Онисифор иконийский, Пергамий антиохийский, в Писидии, Аттик никопольский, в древнем Епире, Мартирий гортинский, Лука диррахийский, Вигилянций ларисский, в Фессалии, Франкион филиппопольский, Василий траянопольский, Трифон хиосский, Феоктист веррийский, в Сирии, Геронтий селевкийский, Евсевий пресвитер, занимающий место Макария лаодикийского, в Сирии, Евсевий дорилейский, Савва палтский, Петр гавалский, Софроний константинский, Патрикий неокесарийский, в Августе евфратской, Мара аназарфский, Ромул халкидский, Евстафий беритский, Леонтий аскалонский, Аниан капитолийский, Зевенн пеллский, Иоанн тивериадский, Антиох архелайский 64 , Вирилл аильский, Арефа елусский, Мусоний зоарский 65 , Руфин вивлский, Панкратий ливиадский, Зосим миноидский, Натира газский, Полихроний антипатридский, Иоанн гадарский, Павел анфидонский, Фотин лиддский, Ираклий азотский, Маркиан геррский 66 , Стефан иамнийский, Епиктет диоклитианопольский, Роман евдоксиопольский, Феодор клавдиопольский, в Исаврии, Юлиан келендеритский, Тиранн германикопольский, Иоанн диокесарийский, Акакий антиохийский, Епифаний кестрийский, Элиан селинунтский, Аммоний иотапский, Мегал 67 филадельфийский, Марк арефузский, Тимофей валанейский, Евсевий селевковильский, Евтихиан епифанийский, Павел мариамнский, Лампадий рафанэйский, Александр севастийский, Филипп аданский, Ипатий зефирийский, Феодор августский, Хризипп маллский, Юлиан росский, Полихроний епифанийский, Иоанн флавиадский, Индим гермопольский 68 , Софроний хорепископ, занимающий место Вассиана, епископа мопсуестского, Прокл адрапский, Евлогий филадельфийский, в Аравии, Феодосий канофский, Ормизда филиппопольский, Дамиан сидонский, Феодор трипольский, Олимпий панейский, Павел птолемаидский, Павел арадский, Фома порфирионский, Босфорий орфосиадский, Порфирий архидиакон, занимающий место Урания, епископа емесского, Иосиф илиопольский, в Финикии, Иордан авильский, Валерий лаодикийский, в Финикии, Фома еворейский, в Финикии, Феодорит киррский, Руфин самосатский, Иоанн германикийский,

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

12. Hom. 4, р. 48) и беседующий с теми, с которыми он уже очень много беседовал. «Вы слышали, как упрекал евреев, желавших учиться всегда одному и тому же. Опасаюсь, не прилично ли сказать и вам тоже самое, т.е., что вы по времени должны бы быть учителями, а не занимать место учеников». Hom. 9, р. 92, сл. Hom. 23, р. 218. Схоластик Муциан, – друг Кассиодора, переводил сии беседы на лат. язык (Cassiod. de Instiot с. 8); а тот же Антиохийский пресвитер Константин, который записывал беседы со слов Златоуста, часть их переводил на арабский язык. Maii Collect, auct vet. Т. 5, cod. Arab. Vatic. 42, p. 79). 1085 «Когда перехожу я к сей части истории, говорит Феодорит, не знаю, чтó чувствую; ибо когда хочу повествовать об оскорблениях, нанесенных ему (Златоусту), то все добродетели оскорбителей покрывают лице мое стыдом». Н. Е. 5, 34. Точно также говорил св. Исидор Пелусиот : «ты требуешь от меня, чтобы предоставил я тебе трагедию божественного мужа Иоанна. Сомневаюсь, могу ли это сделать: дело побеждает мой ум». Lib. 4. Epist. 452, ad. Simmahum. 1087 Созомен там же. Каков был Акакий, показывает следующее: не быв принят в столице так, как ему хотелось, он сказал: «вот я ему (Златоусту) приготовлю дружеский горшок». Палладий. 1089 В образец можно представить следующие обвинительные пункты: «Принимает язычников, от которых терпели христиане». «Бранит клириков». «На епископском месте одевается и раздевается, и ест пастилу». «Вопреки правилам приобщает вкусивших пищу». Дело было только в том, что Златоуст приказал по приобщении закусывать и запивать, а в Антиохии приглашал слушать проповедь и после трапезы. О приобщении же Златоуст писал: «если я это делал: пусть имя мое изгладится из книги епископов и не впишется в книгу верных». Ep. ad. Cyriacum. Т. 7. р. 169. К тому же разряду: «входя в церковь и выходя из нее не молится». «В церкви так о себе говорит: я в восторге, в исступлении», (см. зам. 119) «Ест один и не знает гостеприимства». И вместе: «Дарит поставляемых им епископов» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А Господь даже Иуде говорит «иди делай, что должен». Иоанн настолько доверял Богочеловеку Христу, что он не стал действовать, хотя видел, что учитель не действует, хотя и знал о предательстве Иуды. Иоанн в доверии к Богу, в открытости души к Нему жил. Именно ему можно было дать откровение о последних временах мира. Именно он написал Божиим вдохновением Апокалипсис. Его называют любимым учеником. Среди святых писателей есть те, кто нам ближе. Среди святых есть люди, на поступки и характер которых наше сердце откликается и узнает тех, с кем мы бы постарались подружиться, если бы жили с ними в одно время. Это могли быть малоизвестные древние святые или великие святые. Например, святитель Николай почитается даже мусульманами, даже атеистами. Каждому есть святой по сердцу и хочется ему молиться, и чтобы икона его бала дома. Есть святые, которые поражают. Один из самых любимых моих святых Акакий Милетинский. Никому, наверное, имя ничего не говорит. Милет - это город-порт Эфеса, знаменитый тем, что туда апостол Павел, отправляясь в Иерусалим, где его арестуют, призвал пресвитеров Эфесской Церкви беседовал с ними. Это изложено в книге Деяний апостолов. Это Греция. Земли мало - все каменистое. Если дождя нет - неурожай, дети умирают от голода, выход или умереть от голода, или продаваться в рабство. Закон был довольно жестоким. Нет дождя. Люди приходят к своему владыке. Беда, что делать? Помолись! Владыка берет все  необходимое, чашу, хлебы, созывает весь клир своей епархии. Всех, кто просил его молиться, всех чад. Идет в поле. Ставит стол, начинает служить Литургию. На проскомидии в чашу вливается вино и немного воды. Это всегда так по уставу. И сейчас так. На Тайной Вечере, показывая на которую, Христос сказал «это кровь Моя», вино разбавляли водой. Так всегда пили. В память о том, что кровь и вода истекли из пробитого ребра Христа, когда сотник пробил Его тело копьем. Подходит Евхаристический канон. А тогда четких молитв благодарения не было, каждый мог хвалить и просить Бога исходя из того, что у него сейчас на сердце.

http://radonezh.ru/2021/08/21/u-nas-mnog...

Он же пишет: «Епископ председательствует на место Бога, пресвитеры занимают место собора Апостолов, и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа» (Пис. муж. Апост. 281 стр.). Блажен. Иероним Стридонский учит: « Церковь , имеющая множество степеней, завершается в конце диаконами, пресвитерами и епископами» (ч. IV, стр. 86). Св. Климент Александрийский пишет: «Существующие в Церкви степени епископов, пресвитеров и диаконов, по моему мнению, суть подобия ангельского чина» («Строматы» кн. 6; гл. 13-я). От самых времен апостольских и до нашего времени ведутся в Христовой Церкви списки епископов, законных преемников св. Апостолов. Вот общий список преемников св. Апостолов в церкви Греческой и от нее принявшей христианство церкви Русской. Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви I. Константинопольские епископы по порядку Время вступления Андрей Первозванный, апостол Стахий, из учен. Христовых (окт. 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион (Седекия) Диомен (Диоген) Елевферий Феликс (св. апр. 15) Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I (из Кириллиан) Кистин (Кастин или Константин) Тит (июня 4), (Трат) Тарат Домитиан (Дометий) Димитрий Пров (святой) Митрофан I Александр I (авг.30) Павел I Омологит Евсевий Павел I (во второй раз) Македоний (арианин) Павел I (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел I (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I Богослов Нектарий I, патриарх Константинопольский (окт.11) Иоанн I Златоуст Арсакий Сиссиний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (окт.24) Флавиан Блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей I Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз) Иоанн IV, Постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр I (во второй раз) Петр, еретик Фома II Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Разбойник пошел за священником не ногами, но на коленях, и пробыл у него три года, ползая, как скот четвероногий, на локтях и коленях, не вставая с земли; считая же себя недостойным быть с людьми, он ел и пил со псами; потом со скотом пасся в лесу двенадцать лет, вкушая одну траву: он был совершенно наг телом, поэтому кожа на нем от зноя и холода уподобилась коре финиковой пальмы, при чем он почернел, как уголь. Однажды были пущены в него охотниками три стрелы, как в зверя; и он был убит. Пресвитер, по христианскому обряду, предал его погребению; затем многие стали получать при гробе его исцеление от болезней; чрез несколько же лет, по вскрытии гроба, нашли тело его нетленным, источающим целебное мvpo. Явление креста Господня Однажды явился на Голгофе светозарный крест, простирающийся до горы Елеонской; подобным образом он явится на небе во второе пришествие Сына Божия. 7. Св. мученик Акакий Глас из облака К святому мученику Акакию был глас из облаков: «мужайся, Акакие и крепись». Воины и узники, услышав это, в изумлении сказали: «разве и облака, как люди, говорят?» 8. Св. Евангелист Иоанн Богослов Погребение живым Св. Иоанн Богослов велел себя живым погребсти в крестообразном гробе. Когда же братия открыли гроб, то тела его уже не нашли. Во гробе в день погребения ежегодно образовывался какой-то целебный прах, которым врачевались болезни. Преподобный Арсений Великий Учитель важнее отца Царь Феодосий сказал препод. Арсению: «важнее дело – внушить детям здравый рассудок, нежели быть их отцом; тебе и твоему благоразумию пред Богом вверяю моих детей, чтобы ты начертал им образ премудрости и добродетели, как отец духовный, для того, чтобы они ничуть не повредились юношескими соблазнами; за то несомненно получишь воздаяние от Бога». После этого Феодосий повелел всем называть препод. Арсения отцом царя и детей его. Бог и зло обращает в добро человеку Однажды Арсений чувствительно наказал Аркадия за какой-то детский проступок. Это было по промыслу Божию. Аркадий вздумал за то убить препод. Арсения, и этот узнавши об этом, стал молиться Богу со слезами. «Арсений! беги от человеков и спасешься», отвечал ему голос с неба. Пример смирения

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Царское и патриаршее послания одновременно были отправлены с комитом Гратом в Рим к папе Гормизде, где их получили 20 декабря 518 г., дабы сообщить о восстановлении имени понтифика в диптихах восточных церквей и о прекращении раскола. Первоиерарх и император просили понтифика прислать своих легатов в Константинополь, чтобы те скрепили единство церквей. Конечно, папа с радостью воспринял эту весть, посчитав, что при таких удачных обстоятельствах нужно добиваться полной победы. Но провинциализм и политическая слепота Рима привели к тому, что папа решил, будто весь Восток подпишет его послание, что называется «с закрытыми глазами». Увы, он глубоко заблуждался на этот счёт. Для проформы и в целях соблюдения собственного достоинства, Апостолик созвал в Риме свой собор и, после краткого обсуждения, направил к Юстину пять послов – епископов Германа и Иоанна, пресвитера Блада и диаконов Диоскора (наиболее доверенного своего человека) и Феликса. С ними папа передал послание (Libellus), в котором обязывал всех восточных епископов подписаться под следующими словами: «Следуя во всем Апостольскому престолу и исповедуя все его постановления, я надеюсь заслужить пребывание в том же общении с тобой, которое исповедуется Апостольским престолом, ибо в нём пребывает всецелая и истинная сила христианской религии. Обещаю не поминать в богослужении имён тех, кто был отделён от общения с Кафолической Церковью , и кто, следовательно, не согласен с Апостольским престолом» 9 . Приезд легатов был обставлен пышно: навстречу послам выехали два сановника, а за 10 км от Константинополя к послам вышли Юстиниан, Келер, возвращённый из небытия Виталиан и Помпей, которые при ликовании народа 25 марта 519 г. ввели клириков в столицу. Впрочем, воссоединение церквей состоялось не без «шероховатостей». Папа непременно требовал анафематствования не только Евтихия и Нестория (они давно уже считались на Востоке еретиками), но целой плеяды патриархов: Диоскора, Тимофея Элура, Петра Монга и Петра Кнафея, Акакия, Фравиты, Македония и Евфимия, а также бесчисленного числа епископов, служивших при режиме «Энотикона». Кроме того, папа Гормизда желал подписей под актом всех восточных епископов, что вызвало лёгкий ропот и дневную задержку для уговоров сомневающихся. Но силой императорской власти и это условие было принято. Позднее, уже после отъезда легатов, Юстин, соглашаясь с отлучением Акакия, обращался к папе с просьбой снять анафемы с остальных восточных патриархов и других архиереев, но понтифик твёрдо стоял на своём. Как естественное следствие, фактически Восток пренебрёг папскими требованиями и «не заметил» анафематствования своих архипастырей. Даже несчастный патриарх Акакий в агиографических сочинениях не только не рассматривался как еретик, но и именовался «блаженным» за свою защиту Халкидонского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Акакий, епископ Мелитинский, родился во второй половине IV века в армянском городе Мелитина близ реки Евфрат. Его родители были богобоязненными христианами. Они долго не имели детей и усердно молились о даровании им наследника, которого обещали посвятить Богу. Молитва благочестивых христиан была услышана, и у них родился сын. Научив его правилам христианского благочестия, родители отдали мальчика епископу Мелитины Отрию на служение Церкви Христовой. Святитель Отрий был твердым поборником Православия. Вместе со святителем Григорием Богословом и другими отцами Церкви он в 381 году на Втором Вселенском Соборе в Константинополе обличил ересь Македония. Под мудрым руководством святителя Отрия преподобный Акакий утверждался в Православной вере, изучал Священное Писание, совершенствовался в добродетелях. Сначала он был поставлен в Церкви чтецом, после рукоположен епископом Отрием во диакона и затем в сан пресвитера. Со временем святой Акакий стал наставником не только юношей, но и взрослых. Он обучал их Священному Писанию , наставлял в истинах Православной веры. У преподобного Акакия учился в отрочестве великий светильник Православной Церкви – преподобный Евфимий Великий († 473; память 20 января), уроженец Мелитины. После смерти святителя Отрия преподобный Акакий, добродетельная жизнь которого была уже всем известна, был единодушно избран епископом Мелитины. Святитель Акакий мудро управлял вверенной ему паствой, отличался добротой и милосердием. Свой дом он превратил в больницу и убежище для нищих и убогих. Святитель часто посещал эту больницу, снабжал больных всем необходимым и сам прислуживал им. Господь наделил Своего угодника даром чудотворений. По молитвам святителя в год засухи пошел дождь и земля дала обильный урожай, а во время наводнения разлившаяся река вернулась в границы, указанные ей святым. Однажды во время богослужения в селении Самурия святитель Акакий произносил проповедь. Его слова заглушались громким криком ласточек, свивших себе гнезда под сводами храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

в) Когда на константинопольскую кафедру взошел Акакий, то невозможно было ожидать, чтобы он был приверженцем Халкидонского собора — чистой крови. Прошлое Акакия сомнительно. Он, еще будучи пресвитером, поддерживал сношения с монофиситами, и дело доходило до того, что грозили даже сломать скамью, на которой он сидел при богослужении, если он не прекратить своих сношений с еретиками. Возведение его было благоприятно для врагов церкви, и они были правы. Акакий был не прочь пойти на мировую. Недаром монофиситы считали его своим. Однако, когда Василиск в 476 или 477 г. издал на имя Тимофея Элура свое γκκλιον: « " Οπσους μν υπρ ορθς», которым отменял «решительно все, сделанное в Халкидоне» (παν το γενμενον), предавал анафеме и под страшными угрозами запрещал учить согласно с томосом Льва и халкидонским вероопределением или даже только упоминать об этих двух памятниках, из-за которых произошла такая смута и нестроения во святых Божиих церквах, — то патриарх константинопольский Акакий не только не принял этого окружного предписания, но в союзе с Даниилом столпником и другим ревнителями стал на защиту Халкидонского собора, одел черными тканями престолы в церквах, и произвел такое впечатление на умы, что в Константинополе поднялось волнение, стоившее Василиску престола. Напрасно этот узурпатор думал поправить свой ложный шаг изданием ντεγκκλιον’а: «Τν νωθεν και ξ αρχς». Было уже поздно. Тем не менее содержание этого «противоокружного предписания» весьма характеристично: значение томоса Льва и халкидонского вероопределения восстановляется несколько глухо (император объявляет, что древняя апостольская православная вера имеет оставаться нерушимо и во всей силе, все распоряжения императора относительно веры в γκκλιον или других документах отменяются), авторитет Халкидонского собора — яснее (Несторию и Евтихию — анафема, и другому собору по вопросу об этих ересях не бывать), a значение 28 правила — уже совсем explicite («благоговейнейшему и святейшему патриарху и архиепископу Акакию возвращаются епархии, в которых престол царствующего града имеет право хиротонии»). Это показывает, какою стороною рассчитывал Василиск подействовать на Акакия. В свою очередь Акакий едва ли сам не был составителем «соединительного послания» (νωτικν) Зинона (482 г.) к епископам египетским: «Αρχν και σστασιν», которое о Халкидонском соборе только умалчивало, но отнюдь его не отменяло. И Акакий, поддерживая «энотикон», зорко следил, чтобы и Петр Монг александрийский ничего не затевал против Халкидонского собора. Спор о догматическом авторитете четвертого вселенского собора и отношение к православию и к монофиситству императоров до Юстина I.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

в) Когда на константинопольскую кафедру взошел Акакий, то невозможно было ожидать, чтобы он был приверженцем Халкидонского собора – чистой крови. Прошлое Акакия сомнительно. Он, еще будучи пресвитером, поддерживал сношения с монофиситами, и дело доходило до того, что грозили даже сломать скамью, на которой он сидел при богослужении, если он не прекратит своих сношений с еретиками. Возведение его было благоприятно для врагов церкви, и они были правы. Акакий был не прочь пойти на мировую. Недаром монофиситы считали его своим. Однако, когда Василиск в 476 или 477 г. издал на имя Тимофея Элура свое εγκκλιον: «πσους μεν υπερ ορθς», которым отменял «решительно все, сделанное в Халкидоне» (παν το γενμενον), предавал анафеме и под страшными угрозами запрещал учить согласно с томосом Льва и халкидонским вероопределением или даже только упоминать об этих двух памятниках, из-за которых произошла такая смута и нестроения во святых Божиих церквах, – то патриарх константинопольский Акакий не только не принял этого окружного предписания, но в союзе с Даниилом столпником и другим ревнителями стал на защиту Халкидонского собора, одел черными тканями престолы в церквах, и произвел такое впечатление на умы, что в Константинополе поднялось волнение, стоившее Василиску престола. Напрасно этот узурпатор думал поправить свой ложный шаг изданием ντεγκκλιον’а: «Τν νωθεν κα εξ ρχς». Было уже поздно. Тем не менее содержание этого «противоокружного предписания» весьма характеристично: значение томоса Льва и халкидонского вероопределения восстановляется несколько глухо (император объявляет, что древняя апостольская православная вера имеет оставаться нерушимо и во всей силе, все распоряжения императора относительно веры в εγκκλιον или других документах отменяются), авторитет Халкидонского собора – яснее (Несторию и Евтихию – анафема, и другому собору по вопросу об этих ересях не бывать), а значение 28 правила – уже совсем explicite («благоговейнейшему и святейшему патриарху и архиепископу Акакию возвращаются епархии, в которых престол царствующего града имеет право хиротонии»). Это показывает, какой стороной рассчитывал Василиск подействовать на Акакия. В свою очередь Акакий едва ли сам не был составителем «соединительного послания» (ενωτικον) Зинона (482 г.) к епископам египетским: «ρχν κα σστασιν», которое о Халкидонском соборе только умалчивало, но отнюдь его не отменяло. И Акакий, поддерживая «энотикон», зорко следил, чтобы и Петр Монг александрийский ничего не затевал против Халкидонского собора. Спор о догматическом авторитете четвертого вселенского собора и отношение к православию и к монофиситству императоров до Юстина I

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Преподобный Акакий, епископ верейский, живший в конце 4-го и первой половине 5-го века, был великий подвижник и славный деятель на поприще служения христианской Церкви. 12 Подвижничеству учился Акакий у преп. Астерия в лавре Гиндарской, в которую поступил еще в молодости. На первых уже порах он столько преуспел в подвигах воздержания, молитвы, терпения, что сравнился с самыми строгими подвижниками лавры, давно уже несшими благое иго Христово. Посещая нередко, вместе с Астерием, месопотамского подвижника Иулиана, Акакий от этого подвижника усвоил себе многие прекрасные качества: ревность о благе Св. Церкви, снисходительность к немощам ближних, простоту в обращении, благоразумие и рассудительность в делах. Природный здравый ум его, просвященный чтением и изучением слова Божия, еще более был возвышен и укреплен благодатию Христовою. Акакий владел даром слова и необыкновенною силою убедительности. Неудивительно поэтому, если он сделался скоро известен и за пределами своей обители, и на него уже в это время православные обращали взоры, особенно в бедственные для Церкви дни. Так в жестокое гонение преданного арианской ереси императора Валента, в Антиохии господствовали еретики и всеми силами склоняли на свою сторону православных, отнимали у них храмы и не позволяли им собираться в городе для богослужения; был тогда изгнан и сослан в заточение и предстоятель Антиохийской Церкви Мелетий и враги распространили в народе слух, что и великий отшельник Иулиан с ними единомыслен. В это бедственное время пресвитеры Антиохийской Церкви Флавиан и Диодор, единственные защитники православных, обратились в Гиндар к преп. Акакию и убедили его идти вместе с учителем его Астерием к Иулиану, этому общему светилу Церкви, защитнику евангельского учения, просить его оставить жизнь пустынную и прийти на помощь к тысячам православных, погибающих от обольщения, и росою своего пришествия потушить арианское пламя. Поспешил в отдаленную пустыню Акакий, сопровождаемый Астерием, и силою своего слова убедил великого отшельника прибыть в Антиохию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010