Разделы портала «Азбука веры» Библиотека нот церковного хора Духовная музыка существует во всех культурах и может проходить через века. У инков были духовные песнопения которые они пели в своих храмах. Тибетские монахи всё ещё поют свои религиозные гимны с использованием специальных голосовых техник, которые придают им магические обертона. И западный христианский мир имеет свои грегорианские распевы которые пользуются огромной популярностью в настоящее время. Обрядовые и духовные песнопения в грузинской музыке это пример отдельной, особой формы западнохристианской музыки: полифонического хорового наследия Республики Грузия. Духовная музыка обращается в самую внутреннюю часть личности, это путь к соединению с наиболее глубоким источником существования. Повторяющиеся распевы и ритмы в духовной музыке создают притяжение, уводящее слушателя прочь от незначительных беспокойств и груза проблем. Кроме того, духовная музыка создаёт животворящий орнамент, объединяющий тело и душу. Грузия имеет великую и высокопрофессиональную традицию многоголосного хорового пения. Фольклорные и церковные песни являются нераздельной частью сокровищницы грузинской культуры и Грузия по достоинству гордится этим. Iй век, Христианство уже стало известным в Грузии, и в 337 году Царь Мириан провозгласил его государственной религией. Итак Грузия, являясь древнейшим Православным государством, обладает великой традицией духовной музыки. Эта традиция сохранилась как жизненная часть национальной идентичности. Грузинская полифоническая традиция вероятнее всего старее чем сама Западная Европа, и она характеризуется особенными вокальными приёмами и использованием очень близко расположенных к друг-другу тонов. Музыка и песни передавались от поколения к поколению непосредственно через живую певческую традицию. Преимущественно пением в Грузии занимаются мужчины. Типичная грузинская песня это трёхголосная мужская «а капелла». Полифоническое пение занимает самое естественное место в социальной жизни Грузии, как на праздниках, так и в трудах.

http://azbyka.ru/kliros/gruzinskaya-duho...

37 Из рукописи 17-го века, принадлежащей Бреславльской Государственной и Университетской библиотеке, slav. 5. Л. 88, хомовый текст, столповая нотация типа B. 40 До введения крюка тресветлого, степéнь высшая по отношению к крюку светлому (в нотации типа C, а потом и в некоторых рукописях с нотацией B) обозначалась крюком светлым с сорочьей ножкой: . То что этот высший звук выражался прежде не добавочной точкой (тресветом), а воспомогательным знаком (сорочьей ножкой, сокольцем), указывает на то, что теоретики до второй половины 16-го века указывали только три постепенных восходящих звука; если же требовалось указать еще высшую, выходящую за пределы данного трихорда ступень, – то она в представлении теоретиков принадлежала уже к следующей звукорядной единице, т. е. следующему трихорду и потому указывалась воспомогательным певческим знаком. 41 Ник. Финдейзен: Очерки по истории музыки в России. Т. 1, вып. 2. Москва–Ленинград, 1928. Стр. 238–239. – О близком знакомстве Новгородского архиепископа Геннадия (1490 г.) с западной культурой говорит А. В. Карташев : Очерки по истории русской церкви, I, Париж, 1959, стр. 504. Архиепископ Геннадий был в близком контакте с одним хорватским доминиканцем Вениамином; делались переводы некоторых западных богословских сочинений с латинского языка на русский. 42 «Нам же, великороссияном, иже непосредственне ведущим тайноводительствуемого сего знамени гласы, и в нем многоразличных лиц и их розводов меру, и силу, и всякую дробь, и тонкость, никая же належит о сем нотном знамени нужда». Смоленский: Азбука..., Л. 7. «Мезенец не ратует за застой, упрямое держание старины, но указывает целесообразность и исключительную пригодность знамен для русского церковного пения» (там же, стр. 28). «Следует заметить вообще, что нотами невозможно передать частности знаменного пения» (там-же, стр. 28, примечание). 44 Ноткер Балбулус (Notker Balbulus) жил в 9-м веке (ум. 912). О его системе см. у Iohannes Wolf: Handbuch... (цитирована в примеч. 6), стр. 140. По этой системе a означало altius, l – levare, e – equaliter, и т. д. По системе Германа Контрактуса (Hermann Kontractus) (ум. 1054 г.) s означало semitonus (полутон), t – tonus (целый тон), e – equisonus (равный звук, прима), и т. д. См. там-же, стр. 143.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По вторникам мы все собираемся вокруг пианино и поем песни. Эти певческие собрания начались после того, как мы стали интересоваться, что ребенок может воспринимать inutero (в утробе). Мы подозреваем, что у плода развивается способность воспринимать диффузную вибрацию задолго до того, как у него разовьется способность слышать звук ушами. Возможно, на самых ранних стадиях развития плод способен воспринимать звуковую вибрацию, а именно — голос поющей матери, который гораздо богаче по своим частотным характеристикам, чем во время обычного разговора. С течением времени мы обнаружили, что пение имеет другие, явно ощутимые уже сейчас положительные результаты. С одной стороны, оно дает беременным женщинам возможность тренировать мышцы диафрагмы и научиться концентрировать внимание на выдохе, что может помочь расслабиться во время родов. Пение также вызывает чувство комфорта, уверенность в себе, экспансивность: оно дает возможность переживать и выражать широкий спектр эмоций. Кроме того, на занятиях пением беременные женщины и пары встречаются с недавно родившими мамами, многие из которых продолжают приходить петь и приносят с собой своих малышей. Другие члены семьи знакомятся с местом будущих родов; мы приглашаем детей присоединиться к нам, и бабушки с дедушками иногда тоже приходят. Трудно передать тепло этих встреч. Поют все: поют акушерки, пою и я. Когда мы поем все вместе, обычные барьеры между нами как профессионалами и нашими подопечными пропадают, и возникают новые взаимоотношения. Выдающаяся личность, Мари-Луиз Ошер, оригинальный и очень приветливый человек, проводит эти занятия. Мари-Луиз, профессиональная певица, посвятила значительную часть своей жизни помощи людям, обучая их пению. В то время как музыкальная терапия рассматривает личность только как слушателя, Мари-Луиз представляет своих подопечных как музыкантов (она работала с детьми и взрослыми, с пациентами, страдающими расстройствами психики и синдромом Дауна). Сейчас она со всей страстью занимается пением с беременными женщинами.

http://azbyka.ru/zdorovie/vozrozhdennye-...

Пониманию масштаба и значения деятельности церковных ктиторов для храмопопечения помогают дела о награждении церковных старост 5, 9]. В них содержатся рапорты благочинных о 25 старостах-крестьянах. Каждый рапорт содержал прошение благочинного о награждении, наградной список, состояние церковного дохода за те годы, когда староста находился в своей должности, информацию о собственных пожертвованиях представляемого к награде. Статистический анализ источников показывает, что особую заботу церковных старост составляло внутреннее и внешнее благолепие храма. Среди основных заслуг у 48 % представляемых к наградам церковных ктиторов называются работы по изготовлению и украшению иконостаса, на втором месте (36 %) стояли работы по сооружению новой ограды вокруг церкви, на третьем — работы по ремонту крыши храма (28 %). Собственные пожертвования старост в основном направлялись на текущие расходы храма — 52 %. Некоторые старосты на собственные средства покупали церковную утварь — 28 %, занимались церковным или часовенным строительством — 16 %, или содержали хор — 12 %. Так, например, о церковном старосте Трифоновской Уфтюжской церкви Кадниковского уезда крестьянине Дмитрие Волкове, который 11 лет исполнял эту должность, благочинный пишет: «Ревностно исполнял обязанности по должности церковного старосты за все время службы и много понес трудов и работ по благоустройству приходского храма. … Его тщанием обновлен иконостас и произведена окраска полов, стен и потолков в теплом храме, улучшена ризница и для благолепия богослужения заведен певческий хор, причем на пополнении ризницы и содержание хора пожертвовано им из собственных средств 1108 руб. 82 коп. » л. 21]. В журнале Вологодской духовной консистории было определено следующее: «Принимая во внимание то, что Волков имеет уже золотую нагрудную медаль на Аннинской ленте за 25-летние труды на пользу земства, за службу же в должности церковного старосты не был поощрен с 1907 года, Консистория полагала бы представить его установленным порядком к серебряной медали, для ношения на шее, на Владимирской ленте» л. 21 об.].

http://azbyka.ru/cerkovnye-starosty-v-si...

Разделы портала «Азбука веры» Сегодня посетила литургию, в другом храме, на службе молитвы произносятся очень быстро, при этом используется микрофон, купол высокий и совершенно невозможно разобрать слов. Батюшка читает молитвы у алтаря, там тоже эхо. Хор где то поет, но его не видно. До этого посещала храм, где четко слышно слова и понятна молитва. Поэтому хочу спросить, имеет ли значение, что на службе важно понимать слова или достаточно только присутствовать, чтобы исповедоваться и причаститься? Наверное нужно все таки ходить в тот храм, где комфортно и чувствуешь гармонию? Похожие вопросы 6 Ответов Ну, зачем же мучить себя и мириться с чьим-то безобразием… Понимать молитвы необходимо, иначе получается шаманизм какой-то. Мне кажется, что среди храмов тоже должна быть разумная “конкуренция”. Небрежно, торопливо служите — потеряете приход, община разойдётся по храмам, где служат благоговейно. Да вы правы в данном храме мало прихожан, хотя храм не очень давно построен, все красиво, блестит, иконы новые. В другом, в котором я была прежде тесновато, он старенький, все простовато,но чувствуешь себя действительно,как дома. Прихожан много и служители очень внимательные, всегда выслушивают на исповеди всех и никуда не торопят Наверное нужно все таки ходить в тот храм, где комфортно и чувствуешь гармонию? Комфорт и гармония — не главное во время богослужения. Например, храм может быть старинным, но поруганным, разграбленным и заброшенным в советское время, а сейчас его восстанавливают. Там может не быть отопления, на голову капать с дырявой крыши — никакого комфорта. Но при этом будет молитва — искренняя и живая. Также в храме может служить батюшка без особых певческих данных, со слабым голосом, да и хора хорошего, такого что заслушается, в храме может не быть. Никакой гармонии. Но батюшка при этом усердный молитвенник, хороший проповедник, да и просто добрый человек, а на хоре у него три бабушки ему под стать. Я знаю много приходов, где трудятся такие простые батюшки и нет профессиональных хоров. Но прихожане там всегда есть. Потому, что они идут туда не к батюшке и хору, а ко Христу. Хотя и личность священника играет не последнюю роль.

http://azbyka.ru/vopros/esli-na-sluzhbe-...

Соч.: Краткий обзор крюковых и нотнолинейных певчих рукописей Соловецкой б-ки: (Прил. к Описанию соловецких рукописей)//ПС. 1910. Ч. 2. Июль/авг. Прил. (отд. отт.: Каз., 1910); Церковно-правительственные комиссии по исправлению богослужебного пения Русской Церкви во 2-й пол. XVII в.//Там же. Т. 2. Окт. С. 433-475 (отд. отт.: Каз., 1910); Ив. Сем. Морев: Регент хора Богоявленской ц. в г. Казани (1888-1893)//Музыка и пение. 1913. 11; Придворный распев//Вятские ЕВ. 1913. 38. С. 1132; Регент Вятского архиерейского хора и местный церк. композитор архим. Анатолий [Луппов]//Там же. 1914. Отд. неофиц. 5. С. 89-98; А. А. Осокин: Регент Вятского архиерейского хора и церк. композитор//Там же. 6. С. 117-123; Прот. А. А. Попов: Ключарь Вятского кафедр. собора и духовный композитор//Там же. 8/9. С. 200-203; Н. Д. Дмитриев: бывший член Вятского окружного суда и местный композитор//Там же. 10. С. 255-261 (отд. отт.: Вятка, 1914); Рус. церк. музыка в ее ист. развитии за посл. сто лет своего существования//Там же. 14. С. 394-409; Духовный композитор А. Е. Космачевский и бывш. секретарь Вятской духовной консистории//Там же. 20. С. 612-616; Член Вятского церковно-певч. об-ва и местный духовный композитор свящ. А. Н. Чистяков//Там же. 21; Православное пастырство и современность//Там же. 45. С. 1413-1424; Вятское церк.-певч. об-во в 1914 г.//Там же. 1915. 4. С. 84-88; А. Н. Карасев//Там же. 6/7. С. 176-179; «Спутник псаломщика»: Библиогр. очерк//Там же. 12. С. 359-363; Народные хоры//Там же. 30. С. 951-955; Епархиальный регент-инструктор//Там же. 46. С. 1350-1352; Духовно-музыкально-певческая школа в Чернигове//Там же. 47. С. 1378-1379; Азбука знаменного пения//Тр. Вятской арх. комис. Вятка, 1915. Вып. 1. С. 1-16; М. А. Гольтисон: К годовщине со дня смерти//Музыка и пение. 1915. 4; Совр. война и народная песня//РМГ. 1915. 37/38. С. 553-555; Воспоминания о С. В. Смоленском//Там же. 43. Стб. 672-675; Указатель книг религиозно-нравственного и вообще воспитательного характера. Вятка, 1915; Церк.-певч. дело в г. Вятке и Вятской епархии//Вятские ЕВ. Отд. неофиц. 1916. 5. С. 85-92; 7. С. 150-157; 8. С. 183-189; 9/10. С. 223-227; 11. С. 271-274; 12. С. 285-290; 13. С. 402-406; 14. С. 430-438; 16/17. С. 470-475; 18/19. С. 503-508; 20/21. С. 522-525; 22/23. С. 565-574; 24. С. 594-599; 25. С. 612-618; 26/27. С. 632-638 (отд. отт.: Вятка, 1916); Вятское церк.-певч. курсы: Отчет//Там же. 1916. 28/29, 30/31; Священник Е. Ф. Сосунцов и его лит.-пед. деятельность. Каз., 1917; Священник И. В. Шестаков: Очерк жизни и тр. Сарапул, 1917 (обл. 1918).

http://pravenc.ru/text/293509.html

В связи с исследованием строения напевов знаменного роспева и с палеографическим атласом Металлова «Русская симиография» нужно упомянуть учеьник столповой нотации В.М. Металлова «Азбука крюкового пения (опыт систематического руководства к чтению крюковой симиографии песнопений знаменного роспева, периода киноварных помет)» (М., 1899). в этой работе Металлов дал теоретический и практический, очень систематически составленный учебник для чтения столповой нотации типа А на основании работ С.В. Смоленского. Этот учебник был одобрен Учебным комитетом при Святейшем Синоде в 1896 г. в качестве учебного пособия для преподавателей церковного пения в духовных семинариях 914 . При этом нужно заметить, что регентские классы Придворной певческой капеллы, подготавливавшие руководителей именно церковных хоров, оставляли в стороне знакомство с древнерусской певческой нотацией, в то время как в средней духовной школе такое знакомство могло уже иметь место, а в московском Синодальном училище церковного пения чтение столповой нотации типа А было введено в программу регентского образования в рамках истории церковного пения 915 . Вполне понятно, что от регента не требовалось полного знания безлинейных нотаций, – но по крайней мере эти нотации переставали быть для образованного регента «китайской грамотой» и «никому не нужными, устаревшими иероглифами». Подробное изучение безлинейных нотаций стало делом специалистов-симиографов и палеографов древнерусских певческих нотаций и постепенно начало быть известным и за пределами России. Это изучение не должно было сосредотачивать на себе внимания регентов-практиков, но было в общих своих чертах необходимо для расширения кругозора специально образованного церковного регента, и поэтому элементарные сведения о столповой нотации были введены в программу регентского обучения и в Придворной певческой капелле. Научная работа в области древнерусской певческой симиографии и палеоргафии была остановлена событиями 1917-го и последующих годов. Она надолго задержалась на изучении столповой нотации типа А. Но зато этот тип нотации был основательно изучен. Столповая нотация типов В и С, а также демественная нотация, не говоря о нотации кондакарной, оставались нетронутыми вниманием исследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Признаком изменений, происходивших в традиции З. р. в 1-й пол. XV в., а может быть и несколько ранее, стало появление первых азбук певческих - музыкально-теоретичеких руководств. Поначалу они содержали только перечень основных знамен с их названиями. Наиболее ранняя по содержанию азбука «А се имена знамянием» (РНБ. Кир.-Бел. 9/1086, 1-я пол. XV в.) отражает переходный этап в понимании знаков, к-рыми записывались песнопения З. р. («предварительная редакция», по определению З. М. Гусейновой (1990. С. 21)). В ней представлено небольшое число знамен, они систематизированы не так последовательно, как в более поздних руководствах, графика знаков и формул (попевок) и их названия не вполне отвечают традиции, сложившейся во 2-й пол. XV в. Наблюдаются противоречия между начертаниями знамен и их названиями: напр., «светлыми» названы как знаки с 2 точками (крюк светлый, статия светлая), что стало нормативным позднее, так и знаки с точкой (статия закрытая светлая, палка светлая, стрела светлая, стопица светлая), нек-рые из них впосл. будут названы «мрачными». Эти противоречия отражают разную трактовку начертаний в визант. и ранней древнерус. (знаки с точкой - высокий уровень в звукоряде или скачок вверх) и позднейшей древнерус. (положение между относительно более низкими «простыми» без точек и более высокими «светлыми» с 2 точками) системах нотации. Сопровождение знаменами большого корпуса текстов, ранее не нотировавшихся, изменение и значительная степень вариативности нотации в песнопениях, прежде имевших относительно стабильную графику, появление в тот же период азбучных текстов - все это свидетельствует о целенаправленной работе мастеров церковного пения по пересмотру и редактированию песнопений З. р., что, вероятно, было продиктовано сменой Студийского устава Иерусалимским и необходимостью подготовить комплект певч. книг, отвечавших как изменившейся богослужебной практике, так и иному уровню осмысления связей между мелосом и его невменной записью. Посл. треть XV - 1-я пол. XVI в.

http://pravenc.ru/text/199937.html

- И вот там, в вышине, мальчик услышал необыкновенно стройное и проникновенное пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бесмертный, помилуй нас». Эти слова прозвучали трижды и растаяли в вышине… Ураган опустил мальчика на землю целым и невредимым, и он рассказал всем, что слышал Ангельскую молитву. Тогда все люди встали на колени и начали вместе петь, — тут Ваня начал густым басом распевать: - Свя-я-ты-ый Бо-о-же, Свя-а-тый Креп-кий, Свяа — тый Без-сме-е-ртный, по-о-ми-луй, поми-илуй нас. Варя, Ксюша и Нюша не удержались, и тоже запели с ним вместе, только тоненько: - По-ми-луй, поми-и-луй нас! Матвей не удержался и шикнул на них: - Как комар-ры пищите! Разве так Иоанн поет? Но матушка остановила его: - Молодцы! Очень хорошо! Ангельские голосочки! Как Вам, Иоанн? Юноша кивнул: - Да, но есть над чем работать. Нужно еще научиться певческому дыханию и чистой интонации. А пока я прошу вас дома выучить наизусть текст этой молитвы. Спаси Господи! До свидания! Иоанн откланялся и вышел. Ну что, певчие мои, — сказала матушка, — не устали? Я как раз про Ангелов вам рассказать хотела. - А Вы слышали Ангелов? — серьезно спросил Валька. - Нет, Господь не сподобил. Ведь их прекрасный мир закрыт от нас! Мы можем только почувствовать их помощь. - Как? Кто его закрыл? А почему?  — возмутился Матвей. - Потому что один из Ангелов, Денница, не удержался и стал врагом Божиим. Он поднял на Небесах восстание и был побежден со своим войском Ангельскими полком во главе с Архистратигом Михаилом. Если нам Господь откроет дверь в невидимый мир — мы можем пострадать от прислужников Денницы, злых бесов. Поэтому только тем, кто духовно готов, Бог открывает тайны невидимого мира. Так что, если вы хотите когда-нибудь поговорить с Ангелом, нужно сначала научиться распознавать бесовские уловки! Нужно стать маленьким воином Божиим и не поддаваться искушениям — испытаниям, которые строят нам коварные Божии враги. - Вот это да! — воскликнул Даня. Это так  здорово — я тоже хочу воевать с бесами! Ух, я им задам!

http://azbyka.ru/deti/o-sokolova-zakon-b...

Рукописи 1-й пол. XV в., в целом принадлежащие к ранней традиции З. н., отражают начальную стадию ее трансформации, что проявляется в становлении графики попевок, приближающейся к нотации следующего периода. Составленным в это время азбукам знамен (РНБ. Кир.-Бел. 9/1086 и 637/894; см.: Шабалин. 2003. С. 7, 8) также свойственны признаки переходного этапа - неустойчивость в порядке изложения знаков, непоследовательность в их расположении по семействам, разные названия одних и тех же знаков (стрела светлая - стрела мрачная, стопица светлая - стопица с очком), отличия в графическом облике отдельных знамен и попевок (стрелы поводная и поездная, тряска, ключ, крыж, дербица, перевяска); в них были включены лишь отдельные начертания фит, помещенные между обычными знаками и попевками в середине и в конце перечня (РНБ. Кир.-Бел. 637/894. Л. 125 об.- 126; см.: Шабалин. 2003. С. 8). (См. ил.: Певческая азбука «А се имена знамянием».) З. н. 2-й пол. XV - 1-й пол. XVII в. Во 2-й пол. XV в. были созданы списки гимнографических книг в новой «основной» редакции З. н. С ее введением связано формирование классического великорус. стиля знаменного пения, сохранявшегося с небольшими изменениями на протяжении неск. веков. Комплект певч. книг, тексты к-рых записывались с помощью обновленной формы З. н., был дополнен Октоихом-Стихирарем, давшим нотации название «столповой» (от чередования недельных гласов согласно евангельским столпам ): начиная с посл. четв. XV в. это определение нередко включалось в заголовки азбучных перечней знамен («Имена знамению столповому» - ГИМ. Епарх. 176. Л. 208 об., посл. четв. XV в.; «Имена знаменю певчему столповому - како ся зовут» - ИРЛИ. Бражн. 1. Л. 3, сер. XVI в.; «Имена знамени столповому - како которое знамя именем звати» - РГБ. Собр. В. Ф. Одоевского. 1. Л. 28, 2-я четв. XVII в., и др.; см.: Шабалин. 2003. С. 17, 29, 37). В кон. XV-XVI в. знаками З. н. в постепенно увеличивавшемся объеме стали фиксировать негласовые песнопения Обихода, к-рые по принципам соотношения знамен и их последованиям заметно отличались от песнопений гласовых («столповых»).

http://pravenc.ru/text/199933.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010