Глава XX. Ст. 1 и след. В год, в который вошел Тартан в Азот, когда послал его Саргон, царь Ассирийский, и воевал против Азота и взял его: в то время сказал Господь в руку Исаии сына Аммосова, говоря: пойди, и сними вретище твое с чресл твоих и сбрось обувь твою с ног твоих: и он сделал так, ходя нагим и босым. И сказал Господь: как ходил раб Мой Исаия нагим и босым в указание и в предзнаменование о Египте и о Эфиопии: так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Эфиопии, юношей и стариков, нагими и босыми, с обнаженными чреслами, в посрамление Египту. И ужаснутся и устыдятся из за Эфиопии, надежды своей, и из за Египта, славы своей. И скажет житель острова этого в день тот: вот они были надеждою нашею, к ним мы прибегали за помощью, чтобы они избавляли нас от руки царя; и как мы можем спастись? Вместо Тартана LXX перевели Танатан и вместо Саргона Арна; но что обозначается этим, мы не можем знать, да и не можем выдумывать ложные этимологические объяснения ложных имен. Имена же эти не еврейские, а ассирийские, из которых Тартан, как мы узнали, означает башню дал или излишний или же продолжающий, а Саргон – начальник сада. Этот царь Египетский, замышлявший, как мы выше сказали, великое, имеет весьма многих вождей, из которых один есть Тартан, напыщенный гордостью, далеко идущий по пути преступлений и более знаменитый, нежели прочие: и он посылается для завоевания Азота, который по-еврейски называется Asdod, и значит огонь века, и завоевывает вождь царя Ассирийского тех, которые служат веку и похоти. И прекрасно царь Ассирийский Саргон называется начальником садов, преданным наслаждению и роскоши. И Ахав царь Израильский желал обратить виноградник Навуфея в сад ( 3Цар. 21 ); но тот, понимая это по законам иносказательного толкования, предпочел умереть, нежели сделать это, чтобы отеческое наследство и старое владение не обратилось в увеселение нечестивого царя. Пророку же заповедуется, чтобы он, сняв вретище и обувь, ходил нагой и босой и чтобы это было указанием и предзнаменованием для Египтян и Эфиоплян, которые преследовали народ Божий и по причине гордости были унижены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Господь сказал мне: пойди на землю ту и разори ее . И это служит доказательством: конечно, я не мог прийти сюда без воли Господа; а так как я пришел и взял многие города и [только] часть Иерусалима остается неприкосновенною: то очевидно, что я пришел по Его воле. В некотором толковании я читал, что этот же самый Сеннахирим взял Самарию: но это вполне ложно. Ибо священная история повествует, что в первый раз Фул, царь ассирийский, при царе израильском Менаиме, опустошил десять колен. Второй Феглаффелласар, при Факее Израильском, сыне Ромелии, пришел в Самарию. Третий Салманассар, при Озии, царе израильском, взял всю Самарию (4Дар. 15, 17). Четвертым был Саргон, завоевавший Азот ( Ис. 20 ). Пятым был Асараддон, который, переселив израильтян, отправил в землю иудейскую самаритан, как стражей ( 4Цар. 17 ). Шестым Сеннахирим, который взяв Лахис и прочие города иудейские, осадил Иерусалим ( 4Цар. 18 ). Другие же думают, что один и тот же называется многими именами. Ст. 11. и след. И сказал Елиаким, и Совна и Иоах Рабсаку: говори рабам твоим на сирском языке, потому что мы понимаем его: не говори с ними по иудейски в слух народа, который на стене. И сказал им Рабсак: разве к господину твоему и к тебе послал меня господин мой, сказать все слова эти, – не к людям ли более, которые сидят на стене, чтобы есть помет свой и пить мочу ног своих с вами? И встал Рабсак и возгласил громким голосом по-иудейски и сказал: слушайте слова царя великого, царя ассирийского. Так говорит царь: пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может спасти вас, и пусть не обнадеживает вас Езекия Господом, говоря: спасая спасет нас Господь, не будет город этот отдан в руку царя ассирийского. Не слушайте Езекию, ибо так говорит царь ассирийский. Обвинение Рабсака служит свидетельством об Езекии, что он, по взятии всех городов иудейских, уповал на Господа и говорил народу: не страшитесь и не бойтесь царя ассирийского, ибо с нами гораздо сильнейшие, нежели с ним. С ним плотская сила, а с нами Господь Бог наш, который есть помощник наш и который ратоборствует за нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

до P. X.) город дважды был захвачен филистимлянами – факт, не отмеченный в Библии. Вторая эпоха процветания города относится к периоду Объединенного Царства. После раздела Иудеи и Израиля, царь Иеровоам пытался использовать древнее святилище Вефиля для создания культа, альтернативного по отношению к Иерусалимскому Храму. Он воздвиг храм и алтарь с золотым тельцом, установил новый порядок священства и новые праздники, которые должны были праздноваться отделившимися от Иерусалима иудеями. «И посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане» (3 Цар. 12:28–29). В Вефиле бывали пророки Илия и Елисей. Обличение культа, введенного Иеровоамом, содержится в книгах пророков Амоса, Осии и Иеремии. Но разрушено святилище было только царем Иосией (4 Цар. 23:15), который вторгся в Израиль и захватил все места жертвоприношений, добившись полной централизации иудейского богослужения в Иерусалиме. С этого времени Вефиль утратил значение религиозного центра. Как город, он продолжал существовать в эллинистический период. В 69 г. н. э. он был захвачен Веспасианом, а вскоре отстроен заново по римскому образцу. В византийское время на месте, где видел Иаков во сне свою лествицу (в христианской литургической поэзии и иконографии – один из прообразов Богородицы), был построен храм. На 38-м км Наблусского шоссе повернем вправо и сразу затем влево, чтобы достичь Селуна – древнего Силома, раскопанного недавно археологами. ...Груды камней, без следа каких-либо построек, на небольшом холме – все, что осталось от первого храма Бога Израилева. Когда-то, в XII в. до P. X., здесь находился Ковчег Завета. О пребывании Ковчега в Силоме подробно рассказывается в «Третьей книге Царств», в связи с историей пророка Самуила. Раскопки обнаружили следы поселения, существовавшего на этом месте и разрушенного еще в XVII-XVI вв. до P. X. Древний утрамбованный вал 25-метровой длины, перед массивной стеной, во многом определяет форму поселения. Кем и когда был разрушен город, мы не знаем, но еще более загадочно его назначение. Раскопки не выявили никаких следов жилья! Похоже, Силом с самого начала был чисто культовым центром. Сакральное значение сохранил он и в последующие века, вот почему израильтяне избрали это место для своего главного святилища. «Все общество сынов Израилевых собралось в Силом, и поставили там скинию собрания, ибо земля была покорена ими» (Иис. Нав. 18:1). Построенный храм (скиния) с пребывавшим в нем Ковчегом Завета стал местом ежегодного всенародного паломничества. Религиозная жизнь в Силоме продолжалась до 1050 г. до P. X., когда филистимляне захватили и разрушили его, а Ковчег Завета перенесли в Авен-Езер, а затем в Азот (современный Ашдот).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

И когда настала очередь соединения элементов О и Н, на землю полились целые потоки дождя, воды которого сначала, при приближении к земной поверхности, должны были, вследствие ещё высокой температуры земли, превращаться в пар. Но, наконец, земля настолько охладела, что воды могли уже на ней собираться. Часть воды заняла землю в виде огромного сплошного кипящего моря, часть же носилась над землею в виде густого океана паров, подымавшихся из кипящего моря-земли. Сначала пары клубились над морем, как над кипящим котлом, но море, постепенно охлаждаясь, делалось все более и более спокойным, легкие пары, подобно туману, росе, постепенно подымались в высоту, где, под влиянием более холодной температуры, соединялись в густые облака, сплошные тучи, за которыми не видно было ни солнца, ни звезд. Между нависшим над земным шаром океаном облаков и землей-морем, в очищенной от паров атмосфере, появляется в первый раз прозрачный воздух, т. е. смесь О и N, кислород и азот, лазурное пространство – твердь, которое собой отделило воду над твердью от воды под твердью. «И оказал Бог: «да соберется вода, которая под небом, в одно место и да явится суша»; и стало так. И назвал Бог сушу землей, а собрание вод назвал морем. И сказал Бог: «да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плоды»... И был вечер, и было утро, – день третий» (9–14). Вода, заливавшая земную поверхность, охлаждаясь сама, естественно, должна была охлаждать и земной шар с его содержимым. От охлаждения происходило сгущение веществ, составлявших земной шар, и, следовательно, уменьшение его объема. Твердая оболочка, покрывавшая шар, лишилась достаточной опоры, вследствие чего начинала оседать; подземный огонь коробил плотную поверхность, бороздил её трещинами, как бы заставляя её сжаться для сопротивления внутренней силе. Появились на поверхности шара значительные неровности, складки, которые выступили из воды и наметили очертания материков и гор; суша отделилась от воды – первая образовала землю, вторая – моря и океаны.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

И хотя Господь говорит: Мне отмщение и Аз воздам (Второз. 32:35; Рим. 12:19), однако сами они мстят, истребляя [их] и на деле осуществляя вражду свою. За это они испытают на себе простертую на них руку Господню, которая истребит истребителей, вместо чего LXX, не знаю, почему, перевели критян, хотя и Акила, и Симмах, и Феодотион поставили самое слово еврейское chorethim — или истребителей или истребление не только в настоящем месте, но также в Софонии, где против палестинян говорится следующее: Газа расхищена будет, и Аскалон в исчезновение будет, и Азот и Аккарон искоренится. Горе живущим на ужи морстем, пришельци критстии: слово Господне на вас, Ханаане, земле иноплеменников, и погублю вы от жилища. И будет Крит пажить стадам и ограда овцам (СОФ. 2, 4 — 6). Ибо и здесь LXX перевели Крит, между тем как прочие переводчики перевели λεθρον (или καον), то есть истребление или погибель. Об этом мы сказали в вышеназванном пророке, при помощи Божией, что считали нужным. Поэтому и из двух ополчений Давида, из которых одно называлось phelemhi а другое ceremhi (2 Цар. гл, 15), последнее получило наименование chorethim (или cherethim), то есть истребителей, потому что оно истребляло и убивало. И погубляет Господь весь остаток в приморской стране, подвергающейся ударам соляных волн, и совершит не малое, но великое мщение с яростию, чтобы ярость Его положила конец милосердию, и когда Он совершит мщение, наказывая с яростию, тогда палестиняне познают, что Он Господь. Глава И было в одиннадцатом году, в первый [день] месяца: было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! за то, что говорил Тир (или Сор) о Иерусалиме: ага! сокрушены врата народов (или народы); он обратился ко мне; наполнюсь; он опустошен (или опустошен тот, который был полным): за то так говорит Господь Бог: вот Я на тебя, Тир (или Сор), и подниму на тебя многие народы, как поднимается волнующееся море. И разобьют стены Тира и разрушат башни его, и вымету из него (или развею по ветру) прах его и сделаю его вполне гладкою (или голою) скалою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Игнатия Брянчанинова , «духи в своих действиях гораздо свободнее, в способностях гораздо развитее, нежели люди» . В деянии Святых Апостолов указано, что Ангел Господень «восхитил Филиппа» и отнёс его в Азот [ Деян.8:39-40 ]. В книге пророка Даниила мы читаем о том, что Ангел принёс пророка Авакума  из дальнего места, чтобы тот накормил пророка Даниила, томящегося во рву со львами [ Дан.14:31-39 ]. Способность быстро преодолевать пространство имеют не только Ангелы, но и демоны. Имеют бесы и возможность переносить с места на место, как грубое земное вещество, так и людей . В Евангелии от Матфея мы читаем, что диавол, искушая Господа Иисуса Христа, взял Его в святой город и поставил на кровли храма, потом взял Его на очень высокую гору [ Мф.4:1-11 ]. В житии св. Иоанна, архиепископа Новгородского , написано о путешествии, проделанном им верхом на бесе из Новгорода в Иерусалим и обратно. Причём всё путешествие совершилось во вторую половину ночи, то есть заняло около 2-3 часов. Это свидетельствует о том, что скорость передвижения падших духов, хоть и очень велика, но далеко не беспредельна. Демоны, подобно Ангелам, также имеют способность производить поразительные изменения в видимой природе. В книге Иова мы читаем о том, как под действием диавола огонь, представлявшийся человеческим взорам обрушенным с неба, пожег принадлежащие Иову стада овец вмести с пастухами. Здесь же мы узнаём о том, как в результате манипуляций нечистого духа начался ураган, который разрушил дом, где собрались дети Иова, и они погибли [ Иов.1:9 ]. В книге Товита написано о демоне Асмодее, убившем семерых мужей, за которых поочерёдно была выдаваема Сарра, дочь Рагуила [ Тов.3:8 ]. Действие духов на вещество посредством вещества нам неизвестного, равно как и многие другие свойства ангелов, изображены в следующей повести Священного Писания. Ангел явился будущему израильскому судье Гедеону и когда тот приготовил жертвоприношение, «Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его» [ Суд.6:21 ].

http://sueverie.net/lyudi-i-demony-svyas...

Из перечисленных здесь 9-ти городов, кроме названной прежде Ливны ( Нав.10:29 ), более известны по своему положению Ахзив и Мареша. Первый находился, вероятно, на месте нынешних развалин Кесаба, в 5 часах пути на юго-запад от Елевферополиса. Второй, по Евсевию, находился в 2 римских милях от Елевферополиса, в 20-ти минутах от которого находятся холмы с незначительными развалинами, называемыми Хирбет Мераш, признаваемыми местом Марши. Некоторыми опознается и место Кеила, известного из истории Давида ( 1Цар.23:1 ) в нынешнем Кила на восток от Елевферополиса, к северу от Хеврона; но это географическое определение представляется сомнительным ввиду того, что Кила находится в горах Иудина колена, а не на равнине, где указывается книгою Иисуса Навина Кеил. Что касается поставленного в скобках названия Едом, то оно перенесено из славянской Библии, в которой также ограждено скобками, что указывает на неустойчивое положение этого названия в греческом тексте, из которого оно почерпнуто. И действительно, в греческих списках относительно этого названия заметно значительное разнообразие: в древнем Ватиканском после Βαθησαρ, соответствующего Мареше по еврейскому тексту, читается Αιλων, в Александрийском 150 и некоторых других Εδωμ, а в других, в том числе в Лукиановских, нет никакого названия города, как и в еврейском тексте. Существование особого города Едома в Иудином колене равным образом сомнительно: у Евсевия-Иеронима город Εδουμα или Едомиа указан в Вениаминовом колене в 12-ти рим. милях от Наблуса. По еврейскому тексту число городов, названных в Нав.15:42–44 , соответствует общей их сумме 9; Едом, указываемый греко-славянским переводом, был бы 10-м, как читается это последнее число в Ватиканском списке вместо 9-ти, читаемого в большинстве греческих списков. Нав.15:45 .  Екрон с зависящими от него городами и селами его, Нав.15:46 .  и от Екрона к морю все, что находится около Азота, с селами их, Нав.15:47 .  Азот, зависящие от него города и села его, Газа, зависящие от нее города и села ее, до самого потока Египетского и великого моря, которое есть предел.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иоил.3:3 .  И о народе Моем они бросали жребий, и отдавали отрока за блудницу, и про­давали отроковицу за вино, и пили. «И о народе Моем они бросали жребий», деление пленников по жребию было в древности обычаем победителей (ср. Наум 3.10 ; Авд 1.11 ). «И отдавали отрока за блудницу» (bezzonah), слав. «и даша отрочища блудницам»: мысль у пророка та, что отроков еврейских отдавали в уплату блудницам – так мало их ценили. Меркс и Новак, ввиду следующих слов «и продавали отроковицу за вино»предлагают в рассматриваемом выражении вместо bazzonah (за блудниц) читать bamazzon, за съестные припасы. Иоил.3:4 .  И что вы Мне, Тир и Сидон и все округи Филистимские? Хотите ли воз­дать Мне воз­мездие? хотите ли воз­дать Мне? Легко и скоро Я обращу воз­мездие ваше на головы ваши, В числе народов, которым предстоит наказание в день суда, пророк называет финикиян и филистимлян. «И что вы Мне, Тир и Сидон и все округи Филистимские?»Пророк хочет сказать вопросом, что и эти города и округи, подобно другим будут наказаны. Тир и Сидон – главные города Финикии. Под округами филистимскими разумеют города Газа, Азот, Аскалон, Геф и Аккарон, расположенные по западному берегу Средиземного моря. Вместо слов «и все округи фuлucmuмckue»vecol geliloth pelascheth у LXX читается κα πσα ηαλιλα λλοφυλν, слав. «и вся Галилеа иноплеменников». По-видимому, LXX евр. geliloth приняли в смысле собственного имени северной области Палестины – Галилеи (ср. Нав. 20:7, 21:32 ; 3Цар 9.11 ), которая, по свидетельству блаж. Феодорита, принадлежала Тиру. Возможно, также, что как и в Hab 22.10, 11; LXX евр. geliloth оставили без перевода транскрибировав слово, как ηαλιλθ; из Γαλιλθ позднейшие переписчики сделали уже ηαλιλαα (Якимов). Евр. pelescheth или peloscheth, наименование земли филистимлян, по производству от неупотреб. гл. palasch, означает «земля чужестранцев». У LXX, поэтому, оно постоянно передается словом «Хотите ли воздать Мне возмездие?»т. е. хотите ли вы отмстить за поражения, которые вы потерпели от Меня. Предполагают, что пророк говорит о нападении филистимлян на Иерусалим при царе Иораме. Этим нападением филистимляне, по мысли пророка, как бы мстили Господу на Его избранном народе за то, что Он попустил им быть данниками евреев во время Иосафата ( 2Пар 17.11 ). «Хотите ли воздать Мне?», слав. «или памятозлобствуете вы на Мя»: мысль тождественная с выраженной в предшествующем предложении.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кадес или Кадес-Варни, город в пустыне Син; близ этого города умерла сестра Моисея Мариам ( Чис.20:1 ). Цевоим , город, в котором колено Вениаминово жило по возвращении из плена ( Неем.11:34 ). Ароир , город на дороге из Петры в Газу. Давид послал этому городу часть из добычи, отнятой им у Амаликитян ( 1Цар.30:28 ). § 31. Страна Филистимская В первом разделе земли Ханаанской между коленами Израильскими страна Филистимская была отдана колену Иудину ( Нав.15:45 ); но Израильтяне не могли завладеть этой страной долгое время и, напротив, сами часто были притесняемы Филистимлянами. Города Филистимлян: Иамния , на берегу Средиземного моря. Озия, царь Иудейский, взял этот город у Филистимлян ( 2Пар.26:6 ). Впоследствии Иуда Маккавей сжег гавань Иамнии за то, что жители хотели избить находившихся между ними Иудеев, как поступили перед тем жители Иоппии. «Он напал ночью на Иамнитян, и зажег пристань с кораблями, так что пламя видно было в Иерусалиме за двести сорок стадий» ( 2Мак.12:3–9 ). Аккарон , близ моря. В Аккарон Охозия посылал послов спросить у Веелзевула, божества Аккаронского, выздоровеет ли он от своей болезни ( 4Цар.1:2 ). Пророк Илия встретил посланных и сказал им, что Охозия умрет за то, что, оставив Бота Израилева, обратился к Веелзевулу ( 4Цар.1:4 ). Впоследствии Аккарон, со всею областью его, был подарен в наследственное владение Ионафану Маккавею Александром Валою ( 1Мак.10:89 ). Аккарон во многих местах Св. Писания называется Екроном: «Екрон искоренится» ( Соф.2:5 ); «от Сихора, что пред Египтом, до пределов Екрона» ( Нав.13:3 ). Азот , близ моря. В Азоте был поставлен Филистимлянами ковчег завета в капище Дагона ( 1Цар.5:2 ). На другой день Азотяне увидели, что Дагон лежит лицом своим к земле пред ковчегом завета. Они поставили Дагона на свое место, но на следующий день нашли его разбитого на куски: голова, руки и ноги были отсечены, оставалось только туловище. Наконец рука Господня отяготела над Азотянами: Господь поразил их мучительными болезнями ( 1Цар.5:3–6 ), и они отправили ковчег завета в Геф.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Как и вышеупомянутый, данный обычай не утратил своего значения среди некоторых языческих местностей и по настоящее время. С появлением христианства обычай приносить Богу какое-либо вещественное знаменование постигшего или постигавшего человека горя не вполне вышел из употребления: христианская история свидетельствует, что он имел себе место и в христианстве, хотя уже существенно отличался от своего древнего первообраза в язычестве. От соприкосновения с христианством обычай внутренне очистился, сделавшись вместо проявления языческого суеверия обнаружением глубокой веры и сердечной преданности христианина Единому истинному, всемогущему и всеблагому, Богу. Из наиболее рельефных примеров существования трактуемого обычая в христианской древности можно указать на тот случай, когда исцеленный Божией Матерью св. Иоанн Дамаскин сделал из серебра изображение отрубленной было у него иконоборцами, а теперь чудесно вновь соединившейся с остальным телом руки, и приложил это изображение к той иконе Богоматери, пред которой молился, отчего эта икона и получила свое название «Троеручицы». 1Цар.6:10 .  И сделали они так: и взяли двух первородивших коров и впрягли их в колесницу, а телят их удержали дома; «А телят их удержали дома»: по естественному порядку вещей первородящие коровы должны были идти не к Вефсамису, а домой, к своим телятам. 1Цар.6:15 .  Левиты сняли ковчег Господа и ящик, бывший при нем, в котором были золотые вещи, и поставили на большом том камне; жители же Вефсамиса принесли в тот день всесожжения и закололи жертвы Господу. Вефсамис – город, расположенный на запад от Вифлеема. 1Цар.6:17 .  Золотые эти наросты, которые принесли филистимляне в жертву повинности Господу, были: один за Азот, один за Газу, один за Аскалон, один за Геф, один за Аккарон; См. примеч. к 1Цар.5 . Поименованы пять филистимских городов не потому, что только эти города были поражены наказанием свыше, а потому, что поименованные пять городов были столицами пяти главнейших князей филистимских ( 1Цар.6:4,16,18 ), группировавших около себя прочие города и местности филистимской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010