Особо подчеркнуто высокое положение заказчика книги Остромира, представителя одного из самых влиятельных русских родов: его дед Добрыня (былинный Добрыня Никитич) приходился дядей святому князю Владимиру Красное Солнышко и активно участвовал в деле крещения Руси. Писец прославляет новгородского посадника и его супругу Феофану и молит Бога даровать им и их детям и их супругам долгие годы жизни. Феофана, несомненно, тоже была именитой особой: об аристократическом происхождении говорит ее греческое имя. Существует мнение, которое, однако, разделяют не все историки, что она была дочерью великого равноапостольного князя Владимира и византийской принцессы Анны, а значит и родной сестрой первых русских святых – князей Бориса и Глеба, сводной сестрой великого князя Ярослава Мудрого и теткой великого князя Изяслава, доверенным лицом которого был Остромир. Не суждено было новгородскому посаднику долгой жизни. Храбрый и решительный, он вскоре (около 1060 г.) погиб в походе против племени чудь, предводительствуя своей дружиной. Однако имя Остромира навсегда соединилось с заказанной им книгой. Диакон Григорий не называет места, где он переписывал книгу. Предполагают, что это мог быть и Киев, и Новгород. Обе версии имеют своих ученых сторонников. Богатое художественное оформление и великолепная сохранность древнего кодекса говорят о том, что он не предназначался для ежедневного семейного использования. По содержанию и структуре текста Остромирово Евангелие является кратким апракосом, то есть относится к богослужебным книгам. Основная часть текста содержит ежедневные евангельские чтения от Пасхи до Пятидесятницы, а также субботние и воскресные чтения на последующие недели. Вторая часть включает евангельские чтения по месяцеслову, начиная с сентября, а также ряд дополнительных чтений на разные случаи (на освящение церкви, «в победу царю на брани», за болящих и др.). Особый интерес представляет месяцесловная часть кодекса: в ней содержатся памяти святых не только Восточной, но и Западной Церкви. Это дает основание ряду исследователей полагать, что Остромирово Евангелие является, быть может, последним сохранившимся до наших дней литургическим памятником, отразившим единство христианской Церкви. Причину необычного состава месяцеслова видят также в особенностях протографа – той рукописной книги, которая послужила оригиналом при создании Остромирова Евангелия. Немаловажны и широкие династические связи киевского княжеского дома, которые распространялись по всему миру. Ярослава Мудрого не случайно называли «тестем Европы»: из 38 браков Рюриковичей в XI веке восемь случаев приходятся на Германию, два – на Францию, пять – на скандинавские королевства и Англию, семь – на Польшу, шесть – на Венгрию, три брака с половецкими принцессами, один – с византийской принцессой, два – с представителями византийской аристократии. Во многом это объясняет широту культурной ориентации и уникальное сочетание разных традиций при создании книги.

http://pravoslavie.ru/1145.html

Об этой-то встрече с графом Протасовым я и сообщал моему другу Быстрицкому. 1153 28-го ч. писал мне из села Кохмы священник о. Иоанн Сперанский: «Один взгляд на ваше приятное от 25-го февраля послание обрадовал меня в преклонности лет моих не- —68— сказано. И мог ли я не обрадоваться при такой несомненной уверенности, что вы меня всегда помните. Приятно, сладостно жить в памяти тех людей, коих мы любим и почитаем сердечно. Это послание я почитаю сладостным плодом вашего продолжительного знакомства и любви. От столь прекрасного древа не может не происходить прекрасных плодов. Конечно, вы усугубляете в сердце моем усердие и любовь свою. Благодарю вас от всея души за изъявление вашей искренности и благорасположения ко мне. И потому без излишних учтивых выражений спешу ответствовать на это ваше обязательное послание такими же чувствами усердного почитания и искренней любви, какие только могут быть в постоянно-неизменном образе христианского братолюбия. Бог не оставит наградить ваше доброе сердце! За долг поставляю взаимно и вас приветствовать с преполовением уже св. четыредесятницы. И вам да поможет Господь благоуспешно прейти сие благоначатое вами, по образцу Богоугодной жизни во всяком душевном назидании, многотрудное поприще св. поста и радостно сретить светлый день Воскресения Христова, исполненный для добрых подвижников великих духовных благодеяний, в благополучном здравии и благоденственном пребывании. В настоящем поприще служения вашего при возложенной на вас обязанности относительно мироварения, при котором вы назначены быть главным распорядителем, представляя с точки умозрительной все ваши труды и заботы, – желаю и молю Бога, – чтобы ваши достоинства под покровительством мудрого и великого архипастыря, высокопр. Филарета митрополита, более и более возвышались, и затем выбор его содействовал бы к доблестным вашим успехам и отличным действиям в столь великом по служению деле. Одно благословение сего мудрого владыки, кажется, для многих делается загадкой (sic!) к завидному степени отличия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вследствие сего иноки той обители вместе и с игуменом своим немедленно отправились на Святую Гору и поселились в Зографе, где действительно нашли оставивший их лик святого Георгия, написавшийся на новой доске. Произволении святого Победоносца оставить его икону в Зографе Между тем о его явлении на Афоне есть здесь следующий исторический рассказ. В царствование Льва Мудрого , императора Греческого (в 911 году), родные три брата, по имени Моисей, Аарон и Иоанн, родственники Юстиниана Великого , родом из Охриды, в чувстве особенной любви к Богу решились оставить мир, славу и знаменитость рода своего и принять на себя ангельский образ. Чтоб вернее отразить от себя приражения демонских искусов и умертвить страсти собственной плоти, они избрали для того глубокое уединение и водворились в афонской пустыне, именно близ нынешнего Зографа. Вскоре по прибытии своем сюда они устроили небольшую церковь и не знали, кому и в чье имя посвятить ее, потому что каждый из них предлагал такого из святых, к которому имел особенное усердие. В предупреждение несогласия и споров братской любви они наконец решились обратиться с молитвою к Богу и просить, чтоб Он Сам назначил, кому посвятить их небольшую церковь и чью икону написать на приготовленной деке. Вследствие сего все трое они стали однажды на молитву в вечер, каждый в своем затворе, и во время самой их молитвы необычайный свет ярче солнечных лучей разлился от новоустроенного ими храма по соседственным высотам их келлий. В недоумении и страхе они всю ночь пробыли в молитвенном подвиге и утром, сошедшись при храме, с крайним удивлением увидели там на приготовленной деке лик святого великомученика Георгия Победоносца, от которого в ту ночь исходило небесное сияние и освещало их скромную пустыню. Из этого они поняли и уверились, что Господь исполнил их молитву и чудесным образом явил того, которому должна посвятиться их церковь . С тех пор чудеса начали беспрестанно совершаться от великомученической иконы, так что народ во множестве стекался в Зограф на поклонение святому Победоносцу. Между тем слава о них донеслась в Константинополь и огласила ими царственный дом мудрого Льва.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

Все они были королями викингов и контактировали с христианскими государствами. Все это привело к тому, что они на определенном этапе приняли христианство. Они принесли домой именно Восточное христианство, построили церкви, посвященные восточным святым, и привезли с Востока монахов и священников. Святой Олаф провел на Руси несколько лет. Его предшественник, Олаф Трюггвасон, был воспитан в Древней Руси, был лично знаком с равноапостольным Владимиром и рос под его защитой. Здесь же вырос Магнус Добрый, сын святого Олафа. Харальд Хардрааде, сводный брат святого Олафа, провел много лет на Востоке – 7 из них в Константинополе, где он стал главой варяжской гвардии. Два периода своей жизни он провел в Киевской Руси, где впоследствии женился на Елизавете (Элисив), дочери Ярослава Мудрого и святой Анны Новгородской. Сама святая Анна Новгородская (до Крещения Ингигерда) была старшей дочерью шведского короля святого Олафа Шётконунга и супругой святого Ярослава Мудрого. До прихода Реформации в Норвегию православные миссионеры работали в Восточном Финнмарке. Преподобный Трифон Печенгский много сделал для проповеди христианства среди скольтов, коренного населения севера Норвегии. Кстати, святой Трифон построил небольшую часовню, посвященную Георгию Победоносцу, в Нейдене, саамской деревне, которая сегодня находится в пределах норвежских границ и в которой и сейчас проводятся богослужения приезжающими священниками. На службы приходят, немногочисленные сейчас православные саамы. Так что Православие в Норвегии имеет под собой твердую историческую почву. Что касается современной истории Православной Церкви в Норвегии, то она началась с небольшой группы русских, бежавших от большевистской революции. Они поселились в Осло и в 1931-м году основали первый православный приход на территории современной Норвегии. Приход, посвященный Святителю Николаю, принадлежал Архиепископии русских православных приходов в Западной Европе Константинопольского Патриархата и какое-то время был единственным православным приходом в Норвегии.

http://pravoslavie.ru/138967.html

1.47) 32 . В то же время Флавий пишет о деятельности Иоанна Крестителя 33 и казни ап. Иакова (коего ап. Павел именует «братом Господним»; см.: Гал. 1:19 ) 34 , чем весьма важен для истории раннего христианства. Таким образом, ряд нехристианских писателей 1–2 вв. определенно, хотя и малоинформативно, свидетельствуют о Христе. В этой связи М. Кубланов отмечает, что «тезис о «молчании века», единодушном будто бы молчании нехристианских авторов этой поры о начальном христианстве, утратил значение, которое ему придавалось». Отметим также документ из Британского музея, известный как «Письмо Мара бар Серапиона» (позднее 73 г.; самые поздние датировки – 2–3 вв. 35 ). Это письмо сирийского языческого мудреца по имени Мара бар Серапион сыну Серапиону 36 . Автор, находившийся в заключении, ободряет сына в поисках мудрости и указывает, что немилость судьбы падает на тех, кто преследует мудрых людей. Для примера он приводит гибель Сократа, Пифагора и «мудрого Царя», убитого иудеями (т.е. Христа): «Что выиграли афиняне, казнив Сократа? Голод и чума обрушились на них в наказание за их преступление. Что выиграли жители Самоса, предав сожжению Пифагора? В одно мгновение пески покрыли их землю. А что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Бог справедливо отомстил за этих трех мудрых мужей: голод поразил Афины, Митреум в катакомбах под церковью Сан Клементе. Рим море затопило Самос, а евреи, потерпевшие поражение и изгнанные из своей страны, живут в полном рассеянии. Но Сократ не погиб навеки – он продолжал жить в учении Платона. Пифагор не погиб навеки – он продолжал жить в статуе Геры. Не навеки погиб и мудрый Царь: Он продолжал жить в Своем учении». Наиболее выдающимся византийским историком 4 в. был антиохийский грек Аммиан Марцеллин (ок. 330–400) – выразитель взглядов языческой оппозиции, противник гонений христианских императоров на родовитую патрицианскую знать, приверженец Юлиана Отступника и сторонник восстановления язычества 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В своём смущении от такой неожиданности и от сознания высоты предстоящего служения, призванный к сему служению, уповая лишь на благодатную помощь Божию, ободрял себя ещё благодарною к Богу мыслью о том, что начинать это служение он будет под руководством «мудрого первостоятеля церкви Русской» 1429 . – «В твоей долголетней опытности, милостивейший архипастырь мой, взыскавший меня отеческим благовниманием, – обращался к сему последнему новонаречённый, – уповаю найти для себя совет и опору, в твоей неутомимой деятельности – побуждение к своему самоотвержению в трудах, в твоей апостольской ревности по Бозе – пламенное усердие к пользам веры и церкви» 1430 . – Самая хиротония новонаречённого совершена была в освящённом незадолго пред тем величественном Исаакиевском соборе, рукоположением того же митрополита Григория в сослужении собора архиереев, и в числе их ещё с Киева известного рукоположенному архиепископа Херсонского Димитрия 1431 , в присутствии Их Императорских Высочеств: в Бозе почившего Государя Наследника Цесаревича Великого Князя Николая Александровича († 1865), Великого Князя, ныне благополучно царствующего Государя Императора, Александра Александровича и Великих Князей Владимира и Алексия Александровичей. – Не долго однако же пришлось преосвященному Леонтию пользоваться руководством мудрого и опытного архипастыря, митрополита Григория. Июня 17 дня того же 1860 года владыка Григорий скончался. Но семена, брошенные почив- —395— шим владыкой в душу новорукоположенного им епископа – викария, пали на добрую почву и, не смотря на краткость времени, успели уже принести благовременный плод. По смерти митрополита Григория, до прибытия в северную столицу нового архипастыря, преосвященнейшему Леонтию вверено было управление целой С.-Петербургской епархией, и только 11 августа означенного 1860 года он сдал это управление новоназначенному архипастырю, митрополиту Исидору, которого, по прибытии его на епархию, приветствовал прочувствованною речью 1432 . Между прочим, в своё и кратковременное управление С.-Петербургской митрополией, преосвященный Леонтий имел случай быть полезным доживавшему свой век тогдашнему знаменитому архипастырю Московскому, митрополиту Филарету 1433 , которому и вообще был известен с хорошей стороны 1434 и с которым имел случаи видаться и беседовать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако, к счастью для нас, второй большой собор – собор Софии Киевской, построенный уже в великое княжение сына Владимира Красное Солнышко – Ярослава Мудрого, до нас дошел. Его тоже строили и украшали византийский мастера. Поэтому те мозаики и фрески, которые дошли до нас от этого собора, являются общими и для византийской культуры, и для древнерусской. Они как раз показывают истоки современной русской культуры, и древнерусской культуры в частности. Софийский собор, с одной стороны, был явным подражанием Софийскому собору в Византии, а, с другой стороны, своеобразным противопоставлением молодого Русского государства, у которого есть храм, подобный центру Вселенской империи. Главный купол, барабан и алтарь этого собора были украшены мозаиками, а остальные стены собора – фресками. Причем, интересно, что на западной стене было даже изображено все семейство Ярослава Мудрого. Правда, эта фреска не очень хорошо сохранилась. Что касается мозаик, поскольку они сложены из смальты и полированных мраморных камушков разного цвета, в общем-то они живут вечно, если с ними не происходит какого-то насильственного разрушения. Самой главной мозаикой Святой Софии является изображение Христа Вседержителя, находящееся в куполе. По поводу происхождения этого образа надо сказать, что в христианской традиции каноническими считались только те изображения, которые могли адресоваться к какому-то эпизоду в Ветхом или Новом Завете. Образ Вседержителя – Христа Судьи напрямую связан с Новым Заветом, что было особенно важно для христиан. Как Вседержитель и Судья Страшного Суда Христос дважды упоминается в Откровении Иоанна Богослова, или Апокалипсисе. Первый раз говорится: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». (Откр. 1,8). Во второй раз уже от лица Иоанна происходит такая фраза: «…свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4, 8). И еще раз как Вседержитель Христос упоминается во Втором послании к Коринфянам апостола Павла: «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6, 18). Поскольку есть прямая ссылка на моменты текста Нового Завета, этот образ был всегда центральным и в византийском искусстве, и в иконописи Древней Руси.

http://academy.foma.ru/2017/01/20

Дальнейшее развитие «Устав» Владимира получил в «Русской правде» Ярослава Мудрого. В этом законодательном сборнике юридические правила тесно связаны с религиозно-нравственными. Все преступления нравственного характера, а также семейное право передаются церковному суду. Князь, согласно закону, становится главным защитником правды и справедливости в государстве. Одновременно и от него самого требуется пример справедливости и нравственности. Историки указывают на то, что семейное право России опиралось на основные положения этого устава около девяти веков, вплоть до революции 1917 года. Венцом церковно-государственных отношений стало правление внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха . Его «Поучение к детям» свидетельствует, насколько глубоко в сознание образованного русского человека вошли к тому времени основные христианские понятия. Оно проникнуто кротостью, добротой и любовью. Мономах решительно выступает против пролития крови, указывая на единственно надежный путь победы над противником – путь покаяния, слез и милостыни. Он отвергает смертную казнь, о чем и не помышляли в то время на Западе. Он учит не пренебрегать бедными, давать милостыню, никого не обижать, постоянно творить молитву и иметь основой всей жизни страх Божий. К тому времени церковные законы считались непререкаемыми. Церковь воспринималась властью как органическая часть общества, его необходимая опора. Часто духовенство активно противодействовало княжеским междоусобицам, вменяя себе в обязанность содействовать примирению враждовавших сторон. Например, Святослав, младший брат киевского князя Изяслава, прогнал брата из столицы и сам занял великокняжеский стол. После победы он устроил пир, куда был приглашен и преподобный Феодосий. Однако Феодосий не только отказался от трапезы, но и не согласился поминать Святослава в молитвах, пока тот не примирится со своим старшим братом. Церковь во всех спорных делах всегда выступала не как власть имеющая, а как воплощение «кроткой силы Христовой». Поэтому нравственный авторитет Церкви был очень высок. А он, согласно «Русской правде», стоял выше земной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

И вот, мудрый Григорий, убедившись, что все его старания и усилия напрасны, удалился из столицы и, поселившись невдалеке от города, предался наедине обычному безмолвию, беседуя в непрестанных молитвах только с Богом и оплакивая, подобно пророку Иеремии, преслушание народа и совершенную его погибель. А пастырь 61 – увы! – ежедневно наветуя против стада, стал нападать всякий раз сильнее и ожесточеннее на овнов стада, чтобы таким образом иметь совершенный успех в своих замыслах. И чего только он ни придумывал, чего ни измышлял и ночью, и днем, чтобы и этого выдающегося в великом стаде Христовом овна уничтожить вместе с другими многими или даже прежде, чем всех остальных! Но, так как он в своей вражде к Григорию не находил повода к открытому гонению, не мог создать ни малейшего следа тени, которую бы мог бросить на него, то поэтому он в презренном бесстыдстве поднимает брань против благочестия, воздвигает новую, совершенно необычайную войну против Церкви и замышляет уничтожить божественные догматы , и это – увы! – замышляет предстоятель, глава священнослужителей и учителей. Ибо уничтожением догматов он надеялся уничтожить и поборника их, и проповедника, то есть мудрого и славного Григория, и воздвигнуть знаки победы над его богомудрой философией. С этою целью новый богоборец 62 вводит в Церковь вместо ученика – предателя, вместо мудрого апостола – лжеапостола, то есть, вместо Григория – отступника и врага истины (я разумею лжеименного Акиндина 63 ), вначале исподволь, без шума, а потом с открытой, как говорится, головою: с одной стороны, стал и словом, и делом выставлять и возвышать Акиндина, а Григория и его священное сообщество преследовать и гнать (хотя последние отсутствовали), осуждая их без суда, произвольно; с другой – проводил целые дни и ночи вместе с учителем ереси, беседовал с ним и вместе с ним напрягал все свои помышления против благочестия и его поборников, – все это в памяти у всех и записано в книгах. Результатом этих тайных бесед и злых совещаний патриарха с начальником ереси было то, что Григорий, этот сын света и блестящий проповедник, после продолжительного периода всяческих клевет и безосновательных обвинений, так как враги его, будучи сами виновниками и творцами народных бедствий, стараясь со стыда скрыть настоящие, истинные причины этих бедствий, между прочим, домогались осудить Григория, как единственную причину церковной смуты и междоусобной войны, – Григорий, говорю, заключается, наконец, в мрачную темницу, как злодей, чтобы даже и в этом он не отстал от образа честного Иеремии и от подражания ему: подобно тому, как тот древле за защиту божественных изречений и истины был ввержен в смрадный ров, так и этот, и за то же самое осужден в тюрьму. При этом, и Дорофей, наилучший ученик и друг Григория, разделил со своим божественным наставником продолжительное заключение, подобно тому, как и при других испытаниях всегда и во всякое время с удовольствием разделял с ним все прочие скорби и огорчения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

И сам благочестивый царь увидел, что дурные люди стали употреблять грамоту не на добро, что они не доброе внушают народу и стараются удалить его от Бога, от Церкви, от повиновения власти; и повелено было ставить школы ближе к храму Божию, под покров Церкви, начальное образование вверять представителям Церкви и доверенным от царской власти лицам благонадежным, чтобы дети могли учиться истинно полезному, читать и петь божественное, любить свою родину, молиться за царя и христолюбивое воинство, чтобы дети под руководством пастырей ходили в церковь и дома молились Богу. Школы стали открываться и по деревням – и засиял свет Божий среди темных людей, и как бы снова повеяло святой стариной 158 . Вспомнились времена Ярослава Мудрого, когда на Руси впервые явились школы с церковной азбукой, Часословом и Псалтирью. Дай Бог, чтобы и вперед так было, чтобы измена и коварство не нашли себе на Руси места, где бы они могли свить себе гнездо, чтобы священные основы русской жизни – вера православная, царь самодержавный и Русь единая, святая – остались на веки непоколебимыми. Добрый русский человек! Храни заветы старины и не забывай мудрого изречения, что той земле не устоять, где начнут уставы ломать; храни неизменную верность царю, зная, что на небе Бог, а на земле царь – Божий помазанник. Соблюдай уставы Церкви – матери твоей, ибо кому Церковь не мать, тому и Бог не отец, говорит святоотеческая мудрость (священномученик Киприан Карфагенский ) 159 . Беседа при вступлении в сельский храм во время обозрения церквей епархии, с объяснением обычая подносить гостям хлеб-соль Возлюбленные о Господе! Любовь ваша восхотела приветствовать меня по древнему русскому обычаю поднесением хлеба-соли. В этом обычае заключается глубокий смысл. Объясню это. Почему подносится хлеб-соль, а не что другое, например не букет цветов, как это делается ныне в некоторых местах? Хлеб и соль составляют самое необходимое для жизни человека, это – тот насущный хлеб, который нам повелено просить в молитве Господней: Отче наш!.. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Значит, когда гостю подносится хлеб-соль, то этим выражается та мысль, что сретающие гостя приносят ему в дар то, что всего нужнее для жизни. Призвав благословение Божие на поднесенные вами дары, я, со своей стороны, молитвенно желаю вам от Господа, чтобы Он благословил труды рук ваших и умножил хлебы ваши в домах ваших, в житницах ваших и на полях ваших, чтобы вы, имея довольство хлеба и всего необходимого для жизни вашей, обогащались всяким добрым делом ( 2Кор.9:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010