Дальнейший путь наступления музыкальной системы на систему богослужебную привел постепенно к проблеме полной замены богослужебной системы системой музыкальной. Проблема эта нашла отражение в особых рукописных памятниках, называемых двознаменниками. В этих памятниках мелодии богослужебных песнопений или их отрывки излагались одновременно двумя различными способами: крюковой и пятилинейной нотацией. Параллельное крюково-нотолинейное изложение напевов отнюдь не означало равноправного сосуществования двух различных систем. Предметом и назначением двознаменников являлась пропаганда западной нотно-музыкальной системы, ее распространение и внедрение в сознание, воспитанное ранее на началах знаменной богослужебной системы. Труднодоступные для понимания русского распевщика XVII в. основы музыкальной системы разъяснялись через хорошо знакомые ему положения и элементы той системы, в которой он был воспитан изначально. То, что двознаменники служили средством для переключения из системы в систему, сыграло решающую роль в деле исследования древнерусской певческой системы, ибо именно двознаменники послужили тем мостом, благодаря которому пионеры русской медиевистики – ученые XIX в. смогли начать конкретное изучение древнего пения. Если для древнерусского распевщика двознаменник служил средством познания музыкальной системы, то для современного исследователя тот же двознаменник представляет собой путь познания знаменной системы. Вот почему двознаменные памятники и двознаменные азбуки, из которых самой известной, очевидно, является двознаменная азбука Тихона Макарьевского «Ключ разумения», имеют столь важное научное значение. Ведь без них нам никогда не удалось бы проникнуть в тайны древнерусского пения. Однако, признавая это важное научное значение двознамен-ников для наших дней, нельзя забывать о том, что с духовной точки зрения памятники эти явились результатом упадка системы, утраты духовного различения между богослужебным пением и музыкой. Строго говоря, двознаменники представляли собой конкретное проведение в жизнь положений И.Коренева, «слепляющего, сливающего и совокупляющего» русское знамя с музыкальной нотой и не делающего различия между музыкой и ангельским пением, что являлось отступлением не только от древнерусской, но и от святоотеческой традиции. Оберегание и защита этих традиций стали актуальнейшей проблемой древнерусской теории во второй половине XVII в., и разрешена эта проблема была старцем Александром Мезенцем, возглавлявшим вторую комиссию по исправлению певческих книг в 1668 г. и составившим «Извещение о согласнейших пометах» – теоретический трактат, известный теперь под названием «Азбуки Александра Мезенца». Таким образом, работа комиссии не только увенчалась исправлением и подготовкой к печати полного круга знаменного пения, но и подвела прочное теоретическое основание под все здание русского богослужебного пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Будничные седальны Октоиха по происхождению и певческому жанру – древнейшие и известнейшие тропари в честь святых, мучеников, Креста. Приведем несколько примеров: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас: всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим, помилуй нас» (Глас 6, седален покаянный в понедельник утра); «Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость» (Глас 4, седален апостольский в четверг утра); «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя крестом Твоим жительство» (Глас 1, седален крестный в среду утра); «Мученицы Твои Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе Бога нашего: имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси душы наша» (Глас 4, седален мученичен в субботу утра); «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, едине Содетелю, упокой Господи, душы раб Твоих: на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего» (Глас 8, седален мертвен в субботу утра). Уже в первых, наиболее кратких записях Студийского устава – в так называемом «Начертании» Феодора Студита (конец IX века) – упоминаются умилительные, апостольские и мученические стихиры 5 . Циклы будничных песнопений Осмогласника, называвшихся κατανυκτικα, σταυρωσιμα, αποστολικα, μαρτυρικα, входили в состав древнейших греческих стихирарей – сборников стихир Октоиха и Триоди 6 . В славянских «изборных» Октоихах эти песнопения образуют единое целое с воскресными стихирами и не отделяются от них особым заголовком, что подтверждает общность их происхождения. Точно так же и седальны будничных дней имеют заглавие «Седальны воскресные и открываются воскресным отпустительным тропарем 7 . Внутри гласовых групп они следуют в порядке исполнения их в седмичные дни. Схема посвящений у стихир и седальнов следующая: понедельник покаянные вторник Кресту пятница

http://azbyka.ru/k-istorii-formirovaniya...

Основным мотивом декора храма является килевидное завершение ряда деталей, таких, как люкарны кýпола, окно южного придела и арки звона на колокольне. Прочие окна — в трапезной и в основном объёме — очень просты и лишены каких-либо украшений. Другой заметный мотив декора — зубцы на всех карнизах здания, в арках звона (колокольня вообще украшена богаче остальных частей храма), а также — не в камне, а в металле — на очень красивом основании креста на куполе. Очень интересны апсиды храма — не округлые, а граненые, с небольшими колонками на гранях и с окнами, утопленными в нишах. Иконостас для нового храма был заказан в мастерской известного художника Якова Ефимовича Епанешникова, делавшего иконостасы, киоты и выполнявшего росписи для церквей Москвы и Подмосковья. Деятельность прихода [ править править код ] С октября 2012 года при нашем храме начала свою работу воскресная школа нового состава, которая работает параллельно с певческим отделением воскресной школы. Сейчас организованы две группы, в которых занимаются дети от 6 до 12 лет: 1 класс (младшая группа): 6-8 лет. 1 класс (старшая группа): 9-12 лет. В программе обучения: Закон Божий, церковно-славянский язык; церковный этикет (как правильно вести себя в храме); ИЗО; развитие музыкальных способностей; рукоделие. Факультативно действует и театральная студия «Вифлеемская звезда». Обучение рассчитано на 3 года, после чего учащиеся получат свидетельство об окончании группы воскресного дня. Также проводятся паломнические поездки, посещение музеев, театров, участие в выставках, викторинах, конкурсах рисунков и поделок, благотворительных ярмарках. По вопросу зачисления в группу воскресного дня обращаться по телефону: 8 (903) 730-16-59 (Елена Викторовна). - Взаимодействие с государственными и общественными учреждениями социальной направленности - Помощь в психосоциальной и духовно-нравственной реабилитации, помощи и поддержки больным алкоголизмом и наркозависимым, а также их близким. Подробнее... При храме имеется молодежная община. Здесь молодые люди смогут общаться с духовенством, учиться основам христианства, участвовать в различных мероприятиях, поездках, экскурсиях.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

сер. XVI в.- ГИМ. Чуд. 60. Л. 112 об.- 113 об.). В певч. Обиходах XVII в. нотированы часть 1-го стиха с припевом на 8 гласов знаменного распева, по образцу к-рых распеваются окончания последующих избранных стихов с соответствующими припевами (в Пс 141: «Возвах к Тебе, спаси мя», в Пс 149: «Христе Спасе, помилуй нас»); обычно в 1-м гласе нотируются также и окончания всех избранных стихов (ГИМ. Ед. 38. Л. 6 об.- 7); иногда фиксируются только начало и конец 1-го стиха с одним припевом (ГИМ. Епарх. 175. Л. 234-236, 70-е гг. XVII в.). После них обычно следуют напевы самогласнов 8 гласов (ТСЛ. [ПИ-82. Инв. 117621]. XVII в. Л. 246-250 об.; ГИМ. Син. 819. Л. 3 об.- 4). В старообрядческой практике, как в поповском согласии, так и в беспоповском, сохранена подобная традиция исполнения (см. также указания в Уставе еп. Арсения Уральского (Уральск, 1908. Л. 11 об.- 16 об.) и в Выговском уставе (Саратов, 1911. Л. 7), нотированные строки из псалмов в Обиходах (напр., М.: [изд. Л. Калашникова], 1909. Л. 7 об.- 9 (здесь самогласны опущены, поскольку они зафиксированы в Октае (К., 1908)), в Поморском обиходе (М., 1911)). В совр. греч. практике псалмы из «Г., в.» и стихиры на «Г., в.» поются на глас недели, но употребляются различные варианты распева в зависимости от значимости праздника: все стихи поются на ирмологический глас (Αναστασιματριον το Ιωννου Πρωτοψλτου. Αθναι, 2002. Σ. 401-482); первые 2 стиха - на краткий стихирарический глас, последующие - на ирмологический (Ibid. Σ. 9-400; Νον Αναστασιματριον το Πτρου το Εφεσου. Αθναι, 1999). Иногда первые 2 стиха могут исполняться на пространный стихирарический глас (см.: Ταμεον νθολογας. Τ. Α Ακολουθα το σπερινο. Θεσσαλονκη, 1980. Σ. 109-177). Исключение представляет напев свящ. Баласиса на глас βαρς пападического стиля (Ταμεον νθολογας. Τ. Β Ακολουθα το σπερινο. Θεσσαλονκη, 1980. Σ. 251). В святогорских мон-рях иногда используется т. н. напев τρσιμος (стилистическая разновидность гласа). Стихиры поются обычно на глас ирмологического распева (однако стихиры Триоди чаще всего исполняют на стихирарический глас). В совр. практике РПЦ псалмы из «Г., в.» (как правило, только первые 2 стиха) и последующие стихиры поются на глас сокращенного киевского распева (см.: Октоих. М., 1981 и др.), в нек-рых гласах для напевов стихир употребляются подобны. И. В. Старикова Рубрики: Ключевые слова: «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение

http://pravenc.ru/text/Господи ...

Несмотря на то, что воробей-певчая птица, при всём желании воробей не может обладать большим певческим талантом: его крики довольно монотонны и состоят в основном из бесконечно повторяющихся звуков «чик-чирик». У самцов значительно более громкий голос, чем у самок, и они также любят распускать оперение, чтобы петь. При наблюдении за птицами можно различить несколько призывных и предупреждающих звуков, в частности, у домового воробья-самца есть целый их репертуар: например, во время ухаживания он нанизывает бесконечно много «чик-чирик», в то время как его предупреждающие крики звучат более грубо. Среда обитания и образ жизни Как оседлая птица, домовый воробей остается на одном и том же месте круглый год. Его среда обитания находится в непосредственной близости от человека, причём птица, по-видимому, вездесуща как в городских, так и в сельских районах. Особенно часто его можно увидеть возле ферм и птицефабрик, где для него выпадает много корма. Воробьи очень общительны и сидят друг с другом на деревьях, кустах или на живых изгородях десятками не только с сородичами, но и с другими птицами. Он более или менее охотно делится даже местом кормления, а также проявляет большое доверие к людям. Самцы просто яростно защищают места своего гнездования, выпячивая грудь, повышая голос и демонстрируя чёрную горловину. Форма и размер нагрудника также играют важную роль при поиске партнера: чем эффектнее, тем лучше. Для ухода за оперением и очистки шерсти от паразитов домашний воробей любит принимать ванны — в воде, песке или пыли. Его естественными врагами в первую очередь являются хищные птицы, такие как перепелятник, пустельга или сипуха. Размножение и потомство Домовый воробей формирует партнёрские отношения на всю жизнь. Приноровившись к антропогенной среде обитания воробей строит свои шаровидные гнезда с боковым входом в защищенных местах. При этом воробей предпочитает использовать уже существующие отверстия, такие как дупла деревьев, щели под балками крыши, отверстия в стене или ниши в здании. Он также любит восстанавливать свое гнездовье, оставшееся с прошлого года, или переезжать в заброшенные гнёзда других птиц. Место гнездования также может быть занято несколькими семьями. Сами гнёзда выглядят немного грязными и взъерошенными и сделаны из соломы, сена и других стеблей, а также из перьев, обрывков бумаги или частей растений.

http://azbyka.ru/garden/domovyj-vorobej/

Ист.: Азбука начального учения простого нотного пения. М., 1772, 17842; Тончева Е. Манастирът Голям Скит - школа на «болгарский роспев»: Скитски «болгарски» Ирмолози от XVII-XVIII в. София, 1981. Т. 2: Из болгарский роспев [факс. изд.]; Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси: Тексты. Краснодар, 2003; Яcihobcьkuй Ю., ред. i вступ. ст., Луцка К., транскр. i комент. Льbibcьkuй Ipмoлorioh: Дabhiй лimypriйhuй музичний рукопис п " яmuлihiйhoï homaцiï kih. XVI ст. Köln; Weimar; W., 2008. (Bausteine zur slav. Philologie und Kulturgeschichte. N. F. Reihe B: Editionen; Bd. 24). Лит.: Разумовский Д., прот. Церковное пение в России: Опыт ист.-техн. изложения. М., 1867-1869. 3 вып.; Castro J., de. Methodus cantus ecclesiastici graeco-slavici: Accedim Enchiridion canticorum eiusdem ecclesiae. R., 1881 (рус. пер.: Кастро И., де. Метод греко-славянского церк. пения: С присовокуплением сборника (энхиридиона) песнопений той же церкви и 5 таблиц/Пер.: прот. И. Вознесенский. М.; Лпц., 1899); Соловьев Д. Н. Краткое руководство к первоначальному изучению церк. пения по квадратной ноте. СПб., 1886, 18892, 18923, 1894, 1898, 1900, 1905. Вып. 1; 1892, 18942, 18953, 1897. Вып. 2; Вознесенский И., прот. Церковное пение правосл. Юго-Западной Руси по нотно-линейным Ирмологам XVII и XVIII вв. М., 18982; Riesemann O., v. Die Notationen des altrussischen Kirchengesanges. Lpz., 1909; Wolf J. Handbuch der Notationskunde. Lpz., 1913. Bd. 1; Финдейзен Н. Очерки по истории рус. музыки в России с древнейших времен до кон. XVII в. М.; Л., 1929. Т. 1; Lehmann D. Nikolai Dilezki und seine «Musikalische Grammatik»: Thesis. [B.], 1962; Конотоп А. В. К вопросу расшифровки певч. нотолинейных памятников XVII в.//Сов. музыка. М., 1973. 7. С. 78-85; он же. Супрасльский Ирмологион 1598-1601 гг. и теория транспозиции знаменного распева (на мат-ле певч. нотолинейных рукописей XVII в.): АКД. М., 1974; он же. Об одном музыкально-палеографическом признаке «царского» Ирмология 1680 г.//MAAS. 1978. T. 5. S. 531-542; он же.

http://pravenc.ru/text/1684531.html

3. Одновременное сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемых слухом как звуковое единство. 4. Немецкий композитор, сочинивший «Лунную сонату», «Крейцерову сонату». 5. Вид концертно-эстрадного коллектива. 6. Струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент. 7. Музыкальная группа из четырёх исполнителей. 8. Высокий мужской певческий голос. 9. Русский композитор, автор романсов «Соловей», «Я вас любил». 10. Деревянная трость с натянутым пучком конских волос, служащая для извлечения звука. 1 1. Духовой музыкальный инструмент. 12. Композитор, основоположник русской классической музыки, автор оперы «Руслан и Людмила», романса «Я помню чудное мгновенье». 13. Человек, занимающийся творчеством в какой-либо области искусства. Если все слова будут вписаны правильно, то буквы в выделенной горизонтальной строке образуют слово, которое означает «музыкальное сопровождение».Ответы 1. Балалайка. 2. Оркестр. 3. Аккорд. 4. Бетховен. 5. Ансамбль. б. Фортепьяно. 7. Квартет. 8. Тенор. 9. Алябьев. 10. Смычок. 11. Флейта. 12. Глинка. 13. Артист. В выделенной строке слово: аккомпанемент. Литературный кроссворд с ответами для 7–8 класса “Угадай автора” По горизонтали: 2. Повесть «Приключения Тома Сойера». 4. Исторический роман «Девяносто третий год». 5. Сказка «Рикки-Тики-Тави». 6. Сказка «Снежная королева». 9. Стихи «Девочка чумазая», «Рёвушка», «Мы с Тамарой». 13. Сказка «Красная шапочка». 14. Сказка в стихах «Конёк-горбунок». 15. Роман «Овод». 21. Роман «Остров сокровищ». 22. Роман «Последний из могикан». 24. Роман «Гиперболоид инженера Гарина». 25. Повесть-сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». 26. «Записки о Шерлоке Холмсе». 27. Сказка «Муха-Цокотуха».По вертикали: 1. Роман «Три мушкетёра». 3. Повесть-сказка «Волшебник Изумрудного города». 7. Роман «Робинзон Крузо». 8. Рассказ «Фантазёры». 9. Уральский сказ «Малахитовая шкатулка». 10. Сказка «Приключения Чиполлино». 11. Роман «Двадцать тысяч лье под водой». 12. «Охотничьи рассказы», «Золотой луг», «Кладовая солнца».

http://azbyka.ru/deti/krossvordy-dlya-de...

Наконец, для большей монолитности богослужения можно и желательно подвергнуть аналогичной обработке и неизменяемые песнопения. Так относительно свободных духовно-музыкальных сочинений, в основе которых лежит не определённая и точная мелодия одного из распевов, а, до известной степени, свободное творчество композитора, определение соборного отдела таково: “Отдел разрешает употребление за церковной службой духовно-музыкальных сочинений при условии: а) чтобы они были проникнуты строго молитвенным настроением, не нарушали цельности и логического смысла текста церковных песнопений; б) чтобы в практике клироса им предпочиталась обработка осмогласных и вообще церковных распевов”. В практике нашей Церкви нередки случаи, когда выбор певческого репертуара определяется преимущественно благословением или архиерея, или настоятеля прихода, значительна доля влияния, разумеется, регента и певчих. Основным критерием при этом становится личная симпатия или антипатия: нравится данное произведение или нет. До тех пор, пока в выборе “оформления” богослужения мы будем руководствоваться иключительно эстетическим восприятием, мы так и будем бесцельно балансировать между Архангельским и Чесноковым, Бортнянским и Львовым. Вопрос вообще решается не в плоскости запретов и разрешений сочинений определённых авторов. Важно воспитать в певце сознание своей деятельности как церковного служения, в первую очередь, аскетического, но вместе с тем и облечённого в выразительную мелодическую форму, и тогда большинство проблем отпадёт само собой. Нужно предложить не столько возможность выбора между композиторами, сколько внедрять принципиально новый подход к богослужению – воспитывать ощущение целостности, равной ответственности певца как перед гимном “Свете тихий”, так и перед обычной стихирой Октоиха. И одним из возможных вариантов работы в этом направлении может стать реформа гласовых гармонизаций. Решение за нами, дорогие певчие, никто кроме нас этим заниматься не будет. Другие ноты О церковном пении Популярное Свежее Сейчас в разделе 40  чел. Всего просмотров 774 тыс. Всего записей 8719 ©2024 Азбука певческая к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/kliros/garmoniya-esteti...

Церковноприходские школы были зарегистрированы в управлении Министерства юстиции РФ по Тамбовской области в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Учредителем выступил приход, при котором действует соответствующая школа. Организационно-правовая форма — частное учреждение. 3. Параллельно велась работа по разработке и утверждению реализуемых церковноприходскими школами образовательных программ, получению рецензий на образовательные программы в ТОГОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества». На данном этапе прошли экспертизу и получили положительное экспертное заключение следующие образовательные программы: — «Основы православной культуры и нравственности», — «Православное краеведение», — «Духовное пение и православная певческая культура», — «Драматический кружок», — «Изобразительное искусство», — «Вдохновение», — «Танцевальная азбука», — «Футбол» и некоторые другие. Затем администрацией и управлением образования и науки Тамбовской области был издан ряд нормативных актов, регламентирующих порядок определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета церковноприходским школам на реализацию программ дополнительного образования детей, прошедших лицензирование. Между управлением образования и науки и соответствующей церковноприходской школой были заключены соглашения о перечислении субсидий из областного бюджета на осуществление образовательной деятельности по заявленным программам. Также были утверждены формы отчетности. Размер субсидий соответствует областным показателям финансирования учреждений дополнительного образования детей (в 2010 году в Тамбовской области — 836,4 рубля), умноженный на число учащихся. Субсидии были перечислены на счет церковноприходских школ практически сразу же после получения ими лицензии. Согласно порядку предоставления субсидий, утвержденному постановлением администрации области, денежные средства областного бюджета были израсходованы школами на выплату заработной платы с начислениями и на организацию образовательного процесса.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

– Передавать вокальное мастерство непросто, этому учишься всю жизнь. Методика преподавания – не одна, технологий и приемов множество. Занимаюсь любимым делом долго, и сейчас появляется легкость и понимание того, что нужно. Очень помог в работе опыт одного авторитетного педагога, с которым довелось пообщаться. Это хоровой дирижер Георгий Струве – человек уникальный. Он полвека проработал с детьми – создал первую в СССР детскую хоровую студию, разработал систему ручных знаков. Его теория музыкального воспитания позволяет учить пению всех, без отбора. Книга Струве для преподавателей так и называется – «Музыка для всех», его методика хорового сольфеджио стала открытием. Он – автор более 200 произведений для детей и юношества, записал с хором около 30 пластинок. Выступал на радио и ТВ, писал музыку к фильмам и передачам. В честь него назван Международный детский хоровой конкурс. Под его началом создана образовательная программа «Возрождение и развитие традиционной российской певческой хоровой культуры». В 1997 году я позвонила Георгию Александровичу в студию и попросила о встрече. И он откликнулся – с удовольствием показал коллектив и рассказал о своей методике. – Преподавая, наверное, вспоминаете свою учебу? – Конечно, да. Правда, музыкальную школу сначала посещала без особой охоты – ведь меня, как и каждого ребенка в советское время, водили на занятия «хоть куда-нибудь». Но потом начало получаться, учеба обрела смысл. Благодарна педагогам, которые говорили: ты можешь, иди учиться дальше. Поступила в музучилище имени Даргомыжского, затем в Петрозаводскую консерваторию по классу хорового дирижирования, сама стала преподавателем. Спасибо Людмиле Кузнецовой, Валентине Маканиной, Светлане Дмитриевой, Валерии Песковой! В школе искусств поддержала Ольга Щербачева, ей я обязана отчасти и воцерковлением. – Вы общаетесь со своими бывшими учениками, знаете, как сложилась их жизнь? – Многие выпускники хора успешно обучаются в высших и средних музыкальных учебных заведениях Тулы, Орла, Калуги, в столице, некоторые сами преподают, а еще поют и регентуют в тульских и московских храмах. В школе работает выпускница хора «Радонеж» Анастасия Кузьменкова.

http://azbyka.ru/deti/hor-jeto-kogda-tvo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010