От. 4—5. «Так говорит Господь: за три преступления Иуды и за четыре не отвращу его: потому что он отверг закон Господень и заповедеи Его не сохранил; ибо совратили их идолы их, в след которых ходили отцы их, и пошлю огонь на Иуду, и пожрет здания Иерусалима. LXX: Так говорит Господ: за три беззакония Иуды и за четыре не отвращусь от них, потому что они отвергли закон Господень и заповедей Его не сохранили, и были совращены суетами их. которым следовали отцы их, и пошлю огонь на Иуду, и пожрет основания Иерусалима.» Другие, вышепоименованные города и народы. Дамаск, Азот, Аскалон, Газа, Аккарон и прочие палестинские города, также Тир, Идумея и сыны Аммона и Моава не укоряются за то, что отвергли закон Божий и презрели заповеди Его, потому что они имели не писанный закон, а естественный. Поэтому говорится, что они оскорбляли собственную утробу и утробу милосердия, сокрушали беременных в Галааде железными телегами, переселили плен Соломона или совершенный и заключили в Идумее, не вспомнили союза отцов своих и преследовали брата своего мечом и дошли до такой, — не говорю: жестокости, но ярости, что сожгли кости царя идумейского и не допустили, чтобы смерть была концом всех зол. Но Иуда, среди которого в то время существовали вера в Бога, храм и священные обряды и который получил закон, заповеди, суды, свидетельства и повеления (о различии которых подробно говорится в восемнадцатом и в сто десятом псалмах), укоряется и обличается Господом и получит заслуженное наказание за то, что отверг закон Его и не сохранил заповедей Его. Так как он отверг и презрел их, то идолы его совратили его с надлежащего пути. Ибо он не ранее мог быть совращен идолами, как после того, когда отверг закон Господень и перестал исполнять заповеди Его. Это те идолы, в след которых ходили отцы их в Египте, сделав изображение египетского быка и покланяясь Веелфегору и служа Астарте и Ваалу (Asmaromh et Baalim). Поэтому Господь угрожает также и Иуде, что пошлет на него огонь, который пожрет здания и основания Иерусалима, — не того, в котором пребывает видение мира, а тех, которые в различных городах возвысились под именем Иерусалима.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А Аккарон, обозначающий: безплодие или: искоренение будет и сам искоренен, потому что он не имел никаких плодов и превратным учением своим в конец погубил весьма многих. Все эти различные оттенки понимай также в отношении к порокам и грехам душ и в том значении, что качество дела каждого человека огонь испытает в день суда ( 1Кор.3:13 ). Соф.2:5–7 . Горе жителям приморской страны, народу Критскому! Слово Господне на вас, Хананеи, земля Филистимская! Я истреблю тебя, и не будет у тебя жителей, – и будет приморская страна пастушьим овчарником и загоном для скота. И достанется этот край остаткам дома Иудина, и будут пасти там, и в домах Аскалона будут вечером отдыхать, ибо Господь Бог их посетит их и возвратит плен их. Горе вам, жители берега морского, народ погибельный! Слово Господне на вас, Хананеяне, земля Филистимлян: и рассею тебя так, что не будет жителя [в тебе]. И будет берег морской местом отдыха для пастухов и загоном для скота; и будет берег морской принадлежать тому, кто уцелеет из дома Иуды Там они будут пастись, а в домах Аскалона отдыхать под вечер: ибо посетит их Господь Бог их и отвратит плен от них. LXX: Горе вам жители берега морского, пришельцы критские! Слово Господне на вас, Хананеяне, земля иноплеменников! И погублю вас в жилище. И будет Крит пастбищем стад и загоном для овец, и берег морской будет принадлежностью тех, которые останутся от дома Иуды. Над самими будут они пастись в домах Аскалона: после полудня будут уклоняться от лица сынов Иуды потому что посетит их Господь и отвратит пленение их. В смысле историческом не трудно понять значение, потому что в вышеприведенных словах он сказал: Газа будет разрушена, а Аскалон обращен в пустыню, Азот они покинут в полдень и Аккарон будет срыт до основания. По наименовании четырех великих городов Палестины слово Господне обращается вообще к самой области и ей предсказывается так: «Горе вам жители прибрежной страны во время нашествия Вавилонянина, потому что и те, которые живут вблизи моря или погибнут, или будут отведены [в плен]».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Азот, после нашествия Халдеев, был восстановлен, но в последствии Иоанафан Маккавей взял его и сжег; засим опять был восстановлен Иудеями, но в прежнее состояние не приходил, лишившись прежних жителей и богатства. Аккарон искоренится Аккарон (значит: истребление), славившийся своим идолом Веельзевулом, самый северный из главных Филистимских городов, при бл. Иерониме был маленьким местечком, а после совершенно исчез с лица земли, так что и следов его не осталось: Аккарон совершенно истреблен. Соф.2:5 . Горе живущим на ужи морстем, пришелцы Критстии: слово Господне на вас Ханаане, земле иноплеменников, и погублю вы от жилища. С Евр: «горе жителям приморской страны, народу Критскому! Слово Господне на вас Хананеи, земля Филистимская! Я истреблю тебя и не будет у тебя жителей». Сказавши об участи главных городов Филистимских, теперь пророк вообще говорит об их земле, об ее опустошении Халдеями, давая знать сим, что Иудеи не должны надеяться на спасение от врагов в Филистимской земле. Поскольку эта земля находилась на берегу Средиземнаго моря, то и называется ужем – т. е. частию. " Ужем 34 морским (поясняет бл. Феод) называет пророк приморскую страну, ибо ужем в Бож. Писании называется участок, а переселившихся с Крита 35 ) – пришельцами; потому что, как вероятно, в приморские города приходили некоторые из Крита и поселялись там. Посему и Ханааном, и ужем морским, и Критом, и пришельцами Критскими пророк наименовал приморския земли в Палестине, которым угрожает опустошением». Слово Господне на вас Ханаане земле иноплемеников (т. е. Филистимлян). Ханаан называется здесь землею Филистимлян потому, что Филистимляне занимали часть земли Ханаанской (См. Нав. 13:3 ; Ис. 14:29 ). Св. пр. Иезекииль показывает и причину, почему должны погибнуть Филистимляне, – потому, что «Филистимляне поступали мстительски (с Еврейским народом), и мстили с злорадством, от всей души, на погибель, из неприязни вечной». Иез. 25:15 . Св. пр. Амос также угрожает, как мы уже заметили, раззорением Филистимлянам за то, что они плеников Еврейских, как невольников, продавали Идумеянан, а эти последние перепродавали другим народам Ам.1:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

б) Бог природы – Иегова есть вместе и единовластный Бог человеческой истории. В этом отношении мировая история не есть неразумный рок, она есть откровение величия и промыслительного могущества Иеговы. Иегова верховный Владыка судеб мира языческого и Своего народа. Жизнь языческих народов – не область бытия, лишь случайно и по временам останавливающая на себе внимание Иеговы; еще менее – это жизнь или история народов, затрагиваемые Иеговой попутно только потому, что Израиль неизбежно соприкасается с ними своею историей и жизнью. Это сфера самостоятельного владычества Иеговы. С этой стороны в очах всемогущего и всеобъемлющего Своею силою Правителя человечества равны и евреи, и арамеи и филистимляне. «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы?» ( Ам.9:7 ). Судьбы народов так же в руках Иеговы, как и судьба Израиля. «Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и филистимлян из Кафтора и Арамлян из Кира?» Иегова, управляющий жизнью народов языческих, есть и высший Судия их нравственного поведения. Его правосудный взор строго наблюдает за исполнением и язычниками законов правды и человечности. Суду Иеговы подвергнутся: Дамаск, Газа, Азот, Тир, Едом, сыны Аммоновы и Моав ( Ам.1:3; 2:3 ). Наконец, мир языческих народов, соседних с Израилем, имеет в планах божественного мироправления и особенное назначение. Оба пророка сходятся одинаково в энергичном провозглашении истины, что в суде над Израилем мироправящею волею Иеговы народы языческие призываются быть орудиями осуществления божественного правосудия. «Вот Я, говорит Господь Бог Саваоф, воздвигну народы против вас, дом Израилев, и будут теснить вас до входа в Емаф, до потока в пустыне» ( Ам.6:14 ). «По желанию Моему накажу их, и соберутся против них народы ( Ос.10:10 ). «Ассур – он будет царем над ним» (Ефремом, Ос.11:5 срв. Ам. 5:9, 27 ; Ос.10:5–6, 13, 15 ). «Хотя они посылали дары народам, но Я соберу их; и они начнут страдать от бремени царя князей ( Ос.8:10 ). Завершение же свое история народов языческих получит в счастливом будущем, когда и среди язычников «возвещено будет имя Иеговы» ( Ам.9:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

В те дни напали Филистимляне на Израиля, и ополчился против них народ Божий, но победа преклонилась на сторону иноплеменников; тогда старейшины подняли кивот завета и опустили его в стан ратный, с двумя недостойными сыновьями Илия. Шумная радость исполнила стан; смутились иноплеменники, внимая радостным воплям: «горе нам! Восклицали они, кто избавит нас от руки богов крепких, поразивших Египет?» Но возбужденные страхом, они выступили в бой и поразили до тридцати тысяч Евреев, потому что Бог не благоволил к ним, по их грехам; пали оба жреца, Офни и Финеес, и сам кивот достался в руки врагов. В разодранной одежде, с пеплом на голове, прибежал в Силом вестник горького поражения. – Столетний Илий сидел пред дверьми скинии, устремив померкшие взоры на путь воинства Израилева, ибо сердце его трепетало за святыню кивота; внезапно услышал он голос вопля целого народа и спросил о причине вопля; бежавший предстал пред лицу Первосвященника. «Сын мой, какие вести?» в ужасе спросил его старец, и вестник отвечал: «полки Израилевы бежали, от лица иноплеменников, и поражение было страшное: оба твои сына погибли и взят кивот Божий!» Едва помянул он о кивоте, как ветхий Илий навзничь опрокинулся с своего седалища и испустил дух; сорок лет судил он народ и скончался горькой смертью, за слабость к детям и за их неправды. Не утешительно было и Филистимлянам пленение кивота. С торжеством принесли они святыню сию, доступную одним жрецам, в город свой Азот, и поставили в храме Дагона, близ медного кумира; на утро же нашли кумир повергнутый ниц пред кивотом. Смятенные воздвигли опять своего бога, и на другой день уже совсем сокрушился падший накануне; одно только туловище Дагона лежало в капище, а голова, руки и ноги, брошены были у порога. Рука Господня отягчилась над Азотом: смрадная болезнь поразила жителей и тьмя мышей появилась в полях. «Да не останется кивот Бога Израилева с нами! Воскликнули жители, ибо тяжела рука Его на нас и на Дагоне, боге нашем!» Собравшиеся старейшины решили перенести кивот в иной город, Геф, но и там открылась язва; Аскалон, Газа и Аккарон, постепенно были посещаемы святыней Израильской и теми же бедствиями, доколе наконец иноплеменники призвали на совет волхвов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ведь изображения херувимов тоже имели уста и не говорили, имели уши и не слышали, имели руки и не осязали, – имели ноги и не ходили, а их носили священники – «сыны Каафовы» ( Числ. 4:4,15 ; Иис. Нав. 3:6,8,14–15,17–26 ); возили их и на волах ( 2Цар. 6:6–10 ), однако Господь через священные изображения не только творил великие чудеса, но сокрушал и самих идолов. В Библии есть очень вразумительный для иконоборцев рассказ о том, как Сам Господь отличил священные изображения от несвященных, как посредством икон Он сокрушил идола, как наказал язычников и даже Евреев, непочтительно относившихся к иконам и как, напротив, благословил семью человека, в дом которого внесли св. изображения ( 2Цар. 6:10–12 ). Разбив в сражении войска евреев, Филистимляне взяли в плен и сам ковчег Божий с херувимами. Что дальше произошло, прочтем по Библии. «Филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен–Езера в Азот. И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона (идола), и поставили его подле Дагона. И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицом своим перед ковчегом Господним. И взяли они Дагона и опять поставили на свое место. И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле, перед ковчегом Господним; голова Дагонова и обе ноги его и обе руки его лежали отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона». Далее говорится о том, как Господь наказал Азотян за взятие в плен святыни «мучительными наростами» и нашествием мышей, а из жителей Вефсамиса убил «пятьдесят тысяч семьдесят человек» за непочтение к святыне (1 Царств вся 5 глава). Утверждать, после прочтения пятой главы первой книги Царств, что идолы и священные изображения – одно и то же, может только человек несмысленный или сознательно упорствующий в своем заблуждении (Мф. 12:24–30). 5) После приведенного места из 5 гл. 1 кн. Царств можно согласиться, что идолы и св. изображения не одно и то же, но думается, что изображения херувимов и в скинии Давидовой и в храме Соломона были сделаны для украшения, пожалуй, для напоминания о небесных бесплотных херувимах, – и только; перед ними не молились, не кланялись, не кадили, не возжигали свечей, как это у вас делается.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Вот пока мы не осознаем этой своей вины, то какие бы рецепты ни давались пробные браки, учение о безопасном сексе, всякие другие клонирования – всё это приведёт к страшному растлению и тлену, который уже в детских душах закладывается. Давиду теперь открылся путь к власти, и пока что, на первых порах, открывайте 2-ю Царств. Вот это начало: 17-й стих : «И оплакал Давид Саула и сына его Ионафана сею плачевною песнью» – дальше идёт эта плачевная элегия. История царствования находится во 2-й Царств полностью и в первых двух главах 3-й книги Царств – история царствования Давида. «Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих!» (ст. 19). Краса – это сам Саул: не было красивей человека на всей Земле, как Саул; на целую голову он был выше, когда был в толпе народа. Стан мужественный, лик, глаза – ну всем Бог наделил человека. И поэтому Самуил не ошибся, когда увидел, кто из них – раб или этот – должен быть царём. Осанка его царская уже была: «Вот он, вот он, на него вылей рог с елеем». Но когда человек отступает от Бога, не спасает никакое помазание, никакие кресты, никакое причастие, никакие таинства – если человек отступает от Бога. Только одно глубокое искреннее покаяние может человека вернуть на прежние степени. «Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных» (ст. 20). Гефа, Аскалон, Азот – это филистимские города, царские города, и вот, когда по этим городам на копьях несли воины головы Саула и его детей – конечно, это было для них торжество. «Горы Гелвуйские! (да не сойдет) ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами, ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем» (ст. 21). И когда вы прочтёте всю эту элегию – а нужно сказать, что это было искренне. В то время как Ренан говорит, он разыграл фарс перед народом; внутри он торжествовал и злорадствовал, а на людях разыграл покаянную такую : дескать, мне искренне жаль. Да ничего ему не жаль, он рад, что его убили, он дорвался, наконец, до власти!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

гл. 4). Таким образом говорится, что Он пошлет огонь на стены Газы и на все ее аргументы, в которые она старается облечь свои лжеизмышления и защитить. И когда Он пошлет огонь на стены, то будут пожраны здания или основания ее, все то, что она могла прочно построить при помощи искусства диалектики. Он истребит и жителей Азота, которые также принадлежат иноплеменникам; так как он следует букве, то сосцы у него наполнены не молоком, а огнем, и так как он ложно разглашает, что имеет огонь дяди, то весь род его будет предан огню. И истребит Господь скипетр или колено Аскалона, где господствует человекоубийственный огонь. Ибо как огонь Господень спасет тех, в сердца коих он проникает, так тот огонь, который падает с неба подобно молнии и разжигает стрелы диавола, истребит всех тех, которых он коснется. Поднимет Он руку Свою также на Аккарон, в котором господствует бесплодие и искоренение. Ибо кто не принимает духовного смысла, тот услышит слова Осии: «даждь им, Господи. Что даси им? Даждь им утробу неплодящую и сосцы сухи» (Ос. 9:14). Наконец, обобщая все в одном слове, Он говорит, что погубит все остатки филистимлян, — или город Геф, в котором находится точило диавола, или всех прочих филистимлян, имя которых означает «падающие от чаши;» потому что когда они будут упоены, то падут и будут валяться в блевотине. Ам.1:9—10. Так говорит Господь: за три преступления Тира и за четыре не отвращу его: потому что они заключили совершенный плен в Идумее и не вспомнили союза с братьями. И пошлю огонь в стену Тира, и пожрет здания его. LXX: Так говорит Господь: за три преступления Тира и за четыре не отвращусь от него; потому что они заключили плен Соломона в Идумее и не вспомнили завета братьев. И пошлю огонь на стены Тира, и пожрет основания его.    Те же три и четыре беззакония или преступления, в которых обвинялись Газа, Азот, Аскалон, Авкарон и прочие города филистимские, приписываются также Тиру, и он укоряется за то, что заключил полный и совершенный плен в Идумее, о чем выше мы сказали.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глава 20 1–6. Пророчество о судьбе Египта и Ефиопии. Ис.20:1–6 . В год взятия ассирийцами филистимского города Азота – вероятно, за некоторое время до падения этого города – Исаия получил от Господа повеление снять свою верхнюю одежду и сандалии, что пророк и исполнил. Ис.20:1 . В год, когда Тартан при­шел к Азоту, быв по­слан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал про­тив Азота, и взял его, «Тартан» – слово ассирийское (tartanu), означающее главнокомандующего армией и занимавшего первое место после царя. «От Саргона». В 1847 г. открыты надписи царя Саргона Ассирийского (по-ассир. Саррукина), предшественника Сеннахирима. Он взял Самарию (722 г.), которую осаждал его предшественник Салмонассар IV, а в 711 г. военачальник Саргона взял филистимский город Азот, царь которого Азурри отказался платить дань ассирийскому царю и, кроме того, вошел в дружбу с фараоном. Саргон, как видно из его надписей, подозревал, что и Иудея была причастна к замыслам филистимлян. Ис.20:2 . в то самое время Го­с­по­дь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл тво­их и сбрось сандалии твои с ног тво­их. Он так и сделал: ходил нагой и босой. Теперь-то и необходимо было предупредить царя иудейского Езекию м. б. об опасности, какую представлял в то время для Иудеи проектируемый Езекией союз с Египтом. Исаия, по откровению, знал, что ассирийский царь не удовлетворится взятием Азота, а постарается смирить и Египет, который, как известно было ассирийскому царю, смущал палестинские государства, платившие дань ассирийскому царю. Поэтому пророк, по указанию Божию, совершает символическое действие, которым показывает, что египтяне будут покорены ассирийцами и что на союз с Египтом, следовательно, полагаться нечего. «Вретище» – см. Ис.3:23 . Здесь это слово, кажется, обозначает обычное пророческое одеяние – грубый волосяной плащ, вроде того, который носил пророк Илия ( 4Цар.1:8 ). «Нагой», т. е. без верхней одежды, в одном хитоне (ср. 2Цар.6:14, 20 и Ин.21:7 ; Мк.14:52 ). Ис.20:3 . И сказал Го­с­по­дь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в ука­за­ние и пред­знаменование о Египте и Ефиопии,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 25. Песнь пророка Богу Спасителю. Тайна всеобщего искупления 1–2. Господи! Ты Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь. Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен. (Господи Боже мой, прославлю тя, воспою имя твое, яко сотворил еси чудная дела, совет древний истинный: да будет, Господи. Яко положил еси грады в персть, грады твердыя, еже пасти основанием их, нечестивых град да не созиждется во век). Созерцая падение язычества и торжество царства правды Божией в мире, пророк преисполняется восторгом и свои возвышенные чувства изливает в хвалебной песни. Пророк прославляет имя Божие, с которым соединяется представление о всех свойствах и совершенствах Божиих; а эти свойства, в их совершенствах, открылись в совершении чудных дел промысла Божия, дел настолько славных, что о них узнали все обитатели вселенной до «крыл земных» (24,16). Все эти дивные и славные дела послужили в исполнение совета Божия, древнего, истинного: в них и через них Господь исполнит предопределение своей святой воли о низложении власти дьявола и о спасении человечества, – предопределение, которое Он открыл издревле, еще Адаму, Ною, Аврааму и другим патриархам и праотцам. Этот совет истинный, потому что многократно засвидетельствован Богом через истинных людей, в особенности через пророков, потому, что осуществился с течением времен во всей полноте и со всей точностью, как слово Божие, и, наконец, потому, что до наступления дня спасения совершилась погибель языческого мира. Господь положил города язычников в прах, т.е. разрушил их так, что из их развалин не могло быть воссоздано уже никакое здание. Так Он разрушил даже грады твердые или укрепленные преимущественно перед другими (Тир, Сидон, Азот и др.), так что разрушены даже основания их крепостных стен, а потому и они не могут быть восстановлены из своих развалин. Итак, власть и могущество язычества и нечестия со всеми их оплотами упразднятся во век.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010