И мудрый Владимир осудил язычество в своем духе на смерть. Идут ко Владимиру послы из разных стран, от разных народов, предлагая каждый свою веру. Идут послы от евреев. «А где ваша земля?» – «В Иерусалиме», – отвечают они, «но Бог рассеял нас по разным странам за грехи наших отцов». – «Как-же вы, отверженные Богом, хотите учить других своей вере? Не хотите ли, чтобы и нас постигла та же участь?» – Почуялось ему, что эта вера когда-то жила, а теперь уже отжила, и для новонарождающихся народов, как отжившая, не годится. Идут послы магометанские. Летопись передает, по-видимому, только поверхность переговоров с магометанами, поверхность впечатлений от этой веры и ее богослужения. Запрещая винопитие, эта вера разрешает всякую другую разнузданность страстей; богослужение печальное, угрюмое, ничего не говорящее внутреннему чувству, не возвышающее, не очищающее сердца, не влекущее его к небу... Не надо такой веры. И этим глубоко-мудрым решением мудрого Владимира намечен целый ход нашей истории, – вековой тысячелетний ход развития тяжкой смертельной борьбы крещеной православной Руси с магометанскою луною... Идут ко Владимиру послы веры римской. Не знал, не видел Владимир того, что латино-римская вера в его время уже совсем отклонилась от единства Церкви вселенской, от чистоты православия свято-отеческого, от неповрежденной веры апостольской и Христовой. Конечно, слабо постигал он и то, хотя и мог знать по сообщениям от недалеких зарубежных славян, что триязычная ересь убивает развитие народного языка и сознания, подчиняя его латинской мертвячине и давящему римско-папскому всевластию. Духом постиг он несродность папизма с славяно-русским духом. «Нет, наши отцы не приняли веры латинской, не принимаем и мы», – простой ответ мудрого Владимира. А между тем в этом простом ответе предрешена судьба русского народа и царства также на века, на целое тысячелетие. Предуказана вековечная борьба русского православия с польско-литовским католичеством, с западно-европейским разноверием и неверием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Мозаики главного алтаря, предалтарных колонн и главного купола - шедевр искусства. Центром этой прекрасной композиции вот уже много столетий является мозаичная икона Богоматери, известная под именем «Нерушимая стена». Многие века в народе существует поверье, что доколе не разрушится «Нерушимая стена», стоять и Киеву. Софийский собор в г. Киев Приняв христианство, Киевская Русь духовно сблизилась с Византией, значительно расширив возможности общения с романским Западом. В те времена «Священная держава» относилась к наиболее развитым в культурном отношении странам. Ее достижения помогали русским усиленно развиваться в самых различных областях, в том числе и сфере градостроительства. Связь Киева с Константинополем усилилась во времена правления Ярослава Мудрого. В учрежденных князем школах на основе книжной культуры создавались условия для воспитания просвещенных людей, одним из которых был митрополит Илларион. Особое внимание уделялось просвещению религиозному, и в этом государству помогала церковь. Если при Владимире существовало 9 епархий, то во времена Ярослава их стало 17. В XI в. Киевская Русь была самым крупным государством Восточной Европы. Великие князья пользовались уважением у западных монархов. Чужеземные короли и принцы искали их поддержки в дипломатических и военных делах, нередко стараясь завязать династические связи. Достаточно вспомнить княжну Анну Ярославну, которая вышла замуж за французского короля Генриха I, вскоре стала вдовой и в этом качестве много лет правила европейской державой. Современники отдавали дань уважения Ярославу, почитая его как мудрого правителя, отважного воина, но главное – созидателя, прославившего русский народ строениями, удивительными по красоте и масштабам. В одной из торжественных речей по случаю открытия храма сказано, что «княжил он не в плохой стране, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли». Столь же высоким слогом говорилось о самом выдающемся творении той эпохи: «Церковь Святой Софии дивна и славна всем окружным странам, яко же ина не обращется во всем полунощи земленем от востока до запада». Софийский собор (София Киевская), ставший идейным и композиционным центром столицы, сегодня считается шедевром древнерусского зодчества.

http://sobory.ru/article/?object=01028

Закрыть itemscope itemtype="" > Созидатель Третьего Иерусалима К 970-летию со дня смерти Ярослава Мудрого 01.02.2024 171 Время на чтение 69 минут Продолжение материала « Похвала князю Владимиру » Тысячелетие со дня рождения одного из величайших (и всё ещё недооцененных) правителей Русской земли прошло незамеченным для общественности по причине отсутствия точных сведений о нём, что, отчасти, свидетельствует об отсутствии интереса у исследователей, однако дата смерти известна достоверно и в феврале 2024 г. исполняется 970 лет с этого дня. Полтора года тому назад, к очередному дню памяти Равноапостольного Крестителя Руси, Русская народная линия опубликовала « Похвалу князю Владимиру ». Настоящий очерк, являющийся продолжением этого текста, посвящён его преемнику, некоронованному царю Русской земли, собравшему её заново, обеспечившему стремительный расцвет национальной культуры и рост её международного авторитета. Война, начавшаяся как Специальная военная операция, быстро превратилась в войну за суверенитет Родины, за спасение Веры в Малороссии, освобождение «Матери городов Русских» - духовного отечества всех православных русских, за спасение её святынь. Таким образом, ведущаяся сейчас лучшей частью нашего народа «Малая Отечественная война» является войной за Киевское наследство. Продолжим же начатый разговор о его создателях. Основные угрозы государству Владимира носили внутренний характер. По советской традиции разделим их на объективные и субъективные. Главной в первой группе следовало бы признать то, что развитие феодальных отношений неизбежно ведёт к раздробленности, ослаблению центральной власти, но говорить о реальном феодализме на Руси в начале XI века не приходится. Среди других можно назвать молодость и естественную неустойчивость новой системы киевских наместников и, соответственно, силу повсеместных традиций сепаратизма, прежнего порядка управления страной. Были, однако, ещё угрозы субъективного характера и главная из них, с неизбежностью обрекающая Русь на новый виток усобицы, гнездилась в семье самого киевского кагана.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/01/...

В этом отношении пастырская «икономия» («домостроительство») Церкви допускает и третий брак, но формально запрещает четвертый. Вышеуказанные правила св. Василия Великого и Никифора Константинопольского ничего не упоминают о возможности четвертого брака. Вплоть до IX в. в Церкви не существовало последования или чина венчания, отдельного от Евхаристии. Новобрачные причащались Святых Таин, и это причащение, по свидетельству Тертуллиана, и было «печатью» брака. Начиная с IV в. имеются свидетельства об обряде венчания. Венцы, согласно св. Иоанну Златоусту, символизируют победу христиан над страстями. Из письма преп. Феодора Студита (+826 г.) видно, что венчание и молитвенное благословение были кратким обрядом, совершаемым «в слух всего народа» на воскресной Евхаристии епископом и священником; текст молитвы, приводимый преп. Феодором, следующий: «Сам, Владыко, ниспосли руку Твою от святаго жилища Твоего, и сочетай раба Твоего и рабу Твою: сопрязи я в единомудрии, венчай я в плоть едину, яже благоволил еси сочетаватися друг другу, честный их брак покажи, нескверно их ложе соблюди, непорочное их сожительство пребывати благоволи». Древние служебники этого же периода содержат несколько кратких чинов венчания, подобных этому и употребляемых во время Евхаристии. Только в X в. появляются более развитые чины венчания, совершаемые отдельно от Евхаристии. Их появление связано с именем Льва Мудрого, издавшего свою 89-ю новеллу. В ней Лев VI выражает сожаление, что как обычай усыновления, так и брак были рассматриваемы в предшествующих законах как чисто гражданские формальности, и постановляет, что брак, не получивший церковного благословения, «не будет называться браком», а незаконным сожительством. Иными словами, только церковное венчание могло придать браку законную действительность. В результате новеллы Церковь была облечена необычной для нее ответственностью за юридическое урегулирование брачных дел. Вступающий во второй брак мог до царствования Льва VI сделать это вполне законно: Церковь налагала на него период покаяния, но государство не лишало его юридических прав.

http://sedmitza.ru/lib/text/434796/

Нельзя без горести читать описания всех этих и многих других нестроений и бед, оставленного современниками. «Рыдаю о тебе, земля гайканов! — взывает один из них ,— рыдаю о тебе, знаменитая страна севера! Не стало царя, не стало священника, советодателя и мудрого наставника; спокойствие твое нарушено, везде возмущения, везде бунты, попрана святая вера, и место ее заступили беззакония и невежество! Плачу о тебе, Церковь Армении, лишенная велелепия престола, великодушного пастыря и мудрого его сподвижника... Антиох старается отвергнуть законы отечественные, и нет Маттафии, который бы ему воспрепятствовал. Отвсюду угрожают нам брани и внутренние возмущения, и нет Маккавеев, которые бы нас защитили... Кто сравнит горесть свою с нашею, и кто может изобразить ее словами? Восстали безумные епископы, похитители высокого сана, избранные по мзде, алчущие богатства... и учинились волками, терзающими и пожирающими свои стада. Священники горды, презирают свой сан, преданы роскоши и порокам... Жилища наши в развалинах, имущество в руках грабителей, вельможи в оковах, и простой народ в угнетении. Грады взяты, села преданы пламени и грабежу; везде голод, болезни и смерть. Благочестие в забвении, и скоро наступит ад, от которого да избавит нас Бог, Ему же слава во веки!..» Ад этот действительно наступил, в некотором смысле, для злосчастной страны, когда (632–858) отяготели над нею деспотизм и фанатизм новых ее поработителей аравитян,— ад, описанный также современниками и очевидцами. «Сей новый народ,— восклицает в плаче своем первосвятитель Нерсес III,— как дракон, пожрал, как лев, сокрушил все наши кости, и до того уже изможденные прежними нашими поработителями. Несчетны жертвы, коих неповинная кровь пролита. Одни обречены рабству или отданы на продажу; другие, лишенные всего имущества, отведены в плен; третьи заключены в вечные оковы... Мы изгнаны из отечества и блуждаем посреди народов чуждых, забывши о родине; страну нашу пожирают враги пред очами нашими... Седалище первосвященническое, от коего прежде исходил свет, ныне окружено мраком; первосвятители удалились от него и скитаются в пределах чуждых» .

http://sedmitza.ru/lib/text/435774/

Скачать epub pdf Ноябрь 22 Ярополк Изяславич Владимиро-Волынский, святой благоверный князь Святой благоверный князь Ярополк, во святом крещении Петр, был сын великого князя киевского Изяслава Ярославича, внук Ярослава Мудрого (Ярослав Мудрый был великим князем с 1019 по 1054 гг.), правнук святого Владимира. Время рождения князя Ярополка неизвестно, но судя по тому, что уже в 1071 г. князь участвует в битве, надо полагать, что родился он не позже, как в 50-х гг. XI столетия. Он был, полагают, третьим сыном князя Изяслава. Мать святого князя называлась Гертруда. Она была ранее польская княжна, сестра короля Казимира. В тяжелые времена жил благоверный князь Ярополк, в годы усобиц между братьями-князьями, детьми Ярослава Мудрого, а также между ними и их младшими родичами. Во время этих усобиц великий князь Изяслав два раза был принужден оставить Киев и скитаться по чужим землям со всей семьей своей. Благоверный князь Ярополк делил с отцом своим его горе и несчастье. После Ярослава осталось пять сыновей: Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав и Игорь. Святой Ярополк был сыном старшего из них – Изяслава Ярославича (родившегося в 1024 г.). Три старших Ярославича померли великими князьями киевскими (см. ниже), Вячеслав смоленский (умер в 1057 г.) и Игорь (сначала владимиро-волынский, потом смоленский; † 1060 г.) – не дождавшись очереди побывать на великокняжеском столе. Еще ранее смерти Ярослава помер св. Владимир Ярославич († 1052 г.; память его 4/17 ноября), оставив сына Ростислава, князя тмутараканского (отравлен ядом в 1065 г.). У благоверного князя Ярополка были два родных брата: Мстислав, († 1068 г.) и Святополк (умер великим князем в 1113 г.). Из двоюродных братьев его будут упоминаться: Владимир Всеволодович Мономах, знаменитый князь (род. в 1053 г., был великим князем с 1114 г. по 1125 г., или с 1113 г. по 1126 г.), Борис Вячеславич, князь тмутараканский, павший в битве в 1078 г., Олег Святославич, князь черниговский († 1115 г.), Давид Игоревич, князь владимиро-волынский (после св. Ярополка, † 1112 г.). Будут упомянуты двоюродные племянники св. князя Ярополка, дети Ростислава Владимировича: Рюрик, князь перемышльский († 1092 г.), Володарь (тоже после него князь перемышльский) и Василько, князь теребовльский († 1024 г.). Дальше по родству стоял удельный князь полоцкий Всеслав Брячиславич, внук Изяслава, сына св. Владимира (в 1066 г. он был схвачен Изяславом и посажен в Киеве в темницу, † 1101 г.) и сын его Глеб, женатый на дочери князя Ярополка († 1118 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

350 Стр. 290. …княгини Ростиславляа Верхослава… – Жена великого князя Ростислава Рюриковича (ум. в 1218 г.), дочь Всеволода Большое Гнездо. 351 …послушай Павла, глаголюща к Тимофю… – Имеется в виду одно из посланий апостола Павла к Тимофею (апостольские послания находятся в Новом завете после апостольских деяний). 352 Князь Георгий – Георгий (Юрий) Всеволодович, великий князь Владимирский, брат Верхославы (ум. в 1238 г.). 353 Стр. 292. Леонтий, епископ Ростовъскый – епископствовал с 1073 по 1077 г. Далее перечисляются русские епископы, выходцы из Печерского монастыря. 354 …с онема варягома… – Под 983 годом «Повесть временных лет» рассказывает о гибели варягов-христиан отца и сына, живших в Киеве, которые были убиты киевлянами-язычниками. 356 …сиа съборныа церкви, красоты Владимерьскиа, и другиа Суждальскиа церъки… – Имеются в виду Успенский собор во Владимире (построен в 1158–1161 гг. и капитально перестроен в 1185 г.) и собор Рождества богородицы в Суздале (построен в 1222–1225 гг., перестроен в 1528 г.). 358 Стр. 300. …Якуна Слепаго, иже отбеже от златыа луды, биася… с лютымъ Мстиславомь. – Луда – плащ. Имеется в виду битва 1024 г. при Листвене (урочище близ Чернигова) Ярослава Владимировича Мудрого (киевский вел. кн. с 1019 по 1054 г.) с братом Мстиславом (князь Черниговский и Тмутороканский, ум. в 1036 г.). Ярослав потерпел поражение, участвующий на стороне Ярослава вождь варяжского отряда Якун (Гакон) во время бегства с поля боя потерял свой плащ. Об этом рассказывает и «Повесть временных лет». 359 …Изяслав, Святослави Всеволод – сыновья Ярослава Мудрого, в разное время занимавшие великокняжеский Киевский стол. Изяслав умер в 1078 г.; Святослав – в 1076 г.; Всеволод – в 1093 г. 361 Стр. 304. …сд Георгий Владимерович в Киев… – Юрий Владимирович Долгорукий начал княжить в Киеве с 1149 г. 363 Стр. 316. Ростислав же утопе… – Ростислав Всеволодович утонул в реке Стугне во время переправы через нее после битвы с половцами в 1093 г. В противоположность Киево-Печерскому патерику «Слово о полку Игореве» очень сочувственно говорит о гибели юного князя (см. стр. 210).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Конечно, это было грубейшим нарушением дипломатических обычаев и просто неумно: Византия, еле получившая передышку от войны, оказалась вновь втянутой в нее, да еще в условиях обескровленной армии и разбитого арабами флота. Симеон тут же объявил о начале боевых действий, посчитав все прежние обязательства перед византийцами аннулированными, и двинул армию на Константинополь. Правда, проблему защиты города пришлось уже решать не императору Александру, а его преемникам по трону. Не очень благополучно обстояли дела и на Востоке, где наседали арабы. Летом 912 г. они выступили из Тарса под командованием Рустум-ибн-Барду и осадили крепость Мелих-ал-Армени, где ранее проживали павликиане, а затем завоевали византийцы и их союзники армяне. Хотя взять крепость не удалось, сарацины сожгли все прилегающие земли, а затем беспрепятственно вернулись на родину 194 . К несчастью, император не блистал добродетелями, хотя внешне был красив и статен. В частности, злопамятство Александра было таково, что однажды он даже высказал мысль о желательности оскопить малолетнего Константина Порфирородного и венчать на царство своего любимца славянина Василицу из Славинии. Императора едва смогли уговорить старые товарищи Льва Мудрого, сославшись на детский возраст и слабость Константина, неминуемо должного погибнуть после такой «операции». По счастью, авторитет покойного царя Льва VI в народе был очень высок, и Александр не решился реализовать свой план. Тем не менее из ссылки в Галакрине был срочно вызван Николай Мистик , которого с большой торжественностью приказом царя восстановили на патриаршем престоле, а престарелого Евфимия отправили в Агафов монастырь. Все дела в государстве теперь сосредоточились в руках патриарха Николая Мистика , управлявшего ими по своему разумению, не особенно задаваясь мнением царя. Постепенно все, входившие некогда в «близкий круг» императора Льва Мудрого, стали покидать государственные должности по воле архиерея. Сославшись на поражение, которое потерпел от арабов в октябре 911 г. друнгарий флота Имерий, Александр вызвал заслуженного боевого полководца к себе, долго ругал, а затем удалил в дворцовый монастырь Кампа, где тот вскоре и умер. Следующий после Евфимия удар Мистика пришелся по «евфимитам» – сторонникам низложенного патриарха. Николай потребовал от них вернуть грамоты своего отречения, подписанные в 907 г., желая таким способом обеспечить формально-юридические основания своего второго архиерейства. Но те даже не удостоили Мистика ответом: для них вопрос о каноничности и обоснованности соборного решения 907 г. не подлежал никакому сомнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И наконец, третье имя – приснопамятного митрополита Филарета, о котором можно говорить много, ибо мы ему обязаны и созданием Московской Духовной Академии, и переводом Библии на понятный русский язык, но более всего – как молитвеннику и мудрому наставнику. Поистине сотни священников вышли из-под его руки, и десятки епископов вспоминали его как мудрого наставника. Список его трудов велик, пять крупных томов составляют только его мудрые резолюции. Он был наставником не только для церковных людей, но и для власти, и освобождение крестьян непосредственно связано с его именем. Ибо и он писал Государю манифест о прекращении крепостного права на Руси. Современники называли его Филаретом Мудрым. Он был слаб – настолько, что когда в последние годы совершал богослужение в совершенно тонких, облегченных облачениях, он снимал с себя все лишнее: и дорогие архиерейские, из камешков, четки, и даже карманные часы, потому что немощь тела была настолько велика, что ему тяжело было нести даже эти малые предметы. Однажды, когда он был уже смертельно болен, во сне увидел он своего отца, протоиерея коломенского, о. Михаила, и тот сказал ему: «Блюди 19е число». И вот каждое 19е число месяца митрополит Филарет проводил в особом молитвенном уединении и за богослужением, и 19 ноября 1867 г. он уже был настолько немощен, что не мог совершить сам литургию, принял Причастие Святых Христовых тайн и скончался. К его могиле люди всегда приходили за благословением. Святейший Патриарх Алексий, скончавшийся в 1970 году, свято чтил его память и проводил в память о нем вечера, беседы со студентами, вспоминая и сам рассказы современников, лично знавших этого почившего мудрого Святителя, и передавая нам содержание его поучений, уча тому благоговейному пастырскому служению, которое проходил святитель Филарет. Святителю Филарету принадлежит молитва, которую я хочу прочитать вам, которая так и известна, как молитва Филарета, святителя Московского. Пусть Господь благословит вас от его святой иконы. Молитва, может быть, необычна по языку, но так близка по духовному содержанию:

http://azbyka.ru/propovedi/chem-noch-tem...

Во-вторых, священник Никифор мог написать только, что Андрей куплен при благочестивом царе Льве, не означая, при каком, что делается часто и другими писателями, а читатели сами могли разуметь под благочестивым царем Львом Льва Мудрого, как ближайшего к ним по времени и более известного. Последующий же издатель жития прибавил титул Великого. После издателя жития, несомненно, как нами показано, были другие дополнители и исправители этого жития. Можно указать пример восполнения и имен. По беседе святого Андрея о последних царях пред пришествием Христовым после благочестивого царя первого будет второй нечестивый; в Ватиканском и Мазариновом списках он не назван, а в Макарьевском имя ему Анраилих, четвертый царь ефиоплянин в Ватиканском и Мазариновом не назван, а в Макарьевском имя ему Иоанн 63 . Эти имена царей есть и в других эсхатологических сочинениях и из них внесены в житие Андрея. Могло также быть прибавление прозвания Великий к имени Льва, не бывшее в первоначальном тексте, и даже изменение вместо Мудрого или Философа на Великого 64 . Но мы берем самое большее. Мог ли первый издатель жития сделать в начале его прибавление Великого к имени Льва и внести дополнение о восстановлении храма апостолов Петра и Павла и о преподобном Данииле в противоречие всему житию? По нашему мнению, мог. Из других мест жития видно, что он смешивал общеизвестные историко-хронологические факты, например, святой Андрей, объясняя Епифанию слова Спасителя: молитеся, да не будет бегство ваше ни в субботу, ни в зиме ( Матф. 24:20 ), сказал, что Господь предсказал этим беды на Иерусалим, что исполнилось, ибо спустя несколько лет Антиох, пришедши от Рима, много зла сотворил иудеям (столб. 187). Так в двух древнейших списках Ватиканском и Макарьевском, а в Мазариновом исправлено: пришед, от Рима Веспасиан и сын его Тит много зла сотворил иудеям. Очевидно, в Мазариновом позднейшее исправление: пришли двое, а глаголы поставлены в единственном числе, пришед (λϑν) сотвори (πετλεσεν) 65 . Подобный анахронизм сделан и в отношении прибавления титула Великий ко Льву VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010