Предстоятели Русской Церкви «Повесть временных лет» сообщает немало сведений о распоряжениях и делах Ярослава Мудрого, относящихся к Церкви, но содержит лишь самые скудные сведения о первоиерархах той эпохи. Даже их имена известны нам из источников не в полноте, или, точнее сказать, список наших первых митрополитов, начиная от святого Михаила до Феопемпта с принятыми в традиции датами их первосвятительского служения, можно считать условным, потому что он основан в основном на источниках позднейшей эпохи. Так, по словам митрополита Московского Макария (Булгакова), «…о Михаиле как первом Киевском митрополите упоминает церковный устав Владимиров в списке XIII в.; о митрополите Леонтии свидетельствуют его собственное сочинение, а также церковный устав Владимиров в списке XIII в.; наконец, о митрополите Иоанне ясно говорят под 1020 г. сам преподобный Нестор в житии Бориса и Глеба и другой, более древний, сочинитель такого же жития святых мучеников – мних Иаков» . Когда на великокняжеский престол вступил Ярослав Мудрый, первосвятительский престол занимал Иоанн, поставленный на него, предположительно, в 1008 году. Ввиду скудости документальных сведений о деятельности первых русских митрополитов, в историографии представлены разные концепции относительно статуса Русской Церкви в первые полвека ее истории. Так, академик Е. Е. Голубинский, смело проводя параллель между основными положениями международного права и теми нормами, которыми руководствуются поместные Церкви в своих взаимоотношениях, писал: «Частная Церковь Греческая имела совершенно такое же право подчинить себе частную Церковь Русскую, какое право имело бы государство Греческое подчинить себе государство Русское, то есть не имела права ни малейшего и вовсе никакого» . И противоправная, с точки зрения Е. Е. Голубинского, зависимость Русской Церкви от Греческой – от Константинопольского престола – явление более позднее, а прежде Русская Церковь была независима, автокефальна: «Русская Церковь первоначально получила было самостоятельность, или независимость» .

http://pravoslavie.ru/158342.html

Свидетельства источников, по нашему мнению, позволяют говорить не о единичных фактах, а о тесных политических и культурных связях Руси и Венгрии в XI b. Эти связи находили выражение прежде всего в установлении дипломатических контактов и частых династических браках представителей венгерского королевского дома Арпадов и русской княжеской фамилии. Повесть временных лет под 996 г. сохранила сообщение о том, что киевский великий князь Владимир «бе живя с князи околними миром, с Болеславом Лядьскым, и съ Стефаном Угрьскым, и с Андрихом Чешьскым. И бе мир межю ими и любы» 1492 . Никоновская летопись говорит о дипломатических связях между Русью и Венгрией в самом начале XI b.: в 1000 г. на Русь «приидоша послы от... королей Чежьских и Угорских» 1493 . Иллюстрированная хроника свидетельствует о женитьбе венгерского герцога Ласло, по прозвищу Сар (двоюродный брат короля Uшmbaha I, ум. до 1031 г.), на русской княжне 1494 . Их сыновья 1495 герцоги Андрей (будущий король Ahдpeй I) u Лebehme, спасаясь от интриг королевы Гизеллы, бежали в Польшу, откуда перебрались в Киев. На Руси венгерские герцоги находились с 1034 по 1046 г. Здесь Андрей женился на дочери Ярослава Мудрого Анастасии 1496 . С именем этой венгерской королевы исследователи обычно связывают основание двух православных монастырей, первыми обитателями которых могли быть выходцы из русских земель. Один монастырь находился около города Вышгорода, другой – в Тормове (комитат Бихар). В последнем нашли убежище монахи чешского Сазавского монастыря, изгнанные оттуда в 1055 г. за принадлежность к православию 1497 . На венгерской герцогине был женат тмутараканский князь Ростислав Владимирович, внук Ярослава Мудрого. После смерти мужа (1065 г.) великий князь Изяслав разрешил ей возвратиться на родину 1498 . Русский князь Ярослав Святополкович был женат на дочери короля Лacлo I «Святого» 1499 . Повесть временных лет сообщает под 1097 г., что Ярослав Святополкович отправил к венгерскому королю Кальману посольство, которое просило оказать Ярославу помощь в борьбе против князя Володаря Ростиславича 1500 . В 1072 г. король Гeзa I направил на Русь посольство во главе со своим братом Ласло (будущий король Лacлo I «Святой») «просить помощи своих друзей» для борьбы против претендента на королевский престол Шаламона. Миссия будущего короля окончилась неудачей, и он возвратился на родину ни с чем. Рассказ об этом сохранился в Иллюстрированной хронике 1501 . Таковы факты, вполне определенно зафиксированные источниками. Заслуживают внимания также предположения венгерских историков о браке венгерской герцогини и Святослава Владимировича 1502 , который на пути в Венгрию («бежащю ему в Угры») 1503 был убит Святополком в 1015 г., а также о женитьбе венгерского князя Михаила (дядя короля Uшmbaha I «Святого») на русской княжне в конце Х в. Основанием для последнего предположения служат славянские православные имена сыновей Михаила – Васой (Василий) и Ласло (Владислав) 1504 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Елизавета Федоровна принимает непростое решение принять Православие, против чего был настроен ее отец Великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг. Это событие, столь значимое для царствующей семьи, состоялось в Лазареву субботу 1891 года. Огромные труды положили преподобномученица Елизавета и великий князь Сергей Александрович в организацию празднования 500-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Они были инициаторами крестного хода из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. Елизавета Федоровна в 1905 году, почти сразу после трагической гибели супруга, приняла на себя бразды правления Императорским Православным Палестинским обществом и несла эти труды до 1917 года. Благодаря ее трудам мы имеем прекрасное паломническое подворье в Бари у мощей святителя Николая, построенное архитектором Щусевым по ее заказу. После смерти великого князя Сергея Александровича Елизавета Федоровна посвятила свою жизнь Господу Богу и ближнему. Мы должны следовать вслед за ней христианским принципам, которые нам преподала преподобномученица Елизавета Федоровна. На конференции также выступили директор Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества (ЕСПО) к. ист. н. Ритта Борисовна Бутова с докладом «Благотворительные комитеты императрицы Марии Александровны: зов сердца или политика?» и пресс-секретарь ЕСПО Людмила Владимировна Шумская с докладом «Община Святой Евгении: соединение традиций просвещения и благотворительности». Методист Московской педагогической академии Никита Евгеньевич Денисюк осветил тему «Жизнь святой благоверной и преподобной княгини Анны Новгородской, как пример деятельного служения Отечеству и духовного подвига». Благоверная княгиня Анна Новгородская (до пострига на Руси ее звали Ириной, что значит «мир», Анна – значит «благодать») была старшей дочерью первого православного короля Швеции, мудрого и деятельного, благодаря которому около 1008 года вся его дружина приняла крещение. В продолжение своего царствования он был ревнителем веры. Мать Анны была дочерью представителя славянского племени, поэтому Анна могла с детства знать славянский язык. Вышла замуж за Ярослава Мудрого. При добром воспитании она могла принимать благоразумные решения, примирять других. Из жития видим, что она не делала различия между своими и чужими.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/01/27/sv...

Сердце мудрого по правую сторону, а сердце глупого по левую . Справа – правда и благочестие, пусть спасения, слева – ложь и беззаконие, путь погибели. Так устроены мудрость и глупость – одна избирает первое, а другая – второе. «Затем прислали греки к Владимиру философа», – сообщает «Повесть временных лет» прп. Нестора Летописца . После своего слова князю «философ показал Владимиру занавес, на котором было написано судилище Господне, направо указал ему на праведных, в веселии идущих в рай, а налево – грешников, идущих на мучения. Владимир же, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева». Философ же сказал: «Если хочешь с праведными справа стать, то крестись» Повесть временных лет]. Сердце мудрого на правую сторону. Через девятьсот лет другой Владимир увидел другой рай, рай Карла Маркса, утопию коммунизма. И выбор был другой. И раскрестилась Русь, расхристанная пошла налево. Малая глупость перевесила мудрость и почёт. Всё покатилось в тартарары, а сердце глупого по левую . Можно ли помочь глупому? По какой бы дороге ни шёл глупый, у него всегда недостаёт смысла, и всякому он выскажет, что он глуп. Всё-таки глупому ничто не поможет, нет дорог, на которых он хотя бы казался умным, ему всегда и везде недостаёт смысла , и он не преминёт всякому высказать, что он глуп . Беда великая – глупость. В оригинале говорится не о нехватке смысла , а о нехватке (леб), то есть сердца. Это далеко не Vernunft (разум, смысл), как в немецких переводах. Зато точно передано в LXX: καρδα=сердце. Вот чего не хватает глупому – не ума, а сердца! Даже при малых умственных способностях человек бывает мудрым, а вот если недостаёт сердца , то и гений глуп. Недостаёт смысла – это проблема сердца, а не ума. И вот такой не забудет всякому высказать, что он глуп , то есть продемонстрировать свою глупость, чтобы всем была видна. Только сам он её не видит. Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки. Бывает, провинится человек, бывает, совершит и большой проступок .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

На стенах мн. древнерус. храмов обнаружены фрагменты кириллической азбуки. Для истории рус. письма исключительный интерес представляет открытая С. А. Высоцким на стене киевского Софийского собора кириллическая азбука XI в. необычного состава - она содержит 27 букв, из к-рых только 4 славянские (б, ж, ш, щ). Высоцкий считал эту азбуку ранним вариантом письменности, использовавшимся в христ. общинах на Руси до христианизации страны. Др. исследователи (Т. А. Иванова) видели в ней ученический и не вполне удачный опыт овладения кириллицей. В. Л. Янин , рассмотрев эту азбуку в контексте азбук на бересте (см. Берестяные грамоты ), назвал ее «азбукой неполного состава». В совокупности с др. азбуками в берестяных и эпиграфических источниках азбука из киевского собора свидетельствует о вариативности кириллической азбуки в ранний период рус. письменности и о приспособлении слав. алфавита к восточнослав. фонетической системе. Достаточно многочисленны древнерус. Г. летописного характера, содержащие известия о важных событиях в жизни города и храма. Сообщения нек-рых Г. находят соответствия в летописях: о смерти 20 февр. 1054 г. св. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого ( Зализняк. К изучению древнерус. надписей. С. 269), о кончине 23 авг. (кон. XI в.) Белгородского еп. св. Луки ( Высоцкий. Древнерус. надписи. С. 45-46), о приезде в 1122 г. «из Грек» в Киев митр. Никиты ( Высоцкий. Средневек. надписи. С. 38-39; уточненное чтение: Зализняк. К изучению древнерус. надписей. С. 271-272), о погребении 14 апр. (1093) кн. Всеволода (Андрея) Ярославича (все перечисленные Г.- в киевском Софийском соборе), о кончине 22 мая (1299) Новгородского архиеп. Климента (ц. Спаса на Нередице, Новгород), о поставлении в 1326 г. на кафедру Новгородского архиеп. св. Моисея (ц. Николы на Липне, Новгород) ( Рождественская. Древнерус. надписи. С. 74, 102). Информация др. Г. уникальна: о заключении мира на Желяни, о покупке кнг. Бояней земли, о посещении собора князьями и членами их семей (киевский Софийский собор, Георгиевский собор Юрьева мон-ря), о начале живописных работ в новгородском Софийском соборе («почяли длати на с(вя)тааго Костантина и Елены»), об организации братчинного пира по случаю завершения строительно-ремонтных работ. Исключительный интерес представляет Г. XI в. в новгородском Софийском соборе, принадлежащее Николе - «пришельцу из Киева-града от своего князя Ярослава»,- к-рый идентифицируется с известным по летописям боярином кн. Ярослава Мудрого Микулой Чудином ( Медынцева. Древнерус. надписи. С. 56-57, 97, 114-124). Возможно, о поставлении Киевского митр. св. Илариона сообщает Г. XI в. в киевском Софийском соборе: «м(е)с(я)ца априля въ 9 д(ь)нь поставлено бы(сть) вл(а)д(ы)ка» ( Высоцкий. Древнерус. надписи. С. 37-38).

http://pravenc.ru/text/166401.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЗЯСЛАВ (ДИМИТРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1024/26 - 3.10.1078, близ Чернигова), киевский кн. (1054-1068, 1069-1073, 1077-1078), 2-й сын киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого от брака с блгв. кнг. Ириной (Ингигерд), дочерью швед. кор. Олава Шётконунга. В крещении И. Я. был назван в честь вмч. Димитрия Солунского . Это подтверждается именованием И. Я. «Димитрием, королем Руси» в сообщении о его визите в нач. 1075 г. к герм. кор. Генриху IV в анналах Ламперта Херсфельдского («Demetrius, rex Ruzenorum») и в адресованном ему послании папы Григория VII («Demetrius, rex Ruscorum») от 17 апр. 1076 г. Кроме того, И. Я. обращается к св. Димитрию в надписи на покрове, подаренном им на раку св. Адальберта -Войтеха в Гнезно. Косвенным свидетельством крещения И. Я. в честь вмч. Димитрия Солунского может служить посвящение святому соборной церкви фамильного мон-ря, основанного И. Я. в Киеве. При жизни отца князь занимал столы во Владимире-Волынском или в Турове, затем, после смерти старшего брата Владимира, вероятно, в Новгороде (1052-1054). В кон. 30-х - 1-й пол. 40-х гг. XI в. женился на Гертруде, сестре польск. кн. Казимира I Восстановителя. И. Я. приписываются известные в 10 экз. свинцовые печати с изображением св. Димитрия на одной стороне и декоративной розетки на другой. Аналогичная печать с изображением на обороте княжеской тамги, возможно, относится ко времени княжения И. Я. в Новгороде. Киевский кн. Изяслав Ярославич. Фрагмент росписи парадных сеней. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. (ГИМ) Киевский кн. Изяслав Ярославич. Фрагмент росписи парадных сеней. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. (ГИМ) По завещанию Ярослава Мудрого в 1054 г. Русь была разделена между его 5 сыновьями, причем И. Я., к тому времени старшему, достались Киев (с Турово-Берестейской волостью) и Новгород. Нововведением завещания Ярослава стало учреждение на Руси сеньората. И. Я. усваивался некоторый объем общегос. прерогатив, главной из к-рых была обязанность служить гарантом политического status quo.

http://pravenc.ru/text/293926.html

Автор показывает, что для западных отцов понятие о Таинстве брака связано с единственностью и нерасторжимостью брака при жизни супругов. Деторождение, хотя и может объявляться некоторыми отцами целью брака, находится на втором плане по сравнению со «связующим союзом» как самоцелью: Августин прямо указывает, что «в нашем браке более ценна святость таинства, чем плодовитость чрева» (и потому нельзя расторгать брак и вступать в новый для деторождения). Как указывает сам докладчик, в основе доклада лежит его статья «Брак и Евхаристия», опубликованная в 2004 г. в ЖМП. Однако в докладе представлен и новый материал, в частности, касающийся древнейших славянских рукописей чина венчания. История чинопоследования венчания излагается в докладе в полемике с известной схемой, предложенной прот. И. Мейендорфом в его книге «Брак в Православии». Докладчик показывает, что до IV в. христиане заключали брак в соответствии с античными обычаями. Отличием их брака было то, что заключался он с согласия епископа, а супруги в ходе семейной жизни регулярно участвовали в Евхаристии. В IV же столетии «Церковь приняла значительную часть традиционного греко-римского обряда бракосочетания за основу чинопоследования церковного брака». Это чинопоследование было отдельным от литургии (а вовсе не совершалось в рамках литургии, как полагал Мейендорф), хотя и «не теряло связь с таинством Евхаристии», т. к. включало причащение Преждеосвященными Дарами. Докладчик специально отмечает, что «общая чаша не имеет ничего общего с Евхаристической Чашей и непосредственно восходит к обряду распития новобрачными первой чаши на брачном пиру». Чинопоследование брака, зафиксированное уже в рукописях кон. VIII в., включает в себя и Причащение, и общую чашу. Что же касается имп. Льва Мудрого, то он «никак не повлиял на ход развития чина венчания»; его законодательные инициативы послужили лишь «постепенному изменению юридической стороны брака», введя обязательную церковную форму заключения брака для свободных людей. Напомним, что в «схеме Мейендорфа» именно с новеллами Льва Мудрого связывается возникновение чина венчания (путем выделения его из литургии).

http://bogoslov.ru/article/253592

Александр же следовал заповеди своего учителя и о неизвестных вещах спрашивал в послании своем: «Знай, учитель преподобный и правитель верный, что я завоевал землю Персидскую и нашел там очень мудрых людей, но они властвуют над государем своим. А я боюсь их из-за своего царства. И приходит мне мысль убить всех, и спрашиваю совета твоего об этом». Он же ответил так: «Александр, хотя и приходит тебе мысль их всех убить и ты можешь это совершить для блага царства, но ты не можешь уничтожить землю их или переменить ветер их и воду их. Лучше царствуй над ними, делая им добро, так как согласная с законом доброта укрепит царство, а жестокость повредит этому. Ибо не есть настоящее приобретение – купить тело человека, и поэтому убегают рабы и рабыни; но настоящее приобретение – купить душу, потому что за ней идет тело. Лучше тебе купить добротой своей свободных и на веки вечные, чем купить невольников за серебро свое и не навечно. Знай, Александр: то, о чем народ сможет говорить, он сможет и совершить. Поэтому постарайся пресечь разговоры, чтобы предупредить поступки». И благодаря наставлению этому обратились персы к повиновению Александру. Сказал Патрикий: «Не оставил я ни одного храма философского, не проверив его, и ни одного фарисея, не поговорив с ним о неизвестных мне вещах. После этого я пришел к храму Солнца, построенному великим Ромасом, а в нем нашел фарисея мудрого и превзошел его мудростью, так что он дал мне читать книги храма этого. И там я нашел книгу ту, написанную золотом. И я приступил к переводу ее с языка греческого на арабский из-за любви к государю своему». Сказал Аристотель: «Посмотрел я письмо этого честного, и любимого, и мудрого царя, Александра справедливого. Господь в милосердии своем пусть направит тебя к истине, да избавит он тебя от греха плотского, благодаря чему ты достигнешь совершенства душевного и телесного. Ты пишешь мне вначале, сожалея очень о разлуке нашей, что нет меня рядом с тобой, и просишь меня тебе написать по порядку, чтобы было во всех делах твоих как бы равновесие и мера, чтобы это было тебе вместо меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Kobenhavn, 1932. Kap. 8). Тем не менее и в это время высшая власть в Новгороде принадлежала Киевскому князю, который управлял Новгородом через назначаемых им должностных лиц — посадников, в их роли могли выступать не только князья и бояре, но и его родственники. Так, после вокняжения в Киеве Владимир Святославич назначил посадником в Новгороде своего дядю по материнской линии Добрыню (НПЛ. C. 128; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 79). Позднее князь отправлял в Новгород своих старших сыновей: сначала Вышеслава, потом, после смерти последнего,— Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. Следов., хотя во 2-й пол. X в. новгородцы могли в каких-то случаях проявлять политическую инициативу, Новгород оставался под властью князей. В летописи сохранились упоминания о даннической зависимости Новгородской земли от Киева еще со времен первых Киевских князей (согласно последнему исследованию, соответствующее известие попало в начальное летописание не позднее XI в.) (НПЛ. C. 107; ПСРЛ. T. 1. Стб. 23–24; см.: Стефанович П. С. Загадочное известие летописи: Древнейшая дань из Новгорода в Киев//НИС. 2011. Вып. 12(22). С. 3–33). Впоследствии дань, которую собирали новгородские князья с подвластной им территории, составляла 3 тыс. гривен, ее отправляли в Киев на содержание войска («гридей»). В кон. X в. состоялось крещение новгородцев, произошло искоренение языческих культов и была учреждена Новгородская епископия, что подтверждают новгородские летописи, вероятно восходящие ко 2-й пол. XI в. (НПЛ. C. 159–160; ПСРЛ. T. 4. Ч. 1. С. 90–91; Т. 42. C. 55). В новгородское княжение Ярослава Владимировича Мудрого делается попытка начать чеканку в Новгороде собственной серебряной монеты (Янин. 2008. С. 35–36). После кончины св. равноап. кн. Владимира Святославича († 15 июля 1015) между его сыновьями началась кровавая междоусобица, в к-рой активное участие принял и Ярослав Владимирович, стремившийся овладеть киевским столом. После получения сообщения о смерти отца он созвал вече «на поле», на к-ром новгородцы, незадолго до того расправившиеся со мн.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

965 ...егоже убиша съ святым Борисом на Алт и главу его отрзаша златыа ради гривны. – Венгр по происхождению, Моисей был братом Георгия, убитого вместе со своим князем Борисом по приказанию Святополка в 1015 году. 966 ...и прииде ко Предслав, сстры Ярославли... – Речь идет об одной из сестер Ярослава Мудрого, которая в 1018 году попала в плен κ польскому королю Болеславу I и была сделана им наложницей. 967 ...и прииде пакы со Болславомъ, и изгна Ярослава, а самъ сдъ въ Киев. – Β 1016 году произошло первое столкновение Ярослава Мудрого со Святополком Окаянным, окончившееся победой Ярослава и бегством Святополка в Польшу. Β 1018 году Святополк при помощи польского короля Болеслава I Храброго (Святополк был женат на его сестре) снова захватил киевский стол. Польские войска, пришедшие с Болеславом и Святополком, были размещены «на покорм» по киевским городам. Против поляков начались народные выступления, и в том же 1018 году Болеслав с остатками своего войска и русскими пленниками вернулся в Польшу. 969 Самсонъ, силою паче вс преспвъ... женою преданъ бысть иноплеменникомъ. – Самсон – сын Маноя из колена Данова, из города Цора, по ветхозаветному преданию, был наделен громадной физичеекой силой, тайна которой заключалась в его длинных волосах. Возлюбленная Самсона филистимлянка Далила остригла у спящего богатыря волосы и выдала его врагам. Самсона ослепили и заковали в цепи. Когда волосы у пленного Самсона выросли, он разрушил храм, под развалинами которого погибли филистимляне. Обстоятельства его жизни и подвиги описаны в Книге Судей (13–16). 970 ...Соломонъ премудрости глубину постигъ, жен повинувся, идоломъ поклонися. – Соломон – сын царя Давида от Вирсавии, преемник его власти в израильско-иудейском царстве, создатель Храма Богу. Обладал огромными познаниями, достиг вершин земной мудрости. Ему приписывается составление следующих библейских книг: Песнь Песней Соломона, Екклезиаст, или Проповедник, Притчи Соломона. С увеличением богатства посредством торговли и дани от подвластных народов в нем проявилась страсть κ роскоши и чувственным удовольствиям, особенно κ вину и женщинам. Β гареме Соломона содержалось до 700 жен и 300 наложниц, которые большею частью были язычницами. Предоставив женам свободу вероисповедания, он позволил устроить капища языческим божествам и сам стал служить Астарте, Хамосу и Молоху. Подробнее см. Вт. 17, 17;З Цар. 4, 20–34 и 11, 1–8.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010