востоке против Афанасия и Никейского символа. Это ему удалось не без некоторой оппозиции, сурово подавленной. Со времен великого гонения привыкли видеть, что епископы спокойно управляют своими церквами. Список изгнанников и исповедников вновь стал пополняться в эпоху покровительственного отношения к церкви сына Константина. Несколько церквей лишились своих руководителей; так, в Галлии – церкви трирская, пуатьеская и тулузская, в Сардинии – церковь каглиарийская, в Италии – верчелльская. На место изгнанников иногда назначали пришлых людей из Каппадокии или из других восточных стран, едва говоривших по-латыни. Авксентий миланский наиболее прославился между этими переселенцами. Следует упомянуть также Епиктета, получившего кафедру в Цемтумцелле (Чивита-Векиа), личности весьма малопочтенной. Но самые печальные плоды смута принесла в Риме. В то время, когда Констанций проник в Италию (летом 352 года), папа Юлий был только что замещен Либерием (17 мая). Мы видели выше, как он держал себя при этих прискорбных обстоятельствах, как его увезли из Рима и удалили в изгнание вглубь Фракии. Учиненное над ним насилие сильно взволновало христианское население. Клирики тотчас же произвели внушительные манифестации преданности папе. На торжественном собрании пресвитеры, диаконы и другие члены клира поклялись в присутствии верующих, что пока Либерий жив, они не примут никакого другого епископа 672 . Между наиболее решительными сторонниками папы были архидиакон Феликс и диакон Дамас, который даже уехал с Либерием, но вскоре вернулся. Этот огонь ревности скоро погас. Двор решил заместить Либерия. На этот раз нашли, что не следует прибегать к каппадокийскому персоналу; новый заместитель был выбран в рядах римского клира. Вызванный в Милан, архидиакон Феликс, несмотря на свою клятву, принял наследие изгнанника. Всем этим делом руководил Акакий кесарийский 673 ; Епиктет тоже был здесь замешан 674 . Вероятно, он присутствовал на церемонии рукоположения, которое, по словам Афанасия, справили во дворце три шпиона 675 в присутствии трех евнухов, изображавших христианский народ. По возвращении в Рим, Феликса приветствовало большинство клира, но народ не хотел о нем слышать и держался в стороне, пользуясь всяким случаем, чтобы выражать свое недовольство и требовать обратно Либерия. В мае 367 года Констанций прибыл в Рим. Выступления в пользу Либерия участились. Христианские матроны являлись с ходатайствами во дворец 676 , народ в цирке требовал своего епископа. «Вы получите его, – ответил император, – он вернется к вам лучшим, чем был, когда уехал». Он знал уже, что твердость Либерия не выдержала, что епископы аквилейский и верийский добились от папы, чтобы он покинул Афанасия и вступил в общение с Восточными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христианская вера рано озарила разноплеменных жителей Амиды. На первом вселенском соборе уже присутствовал епископ сего города Симеон. Паства преемников его увеличилась в царствование Иовиана. Ибо, когда сей православный государь заключил мир с повелителем персов Сапором и сдал ему месопотамские города Низиб и Сангару и другие, тогда низибские христиане переселились в Амиду, впрочем, с весьма малой частью своего имущества по недостатку подвод. Церковь амидийская в 381-е лето Господне посылала на второй вселенский собор своего святителя Мара. Ближайшим преемником его был благочестивый и добродетельный Акакий, которого милосердие и любовь к врагам прославляет история церкви. Сей муж Божий и пастырь добрый во время войны Феодосия младшего с персидским царем Варанесом выкупил у римлян 7000 пленных персов на деньги, вырученные продажей церковной утвари его престола, и, снабдив их всем нужным, отослал их в отечество, дабы Варанес понял дух христианской веры, им гонимой. Высокий пример любви к врагам, и эта любовь низвела благословение неба на грады и веси Месопотамии, ибо оба монарха заключили мир на 100 лет, который и продолжался почти 80 годов к радости христиан Амиды и всего междуречья. После епископа Акакия амидийской церковью управлял митрополит Астерий, противник св. Кирилла Александрийского и вселенского собора Ефесского (431 г.), а по нем православный Памфил, который в письме своем к антиохийскому патриарху Иоанну исповедал, что во Христе страдало не Божество, а человечество. Преемник Памфила митрополит Симеон присутствовал на четвертом вселенском соборе в Халкидоне (451 г.) и за себя и за епископов своих подписал вероисповедание и правила сего собора рукой Петра пресвитера. В 458 году император Лев извещал его так же, как и прочих митрополитов, об убиении св. Протерия, александрийского патриарха. Но письмо либо не застало его в живых, либо он оставил свою кафедру. Ибо уже преемник его Мар отвечал императору и в письме своем скорбел о смерти Протерия и вместе признавал Халкидонский собор. В конце пятого века при царе Анастасии амидийским митрополитом был Иоанн, инок киновии Картаминской. Он скончался о Господе в 502 году до взятия Амиды персами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Церковь оказалась перед сложной дилеммой. Обе школы, оба учения были по – своему правы и в то же время что – то упускали. Каждая имела свои перекосы и крайности и нуждалась в синтезе и в уточнении друг другом. Задачей богословов было найти универсальный ответ, который устроил бы обе стороны и установил безусловную полноту истины, где могли сойтись и примириться их противоречия. Против Феодора После осуждения Нестория тень пала и на его предшественников в антиохийском богословии, прежде всего на покойного Феодора Мопсуестского. Антиохийцы считали его великим светилом Церкви. После примирения Кирилла с Иоанном Антиохийским восточные отцы опирались на Феодора как на золотую середину между крайностями западного аполлинаризма и восточного несторианства. Именно в этом примиряющем духе известный богослов Ива (Хиба), пресвитер в сирийском городе Эдессе, называл Феодора «учителем учителей» и «толкователем толкователей». В своем письме ардаширскому епископу Маре он сомневался в православии и Кирилла, и Нестория, предлагая опираться на труды Феодора как единственно достойного авторитета. В этой ситуации сторонники победившего Кирилла не стали останавливаться на полпути и взялись за Феодора Мопсуестского. Вначале митрополит Эдесский Равулла – суровый и крутой старик, ослепший на оба глаза, – неожиданно предал анафеме и самого Феодора, и того, кто поддерживал его учение, и тех, кто читал его книги, и тех, кто отказывался их сжигать. Эдесская богословская школа во главе с Ивой была им разогнана, а ее ученики сбежали в Персию. Следующий удар последовал из Армении, где сочувствующие Аполлинарию монахи написали обвинительное заключение против Феодора Мопсуестского, обнаружив в его трудах «возмутительную ересь». Они отослали свой труд константинопольскому патриарху Проклу, потребовав от него ответа, кто прав – Феодор или армянский авторитет Акакий Мелетийский. Прокл не ответил прямо, а составил свое изложение православной веры – томос, – где опроверг учение Нестория и четко разделил божественную и человеческую природы во Христе, в то же время настояв на «нераздельном» и «неслиянном» единстве ипостаси. В отличие от Кирилла, константинопольский патриарх ясно различал, в каких евангельских речениях говорится о человеческой, а в каких – о божественной природе Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из житийной традиции известно, что К. происходил из семьи благочестивых христиан. У него была по меньшей мере одна сестра, сына к-рой, занимавшего епископскую кафедру Кесарии Приморской (Палестинской) после 365 г. и до кон. IV в., звали Геласий . На основании похвал, к-рые К. произносит в адрес девственной жизни ( Суг. Hieros. Catech. 4. 24; 12. 1, 33, 34), можно предположить, что и сам он был девственником, проводя, вероятно с юных лет, свою жизнь в аскетических подвигах. Созомен восхваляет его ученость и дар красноречия ( Sozom. Hist. eccl. 3. 14. 41-42). Согласно блж. Иерониму ( Hieron. Chron.//PL. 27. Col. 683-684), до своего епископства К. был рукоположен во пресвитера Иерусалимским еп. Максимом († 348; существуют также др. датировки - см., напр.: Barnes T. D. Athanasius and Constantius. Camb., 1993). Блж. Иероним утверждает, что Акакий, еп. Кесарии Палестинской, в митрополию к-рой в то время входила кафедра Иерусалима, будучи арианином, заставил К. отречься от пресвитерского сана, полученного от правосл. еп. Максима, и вернуться в диаконский чин ( Hieron. Chron.//PL. 27. Col. 683-684). Из этого можно сделать вывод о том, что диаконом К. стал при предшественнике еп. Максима - свт. Макарии , еп. Иерусалимском († 333). Если это предположение верно, К. должен был стать диаконом в Иерусалиме еще до своего 20-летия, а во пресвитера был возведен через неск. лет после 30-летия. С др. стороны, если правильна версия Сократа Схоластика о прижизненном смещении еп. Максима с Иерусалимской кафедры ( Socr. Schol. Hist. eccl. 2. 38. 2), отказ признавать пресвитерский сан К. со стороны Акакия мог быть связан с рукоположением К. еп. Максимом уже после низложения последнего. В этом случае К. мог быть рукоположен во диакона не еп. Макарием, а еп. Максимом (до его низложения Акакием), т. е. в возрасте 20-30 лет. К. был возведен на епископскую кафедру Иерусалима, вероятнее всего, в 348 г. (аргументы в пользу именно такой датировки см.: Nuffelen. 2007. P. 136. Not. 3). Согласно блж. Иерониму, это произошло после кончины еп. Максима, поставившего в качестве своего преемника не К., а некоего Ираклия, к-рый был низведен К. из епископского в пресвитерский сан ( Hieron. Chron.//PL. 27. Col. 683-684). Сократ Схоластик утверждает, что избрание и поставление К. состоялось еще при жизни еп. Максима, к-рый был низложен ( Socr. Schol. Hist. eccl. 2. 38. 2; ср.: Theoph. Chron. P. 41). Как бы то ни было, о самом противостоянии между еп. Максимом и К. сообщают сразу неск. источников.

http://pravenc.ru/text/1840257.html

Тимофей долихский, Еволтий 69 зевгматский, Афанасий острова Пароса 70 , Каюма маркопольский, Иоанн карсский, Авраамий керкисийский, Иоанн сарацинский, Ной – крепости Кифы, Каллиник апамейский, в Вифинии, Левкадий финнский 71 , Иоанн полемонийский, Гратидиан керасунтский, Юлиан тавийский, Мелифтонг юлиопольский, Ипериций 72 аспонский, Акакий киннский, Евфрасий лакинийский 73 , Кекропий севастопольский, Иоанн никопольский, в Армении, Дорофей пресвитер, занимающий место Анатолия 74 , епископа сатальского, Аттик зильский, Антиох синопский, Евхарий диакон, занимающий место Паралия, епископа андрапского, Павел, пресвитер, занимающий место Урания, епископа имерийского 75 , Акакий ариарафирский, Ираклий команский, Аделфий хорепископ, занимающий место Адолия, епископа арависского, Евфроний пресвитер, занимающий место господина епископа кукузского, Отреий пресвитер, занимающий место Иоанна, епископа аркского, Феодосий назианзский, Аристомах колонийский, Рин юнопольский, Епифаний пресвитер, занимающий место Еферия, епископа помпейопольского, Филотим пресвитер, занимающий место Фемистия, епископа амастридского, Феодор ираклийский, Евлогий пресвитер, занимающий место Генефлия, епископа кратийского, Пелагий пресвитер, занимающий место Феофила, епископа адрианопольского, Елпидий фермский, Аквила евдоксийский, Мистирий амморийский, Лонгин оркистский, Докимасий маронейский, Серен максимианопольский, Еферих смирнский, Евсевий клазоменский, Кириак егейский, Мама анинитский, Леонтий магнезийский, при Меандре, Квинт фокейский, Прокл аргисский, Фома алалкомский 76 , Олимпий феодосиопольский, Филипп новодворский, Руфин вриульский, Маркеллин митропольский, Исаия елаитский, Павлин феодосиопольский, в Азии, Юлиан ипэпский, Есперий питанский, Протерий мирринский 77 , Василик палеопольский, Мэоний нисский, Петр дарданский, Фалассий патрийский, Давид адрианский, Евлалий 78 пионийский, Пионий троадский, Стефан примнезийский 79 , Феосевий 80 илийский, Ермий авидский, Даниил лампсакский, Патрикий адрамитский 81 ,

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010