Перестали быть русскими по душе и одежде, некоторые из них сказали: пойдем в народ, будем учить его тому, что мы сами узнали; скажем ему, что нет ни Бога, ни души, ни совести, что властям повиноваться нет надобности. И пошли в народ некоторые из них, называясь учителями, и стали проповедовать свое безумие в народе: ведь только безумный говорит в сердце своем: несть Бог. Стали говорить недоброе о начальстве, лгать на служителей Церкви; стали учить по-своему, не по-Божиему; стали внушать, что властям повиноваться не нужно, пастырей слушать не следует. Началось было большое развращение. Но, слава Богу, Господь не допустил распространения этого зла среди народа. Из народа многие здравомыслящие поняли, что тут делается что-то недоброе, дело ведется не по старым добрым обычаям. И сам Благочестивый Царь увидел, что дурные люди стали употреблять грамоту не на добро, что они недоброе внушают народу, и стараются удалить его от Бога, от Церкви от повиновения власти; и поведено было ставить школы ближе к храму Божию, под покров Церкви; начальное образование вверять представителям Церкви и доверенным от царской власти лицам благонадежным, чтобы дети могли учиться истинно полезному, читать и петь Божественное, любить свою Родину, молиться за Царя и христолюбивое воинство; чтобы дети, под руководством пастырей, ходили в церковь и дома молились Богу. Школы стали открываться и по деревням; и засиял свет Божий среди темных людей, и как бы снова повеяло святой стариной. Вспомнились времена Ярослава Мудрого, когда на Руси впервые явились школы с церковной азбукой, Часословом и Псалтирью. Дай Бог, чтобы и вперед так было; чтобы измена и коварство не нашли себе на Руси места, где бы они могли свить себе гнездо; чтобы священные основы русской жизни – вера Православная, Царь самодержавный и Русь единая, Святая остались навеки непоколебимыми. Добрый русский человек! Храни заветы старины и не забывай мудрого изречения, что той земле не устоять, где начнут уставы ломать, храни неизменную верность Царю, зная, что на небе Бог, а на земле Царь – Божий Помазанник. Соблюдай уставы Церкви-Матери твоей; ибо кому Церковь не мать, тому и Бог не отец, говорит святоотеческая мудрость. Читать далее Источник: Беседы великих русских старцев. О Православной вере, спасении души и различных вопросах духовной жизни. – Москва : Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», 2003. – 1504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

О нем единственном из русских митрополитов, возглавлявших Русскую Церковь при святых князьях Владимире и Ярославе, имеются биографические сведения в отечественных источниках. Дата и место его рождения неизвестны. Судя по тому, что, как это можно с уверенностью предполагать на основании содержания его сочинений, он владел греческим языком, он мог выучить его, как считают некоторые биографы, на Афоне, где принял постриг и затем подвизался там в одном из монастырей или скитов. Он мог получить богословское и риторическое образование и в иных городах или монастырях Ромейской империи. Но это все только гипотезы. При наличии незаурядных способностей хорошее образование можно было получить и в Киевской школе, основанной по воле Крестителя Руси святого Владимира, в которой преподавали ученые мужи ромейского и болгарского происхождения. По предположению Л. Мюллера, Иларион побывал во Франции в составе русского посольства, отправленного туда по случаю браковенчания княжны Анны с королем Генрихом I, и там ознакомился с латинским богослужением . В своей «Похвале князю Владимиру» святитель Иларион употребил выражение «Христос победи…», которое служит литургической формулой в латинском богослужении. На почву документированных биографических фактов мы вступаем на том этапе его жизни, когда он в пресвитерском сане, очевидно, иеромонахом служил в храме при загородной резиденции Ярослава Мудрого в Берестове. Как пишет летописец, «…боголюбивому князю Ярославу любяще Берестовое и церковь ту сущую святых апостол и попы многы набдящю, и в них же бе прозвутерь, именемь Ларион, муж благ, и книжен, и постник, и хожаше с Берестового на Дьнепр, на холм, кде ныне ветхый манастырь Печерьскый, и ту молитвы творяше, бе бо лес ту велик. Иськопа ту печеръку малу, 2-саженю, и приходя с Берестового, отпеваше часы и моляшеся ту Богу втайне. Посем же возложи Бог князю в сердце, и постави его митрополитом святей Софьи, а си печерка тако ста» . Ископанная Иларионом и оставленная им по восшествии на митрополичий престол пещерка несколько лет спустя облюбована была возвратившимся на родину с Афонской горы преподобным Антонием для поселения, и со временем она стала сердцем великой Печерской лавры.

http://pravoslavie.ru/158342.html

Ещё знаю Рюрика, Олега Вещего, Игоря, Святослава Игоревича, Владимира Красное Солнышко, Святополка Окаянного, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Олега " Гориславича " , Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Мстислава Удалого, Мстислава Храброго, Даниила Галицкого, Михаила Черниговского, Александра Невского, Михаила Тверского, Ивана Калиту, Симеона Гордого, Ивана Красного, Димитрия Донского, Василия Первого, Василия Второго, Юрия Звенигородского, Дмитрия Шемяку, Ивана Третьего Великого, Василия Третьего, Елену Глинскую... Вам про кого конкретно рассказать? Не стесняйтесь, спрашивайте. Расскажите как московиты разгромили Тверь - богатый торговый город на Волге. А вот если бы псковичи свою границу открыли ливонцам и полякам. То вот там в Химках, где Ежи, вот там и была бы граница Московского Самодержавного царства, про которое вы пишите. Учитывая разгром Твери , от Пскова до Москвы больше нет ни одной крупной крепости, что тут скажишь " мудрая " политика московский князей. 25. Русский Сталинист Про Шемяку и Василия Косого...в красной бойкой интерпретации,очень интересно узнать,от божественного и бесподобного нерусского сталиниста.Но лучше про Иосифа Длинные руки,Владимира Пятиконечного.Ну,очень! 24. Ответ на 24, учитель: Ещё знаю Рюрика, Олега Вещего, Игоря, Святослава Игоревича, Владимира Красное Солнышко, Святополка Окаянного, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Олега " Гориславича " , Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Мстислава Удалого, Мстислава Храброго, Даниила Галицкого, Михаила Черниговского, Александра Невского, Михаила Тверского, Ивана Калиту, Симеона Гордого, Ивана Красного, Димитрия Донского, Василия Первого, Василия Второго, Юрия Звенигородского, Дмитрия Шемяку, Ивана Третьего Великого, Василия Третьего, Елену Глинскую... Вам про кого конкретно рассказать? Не стесняйтесь, спрашивайте. 23. Русский Сталинист (Апостола Павла послание к ефесянам 6:12 ) " потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. " " яко нсть наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ, и ко властемъ [и] къ мipoдepжumeлeмъ тмы вка сего, къ духовомъ злобы поднебеснымъ. "

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/04/pe...

Близок к исповеди земле обряд прощанья с землею, который совершается пред обыкновенной церковной исповедью. После прощанья с родными старушка, бывшая раскольница (Владим. губ.), кратко просить прощения у красного солнышка, у светлого месяца, частых звезд, зари утренней, ночей темных, дробна дождичка, ветра буйного и, наконец, с особой обстоятельностью у земли: «Возвоплю я к тебе, матушка сыра земля, Сыра земля, моя кормилушка поилица, Возоплю грешная, окаянная, паскудная, неразумная: Что топтали тея походчивы мои ноженьки, Что бросали тея резвы руценьки, Что глазели на тея мои зенки, Что плевала на тея скорлупоньки. Прости, мать питомая, меня грешную, неурядливу Ради Спас Христа, честной Матери, Пресвятой да Богородицы, Да Ильи пророка мудрого».   Если земля растаяла, то крестьянка, стоя на коленях, умывает руки землей; если нет, то снегом, взятым как можно глубже, и не очистив рук от земли, не отерши от воды, она так и идет до самой церкви 1018 . Во время умыванья рук землей или снегом, стоя на коленах, полунаклонившись и кланяясь по разным сторонами (не оборачиваясь), старушка говорите: «Еще раз, моя питомая, Прикоснусь к тее головушкой, Испрошу у тея благословеньица, Благословеньица со прощеньицем: Что рвала я твою грудушку Сохой острою, расплывчатой, Что не катом тея я укатывала, Не урядливым гребнем чесывала,– Рвала грудушку боронушкой тяжелою Со железным зубьем да ржавыем. Прости, матушка питомая, Прости грешную, кормилушка, Ради Спас Христа, Честной Матери, Все святые Богородицы, Да Овласия заступника, Да Ильи пророка мудрого, Да Егорья Победоносчика». 1019   Прощанье с землей пред церковной исповедью есть, очевидно, не что иное, как народная исповедь земле, дополняющая церковную. Земле старушка исповедает только те грехи, которых не спросит священник, грехи против самой земли, – остальные она скажете на-духу. В ея перечне грехов слышится ясный отголосок культа земли: благоговение пред святой матерью-землею, которую человек должен попирать ногами, и священный ужас первого земледельца, которому приходится рвать грудь земли-матери, заставляя ее служить себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Влияние высокой византийской культуры на более молодую культуру Киевской Руси сказалось и в зодчестве. В подражание собору Св. Софии в Константинополе киевские князья стали строить на территории Руси многочисленные Софийские соборы. Первые из них были построены в Киеве и Новгороде, а последний — в Вологде, во время правления Ивана Грозного (XVI в.). Русь переняла у Византии искусство мозаики и фрески. В нач. XI в. на Афоне был основан русский монастырь, ставший центром русско-византийских духовно-религиозных связей и сыгравший заметную роль в дипломатии двух стран. Последний поход на Византию был совершен в 1043 г . сыном великого киевского князя Ярослава Мудрого, новгородским князем Владимиром. Целью этого похода являлось сохранение торговых привилегий русских купцов на территории Византийской империи. Но этот поход оказался неудачным, флот князя Владимира был сожжен «греческим огнем», и отношения Византии и Руси на какое-то время прервались. Но уже в 1047 г. Русь помогает Византийскому императору Константину Мономаху (1042-1055) избавиться от очередного узурпатора и претендента на византийский престол. Русь помогла Константину Мономаху сохранить престол, и в знак благодарности и дальнейшего укрепления русско-византийских отношений, русско-византийского военно-политического союза Константин Мономах выдает свою дочь замуж за другого сына Ярослава Мудрого, князя Всеволода. От этого брака родился будущий великий киевский князь Владимир II, прозванный Владимиром Мономахом в честь своего византийского деда-императора. Культурные, торговые, военно-политические связи Византии и Руси сохраняли вплоть до конца XI в. самый живой характер, несмотря на многочисленные военные препятствия (войны с печенегами, арабами, Хазарским каганатом) и сложности в самой дипломатии Руси и Византии. В 1204 г . Константинополь был захвачен в Четвертом крестовом походе (1202-1204) крестоносцами, а в 1240 г . монголо-татарами был захвачен и сожжен Киев. Эти два события отбросили обе страны друг от друга на огромное временное историческое пространство, и даже память о прежних отношениях постепенно исчезала. Между ними осталась практически одна, но очень существенная связь: духовно-религиозная. Россия обязана Византии своим Православием, которое играло и продолжает играть огромную роль в ее судьбе и в контексте всей мировой истории.

http://sedmitza.ru/lib/text/441064/

Во-вторых, комментатор проводит в своих толкованиях мысль о превосходстве канонов над законами: каноны, по мнению Вальсамона, имеют большую силу, чем законы, потому что каноны, быв определены и утверждены императорами и святыми отцами, принимаются за священное Писание, законы же, принятые или составленные одними только императорами, поэтому самому не будут иметь силы ни свящ. Писания, ни канонов 854 . Однако, несмотря на эту принципиальную точку зрения, Вальсамон в разных местах своего комментария, отдает предпочтение законам перед канонами 855 , тем более на случай отсутствия в канонах каких-либо определений по таким отношениям, которые определены в императорских законах, не допускает никакого сомнения в том, что «в случаях, относительно которых ничего не определено правилами, должно следовать законам и решать подобное на основании подобного», (т. е. подходящие случаи на основании подходящих законов) 856 . В комментировании канонов, составлявших содержание синтагмы, уже ранее истолкованной Занарою, Вальсамон следует этому последнему н нередко буквально воспроизводит толкования Зонары; но нередко также дополняет и исправляет замечания своего предшественника. Главная же особенность и главное преимущество комментария Вальсамона к канонам сравнительно с таковым же комментарием Иоанна Зонары заключается в том, что Вальсамон в широких размерах воспользовался, при истолковании канонов и при указании разностей между современной ему церковной практикой и практикой периода вселенских соборов, императорскими законами и постановлениями патриаршего синода. § 83. Сборники – общие юридические 857 После кодификации Василия Македонянина и Льва Мудрого до самого падения византийской империи официальных или аутентических кодексов не издавалось; зато появилась масса частных сборников, представлявших большее или меньшее уклонение, как в содержании, так и в порядке расположения, от официальных сборников, и большую или меньшую комбинацию одного официального сборника с другим. Частной обработке подвергались еклога Льва и Константина 858 , прохирон и епанагога Василия Македонянина, базилики Льва Мудрого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

И сам Благочестивый Царь увидел, что дурные люди стали употреблять грамоту не на добро, что они не доброе внушают народу, и стараются удалить его от Бога, от Церкви, от повиновения власти; и повелено было ставить школы ближе к храму Божию, под покров Церкви; начальное образование вверять представителям Церкви, и доверенным от царской власти лицам благонадежным, чтобы дети могли учиться истинно полезному, читать и петь божественное, любить свою родину, молиться за Царя и христолюбивое воинство; чтобы дети, под руководством пастырей, ходили в церковь и дома молились Богу. Школы стали открываться и по деревням; и засиял свет Божий среди темных людей, и как бы снова повеяло святой стариной. Вспомнились времена Ярослава Мудрого, когда на Руси впервые явились школы с церковной азбукой, часословом и псалтирью. Дай Бог , чтобы и вперед так было; чтобы измена и коварство не нашли себе на Руси места, где бы они могли свить себе гнездо; чтобы священные основы русской жизни – вера православная, царь самодержавный и Русь единая, святая остались навеки непоколебимыми. Добрый русский человек! Храни заветы старины и не забывай мудрого изречения, что той земле не устоять, где начнут уставы ломать, храни неизменную верность Царю, зная что на небе Бог , а на земле царь – Божий Помазанник. Соблюдай уставы Церкви-Матери твоей; ибо кому Церковь не мать, тому и Бог не отец, говорит святоотеческая мудрость. Голос архипастыря «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» ( Еф.4:1 ) Пастырским долгом нашим считаем предупредить верных сынов Св.Церкви удерживаться от посещения увеселительных зрелищ, назначаемых в навечерие воскресных и праздничных дней, а также во время Св.Четыредесятницы. Это один из тех грехов, за которые посылается на народ от Бога наказание. Это грех против заповеди о почитании субботнего дня, как дня покоя. За этот грех Господь посылает гнев Свой на народ. Так говорил некогда Господь Израилю чрез пророка: «Изолью гнев Мой на них (на сынов Израиля) за то, что они заповедей Моих не соблюдали, субботы Мои нарушали» ( Иез.20:21, 24 ). Чем была суббота для Израиля, как день покоя, тем для христианина воскресный и праздничный день. Они должны быть употребляемы по преимуществу на служение Богу – творением богоугодных дел и вообще на благочестивые занятия. Никто здравомыслящий не назовет посещение театра и вообще домов увеселений делом богоугодным, занятием благочестивым, соответствующим святости дня воскресного или праздничного. Соборные правила постановили в свое время, что подобает просить христианских царей и о сем да воспретят представление позорных игр и в день воскресный и в прочие святые дни христианской веры (Карф.соб. пр.72).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Из слов Отцов можно видеть, насколько была судьбоносной в жизни Израиля роль блаженного Иеремии. Он оказался помилованным. Однако, вчитываясь в слово Божие, мы разумеем историю Израиля и его судьбу в ключе богоизбранности. Мы слышим, как пророк говорит: Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение (Иер 31:3), и, таким образом, заключаем, что причина возвращения народа Божия из плена — вечная любовь Господа к избранному народу. Итак, Бог вершил Свое таинственное дело. Это были методы мудрого Педагога, как именовал Бога Климент Александрийский 63 . Здесь мы видим ласку и нежность, строгие выговоры и телесные наказания. Вавилонский плен был вынужденным педагогическим приемом, после чего — вновь в объятия Отца. Но это и было искренним желанием Иеремии, воплотившимся через семьдесят тяжелых духовно-полезных лет. 3.2.4. Победа Иеремии третья: Яхве обретен Спасителем Молитва не оказалась бесплодной и для самого пророка. Своей дерзновенной молитвой он достиг важнейшего во взаимоотношениях с Яхве: изгнал смертельный ужас, который испытывала его душа при встрече с Богом. О таком состоянии пророка мы находим свидетельство в вопле святого Иеремии к Богу: Не будь страшен для меня (Иер 17:17) 64 . Но почему пророк просит Бога не быть страшным для него, тогда как страх Божий, как известно, является одним из благодатных даров Святого Духа? Ведь сказано же в псалмах Давида: Начало мудрости — страх Господень (Пс 110:10); и от лица мудрого Екклесиаста было выражено: Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл 12:13). Но не о таком страхе взывал Иеремия, а о смертельном ужасе, который оборачивался конечной погибелью. Но как такой ужас мог проникнуть в сердце столь великого праведника, которого Бог освятил еще прежде, нежели тот вышел из утробы? На это легче будет ответить, если обратиться к цели пророческой миссии, на которую он был призван: Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать (Иер 1:10).

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

17. Но слепотствующие при свете и невежды относительно мудрости, по выражению сказавшего так мудрого мужа, тогда как должны бы с двух поводов, то есть из первых и вторых сих слов, ничего темного или загадочного в себе не заключающих, уразуметь истину, а к сему еще имея и древние эти речения, соответствующие тем словам и предметам, нимало не захотели этого, говоря: как Он может дать нам есть плоть Свою ( Ин. 6:52 )? Странные это слова; кто может слушать это ( Ин. 6:60 )? И поскольку они сомкнули глаза свои, и ушами, по написанному, слышали с трудом ( Мф. 13:15 ), и стали уже не скудоумными и способными к исцелению от злобы, но как бы от перемены мыслей решительно безумными и нечестивыми, сказавшими в сердце своем: нет Бога! ( Пс. 13:1 ): то соответственно и справедливо Божия Премудрость сокрыла Себя от них ( Мф. 11:25 ), и оправдана чадами Своими ( Мф. 11:19 ), по предречениям о том. И тогда как Премудрость Божия сокрыла это от мудрых и разумных, по Её изречению (ибо называя себя мудрыми, обезумели, по выражению мудрого: Рим. 1:22 ), то по справедливому своему распределению ( Сир. 1:8–10 ) открыла то кажущимся младенцам, все управляя и разделяя по мере, весу и весовым чашам ( Сир. 40:12 ) правды. Ибо на последней оной трапезе взяв хлеб, сказал ученикам: приимите, ядите; сие есть тело Мое, за вас ломимое, во оставление грехов. Подобно и чашу с вином, говоря: пейте из неё все; это есть кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая, во оставление грехов. Как бы сказал: «придите ешьте Мой хлеб и пейте вино, которое Я растворил для вас». Но упорные иудеи, и открыто так слыша от Христа о хлебе по словоупотреблению, конечно, Премудрости, и снова о плоти и теле, и обетовании жизни, нисколько не вняли сему, как я сказал; а ученики, слыша от Него за трапезою о теле и крови, и что это самое есть то, о котором то есть часто Я говорил иудеям, хотя видели в предлагаемом не плоть и кровь, а именно хлеб и вино, не остались неверующими вовсе, но слово и показание Христово сочли достовернейшим и несомненнейшим собственных своих чувств, так что и последующим за ними предлагается то по тому же примеру (ибо говорит: сие творите в Мое воспоминание – Лк. 22:19 ) и Церковь Его таким образом принимает от Него пищу и питие ( Ин. 6:55 ) даже и доныне, и чрез священное приобщение и принятие их живет и здесь жизнию действительно боговдохновенною, и уповает несомненно чрез них же достигнуть вечной оной и неразрушимой, по неложным Его обетованиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Языческие древности Ростово-Ярославского края в историко-краеведческих трудах А. А. Титова   Левагина Светлана Николаевна , ведущий методист научно-методического отдела Областной юношеской библиотеки им. А. А. Суркова (г. Ярославль) Былинные поленицы «ярославовых времен»   Перова Екатерина Юрьевна , кандидат культурологии, доцент Московского государственного лингвистического университет Методы изучения и сохранения культурного наследия в дореволюционной России   Кривошеева Юлия Александровна , старший преподаватель Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Индустриальное наследие Ярославской области: проблемы сохранения и использования           5 марта   Работа конференции 10.00–14.00   Председатель – Данилова Марина Дмитриевна , главный библиотекарь   5 марта – День памяти святого князя Ярослава Мудрого   Шустров Андрей Григорьевич , доктор культурологии, профессор Ярославской духовной семинарии, проректор по научной работе, заведующий кафедрой богословия и церковной истории Ярославской духовной семинарии Мудрость Мудрого Ярослава   Ваганова Ирина Вениаминовна , кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, главный редактор журнала «Элитный квартал» «С ружьем и лирой. Некрасов». Новый взгляд на поэта. Презентанации книги, вышедшей  к 200-летию  Н. А. Некрасова    Мышковец Ирина Витальевна ,  ведущий научный сотрудник научно-просветительского отдела Литературного музея Максима Богдановича, филиала Государственного музея истории белорусской литературы (г. Минск) Адам Богданович – исследователь творчества Н. А.  Некрасова (по материалам фондов Литературного музея Максима Богдановича)   Горошников Виталий Владимирович , кандидат филологических наук, директор Арт-холдинг «Медиарост» (г. Рыбинск) «Ярославская словесность»: презентация издания, приуроченного к 200-летию со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова в 2021 году   Аниськович Марина Маратовна , ведущий научный сотрудник Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника (Республика Беларусь)

http://e-vestnik.ru/annonce/yaroslavl_ya...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010