«Ключ»); вокализация формул на отдельные гласные (  - РГБ. Ф. 178. 875). Особый тип А. п. (по типологии З. М. Гусейновой - «кокизник-толкование»), содержащий развернутое толкование попевок с примерами из песнопений, сложился в XVII в. (одна из его редакций - в «Ключе», другая - напр., в списке 2-й четв. XVII в. РГБ. Ф. 210. 1). Во 2-й пол. XVII в. появились А. п. с аллегорическим толкованием знамен, вероятно своеобразно продолжившие линию толкований хирономии визант. невм . Появление в посл. четв. XVI в. новых форм нотации (см. Путевая нотация , Казанское знамя) привело к возникновению А. п., объясняющих значение новых знаков с помощью известного, столпового знамени (по типологии З. М. Гусейновой - «согласник»; «Согласие знамени с путным знаменем» - в «Ключе», «Какизы сиречь ключ столповому и казанскому знамени» - напр., в списке 1628 г. РГБ. Ф. 37. 93). Др. формой руководства, служившей той же цели, были т. н. грани (в «Ключе» - «А се путное знамя розведено столповым»). В виде граней составлялись и старообрядческие А. п. демественной нотации . Изд.: Gerbert M. De cantu et musica sacra a prima ecclesiae aetate usque ad praeaena tempus. St. Blasien, 1774. Vol. 2. P. 57; idem. Scriptopres. Vol. 3. S. 397-398; Χρσανθος κ Μαδτου, ρχιεπ . Θεωρετικν μγα τς μουσικς. Τεργστη, 1832. Αθναι, 19773; Смоленский С. В. Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца («Извещение о согласнейших пометах»). Каз., 1888; Калашников Л. Азбука церковного знаменного пения. К., 1908; он же. Азбука демественного пения. К., 1911; Быстров Л. Азбука крюкового пения//Старообрядческая мысль. 1911. 7, 9, 11, 12; Thibaut J. B. Monuments de la notation ekphonétique et hagiopolite de l " église grecque. St.-Pb., 1913; Tardo L. L " antica melurgia bizantina nell " interpretazione della scuola monastica di Grottaferrata. Grottaferrata, 1938; Gardner J. v., Koschmieder E. Ein handschriftlicher Lehrbuch der altrussischen Neumenschrift. Münch., 1963, 1966, 1972. Teil 1-3; The Hagiopolites: A Byzantine treatise on musical theory/Prelim.

http://pravenc.ru/text/63676.html

12 Для незнакомых с древне-русской крюковой столповой нотацией рекомендуем следующия издания: 1) С. В. Смоленский: Азбука знаменного пения (извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1668-го года). Казань, 1888 г.; 2) Учебник: свящ. В. Металлов: Азбука крюкового пения. Москва (Синодальная типография), 1899 г. (Были и позднейшия переиздания). 13 Хомонией называется явление, состоящее в том, что при пении древния глухия гласные и Ь выпевались как О и Е долго еще после исчезновения их в разговорной речи (напр.: Бог – Бого , днесь (древн. дьньсь ) – денесе , и т. д.). Свое название это явление получило от часто встречающихся глагольных окончаний -хом , которые при пении получали форму -хомо . Иначе хомовое (или хомонное) пение называется также «пением на-он», или «наонным». Оно сохранилось до сих пор у старообрядцев-безпоповцев. О хомонии см. подробнее у Металлова: «Очерк истории... », стр. 67–76, также у Смоленского: «Азбука знаменного пения», стр. 34–38. 15 См. напр.: Dom Paolo Feretti, O. S. B.: Esthétique grégorienne. Paris (Desclée), 1938, p. 3, § 2. 16 Напр., Баварской Государственной Библиотеки в Мюнхене (“Mon. II”); Обиход Чикагской Newberry Librery, 200.895; рукопись Парижской Национальной Библиотеки (“Par. III”) Fonds slaves, 55, и мн. др. 17 Как известно, «сугубая» (т. е. дважды поемая или читаемая) Аллилуйя была до никоновских реформ в середине XVII века общепринятой. Старообрядцы всех группировок до сих пор строго придерживаются сугубой аллилуйи. 18 О построении церковного звукоряда на трихордах см.: Johann v. Gardner: Zum problem des Tonleiter-Aufbaus im altrussischen Neumengesang. “Musik des Ostens”, 2. Kassel (Bärenreiter-Verlag), 1963, p. 167–169, а также у Смоленского: «Азбука знаменного пения», стр. 53–54. 19 Мы позволяем себе применить здесь названия трихордов, тетрахордов и пентахордов, принятые в западной музыкальной теории, ибо нам остается пока еще неизвестным, как именовали эти строи (и вообще имели ли эти строи особые названия) древне-русские теоретики знаменного пения. Мы употребляем здесь эти названия ради удобства, условно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Интервальные отношения характеризуются неопределенными понятиями: «очень низко», «низко», «средним гласом (звуком?)», «мрачно», «повыше» и «высоко». Абсолютная высота звука указывается: а) положением данного нотного знака (его головки) на нотном стане; б) ключем и в) знаками альтерации. Абсолютной высоты какого либо певческого знака нет. Высота звука, выражаемого певческим знаком, зависит от а) отношения этого знака к соседним знакам, б) от структуры и мелодической линии данной музыкальной фразы или её части. 8 С. Смоленский: Азбука..., стр. 43. – В. Металлов: Азбука крюкового пения. Москва 1899, стр. 7. 9 См. «Спутник Псаломщика». Петроград, 1916 г.; переиздано офсетным способом Св.-Троицким монастырем в Джорданвилле, 1954. Стр. 28. – И. Вознесенский : О церковном пении православной греко-российской церкви. Большой и малый знаменный распев. Рига, 1890. Стр. 31. – А. Ряжский: Учебник церковного пения. Ч. 2, Москва, 1911 г. Переиздано офсетным способом Св.-Троицким монастырем в Джорданвилле, 1966. Стр. 6–9, §§ 14–24. 10 Названы так по имени новгородского теоретика и мастеропевца конца 16-го или начала 17-го века, Ивана Акимовича Шайдурова, который привел в стройную систему буквы, указывающия высотные отношения звуков, затрагиваемых певческим знаком. Различные пометы существовали еще и до Шайдурова; многие мастера имели свои системы, применявшияся ими с педагогической целью, но не в богослужебных певческих книгах. – Металлов: Очерк истории..., стр. 62–63. – С. Смоленский: Азбука..., стр. 47. 11 О различии типов A, B и C столповой нотации, см.: Johann v. Gardner und Erwin Koschmieder: Ein Handgeschriebenes Buch der altrussischen Neumenschrift, I München, 1963. стр. XVI–XVII. Названия типов знаменной нотации A, B и C были предложены автором для сокращения, вместо длинного определения «нотация с пометами, но без.признаков» (для нотации типа B), «нотация с пометами и признаками» (для нотации типа A) и «нотация без помет и без признаков» (для нотации типа C). Такое условное обозначение типов значительно упрощает работу на иностранных языках, где в каждом отдельном случае требовался бы длинный перевод названия на соответствующий язык. Также мы предпочитаем название «столповая нотация» названию «крюковая нотация», на том основании, что собственно «крюковой» нотацией является всякая безлинейная певческая нотация, с крюкообразной формой знаков, как столповая (для осмогласного пения), так и другие типы безлинейных нотаций: кондакарная, путевая, демественная, византийская. При современном состоянии науки о певческих нотациях уточнение необходимо во избежание неточностей и недоразумений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Знаменное пение (крюковое пение) – тип церковного пения , в основании которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение также называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи, а также развития в рамках осмогласия. Само название знаменного пения происходит от слова «знамена» и его синонима «крюки» (отсюда крюковое пение). Дело в том, что в богослужебных книгах звуковые интервалы было принято обозначать с помощью специальных знаков, называемых «знамена» или «крюки», которые ставились над каноническим текстом. Эти знаки несли информацию о мелодическом обороте (попевке, напеве). Для певца такие мелодические обороты образовывали своеобразные образцы, которые он мог использовать для составления мелодий, смотря по времени и чину службы. Знаменное пение было распространено на Руси с 11 по 17 век. Источник знаменного пения – византийская литургическая практика. В 17 веке знаменное пение сменяется партесным. Мелодии знаменного распева использовали в своих сочинениях П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и др. Сейчас в Православной Церкви наблюдается интерес к знаменному пению и его возрождение. Из книги «Храм, обряды, богослужения» Знаменный распев – основной распев древнерусской монодической музыки (11–17 вв.). Название получил от общего наименования использовавшихся для его записи знаков – «знамен». Источником для знаменной послужила поздневизантийская (так называемый «Coislin») нотация; из византийской литургической практики был заимствован и принцип организации музыкального материала – система осмогласия. Мелодика Знаменного распева основана на Обиходном звукоряде, отличается плавностью, уравновешенностью волнообразных линий. В процессе развития Знаменного распева возникло несколько его типов.  Столповой Знаменный распев принадлежит невматическому стилю – на один слог приходится 2–3, реже 4 тона (наиболее типичное число тонов в одном знамене — невме); встречаются и мелизматические вставки (Фита). Он имеет богатейший фонд мелодий – попевок, связь и последовательность которых подчиняется определённым правилам. Разнообразна ритмика столпового Знаменного распева. Им распеты основные певческие книги – Ирмологион, Октоих, Триодь, Обиход, Праздники. Малый знаменный распев – силлабического стиля, речитативный – предназначен для ежедневных служб. Ему близки подобны старого Знаменного распева, встречающегося в рукописях с 11 в. Большой Знаменный распев мелизматического стиля возник в 16 в.; среди его создателей – распевщики Федор Крестьянин, Савва Рогов и их ученики. Большой Знаменный распев отличают широкая внутрислоговая распевность, свободная изменчивость мелодического рисунка (чередование поступенного движения и скачков).

http://azbyka.ru/znamennoe-penie

В заголовке «Строки кокизныя всех осми гласов», содержащемся в Кокизнике рубежа XVII и XVIII вв. РГБ. Ф. 379. 20 (Л. 189 об.), термин «кокизныя» в сочетании с термином «строка», по-видимому, является тавтологией. Термин «кокиза» фигурирует также в заголовках казанско-столповых Согласников (см. ст. Казанская нотация ): «Какизы, сиречь ключ столповому и казанскому знамени» (РГБ. Ф. 37. 93. Л. 644), «Книга глаголемая кокизы сиречь ключ столповому и казанскому знамени» (СаратГУ. ЗНБ. ОРКиР. 1126. Л. 248, 20-30-е гг. XVII в.). Поскольку содержание данного типа руководств составляют попевки, а не отдельные знаки знаменного и путевого распевов, а также в силу существования граней - особого типа руководств, в которых сопоставляются отдельные знаки знаменной и путевой нотаций, термин «кокиза» в данном случае равнозначен термину «попевка». Старообрядческая Азбука. Сер. XVIII в. (Рига. Община старообрядцев-поморцев. Частное собрание. Л. 44 об.) Старообрядческая Азбука. Сер. XVIII в. (Рига. Община старообрядцев-поморцев. Частное собрание. Л. 44 об.) Без упоминания «казанского знамени» те же заголовки предпосланы отдельным столповым Кокизникам: «Кокиза сиречь ключ столповому знамени» (РГБ. Ф. 299. 212. Л. 134 об.), «Книга глаголемая кокизы, сий речь ключ столповому знамени» (ГИМ. Син. певч. 219. Л. 386, ок. 1670 г.). Термин «кокиза» несет в них тот же смысл; представляется, что данные заголовки производны от названий Согласников. Заглавия старообрядческих учебных руководств отражают иное понимание термина «кокиза». Для певческих руководств старообрядцев-поморцев типичен заголовок «Посем знамя по согласию. Проучка первая по какизам» (напр.: РНБ. О. 22. Л. 2, 1-я треть XVIII в.; Ф. 272. 429. Л. 1, нач. XVIII в.- см. ил.). Далее следуют упражнения на овладение обиходным звукорядом , изложенные крюковой нотацией. Приведенный заголовок ставит акцент именно на крюковой, а не к.-л. иной записи упражнений, поэтому в данном контексте термин «кокиза» имеет значение «певческий знак». Особенно наглядно данное значение подтверждается заголовком раздела «проучек» в руководстве из собрания Музея истории и культуры Пустозерска (г. Нарьян-Мар; Л. 3, нач. XIX в.): «Посем по какизам, сиречь по столповому знамени». Т. о., в старообрядческий период значение термина «кокиза» изменяется.

http://pravenc.ru/text/1841710.html

их часто записывали крюками (очень редко также и партесное многоголосие; см.: Герасимова-Персидская. 1991. С. 60). На ранние формы К. н. югозападнорус. монодийного пения исследователи обращали меньше внимания, поскольку в Московию было привезено мало Ирмологионов 1-й пол. XVII в. и они были почти неизвестны. Лишь нек-рые ученые отмечали, что К. н. применялась «первоначально для записи одноголосных старых распевов» ( Преображенский А. В. Культовая музыка в России. Л., 1924. С. 43), тогда как 2 разновидности К. н., предназначенные для монодийного и партесного пения, возникли в Юго-Зап. Руси в кон. XVI в. почти одновременно. Двознаменная азбука. Кон. XVII — нач. XVIII в. (РНБ. Q.1.1052. Л. 18 об.) Двознаменная азбука. Кон. XVII — нач. XVIII в. (РНБ. Q.1.1052. Л. 18 об.) В Московской Руси стилевой спектр древнерус. пения, нотированного «киевским знаменем», был значительно расширен. Мн. певч. книги знаменного распева были представлены либо в виде двознаменников , либо со временем только с К. н. Нотами были записаны киевский, греческий, болгарский распевы, демественное пение ; в Ирмологионах XVIII в., составленных в России,- авторские распевы (напр., герасимовский напев ). Многораспевный контекст рус. одноголосного пения был расширен благодаря укр. и белорус. образцам, распространявшимся в нотолинейной записи. Кроме этого, во 2-й пол. XVII в. с помощью К. н. были составлены «партитуры» многоголосных обработок разных монодийных напевов (см. иллюстрации в ст. Киевский распев ), строчного пения . В старообрядческой среде линейная нотация, как правило, не использовалась; исключением можно считать знакомство с ней нек-рых мастеропевцев Выга и наличие ее элементов в певч. книгах и азбуках (см. в ст. Выголексинское общежительство , разд. «Певческое искусство»). Отдельное стилевое направление составили партесные концерты и гармонизации, зафиксированные К. н. Издание певч. книг с К. н. в России осуществлялось с 1772 г. Последней публикацией перед революционными событиями 1917 г. было 3-е изд.

http://pravenc.ru/text/1684531.html

18 С. Смоленский: Палеографический атлас к статье «Краткий обзор крюковых и нотнолинейных певческих рукописей Соловецкой библиотеки». Казань, 1910, стр. 101: «Еже в высоких согласиях в пении сходятся сия пометы: точка приходит в веди и мыслеть приходит в глаголь, наш приходит в покой». 19 Т. е., при сольмизации вместо ут произносят фа и соответственно этому переименовывают и другие сольмизационные слоги. 20 Поэтому, иногда, в синодальных квадратнонотных изданиях, нотная транскрипция некоторых знаменных мелодий делается на кварту ниже, чем это указывается пометами – для избежания высоких нот с добавочными линиями (в альтовом ключе). 21 См.: Lorenzo Tardo: L " antica melurgia bizantina, Grottaferrata 1938, стр. 273. – H. J. W. Tillyard: Handbook of the middle byzantine musical notation. Copenhague. 1935. стр. 21. – J. B. Rebours: Traité de Psaltique. Paris. 1906. стр. 8. 23 Казначей последнего до синодального периода патриарха Адриана, составивший «Сказание о нотном гласобежании, и о литерных знаменных пометах, и о знамени нотном». См. Металлов: Очерк истории..., стр. 77. 25 Относительно хомонии см. статью автора: Певческое исполнение кафизм. Джорданвилль, 1967 г., стр. 150, примеч. 13. 26 «И ныне в нашем старороссийском знамени сим согласовным пометам сими известительными литерами, в печатном тиснении быти невместно: но вместо тех согласных указательных литер знамя в пении признаками гласоизвестительне, по степéнем на три части разчинихом.» Смоленский: Азбука..., Л. 3. – Металлов: Очерк истории..., стр. 75–77. 27 Johann v. Gardner und Erwin Koschmieder: Ein handgeschriebenes Buch... II, München, 1966, стр. 11–13 (комментарий 9). 28 Смоленский: Азбука..., стр. 56. – Johann v. Gardner: Einiges über die Orthographie der altrussischen Neumen. “Die Welt der Slaven”. Wiesbaden. 1960. Heft 2, стр. 210. 29 Слово «простой» означает также: «не нагруженный», «чистый» – (см. у И. И. Срезневского : Материалы для словаря древне-русского языка, Т. 2. С.-Петербург, 1902 г., столбец 1582 и 1583); а также и «пустой», «порожний» (см. у В. Даля: Толковый словарь живого великорусского языка. С.-Петербург и Москва, 1907 г., Т. 3, столбец 1341). Напр.: «опростать посуду», «простоволосый», и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Ощущаем ли мы себя сегодня наследниками древнерусской культуры? Не растут ли наши дети, будто это не их предки создали «Троицу» Рублева, Новгородскую «Софию» и сокровища знаменного распева? Что мы потеряли, и что приобрели, предав на столетия забвению церковно-певческую и иконописную традиции, в которых жизненно воплотились идеалы Св. Руси? Отрыв нашей певческой традиции от исконных корней начался более трехсот лет назад. Появилась нотная пятилинейная система и прельстила своим удобством – вечным соблазном Запада. Действительно, пятилинейная нотация, по сравнению с крюковой, легка и «комфортна» в освоении, доступна всякому, любого духа человеку. Но эти пять линеечек, такие удобные для записи музыки инструментальной, оказались не в состоянии вместить многогранное богатство древнерусского богослужебного нения, и с неизбежностью привели к его обеднению. постепенному перерождению и вытеснению музыкой светской. В знаменной крюковой нотации даже простейшие знаки содержат несколько смысловых уровней. Каждый знак имеет значения длительности и высоты, подобно тому как имеет их и каждая нота. Но, если значение ноты этим исчерпывается, знак знаменной системы содержит в себе еще несколько уровней, очень существенных именно для задач богослужебного пения. Третий уровень значений проявляет характер исполнения знака. Одна и та же итальянская целая нотка «соль», если ее записать разными знаменами, будет звучать каждый раз по-разному. Если это Стрела – то нужно «потянути». Если Статия – «постояти», если Параклит с оттяжкой – «возгласити светло и сановито». Какое изобилие исполнительских оттенков: «выгнути», «голкнути», «дрогнути», «подробити по строке»… И выбор знака никогда не будет случайным, он всегда обусловлен рядом причин, главная из которых – смысл богослужебного текста. Благодаря этому, исполняя то или иное песнопение по крюкам, мы не можем делать это своевольно – знамена в точности подскажут нам, как нужно спеть, чтобы, увлекшись собственным чувством, не впасть в погрешность по отношению к словесному тексту. Все акценты уже расставлены монахом – распевщиком. Знамена говорят нам: “Толковать так, а не иначе”. Таким образом, они выполняют по отношению к богослужебному слову функцию предания (поскольку толкование писания есть область предания), определяя некий, подобный иконописному, канон.

http://azbyka.ru/pevcheskoe-nasledie-dre...

Разделы портала «Азбука веры» Про систему осмогласия (пения на 8 различных церковных напевов — гласов) знает каждый, даже самый начинающий певчий. Также известно, что каждый из 8ми гласов может иметь различные варианты напевов для исполнения стихир, тропарей и ирмосов. А если певчий пришёл на клирос, не зная гласовых напевов, ему обязательно придётся с ними познакомиться — регент, наверняка, даст такому певчему соответствующие пособия для изучения, либо отправит на певческие курсы. И последнее будет даже лучше, потому что на курсах новоиспеченный церковный певчий обязательно узнает не только про гласовые напевы, но и про подобны, которым и посвящается данная статья. На реальном же клиросе редкой будет ситуация, когда регент поставит условие певчему помимо гласов, выучить ещё и подобны. Может быть, некоторые читающие сейчас тоже задают себе вопрос: «а что такое подобны?». Я хорошо помню, когда я только начинала петь на клиросе и гласы уже знала, то как-то я спросила про один из напевов, на который мы часто на литургии пели «Достойно есть». Мне ответили, что «это на подобен 2го гласа». Я тогда не поняла, что за подобен, какой подобен, а мне лишь показали на ноты того самого подобна, на мелодию которого пели «Достойно есть». А что такое подобен и с чем его едят мне было совершенно не понятно. Лишь позже удалось в полной мере познакомиться с таинственными подобнами, и случилось это именно на певческих курсах. Так что же такое подобен? Подобен (греч. προσμοια — очень сходное, весьма похожее) — богослужебное песнопение, мелодия и метрика которой подобны другой богослужебной песни. Хочется в это определение ещё добавить, что распевается подобен также на определенный глас. То есть у каждого из 8ми гласов помимо самих гласовых мелодий существуют ещё дополнительные мелодии (самоподобны). Другая богослужебная песня, на которую похож подобен, носит название «самоподобен», потому что она была написана изначально, а все остальные тексты, которые поются на её напев, должны быть подобны ей.

http://azbyka.ru/penie-na-podobny

Самыми ценными в научном отношении должны быть признаны следующие труды Ст. В. Смоленского: 1) Азбука знаменного пения старца А. Мезенца и 2) О древнерусских певческих нотациях. —664— Смоленский первый доказал здесь ложность механических теорий Разумовского и Арнольда, которые могли казаться с первого взгляда весьма правдоподобными, тем более, что за ними были имена таких лиц, которым ни в каком случае нельзя отказать в авторитетности касательно исследуемых ими областей. Отдавая должную дань уважения исследованиям своих предшественников, Ст. В. Смоленский однако же не последовал по их стопам. Механический приём характеристики гласов по их конечным и господствующим звукам он заменяет характеристикой гласов по их попевкам, т. е. по наиболее употребительным в области гласа, или лада, мелодическим строкам. „В старое время, говорит Смоленский, русские певцы смутно понимали, или едва догадывались о тоновых отношениях звуков разных гласовых гамм, вероятнее же совсем не знали их, и не обращали на то никакого внимания. Мелодический же склад напевов каждого гласа, без сомнения, был известен вполне твёрдо, а ухо певца, подкрепляемое знанием особенностей знаменной нотации для каждого гласа, конечно, различало взаимные отношения напевов разных гласов вполне безошибочно. Такое формально-мелодическое значение гласов подтверждается множеством попевок, или характерных для одного гласа, или сближающих сродно-музыкальные гласы, или указывающих временное удаление напева в какой- либо другой глас“ 3358 . В своём сочинении: „Азбука крюкового пения А. Мезенца“ Ст. В. Смоленский, анализируя записи наших древних напевов, систему наших знамен и их усовершенствование в разные века и постепенно углубляясь в даль веков, весьма осторожно, но вполне научно подходит к более или менее правильному объяснению оснований нашего древнерусского церковно-певческого искусства. Его наблюдения и изыскания в этой области привели его к тому заключению, что „если теоретическое построение древнерусского знаменного пения, как напр., разделение на гласы, аналогичные с греческими гласами, употребление „подобнов“, разделение на строки и усвоение некоторых названий знамен носит, конечно, печать

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010