Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ († вероятно, в 1061 - нач. 1062), митр. Киевский. В новгородском летописании под 1055/56 мартовским годом упоминается осуждение Е. Новгородского еп. Луки Жидяты из-за клеветы некоего «холопа Дудикы». Митрополит подверг Новгородского владыку заключению, продлившемуся 3 года, после чего он был оправдан. Это наиболее раннее свидетельство о Е., заставляющее видеть в нем преемника Киевского митр. Илариона , поставление к-рого связано с неким церковным конфликтом между Киевом и К-полем (суть этого конфликта неясна). Следствием этого был ряд гипотез относительно деятельности Е. Так, по мнению А. Поппе , суд над еп. Лукой был вызван тем, что последний принадлежал к числу сторонников церковной политики киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого и настаивал на праве Собора Русской митрополии избирать и рукополагать митрополитов помимо патриарха. Еще ранее М. Д. Присёлков , развивая догадку И. Е. Евсеева , полагал, что Е. тождествен тому Ефрему, к-рый, согласно неск. сбивчивым данным новгородских летописей XV в. (ПСРЛ. Т. 3. С. 473; Т. 4. Ч. 1. С. 113; Т. 6. Вып. 1. Стб. 176; и др.), был подготовлен 1-м Новгородским еп. Иоакимом в качестве своего преемника, но не был утвержден кн. Ярославом, заменившим его спустя неск. лет Лукой; после же смерти Ярослава (в февр. 1054) его ставленник Иларион под давлением патриархии был вынужден оставить митрополию, на к-рую и был якобы назначен несостоявшийся Новгородский епископ, противник церковной линии кн. Ярослава Мудрого и сторонник «греческой миродержавной политики». Для такого рода построений не видно достаточных оснований. Особые церковно-политические взгляды еп. Луки, если таковые имели место, не могли быть секретом, и для их осуждения вряд ли было необходимо дожидаться доноса; скорее всего речь шла об обвинении в каких-то канонических нарушениях, о к-рых мог быть осведомлен только близкий к епископу человек. Еще одно свидетельство борьбы Е.

http://pravenc.ru/text/182105.html

Прилагаем полный список патриархов константинопольских, правивших церковью константинопольскою со времени низвержения иконоборства до крестовых походов (842–1006. Посл Мефодия (842–846 г.) патриаршествовал дважды Игнатий (846–857; 867–877 г.. Преемником его был Фотий, тоже дважды восходивший на патриарший престол (857–867; 877–886 г.. Игнатий и Фотий были замечательными историческими личностями. Фотий по принуждению императора Льва мудрого уступает престол 16-ти летнему отроку Стефану, сыну императора Василия Македонянина (886–893); Стефан был из учников Фотия. Ему преемствовал Антоний II (893–895 г.), известен как строгий аскет. Посл Антония принял управление церковью Николай Мистик (дважды был патриархом: 895 – 906; 912–925. Посл первого патриаршества Николая престол патриарший переходит к Евфимию (906 -- 911 г.); в правление Николая и Евфимия происходят известные споры о четвертом браке императора Льва Мудрого . Дальнейшими патриархами были: Стефан II (925–928 г.), Трифон (928–931 г.), мало известны по своей деятельности. 931–933 гг. между-патриаршество – вследствие желания императора Романа 1-го возвести на патриарший престол сына своего Феофилакта, которому тогда еще не исполнилось 16-ти лет, каких лет он в 933 году и был возведн в патриархи. Феофилакт (933–946 г.) известен своею беспорядочною жизнью и худым правлением. После Феофилакта правил церковью деятельный патриарх Полиевкт (946–970), после него Василий I (970–974 г.), Антоний (974–978 г.), оба известны только своим аскетизмом. (979–981 – между-патриаршество. Последующими патриархами были: Николай Хрисоверг (982–996 г.), Сисиний (996 – 999), человек высокообразованный, Сергий (999 -- 1019) родственник знаменитого патриарха Фотия, Евстафий (1019–1025), Алексий Студит (1025–1043) известен как главный организатор богослужебного устава Студийского. Алексею преемствовал Михаил Керуларий (1043–1058), при нем совершилось разделение церквей на восточную и западную. Остальные патриархи изучаемого времени: Константин Лихуд (1059–1063 г.) происходил из важных государственных сановников, Иоанн Ксифилин (1064–1075) муж прекрасно образованный, в противоположность ему Косьма (1075–1081 г.) и Евстратий Гарида (1081–1084 г.) были людьми неучеными, Николай Грамматик (1084–1111) с достоинством держал себя во время разных догматических движений в царствование Алексея Комнина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Глава III 1 . Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, В воззвании пророка, первое имя Божие переведенное словом „Господь“ есть еврейское А д о н (т. е. владыка, господин) второе имя „Господь Саваоф“ в еврейском „Иегова всех сил“; властелин вселенной и всех сил мира, открывшийся Моисею под именем Вечно Существующего. Он приступает к суду над народом, как то предсказывал пророк в гл. I, 24. Прежде всего отнимется у Иуды и у Иерусалима все, что поддерживает государство, „посох и трость и подкрепление хлебом и водою“. В угрозе этой заключается и оставление народа без вождей, и оставление народа без благословения Божия, дарующего плодотворные дожди и обилие плодов земных. (Ср. Лев. 26:26 ). „Господь моя опора“, говорил Давид ( Пс. 17:19 ); поэтому отнятие опоры (посоха и трости) равносильно угрозе, что Господь оставит народ, предоставив его собственным силам 293 . В угрозе же отнятия хлеба и воды, кроме прямого значения этих слов 294 можно разуметь и высшее духовное значение: отнятие руководительства Божия. У самого Исаии пророка в Ис. 33:16 , 55пища и питие знаменуют духовное укрепление народа Господом; а во Второзаконии XXX, 20 высказан основной принцип, долженствующий руководить Израилем: Господь есть жизнь Израиля. Избери жизнь! восклицает Моисей. Отнимет Господь:.... (см. ст. 1). 2 . храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, 3 . пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове. Господь отнимет,-говорит пророк-и вождя и воина, т. е. и стоящего во главе войска, мудрого военачальника, и простого ратника. В царстве, которое так обессилено, нет сил сопротивляться врагам; оно отдано на произвол их. См. Втор. 28 , в особ. ст. 25 с нашим примеч. в III т. Св. Летописи. Но и внутри царства Господь отнимает у народа начальников и некому восстановить порядок, некому во время неурядиц или нашествия врага употребить усилие и власть, чтобы организировать народную защиту и сплотить во едино для отпора злу или нападению врага хороших честных людей, желающих порядка и готовых защищать свою родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

 Св. Иоанн Касиан. За божествените даровании. Цит. по: Осипов, А. “Православното отношение към екзорцизма”, Църковен вестник, С., от 2002 г.  Изяслав, великий Киевский князь, сын князя Ярослава Мудрого.  Глеб, князь Новгородский, внук князя Ярослава Мудрого от его второго сына.  См. Патерик Печерский. Житие преп. Отца нашего Никиты затворника. Киев, 1998.  См. Патерик Печерский. Житие преп. Отца нашего Исаакия, затворника пещерного. Киев, 1998.  См. Ангелова В. Пророчицата Ванга, единствената… С. 82–83.  Там же, с. 82.  Там же, с. 83.  Стоянова Кр. Ванга – истината. С. 95–96.  Древен Патерик. Ямбол, 1994, с. 155.  Там же, с. 157.  Стоянова Кр. Ванга – истината. С. 131.  Там же, с. 131.  Там же, с. 131.  Св. Йоан Лествичник. Лествица. С., 1996, с. 37.  Архим. Варнава (Сатиров). Ванга – весть со дна ада/Тоталитарные секты и демократическое государство. Новосибирск, 2005, с. 131.  Святитель Афанасий Великий . Творения, т. 3. Изд. Валаамского монастыря, 1944, с. 205–207.  Стоянова Кр. Ванга – истината. С. 16.  Стоянова Кр. Ванга – истината. С. 85.  Там же, с. 87.  Стоянова Кр. Ванга – истината. С. 96–97.  Стоянова Кр. Ванга – истината. С. 7–8.  Стоянова Кр. Ванга – истината. С. 8.  В. Ангелова описывает и другие подобные случаи в доме Ванги. Однажды, например, “силы” играли со швейной машиной и так запутали нитки, что надо было очень долго их распутывать; см. Ангелова В. Пророчицата Ванга, единствената…, с. 38–39.  Стоянова Кр. Ванга – истината. С. 10–20.  Там же, с. 11: “отдай ребенка изучать английский язык, а в будущем он будет изучать профессию – нечто среднее между учителем и врачом”. После этого ребенок действительно становится логопедом.  Там же, с. 10.  См. Стоянова Кр., Ванга – истината, с. 8 – об одном человеке, который лежал в больнице им. Пирогова и которому Ванга сказала, что его болезнь – от страха, и его исцелила колдовскими способами, повеляя ему зарезать петуха и съесть его сердце.  Крачунов Б. Истинското лице на Ванга, с. 88; см. и статью в газ. “Уикенд” от 31 июля – 6 августа 2010.

http://sueverie.net/vanga-portret-sovrem...

Когда все сословия государства собрались для выборов, правитель вышел к ним, передал высшим чинам царский скипетр и сложил с себя обязанности правителя, притворившись, будто он очень рад избавиться от такой большой заботы и тягости и будто корона и скипетр ему ненавистны, чему многие из важных персон дивились, не зная, что за этим кроется. Когда правитель ушел погулять на досуге, князья начали называть друг друга, этот указывал на одного, тот на другого, и говорили: «Вот он достоин стать царем». Когда же было предложено сказать свое слово и боярам, вышел от имени всех собравшихся бояр один старец, который верно знал, куда дело клонит, и сказал: «Любезные государи мои, князья, это дело не одного сословия, а всех подданных государства. Что они почтут за благо, тому и мы, бояре, перечить не станем». Затем собрались все сословия, высшие и низшие — вместе, и большинство высказалось так: в стране достаточно знатных вельмож, князей и бояр, но нет мудрого и разумного царя, а поскольку до сего времени правитель Борис Федорович вершил государственные дела так, как не вершил их еще никто с тех пор, как стоит их монархия, то они хотят иметь царем его и не хотят никого иного. Тут стали говорить, что «Vox populi, vox Dei» , кого выбрал весь народ, тот, без сомнения, избранник Божий. Эти речи неприятно было слушать многим знатным вельможам, князьям и боярам, да пришлось им стерпеть. Послали за правителем, но он отказался прийти, не пожелал стать царем (так ловко он умел скрывать свое лукавство), и тайно отправился в Новодевичий монастырь к своей сестре Ирине, чтобы посоветоваться с ней (такие он распустил слухи), уйти ли ему в монастырь и стать монахом, или поступить как-либо иначе, и т. д. К этому ловко сумели приспособиться подчиненные ему покровители, которые стали подстрекать простонародье, говоря, чтобы они не зевали с этим делом, ибо если они дотянут до того, что правителя постригут, то тогда будет уже слишком поздно и не найти будет на всей Руси столь мудрого государя. Из-за этого в простом народе началось большое волнение, стали кричать, чтобы вельможи прекратили совещания, шли вместе с ними к Новодевичьему монастырю и вместе с ними предприняли все, что может помочь делу.

http://sedmitza.ru/lib/text/439078/

Благодать, подаваемая Христом, простирается на весь род: «хотя Христос взял за последние части, но преобразование через благодать простирается на весь род и достигает самой головы, то есть Адама... Таким образом вместе с последними совершается и искупление первых» 32 . В толковании на пророка Иону святитель Кирилл пишет также, что «прежде сложения мира предопределен и предуведен был Христос для исправления всех; ибо Бог и Отец благоволил возглавити всяческая в Себе Самом, яже на небесех и яже на земли ( Еф. 1, 10 ), но совершение этих великих дел предоставлено было соделавшемуся подобным нам Единородному и возсиявшему в мире с плотию» 33 . Далее, «Он, будучи Богом по естеству, соделался человеком, чтобы спасти всю поднебесную и их (Иудеев) прежде всех других» 34 . Заключается глава утверждением, что Христос спас весь человеческий род: «Христос спас всех, дав Себя в искупление малого и великаго, мудрого и не мудрого, богатого и бедного, Иудея и Эллина» 35 . Спасение во Христе мыслится как восстановление твари в первобытное состояние. Благоволивший к этому Бог-Отец «послал к нам с неба Единородного, руку десную Свою, поистине созидательницу и спасительницу всего, по Писанию: «десница Господня сотвори силу, десница Господня вознесе мя» ( Пс 117: 15–16 ). Тогда-то Он подъял лежащий на земле род человеческий и, освободивши нас от звероподобной жестокости, состоящей в порочности и грехах, чрез освящение вознес к царственной чести и кротости, свойственной добродетели» 36 . Иными словами, «поскольку во Христе и чрез Христа мы опять обогатились божественным Духом, сделавшись причастниками Его естества, по Писанию; то мы возвращены в первобытное состояние и обновлены и спасены» 37 . Кроме того, отмечается и то, что спасение означает, кроме всего прочего, и сотелесность Христу: в отличии от отвергнувших Христа иудеев «множество язычников как бы возродилось и Христос подает им славное и достойное приятия наследие небесных благ: ибо они сделались согражданами ангелов и своими Богу, единым телом со Христом, единением с Ним просвещены Духом и будут наслаждаться поистине вожделенною жизнью в праведности, святости и безсмертии» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Поэтому принимались к руководству патриархами и такие законы, которые уклонялись от существовавшего церковного порядка 835 . В царствование Мануила Комнена составился даже между юристами взгляд, не получивший, впрочем, силы, что базиликами, как позднейшим законодательством, отменены все соборные каноны 836 . Когда, в царствование того же императора, при патриархе Луке Хризоверге, один монастырский настоятель, начав судное дело (гражданского характера) в духовном суде, как и следовало по действовавшему в то время каноническому праву, перенес потом это дело, в силу императорского приказа, в светский суд, и патриарх старался всеми мерами отстоять каноническую подсудность данного дела, светские судьи заявили патриарху, что царская власть может все сделать 837 . Императоры в своих конституциях угрожали даже церковной анафемой 838 . Должно заметить, что большинство новелл (νεαρα), изданных византийскими императорами до конца существования византийской империи, касается церкви, а не государства, так что если императоры Х-го и следующих столетий законодательствовали, то главным образом в качестве церковных законодателей. После Льва Мудрого наиболее плодовитыми церковными законодателями были императоры из династии Комненов: Алексей I, Иоанн и Мануил. Торжественной формой, в которую облекались императорские законы, была булла, или грамота на пергамене с привешенной золотой печатью (χρυσβουλλον), от которой отличалась менее торжественная форма (πιττκιον, breve) 839 . § 81. Постановления патриархов и патриаршего синода, канонические ответы и рассуждения 840 Собор 879 г. в церкви св. Софии, – последний восточный собор, состоявшийся в присутствии представителей западной церкви, был вместе с тем последним собором, постановления которого внесены были в восточные церковные сборники под именем канонов. Постановления патриархов вместе с их домашним собором (σνοδος, ενδημοσα), были обозначаемы названиями: ποφσεις συνοδικι, διατξεις, τμοι. Большая часть синодальных решений состоялась по поводу дел брачных, которые вошли в компетенцию духовного суда сначала благодаря LXXXIX новелле Льва Мудрого , узаконившей церковное венчание, как единственный способ заключения правомерного брака, а позднее в силу нарочитого закона Алексея Комнена 1086 г., предписавшего архиепископам и епископам судить все духовные дела, в том числе и брачные 841 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

5 марта Работа конференции 10.00–14.00 Председатель – Данилова Марина Дмитриевна, главный библиотекарь 5 марта – День памяти святого князя Ярослава Мудрого Шустров Андрей Григорьевич, доктор культурологии, профессор Ярославской духовной семинарии, проректор по научной работе, заведующий кафедрой богословия и церковной истории Ярославской духовной семинарии Мудрость Мудрого Ярослава Ваганова Ирина Вениаминовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, главный редактор журнала «Элитный квартал» «С ружьем и лирой. Некрасов». Новый взгляд на поэта. Презентанации книги, вышедшей  к 200-летию  Н. А. Некрасова Мышковец Ирина Витальевна, ведущий научный сотрудник научно-просветительского отдела Литературного музея Максима Богдановича, филиала Государственного музея истории белорусской литературы (г. Минск) Адам Богданович – исследователь творчества Н. А. Некрасова (по материалам фондов Литературного музея Максима Богдановича) Горошников Виталий Владимирович, кандидат филологических наук, директор Арт-холдинг «Медиарост» (г. Рыбинск)  «Ярославская словесность»: презентация издания, приуроченного к 200-летию со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова в 2021 году Аниськович Марина Маратовна, ведущий научный сотрудник Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника (Республика Беларусь) Опыт Краеведческого музея г. Полоцка в сохранении и популяризации исторического и культурного наследия начала XX века (на примере экспозиции «Прогулка по Нижне-Покровской») Барановский Михаил Александрович, заведующий Литературным музеем Максима Богдановича, филиала Государственного музея истории белорусской литературы (г. Минск) Максим Богданович и ярославская газета «Голос»: новые находки и старые вопросы Белозёрова Елена Витальевна, ведущий библиотекарь Централизованной библиотечной системы Юго-Восточного административного округа Москвы Мужество как символ времени Священник Александр Парфенов (г. Ростов Великий, Ярославская область)

http://e-vestnik.ru/annonce/yaroslavl_ya...

Св. Григорий Чудотворец под притеснением в Еккл. 7:7 понимает клевету и в соответствии с этим мысль Соломона передаёт так: «Но также особенно тяжкое и величайшее зло – это клевета, ибо она злоумышляет на души мудрых и стремится погубить благородную твёрдость добрых» 7]. Будучи оклеветан, даже мудрый может поколебаться в добре. Блж. Иероним под притеснением в Еккл. 7:7 понимает обиду, а под мудрым – человека, устремившегося к мудрости, но не достигшего в ней совершенства. « Обида возмущает мудрого, и потеряет сердце силы его . Здесь разумей мудрого, усовершающегося сообразно с оным: обличай премудра и возлюбит тя ( Притч. 9:8 ). Ибо мудрый, сделавшийся совершенным, уже не нуждается ни в каком обличении, не смущается никакою обидою» 7, 7–12]. Что касается слов отчего это дни прежние лучше нынешних , то блж. Иероним находит им три объяснения. Первое. «Не говори же, что при Моисее и при Христе дни были лучше, чем теперь. Ибо и в то время было очень много неверующих, и дни их были злы, и теперь есть много верующих, о которых Спаситель сказал: блаженны не видевшие и веровавшие ( Ин. 20:29 )» [там же]. Второе. «Ты так должен жить, чтобы дни настоящие для тебя всегда были лучше прошедших» [там же]. Третье. «Не говори, что лучше были некогда времена Моисея, чем ныне Христа, – закона, чем благодати. Если захочешь утверждать это, то делаешь неблагоразумно, не видя, насколько Евангелие превосходнее Ветхого Завета» [там же]. Прп. Ефрем Сирин поучает братьев не приказывать другим, а в случае возражения не смущаться в сердце своём, но уступать, потому что «упорство и настойчивость в своей воле возбуждают смятения и неукротимую раздражительность; ярость же в недре нечестивых почиет ( Еккл. 7:10 )» О том, как приобретается человеком смиренномудрие, гл. 93]. Против гнева как смертоносного яда пишет прп. Иоанн Кассиан Римлянин : «Не можем быть участниками мудрости, хотя бы мнением всех мы признаваемы были мудрыми, ибо сказано: ярость в недре безумных почиет » кн. 8, гл. 1]. Воистину, не в гневе и ярости мудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Святой же патриарх Григорис со святой братией божественной мудростью убеждая, смог умиротворить всех вождей, тиранов и сонмы змей и ядовитых тварей, этих наизлейших зверей, пожирающих агнцев церкви. И на протяжении долгих лет, вплоть до счастливой старости, они жили в спокойствии, почитаемые и приемлемые со стороны врагов веры. VII. В то время гористыми странами Фригии управлял доблестный князь Теодор 366 . А князь Ошин владел на Таврском горном хребте неприступным замком Ламброн 367 , начальствуя в столице Тарс 368 . По наущению лукавого они пылали ненавистью друг к другу. Между обоими князьями так часты были междоусобицы и кровопролития, что святейший католикос владыка Григорис вынужден был послать к ним искусного в речах и мудрого брата своего архиепископа владыку Нерсеса, в надежде, что он своим благоразумием найдет способ примирить их. Тот с готовностью пустился в путь и, придя к ним, своим посредничеством успешно выполнил возложенное на него поручение. Случилось так, что по пути он заехал в город Маместию 369 , где находился в качестве дуки восточных земель некий князь царской крови, посланный греческим монархом Кир-Мануилом 370 , которому он приходился зятем. Он был мужем выдающегося ума и способностей, в чине главного начальника над конницей, именуемого по-гречески протостратором. Увидев многоученого философа, светозарного учителя и мудрого пастыря армянского, он преисполнился величайшей радости и сказал, что искренне желал побеседовать с ним о Св. писании. Тогда наделенный великой мудростью [Нерсес] с радостью согласился [исполнить] его просьбу и своими ответами на заданные ему вопросы удовлетворил благочестивого князя. Тогда тот стал настойчиво просить его сказанное устно о вероисповедании армян изложить письменно и представить ему. Он с удовольствием исполнил приятную просьбу, изложив исповедание веры, церковные порядки и передал в руки упомянутого благочестивого князя 371 . VIII. В след за изложением правоверного вероисповедания блаженный патриарх написал относительно правил армянской церкви и причин установления предками [наших церковных] праздников. Ясную и богомудрую речь [свою] он подкреплял словами из Св. писания и показывал тем самым, что мы придерживаемся заповедей апостолов и их последователей. Получив от него такое пояснение, мудрый муж сей вознаградил блаженного дарами и с миром отпустил его восвояси. И тот возвратился к патриаршему престолу и высокочтимому брату [своему].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010