Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Известные певчие, знаменный распев, духовные стихи и русский лубок – об этом и об истории русской духовной музыки данная программа. Сергей Потапов, ведущий: Известные певчие, знаменный распев, духовные стихи и русский лубок – об этом и об истории русской духовной музыки сегодня. Как часто, увидев церковь на своём пути, мы произносим: «Красота-то какая!..» и понимаем, что только что нам был подан знак, указывающий путь к Богу, способ разговора с Ним. В возникшем в XV веке деревянном, а с середины XVII века – каменном храме Григория Неокесарийского на Полянке в Москве, воспринимаешь это особенно остро. Николай Белов, регент храма Григория Неокесарийского, преподаватель СГБУ: Это исконно русская православная музыка. Мало что сохранилось от столь древних времён, от времён самого начала существования древнерусской культуры, как знаменный распев. Епископ Иероним: Всё в Православии красиво. Не случайно возглашается: «Господь воцарися, в лепоту (в красоту) облечеся». И храм внешне украшен, и внутри он украшается церковным пением, службой диакона, иконами и всем чином, который установлен. У нас разнообразные песнопения используются, и в том числе много песнопений знаменного распева. Николай Белов, регент храма Григория Неокесарийского, преподаватель СГБУ: Знаменный распев это распев слова, и в первую очередь, это распетое богослужебное слово. В нём заложены естественные интонации церковно-славянской речи, и он наиболее приспособлен для передачи этой речи с помощью певческих мелодий, и с помощью певческих знаков, которые в русской традиции назывались «крюками». Епископ Иероним: Знаменный распев, наверное, наиболее отвечает той мысли, когда люди «едиными усты», единым сердцем славят Бога. Как некий единый голос, единый вопль с земли, возносится к небесному престолу Сергей Потапов, ведущий: Старое русское слово «чинность» как нельзя лучше подходит для определения одной из особенностей знаменного распева. Его свободное и одновременно твёрдое движение перекликалось с чинностью русских величальных песен. Ведь в начале, до появления крюков, знаменные распевы были таким же устным творчеством, как и всё в народной традиции. Как в деревнях дети слушали стариков и перенимали её – так и в монастырях иноки слушали и перенимали всё, что пели монахи – уже состоявшиеся певчие.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-duhovnoj-...

Разделы портала «Азбука веры» «Радуйся, Нико-о-лае», — звонко доносится из приоткрытых дверей храма. Сегодня у нас по расписанию пение акафиста. Не просто пение, а всенародное пение. Феномен всенародного пения на богослужении ведет свою историю с первых веков христианства. В Древней Церкви на всех богослужениях пели все. Какие-то песнопения от начала до конца исполнялись сообща, какие-то звучали от лица  канонарха, а последние строки либо повторяющиеся предложения в них пелись всеми молящимися. И тогда не вставал вопрос о профессионализме певчих, о том, насколько они религиозны и благочестивы. Как приобщение к Святым Таинам, так и всенародное пение, было знаком глубокой соборности Христианской Церкви. Шло время, светская культура, вышедшая из монастырских стен и набравшаяся чисто мирских пониманий, оказала не только положительное влияние на развитие певческого церковного искусства, но и привнесла в него определенные трудности. Одной из этих трудностей и стало разделение молящихся на категорию поющих в хоре и просто «предстоящих и молящихся». Тем не менее, в наши дни наблюдается положительная тенденция заинтересованности верующих в возможности соучастия в богослужении в качестве «певчих из народа». Следует сразу оговориться, что в разных храмах отношение к всенародному пению различное. Есть храмы, где любой вид пения народа находится под строжайшим запретом, есть храмы, где активно действуют так называемые «любительские хоровые коллективы», набранные из прихожан, есть храмы, где часть песнопений на богослужении исполняется всеми присутствующими под руководством диакона либо регента. Поэтому, если у вас появилось серьезное намерение послужить Богу своим пением, обойдите близлежащие храмы и наведите справки по этому вопросу. Любительский хор, чаще всего, поет на литургии либо в будние, либо в субботние дни. Литургия – самое «простое» в уставном отношении богослужение. Данный факт обусловлен малым количеством изменяемых песнопений и стабильным последованием священнодействий.

http://azbyka.ru/vsenarodnoe-penie

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 112. Песенная утреня Приходской вариант совершения Утрени Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы познакомимся с последованием Утрени Великой Церкви, т.е. Утрени, совершавшейся в храме св. Софии в Константинополе. Основная особенность ее состояла в том, что в ней “за исключением иерейских молитв и диаконских прошений ничего не произносилось, а лишь пелось”. По единственному наиболее полному и обстоятельному описанию бл. Симеона, архиеп. Солунского (+1430 г.) эта Утреня начиналась в притворе храма, при закрытых дверях последнего, с возгласа “Благословенно царство”, после которого священником произносилась Мирная ектения. По окончании ее певчески исполнялось трипсалмие (3, 69 и 133 пс.), припевом к которому в будни служила фраза “Слава Тебе, Боже”, а в воскресные дни:“Слава Тебе, Отче, слава Тебе, Сыне, слава Тебе, Святый Душе”. В праздничные дни вместо последнего псалма могли использоваться и иные, по содержанию соответствовавшие воспоминаемому священному событию, к которым добавлялись праздничные тропари. К примеру, как минимум с VII века, в дни воскресные совершался 117 пс., от которого в наши дни используются лишь некоторые стихи. В частности, стих 1: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Стих 11: Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им. Стих 17: Не умру, но жив буду и повем дела Господня. И стих 22: Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших. А припевом к ним служат 26 и 27 стихи этого же псалма: Бог Господь, и явися нам,/благословен Грядый во Имя Господне. Хотя еще в XVI веке этот псалом на утрене исполнялся с особыми для каждого гласа припевами. Например, для 1 гласа использовался припев: “Едине человеколюбче”; для 3го: “Подая мирови велию милость”; для 5го “Во славное Воскресение Твое”; для 6го: “Господи, слава Тебе”; для 7го: “Подая мирови велию милость”; для 8го гласа: “Животе и воскресение наше, слава Тебе”. Очевидно, что когда-то все они служили припевами ко всему 117 псалму, лишь в конце заменяясь праздничными тропарями, которые и сейчас поются дважды, потому что требуют антифонного исполнения.

http://azbyka.ru/video/112-pesennaja-utr...

Разделы портала «Азбука веры» Библиотека нот церковного хора Печенкин Г. Б. В начале 90х годов этого столетия, в связи с различными политическими переменами в нашей стране начала возраждаться литургическая жизнь нашего народа, о чем свидетельствует повсеместное открытие православных храмов и учебных заведений, возвращение святынь, образование общин, миссионерских организаций и многое другое. Немаловажную роль в своей духовно-просветительской миссии наша Церковь отводила и продолжает отводить православному церковному пению и его обучению, поскольку наше богослужение напрямую связано с пением, являющимся орудием, посредством которого проповедуется БОЖИЕ СЛОВО, вместе с приличными для храма напевами образующее особый церковно-богослужебный язык. Важно отметить в этом деле обучение церковному пению детей, причем можно выделить и разные задачи и стороны этого обучения, как-то: религиозно-просветительские, нравственно-воспитательные, историко-культурные, дидактические и др. Поскольку состояние богослужебного пения напрямую связано с нашим духовным состоянием, а от характера воспитания подрастающего поколения зависит и будущее духовной жизни нашей страны, очевидна немаловажная роль обучения детей церковному пению как в их нравственном воспитании, так и в практической стороне будущего нашего православного богослужения и церковно-певческого искусства. В нынешнее время при многих храмах действуют воскресные школы для детей, где их помимо главного предмета — Закона Божия — знакомят с церковным пением, также певческие школы и кружки; во многих возрожденных православных средне-образовательных учебных заведениях (типа гимназия, колледж и др.) есть предмет “Церковное пение”. Из учеников перечисленных выше православных организаций составляются детские хоры, принимающие постоянно или эпизодически участие в богослужениях посредством исполнения на клиросе всего положенного богослужебно-певческого материала или отдельных его частей. По каким направлениям развивается в настоящее время на практике принцип обучения детей церковному пению? Здесь можно выделить два главных принципа — это профессиональное обучение и непрофессиональное.

http://azbyka.ru/kliros/problemy-obuchen...

Разделы портала «Азбука веры» Ощущаем ли мы себя сегодня наследниками древнерусской культуры? Не растут ли наши дети, будто это не их предки создали «Троицу» Рублева, Новгородскую «Софию» и сокровища знаменного распева? Что мы потеряли, и что приобрели, предав на столетия забвению церковно-певческую и иконописную традиции, в которых жизненно воплотились идеалы Св. Руси? Отрыв нашей певческой традиции от исконных корней начался более трехсот лет назад. Появилась нотная пятилинейная система и прельстила своим удобством – вечным соблазном Запада. Действительно, пятилинейная нотация, по сравнению с крюковой, легка и «комфортна» в освоении, доступна всякому, любого духа человеку. Но эти пять линеечек, такие удобные для записи музыки инструментальной, оказались не в состоянии вместить многогранное богатство древнерусского богослужебного нения, и с неизбежностью привели к его обеднению. постепенному перерождению и вытеснению музыкой светской. В знаменной крюковой нотации даже простейшие знаки содержат несколько смысловых уровней. Каждый знак имеет значения длительности и высоты, подобно тому как имеет их и каждая нота. Но, если значение ноты этим исчерпывается, знак знаменной системы содержит в себе еще несколько уровней, очень существенных именно для задач богослужебного пения. Третий уровень значений проявляет характер исполнения знака. Одна и та же итальянская целая нотка «соль», если ее записать разными знаменами, будет звучать каждый раз по-разному. Если это Стрела – то нужно «потянути». Если Статия – «постояти», если Параклит с оттяжкой – «возгласити светло и сановито». Какое изобилие исполнительских оттенков: «выгнути», «голкнути», «дрогнути», «подробити по строке»… И выбор знака никогда не будет случайным, он всегда обусловлен рядом причин, главная из которых – смысл богослужебного текста. Благодаря этому, исполняя то или иное песнопение по крюкам, мы не можем делать это своевольно – знамена в точности подскажут нам, как нужно спеть, чтобы, увлекшись собственным чувством, не впасть в погрешность по отношению к словесному тексту. Все акценты уже расставлены монахом – распевщиком. Знамена говорят нам: “Толковать так, а не иначе”. Таким образом, они выполняют по отношению к богослужебному слову функцию предания (поскольку толкование писания есть область предания), определяя некий, подобный иконописному, канон.

http://azbyka.ru/pevcheskoe-nasledie-dre...

Разделы портала «Азбука веры» Про систему осмогласия (пения на 8 различных церковных напевов — гласов) знает каждый, даже самый начинающий певчий. Также известно, что каждый из 8ми гласов может иметь различные варианты напевов для исполнения стихир, тропарей и ирмосов. А если певчий пришёл на клирос, не зная гласовых напевов, ему обязательно придётся с ними познакомиться — регент, наверняка, даст такому певчему соответствующие пособия для изучения, либо отправит на певческие курсы. И последнее будет даже лучше, потому что на курсах новоиспеченный церковный певчий обязательно узнает не только про гласовые напевы, но и про подобны, которым и посвящается данная статья. На реальном же клиросе редкой будет ситуация, когда регент поставит условие певчему помимо гласов, выучить ещё и подобны. Может быть, некоторые читающие сейчас тоже задают себе вопрос: «а что такое подобны?». Я хорошо помню, когда я только начинала петь на клиросе и гласы уже знала, то как-то я спросила про один из напевов, на который мы часто на литургии пели «Достойно есть». Мне ответили, что «это на подобен 2го гласа». Я тогда не поняла, что за подобен, какой подобен, а мне лишь показали на ноты того самого подобна, на мелодию которого пели «Достойно есть». А что такое подобен и с чем его едят мне было совершенно не понятно. Лишь позже удалось в полной мере познакомиться с таинственными подобнами, и случилось это именно на певческих курсах. Так что же такое подобен? Подобен (греч. προσμοια — очень сходное, весьма похожее) — богослужебное песнопение, мелодия и метрика которой подобны другой богослужебной песни. Хочется в это определение ещё добавить, что распевается подобен также на определенный глас. То есть у каждого из 8ми гласов помимо самих гласовых мелодий существуют ещё дополнительные мелодии (самоподобны). Другая богослужебная песня, на которую похож подобен, носит название «самоподобен», потому что она была написана изначально, а все остальные тексты, которые поются на её напев, должны быть подобны ей.

http://azbyka.ru/penie-na-podobny

И.А. Гарднер Скачать epub pdf Посвящается всем ценителям русской православной церковно-певческой культуры. 1 . Знаменный роспев, основное и коренное церковное пение русских с древнейших времен истории Русской Церкви, – есть создание многих поколений русских мастеропевцев, записывавших его, как известно, особой системой безлинейных певческих знаков, названных по их графической форме «крюками» или, по значению, – «знаменем», т. е., «знаками». Отсюда и название этого пения: «знаменный роспев» 2 – т. е. пение, записанное знаками, «знаменованное», «обозначенное», в отличие от передающегося по изустной традиции и исполняемого по памяти, не записанного. Но каждая система, а, следовательно и крюковая система письменного фиксирования напевов, предполагает существование известных теоретических оснований и правил. До нас не дошли теоретические трактаты раньше середины 17-го века, которые бы позволили нам узнать музыкально-теоретическое мышление мастеров знаменного пения. Таковой трактат имеем мы лишь в 1668 году: это т. н. «Азбука знаменного пения», составленная монахом Александром Мезенцем (по фамилии – Стремоуховым) 3 в сотрудничестве с другими мастерами пения. Как раз в текущем году исполняется 300-летний юбилей составления этого трактата, опубликованного с солидными комментариями 80 лет тому назад, в 1888 г., известным ученым, С. В. Смоленским 4 . Но и этот трактат не дает нам вполне возможность проникнуть в теоретическое мышление его современников. Как тоже известно, большая часть крюковых записей и вся система крюкового письма была во второй половине 17-го века координирована с нотами на пятилинейном нотном стане, с квадратной формой нотных головок 5 . В таком виде эти записи были напечатаны в 1772 году Святейшим Синодом, составив 4 книги: Обиход, Ирмологий, Октоих и Праздники, к которым позже была присоединена 5-я книга: Триоди Постная и Цветная. Книги эти переиздавались много раз вплоть, до революции. Нотная система на пятилинейном стане быстро вытеснила собой безлинейное знамя. Однако, крюковая система («знамя») никогда не была никаким синодальным распоряжением ни отменена, ни запрещена , и никогда нотная система не была, церковной властью особо предписана (поэтому нет никаких канонических препятствий для пения по крюкам в наших церквах). Просто, практически, нотная система вытеснила крюковую систему и, кроме того, была проще для печатания, чем графически сложная крюковая безлинейная. Мы здесь только упоминаем этот факт и не вдаемся в разбор исторических причин, вызвавших эту перемену в системе записывания звуков. Важно для нас то, что все последовавшия в 19-м веке работы по изучению музыкальной природы знаменного роспева базировались почти исключительно на нотно-линейной записи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» ( 128  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Диаконское искусство О том, что у меня бас и хорошие перспективы при правильной постановке голоса, мне ещё в школе говорил один мой приятель. Когда по его просьбе я что-то прохрипел в телефонную трубку, он в восхищении заорал мне в ответ: – Да тебе в консерватории учиться надо, Шура, – поверь мне, – в этом деле я не ошибаюсь! Но у меня тогда было невысокое мнение о музыкальных способностях моего одноклассника, и я ему не поверил, и напрасно. Сегодня друг моего детства один из известных белорусских музыкальных продюсеров, имеет свою студию звукозаписи и несколько коллективов, с которыми разъезжает по миру, и, даже исполняет под гитару песни собственного сочинения. Поверил бы другу, сейчас бы, глядишь, – в Большом солировал… Когда стал ходить в храм на службы, то тихонько подпевал, стоя за клиросом. Думаете, что никто тебя не слышит? А нет, как раз-то в храме любое параллельное хору пение очень даже слышно, и меня вычислили. Но вместо того, чтобы наказать, пригласили на клирос. Вот тут-то я и пожалел, что не слушался маму, которая всеми силами пыталась меня, тогда ещё лопоухого второклассника, заставить играть на пианино. Я принципиально и категорически отверг все её попытки: – Танкистам не нужно играть на пианино! – Ладно, – в конце концов устав от наших баталий сказал папа: – Танкист, да ещё с боевым стажем – не хочет, – так не мучай ребёнка. Откуда мне тогда было знать, что как раз-то танкист из меня и не получится, а получится священник, для которого знание нотной грамоты есть первейшая необходимость? На клиросе я и стал понемногу учиться всей этой певческой премудрости. Бабушки пели не по нотам, а на слух. Под их руководством я постигал церковные гласы. И до сих пор не понимаю, что меня, тогда ещё молодого парня, задержало в этом старушечьем коллективе? Помню своего первого псаломщика, она же и регент в одном лице, бабушку Анну. Человек пришёл на клирос ещё в 1944-ом, как вернули верующим храм – так и пришла. За долгие годы беззаветного служения ко времени моего прихода от её голоса уже ничего не осталось. Баба Аня выдавала такие звуки, что мой ребёнок периодически пугаясь, только жалобно спрашивал:

http://azbyka.ru/fiction/plachushhij-ang...

Разделы портала «Азбука веры» Библиотека нот церковного хора В настоящее время под “знаменным пением” или “распевом” обычно подразумевают одноголосное (“унисонное”) церковное пение, опыты исполнения которого теперь нередко можно услышать как на  богослужениях Русской Православной Церкви, так и на концертной эстраде и в аудиозаписях. Существуют и разные точки зрения как относительно правомочности и целесообразности употребления этого пения в современных условиях, так и о его “художественных” достоинствах, поскольку для большинства активных и пассивных его слушателей (в т.ч. и для его исполнителей) “знаменное пение” представляет собой сложный, неудобоисполнимый и малопонятный, условно говоря, “музыкальный” язык “за семью печатями”. (Хотя когда-то на Руси этот “язык” был понятен всем, от крестьянина до царя, и “знаменное пение” было настолько доступно, что овладеть им в объеме основных его форм мог любой православный; мало того, помимо богослужения это пение употреблялось в домашнем быту как благочестивое молитвенное упражнение.) Так что же представляет из себя это “знаменное пение”? Слово “знамя” или “знамение” означает на церковно-славянском языке “знак”, поэтому в широком смысле под “знаменным” можно понимать церковное пение, зафиксированное определенными знаками — “знаменами”. В более узком смысле, под “знаменным пением” подразумевается так называемый “столповой” (иначе говоря, основной) распев, который охватывает песнопения всего годового богослужебного круга. История этого распева восходит ко временам принятия Русью Св. Крещения: тогда-то, вместе с Православной Верой, наши предки унаследовали и великую культуру Византии. Но дело в том, что наши песнотворцы и распевщики не просто слепо подражали византийскому пению, а на основе имеющихся образцов создали свое собственное русское певческое искусство. (Тоже самое, кстати, произошло с иконописью и гимнографией.) Другими словами, было заимствовано не само характерное восточное пение, а его система; условно говоря, не фонетика “языка”, а его грамматика.

http://azbyka.ru/kliros/znamennyj-raspev...

Разделы портала «Азбука веры» Библиотека нот церковного хора Денисов Николай Григорьевич В современной певческой практике старообрядцев есть большой пласт устного пения. Его выделяют сами носители культуры, называя “напевкой”, “пением по напевке”, “роспевом напевкой”, “по погласке”, “пением на память”. Приведенные названия свидетельствуют о том, что наряду с пением по крюковым книгам — по письменной версии, существует и устная традиция пения, сложившаяся в общине (сюда не входит исполнение песнопений на подобен и самогласно, это также отдельный пласт певческой культуры старообрядцев). “Напевкой” поется большое количество ирмосов, весь пасхальный канон, а также образцы других жанров: “Свете тихий”, Великое славословие, “Единородный Сын” и т. д. Ответить на вопрос, когда возникла “напевка”, существовала ли она до раскола, пока не представляется возможным. В среде самих представителей древней веры считается, что эта традиция появилась и сложилась в годы гонений на старообрядчество — в XVII-XIX веках. Естественно, в условиях подполья, тайного совершения богослужений, не всегда и не везде можно было петь в полный голос, по книгам. Тем более, не всегда и не везде было возможным обучать пению детей. Неудивительно, что у старых певцов отношение к “напевке” благоговейное. Опытный старообрядческий знаток крюков и уставщик Рогожской общины Москвы Валентин Александрович Лукин вспоминал, что, когда он был молодым, старики говорили: “Валентин! Береги этот напев. По крюкам может спеть каждый, кто знает их. А если вы потеряете этот напев, то потеряете навсегда традиции старообрядческого пения”. Поэтому ревнители “древлего благочестия” считают этот певческий пласт своим, сформировавшимся в недрах их богослужебной культуры. В отдельных исследованиях, посвященных наследию старообрядчества, упоминалось о “напевке”. Специальное же рассмотрение ее предпринимается мной впервые. Обратившись к истории, я обнаружил, что вопрос о “напевке” впервые был поднят “древлеправославной” прессой еще в начале XX века. Период так называемого “старообрядческого возрождения” (после 1905 года) связан с выходом этой Церкви из подполья. Известный деятель и знаток знаменного пения Я. А. Богатенко, на работы которого я многократно ссылаюсь, так оценивал ситуацию: “После исторического указа о веротерпимости, когда старообрядчеству уже не было надобности скрываться, — русское общество как будто бы открыло в своей среде целую обособленную нацию, самостоятельную и своеобразную, о существовании которой оно знало только понаслышке. И поэтому известная доля любопытства к ее жизни, обычаям, особенностям религии — вполне понятна и естественна.

http://azbyka.ru/kliros/tradiczii-staroo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010