Для того-то при сем представлении нашем и приложили мы список с исповедания никейского, изложенного собравшимися (в Никею) епископами. Это принимаемое нами исповедание есть следующее: Веруем во единого Бога Отца вседержителя, и прочее в символе веры . Мелетий, епископ антиохийский, согласуюсь с вышеписанным, Евсевий самосатский, Евагрий сикелийский, Ураний анамийский, Зоил ларисский, Акакий кесарийский, Антипатр росский, Авраамий уримский, Аристеник селевковильский, Варламен пергамский, Ураний мелитинский, Магнос халкидонский, Евтихий элевтеропольский, Исаконис из Великой Армении, Тит бострийский, Петр сиппский, Пелагий лаодикийский, Аравиан антрский, Писон аданский через пресвитера Ламидриона, Сабиниан зевгматский, Афанасий анкирский через пресвитеров Орфиста и Аэция, Фринион газский, Писон августийский, Патрикий палтийский через пресвитера Ламириона, Анатолий верийский, Феотим аравский, Лукиан аркийский». Этот свиток нашли мы в сабиновом собрании соборных деяний. Желая прекратить вражду разномыслящих кротостью и убеждением, царь сказал, что он никому не намерен делать зла, как бы кто ни веровал, однако ж будет любить и предпочитать тех, кто постарается больше содействовать к единению Церкви. А что он действительно так поступал, об этом говорит и философ Фемистий. В своей речи о консульстве Иовиана он превозносит похвалами этого царя за то, что он предоставил каждому держаться богопочтения, какого кто хочет, и стал выше хитрости льстецов над которыми остроумно насмехался, говоря, что они явно чтут не Бога, а пурпур, и ничем не отличаются от Эврина, воды которого текут то в ту, то в другую, противную сторону. Глава 26 О смерти царя Иовиана Так-то остановил царь стремление людей к вражде. Выехав вскоре из Антиохии 239 , он прибыл в Тарс киликийский и там предал земле тело Юлиана. По совершении всего, относящегося к погребению, он провозглашен консулом 240 и, поспешая в Константинополь, прибыл в одно местечко, называемое Дадастана, находящееся на пределах Галатии и Вифинии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Домн, епископ опунтский из Эллады, сказал: и я видел и слышал то самое, что объявили святейшие и боголюбезнейшие братия и сослужители – Иоанн и Анисий. Даниил, епископ дарнейский, сказал: что эти благочестивейшие епископы предъявили, то самое и я слышал, и то сущая правда. После сего священный собор начал обсуживать учение Нестория. Ювеналий, епископ иерусалимский, сказал: хотя церковные постановления повелевают довольствоваться и троекратным вызовом приглашаемых к оправданию, в чем их обвиняют, однако ж мы готовы были, сверх долга, чрез боголюбезнейших епископов, еще четвертым предписанием снова пригласить благоговейнейшего Нестория. Но как он, поставив строй воинов около своего жилища, как предъявили благочестивейшие епископы, не позволяет входить к нему (посланным), то явно, что он отказывается прибыть на св. собор не с доброю совестию. Почему нужно вести дело далее по порядку правил, и делать, что полезно к утверждению православной и благочестивой нашей веры. Прежде всего да прочтется символ веры , изложенный 318 святейшими отцами и епископами, сошедшимися в Никее, так чтобы, по сравнении учения с этим изложением, согласное было утверждено, а несогласное отвергнуто. И символ прочитан следующим образом. Собор никейский изложил веру так: «Веруем во единого Бога Отца», и проч. – до конца. По прочтении символа, Петр, пресвитер александрийский и первенствующий из нотариев, сказал: у нас есть в руках послание святейшего и благочестивейшего архиепископа Кирилла, писанное к благоговейнейшему Несторию, полное совета и убеждения о том, что он мудрствует неправильно. Если ваша святость прикажет, я прочту послание. Акакий, епископ мелитинский, сказал: так как благоговейнейший и боголюбезнейший пресвитер Петр, положивший начало речи, сказал, что боголюбезнейшим и праведнейшим епископом Кириллом было нечто писано к благоговейнейшему Несторию, как излагающему неправославное учение, то следует прочитать и это послание. И оно прочитано, и положено между предварительными документами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Едва ожил он духом, как уже начал заботиться о тех, которых оставил печальными по себе или страждущими в Царьграде, и в особенности о святой Олимпиаде, оказавшей ему столько любви. Он написал ей два пространных слова о христианском утешении в скорбях, и семнадцать писем, исполненных красноречия сердечного, в которых изображал собственное состояние и заботился о состоянии Церкви. Не были им забыты и другие благочестивые ревнители в столице; особенно беспокоила святителя участь гонимого Ираклида Эфесского и епископа Маруфаса, который, обличив царю Персов обманы волхвов его, обратил многих к Христианству, но впоследствии предался на сторону врагов Златоуста. Сиротство Церкви между Готфами по смерти великого их епископа Улинаса, которого сам им рукоположил, тревожило Иоанна и крайне огорчила его кончина святого наставника, архиепископа Антиохийского Флавиана. Народ желал избрать на место его друга Златоустова, пресвитера Констанция; но происки диакона Порфирия, имевшего при дворе сильные связи, одолели большую часть граждан; три нечестивых епископа, Акакий, Антиох и Севериан, уже возмутившие однажды мир Церкви Константинопольской, нарушили его и в Антиохии, втайне рукоположив епископом Порфирия, во время игрищ народных и сами бежали из города. Власть мирская принуждена была укротить раздраженных граждан, но верные не хотели сообщаться с лжепастырем. В обстоятельствах столь крайних, когда свергнутый со старшего из престолов Восточных, преследуем был двумя другими первопрестольниками, Александрии и Антиохии, Иоанн обратился к Западу, и в убедительных грамотах к блаженному папе Иннокентию и епископам Медиолана и Аквилеи, Венерию и Хроматию, умолял вступиться не только за себя, но и за всех православных, страждущих на Востоке. Четыре епископа принесли его послание в Рим, вместе с грамотами бывшего с ним собора, сорока епископов, и верного ему клира Цареградского; они ниспровергли козни Феофила Александрийского с его приверженцами, которых Иннокентий склонял письменно к миру с Иоанном. Друзья святителя начали, один за другим, стекаться в Рим, потому что указ Аркадия объявил лишенными кафедр своих всех, которые не хотели сообщаться с Арзасом, Феофилом и Порфирием. Вслед за Кириаком, епископом Синадским, явился Евлисий Апамейский, вышедший вместе с Златоустом из храма, и Палладий Эленопольский, описавший житие его, и блаженные пустынножители Герман и Кассиан, поставленные им в сан пресвитера и диакона, и многие иные из клира Цареградского. Всех их радушно принял Иннокентий и обратился к императору Онорию, умоляя его умилостивить брата и созвать на средине обеих империй Вселенский Собор в Фессалонике, чтобы рассудить дело Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Святой собор сказал: „и мы знаем, что это было так; впрочем, считая более безопасным судить об этом на основании того, что изложено на предшествовавших святых соборах, и зная что подняты были некоторые (вопросы) на первом ефесском святом соборе о посланиях святого Кирилла, а на самом халкидонском соборе о послании святой памяти папы Льва, мы признали необходимым объявить из Деяний упомянутых святых соборов те части, которые содержат это, дабы с полнейшею точностию мы могли сделать на основании этого разбирательство предложенного (дела)“. И Каллоним, почтеннейший диакон и нотарий, взявши, прочитал: Часть Деяний, состоявшихся на первом ефесском святом соборе, о посланиях святой памяти Кирилла: „Петр, пресвитер александрийский и первенствующий из нотариев, сказал: у нас есть в руках послание святейшего и благочестивейшего архиепископа Кирилла, писанное к благоговейнейшему Несторию, полное совета и убеждения о том, что он мудрствует неправильно. Если ваша святость прикажет, я прочту послание. – Акакий, епископ мелитенский, сказал: так как благоговейнейший и боголюбезнейший пресвитер Петр, положивши начало речи, сказал, что боголюбезнейшим и праведнейшим епископом Кириллом было нечто писано к благоговейнейшему Несторию, как излагающему неправославное учение, то следует прочитать и это послание 158 – И прочитано было послание святой памяти Кирилла в Ефесе, содержание которого следующее. (Послание Кирилла к Несторию). „Благочестивейшему и боголюбивейшему сослужителю Несторию, Кирилл (желает) спасения о Господе». «Некоторые своим суесловием, как слышу, хотят ослабить в твоем благочестии твое мнение обо мне, и это часто они делают, выискивая для этого то время, когда сановники составляют собрание, а иногда и потому, что этим надеются угодить твоему слуху. Они говорят такие оскорбительные слова, не потому что они обижены мною, но потому, что были обличаемы мною к их же пользе: один за то, что притеснял увечных и бедных, другой за то, что обнажил меч на свою мать, и третий за то, что чрез свою служанку похитил у другого деньги, и всегда такой мучился подозрительностию, какой никто не пожелает самому злому врагу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

101. Зинон Зинон процарствовал (17) 575 лет, (со 2 индикта 576 . При нем был основан Аморий. Коронован он был патриархом Акакием в своей ложе на ипподроме. Честь архиерейства получил Фравита, пресвитер Святой Феклы, а после него Акакий 577 . Когда же он скончался, то был положен в храме святых Апостолов, в герооне, в зеленом саркофаге.) 578 Изгнанный с царства Василиском (ведь, пока Зинон находился во Фракии, Верина 579 помогла этому Василиску, своему брату, и Армату, племяннику, и они восстали против Зинона; испугавшись их, Зинон, уйдя из Фракии, вместе с Ариадной и достаточным числом денег бежит в Исаврию, в некую надежную крепость), а через несколько лет, (поскольку Василиск правил плохо, и потому синклит был настроен против него) 580 , Зинон, снова прибыв в столицу вместе с Ариадной, был принят синклитом и казнил Василиска и Арматия 581 . 2. При нем случилось страшное землетрясение в Константинополе, и рухнуло много церквей, домов и портиков до оснований. Пострадала же и митрополия Никомидия. (Этот Зинон был из ужаснейшего и уродливого рода исавров: ибо они были потомками своего праотца Исава, а ведь тот был космат и ненасытен в соитии; косматым и уродливейшим был и этот Зинон, как язычники изображают Пана: с козлиными ногами и волосатыми коленями, смуглый, необычайно [маленького] роста, гневный, злопамятный и полный зависти.) 582 3. Некий Мариан предсказал ему, что «и царство, и жену твою наследует один из силенциариев». Он приказал держать в заточении Пелагия, одного из силенциариев, – патрикия, мужа мудрейшего; стражи задушили его ночью по приказу Зинона. 4. Через небольшое время, заразившись дизентерией, Зинон скончался, принадлежа к числу акефалов 583 . 5. Зинон предавался недостойным наслаждениям и неправедным делам. 6. При нем мощи апостола Варнавы были обретены на Кипре под рожковым деревом, а на груди его было Евангелие от Матфея, собственноручно переписанное самим Варнавой; по этому случаю [Кипр] стал митрополией и не зависел больше от Антиохии, (но от Константинополя) 584 . А это евангелие Зинон положил во Дворце, в [церкви] Святого Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1471 (epist. 169). Деян., I, стр. 828. 403 Mansi, IV, 1409. A. (Cnf. Migne, gr. ser. t. 84, col. 56–57. 60. 637). Mansi, IX, 293. Деян., I, 831. V, стр. 223–224. 405 Mansi, IV, 1407. A. IX, 293. Migne, gr. ser. t. 84, col. 60. 56–57. 637. Деян., I, стр. 831. V, стр. 224. 409 Mansi, IV, 1408. А-С. Epist. Throdoreti 169: Μ. 83, col. 1474. 1475–1476. Деян., I, стр. 829–830. 411 Mansi, IV, 1422. A. Cnf. ibid., col. 1406. D. Деян., I, стр. 852. Cp. стр. 826. Synodicon, cap. XXIV. XXV: M. 84, col. 618–620. 414 Synodicon, cap. LXVI (M. 84, (col. 674. Cnf. epist. Theodoreti 178: M. 83, col. 1490). CXXXVI (M. 84, col, 753). CXLI (M. 84, col. 757. A). CLXXIV (M. 84, col. 790. D). CCI (M. 84, col. 825–826). Cap. 136 говорит о десяти лицах, а cap. 174 – о семи. Последнее указание обыкновенно считается более правильным в том предположении, что были низложены все депутаты православного Ефесского собора и именно: папский ле­гат Аркадий, Ювеналий Иерусалимский, Флавиан Фплиппийский, Фарм Кесарие-Капподокийский, Феодот Анкирский, Акакий Мелитинский и Евоптий Птолемаидский (Mansi, IV, 1457. А. 1460. D. Деян., I, стр. 892. 895). Правда, и cap. 141 (М. 84, col. 757) и 174 (М. 84, col. 790) говорят: Cyrillum deposnit (Ioannies) et cos, qui eo ascenderunt Constantinopolim, но не­понятно, почему бы в таком случае остался пощаженным пресвитер Филипп. Мы находим возможным примирить оба свидетельства, допуская, что количество десять обни­мает собою св. Кирилла, Мемнона и всех восьми представителей православной партии, а цифра семь дает разуметь одних епископов, защищавших интересы Эфесских отцев в Константинополе. 415 Synodicon, cap. LXVI ( Μ. 84, col. 674; epist. 178 Theodoriti: M. 83, col. 1490. Деян., V, стр. 449). CCI (M. 84, col. 826). Socrat. Hist. eccles., VII, 34: Migne, gr. ser. t. 67, col. 816. Ц. И., стр. 562. Liberatus (Breviarium, cap. VI: Migne, lat. ser. t. 68, col. 981). 417 Synodicon, cap. XLVIII (Д. 84, col. 654): Иоанн Антиохийский отказывается вписать имя Максимиана в диптихи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

181 Низложение святителя было поводом несогласий Запада с Востоком. Запад принимал в изгнанном Златоусте столь живое участие что Онорий угрожал войною брату своему Аркадию, ежели он не возвратит несправедливо низложенного и удаленного святителя. А папа Иннокентий, недовольный осуждением его, писал о святости его константинопольскому клиру, народу и Феофилу александрийскому, и старался возвратить неправедно изгнанного 182 , Будучи в изгнании, св. Иоанн продолжал назидать Церковь своим христианским терпением, писаниями, беседами и благотворениями, и, таким образом, до смерти своей имел влияние на христиан и умножал свою славу. 183 Созомен повествует, что Иоанн в ссылке сделался еще знаменитее. 184 Святость Златоустого и уважение к нему всех христиан еще более открылись по смерти его. Сократ говорить, что Иоанн получил почестей более по смерти нежели при жизни. 185 Творения его в IV и в V веке приобрели славную известность во всем христианском мире; онв хранились как драгоценность в царских чертогах и писались золотыми буквами. 186 По греческому часослову всех его творений сохранилось 1447 и писем 249. В 415 году св. Александр еп. Антиохийский, будучи в Константинополе, говорил слово в день памяти св. Иоанна Златоустог о и возбудил народ просить константинопольского епископа Аттика внести имя Иоанна в диптихи для молитвенного его поминовения, но Аттик не согласился. Преемника Александрова на кафедре антиохийской Феодота – мужа кроткого и святого народ антиохийский принудил вписать имя св. Иоанна в церковные диптихи. Акакий берийский известил об этом Аттика и Кирилла иерусалимского , объявив им, что Феодот сделал это по настоянию народа, чтобы прекратить разделение между верными. 187 Пресвитер, принесший письмо Феодота в Константинополь, распространил в народе молву о причине своего прибытия и о содержании письма. Аттик, движимый желанием народа, советовал императору употребить меры успокоить народ и сохранить мир. Император отвечал, что для столь великого блага, каков мир, он не находить никакого препятствия вписать имя почившего в помянники церковные.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

261 «Эти доносы, в преувеличенном виде, представил [римскому папе] Феликсу Симеон, посланный Кириллом, монах обители неусыпающих. Он обвинил Мизина и Виталия [посланцев папы в Константинополь] в общении с еретиками, так как (при них) имя [александрийского патриарха] Петра [Монга] было всенародно провозглашаемо в священных диптихах, и говорил, что еретики много людей простых ввели этим в обман, разглашая, что Петр принят в общение и римским престолом. На разные вопросы Симеон отвечал, что бывшие с Мизином не хотели входить в сношения ни с одним из православных, не дозволяли, чтобы последние подавали им какие-нибудь грамоты, и не производили никакого следствия о том, что было дерзко допущено против правой веры. Приведен был и пресвитер Сильван, находившийся при Мизине и Виталие в Константинополе, и подтвердил слова монахов; было также прочитано послание [константинопольского] Акакия к [римскому папе] Симплицию, в котором сказано, что Петр [Монг] давно отлучен и стал сыном ночи. По этим причинам Мизин и Виталий были лишены священства и отлучены от святого общения, о чем приговор всего собора состоялся слово в слово такой: «Петра, как еретика, давно осужденного определением священной кафедры, отлученного и преданного анафеме, церковь римская не принимает. Да если бы он и не был виновен ни в чем другом, все не мог бы управлять православными даже потому, что получил рукоположение от еретиков». К этому было присоединено и следующее: «из самого дела видно, что Акакий константинопольский заслуживает величайшую укоризну; так как в письме к Симплицию, назвав Петра еретиком, он не объявил об этом царю; хотя должен был сделать это, если только имел расположение к [императору] Зенону. Впрочем, он гораздо более любит Зенона, чем веру». 262 Василий Киликиец (VI в.) – христианский богослов и историк, написавший не сохранившуюся до нашего времени «Церковную историю» (описывающую события от середины IV в. до 540 г.). 263 Вероятно, ошибка переписчика и ниже следующий фрагмент заимствован не из пятой, а из первой книги «Церковной истории».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Chtec/t...

4.8. Выводы из идеи обожения по отношению к природе Сына Божия и Духа Святого Тварь, возникшая из несущего, обязана своим бытием Истинно-Сущему Богу. Искупление, дарующее свойства Божественной природы спасаемым, может быть совершено только Божественным Существом. Поэтому и Творцом мира и Искупителем людей может быть только Бог . Обожение не может быгь совершено тварным существом потому, что: 4 .8.1. Тварь подверженная тлению не может сообщать бытие чему-либо другому, ибо сама испытывает в нем недостаток; 4 .8.2. Тварь подвержена изменению. Если бы Христос был тварью, то Он как изменяемый и усовершенствующийся не мог бы сообщить людям абсолютной истины; 4 .8.3. Если искупление состоит в обожении, то оно могло быть совершено только Богом, а не тварным существом; 4 .8.4. Обожение верующих совершается силою Духа Святого, поэтому, «если Дух творит Богом, то нет сомнения, что естество его есть естество Божие». Этими основаниями руководствовался Св. Афанасий Великий , отдавший всю свою жизнь защите правого учения о Божестве Сына Божия и Духа Святого. 5. СВЯТОЙ КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ Св. Кирилл родился около 315 года. Первые годы жизни он провел в Иерусалиме, где занимался изучением Священного Писания, церковной литературы, знакомился так же со светскими науками. Около 345 года Иерусалимским епископом Максимом он был посвящен в сан пресвитера, а в 348 году обратился с катихизическими беседами к новокрещенным. После смерти епископа Максима он занял Иерусалимскую кафедру; это событие относят к 350–351 гг. в то время церковь волновала арианская смута. В катихизических беседах Св. Кирилл опровергает арианское учение, но по отношению к арианам проявляет себя сдержанно, не упоминая имени Ария. Этим он, однако, не избежал жестких нападок со стороны ариан. Поводом к столкновению с ними послужило стремление Акакия, епископа Кесарийского подчинить себе Иерусалимскую епископию, которой первым вселенским собором было предоставлено право на независимость, которую и отстаивал Св. Кирилл. К борьбе за епископию присоединилась также вражда Ариан против Кирилла, как защитника православного никейского учения. Следуя своей обычной практике, ариане выдвинули ряд обвинений и между прочим приписали ему продажу церковных одежд с корыстною целью. Акакий Кесарийский потребовал Кирилла к себе на суд и когда тот не явился, силою изгнал его в 357 г. из Иерусалима. Св. Кирилл удалился в Таре, где его приняли с полным уважением. После того, как Селевкийский собор признал его низложение не действительным, Кирилл возвратился в Иерусалим, но пробыл здесь недолго и был отправлен в ссылку.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

4 . Авксентия (Пастраса), епископа Гардикийского; 5 . Геронтия (Мариолиса), епископа Пирейского и Саламинского 319 . Новые архиерейские хиротонии создали необходимые условия для реформирования системы управления «флоринитской» юрисдикции. В результате произошедших преобразований Церковный совет был заменён «флоринитским» синодом церкви ИПХ Греции. Спустя немногим более полгода после описанных событий скончался епископ Кикладский Парфений (Скурлис), один из старейших иерархов «флоринитского» синода 320 . Реагируя на новые архиерейские хиротонии в «флоринитской» группировке греческого старостильного раскола, руководство Элладской Православной Церкви опубликовало особое извещение к иерархии от 18/31 января 1963 года, в котором эти рукоположения были охарактеризованы как имеющие спорную и сомнительную каноничность. После этого последовало обращение к светским властям с просьбой о проведении неотложных мер по прекращению развития на территории Греции альтернативной церковной группировки. Вследствие этого епископ Талантийский Акакий вынужден был на протяжении определённого времени скрываться в старостильнических монастырях. Кроме того была предпринята попытка арестовать архиепископа Леонтия (Филипповича), но по нелепой случайности был арестован заштатный греческий архиерей по имени Леонтий, остановившийся в той же гостинице, что и русский иерарх 321 . Несмотря на все пережитые в Греции перипетии, архиепископ Чилийский Леонтий (Филиппович) не прекратил своей антиканонической деятельности. Совместно с архиепископом Чикагским Серафимом (Ивановым) он совершил поставление протосингела «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции в Америке архимандрита Петра (Астифидиса) во епископа Асторийского. Эта хиротония проходила в Нью-Йорке 16/29 ноября 1962 года 322 . По свидетельству архимандрита Пантелеймона (Метропулоса), архиепископ Леонтий возвёл в Нью-Йорке в иерейское достоинство Акакия (Дускоса), иподиакона архиепископа Монреальского и Канадского Виталия (Устинова) (позднее Первоиерарх РПЦЗ), без ведома последнего. В довершение этой скандальной истории новопоставленный пресвитер, по возвращении в Монреаль, устроил греческий старостильный приход, юрисдикционно независимый от архиепископа Виталия 323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010