В дополнение и развитие музыкально-певческих оснований, принятых Церковью в первом веке, в период второго-четвертого веков выработаны были следующие положения: Главные деятели церковною пения во II–IV веках  Св. отцы Церкви — устроители церковною пения: Вторая сторона той же деятельности состояла в разработке музыкально-теоретических вопросов, выдвигаемых жизнью церковно-певческих кругов. В этом отношении литературные труды святых отцов являются особенно важными, как опора в дальнейшей работе по выяснению вопросов о церковном пении и его задачах. Наконец, святыми отцами проявлена огромная организаторская деятельность по устроении хорового пения, заменившего собою прежнее — всенародное Глава III. Пение в V–VIII веках Развитие осмогласия в Западной и Восточной Церквах  Появление ересей и успешное распространение их вызвало в церковной жизни усиленную, деятельность не только по выяснению православной догматики, но и по приведению внешнебогослужебной стороны в наибольший порядок и вящее благолепие. Отсюда — широкое развитие песнотворчества как средства для выражения правых учений и для поддержки их в сознании народных масс. В музыкальном отношении это развитие направлялось в сторону отмежевания церковно-певческого искусства от мирского путем ограничения числа ладов и строев музыки, допустимых для богослужебного применения. Еще в IV веке замечалось определенное тяготение к диатонизму, как наиболее уместному для Церкви роду музыки, и к избранным только ладам (а не ко всем им безразлично), как единственно достойным служить основой для церковных мелодий. В период V–VII веков эта тенденция отбора привела к созданию осмогласия в качестве незыблемой церковно-музыкальной системы, в границах которой должно существовать и развиваться впредь богослужебное пение. Ход постепенного образования осмогласия и закрепления его в практике богослужения в общих чертах таков. Западная Церковь в IV и начале V века окончательно установила у себя господство пения на четыре гласа (дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский), построенные притом исключительно в диатоническом роде, отвергнув прочие лады и роды. Это пение впервые было введено стараниями епископа Амвросия, почему и было впоследствии названо амвросианским. В своих главных основаниях оно было общецерковным, близким к пению Восточных Церквей.

http://azbyka.ru/kratkij-ocherk-istorii-...

С XVIII в. в Выговском общежительстве благодаря киновиархам Андрею и Симеону Денисовым складывается самостоятельная поэтическая школа. Она значительно обогатила духовную музыкальную лирику виршевыми сочинениями. Среди произведений выговской школы, для которых характерен вкус к барочной лексике и силлабическому стихосложению, – полный круг двунадесятых праздников, изложенный котированными виршами, а также ряд сочинений, отражающих историю общежительства. Встречаются и распетые по крюкам стихи и оды М.В. Ломоносова. Большинство духовных стихов этого типа было тиражировано в гектографических изданиях начала XX в. В конце XIX – начале XX вв. начинается открытие древнерусской «музыкальной Атлантиды», которое продолжается до наших дней. После выхода царского Указа о веротерпимости 1905 г. происходит активизация деятельности старообрядчества всех согласий. Благодаря этому русское общество получает возможность ознакомиться с богатейшим древнерусским наследием, сохраненным для потомков старообрядцами. Выходит из печати серия изданий «Церковное пение» (1909), на страницах журнала « Церковь » появляются многочисленные публикации о пении. Начинается издательская деятельность JI. Калашникова, выпускавшего массовым тиражом певческие книги. Печатаются певческие азбуки, выходят в свет такие руководства, как азбука И. Фортова (1884) в первом томе «Круга пения», азбуки М. Озорнова (1901) и Ф. Барнукова. Неоднократно издавалась певческая азбука JI. Калашникова (1-е издание в 1908 г.) и певческие книги Октай, Триодь, Ирмолой. В журнале «Старообрядческая мысль» в 1911 г. публикуемся азбука знаменного пения Б. Быстрова. Вместе с тем развивалась и исполнительская деятельность. В конце XIX в. в Москве был создан знаменитый Морозовский хор под управлением И. Фортова (позднее П. Цветкова ). Число певцов в нем доходило до 60 человек. Репертуар был обширным, включал в себя богослужебные песнопения знаменного, путевого, демественного распевов, исполнял и чисто старообрядческие распевы – «рогожский» и «Преображенский», а также духовные стихи. С 1908 г. начались концертные выступления хора. Всего состоялось шесть выступлений, последнее – 13 марта 1911 г. в Большом зале Московской консерватории. Выступления Морозовского хора имели большой резонанс в музыкальных кругах столицы. В 1907, 1909 и 1910 гг. были осуществлены записи хора на грампластинки. На сегодня эти уникальные записи являются единственным источником в изучении старообрядческой певческой традиции начала XX в.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

Разделы портала «Азбука веры» 8 Июл 2022 Исполнителям вокально-хорового коллектива Eleos вручили золотой диплом фестиваля Odessa Cantat. Вокально-хоровой коллектив Eleos, исполняющий богослужебные песнопения в ужгородском храме в честь иконы Божией Матери «Почаевская», занял первое место на Международном дирижерско-хоровом фестивале-конкурсе Odessa Cantat. Мероприятие прошло в онлайн-формате 23–26 июня 2022 года, сообщает  foma.in.ua . За звание лучших исполнителей хоровой музыки на этот раз состязались 24 коллектива. Их выступления оценивало профессиональное жюри, в состав которого вошли хормейстеры из Украины, Молдовы и Северной Македонии. Коллектив Eleos дебютировал на конкурсе в номинации «Духовная музыка», исполнив такие богослужебные песнопения: «Милость мира» (музыка В. Файнера, 6), «Единородный Сыне» (музыка А. Третьякова, «Пречистая Дева Мати Заступница» (музыка А. Вискова), «Хвалите Имя Господне» (музыка архим. Матфея (Мормыля). Жюри фестиваля Odessa Cantat отметило певческое мастерство исполнителей золотым дипломом. Первое место хор Eleos разделил с коллективом Dange из Литвы и камерным хором «Воскресение» из Ивано-Франковска. Гран-при фестиваля в этой же номинации получил студенческий хор Subito Черновецкого колледжа искусств имени Исидора Воробкевича. Вокально-хоровой коллектив Eleos был создан по благословению митрополита Мукачевского и Ужгородского Феодора в 2017 году. Как отметили участницы хора на своем Уоитиве-канале, они часто исполняют песнопения на греческом и арамейском языках. При храме в честь иконы Божией Матери «Почаевская», где поет хор, действует движение за жизнь нерожденных детей «Я хочу жить». Организованные участниками движения мероприятия коллектив не раз поддерживал своими выступлениями. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/cerkovnyj-hor-iz-u...

Разделы портала «Азбука веры» 18 Апр 2023 В номере 11 исследований по богословию и истории Церкви и археографии и др. ЕКАТЕРИНБУРГ. Опубликован новый номер «Вестника Екатеринбургской семинарии». В новом номере журнала Екатеринбургской духовной семинарии 11 исследований по богословию и истории Церкви и археографии, а также публикация писем отца Саввы (С.А. Шимкевича) Е.В. Спекторскому и свидетельства современников о Спасо-Преображенском монастыре на острове Валаам в начале ХХ века. Номер и его краткий обзор доступен для чтения  на сайте семинарии . Ниже — полное содержание выпуска. Раздел I. Исследования БОГОСЛОВИЕ — С.А. Парахин. Критика форм и критика редакций: возможные параллели в святоотеческом наследии и богослужебной традиции. — иером. Давуд (Пасилиос). Богословская проблематика в Литургии апостола Марка Коптской Церкви. — С.С. Коняев. В.И Несмелов: персоналистический спиритуализм или неолейбницианство? — А.Р. Макаев. Биомедицинские технологии продления жизни в сотериологической перспективе (социальные и духовные риски). — Н.В. Парфентьева, Н.П. Парфентьев. Образно-смысловые связи поэтического и музыкального содержания стихиры «Отче преблаженне» царя Ивана Грозного из певческого цикла в честь святителя Петра. — В.О. Яковлев. Чертежи Суздальского Покровского монастыря рубежа XVII–XVIII вв. из фондов Государственного архива Владимирской области: к вопросу о технике составления. — Н.И. Петров. Сакральные архитектурные доминанты Санкт-Пе­тербурга конца XVIII в.: храм Екатерины II и замок Nabлa I. — А.В. Полетаев. Новые поступления в коллекцию старопечатных книг библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии: книги XVII — начала XIX вв. (часть 3). — С.С. Сингх. Учёт церковного имущества пароходов Доб­ро­воль­ного флота в конце XIX века (на примере служения иерея Георгия Левитского). — В.Ю. Быстрюков. Сборник «Россия и латинство» в истории евразийского движения. — прот. А.Н. Марченко. Обновленческие «архиереи» в переписке епис­копа Молотовского и Соликамского Александра (Толстопятова) с патриархом Сергием (Страгородским) за 1943–1944 гг. Раздел II. Публикации — П.А. Трибунский, С.И. Михальченко. Письма отца Саввы (С.А. Шим­кевича) Е.В. Спекторскому (1927–1939). — А.К. Клементьев. Спасо-Преображенский монастырь на острове Валаам в свидетельствах Наталии Стаценко и княжны Александры Оболен­ской (1916 и 1933 годы). Раздел III. Ретракция Сообщение об отзыве (ретракции) публикации. Источник: Седмица.RU Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 3  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/vyshel-novyj-nomer...

65 Нужно помнить, что то, на что Павел Алеппский особенно обращает внимание, а нам теперь является хорошо знакомым, использовалось у греков и у православных арабов в XVII в. иначе, чем у русских. Иначе у Павла Алеппского не было оснований отмечать эти подробности в своих записках. 68 У греков καφισμα означает седален, а наше чтение псалмов кафизмы греки называют στιχολογια (стихословие); но здесь, по-видимому, имеется в виду именно стихословие. 69 То есть, кафизма исполнялась певчески. См. И. Гарднер: Певческое исполнение кафизм в древнерусской богослужебной практике. «Православный путь», Джорданвилль, 1966. стр. 169, примеры. 76 Примеры распетой сугубой аллилуии можно видеть в статье И. Гарднера, указанной выше в нашем примечании 69 (примеры 23 и 27). 79 Текст А взят из певческого сборника первой половины XVII в., Бреславльской университетской и государственной библиотеки, slav.5, л. 255. (При повторном цитировании этой рукописи: Бреславльск. 5). 80 Еще в 1931 г. православные на Подкарпатской Руси (бывшие униаты) вследствие отсутствия у них богослужебных книг православного издания пользовались «Сборниками» еще униатского издания, где текст песнопения «Свете тихий» был напечатан в приведенной здесь редакции. Не будем здесь уклоняться в разбор грамматических и догматических ошибок. 82 Пример Б взят из квадратнонотного синодального издания: Октоих нотного пения. Москва: Синодальная типография, 1889. л. 64 об. 83 С. Смоленский: Азбука знаменного пения (извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенцева (1668 года). Казань, 1888. стр. 45 (При повторном цитировании: Смоленский. Азбука). 86 В. Металлов: К вопросу о комиссиях по исправлению богослужебных певческих книг Русской Церкви в XVII в. «Богословский вестник». Сергиев Посад, 1912. Июнь. стр. 440. 87 Смоленский. Азбука. Предисловие. стр. ã – Цитировано у Металлова. История. стп. 73, сноска 3. 90 Нельзя упускать из виду, что о чуме в Москве пишет под 1654 г. Павел Алеппский. Чума эта началась во второй половине 1654 г. но наше 1 января 1700 г. было по церковному счислению не первым числом первого месяца 1700 г., а только лишь первым числом пятого месяца 1699 г., а 1 сентября 1700 г. церковного года было первым числом седьмого месяца 1701 гражданского года. Соответственно этому и нужно датировать сообщения Павла Алеппского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» 11 Сен 2023 Фото: izdat-spbda.ru В книге приведены выдержки из документов эпохи, отражающие понимание музыки того времени САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. В издательстве Санкт-Петербургской духовной академии вышло учебное пособие «Деятели Византийской Церкви о музыке» . Автор — Евгений Владимирович Герцман, доктор искусствоведения, профессор, известный современный музыковед, выдающийся специалист в области античной и византийской музыки. В книге приведены выдержки из документов эпохи, отражающие понимание музыки того времени, издание также транслирует целый комплекс аспектов — от воззрений на музыку представителей Византийской Церкви до сведений о различных особенностях исполнительства. Все материалы изложены в порядке их появления в изучаемой исторической эпохе, а также приведены переводы документов на русский язык в новой, более точной редакции. Открывают книгу предисловия Елены Михайловны Гундяевой — проректора по культуре, декана факультета церковных искусств СПбДА, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, и Владимира Абрамовича Гуревича — доктора искусствоведения, почётного работника высшего профессионального образования России, профессора факультета церковных искусств СПбДА. Издание осуществлено при поддержке храма Сретения Господня на Гражданском проспекте г. Санкт-Петербурга. Книга рекомендована к публикации Учебным комитетом и Издательским советом Русской Православной Церкви, и предназначена для исследователей, преподавателей и студентов духовных и светских учебных заведений в качестве хрестоматийного материала при изучении истории церковной музыки, а также для всех любителей церковного пения, хоровой музыки и церковно-певческой истории. Источник: Седмица.RU Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/v-izdatelstve-spbd...

Разделы портала «Азбука веры» «Радуйся, Нико-о-лае», — звонко доносится из приоткрытых дверей храма. Сегодня у нас по расписанию пение акафиста. Не просто пение, а всенародное пение. Феномен всенародного пения на богослужении ведет свою историю с первых веков христианства. В Древней Церкви на всех богослужениях пели все. Какие-то песнопения от начала до конца исполнялись сообща, какие-то звучали от лица  канонарха, а последние строки либо повторяющиеся предложения в них пелись всеми молящимися. И тогда не вставал вопрос о профессионализме певчих, о том, насколько они религиозны и благочестивы. Как приобщение к Святым Таинам, так и всенародное пение, было знаком глубокой соборности Христианской Церкви. Шло время, светская культура, вышедшая из монастырских стен и набравшаяся чисто мирских пониманий, оказала не только положительное влияние на развитие певческого церковного искусства, но и привнесла в него определенные трудности. Одной из этих трудностей и стало разделение молящихся на категорию поющих в хоре и просто «предстоящих и молящихся». Тем не менее, в наши дни наблюдается положительная тенденция заинтересованности верующих в возможности соучастия в богослужении в качестве «певчих из народа». Следует сразу оговориться, что в разных храмах отношение к всенародному пению различное. Есть храмы, где любой вид пения народа находится под строжайшим запретом, есть храмы, где активно действуют так называемые «любительские хоровые коллективы», набранные из прихожан, есть храмы, где часть песнопений на богослужении исполняется всеми присутствующими под руководством диакона либо регента. Поэтому, если у вас появилось серьезное намерение послужить Богу своим пением, обойдите близлежащие храмы и наведите справки по этому вопросу. Любительский хор, чаще всего, поет на литургии либо в будние, либо в субботние дни. Литургия – самое «простое» в уставном отношении богослужение. Данный факт обусловлен малым количеством изменяемых песнопений и стабильным последованием священнодействий.

http://azbyka.ru/vsenarodnoe-penie

Лисицын М. А. Первоначальный славяно-русский типикон: Историко-Археологическое исследование. – Санкт-Петербург, 1911. Металлов В. М. Азбука крюкового пения: опыт систематического руководства. – М.: Синодальная типография, 1899. Металлов В. М. Богослужебное пение в период домонгольский. – М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912. Металлов В. М. Осмогласие знаменного роспева. – М.: Синодальная типография, 1899. Металлов В. М. Очерк истории церковного пения в России. – М.: Типография Г. Лисснера, 1900. Металлов В. М. Русская симиография. – М.: Императорский Московский Археологический институт, 1912. Несколько соображений об общем пении за богослужением/И. Гарднер//Православная Русь. – 1969. – 10. – С. 4-6. О русской церковно-певческой литературе с половины XVII века до начала влияния приезжих итальянцев/С. Смоленский//Хоровое и регентское дело. – 1910. – 3. Разумовский Д. В. Об основных началах богослужебного пения православной греко-российской церкви. – М.: Грачев и Kº, 1866. Разумовский Д. В. Церковное пение в России. – М.: Т. Рис, 1867–1869. Смоленский С. В. Азбука знаменного пения (извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1668 года). – Казань: Типография Императорского Университета и типо-литография Н. Данилова, 1888. Смоленский С. В. О древне-русских певческих нотациях. – Санкт-Петербург: Общество любителей древней письменности, 1901. Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства. – М.: Музыка, 1965. Филипп (Гарднер) Письма из Подкарпатской Руси, очерки. – Вена, 1942.   http://www.borisdanilenko.ru/books/ab/ab0059.pdf Подробную информацию о географии Подкарпатской Руси и пребывании Гарднера там см.: И. А. Гарднер и его «Письма из Подкарпатской Руси»/Протоиерей Борис Даниленко//Русская культура в Европе. Frankfurt am Main, 2016. Vol. 13. P. 317-348. URL: http://www.borisdanilenko.ru/books/ab/ab0062.pdf Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6173170

Храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Село Куркино известно более 500 лет, однако однопрестольная церковь появилась в нём только в 1678 году, когда князь Иван Воротынский обустраивал в селе своё поместье. Храм был трёхглавый, с колокольней и трапезной, в который было организовано два придела, один во имя Николая Чудотворца, второй во имя преподобного Сергия Радонежского. Усыпальница Захарьиных К 1743 году церковь обветшала и требовала срочного ремонта, деньги на который выдели только в 1760 году. Существует предположение, что именно во время этого ремонта начал значительно изменяться облик церкви, из трёх куполов оставили только один, упразднили приделы и убрали часть декоративной отделки. Современный вид храм приобрел во время перестройки, начавшейся в 1840 году. Церковь получила новые фасады, старую обветшавшую колокольню разобрали и на её месте сложили новую, четырёхъярусную, в подклете организовали теплый предел во имя Николая Чудотворца. Перестройка закончилась в 1846 году. Помощь в обновление храма оказывали и окрестные помещики, в том числе и семья известного врача-терапевта Григория Антоновича Захарьина, после смерти которого рядом с церковью была построена семейная часовня-склеп. Проект часовни выполнил Федор Шехтель, а эскизы мозаичного убранства создавал Виктор Васнецов. Храм действовал до 1938 года, после чего был закрыт, в связи с отсутствием священнослужителей. При этом каких либо официальных документов о закрытии храма издано не было, что позволило полностью сохранить как убранство храма, так и предметы церковного обихода, изъяты были только ценности. Богослужения в храме возобновились в июле 1946 года. С тех пор храм не закрывался. Современное состояние [ править править код ] Внутреннее убранство Окружающая храм территория занята кладбищем. Деятельность прихода: При храме действуют школа для детей и взрослых, библиотека, певческий кружок, оказывается благотворительная помощь. Телефоны: Адм. Центра " Расссвет - Деулина Анна +7 (926) 213-87-16 Директор Воскресной школы - Деулин Дмитрий +7 (926) 213-87-19 Церковная лавка: +7 (495) 572-34-31 Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 125466, Россия, г.Москва, ул. Новогорская, 37 Телефон: 8-495-572-34-31 Адрес эл. почты: kurkinohram@gmail.com Проезд: Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: Всенощная – в 18.00 Литургия по будням во все дни – в 8.00 В праздничные дни по будням – в 7.00 и 9.00 По воскресным дням – в 6.00, в 8.00, в 10.00 Акафист Владимирской иконе Божией Матери – воскресенье в 17.00 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Владимирс...

Храм Преображения Господня (Долгопрудный) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Преображенский храм построен в 2006 году в классическом стиле Новгородского зодчества XII века, представляет собой кубического типа четырехстолпную одноглавую постройку с подклетом, увенчанную шлемовидным куполом. Содержание История [ править править код ] В 1996 году был образован приход храма Преображения Господня в городе Долгопрудном. Летом 1999 года администрацией города Долгопрудный приходу был выделен под строительство храма земельный участка в центре города. Сначала на территории прихода был построен деревянный храм иконы Божией Матери " Спорительница Хлебов " . Первая божественная литургия в котором состоялась 19 августа 1999 года. С октября 2000 года приходом издается ежемесячный журнал " Вестник " . В сентябре 2001 года рядом с возведенным деревянным храмом было начато строительство каменного здания Преображенского храма. Проект храма за свою основу взял классическое новгородское зодчество XI-XII веков. 6 сентября 2002 года архиепископ Можайский Григорий (Чирков) совершен чин закладки первого камня в основание нового храма. Благодаря деятельной работе настоятеля храма и прихожан, ощутимой помощи со стороны главы города, руководителей крупных городских предприятий и благотворителей к январю 2005 года удалось возвести новый храм и завершить отделочные работы по первому этажу с приделом преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, в котором с 7 января этого же года начались регулярные богослужения. В январе 2006 года внешний архитектурный ансамбль храма был полностью завершен, и с 7 января этого же года начались регулярные богослужения в верхнем храме Преображения Господня. 19 августа 2006 года архиепископ Можайский Григорий (Чирков) совершил великое освящение храма в честь Преображения Господня. Современное состояние [ править править код ] При храме действует приходская воскресная школа (младший и старший классы). После занятий в школе дети могут продолжить занятия в православной изостудии при храме. Созданы певческие курсы для детей и взрослых. В ризнице находится приходская библиотека.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Преображе...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010