На другое утро Илий спрашивает Самуила: «Что же говорил с тобою Господь? Не скрывай от меня ничего!» Тогда Самуил должен был рассказать все слышанное им от Господа. Илий отвечал на это: «Он- Господь! Да сотворит, что Ему благоугодно!» Между тем, возвещенное наказание Божие не замедлило исполниться. Вскоре возгорелась война с филистимлянами. Израильтяне были побеждены и, не надеясь более собственными силами преодолеть врага, решились прибегнуть к помощи Божией, для чего принесли в стан свой ковчег завета. Но Бог, определивший отмщение Израилю, не прославил и святыни Своей перед народом. Девяностовосьмилетний старец Илий, отпустив ковчег на поле брани, сидел у дверей скинии, смотря с беспокойством на дорогу, откуда ожидал он с сердечным трепетом вести о судьбе кивота Божия. Вдруг является вестник с растерзанными ризами и с пеплом на главе, что было у израильтян знаком печали. «Что скажешь, дитя мое?» – спросил его Илий. «Израиль обращен в бегство неприятелями. Оба сына твои убиты. Кивот Божий взят в плен!» Услышав это, Илий упал от ужаса навзничь и разбился до смерти. Между тем, филистимляне отнесли ковчег завета в Азот и поставили его в храм бога своего Дагона. Но на другое утро они нашли, что бог их лежит на полу перед кивотом Божиим. Они подняли его и поставили на место, но на следующее утро нашли только туловище бога своего, валявшееся на полу перед ковчегом, голова же его, ноги и руки были разбросаны по всему храму. Тогда они взяли ковчег из храма и перенесли в Геф, но вместе с ковчегом в Гефе появилась смертоносная язва. Отсюда отправили было его в Аскалон, но жители оного, боясь подвергнуться таким же наказаниям, не хотели принять его к себе. Наконец филистимляне решились отпустить ковчег Божий из страны своей, и он чудесным образом прибыл снова в Израиль. После сего поражения израильтяне оставались целых двадцать лет под игом филистимлян. Но наконец Господь умилосердился над народом Своим и снова даровал ему победу над врагами. Израильтяне опять возвратили все завоеванные у них города, и Самуил, чтобы увековечить эту победу, поставил на самой крайней границе страны Филистимской памятник, на котором написал: Авенезер, то есть камень помощи, сказав: «Доселе помог нам Господь!»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Напротив, во 2-й главе повествование начинается гораздо ранее: «Когда Иисус распустил народ», говорится в 6-м стихе и далее, «и пошли сыны Израилевы каждый в свой дом и в свой удел, чтобы получить в наследие землю»... О смерти и погребении Иисуса Навина упоминается только в 8-м стихе: «и умер (русск. – когда умер) Иисус Навин раб Господень, будучи 110 лет, и похоронили его в предел удела его в Фамнаф-Сараи». Перечень непокоренных городов и народов, сообщаемый в 1-й главе, приходится в другой раз в начале 3-й главы. Между тем и другим перечнем можно заметить существенные различия: первый отличается мелкими подробностями и указывает, кого из хананеев не могло изгнать каждое колено; второй ограничивается общим указанием оставшихся из первоначальных обитателей Ханаана; в первом перечне в числе завоеванных городов указаны некоторые из филистимских, именно Газа, Аскалон, Экрон, по LXX и Азот, но втором пять владельцев филистимских, между которыми были и владельцы названных городов, представляются независимыми от Израильтян. Неполное завоевание Ханаана в 1-й главе объясняется недостатком военной силы у каждого колена и могуществом врагов, в 3-й прямо указываются в этом особые планы Промысла: «вот те народы», говорится в этой главе, «которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах ханаанских, для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ея». В 4-м стихе указана и другая цель: «они были оставлены, чтобы искушать ими Израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их чрез Моисея». Далее слова ангела, явившегося в Бохим, вторично в кратком и общем виде передаются в конце 2-й главы. История Гофониила с несколько иной окраской сообщается два раза, в 1-й и 3-й главе: ранее он изображается как герой исключительно колена Иудина, а в 3-й главе – как Судья-спаситель всего Израиля, согласно общей идее главной части книги. Еще следует заметить, что между 6 и 7 стихами 2-й главы нельзя установить ни хронологической, ни логической связи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Некоторые из наших худо относят это к тысячелетнему царству и по обычаю Иудеев проповедуют, что это исполнится при кончине мира, когда антихрист, пришедши из Ассирии, овладеет Египтом и Эфиопией. Ст. 24–25. В день тот Израиль будет третьим с Египтянином и Ассириянином, (будет) благословение посреди земли, которую благословил Господь воинств, говоря: благословен народ Мой в Египте, и дело рук Моих в Ассирии; наследие же Мое Израиль. Израиль отнюдь не будет раздавлен, находясь в средине между Египтом и Ассириею, в то время как то Антиохии и Димитрии тянули к себе царство Иудейское, то Птоломеи присвояли себе власть над ним; но даже, находясь и под властию Римскою, и чрез это под властию Христовою, Иудея будет в таком же состоянии, как и Египет и Ассирия, и будет благословляема во всей земле. Ибо из Сиона выйдет закон, и слово Господне из Иерусалима. Тогда будет сказано Господом: благословен народ Мой в Египте, – когда в предшествии не Моисея, а Господа Христа, бесчисленные тысячи людей наполнят пустыни, и по потоплении Фараона, скажут в пустыне: поим Господеви, славно бо прославися; коня и всадника вверже в море ( Исх. 15:1 ). Тогда дело рук Господних будет и в Ассирии, ибо эти величайшие народы процветают сонмами монахов и Египет и Месопотамия соревнуют между собою равным благочестием. Наследие же Христа – Израиль, т. е. места Его рождества, креста, воскресения и вознесения, места, к которым стекаются со всего мира. Глава XX. Ст. 1–6. В год, в который пришел Тартам в Азот, когда послал его Саргон, царь Ассирийский, и воевал против Азота и взял его, в то время сказал Господь в руку Исаии сына Амосова, говоря: пойди, и сними вретище твое с чресл твоих, и сбрось сандалии твои с ног твоих; и он сделал так, ходя нагим и босым. И сказал Господь: как ходил раб Мой Исаия нагим и босым три года, в указание и в предзнаменование о Египте и Эфиопии: так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Эфиопии, юношей и стариков, нагими и босыми, с обнаженными чреслами, в посрамление Египту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но в чем состоит мудрость Тира ( Ueз. XXVIII, 4:5 )? И устроил себе Тир крепость, накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи. Тир считает себя в безопасности от судов Божьих, потому что восседает в сердце морей (Иезек. XXVIII, 8) и есть самый богатый город на земле. Вот буря, идущая на него с севера: Господь предает его со всеми его сокровищами во власть врагов, и разбивает и разрушает его стены, основания которых были положены в море. Тиряне, говорит Диодор (VI, 41), смеялись над Александром Македонским, и спрашивали его, не считает ли он себя могущественнее Нептуна. Но если Бог захочет войти в город и разрушить его, то ни самые высокие стены, ни бездны моря не могут остановить Его, и хотя Македонянин действовал как бы от себя, однако он как орудие Божье по Его повелению, и от Его имени осадил Тир. – 4. Взятие Тира отдало во власть завоевателя весь южный берег Сирии до границ Египта. Только филистимские города могли оказать ему некоторое сопротивление. Они не утратили своего прежнего цветущего состояния, и даже, как можно думать на основании стиха 6, Персы, покорив их, оставили им их князей, как они поступили в отношении к Тиру и Сидону, следуя в этом обычаю восточных завоевателей, которым нравилось называть себя царями царей ( Ueз. XXVI, 7 ), и которые отнимали у народа его царя только в том случае, когда он вынуждал их к тому частыми восстаниями. Увидит это Аскалон, и ужаснется, и Газа также, и она вострепещет сильно, и Екрон; ибо посрамится надежда его. Враг явился, он осаждает и берет эти города, он наносит им удары, от которых они не исправятся никогда: не станет царя в Газе, которую Александр возьмет после пятимесячной осады и населит жителями соседней страны, и Аскалбон не будет царствовать более, не будет сидеть на престоле ( Aм. I, 8 ). И Азот, который видел без сомнения избиение всех своих обитателей, сдержит в своей ограде только людей, не имеющих отечества 100 , подобных колонистам, которые поселяются в Газе. И я уничтожу высокомерие, то, что составляло гордость всех Филистимлян, их сильные города, воинов и богатства. Но этот народ существует еще, его города и села еще населены: но он навсегда лишился своей славы и своего могущества, хотя он не уничтожен. – 5, 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Но в этих же главах заключается и повествование о наказаниях, постигших и Филистимлян. Ковчег завета был отвезен в город Азот и поставлен здесь в храме Дагона (V, 2 и сл.), но идол Дагон оказался разбитым, а на народ Филистимский Господь посылает казни, подобные казням Египетским, как например нашествие мышей и поражение людей болезненными наростами на теле. Страх и ужас овладевает Филистимлянами: они спрашивают своих прорицателей, которые указывают им, что бедствия их постигающие, происходят от присутствия в земле их ковчега Иеговы. По совету их, и чтобы удостовериться, что бедствия эти не случайны, они ставят ковчег Господень на колесницу, запрягают двух первородивших коров, которых телят оставляют дома, а запряженную колесницу с ковчегом и золотыми приношениями, изображавшими наказания их постигшие, выводят на дорогу и пускают без провожатых. Молодые коровы, не сворачивая никуда с пути, прямо направляются к пограничной черте и выходят к Вефсамису 173 , в пределы земли колена Иудина и останавливаются на поле Иисуса Вефсамитянина. Народ Израильский вероятно вначале не понял величие совершившегося чуда; жители Вефсамиса (1 Ц. VI, 19), хотя принесли во всесожжение коров, запряженных в колесницу на большом камне (ст. 4), но обращались с ковчегом не как со святынею, до которой могли касаться только Левиты, а открывали ковчег и заглядывали в него, и за то «поразил их Господь» 174 . Тогда только вспомнили Вефсамитяне закон Моисеев и обратились в близлежащий город Кириаф-иарим, и вызвали оттуда семью Левитов, – глава которой был Аминадав 175 ; и тогда Левиты взяли ковчег Господень и понесли его «на холм» (VII, 1) и поставили в доме Аминадава, «и сына его Елеазара посвятили, чтобы он хранил ковчег Господа». И стоял ковчег Господа в Кириаф-иариме в доме Аминадава двадцать лет. То, что недоговорено в книге первой Царств о событиях этого времени, то восполняется другими свидетельствами Священного Писания . Так, Псалом 77 (Асафа, современника Давида) говорит в ст. 59 – 64;... «воспламенился (Господь) гневом... и отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками и отдал в плен крепость свою... и предал мечу народ Свой». Из этого мы видим, что после взятия ковчега и смерти Илии самый Силом был взят и разграблен и дом Божий, там находившийся разрушен 176 . В том же 77 псалме (ст. 67) сказано: «Господь отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал, а избрал колено Иудино, гору Сион» 177 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но ужаснее всего было то, что и самая святыня народа, ковчег завета был взят в плен, и оба сына первосвященника убиты при его защите. Престарелый первосвященник «сидел на седалище при дороге у ворот и смотрел; ибо сердце его трепетало за ковчег Божий». Но вот один вестник с поля битвы прибежал в город со страшным известием, и «громко восстонал весь город». Девяностовосьмилетний первосвященник в тревоге спросил его: «что произошло, сын мой?» «И отвечал вестник и сказал: побежал Израиль пред филистимлянами, и поражение великое произошло в народе, и оба сыновья твои, Офни и Финеес, умерли, и ковчег взят». Последнего известия не вынес старец. Лишь только вестник упомянул о ковчеге, как «Илий упал с седалища навзничь у ворот; сломал себе хребет и умер; ибо он был стар и тяжел». Жена убитого Финееса от ужасной вести совершила преждевременные роды; когда окружающие ее женщины хотели утешить ее радостным известием о рождении сына, она была безутешна и, умирая, вопила не о своем погибшем муже, а о том, что «отошла слава от Израиля: ибо взят ковчег Божий», в горестное воспоминание о чем и сыну своему дала имя Ихавод, т.е. Бесславие. И действительно, это страшное бедствие грозило не только бесславием, но и полной гибелью народу. Сам Бог оставил его теперь, с ковчегом завета отходила от него не только слава, но и политическое существование, за которым должно было следовать рабство и полное уничтожение от торжествующих врагов. Но милость Божия беспредельна, и даже это страшное бедствие было лишь новым уроком неверному народу и новым доказательством истины и всемогущества единого Бога Израилева. Среди воплей израильтяне скоро услышали удивительное известие, что филистимляне по прошествии семи месяцев с необычайным благоговением возвращали ковчег завета обратно народу израильскому. По взятии его в плен, филистимляне с торжеством повезли его в свой город Азот и в качестве победного трофея поставили в капище своего бога Дагона. Но на следующее утро оказалось, что «Дагон лежит лицом своим к земле пред ковчегом завета».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Он принес первую весть об ужасном поражении Израильтян. В городе поднялся вопль. Илий, услыхавши вопль, спрашивал: «что значит это смятение?» Вестник поспешил предстать Илию и сказал о себе, что он сегодня же прибежал с битвы. Илий спросил: «что там случилось, сын мой?» Тот отвечал ему: «Израильтяне побежали от Филистимлян; в нашем войске страшное поражение; оба сыновья твои, Офни и Финеес, пали мертвыми, и ковчег Божий взят». Только что вестник упомянул о ковчеге Божием, Илий упал со стула навзничь к дверям, сломил себе шею и умер. Ему было уже 98 лет. Невестка Илиева, жена Финеесова, готовилась родить. Весть, что ковчег Божий взят, и что ее свекор и муж умерли, ускорила ее собственные болезни. Она уже не в состоянии была радоваться, когда сказали ей, что у нее родился сын; она могла только проговорить имя для новорожденного младенца: И-хавод, то есть нет славы, переселилась слава от Израили. Это были ее последние слова: она умерла с тяжкою мыслию, что ковчега Божия уже нет у Израиля. 1Цар. 6:1–7:1 Но ковчег и в пленении прославил имя Бога Израилева. Филистимляне принесли его в Азот, и поставили в храме Дагона, рядом с этим идолом. Но на другой день, когда они рано утром вошли в храм, нашли своего идола лежащим на земле пред ковчегом Божиим. Они подняли Дагона и опять поставили на свое место. Только на следующее утро, отворивши двери храма, Филистимляне увидали, что голова в кисти рук от идола лежат на пороге, а туловище его повержено пред ковчегом. И вскоре сами жители Азота почувствовали карающую руку Божию. На них появились опухоли, которые не давали им садиться; а на полях большое опустошение производили мыши. Тогда жители Азота пригласили в себе всех князей филистимских и спрашивали, что им делать с ковчегом Бога Израилева, Который так жестоко казнил и их, и Дагона, бога их? Положено было перенести ковчег в другой филистимский город Геф: но и Геф постигли те же казни. Жители Гефа препроводили его в третий филистимский город Аккарон: здесь появилась большая смертность; оставшиеся в живых поражены были болезненными опухолями; нивы пожираемы были мышами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Он сказал в ответ: «верую, что Иисус Христос есть Сын Божий». И приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду – Филипп и евнух и крестил его. Когда же они вышли из воды. Дух Святой сошел на евнуха ( Дeяh. VIII, 26–39 ). По мнению ученых этот источник в Бефцуре не далеко от Хеврона (Бефцур упоминается у Иисуса Навина XV, 58 и Неемии III, 16). По крещении евнуха, Филипп восхищен был Ангелом Господним и Ефиоплянин не видел его и продолжал путь свой, радуясь. А Филипп оказался в Азоте ( Дeяh. XIII, 39–40 ). Азот (древний город, упоминаемый у Иисуса Навина, XI, 22; XIII, XV, 47. Cyдeй I, 17 ) один из главных Филистимских городов на восточном берегу Средиземнаго моря между Аккароном и Аскалоном, в 15–20 милях от Газы; ныне здесь селение Ездуд. (Архим. Никифор, Библ. энц. I в. 26 стр.). Ап. Филипп, как в Азоте, так и в других (Филистимских городах) проходя, благовествовал, пока не возвратился в Кесарию ( Дeяh. VII, 40 ). Здесь св. Филипп проживал в своем доме с семейством. Во время второго путешествия ап. Павел с своими спутниками на пути в Иерусалим из Птолемаиды посетил ап. Филиппа. «На другой день, мы – бывшие с Павлом, пришли в Кесарию и, вшедши в дом Филиппа благовестника, одного из иудеев, остались у него. У Филиппа было четыре дочери девицы, пророчествующие» ( Дeяh. XXI, 8–9 ). Одна из дочерей, Ермиония, знала врачебное искусство и исцеляла больных (память ее 4 сент.). Этим фактом и заканчиваются сведения о Филиппе из новозаветных книг. По церковному преданию, Филипп из Кесарии посетил Иерусалим, и был апостолами рукоположен во епископа г. Траллии (Траллес), этот город находился в области Карии, на юго-западном конце Малой Азии между Лиддиею и Фригиею. В г. Траллии св. Филипп многих просветил св. крещением и скончался в глубокой старости (Четьи-Минеи св. Димитрия 1 окт.). Есть впрочем мнение (см. у С. Терновского -Православный Собеседник, 1900 г., 575), что ап. Филипп из 7 диаконов был епископом г. Магнезии (в 20 верстах от Ефеса). Память сего св. ап. Филиппа совершается 11 октября и вместе с 70 апостолами 4 января), у католиков – 6 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Под условием праведности и смиренномудрия пророк подает своим слушателям некоторую надежду избавиться от общей гибели 4 . Но это есть лишь частичная и не лишенная неуверенности надежда. Суд неизбежен, и он прострется не на Иудею только, но и на другие народы. Но именно ввиду грядущего суда Божия праведники должны являть требуемые от них пророком добродетели: после суда Божия над нечестивыми настанет новый, лучший порядок вещей, при котором будет восстановлено требуемое нравственным законом соответствие между нравственным достоинством человека и его внешним состоянием. Отсюда речи против иноплеменников, начинающиеся со ст. 4-го, соединяются с предыдущею речью увещания к Иудеям причинным союзом ки, διτι, quia; ближайшую связь двух отделов главы II-й блаж. Феодорит выражает так: «Если приступите к упомянутому выше покаянию, то приобретете спасение, а города иноплеменные потерпят предсказанные бедствия» (с. 47). Соф.2:4 .  Ибо Газа будет покинута и Аскалон опустеет, Азот будет выгнан среди дня и Екрон искоренится. Соф.2:5 .  Горе жителям при­морской страны, народу Критскому! Слово Го­с­по­дне на вас, Хананеи, земля Филистимская! Я истреблю тебя, и не будет у тебя жителей, – Соф.2:6 .  и будет при­морская страна пастушьим овчарником и загоном для скота. Соф.2:7 .  И достанет­ся этот край остаткам дома Иудина, и будут пасти там, и в домах Аскалона будут вечером отдыхать, ибо Го­с­по­дь Бог их по­сетит их и воз­вратит плен их. Грозная речь пророка обращается, прежде всего, к западным соседям евреев – филистимлянам. Именем земли филистимской, евр. Пелешет (в греческой передаче Παλαιστνη, ср. Herod. Hist II, 104; VII, 89), Пс 59.10 ; Ис 14.29 и др., в Библии называется береговая полоса нынешней Сирии от Яффы до Газы, в библейский период граничившая с коленами Дановым, Симеоновым и Иудиным. Имя встречается в клинообразных письменах в формах Palastu, Pilistu. Находящийся также в эфиопском языке корень этот выражает понятие странствования, переселения, что напоминает передачу у LXX народного имени пелиштим нарицательным: λλφυλοι, иноплеменники.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» сайт о саде и огороде Азот входит в состав всех белков и нуклеиновых кислот, а потому он критически важен для жизни. Атмосферный азот, однако, не усваивается растениями. Расскажем, как они обходят эту проблему, и как мы можем им помочь. Молекула любого белка представляет собой цепочку остатков аминокислот, в каждой из которой содержится как минимум один атом азота. Пролин, аспарагин, триптофан, глутамин и лизин содержат по два атома азота, а аргинин и гистидин — целых три. Молекула ДНК, которая отвечает за сохранение генетической информации, и молекулы РНК, которые играют важную роль в кодировании, прочтении, регуляции и выражении генов, в каждом звене содержат азотистые основания с несколькими атомами азота. Отсюда следует ключевая роль азота в жизни всех организмов. Роль азота в жизни растений Азот один из самых важных элементов для питания растений и образования хлорофилла, а потому влияет на фотосинтез. Поскольку азот входит в состав белков и молекул, обеспечивающих передачу генетической информации, он влияет на рост листьев и стеблей. Элементарный азот, находящийся в воздухе в виде двухатомного газа N 2 , очень по своей реакционности близок к инертным газам. Для того, чтобы его превратить в аммиак в промышленности используется процесс, проходящий при температуре +1000°С, давлении в 10 атмосфер и в присутствии платинового катализатора. Неудивительно, что атмосферный азот не усваивается растениями напрямую через листья, как они это делают с углекислым газом. Удивительно, что есть бактерии, которые справляются с этим без гигантских энергетических затрат, как в промышленности. Растения всасывают корнями азотсодержащие вещества из почвы, куда они попадают благодаря деятельности особых азотфиксирующих бактерий. Сейчас известно свыше 80 видов и разновидностей бактерий, несколько видов актиномицетов, дрожжей, дрожжеподобных организмов и плесневых грибов, способных фиксировать азот. Они населяют почву, дно морей и пресных водоемов. Раньше полагали, что такие бактерии могут существовать только в кислых почвах. Сейчас установлено, что они неплохо развиваются и в нейтральных и щелочных почвах. Развитие азотобактера и фиксация им азота в значительной степени зависят от наличия в среде фосфора, кальция и других микроэлементов (молибден, бор, ванадий, железо, марганец). К сожалению, естественное накопление азота в почве идет медленно, а извлечь его культурные растения могут очень быстро — для этого хватает всего несколько лет. Последствия и признаки недостатка азота

http://azbyka.ru/garden/priruchenie-azot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010