Darmstadt, 1973. S. 110-121). В толкованиях псалмов В. С. не слишком заботится о буквальном изъяснении текста, но основное внимание обращает на его нравственное значение для человека, заключающееся в стремлении «подражать Христу» (Expositio. I 1). Кроме толкований Рабана Мавра В. С. использовал также толкования блж. Августина , Кассиодора и анонимного автора. Толкования В. С. на соборные Послания НЗ, рукопись к-рых находится в б-ке г. Карлсруэ (Cod. Aug. 135), остаются неизданными. В. С. не принадлежит приписывавшееся ему в издании Миня «Expositio in quattuor Evangelia» (Толкование на Четвероевангелие - PL. 114. Col. 861-916) (DTC. T. 15. Col. 3503). Гомилетические 1. «Homilia in initium Evangelii Sancti Matthaei» (Гомилия на начало Евангелия от Матфея - PL. 114. Col. 849-862) представляет собой нарочито аллегорическое толкование родословия Иисуса Христа, опирающееся на подобное толкование Айлерана Мудрого († 665) ( Aileranus. Interpretatio mystica//PL. 80. Col. 327-342). 2. «Sermo de subversione Jerusalem» (Слово о разрушении Иерусалима - PL. 114. Col. 965-974) - проповедь, в к-рой В. С. опирается на описание падения Иерусалима у Иосифа Флавия . 3. «Homilia in festo omnium sanctorum» (Гомилия на праздник Всех святых), в издании Миня приписывавшаяся Беде Достопочтенному (Псевдо-Беде) ( Beda Venerabilis. Homilia LXX//PL. 94. Col. 450-452). Богословские Литургико-богословский трактат «De ecclesiasticarum rerum exordiis et incrementis» (О происхождении и развитии некоторых вещей, относящихся к церковному служению; 840-842 - PL. 114. Col. 919-966) был написан по просьбе еп. Регинберта. В нем в отличие от подобного пространного трактата «Liber officialis» (Книга о церковной службе) Амалара Симфозия († ок. 850) В. С. в краткой форме систематизирует учение церковных Соборов, богословов о церковном служении: происхождении и назначении алтарей (1), храмов (1, 3, 6), их устройстве (6) и освящении (8), о колоколах (5), иконах и фресках (7), молитвах и песнопении (4, 10, 12, 22, 25), часах молитвы (25), молебнах (28), таинствах Евхаристии и Причащения (16, 17, 19, 20, 21), Крещения и конфирмации (26), о литургии (22, 23), богослужебных сосудах и одеждах (24), десятине церковной (27), кроплении св.

http://pravenc.ru/text/153899.html

Эводий. Не отрицаю. Августин. Так. Тот, кто живет благоразумно (рассудительно), разве не выбирает неиспорченность и не решает (понимает, определяет), что ее следует предпочесть испорченности? Эводий. В высшей степени очевидно. Августин. Следовательно, когда он выбирает то, к чему обратился душой, то, что, никто не колеблется, следует предпочесть, разве можно отрицать, что он выбирает мудро? Эводий. Я не стал бы этого отрицать ни в коем случае. Августин. Следовательно, когда он к тому, что выбирает, обращает душу, он несомненно обращает мудро. Эводий. В высшей степени верно. Августин. И то, кто от того, что мудро выбрал и к чему мудро обратился, не отвращается (отклоняется) никакими ужасами и муками, без сомнения, делает мудро. Эводий. Без сомнения, безусловно (определенно). Августин. Итак, в высшей степени очевидно, что все то, что мы называем правилами и светочами добродетелей, имеют отношение к мудрости, так как чем больше каждый пользуется ими для направления жизни и проводит жизнь согласно им, тем он более мудро живет и поступает. Но все то, что делается мудро, нельзя по справедливости сказать, что отделено от мудрости. Эводий. Это вполне так. Августин. Следовательно, как есть верные и неизменные правила чисел, порядок (принцип, направление) и истина которых, сказал ты, неизменно наличествуют для всех вместе (вообще) понимающих ее, так есть и верные и неизменные правила мудрости, о некоторых из них по отдельности, когда тебя спросили, ты только что ответил, что сии верны и очевидны для всех тех, кто в состоянии их видеть, и согласился, что все сообща они наличествуют для созерцания. Глава XI 30. Эводий. Я не могу усомниться в этом. Но мне очень хотелось бы знать, эти два, то есть мудрость и число, объединяются ли неким одним родом, потому что ты упомянул, что даже в Священном Писании они соединены вместе, или одно возникает из другого, либо одно находится в другом, как (словно) например, число из мудрости или в мудрости. Ибо я не дерзнул бы сказать, что мудрость возникает из числа или находится в числе. Действительно, я не знаю, каким образом, поскольку я знал многих счетоводов, или вычислителей, или тех, кого называть следует каким-либо другим именем, которые считают удивительно и превосходно, но очень немногих мудрых, а, может быть, никого, мудрость кажется мне гораздо более достойной уважения, чем число.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/29/h...

Где слово, там должен быть и ученик, в этом его истинная мудрость и истинная простота. Если слову приходится уступить, когда его отвергают, тогда со словом вместе отступит и ученик; если же слово остается в открытой борьбе, пусть остается и ученик. В обоих случаях надо поступать одновременно мудро и просто. Но пусть ученик никогда не идет путем, исходя из «мудрости», не основанной на слове Иисуса. «Духовной мудростью» ему никогда не оправдать пути, не соответствующего слову. Только правда слова даст ему узнать, что мудро. Но никогда не бывает «мудро» отламывать истину крошечными частями — ради какой-либо человеческой перспективы или надежды. Не наша оценка положения, но только истина слова Божьего может показать, что мудро. Быть всегда мудрым — это пребывать в правде Божьей. Единственно здесь и есть обетование на Божью верность и помощь. Для всех времен оказывалось верно, что для ученика быть «мудрейшим» в тот или иной момент означает единственно оставаться со словом Божьим. Посланники получили от слова верные познания о людях. «Остерегайтесь же людей». Не страх перед людьми, не злобное недоверие, а того пуще не человеконенавистничество, однако и не легкомысленную доверчивость, веру в доброту людей, — нет, ученики должны показать верное знание, отношение слова к человеку и человека к слову. Если они здравы в этом, тогда они смогут перенести то, что предсказывает им Иисус: что их путь среди людей станет путем страдания. Но страданиям учеников присуща чудесная сила. Если преступник претерпевает свое наказание в неизвестности, то мученический путь приведет учеников к правителям и царям, «за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками». Весть будет преподана через страдания. Так как существует план Бога и воля Иисуса, то ученикам, когда придет час отвечать перед судами и престолами, будет дана сила для благого исповедания, для бесстрашного свидетельства. Сам Дух Святой будет при них. Это свершится неодолимо. Он даст им «премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам» (Лк 21:15).

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

А мудро говорит человек тем более или менее, чем более или менее оказал он истинных успехов в познании Св. Писания, т.е. не в дном только чтении и затверживании оного на память, но, вместе, в добром разумении и в тщательном изыскании смысла его. Ибо есть люди, кои охотно читают Слово Божие и, вместе, небрегут о нем: читают для того, чтобы удержать его в памяти, но небрегут о том, чтобы понять оно. Гораздо предпочтительнее сих людей те, кои не помнят буквы Писания, но зато сердце оного – дух – ясно созерцают очами собственного сердца. А всех этих людей лучше и достопочтеннее тот, кто в одно и то же время и говорит на память места Писания слово в слово, когда ему заблагорассудится, и понимает оные как следует. 8) Итак, кто не может говорить красноречиво, а между тем должен, сообразно званию своему говорить мудро, тому весьма необходимо содержать в памяти самые слова и выражения Писания. Ибо чем беднее видит он самого себя в отношении к собственным дарованиям, тем нужнее ему обогащаться знанием Слова Божия, дабы то, что он говорит своими словами слабо, подкреплять силою Писания. Таким образом, кажущийся недорослым по своему языку некоторым образом заимеет себе рост от свидетельства мужей великих и будет нравиться доказательствами, когда не может нравиться красотою слова. Далее, кто хочет говорить к народу не только мудро, но и красноречиво (ибо нет сомнения, что соединение того и другого более принесет пользы), тому советую гораздо лучше читать, слушать и подражать ораторам, чем без пользы тратить время с учителями риторики: только надобно смотреть, чтобы те, коих читает или слушает по правдивой молве и в самом деле были в слове своем не только красноречивы, но вместе и мудры. Ибо ораторов красноречивых слушать приятно только, а мудрых – спасительно. По сей причине Писание не говорит «множество красноречивых», но – «множество же премудрых спасение миру» ( Прем.6, 26 ). Как часто бывает нужно принимать врачевства самые горькие, потому что они спасительны, так, другой стороны, всегда должно убегать сладости, когда она гибельна. Но что лучше сладости, когда она в то же время и спасительна, и спасительности, которая вместе и сладка? Ибо в таком случае, чем вожделеннее сладость, тем скорее и легче таком спасительность приносит пользу. У нас есть Церковные писатели, которые не только мудро, но и красноречиво раскрыли в своих творениях Слово Божие; не в писателях таковых недостаток, а времени не достанет перечитать их писания даже и таким людям, кои имеют великое усердие и досуг читать.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Сортировать по Исключить новости Митрополит Тернопольский Сергий: Поддержать Блаженнейшего доброделанием — лучший подарок. Чтобы хотя бы на одного грешника было меньше грехов на его кресте Люди должны задуматься, почему их призывают к молитве. 10 ноября, 2014 Люди должны задуматься, почему их призывают к молитве. Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Онуфрий и митрополит Тернопольский Сергий знакомы более тридцати лет. Их первые братские встречи проходили в Троице-Сергиевой лавре, где Блаженнейший в свое время был благочинным обители. Более близкая дружба зародилась в Почаевской лавре, где владыка Онуфрий был наместником. В интервью «УНИАН-Религии» к 70-летию Блаженнейшего, владыка Сергий рассказал о том, каким знает митрополита Онуфрия и о служении Блаженнейшего в наши дни. Владыка, благословите! Расскажите, пожалуйста, как Вы познакомились с митрополитом Онуфрием, как давно это было? Впервые я увидел владыку, будущего митрополита, в Троице-Сергиевой лавре где-то в начале 80-х годов. Это были мои первые осознанные опыты прикосновения к святыням Лавры, к преподобному Сергию Радонежскому. Я приезжал туда, будучи студентом духовной школы и паломником. Когда я обращался к благочинному отцу Онуфрию, ощущал его неподдельную искренность. Помню, он обязательно подбодрит, скажет что-то доброе, и в этом было утешение. Все-таки я был еще на начальном уровне служения, а он — насельник Лавры. Великой, славной Лавры. Его внимание дарило тепло, чувство братской любви. «ОН ИМЕЕТ ДАР МУДРО СКАЗАТЬ ИЛИ МУДРО ПРЕДОСТЕРЕЧЬ. БЛАЖЕННЕЙШИЙ ВОДИМ СВЯТЫМ ДУХОМ» Владыка, Вы давно знаете Блаженнейшего. Интересен ваш период пребывания в Почаевской лавре. Что сблизило вас? Когда владыка стал наместником Почаевской лавры, я был в ней на послушании. Он руководил братией так, что у нас само собой возникало чувство, которое обязывало исполнять послушания не формально, а по совести. Всегда была возможность подойти к отцу-наместнику, получить его совет. Чувствовалось, что он имеет дар мудро сказать или мудро предостеречь. Каждого человека он воспринимал по-своему. Как наместник он не настаивал, не подчинял себе, но общался с братией так, что человек сам понимал, что именно нужно исполнить. Он прививал  чувство ответственности. Иногда скажет: «Ну брат, ты сам должен знать, что нужно сделать». И это было лучшим уроком, чем приказ.

http://pravmir.ru/mitropolit-ternopolski...

То же самое относится к пророчествам, чудесам, вещим сновидениям, волшбе и пр., ибо никто не поверил бы тому, в чем никогда не содержалась хотя бы доля истины: таким образом, обилие лжечудес вовсе не означает, что истинных чудес нет и быть не может, напротив того, лжечудеса только потому и появились, что на свете всегда существовали чудеса истинные. Подобный метод рассуждения следует применять и в том случае, когда речь идет о вере: люди просто не могли бы напридумывать столько всевозможных лжеверований, когда бы не существовала одна-единственная истинная вера. На возражение, что, мол, и у дикарей существует своя вера, ответим: да, потому что они о многом наслышаны: вспомним хотя бы о всемирном потопе, обрезании, кресте святого Андрея и т. д. 826 . “Я оставил семь тысяч мужей”. Я люблю этих свято поклоняющихся Ему людей, неведомых миру, неведомых даже пророкам. 827 . Вероучение, столь славное своими чудесами – святыми, чистыми, безупречными, – своими учеными и прославленными свидетелями, мучениками, царями (Давид) на троне, высокородными князьями – Исайя, – это вероисповедание, столь славное познаниями во многих науках, совершившее такие чудеса и проявившее такую мудрость, объявляет все это суетой сует и твердит, что нет у него ни мудрости, ни знамений свыше, ничего нет, кроме Креста и безумия. Ибо те самые люди, отмеченные такими знаниями и такой мудростью, что завоевали полное ваше доверие, а затем подтвердили его всем образом своей жизни, неустанно повторяют вам, что ни знамения, ни мудрость не способны изменить нашей человеческой сути и что к познанию Господа и любви к Нему нас ведет лишь благое безумие Креста, не осененное ни мудростью, ни знамениями, меж тем как мудрость вкупе со знамениями, не осененная оной благостью, не приведет никуда. Итак, наше вероисповедание безумно, если иметь в виду причину, его породившую, и мудро, если иметь в виду мудрость, к которой оно готовит. 828 . Наше вероисповедание в равной мере мудро и безумно: оно мудро, потому что никакое другое не сравнится с ним широтой познаний, никакое другое так не укоренено в чудесах, пророчествах и т. д., а безумно, потому что все это не составляет его сути. Всего этого довольно, чтобы осудить не принявших его, но не довольно, чтобы принявшие истинно уверовали: истинной верой одаряет только Крест: ne evacuate sit crux 180 . И потому святой апостол Павел, постигший и премудрость слова, и премудрость знамений, сказал, что пришел не крестить, а благовествовать не в премудрости слова. Но кто приходит только крестить, может сказать о себе, что пришел в премудрости слова и знамений.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mysl...

Но он находился в Сузах, служил у царя придворным виночерпием. «Было перед ним вино. И я взял вино и подал царю, и, казалось, не был печален перед ним» (Неем. 2, 1). Решение пришло не сразу. Между разговором с братьями и разговором с царем прошло четыре месяца. Я уверен, что на протяжении всех этих четырех месяцев Неемия размышлял над услышанным. Это немалый срок— четыре месяца. Он размышляет об этом, молится об этом, ищет решения. Это занимает время. Не всегда мы сможем найти решение сразу. Но если мы ищем, то найдем те возможности, которые будет открывать Господь. Далее мы видим, что он предстал перед царем. И казалось ему, в нем нет печали. Но сердце его было печально, и царь это заметил. Бывает, что поручения, которые мы получаем, приносят печаль в сердце, томление духа. Можно сказать, что это то, что нас возмущает, то, что мы не можем нас. Теперь несколько выводов. Наше отношение влияет на наши действия. И, конечно, действия — на результат. Давайте посмотрим, каким может быть наше отношение, и как по нашим действиям оценить, правильное у нас было отношение или нет. Действовать можно мудро, а можно — глупо. Что же значит — «действовать мудро», когда есть поручение? — Действовать мудро означает искать помощь и учиться. Неемию не смущал тот факт, что он не строитель. Он начал искать помощь, он начал действовать, он продолжал молиться, он хотел учиться. Он хотел взять ответственность за то поручение, которое получил от Господа. И в нашей жизни есть такие поручения, которые нам дают на работе или которые мы получаем от Господа. И если мы неуверенно смотрим на них и говорим: «Нет, я этого никогда не сделаю, у меня нет на это способностей, я не смогу «, то надо этому учиться, искать помощи, как это делал Неемия. Мы сказали, что мудрый человек ищет помощи. У кого нужно ее искать? — Прежде всего у Господа. В немощи Господь дает силу. Потому что когда мы находимся в нужде, то можем взывать к Богу, можем искать его помощи. Можно искать помощь от наших духовных наставников, можно искать помощь у профессионалов, у тех, у кого хорошо получается то дело, которое собираемся делать мы.

http://pravmir.ru/duxovnost-kak-otvetstv...

Кто-то говорит: давайте вместе думать. Кто-то предлагает думать самим. Очень много разных подходов. Вы должны подход священнический почувствовать и принять как свой. Кто-то требует большего послушания, кто-то, напротив, в духе терпения и любви действует. Здесь по сердцу вам должен быть этот человек. о. Александр: - Речь идет, конечно, не о том, чтобы поставить человеку диагноз - первый Ваш вопрос. Это когда и как раз сегодня об этом начали говорить, человек вам не нравится, точку зрения излагает неправильную, и вы вместо того, чтобы разобраться, почему он так говорит и делает, просто его обвиняете. Это безумный, да, он ненормальный. Мы на каждом углу такое говорим, каждый раз обрекаем себя на последующее наказание. И для нас и злое слово сказать просто, а это всякий раз призывание демонов, ущерб самому себе. Вот это Евангелие имеет в виду, а не то, что человека, у которого шизофрения, назвать шизофреником. Врачебная ситуация - это врачебная ситуация. Теперь, что касается Ваших болезней. Если бы все было так автоматически: есть болезнь, значит, грех изжит. Зубы заболели, например, значит, какой-то грех изжит. Так не бывает. Человек должен отнестись к своей болезни мудро. Мы все боимся умирать, болезнь -  это всегда для нас гроза, знак, показывающий, что мы смертны, что мы очень уязвимы, что тело наше, такое гармоничное и мудро созданное, оно очень и очень слабое. И эту великую и прекрасную целостность легко разрушить. Мы боимся смерти. И поэтому мы делаем много немудрых вещей, как только заболеваем. Мы не обдумываем свою болезнь, но сразу и только, как правило, сосредотачиваемся на том, чтобы найти нужных врачей, нужные лекарства, то есть избавиться от болезни, отодвинуться от напоминания о смерти. Немногие решают, думают, Господи, а что это за болезнь, какой ее для меня смысл? Ведь Священное Писание говорит: «Сила Моя в немощи совершается». Значит, и немощь может быть благодатной, позволяющей тебе что-то дурное истребить в себе. И если ты мудро относишься к своей болезни, если ты ее с достоинством несешь, переносишь, если ты оказываешься в состоянии стать сильнее, сильнее боли, своих страхов, всего, что обычно сопряжено с болезнью, тогда Господь дает вам возможность в этом несении болезни избавляться от каких-то грехов. Автоматически такие вещи, увы, не происходят.

http://radonezh.ru/text/pochemu-bezumnog...

8. Жена да повинуется мужу своему, потому что муж есть глава жены, а глава мужа, ходящего по пути правды, есть Христос, глава же Христа — Бог и Отец Его. Итак, после Вседержителя Бога нашего и Отца, Господа настоящего и будущего века и Создателя всякого дыхания и силы, и после возлюбленного Сына Его, Господа нашего Исуса Христа, чрез Которого слава Богу, — бойся, жена, мужа своего, и страшись его, старайся нравиться ему одному, и быть благоугодною ему служениями своими, чтобы и ради тебя ублажен был муж Премудростью, которая говорит чрез Соломона: «Жену доблестную кто найдет? Драгоценнее такая камней многоценных. Уверено в ней сердце мужа её: такая прибытка не лишится. Ибо делает мужу добро во всю жизнь. Найдя шерсть и лен, творит благопотребное руками своими; она — как корабль купеческий, издалека собирающий ему богатство; и встает ночью, и раздает пищу в доме и работу служанкам; увидев поле, купит, от плодов же рук своих насаждает стяжание. Препоясав чресла свои, укрепит мышцы свои, и вкушает, что работа её хороша, и не угасает светильник её всю ночь. Локти свои простирает на полезное, руки свои утверждает на веретене, и руки свои открывает бедному, длань же простирает нищему; не печется о находящихся в доме муж её, ибо все у неё одеты в приличные одеяния, и одежды делает мужу своему, из виссона и порфиры одеяния. Славится во вратах муж её, когда сидит в собрании со старцами земли. Покрывала сделает и продает финикийцам, опоясания же ханаанеянам. Славою и благолепием облечется, и возвеселится в конце дней. Уста свои открывает мудро и внимательно, и чин заповедает языку своему. Тесны же пути дома её: пищу же ленивого не ест. Уста свои открывает мудро и по закону, устроения же милостыни на языке её; поднимутся дети её, и, обогатившись, похвалят её, и муж её похвалит её: «многие дочери стяжали богатство, многие сотворили силу: ты же преуспела и превознеслась над всеми. Ложного угодничества и пустой красоты женской нет в тебе: ибо жена благочестивая благословенна; страх же ЯХВЕ сия да хвалит. Дайте ей от плодов уст её, и да хвалим будет во вратах муж её». И опять: «жена мужественная — венец мужу своему». Выслушали вы, какие похвалы получает от Господа Бога жена целомудренная и любящая мужа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

«Возможно ли сравнивать философа с христианином, ученика Греции с учеником самого неба, человека, занимающегося одною славою, с человеком, пекущимся только о своем спасении, человека, мудро говорящего, с человеком, мудро поступающим, человека, разрушающего все, с человеком, все зиждущим и поддерживающим? Как можно сравнивать поборника заблуждений с противником оного, исказителя истины с мстителем, похитителя ее с всегдашним хранителем и обладателем? Что общего между двумя человеками, стол противоположными друг другу? Что общего между Афинами и Иерусалимом, между академией и церковью, между еретиками и христианами? Мы не увлекаемся любопытством после Иисуса Христа, и не нуждаемся в изысканиях после Евангелия. Веруя им, мы не хотим ничему другому верить; думаем даже, что более и верить не чему» 219 . При таких мыслях, по-видимому, нельзя и ожидать от Тертуллиана философии. Но он философствовал, и своей философией оказал немаловажную услугу христианству. Что же значила эта страшная ненависть его к философам? И чем объяснить его мрачный взгляд на исследования разума, когда он сам нередко шел путем философских исследований? Чтобы правильно отвечать на эти вопросы, надобно обратить внимание на характер рассматриваемого писателя. Тертуллиан был человек неспокойный, раздражительный, в высшей степени недоверчивый. Во всех его сочинениях виден дух недовольства и порицания; от всех их веет оцепеняющим холодом, а не живительной теплотой, и мысли всегда покрыты траурной одеждой 220 . Он не имел той кротости и снисходительности, с которой отцы церкви смотрели на слабости и недостатки человечества. Малейший недостаток, другими, может быть, и незамеченный, представлялся ему огромным пятном, или же самой опасной болезнью. Его недоверчивый и подозрительный дух тотчас обращался к началу и следствиям этого недостатка; а живое африканское воображение, при мрачном настроении духа, покрывало все самыми черными красками. Ему живо представлялась картина его прежней жизни, он глубоко чувствовал, что напрасно некогда терял время на изучение наук светских, которые расположили его только в беспечности и презрению нравственных законов и правил; он очень хорошо помнил, какое пагубное влияние имели на его пламенное воображение забавы и удовольствия развращенного города, – и это печальное прошедшее укоренило в разочарованной душе его ту мысль, что христианин должен как огня избегать всего языческого, что малейшее прикосновение к произведениям языческим, служит осквернением для души. Руководимый этой мыслью, он запрещал христианам даже чтение литературы, потому что эта литература находится в связи с мифологией; запрещал самые невинные развлечения, и доказывал необходимость постоянного плача и сетования.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010