А город этот, изначально, с самого своего основания в 1783 году был задуман именно как основная база российского флота на Черном море. Да и много раньше, еще с античных времен, предтеча Севастополя Херсонес уже был морским портом греков-колонистов в Тавриде. И вот оттуда, с глубокой древности, проявились первые ростки того, что впоследствии вылилось в огромную Российскую Империю, раскинувшуюся на одной шестой части суши планеты Земля. По преданию, именно отсюда начал свое миссионерское путешествие на север, туда, где затем нарисовалась Русь, святой апостол Андрей Первозванный. Здесь же, святой равноапостольный Кирилл обрел азбуку - кириллицу, которая потом послужила основой для азбук многих славянских и других народов. И тут же, в древнем греческом городе, в 988 году принял святое крещение русский князь Владимир Красно Солнышко. То есть отсюда, из Херсонеса-Севастополя, так же, как и из Киева и Новгорода идут истоки нынешней России, Украины и Белоруссии. Много чего было за более чем 2500-летнюю историю Тавриды и множество народов побывало в Крыму - греки, готы, хазары, генуэзцы, а затем опустошительное нашествие татаро-монгол, уничтоживших коренное население полуострова. В 1299 году орда татарского хана Ногая захватила Херсонес и, вырезав местное население, осела здесь надолго. Сиротливо торчащие колонны и античные развалины на берегу Карантинной бухты до сих пор напоминают нам об этом страшном погроме. С тех пор паразитирующее татарское ханство в Крыму, единственным занятием которого был постоянный рэкет соседей и работорговля, служило постоянным источником угрозы для южной Руси и ее ближайших соседей - Литвы, Польши и Валахии. Причем само Крымское ханство, совершавшее набеги на соседей, мало что представляло собой в военном отношении - обычная кочевая орда, использующая военные приемы своих азиатских предков по принципу «набег - отход - набег». Но еще в XV веке оно попало под вассалитет стремительно набиравшей могущество Оттоманской империи, незадолго до этого захватившей древний Константинополь - Второй Рим и этот сюзерен стал мощной крышей и покровителем для степных разбойников в их отношениях с окружающими державами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Славник 6-го гласа «Чадо ехидино» с указанием «казанской». Певч. сборник. 70–80-е гг. XVII в. (РГБ. ТСЛ. 436. Л. 75) Славник 6-го гласа «Чадо ехидино» с указанием «казанской». Певч. сборник. 70–80-е гг. XVII в. (РГБ. ТСЛ. 436. Л. 75) Описанное выше соотношение перечня путевых знамен в азбуках и в записях монодийных песнопений подтверждается данными табл. 1: только небольшое количество знаков графы IV имеет аналоги в графе III. В записях путевого голоса строчного многоголосия эти знаки встречаются редко и не являются для данного голоса характерными. Т. к. в строчном многоголосии путь являлся основным голосом, а низ и верх по отношению к пути были голосами зависимыми, то представляется логичным, что знаковая система многоголосия была зафиксирована именно в азбуках путевого знамени. Итак, поскольку практически все «оригинальные», по Пожидаевой, знаки демественной нотации используются в записях партий низа и верха строчного пения, нотация к-рых определена указанным исследователем как казанская, между знаковыми системами демественной и казанской нотаций нет особых различий. Меньшее количество прямых совпадений графики и разводов наблюдается между «оригинальными» демественными знаменами и записями путевой партии многоголосия, а также содержанием путевых азбук. Здесь выявляется зависимость графических форм знаков демественной нотации от знаков путевой нотации. Т. о., гипотеза об использовании в записях рус. безлинейного многоголосия 3 разных нотаций не подтверждается. Напротив, выявляются аналогичность, общность, производность графических средств, применяемых в записях партий многоголосия. При этом наибольшая близость графики свойственна записям низа, верха и демества. Меньшее сходство графики наблюдается между записями 3 названных партий и записями партии пути, что отражает разную меру подвижности партий. Из единого графического фонда нотации, зафиксированной в путевых азбуках, для записи разных интонаций выбирают соответствующие им знаки. Поэтому в записи легко различить путь и партии низа, верха, демества. Между 3 последними также имеются различия, но они менее заметны.

http://pravenc.ru/text/1319806.html

Т. о., знаки демественной, казанской и путевой нотаций, представленные в табл. 1, относятся к одной и той же графической системе. Анализ певч. рукописей XVII в. показывает, что достаточно часто в них можно встретить указания «путные», «путной», «путем», реже - «демество», «демественные», «демеством»; все они предпосланы отдельным песнопениям или циклам песнопений в записи столповым дробным знаменем или знаковой системой, отличной от знаменной. Следов., эти указания использовались для определения разных стилистических пластов древнерус. певч. искусства - путевого и демественного распевов, но не являлись указаниями на путевую и демественную нотации. Вероятно, происхождение рассматриваемых терминов связано с русским безлинейным многоголосием и производно от названий партий - «путь», «демество». Распевы партий низа и верха никогда не имели особых наименований, что подчеркивало их зависимость от партий пути в строчном и демественном многоголосии. При исполнении партия пути всегда удваивалась, об этом свидетельствует состав станиц государевых певчих дьяков и патриарших певчих дьяков, в которых было по 2 путника и по одному исполнителю на партии низа, верха, демества. Удвоение партии пути способствовало ее выделению в звучащей певч. ткани, тем самым подчеркивая главенствующее значение данного голоса. Путь в строчном многоголосии и путь в деместве - весьма разные стилистические версии распетого текста. Обрамляющие путь голоса - низ и верх - в строчном и демественном многоголосии также разные, что обусловлено их взаимосвязью с разной певч. стилистикой путевых партий. В совокупности со словом «знамя», к-рое в древнерус. певч. культуре означало то же, что в совр. музыкознании слово «нотация», в рукописях XVII в. из рассматриваемых 3 терминов встречается только 2 - «путное» и «казанское», напр. в заголовках азбук: «Имена путнаго знамени иже точию в путном обретается, а не в столповом» (ГИМ. Син. певч. 1072. Л. 560, 50-е гг. XVII в.), «Начало путнаго знамени, ключ путной еже в столповом не обретается» (ГИМ. Син. певч. 74. Л. 340, 60-е гг. XVII в.), «Согласие знамени с путным знаменем, сии речь како поется путь против знамени и решение путному знамени в коем же гласу» (РНБ. Кир.-Бел. 665/922. Л. 1003 об., написана иноком Христофором в 1604), «Какизы, сиречь ключ столповому и казанскому знамени» (РГБ. Ф. 37. 93. Л. 644, 20-е гг. XVII в.), «Книга, глаголемая кокизы, сиреч ключь столповому и казанскому знамени» (СаратГУ. ЗНБ. ОРКиР. 1126. Л. 248, 30-40-е гг. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/1319806.html

Фрагмент. 1766 г. (Л. 4) «Алфавит ирмологисания» в печатном почаевском Ирмологионе. Фрагмент. 1766 г. (Л. 4) Звукоряд представлен 3 гексахордами в низком («гласа нижайшаго»), среднем и высоком («гласа вышшаго») высотных положениях. Хотя в начале «Алфавита...» ключ отсутствует, интервалы между всеми ступенями (тоны и полутоны) легко определяются, исходя из напечатанного названия 1-й ступени гексахордов - «ут». Далее ноты всех гексахордов расположены подряд («Сочинение всех тех знамений») и полностью охватывают церковнопевч. звукоряд в виде «горки» - от нижней добавочной до верхней добавочной линии нотоносца и обратно (4 «триестествогласия» (согласия) с дополнительным наивысшим звуком «фа», всего 13 нот). Нотная графика данного «Алфавита...» более совершенна по сравнению с некоторыми предшествующими рукописными азбуками кон. XVII в. такого типа ( Шабалин. 2003. С. 357-358), поскольку при написании нот, выходящих на терцию за пределы нотоносца, здесь использованы короткие добавочные линейки (совр. вида). В завершающем «Алфавит...» разд. «Обучение» цефаутный ключ выписан на 3-й линии (это его единственное применяемое высотное положение в монодийных текстах кон. XVIII в.). Звукорядный «горовосходный холм» изображен в этом «Алфавите...» четырежды (целыми, половинными, четвертными и восьмыми) с оригинальной асимметрией: в восходящем движении показаны звуки 3 трихордов-«естествогласий», начиная с мрачного, в нисходящем - 4 «триестествогласий», завершаемых простым (С. В. Смоленский и др. исследователи стали называть их согласиями). Подобные «конусы» в преобладающем большинстве азбук симметричны (асимметричный обнаружен лишь в партесной азбуке «Первое учение мусикийских согласий»; см.: Там же). «Усечение» левой части «горки» в этом «Алфавите...» обусловлено, вероятно, технической необходимостью уместить его в одной строке нотоносца, но может иметь и певч. смысл. Мрачное согласие, начинающее нотную строку, визуально противопоставляется простому, завершающему ее, что, возможно, отражает традиц.

http://pravenc.ru/text/1684531.html

Для облегчения труда певцов, помимо сборников крюковых песнопений, создавались различные «Азбуки» и «Ключи», содержавшие описания крюков и попевок. Однако эти описания носили столь приблизительный характер, что могли служить подспорьем лишь при условии, что певец заучивает сами мелодические образцы изустно (вне живой устной традиции инструкции авторов «Азбук» теряют всякий смысл): Крюк простой поется в средних согласиях во един глас, мрачной повышше, светлой и паки повышше, тресветлой и того повышше... Голубчик борзой – в два гласа скоробежно... Голубчик тихой – ступити вверх две поступки тихогласно... Два в челну – качати гласом... Дербица – борзо в четыре поступки вверх... Дуда и немка поются разно в три и пять и осмь поступок... Кулизмы болшая и средняя, тряска, мечик и пауки во всех гласех поются разными попевки непостоянно… 181 Звукоряд знаменного распева, как он известен по пометным рукописям, включает в себя двенадцать звуков, разделенных на четыре согласия – простое, мрачное, светлое и тресветлое. Звуки одного согласия находятся на расстоянии одного тона один от другого, а расстояние между согласиями составляет полутон: Очевидно сходство этого звукоряда с «малой совершенной системой» античной музыки (диатонического наклонения). И там и здесь в основе лежит тетрахордное мышление, и ладово идентичными являются кварты, а не октавы (именно поэтому при переводе в нотолинейное письмо внизу звукоряда оказывается си бекар, а вверху си бемоль). Диапазон знаменного звукоряда охватывает объем звуков, доступный басу. Это связано с тем, что на Руси певцами были только мужчины, причем высокие мужские голоса (тенора) не пользовались популярностью. Впрочем, как и античные звукоряды, знаменный звукоряд не устанавливает абсолютную высоту звучания, поэтому при хоровом пении высота звукоряда могла варьироваться в зависимости от имевшихся в наличии голосов. Весь диапазон знаменного звукоряда используется только в наиболее торжественных песнопениях, для которых характерны продолжительные мелизматические вставки. Обычное знаменное песнопение использует более узкий звукоряд и характеризуется «топтанием» на нескольких соседних звуках в рамках одного или двух согласий (нередко в рамках одного тетрахорда) 182 :

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Об отношении наших гласов к эллинским ладам мы говорили уже не раз. Разногласие ученых в решении этого вопроса было замечено в свое время одним из позднейших исследователей нашего знаменного распева А.Никольским   28]. В чем заключается «очищение от всего греховного» неудобных греческих особенностей, этого профессор Скабалланович не объясняет, да и объяснить трудно, при таком подходе к делу. И сам автор признает это, о чем предупреждает в самом начале приведенного нами рассуждения о гласах. С. В. Смоленский приводит характеристику гласов, данную архимандритом Мартирием. Ее же мы находим дословно в одной из старых крюковых азбук. Эта характеристика будет ближе к истине, так как основана на знаменной (а не языческой) мелодии, поэтому мы приводим здесь и ее. «Первый глас – прямой, более других прост, но важен и величественен, способен настраивать душу к возвышенным чувствам. Второй глас есть глас нежный, трогательный, сладостный, располагающий к любви, умилению, состраданию. Третий глас – плавный, тихий, степенный, но вместе и твердый, мужественный, способный укрощать страсти, водворять внутренний мир. Четвертый – быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий радость и веселие. Пятый глас, косвенный первого прямого – томный, унылый и, вместе, растворенный чувствованиями радостными: в некоторых местах возвышается до торжественности четвертого. Шестой глас, косвенный второго прямого – весьма печальный, способный расположить душу к сокрушению о грехах, но и пленительный, наполняющий душу благоговейным умилением. Седьмой глас, называемый у греков «тяжелым», – глас важный, мужественный, как бы воинственный, вдыхающий бодрость, мужество, упование. Восьмой – весьма поразительный и печальный, а в некоторых местах – как бы плачевный и выражающий великую скорбь души»  49; ср. «Азбука певчая» рукописной библиотеки Кабинета церковной археологии Московской Духовной Академии, При всей краткости этой характеристики нельзя не признать ее достоинств: она с возможной точностью определяет влияние гласовой мелодии на душу. Она освещает одну лишь аскетическую сторону осмогласия. Но она опять-таки говорит о мелодии. Односторонность и неполнота и являются существенными ее недостатками. Церковная характеристика гласов на основании текстов песнопений

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Впрочем, «Русский вестник» впечатлить нетрудно. «Уважаемые товарищи! Книги Г. С. Гриневича можно заказать и приобрести в магазине „Русский вестник“ и в киоске Международного Славянского Центра по адресу…» – так (вполне правдиво) написано на третьей странице обложки книги Гриневича «Начала генной лингвистики». Аннотация к этому опусу гласит: «Г. С. Гриневич создал лингвистическую модель двойной спирали ДНК, отражающую энергоинформационное поле первомолекулы, которая (неясно кто: первомолекула или ее модель – А. К) позволила ему, впервые в Новейшей Истории Человечества, считывать заданную на Все времена, в пределах Нашей Цивилизации, информацию обо Всем в виде генных текстов. На основании углубенного изучения особенностей праславянского языка Г. С. Гриневичу удалось проникнуть в святая святых Человека». Отборный бред занимает более 300 страниц. Но богословствующие хулиганы из «Русского вестника», не стесняющиеся учить православию архиереев и профессоров богословия, тут решили выступить скромными пропагандистами такой, например, хулы на свв. Кирилла и Мефодия: " Послание Кирилла и Мефодия. Послание написано в IX веке. Текст Послания содержится в названиях букв этих азбук от Аза до Ижицы. При написании Посланияиспользован генетический код – лин–гвистические элементы (слого-слова) с четко определенной семан–тикой, закрепленной на генном уровне. Владея генетическим кодом, Кирилл и Мефодий имели воз–можность считывать информацию с генетических текстов, со–держащих программу развития каждого человека в отдельности и Человечества в целом. О будущности Человечества и идет речь в Послании: «Деление (ЗЪ) мельчайших частиц вещества (А) (ядер атомов – Г. Г. ) – энергия (КИ) будущего (BQ), двойственного (ДИ) осознания, знания (BE), (т. е.. значения) – Длительное (ЛЬ) верховенство (ГО? убежденности (ЛА). преимущественно (ГЬ) рода (РО) блестящем (БЬ), частного (ДО) самое главное (СТЬ) – быть (Е) Те (ТЕ) массы (ВЦ) жизней (ЖЙ) – средоточие (ЛО) бес–конечности – необыкновенно (ЛЕ) противостоят (МЪ) Земному (ЗЕ)многообразию (ЖЕ) Его (И): Он (И) (Бог) всякого (ВЬ) горения (РЬ) источник (ДЕ)» и т. д. и т. п. .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

И вот он весь устремился к небу, предаваясь молитве, день и ночь пред иконой Божией Матери, бывшей у него. Молитва согрела его сердце, а вместе с тем прояснился и ум его, так что он теперь не только не тужил о прежнем своем состоянии, но благодарил Бога и «наипаче простирашеся на славословие Божие, терпя и благодаря Бога о всех». Господь Бог и Его благость постоянно были в мыслях его. Внутреннюю молитву свою он часто соединял с внешнею: становился на колени, клал земные поклоны. Испытывая от сего великое удовольствие, он решился жить только для Бога, вступить в монашество, когда он будет освобожден. В заключении своем Григорий провел около двух лет. Князь не оказывал ему никакого снисхождения. В конце второго года один верный друг Григорий предложил ему приносить лучшую пищу, но Григорий отвечал, что его «питает многа и преизобильна благодать Божия». И горя желанием научить всех истинному понятию о Боге и жизни, сообразной с волею Божией, просил друга приносить ему бумаги и чернил, для писания азбук. Это было исполняемо, и неутомимый Григорий писал азбуки, которые друг его продавал, а на вырученные деньги покупал бумаги, чернил и перьев для писания новых азбук. Печатных книг тогда еще у нас не было, и писать умели немногие, поэтому все книги были очень ценны, начиная с азбук, посредством коих приучали детей к чтению и пониманию Слова Божия и святоотеческих писаний. Однажды Григорий увидел в двери своей темницы свет. Подумав, что это вражеское наваждение, Григорий стал молиться. Свет не прекращался. Он подошел к двери, дверь оказалась отпертой. Приняв это за дело Промысла Божия, Григорий помолился Господу, Его Пречистой Матери, вышел из темницы и прямо направился в ближайшую обитель преподобного Иосифа Волоколамского, известную в то время строгостью общежительных своих правил. Настоятель, видя твердость благочестия пришельца, не замедлил приобщить его к монашеской братии, наименовав его при пострижении Гурием. Не щадя слабых сил своих, надорванных темным заключением, Гурий нес тяжелое игуменское иго более 8 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРЦОВ (Бурцев-Протопопов) Василий Федорович († после 1647/48), московский подьячий, типограф, издатель. Судя по прозвищу, происходил из семьи священнослужителей. Первые упоминания о Б. в документах относятся к 1626/27 г., когда он с кн. Р. Волховским описывал Епифанский, Венёвский и Тульский уезды, в 1631/32 г. с И. Загряжским - Соловский у., в 1638 г. имел двор в Москве. С 1632 г. Б. работал на Печатном дворе , руководил постройкой нового печатного отд-ния, а затем и его работой. Задачей этого отд-ния, созданного на средства Патриаршего разрядного приказа, по-видимому, должно было стать обеспечение книгами школы, основанной Патриархом Филаретом . Подтверждением тому являются первые книги, изданные Б.,- Буквари, Псалтири, Часовники (в документах Б. нередко именуется «подьячим азбучного дела», по-видимому он руководил издательским процессом на всех этапах - от составления книги до выпуска ее в свет). После смерти Патриарха Филарета († 1 окт. 1633) Б. отделился от Печатного двора, компенсировав казне расходы по созданию отд-ния. (По поводу статуса его типографии в лит-ре существуют различные мнения - ее считают либо частной (И. В. Починская), либо 2-й гос. (И. В. Поздеева).) Типография Б. успешно функционировала в 1633-1642 гг. и была закрыта с восшествием на Патриарший престол Иосифа . За это время было напечатано не менее 20 изданий: 4 издания Псалтири, 1 - Псалтири с восследованием, 3 издания Часовника, 4 - Букваря, Служебная Минея на сентябрь, Служебник, Апостол, Евангелие учительное, Святцы, Шестоднев, Канонник, Требник,- к-рые характеризуются мн. новаторскими для великорус. книгопечатания чертами. Б. первым в Московском государстве издал буквари церковнослав. языка - в 1634 и 1637 гг.,- в основном следовавшие традиции букварей Ивана Фёдорова . Букварь 1637 г. имеет стихотворное вступление и является 1-м иллюстрированным букварем - на фронтисписе издания помещена гравюра с изображением сцены из школьной жизни, восходящая к польск. первопечатным букварям нач. XVII в. (возможно, через западнорус. посредство). Букварю 1634 г. предшествовало издание 2 азбук, выполненное, вероятно, также Б. (одно форматом в четвертку («полдесть»), др.- в осьмушку («четверть»)). Они упоминаются как распроданные к сент. 1634 г. в деле о продаже изданий Печатного двора ( Поздеева и др. Московский Печатный двор. С. 407). Стоимость этих азбук (соответственно 2 деньги и деньга) указывает на то, что это были малообъемные издания типа позднейших «восьмилисток», содержавшие, очевидно, лишь алфавиты (с разным порядком букв) и слоги. Печатник ввел в московские издания концовки. Канонник 1642 г. стал первой московской книгой, имеющей титульный лист.

http://pravenc.ru/text/153685.html

Нотации раннего русского многоголосия. В период его становления (построчного изложения голосов) песнопения записывались дробным столповым знаменем, где каждый знак, напомним, графически выражал кратчайший интонационный ход (тонему), включающий в себя один два звука. Примерно с начала 70-х гг. XVI века в построчном изложении голосов появляется новая знаковая система о точном названии, которой среди ученых сегодня нет единого мнения. Знаки этой новой системы встречаются в дошедших до нас азбуках, появившихся позднее знаменных. Так с начала XVII века встречаются азбуки путного, затем со второй четверти XVII века казанского, в XVIII веке – демественного знамени. Большинство знаков этой системы представляют собой модификацию столпового знамени. Вот некоторые знамена, не встречающиеся в столповой нотации: переводка непостоянная, голубчик тресветлый, сокольце. А вот знамя редко использующееся в столповой нотации, но довольно характерное для путно демественных азбук – ключ или крюк ключевой. При сопоставлении знамен эти азбук можно заметить, что во многом они сходны. Но еще дореволюционные исследователи утверждали, что для записи многоголосных песнопений использовалось именно казанское знамя. Предполагается, что данная нотация была создана певчими дьяками Иоанна Грозного и названа так в честь победы над Казанским ханством в 1552 г., его падение для XV] века было событием эпохальной важности, мимо которого не могли пройти певчие дьяки царя, принимавшие непосредственное участие в военных походах 147]. Но в принципе знамена путной казанской и демественной нотации – это одна система имеющая разные наименования. Нотация троестрочия характеризуется наибольшим разнообразием графических форм знаков, а также наличием тайнозамкненных начертаний (в том числе – фитных) характерных для партии пути. Многоголосные записи демества характеризуются меньшим графическим разнообразием, постоянным использованием сложных по графике знаков, а также единым принципом фиксации строк, все они записывались дробным знаменем, что обуславливало примерное равенство знаков в каждом из голосов демественной партитуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010