В монашеской традиции Синая и Палестины такой ведущий церковнослужитель певец-монах в VI–VII вв. получил название «канонарх» (греч. κανονρχης, κανονρχος от κανν — канон, правило и ρχω — начинать, управлять). Канонарх не только запевал, но в некоторых случаях подсказывал хору и общине слова богослужения, что было необходимо из-за недостатка богослужебных книг). Затем данное наименование распространилось по всему православному Востоку. В кафедральных соборах, где зачастую служило несколько канонархов, для управления многочисленным хором и отдельными канонархами требовался отдельный церковнослужитель, управляющий всеми хорами и богослужением в целом – протоканонарх. На Руси обязанности канонарха и протоканонарха исполнял особый чтец или певчий. Он имел название «головщик» или – в женских монастырях – «головщица». А сама позиция существовала вплоть до XVIII века, после чего возглашение стал совершать священнослужитель, а также назначенный для этого певчий. С XVIII века структура православного церковного хора меняется. Изменение структуры православного церковного хора было связано с изменением рода церковного пения и введения партесного пения в XVII веке. Само партесное пение как вариант многоголосного пения с разделением богослужебных текстов по партиям певцов, являлось западным явлением и возникло в северной Италии в XVI веке. Профессиональная подготовка регентов в России началась в стенах Придворной певческой капеллы (ныне Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга) в XVIII веке и имела, таким образом, светский характер. Профессиональная церковная подготовка регентов сложилась уже в Советскую эпоху и  связана с созданием первого «регентского класса» в Ленинградской духовной академии и семинарии, которую в тот момент возглавлял архимандрит Кирилл (Гундяев). Регент в современном богослужении Русской Православной Церкви В наше время регент управляет церковным хором, он же готовит певчих и подбирает необходимые книги для богослужения – проводит репетиции хора и отвечает за его организацию, составляет структуру исполняемых молитвословий на богослужении, приобретает и отвечает за сохранность соответствующих богослужебных книг и нот.

http://azbyka.ru/regent

Менее, чем год спустя после этой лекции, 2 января 1889 г., о Д.В. Разумовский скончался. Вместе с ним учёный мир лишился глубокомысленного и всестороннего исследователя в области истории и археологии церковного пения, а Московская Консерватория – опытнейшего преподавателя. —298— Насколько важны сочинения о. Разумовского, настолько же заслуживает внимания и его практическая деятельность, особенно его участие в издании нотных певческих книг. Исправления, сделанные Д. В. Разумовским в этих книгах, на основании точных документов, приближают его имя, по справедливому замечанию Ст. В. Смоленского, к славному в истории церковного пения имени старца Александра Мезенца, справщика 1667 г. Протоиерей Д. В. в значительной мере расширил сведения по истории церковного пения, добытые трудами его предшественников. В этом отношении особенно ценен его труд: „Церковное пение в России“. Сочинение это, удостоенное Археологическим Обществом серебряной медали, не только объединяет всё, сделанное по истории церковного пения предшественниками автора, но и открывает совершенно новые горизонты. Оно распадается на 3 отдела: в 1-м излагается история богослужебного пения древней христианской церкви, во 2-м история одноголосного пения Русской церкви и в 3-м история многоголосного пения. К третьему отделу приложена азбука столповой знамени с сборником фитников и кокиз и азбука демественного пения. О. Д.В. Разумовский извлёк всё, что можно было извлечь из крюковых и нотных богослужебно-певческих книг, и теоретических сочинений Александра Мезенца, Тихона Макарьевского, Николая Дилецкого и др. В своей книге он расшифровал целый ряд незнакомых до него музыкальных знаков, изъяснил мало известную до него систему крюкового нотописания, для которого он изобрёл даже типографский набор, установил точное понятие об осмогласии, дал характеристику каждого гласа, указал, как применялась теория восьми гласов в том или другом распеве и раскрыл глубокую важность изучения древних ладов для музыки будущего. На основании отрывочных сведений, добытых им из рукописей, Д. В. Разумовский нарисовал целую, полную и живую картину постепенного развития нашего церковно-певческого искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Известные певчие, знаменный распев, духовные стихи и русский лубок – об этом и об истории русской духовной музыки данная программа. Сергей Потапов, ведущий: Известные певчие, знаменный распев, духовные стихи и русский лубок – об этом и об истории русской духовной музыки сегодня. Как часто, увидев церковь на своём пути, мы произносим: «Красота-то какая!..» и понимаем, что только что нам был подан знак, указывающий путь к Богу, способ разговора с Ним. В возникшем в XV веке деревянном, а с середины XVII века – каменном храме Григория Неокесарийского на Полянке в Москве, воспринимаешь это особенно остро. Николай Белов, регент храма Григория Неокесарийского, преподаватель СГБУ: Это исконно русская православная музыка. Мало что сохранилось от столь древних времён, от времён самого начала существования древнерусской культуры, как знаменный распев. Епископ Иероним: Всё в Православии красиво. Не случайно возглашается: «Господь воцарися, в лепоту (в красоту) облечеся». И храм внешне украшен, и внутри он украшается церковным пением, службой диакона, иконами и всем чином, который установлен. У нас разнообразные песнопения используются, и в том числе много песнопений знаменного распева. Николай Белов, регент храма Григория Неокесарийского, преподаватель СГБУ: Знаменный распев это распев слова, и в первую очередь, это распетое богослужебное слово. В нём заложены естественные интонации церковно-славянской речи, и он наиболее приспособлен для передачи этой речи с помощью певческих мелодий, и с помощью певческих знаков, которые в русской традиции назывались «крюками». Епископ Иероним: Знаменный распев, наверное, наиболее отвечает той мысли, когда люди «едиными усты», единым сердцем славят Бога. Как некий единый голос, единый вопль с земли, возносится к небесному престолу Сергей Потапов, ведущий: Старое русское слово «чинность» как нельзя лучше подходит для определения одной из особенностей знаменного распева. Его свободное и одновременно твёрдое движение перекликалось с чинностью русских величальных песен. Ведь в начале, до появления крюков, знаменные распевы были таким же устным творчеством, как и всё в народной традиции. Как в деревнях дети слушали стариков и перенимали её – так и в монастырях иноки слушали и перенимали всё, что пели монахи – уже состоявшиеся певчие.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-duhovnoj-...

Взрослая группа занимается по воскресным дням. В 13.40 обиход гласов преподает Парусникова Людмила Вячеславовна. В 14.45 занятие по хору ведет Рябова Татьяна Анатольевна. В 16.15 богослужебный устав преподает дьякон Николай Вахромеев. Хор взрослой учебной группы участвует в Богослужениях два раза в месяц по субботам с утра, на Пасху и 8 января. Старший хор Церковно-Певческой школы выступает в образовательных учреждениях с благотворительными концертами на Рождество и Пасху. Обучение в Церковно-Певческой школе бесплатное. Дискуссионный клуб «ПОД ПОКРОВОМ». Внутреннее убранство Дискуссионные встречи проходят по воскресным дням с 13.30.до 15.00 в нижнем помещении храма, целью которых является: - изучение основ православной веры; - подготовка молодежи к миссионерской и катехизаторской деятельности; - участие молодежи в социальной деятельности прихода. Встречи сопровождаются чаепитиями, общением. В течение года православная молодежь участвует в паломнических поездках, организует помощь нуждающимся прихожанам, участвует в различных приходских мероприятиях. Ответственный за молодежную работу — Диакон Николай Вахромеев, телефон +7 (910) 436-85-87 , VahromeevN@yandex.ru Помощник — Парусникова Людмила Вячеславовна, телефон 8(926)367-72-20 , parusluda@mail.ru Социальная деятельность. Социальной деятельностью нашего прихода руководит настоятель храма – протоиерей Георгий Вахромеев. По его благословению сотрудники и прихожане храма осуществляют различные виды социальной деятельности. На приходе ведется активная переписка с тюремными заключенными, высылаются посылки, оказывается денежная помощь. Приход оказывает ежемесячную денежную помощь многодетным семьям прихода. На средства спонсора оказывается единовременная денежная помощь приходским семьям при рождении ребенка. При храме на благотворительной основе действует спортивный клуб в честь св. князя Димитрия Донского. Для детей прихожан проводятся бесплатные занятия с тренером. Обеспечение бездомных продуктами питания, одеждой и обувью за счет пожертвований прихожан осуществляется на протяжении всего года. Попавшие в беду граждане обращались к нам с просьбой об оказании денежной помощи на ж/д билеты и оформление документов. На добровольные пожертвования была оказана помощь в разумных пределах всем, обратившимся в наш храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Троицы_Жи...

На чем основываются последние данные - установить не удалось. Возможно, произошла путаница, и авторы мемориальной доски отождествили первую церковь на территории Госпиталя (в 1705 г. освящена в честь Воскресения Словущего) с деревянным храмом Лефортова полка в начале его функционирования. Не исключено также, что какое-то время деревянная полковая церковь, воздвигнутая при Лефорте, выполняла роль госпитальной и даже имела наименование, которое затем перешло к последней. В советское время храм не закрывался, сохранились колокола. В 1991 году был освящен небольшой крестильный храм Архангела Михаила, в 2000 году — часовня с распятием Иисуса Христа На Введенском кладбище действует приписанная к храму часовня, переоборудованная из фамильного мавзолея Эрлангеров. Современное состояние [ править править код ] Описание [ править править код ] Храм пятиглавый, кроме того имеется по одной главе над каждым из приделов. Колокольня с 8 колоколами — шатрового типа, со сквозными просветами. Снаружи имеются три входа. Над западным входом — изображение Казанской иконы Божией Матери, над северным — иконы Печерской Божией Матери со свв. Антонием и Феодосием, над Южным — Владимирская икона Богоматери. Высота храма вместе с крестами — 38 метров. Деятельность прихода [ править править код ] При храме действует Воскресная школа для детей, занятия проводятся по воскресениям (13.00ч.-16.00ч.), в школе преподается Закон Божий, изобразительное искусство, церковное пение. Также существует Певческая школа для взрослых, занятия проводятся по пятницам в 20.00ч. и певческая школа для детей, занятия проводятся по пятницам в 19.00ч. Катехизаторские беседы для взрослых проводятся в субботу в 14.00. Святыни [ править править код ] Икона первоверховных апостолов Петра и Павла Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес : 111250, Москва, ул. Солдатская д. 4 Телефоны: +7(495) 361-42-15 , факс +7 (495) 626-30-34 Проезд: метро «Авиамоторная», метро «Семеновская», трамваями 32,43,46 или маршруткой 346 до остановки ул. Солдатская

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Петра_и_П...

В 1774 г. Почаевской же типографией был издан сокращенный Осмогласник (Октоих) со следующим заглавием: «Осмогласник от великого Ирмология благословением его Преосвященства Кир Сильвества Лубиеницкаго-Рудченскаго, Ексарха всея России, Луцкаго и Острожскаго Епископа, в Почаевской типографии изданного, вкратце собран и к удобнейшему хитрости ирмологисания изучатися хотящим употреблению издан в тойждо типографии, року Божия 1774». в начале этой книги помещена была нотная азбука, озаглавленная «Алфавит ирмологисания» 348 . Таким образом, униаты в западных, украинских областях, еще на территории Польши, опередили русских православных в Российской империи в отношении издания нотных богослужебных певческих книг (особенно переиздания Львовского ирмолога) только на два года. Мы не имеем сведений о том, как происходила подготовка этих изданий, но нужно думать, что это происходило почти одновременно в Почаевской лавре у униатов и в Москве, и Петербурге с подготовкой синодальных нотных певческих книг. Понятно, что как львовское, так и почаевское издания содержали редакции напевов, принятые в практике униатов, но тогда еще, по-видимому, одинаковых с напевами православных в юго-западной Руси, на Украине. В предисловии к первому изданию (1700) Львовского ирмолога говорится о причинах, вызвавших издание ирмологиона, в следующих выражениях 349 : «Православно-кафолическая Церковь ... доселе не имела печатных нотных книг, писцы же писали нотные книги мало, не скоро, не верно, от чего непотребная в достодолжном согласии божественном творяхуся различная пения. Сего ради мы, – продолжает составитель пролегоменона (предисловия), – Божиею и благочиния церковнаго ревностию подвизаемы, потчахомся со многим иждивением сию книгу Ирмолой, поскольку можно исправиши, на свет издати» 350 . В послесловии же, обращенном к «богомудрому рачителю книги сея», изложена краткая автобиография типографа (гисера) 351 , напечатавшего ирмолог. Типограф-издатель книги иеромонах Иосиф Городецкий, 15-ти лет от рождения поступивший в монастырь и постриженный в монашество Львовским епископом Иоасафом Шумлянским, занялся типографским делом 352 . Затем ходил по обету пилигримом в Иерусалим «и тамо гробу Господню поклонися и в водах Иорданских умыти сподобися». Обшед во время этого путекшествия, продолжает автобиограф, «пути великаго моря Египет, Александрию и прочая пресловутые грады, палестинския южная, такожде и заходныя, Гишпанию, Италию, КРЫМ, Венецию и прочая»... и здраво возвратившись во свое отечество, «...умолен бых от начальствующих инок, в катедре (епархии) Львовской, св. великомученика Христова Георгия, да от рукоделия моего гисерскаго сотворю типографию и напечатаю Ирмолая. Аз же не щадя себе в толиких трудех, дахся дела, и поспешество дарования Божия произведя в совершение; роду Российскаго удивительное Ирмология напечатание».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Церковное пение стало усовершенствоваться особенно со времени имп. Елисаветы, большой его любительницы. Ею заведен был при дворе превосходный хор. Но церковному пению много вредило подражание западным образцам и светской музыке. До половины XVIII в. в нем еще сильно было, начавшееся при царе Алексее, малороссийское влияние. Хотя и в нем уже проявлялось западное влияние, но оно еще оставалось родным и церковным. С половины XVIII в. придворная капелла попала в руки итальянских и немецких композиторов, которые увлекли за собою и русских регентов. Развитию подобного вкуса в церковной музыке особенно много способствовал пышный век имп. Екатерины II, при которой русское городское богослужение повсюду наполнялось чисто светскими оперными мотивами. В сельских церквах замечался другой недостаток – плохое знание и искажение причетниками самых обыкновенных церковных напевов. Архиеп. Филарет отмечает, что первая нотная книга Ирмологий 43 ) напечатана во Львове, в 1772 г. Снод принял меры к ограждению церковного пения от дальнейшей порчи. В том году им были напечатаны в Москве: Азбука нотная, Октоих нотный, Ирмологий нотный, Обиход нотный (по данным П. Знаменского Ирмологий был напечатан в 1798 г.). Имп. Павел указом 1797 г. повелел вместо концертов петь в церквах псалмы, или каноны. Лучшим духовным композитором того времени был Максим Созонтович Березовский (1745–1777), уроженец черниговской губ., учившийся недолго в киевской академии, певший в придворной певческой капелле, усовершенствовавшийся в музыке в Италии. Знаменский пишет, что он «первый начал исправлять искажения, введенные в церковное пение разными Галуппи, Сарти и др. иностранцами, и оставил после себя полную литургию, много причастных и концертов, отличающихся большою простотою и согласием музыки с текстом». – «Как композитор, Березовский принадлежит к числу первых, старавшихся согласовать западную музыку с текстом православных песнопений. Сравнительно со своими современниками композиторами Веделем, Дехтеревым, Давыдовым, учившимися также у иностранцев и большею частью рабски им подражавшими, Березовский в своих произведениях обнаруживает меньше следов зависимости от Итальянской школы и больше свободы и самостоятельности, являя собой заметный поворот к новому, более национальному направлению русской церковной музыки, представителем которого был Бортнянский». (Свящ. А. Митропольский. «Прав. Дух. Эн.»). Земляк Березовского, Дмитрий Степанович Бортнянский (1752–1825), с семи лет пел в придворной капелле, под руководством капельмейстера Галуппи. Около 1775 г., он по желанию имп. Екатерины II послан был для усовершенствования в Венецию к тому-же Галуппи. Пройдя курс учения, он с 1779 г. был придворным капельмейстером, с 1796 – директором певческой капеллы. Дальнейшая его деятельность будет изложена в части шестой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

1144 Н. П. Парфентьев считает, что общепринятое утверждение о возглавлении А. Мезенцом Второй комиссии не имеет оснований, склоняясь больше к предположению, что общей работой этой комиссии руководил Александр Печерский, старец того же Чудова монастыря, в котором митрополит Павел был архимандритом (1659–1664 гг.), незадолго до того, как его назначили «ведать книг Печатной двор» (с июня 1667 г.). Исследователь уточняет, что после роспуска комиссий именно А. Печерский был оставлен при Печатном дворе и следил за работами по практическому претворению дела комиссий (Парфентьев Н. П. О деятельности комиссий по исправлению древнерусских певческих книг в XVII в.//Археологический ежегодник за 1984 г. М., 1986. С. 128–139, о Второй комиссии см. с. 133 sqq.). 1146 «... и тии первие исправиша знаменного пения по истинноречию сия Ирмосы» («Извещение». С. 2). 1147 По утверждению В. В. Смоленского, Комиссия «дала только правила, научные средства и примеры исполнения такого труда. Всего вероятнее, что Азбука была подробным предисловием к Ирмологу, вполне выправленному и дававшему возможность по нему правильно изложить всё остальное пение» («Извещение». С. 46). Так же считает Н. П. Парфентьев: «Ирмологий должен был стать своего рода образцом для исправления остальных певческих книг Именно к нему и приложили члены комиссии обобщающий музыкально-теоретический труд „Извещение “» (Цит. соч. С. 136). 1148 Парфентьев Н. П. Цит. соч. Там же имеется подробный библиографический очерк по исследуемой тематике. 1149 Попов А.Ю. «Слоговой напев» Ирмология//Монастырская традиция в древнерусском певческом искусстве. СПб., 2000. С. 163–174 (цит. С. 163). 1152 Названные попевки затрагивались в трудах В.М. Металлова, А.Н. Кручининой, Б. П. Карастоянова в ходе структурно-семиографического анализа осмогласных формул, однако отдельно не изучались. См.: Металлов В. М. Осмогласие знаменного распева. М. 1899; Карастоянов Б.П. О таблицах мелодических формул знаменного распева//Musica antiqua VIII. 1988. С. 489–516; Кручинина А.Н. Попевка в русской музыкальной теории XVII в. Дис. канд. иск. Л.: Ленингр. гос. консерватория, 1979. 164 с.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

24-25 октября 1994 года в помещении Казанского девичьего монастыря проходило очередное собрание клира и мирян Калужской Епархии и здесь поднимался вопрос об открытии в Калуге Епархиального женского училища, а спустя полтора года, 22 января 1996 года по благословению архиепископа (ныне митрополита) Калужского и Боровского Климента, состоялось его открытие. Адрес : 248000, г.Калуга, ул. Дарвина, 13/33; Телефон : +7 (961) 1269984 . Минское духовное училище [ править править код ] Минское духовное училище Минское духовное училище - учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов в области церковного делания (регентов, катехизаторов, звонарей и др.) для приходов Беларусской Православной Церкви. На данный момент, в Минском духовном училище существуют три подразделения: регентско-певческое, звонарское и катехизаторское. Срок обучения составляет 2-3 года на регентско-певческом, 6 месяцев на звонарском, и от 2-х до 4-х лет на катехизаторском отделениях. Адрес : 220121, город Минск, улица Притыцкого, дом 65; Телефон : регентско-певческое отделение: +375-17-365-05-19 , +375-29-875-59-09 , +375-44-510-90-72 ; отделение катехизаторов: +375-17-253-14-74 , +375-29-755-59-64 ; отделение звонарей: +375-29-624-65-23 . Мукачевское духовное училище [ править править код ] Мукачевское духовное училище - учебное заведение УПЦ. Адрес : 90100, город Иршава Закарпатской области, улица Гагарина, 33; Телефон : (03144) 2-27-33 . Муромское духовное училище [ править править код ] Муромское духовное училище Муромское православное духовное училище имени патриарха Пимена — среднее специальное учебное заведение Муромской епархии Русской православной церкви. Первое упоминание о Муромском духовном училище относится к 1720-м годам, когда на территории Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Мурома по Указу Императора Петра I распоряжением митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) было образовано «училище для обучения поповских детей». В 1918 году Муромское духовное училище было закрыто.

http://azbyka.ru/palomnik/Православные_д...

 Какое из древнегреческих наименований ладов (дорийский, фригийский, лидийский и прочие) должно быть присвоено тому или другому гласу Октоиха, сказать трудно, так как музыканты-теоретики всех времен давали на этот счет весьма сбивчивые указания. Поэтому остается принять название гласов по числовому их порядку, то есть первый, второй, третий и так далее, что издавна существует во всех богослужебных — простых и нотных — греческих книгах и доныне. Род гласов в Октоихе святого Иоанна Дамаскина — исключительно диатонический. Само понятие гласа относится к звукоряду с известным и различным для каждого гласа расположением тонов и полутонов, причем мелодии, не покидая своего лада, могут и расширяться в своих звуковых пределах не только до объема октав, но и даже с добавлением к ней квинты, а равно и ограничиваться объемом в 4?5–6 ступеней. Характерными признаками гласа-лада служат звуки господствующие, то есть наичаще слышимые в мелодии, или те, на которых глас любит вращаться по преимуществу, и финальные, то есть конечные для мелодий. Тоника лада, как основной звук, явственно проходящий через всю мелодию, естественно, служит также одной из существенных примет гласа. В греческих нотных книгах этот звук указывается так называемыми мартириями, поставляемыми в начале и в продолжении мелодии (при модуляции в ней), а практически в виде выдержанного тона — исона неподвижного и пропеваемого на главный звук тихим гудением, поддерживающим певца-солиста. При таком понимании глас вполне допускает творчество напева под условием соблюдения правил касательно объема звукоряда, чередования тонов„ ему свойственного, а также звуков: основного, господствующего и конечного. С другой стороны, этими правилами обеспечивается и устойчивость типичных мелодических оборотов, постоянство их образа, закрепляемого неоднократным повторением и применением, вследствие чего и создается понятие о гласе как о мелодии известного и постоянного образца — напева. Такое именно понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся, сложилось в нашей русской певческой практике. В конечном итоге своем весь смысл осмогласия как музыкально-певческой системы и основного закона церковного пения сводится к ограждению произвола в пении, могущего выразиться и в выборе неподходящего звукоряда или рода пения, и в создании мелодии, никакими признаками не вяжущейся с принятым в Церкви пением, и вообще в творчестве, никаким определенным критерием не обусловленном.

http://azbyka.ru/kratkij-ocherk-istorii-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010