Итак, подводя итог анализу Азбук, необходимо заметить, что в период усиления преподавания в России Закона Божия учебники Л.Н. Толстого по обучению грамоте несли в себе потенциал духовно-нравственного воспитания, а также оказали сильнейшее влияние на создание ряда русских дореволюционных Азбук. В 1850-х годах духовные поиски писателя привели к грандиозному утопическому замыслу – «основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле» – и в течение жизни наполнялись новым содержанием. Однако сам духовный кризис пришелся на конец 1870-х – начало 1880-х годов, с написанием трактата «Критика догматического богословия» в 1879–1884 гг., где он выразил свое понимание религии и Христа, а затем и с разработкой своей религиозной философии «В чём моя вера» 1882–1884 гг. Согласно своему учению, граф Толстой проповедует «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской: отвергает личного живаго Бога, во Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека , Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии , не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святаго Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию » . Толстой также полностью отрицал связь христианства с Ветхим Заветом, а с 1879–1880 гг. начал переводить Евангелия и трактовать их смысл по-своему, декларируя свои идеи. Несмотря на начавшиеся «духовные искания», но еще не оформившиеся в собственную философию, писатель в обоих учебниках по обучению грамоте свои сомнения не отразил. Подтверждением этому служит то, что в азбуках он приводит тексты из Священного Писания как Ветхого, так и Нового Заветов. В приведенных молитвах не отвергается догмат о Пресвятой Троице («Славословие Пресвятой Троице»), непорочность Приснодевы Марии («Достойно есть»), исповедуется воскресение мертвых («Символ веры»), приводятся все десять заповедей и т.д. Все тексты лишены собственного авторского толкования.

http://bogoslov.ru/article/1448259

писания на русское наречие. Нет ни малейшей надежды, чтобы позволили напечатать сей Алфавит» 243 . Ненапечатанным он остается и доселе. Хранится он в архиве св. синода. 12. Начальное учение человеком хотящим учитися книг Божественного Писания. Это произведение пера архим. Макария, оставшееся тоже в рукописи, хранящейся в московской епархиальной библиотеке, имеет учебный характер. Состоит оно из двух частей: а) русской и славянской азбук и б) чтений из священного писания в русском переводе и некоторых молитв церковных. Кроме того, здесь в текстах, извлеченных из книг св. писания, изложены основания христианского учения о богопознании и богопочитании. Составление этой книжки вызвано недовольством архим. Макария существовавшими до него первоначальными учебниками. Препровождая ее 29 дек. 1841 г. (из Томска) м. Филарету с просьбой о напечатании на счет свой и благотворителей московских, о. Макарий писал о «благопотребности» и необходимости ее «для успехов служения миссии». «Одно из важнейших дел, составляющих службу миссии, есть обучение новокрещенных инородцев грамоте не только природных наречий их, но и славянской и русской, потому что они призваны участвовать в общественном богослужении нашей церкви, совершаемом на славянском языке, и потому что вошедши в общение с народом русским в единой вере, для лучшего познания сей спасительной веры они должны искать общения с ним в самом языке русском, и изучать сей живой язык, на котором, по милости Божией, имеет церковь наша уже Новый Завет и некоторые из священных книг Ветхого» (стр. 151 и Ответ м. Филарета известен. 13. Несколько слов покойного архим. Макария, начальника алтайской церковной миссии (Москва. 1854). В состав этой книжки вошли три слова его, впервые напечатанные в «Прибавлениях к Творениям св. отец» за 1848 г. (на новый год 244 , на 29 авг. и 21 ноября), одно – напечатанное в том же журнале за 1851 г. (на освящение храма в с. Енисейском), и пять других слов: на 8 сент., по освящении храма, на освящение храма в с. Салтонском (на Алтае), по освящении храма Сретения Господня в костромском богоявленском монастыре, к костромским гражданам о вспомоществовании к обновлению молитвенного дома и устроению храма. Думают, что об этом именно сборнике в 1853 г. м. Филарет писал тверскому преосв. Алексию: ... «какую проповедь о. Макария напечатать, разсудите с добрым советом. Сколько помню, я встречал в них доброе по частям, но целой не представлялось, которую прямо указал бы для вашего издания» 245 . Из других проповедей и поучений архим. Макария издано только «Оглашение алтайцев» («Миссионер», 1875, 19, и многократно после того).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

д) Наконец, в недавние времена, Моравский дворянин, Ганк де Ганкенштейн, объявил о найденной им Славянской харатейной рукописи, будто она относится к VIII веку и след, целым столетием древнее переводов Константина и Мефодия. Эта рукопись (как замечает Ганкенштейн из глубоких прорезов букв) писана железным пером в строках – чернилами, а в заглавиях – киноварью Славянским чистым уставом. Древность ее, восходящую к VIII веку, он доказывает худой отделкой пергамина, ветхостью почти избившейся уже книги, согнитием на ней восковых капель от свечей, отличием почерка некоторых букв от тех, какие встречаются в позднейших Славянских книгах, (буквы: Н, И, Ч, Е твердое писаны: N, Н, Y, I-E;) также тем, что во всей рукописи не находится букв кси и пси принадлежащих обыкновенной Кирилловской азбуке, редко встречаются словотитлы, из препинательных знаков употребляется только точка, нигде не означается переносной черты при словах, перерываемых на конце строк, все почти речения сливаются в одну строку, и другими подобного рода приметами палеографическими. Кроме этого, он хочет оправдать свое предположение историческими доводами; так на прим. он говорит, что Карл Великий в VIII веке посылал к Славянам проповедников, что в 791 году крестился Славено-Моравский Князь Самослав, что до того времени построена была в Зарушиче Христианская Церковь , а Моравская Княгиня Фридегильда крестилась еще в 369 году, и что след, гораздо раньше IX века Славяне имели свое богослужение и конечно свои Славянские Богослужебные книги. Притом Славяне до принятия крещения, в самые древние времена, вели торговлю с Финикиянами по берегам Черного и Балтийского морей, и поэтому от них могли еще в язычестве заимствовать письмена. Мнение это он доказывает изъяснением древнего названия Померанской реки Еридана из Богемских слов ржидло, гржидло (теплица) и проч. и особенно производством Славянских букв из азбуки Финикийской, Еврейской, Египетской, или Коптской и других древних Восточных азбук 8 . Но не трудно усмотреть, что эти доводы Западных писателей не имеют надлежащей силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Orest-Novickij...

Славянские страны, чья очередь наступила  в IX в., Болгария, Сербия, Русь, буквально в одночасье становились искушенными в книжности. Русский писатель Нестор Летописец создал в начале XII в. настоящий гимн искусству книжного слова: «Велика бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это — реки, наполняющие вселенную, это источники мудрости; в книгах неизмеримая глубина… Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом и святыми мужами…» Окончательное формирование русских как народа  приходится на это время бурного развития церковнославянской книжности. Поэтому в основании русской культуры лежит литературное слово, книжно-учительные письмена. Естественное следствие из этого — стремление делиться своим сокровищем с другими народами, так или иначе вовлеченными в бытие русского мира. На протяжении веков на Руси появлялись собственные Кириллы и Мефодии, равноапостольные просветители инородцев-язычников, создатели новых азбук, переводов, училищ, монастырей и духовных миссий, становившихся центрами просвещения на землях малых народов. Святитель Стефан Пермской в 1379 г. получил благословение  на проповедь среди коми-зырян. Хорошо зная их язык, он разработал зырянскую азбуку, для чего использовал значки, которые зыряне употребляли для своих торговых дел. В коми-пермяцких лесах Стефан крестил язычников, в основанной им школе учил детей зырянской грамоте, делал переводы Евангелия и богослужебных книг. «И священники на пермском языке служили… и чтецы читали на пермском наречии… — рассказывает Житие. — И когда произошло все это, многие люди, видя и слыша это, изумлялись… Особенно в Москве удивлялись, говоря: " Как он умеет пермские книги писать, откуда дана ему премудрость? " Другие говорили: " Это воистину новый философ. Тот был Константин, прозываемый Кириллом, философ, который дал славянскую азбуку в 38 букв, а этот сложил числом в 24 буквы, по числу букв в греческой азбуке, одни буквы греческого письма, а другие из пермского языка " ».

http://radonezh.ru/analytics/ravnoaposto...

– С этим я не согласен, – говорю Сенума, – учебник Преосвященного Макария хорош, его менять не следует. – Этот лучше, – возражает он. – Ивасава просит выписать, говорит, что он находит его более пригодным, чем Макария. – Оставьте, я посмотрю. Много не нужно было смотреть. Целый том, в 360 страниц, и только еще рассмотрено учение о Святой Троице. Значит, еще нужно томов 5–6, чтобы Догматика кончилась. А внутри книги чего только нет! И история, и еретические споры, и разное подобное. И это Ивасава хочет сделать учебником! Видно, что дальше заглавного листа и не разворачивал книги. Так-то преподаватель Догматики внимательно относится к своему делу! А начальник школы Сенума требует по требованию того и не подумал исполнить свой долг начальника, взглянуть на книгу и вникнуть, основательно ли требование Ивасава. Я призвал Сенума, растолковал нелепость намерения Ивасава сделать эту книгу учебником и сделал выговор ему и чрез него Арсению Ивасава. 23 сентября/6 октября 1904. Четверг. Между военнопленными в Химедзи много желающих учиться грамоте, по известию о. Павла Морита, просящего для них 30 азбук. Послано больше сего и написано к главным там – фельдфебелю Стороженко и боцману Петрову, чтобы учили желающих; обещана помощь па письменные принадлежности для обучения письму, если понадобится. Посланы им альбомы Собора и прочее. 24 сентября/7 октября 1904. Пятница. Павел Сато, бывший катехизатор, усиленно просится опять на службу. Написано к о. Петру Кавано и к катехизатору в Кумамото, чтоб дали отзыв, можно ли его принять, не было ли его поведение, по оставлении им службы, воспрещающее сие? Ибо катехизатор должен быть без зазорен, чтоб не компрометировать звание катехизатора и чистоту Церкви. Был христианин из Фукурои, Муромаду, говорил, что несколько тронулся в уме от разных обстоятельств войны. Действительно, как-то странно смотрит, хотя говорит разумно. Я убеждал его не тревожиться очень и снабдил религиозными брошюрами. Кажется, торговые и семейные обстоятельства его нехороши, а не война виновата.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

С каким благодушием и ангельским терпением святитель Христов Гурий, еще в юности своей, перенес, в непрестанной беседе с Богом, двухгодичное темничное заключение, где он, лишенный почти света, питался нечеловеческою снедью – овсом, которого по снопу давали ему чрез три дня. Пусть всякий представит себе положение неповинного страдальца, по клевете подвергшегося такой горькой участи. В продолжение двух лет ни разу не отворялись двери темницы, но благочестивый тогда еще отрок не изнемог в уповании и за все благодарил Бога. Один из бывших друзей его, подкупив стража, пришел к узкому оконцу темницы и предлагал страдальцу приносить ему тайно другую пищу, но он отказался от предлагаемой снеди, сказав, что его много и преизобильно питает благодать Божия, и упросил друга вместо пищи приносить себе в темницу бумаги, чернил и прочего потребного для письма; и свободное от молитвы время своего заточения употреблял на переписку азбук для малолетних детей. Только образ Пресвятой Девы Богоматери был единственным его сокровищем, украшением его темницы и утешением в заточении. И одна благодать Божия веселила юность страдальца, единому Богу предавшего свою жизнь и судьбу, и, наконец, чудесно освободила его из темницы. С каким терпением и кротостью и святитель Христов Варсонофий еще в молодых летах перенес трехгодичное пребывание в плену у татар, храня себя в чистоте христианской и работая неверным со всем усердием, без ропота перенося ниспосланное ему бедствие и молясь об освобождении своем, которое и даровал ему Бог чрез его отца, выкупившего сына своего из плена! Таким образом, на терпении и вере во всеблагий Промысл Божий, чудно правящий нашей жизнью, во всем пекущийся о нас, странниках земных, и никогда не оставляющий нас, но хранящий на всех путях жизни, и на живом, непреложном уповании на Бога, спасающего правых сердцем, как на твердом камне, святители Христовы, основавши храмину жизни, быстро воздвигли боголепный дом добродетелей. Будем и мы, возлюбленные братия, по примеру святителей наших Казанских, украшаться благочестивым житием и благодушным перенесением всех бед и напастей, всех горестей и страданий, неразлучных с этой жизнью, чтобы и нам удостоиться благодатных даров Всесвятаго Духа и соделаться участниками, по молитвам святителей наших, в наследии Небесного Царства и славы вечной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Григорий просил не пищи. Он просил, чтобы ему доставили бумаги, чернил и трость, которой тогда писали. Все было ему доставлено, и он начал работать. Занялся написанием азбук для детей и поручал товарищу их продавать, а вырученные деньги раздавал нищим. Григорий не оставлял себе ничего, кроме денег на покупку новой бумаги и чернил. Изумительна сила духа человека, сидевшего на овсе и сырой воде, лишенного возможности двигаться, — и занимавшегося благотворительностью и просвещением. Эта любовь к учению детей осталась в Григории навсегда. Впоследствии в Казани он основал близ города Зилантов монастырь и завещал инокам этой обители обучать детей грамоте. И до сих пор сохранился в Казани трогательный обычай: когда детей начинают учить грамоте, то предварительно служат молебен у раки святителя Гурия. Уже два года сидел он в своем срубе. Но однажды засиял свет у входа в его темницу. В ужасе юноша встал на молитву: доселе никогда двери не открывались. Свет лился все сильней. Тогда Григорий решил коснуться рукой дверей. Они отворились сами собой. Он понял тогда волю Божию, взял бывший с ним образ Богоматери и, никем не замеченный, оказался на свободе и пошел в Иосифо-Волоколамский монастырь. Но свобода его будет в Боге. Мир не увидит того, кто миром был обижен. Он станет иноком, чтобы исполнить обет, произнесенный им в темнице. В обители преподобного Иосифа Волоколамского, известной строгой жизнью иноков, Григорий принял пострижение с именем Гурия. После долгих подвигов Гурий был возведен в сан игумена этой обители, откуда был переведен в один из монастырей Тверской епархии. Когда было завоевано Казанское царство, было решено для присоединенной земли избрать архиепископа. Избрание происходило особенным образом: после совершения молебна митрополитом из четырех жребиев взят был с престола один. Это был жребий Гурия. Потом взят был один из двух, это опять был жребий того же избранника. Святой Гурий собранием архипастырей был рукоположен в сан архиепископа Казанского. Весь его путь до Казани являлся сплошным молением, так как всюду его встречали молебнами, и сам он по всем городам совершал молебны.

http://azbyka.ru/fiction/deti-nebesnogo-...

Да в заручном иноземки вдовы Крестьяны о расходе, и о остаточных, и к тому о деньгах просительном письме написано: на варенье де 6 варь пива, за солоды, за хмель, за дрова, за бочки, пивоварам и работникам дано 62 руб., 1 алтын, 4 деньги, в остатке 37 руб. 31 ал. 4 деньги; и чтоб уложенные к столу деньги 46 руб. на каждый месяц, а паче на четверть года, ей выдать, а уже де сроку, что было ей довелось взять, прошло 6 недель. И июня в 14 день, по выписке, за закрепою дьяка Анисима Щукина, на тот расход учителям и всей гимназии в указное число до подлинного в том счету выдано из доходов Ижерской канцелярии на 2 месяца 92 руб, а о расходе велено выписать особо. И по тому указу о том расходе выписки не было. Великому государю бил челом учитель Нонгрен: в прошлом де году принят он в школу и учеников учил со тщанием, а жалованья ему не учинено. А Петр Коет давал на нужду его денег по 10 и по 7 руб; добровольно, а и тайный секретарь, по отъезде своем, велел ему такожде учеников учить и обещал ему жалованья 50 руб. на год. И великий государь пожаловал бы его, велел те деньги для его нужды выдать. И июня в 15 день, по выписке, за его ж, дьячьею, закрепою, тому учителю Нонгрену великого государя жалованья на 706 год против письма тайного секретаря, на первую январскую четверть к прежней даче, к 7 руб., 5 руб., 16 ал., 4 деньги, а на вторую четверть апреля с 1 июля по 1 число 12 руб., 16 ал. 4 деньги, итого 18 руб., выданы из доходов Ижерской канцелярии. Да июля в 5 день, по указу великого государя и по выписке, за пометою его ж, дьяка Анисима Щукина, а по челобитью тоя школы учителей, и по доносительному Павла Веселовского письму, и по учениковым допросам, учителю Паусу за его многое неистовство и развращение от той школы отказано; а что у него было каких учебных книг и иного чего, и то у него, осмотра и переписав, принять, а буде чего у него на лицо не явится, и за то на нем доправить деньгами, справясь о том о всем подлинно. И по тому указу у Ягана Пауса Вернера стольник Павел Веселовской в школе с прочими учители книги всякие осмотра, принял ректор той школы Битнер. А против прежних росписей всяких учебных не явил многих книг разных и про то сказал он, Паус, что де явились в лишке 5 азбук, и те де азбуки продал он, Паус, также де которых всяких разных книг, по росписям чего не явилось, и те де книги продал он же, Паус, в той школе, ученикам и посторонним всяких чинов людям ценою на 18 рублев, и за вышеписанные де неявленные книги по росписям, чего не явилось, по настоящей цене заплатит он, Паус, деньги. А тем книгам роспись: 3 Библии немецких, 18 Азбук, 3 Категисмии, 2 Дунаты, едина Граматика Зеболдии, 7 Ацерей, 10 Вестивула, 11 Орбеспиктии, едина Библия с образом, едина Граматика французская, 3 письмена Демокридо. Всего 58 книг. То письмо в Ижерской канцелярии подано за его, Паусовою, рукою. И по тому письму за вышеписанные книги, которых на лицо не явилось, денег 18 руб. на нем, Паусе, не взято.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

119 Более полный список изданий печатного двора за время п. Иосифа приведен в «Описании славянорусских книг» И. Каратаева, СПБ. 1883 г., здесь указано 98 иосифовских изданий. Но этот список мы дополняем указаниями в записях печатного двора еще на 18 изданий, неизвестных Каратаеву: 1) Часослов учебный в четь начат печатанием 6 мая 152 г., в числе 1200 книг; цена книги в деле 3 алт. 4 д.;врема выхода в продажу книги не означены (Кн. печ. дв. 34 л. 83–86); 2) Часослов в четь начат 22 января, вышел 24 февраля 153 г. (1200 кн.); цена в деле 4 алт. (Кн. 108–110); 3) Азбука 155 г. издана в числе 2400 кн. (л. 201); 4) Канон святителю Чудотворцу Николаю изд. 155 г. 1200 кн. (л. 201); 5) Часослов в четь начат 1 сентября, вышел в октябре 156 г. (2400 кн)., стоил в деле 2 алт. по полуденге (л.225–228); 6)Канонник начат 1 октября, вышел 14 октяря 156 г. (1200 кн.): цена в деле 2 алт. 3 д. (л. 230–232); 7)Канон Св. Алексию митрополиту издан в 156 г., 1200 кн. (л. 234); 8) «Символ рекше исповедание и о вере и о богословии» в полудестевых листах (1200 листов) вышел в 156 г. (л. 240); продажная цена алтын или 6 денег: покупался неохотно; к декабрю 1649 г. оставалось непроданных 1148 листов; в 158 г. продано только 20 листов двум лицам, служившим на печатном дворе 47 л. 253), 9) Листы о поклонах (2400 листов) изданы тоже в 156 г. 34 л. 234); продажная цена 2 денги за лист; к декабрю 1649 г. оставалось непроданных 621 лист, которые все и разошлись в 1650 г. 47 л. 254–255); 10)Чин вечерни (3600 книг) вышел в 156 г. 34 л. 234), продавался по 6 денег; к декабрю 1649 г. осталось непроданными 2025 книг; в 158 г. с июля по август продано 1723 книги 47 л. 249–251); 11)Азбука (6000 книг)издана в 157 г. за время от января по 7 апреля 34 л. 312), продавалась по 2 денги; к декабрю 1649 г. оставалось непроданными 2900 азбук, которые в 158 г. с мая по август все были раскуплены 47 л. 215–217); 12) Чин хиротонии (1200 книг) начат 25 июня 157 г.; все издание стоило 2 рубля и по выходе из печати сряду отнесено п.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

15 ал. 1 деньга. На дело печей 11620 кирпичей – подового, и сженого, и сырого, на дело печей и очагов 4 дуги печных, Мещанской слободы Семену Иванову дано и с провозом 16 руб. 27 ал. 4 деньги. Той же слободы Михайлу Иванову за 1074 изразца зеленых дано и с делом по 2 руб. за сто да за 20 подножек печных 16 ал. 4 деньги. Итого 21 руб. 32 ал. 4 деньги. Извощику Федору Васильеву от ямного, и за провоз ста возов глины, семи возов песку, 6 руб. 14 ал. За полчетверты бочки извести на беленье палат и на подмазку рубль 5 ал. 4 деньги; росписки в тех деньгах нет. Плотникам олончанам Степану Иванову с товарыщи от дела деревянного строения 57 руб. 17 ал. Каменьщикам Ивану Ильину с товарыщи за каменное дело 4 руб. 26 ал. 4 деньги. Печникам от дела очага и печи 2 руб. 16 ал. 4 деньги; росписки нет. Работникам Ивану Иванову с товарищи от носки кирпича, и глины, и щеп, и от чистки труб рубль 31 ал. 4 деньги; росписки нет. За 17 окончин новых в светличные окна, да за починку старых 31 окончины, которые в палатных окнах, 10 руб. 6 ал. 4 деньги. За книгу Библию , за 5 азбук учебных на немецком языке 3 руб., а у кого куплены, не написано, и росписки нет. Садовой слободы Ивану Ларионову за солод ячной на варенье пива, за 18 сажень дров москворецких, за 39 возов дров березовых, сеченых и пивных, 42 руб. 26 ал. 4 деньги. А на сколько варь и сколько четвертей взято имянно, не написано; продавец в росписке написал, что продал дров и всяких припасов и те деньги взял. Стол липовый, 50 свеч сальных, 6 кульков, канат толстой, 4 веревки, дано 2 руб. 32 ал. 2 деньги; росписки нет. На корм и на подстилку школьничьим лошадям за 24 воза сена, за 4 воза соломы, 7 руб. 20 ал. 4 деньги; росписки нет. За 4 попоны, за 4 оброти посконных, за гребенку и от подковки лошадей рубль 18 ал. 2 деньги; росписки нет. На обивку ставней за 20 войлоков, за 50 ремней, да на завес за 14 аршин крашенины, 2 руб. 26 ал.; росписки нет. За 4 доски тавленые по 21 ал. по 4 деньги за доску, итого 2 руб. 20 ал.; росписки нет. На всякие школьные расходы, за стопу бумаги пищей 60.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010