Значительной удачей археологов была и находка в 1948 г. древнего еврейского манускрипта книги пророка Исаии. Известный американский ученый Олбрайт высказал мнение, что он был написан примерно в 100 г. до Р. X. Древность рукописи подтверждают и Миллар Барроуз из Йельского университета, Сукеник из Еврейского университета в Иерусалиме и Джон Тревер. Такой древний манускрипт Исаии особенно важен потому, что самая ранняя еврейская рукопись этой книги, которой мы располагали до этого, восходит примерно к 900 г. по Р. X. Еще большую значимость имеет близкое сходство этого манускрипта с традиционным еврейским текстом, происходящим от более позднего списка. Профессор Миллар Барроуз отмечает: этот манускрипт не содержит ничего, что можно было бы охарактеризовать как «большие добавления или пропуск» и что «нет никакой путаницы или существенного нарушения порядка в тексте». 356 Археолог Джозеф Фри говорит по этому поводу: «Значительное сходство между этим древним манускриптом и теми, которые датируются тысячелетием позже, свидетельствует о тщательности, с которой переписывались тексты Священного Писания, и укрепляет нашу уверенность в особой точности позднейших списков, с которых сделаны наши английские переводы». 357 В книге пророка Исаии в 20-й главе (еврейский текст) говорится о том, что примерно в 711 г. до Р. X. ассирийский царь Саргон II воевал против филистимского города Азота (или Ашдода), в котором имели место волнения против Ассирии. Это сообщение Ветхого Завета особенно интересно, так как долгое время оно было единственным, в котором упоминается о Саргоне. Никто другой из древних писателей не приводит имя Саргона. Однако во время недавних раскопок на территории древней Ассирии имя Саргона было обнаружено запечатленным в надписях на кирпичах, стелах и т.п., был найден также бюст этого знаменитого ассирийского царя. Кроме того, в надписях того времени, найденных там же, обнаружили и текст летописца двора Саргона И, который описывает поход Саргона на Азот, о котором нам сообщает Ветхий Завет. В этом тексте, высеченном на стенах царского дворца Саргона, среди прочего говорится следующее: «Азури, царь Ашдода (то есть Азота), не хотел больше платить дань и (поэтому) отправил посланцев к соседним царям, чтобы начать враждебные действия против Ассирии (...). Я быстро подошел (...) к Ашдоду, его столичному городу, осадил и взял города Ашдод, Геф и Ашдудимму...». 358 Кроме того, одно интересное письмо из древнего города Нимруда, в котором речь идет о данниках из Египта, Газы, Иудеи, Моава, Эдома и Екрона (Аккарона), может быть датировано временем этого похода Саргона. 359

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Разделы портала «Азбука веры» 6 Дек 2021 В Израиле при раскопках в Ашдод-Яме были обнаружены остатки базилики 1600-летней давности. Это делает ее одной из первых и крупнейших христианских базилик на Святой Земле. Раскопки ведутся на этом месте с 2017 г. Ученые обнаружили много подтверждений того, что на этом месте жили и служили диакониссы, поэтому церковь уже стали называть «Церковью диаконисс». Об этом сообщает «Cедмица.RU» . Базилика была украшена мозаикой и вмещала множество гробниц с надписями и без. Среди надписей есть следующие имена: Святая Матерь Софрония, Феодосия диаконисса, диаконисса Григория. Одна гробница, находящаяся в центральной апсиде храма, рядом с алтарем, не имеет надписей. Вероятно, в ней покоилась святая или высоко почитаемая женщина, хотя в захоронении нет каких-либо надгробных предметов, типичных для идентификации святого у древних христиан. Гробница, по мнению ученых, относится к позднеримскому периоду и старше местной базилики. Большинство гробниц в этом храме были вторично использованы для массовых захоронений в VI в., скорее всего, когда чума опустошила Византийскую империю в 540х годах (свидетельством этого является быстрое, легкое запечатывание могил и то, что останки были обработаны известью). Но загадочная гробница женщины у алтаря осталась нетронутой. Вероятно, церковь была построена в ее честь. При этом остается открытым вопрос о том, кем она была. Согласно мнению профессора А. Фанталкина, археолога из Тель-Авивского университета, возглавляющего раскопки, эта женщина могла быть одной из дочерей апостола Филиппа, который был в Ашдоде (Азот — Деян. 8:40 ), а его дочери пророчествовали ( Деян.21:9 ). В настоящее время предпринимаются попытки превратить место раскопок в место паломничества, доступное для общественности и ученых. Однако это потребует дальнейших дополнительных инициатив со стороны израильского правительства. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 3  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/na-svjatoj-zemle-n...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТРА ДЕЯНИЯ [Греч. Πρξεις Πτρου; лат. Acta Petri], раннехрист. сочинение (ок. 2-й пол. II в.), одно из деяний апостолов апокрифических , к-рое было широко распространено в христ. мире. П. д. сохранились в разрозненных фрагментах в рукописях на разных языках, совр. исследователи реконструируют из них 4 больших эпизода некогда единого текста. Сюжетные и логические связи между фрагментами остаются предметом дискуссий. Наиболее значительный из них - последний, сохранившийся в лат. рукописи Vercelli. Bibliot. Capimolare. N 158, также известный как «Верчелльские акты (деяния)». Он представляет собой древнейшее сохранившееся пространное произведение, посвященное пребыванию в Риме ап. Петра и его мученической кончине. Содержание В эпизоде I (Angel. 108) на пути в Азот (ныне Ашдод, Израиль) ап. Петру встретились диавол в виде «архангела света» и 7 бесов в благообразном облике (Acta Petri. I 1). На вопрос ап. Петра, обращенный к диаволу, кто он, тот ответил, что архангел праведности, а его спутники - ангелы разных добродетелей. Однако Петр понял, что это диавол, призвал имя Иисуса и осенил их крестным знамением (I 3). Диавол, испуганный именем Христа, по требованию Петра стал рассказывать, что он - начальник 600 ангелов тьмы, но апостол заставил его замолчать, как затем и др. бесов (I 4). Второй бес признался, что он бес лукавства, соблазняющий юношей и клириков (I 5), 3-й - бес лжи, совращающий в т. ч. клириков (I 6), 4-й - бес прелюбодеяния, заставляющий в т. ч. убивать незаконнорожденных детей (I 7), 5-й - бес сребролюбия, соблазнивший Иуду (I 8), 6-й - бес клеветы, устраивающий ссоры (I 9). Седьмой осудил христиан за то, что они причащаются и молятся, хотя лгут и клевещут, и что Бог все равно принимает их после покаяния в рай (I 10). Через 7 дней, пока на земле не грешили, ап. Петр отпустил бесов (I 11). Эпизод II, с дочерью ап. Петра и Птолемеем, происходит в неизвестном месте во время воскресного собрания христиан.

http://pravenc.ru/text/2580438.html

располагались войска Селевкидов, к-рые атаковали отсюда повстанцев в Иудее (1 Макк 4. 15; 2 Макк 10. 15, 17; 12. 32; Ios. Flav. Antiq. XII 7. 4). Иуда Маккавей позднее захватил идумейские города Хеврон (1 Макк 5. 65), Марешу и Азот (Ашдод) ( Ios. Flav. Antiq. XII 8. 6). В 163 г. до Р. Х. наместник зап. селевкидских провинций Лисий возобновил наступление на Иудею с территории И. (1 Макк 6. 31, 50; Ios. Flav. Antiq. XII 9. 4-5). Атаки повторились в 143 г. до Р. Х. (1 Макк 13. 20; Ios. Flav. Antiq. XIII 6. 4). Хасмонейский правитель Иоанн Гиркан I завоевал И., принудил ее муж. население пройти обряд обрезания (1 Макк 4. 36-59) и включил в состав Хасмонейского гос-ва ( Ios. Flav. Antiq. XIII 15. 4). При Александре Яннае правителем И. был назначен Антипатр (Ibid. XIV 1. 3). Он или его сын, носивший такое же имя, вместе с набатейским царем Аретой III поддерживал хасмонея Гиркана II в его борьбе за трон с Аристовулом (Ibid. XIV 1. 3). И. (без г. Мареши) осталась частью рим. пров. Сирия (Ibid. XIV 4. 4) после политической реорганизации Палестины Помпеем в 63 г. до Р. Х. После раздела царства Ирода И. попала под власть этнарха Архелая (Ibid. XVII 11. 4-5). В 41-44 гг. была в составе царства Агриппы I (Ibid. XIX 5. 1). В 6-41 гг. и после 44 г. И. как часть Иудеи находилась под непосредственным управлением римлян. Во время 1-го антирим. восстания в 68 и 69 гг. нек-рые группы зилотов (напр., Иоанна Гисхальского) пытались привлечь идумеев на свою сторону. В то же время группировка Шимона бар Гиоры подвергла И. разграблению ( Ios. Flav. De bell. IV 9. 5). После взятия Иерусалима войска Веспасиана опустошили И., часть населения была уничтожена, мн. жители переселены в др. места. После 70 г. И. включена в состав пров. Иудея. Лит.: Schalit A. König Herodes: Der Mann und sein Werk. B., 1969; Hengel M. Judentum und Hellenismus. Tüb., 19732; Fischer T. Seleukiden und Makabbäer. Bochum, 1980; H ü bner U. Idumea//ABD. Vol. 3. P. 383; Беляев Л. А., Мерперт Н. Я. От библейских древностей к христианским: Очерки археологии эпохи формирования иудаизма и христианства. М., 2007. Рубрики: Ключевые слова: АВРОН 1. Один из станов евреев во время путешествия их по пустыне из Египта в землю обетованную; 2. Река в Месопотамии (Иудифь 2. 24), точное местоположение к-рой неизвестно ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. ДЕСЯТИГРАДИЕ встречающееся в Евангелиях и принятое в эллинистическо-рим. эпоху название группы городов, лежавших (кроме Скифополя) к востоку от р. Иордан и Галилейского м.

http://pravenc.ru/text/293555.html

Апостолу посвящены основные соборы Коптской Церкви (патриарший кафедральный в р-не Эль-Аббасия в Каире и старый кафедральный в р-не Эль-Эзбекия; кафедральный в Александрии; в Хартуме - 1-й на территории Судана и др.), его имя носят и важные социальные институты (больница в Каире, Центр коптских исторических исследований и др.). В начале «Истории Александрийских патриархов» , основополагающего памятника копто-араб. церковной историографии, помещены Житие М. (оригинал неизв.) и Мученичество М. (восходит к греч. версии BHG, N 1035). Согласно Житию, М., носивший имя Иоанн, был сыном ап. Аристовула , к-рый в свою очередь назван здесь старшим братом ап. Варнавы (однако ниже в соответствии с общепринятой традицией сестрой Варнавы названа мать М. Мария). Аристовул и Варнава жили в Кирене (запад Пентаполя), занимались земледелием, имели значительное состояние, хорошо знали закон Моисеев. Потеряв имущество в результате набега берберов и эфиопов в правление римского имп. Августа (31 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.), они уехали в Палестину. Здесь, близ Иерусалима, и воспитывался М. Он часто посещал ап. Петра, жена которого приходилась двоюродной сестрой его отцу, и был обращен им в христианство. Однажды, гуляя с отцом возле Иордана, М. именем Иисуса Христа умертвил приблизившихся льва и львицу, а также их потомство, повелев, чтобы и впредь львы не жили в этой местности. Пораженный Аристовул попросил принять его и брата в число учеников Христовых. Затем М. вступил в спор с язычниками г. Азот (см. Ашдод ), поклонявшимися луне и оливковому дереву. По молитве М. луна человеческим голосом объявила, что не является божеством, а дерево упало. Разъяренные язычники схватили М. и, избив, передали иудеям, а те заключили его в темницу. Однако ночью Христос чудесным образом освободил апостола. Мощи М. находились в церкви в Вуколе, получившей его имя, в 311 г., когда претерпел мученическую кончину сщмч. Петр Александрийский. После разделения египетских христиан в V-VI вв. на халкидонитов (мелькитов) и нехалкидонитов (коптов) церковь осталась во владении мелькитов.

http://pravenc.ru/text/2562164.html

Конечно, большой интерес вызывала эпоха царя Давида, когда роль филистимлян на политической арене резко сошла на нет. В одном из фрагментов библейского текста сообщается, что Давид подчинил Гат и положил конец его зависимости от филистимлян. Раскопки, однако, показали сохранение их экономического влияния, хотя материальная культура города и его окрестностей стала семитской. В любом случае до середины VIII века до н.э. город оставался независимым. По всей видимости, решающим для Гата стал поход в 712/711 года до н.э. ассирийского царя Саргона II, захватившего Гат, Ашдод и Ашдод-ям. После этих событий Гат исчезает из исторических источников. А как же Голиаф? Вопрос пока остается без ответа… Ашкелон город времен Самсона и Далилы " Иуда взял также Газу с пределами ее, Аскалон (Ашкелон) с пределами его и Екрон с пределами его " (1 Книга Судей 1:18); " И сошел на него (Самсона) Дух Господен, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, снял с них одежды, и отдал перемены платья их разгадавшим загадку… " (1 Книга Судей 14:19); " И отослали они (жители Гефа) ковчег Божий в Аскалон, возопили Аскалонитяне, говоря: принесли к нам ковчег Бога Израилева, чтоб умертвить нас и народ наш… " (1 Книга Царств 5: 10); " Оплешивела Газа, гибнет Аскалон, остаток долины их (филистимлян). Доколе будешь посекать, о меч Господен! доколе ты не успокоишься? возвратись в ножны твои, перестань и успокойся. Но как тебе успокоиться, когда Господь дал повеление против Аскалона и против берега морского? туда Он направил его " (Книга Пророка Иеремии 47: 5-7). Самый древний и самый большой морской порт Ашкелон расположен на средиземноморском побережье Израиля в 40 милях к югу от Тель-Авива. Он был столицей правителей Ханаана, филистимлянским портом, с ним же связана история библейского героя Самсона. В период Средней Бронзы (2000-1550 гг. до н.э.) территория Ашкелона составляла почти 50 гектаров. Его окружали мощные глиняные валы. Наверху их дополняла большая сырцовая стена с самыми древними в мире арочными воротами. Их остатки сохранились на высоту 3,6 метров а ширина составляла около двух с половиной метров, что легко позволяло проехать колеснице. По бокам ворота охраняли две башни из сырцового кирпича, сохранившиеся на высоту около шести метров. Их, правда, дважды надстраивали. Ворота на протяжении Среднего Бронзового века несколько раз разрушались и восстанавливались. С самого начала арочный проход через ворота был настолько длинным, что строителям пришлось применить особую конструкцию, поддерживающую фундамент постройки. Уникальный коробовый свод из камня, покрытого штукатуркой, соединял наружные и внутренние арки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

Глава 20 (1) В год нашествия Тартана на Ашдод, когда Саргон, царь ассирийский, посылал его завоевать и взять Ашдод 115 , (2) в то время Иегова так сказал Исаие, сыну Амоцову: «ступай, сними одежду с чресл твоих и сапоги сбрось с ног твоих». Он так и сделал, ходя нагой и босой. (3) И сказал Иегова: «что раб мой Исаия ходит нагой и босой, – это за три года предзнаменование и предвещание для Египта и Хуша. (4) Так погонит царь ассирийский пленников египетских и переселенцев из Хуша, юношей и стариков – нагих и босых (а обнажённые бедра – срам для египтян). (5) Тогда убоятся и постыдятся Хуша – опоры своей, и Египта – похвальбы своей. (6) И скажет в то время житель этой страны: «вот сила опоры нашей, к которой мы бежали за помощью, за избавлением от царя ассирийского! как же спасемся мы»? XIV Приговор приморской долине 116 . 115 Хотя ни лицо, ни время царствования Саргона, царя ассирийского, не известны в точности, но, судя потому что Тартан был одним из предводителей войска ассирийского, по приказанию Санхерива, царя ассирийского опустошавшего Иудею в 14 – й год царствования Езекии ( 4Цар. 18, 17 ), нужно полагать, что Саргон был предшественником Санхерива на престол Ассирии, следовательно, царствовал ранее 14 года Езекии. Взятие Ашдода (Азота), значительной филистимской крепости на границах Египта, было необходимо для ассириян, как первый шаг к вступлению в Египет, война с которым продолжалась уже несколько лет и только на время приостановилась после чудесного поражения Санхерива. Таким образом это образное пророчество за неимением ясных исторических указаний нужно относить ко времени от 11 до 13 года царствования Езекии, потому что в 14 – й год царём ассирийским уже является Санхерив, и Исаия, по поводу дерзких речей Тартана, Рав – Сариса и Равшаке предсказываетъ гибель не египтян а ассириян. 116 Эта речь пророка несомненно относится к Вавилону. Эту вторую речь против Вавилона можно с большою вероятностью отнести к 15 или 16 году царствования Езекии, когда, после чудесного выздоровления Езекии, вавилонский царь Меродах – Баладан прислал к нему послов с поздравлением о его выздоровлении. Езекия от радости о таком почётном посольстве показал послам все, что заслуживало внимания в его дворце. Пророк Исаия укорил царя за это тщеславие и грозил, что все драгоценности, виденные вавилонскими послами, будут со временем перенесены в Вавилон и потомки Езекии отведены в позорный плен. Езекия смиренно принял это грозное предсказание ( 4Цар. 20, 12 – 19 . Ис. 39 ). Очень вероятно, что пророк, видя смирение царя, поспешил, по своему обычаю, вслед за обличением подать и утешение в предсказании совершенного падения страшных врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Что произошло дальше — неизвестно. Из надписи Саргона мы узнаем, что против него восстали не только Ашдод, Эдом и Моав, но и Иудея. Ашдод, был разрушен в 711 году. Кара, однако, миновала Иудею. По-видимому, на этот раз Исайя взял верх над «князьями Иуды», и в последний момент Езекия отказался от участия в войне. Но Шебна не считал себя побежденным и только ждал подходящего момента, чтобы возобновить свои происки.   Предсказание Исайи при его жизни не исполнилось; ни Саргон, ни его сын не смогли покорить Египет; тем не менее, именно в эти годы империя Ассура приблизилась к зениту своего могущества. Владения ее простирались от Малой Азии и Кипра до Палестины и Вавилонии. Правда, Вавилон едва не ускользнул из рук ассирийцев. В то время, когда Саргон штурмовал Самарию, там захватил власть халдейский царь Мардук-Палиддин. Трудно найти человека, который бы с таким изумительным упорством вел борьбу против Ассирии. Его портрет весьма мало вяжется с его биографией. Скульпторы представляли царя в виде приземистого тучного бородача с добродушным выражением лица. Между тем у Ассирийской империи не было более опасного, смелого и изворотливого врага. Саргон лично возглавил поход на Вавилон. Сопротивления ему не оказывали, а многие даже встретили его как освободителя. Но самого Мардук-Палиддина Саргону захватить не удалось. Когда ассирийцы торжественно вступали в Вавилон, халдей уже был далеко в горах Элама. За ним выслали погоню, но он скрылся на востоке, для того чтобы еще раз появиться уже при преемнике Саргона. Присоединив наконец Вавилон к своей державе, Саргон вознамерился дать ей достойную столицу. Выбор его пал на местечко близ старинного города Ниневии на Тигре. Там по повелению царя началось огромное строительство, длившееся несколько лет. Город получил название Дур-Шарукин, Град Саргона. Это было любимое детище завоевателя, он сам указал место, где будет стоять его дворец, и непосредственно следил за выполнением проекта. Работы шли днем и ночью. К 707 году крепость, дворец и башня-зиккурат были завершены. Вопрос о населении города решился вполне по-ассирийски. «Людям со всех концов света, — с гордостью писал Саргон, — разноязычным, проживающим в горах и долинах… которых я увел в неволю, я приказал говорить на одном языке и поселил их тут». Мог ли он предвидеть, что ему не суждено будет прожить в своей столице и двух лет и что недалеко время, когда пески погребут Дур-Шарукин на двадцать пять веков? Еще меньше он мог подозревать, какой необычный соперник его власти жил в те дни в Иерусалиме. В то самое время, когда властитель Ассура воздвигал свой великий город, пророк Исайя тоже трудился для некоего всемирного царства. Оно рождалось не на полях сражений и не под стенами крепостей, а без насилий и кровопролитий в доме, при неровном свете лампы. Пусть оно вырисовывалось еще неясно, проступая как бы в предрассветной дымке, но оно уже заявляло о себе как о реальности, как о силе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В сороковых годах нынешнего столетия в бедной турецкой деревне Корсабаде отрыты остатки дворца этого великого государя. Надписи, которые найдены в этом дворце и затем при дальнейших раскопках Ниневии, значительно познакомили нас с его деятельностью. После смерти Салманассара под стенами Самарии, Сарукин стал во главе ассирийского войска, потом, победивши законных наследников и их приверженцев, утвердился и на ассирийском престоле. Он докончил дело Салманассара – овладел Самарией и вероятно Тиром. Затем спустился в филистимскую землю, и здесь после более или менее продолжительной осады взял сильную крепость Ашдод. Филистимская земля была военной колонией Египта, и Ашдод мог служить прекрасным базисом для военных действий против этой державы. Таким образом после падения этой крепости столкновение между Ассирией и Египтом сделалось неизбежным. По свидетельству памятников 3 сам Сарукин не раз предпринимал поход в Египет, и одержал здесь несколько побед; но ему все-таки не удалось окончательно овладеть этой страной. Он умер оставив эту задачу в наследство своему сыну Санхерибу. Таковы были политические обстоятельства в древнем мире пред началом того события, история которого служит предметом моего чтения. Обращаюсь теперь к Иудее. Здесь около 727 года до P. X. вступил на престол Езекия, сын и преемник Ахаза. Это – один из лучших иудейских царей. По своему направлению он был прямой противоположностью отца. Как Ахаз преклонялся пред всем чужеземным, так Езекия – пред всем национальным. Он заботился о восстановлении древне-иудейской религии и древне-иудейских нравов. Он избрал Моисеев закон своей путеводной звездой, чтобы образовать по нему жизнь свою и своею народа. Справедливый и великодушный, поэтически настроенный, кроткий и уступчивый Езекия, как кажется, наследовал свою натуру от матери, и развился под влиянием пророков и левитов. До нас дошло несколько прекрасных, написанных этим царем стихотворений. Вот одно из них, в котором он, вероятно при вступлении на престол, обнародовал программу своего правления: Буду ходить в непорочности моего сердца В моем доме; Не потерплю пред моими очами Вещи непотребной; Я ненавижу преступное дело, Не прилепится оно ко мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pohozh-...

Местом расположения древнего А. считают городище Телль-Ашдод, примерно в 10 км южнее совр. А. и в 15 км северо-западнее Аскалона . Памятник делится на верхний город (ок. 15 м над долиной, 50 м над уровнем моря) и нижнюю, равнинную часть. Раскопки 1962-1963 гг. показали, что город обладает сложной стратиграфией. До 19 слоев обживания отложились здесь в период от момента перехода к эпохе поздней бронзы вплоть до визант. времени. Эпоха раннего и среднего бронзового века выражена слабо. Древнейшее укрепленное поселение в А.- город ханаанской эпохи, построенный ок. 1600 г. до Р. Х. (возможно, египтянами как военно-торговый центр их владений в Палестине в период после изгнания гиксосов ). Ряд фаз этой эпохи датированы по керамике, произведенной в Греции и на островах Средиземного м. Это согласуется с древнейшим упоминанием об А. в клинописном тексте из Угарита (XIV в. до Р. Х.), где говорится о вывозе из него тканей, в т. ч. окрашенных пурпуром. Ханаанский период завершается разрушением города (2-я пол. XIII в. до Р. Х.). В XII в. до Р. Х. здесь появились филистимляне , о чем свидетельствует напоминающее крепость сооружение, где обнаружена характерная для XII-XI вв. до Р. Х. декоративная керамика. Наибольшего развития поселение достигло в X-VIII вв. до Р. Х., в эпоху Иудейского гос-ва. Число жителей выросло стремительно, так что освоенными оказались не только верхний город, но и склоны холма и даже часть равнины. Общая площадь увеличилась примерно в 4 раза, достигнув ок. 30 кв. км и превратив А. в самый большой город в Палестине железного века. Завоевание города ассирийцами подтверждается находкой - фрагментами 3 лапидарных клинописных надписей, связавших захват города непосредственно со вторжением Саргона II (712-711 гг. до Р. Х.). В VII в. до Р. Х. город восстановили, но он был уже гораздо меньше и претерпел новые разрушения, возможно от вавилонского царя Навуходоносора II . В эпоху персид. господства вновь отстроенный город стал столицей одной из провинций, что подтверждают находки, среди к-рых остракон - фрагмент сосуда, надписанный по-арамейски в V в. до Р. Х. В античную эпоху город все еще процветал: отрыты руины общественных зданий, найдены керамика, монеты, светильники и т. п. Позднерим. и визант. эпохи были временем упадка города, превратившегося в большой сельскохозяйственный поселок. А. заслонил портовый пригород на побережье (Azotus Paralius), на холме до 1948 г. оставалась только араб. деревушка Издуд.

http://pravenc.ru/text/77244.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010