уставов, и не вводит ли одних в этот же грех , а других – в грех осуждения? У хозяев, которые едят скоромное в пост, не едят ли тоже и слуги? А соблазн – страшный грех: «горе человеку тому, им же соблазн приходит» ( Мф.18:7 ), сказал Сам Господь Судия. Худо тому, кто ест на соблазн, сказал апостол Его. «Аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса вовек, да не соблазню брата моего» ( Рим.14:20 ; 1Кор.8:13 ), т. е. я не стану есть мяса всю свою жизнь, если увижу, что тем соблазняется ближний мой, чтобы только не соблазнить его, сказал о себе св. апостол Павел. Противники постов говорят: «Бог все сотворил и дал нам на пользу, к нашему утешению и довольству; так мы и утешаемся даром Божиим; что за разбор в пище: то ешь, другого не ешь?» – Ответим на сие словами одного благочестивого подвижника ( Адриана Югского ): «О, такое умничанье несправедливо, а потому и душепагубно! таковые хоть бы поучились у земных то врачей: они ведь не разрешают больному пользоваться без разбора лекарством из аптеки, а предписывают по опытному усмотрению, соответственно болезни; да и больной-то сам, когда приходит, или другой кто за него в аптеку, не из той банки берет себе лекарство, которая полюбилась ему на вид, и не из всех подряд и не того, которое приятно ему на вкус, а одобренное и предписанное ему опытным врачем, а иначе не послушавшись врача, умрет: так разумейте в отношении пользования вообще пищею и питием. Небесный врач, наш Создатель, из любви к своему созданию, даровал ему (человеку) этот видимый мир, обильный всякими потребностями жизни, как бы аптеку какую для больного человечества, а наблюдать-то за лекарствами поставил опытных врачей, со вниманием всю свою жизнь, под руководством Духа Св., изучавших природу свою, для возвращения ей потерянного чрез страсти и грехи совершенства, св. Апостолов и отцов. Они-то, чистейшие и опытнейшие по жизни, в совете своем, по приказанию Божию, и в память важнейших событий Божьего попечения о нас, и учредили посты, предписав нам обращать строгое внимание не только в отношении количества пищи, но в известное время, и качества, – как единственное средство к очищению души и тела и спасению вечному; а если не послушаем сих опытных врачей для нашего душевного здравия и чудных вождей к благополучию, так подобно непослушным врачу больным умрем, как чрез них же нам Господь сказал: душа, питающаяся пространно, жива (за живо) умерла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Все остальные внешние проявления, на которые особо обращается внимание в разных текстах, как, например, поливать сухое дерево, катить огромный камень, бросить мальчика в воду, другие экстравагантные действия, – это не суть послушания, это элементы проверки, выявления достигнутой степени послушания. Но они не сводятся к нему. Сердцевина послушания – это доверие. И еще один очень интересный момент, который нащупал Экземплярский, анализируя тексты древних патериков. Он говорил: смотрите, огромное количество этих примеров показывает, что старец воспитывает без слов – примером, поведением, только жестом и так далее. И Экземплярский из этого делал вывод: принципиальный момент для правильного старческого руководства – это совместное жительство. Совместное или, во всяком случае, очень близкое жительство. Потому что только таким образом возможна такая интенсивная совместная жизнь и совместное воспитание. И еще здесь нужно сказать, что такие тесные, исключительно интенсивные взаимоотношения старца и ученика очень теплые, высокие и совершенно особенные, на что, описывая это свое состояние, указывают многие подвижники. Об этом есть у Зосимы Верховского, когда он описывает свои чувства к преподобному Василиску, это есть у Льва, когда он описывает свое отношение к старцу Федору, и у других. Да, это такое родство, которое, как напишет Зосима Верховский в своем заветном письме с первыми своими послушницами, это такое отношение, которое выходит за рамки временной жизни, устремляется в вечность. И когда мы понимаем качество этих взаимоотношений, мы понимаем, почему во многих духовных школах русского старчества по отношению к духовным руководителям употреблялись совершенно особенные ласкательные, ласковые наименования. Круг старца Адриана Югского называл опытного духовного руководителя нянюшкой, это есть у них в текстах, в письмах. Преподобный Серафим одного из духовных руководителей, пришедших к нему, называл матерью: «Ты мать своей братии». В письмах зосимовских отцов старец прямо именуется (там еще немножко включается элемент маскировки) мамашей: «Мамаша ваша говорит вам то-то».

http://pravmir.ru/aleksey-beglov-chto-ta...

Небесный Врач, наш Создатель, из любви в Своему созданию, даровал ему (человеку) этот видимый мир, обильный всякими потребностями жизни, как бы аптеку какую для больного человека, а наблюдать-то за лекарствами поставил опытных врачей, со вниманием всю свою жизнь, под руководством Духа Святого, изучавших природу свою, для возвращения ей потерянного, чрез страсти и грехи, совершенства, св. апостолов и отцов. Они-то, чистейщие и опытнейшие по жизни, в совете своем, по приказанию Божию и в память важнейших событий Божия попечения о нас, и учредили посты, предписав нам обращать строгое внимание не только в отношении количества пищи, но в известное время и качества, как единственное средство в очищению души и тела и спасению вечному; а если не послушаем сих опытных врачей для нашего здравия и чудных вождей к благополучию, так, подобно непослушным врачу больным, умрем, как чрез них же нам Господь сказал: душа, питающаяся пространно, жива (заживо) умерла. На что же чистейший из чистейших Сам Господь-то постился? Примером Своим указать нам потерянную дорожку в рай! Господь чрез церковные заповеди о посте не испытывает ли и нас в покорности в Себе, как когда-то испытывал Адама, дав ему в раю заповедь о посте? Коль хочешь возвратиться в потерянный Адамон рай, живи по Адамову, как он был до падения верен заповеди о посте; тогда спасение несомненно и для тебя. Больничать и умничать противу предписаний церкви в отношении поста страшно, душепагубно, – это лжемудрие, не православное мудрствование!» (Достопам. соб. жнв., назид. изреч. и кел. зап. старца Адриана, подвиж. югского, ст. 61). Вот освования, по которым некоторые из нас не соблюдают постов; вот возражения, которые делают против поста противники его. Судите теперь, тверды ли эти основания, и правы ли потому нарушатели постов? (Сост. по Душ. чт. за 1891 г. и др. источн.). 99 Худо делают те, которые постом употребляют пищу, хотя постную, но изысканную. Это сластолюбие никак несовместимо с требованиями поста, Блаженный Августин так обличает подобного рода пощение: «есть и такие хранители четыредесятницы, которые более прихотливо, нежели благочестиво проводят ее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

Иван Иванович Троицкий, великий раб Божий, как его именовали в зосимовской традиции, был сыном сельского священника Тверской губернии, закончил Тверскую семинарию и после окончания семинарии почувствовал в себе тягу к монашеству, но родные требовали от него, чтобы он определился на приход. Понятно, что от этого зависело благосостояние семьи, сословность требовала наследования священнических мест от отца к сыну. Он был, видимо, старшим сыном в семье. От него требовали, чтобы он женился и заступил на приход. Поэтому он сбежал из своей деревни, некоторое время учительствовал в различных домах, а потом прибился к старцу Адриану Югско-Дорофеевской пустыни. Это уже ближе к Ярославлю. Югско-Дорофеевская пустынь находилась недалеко от Мологи и сейчас находится на дне Рыбинского водохранилища. Он фактически стал ближайшим учеником старца Адриана Югского и был его послушником. При этом он не жил в монастыре. Он жил в монастыре как паломник, в монастырской гостинице, каждый день приходя к старцу в монастырь. И через некоторое время их общения старец ему сказал: «Понятно, что ты монах, но в монастырь не иди, тебе не дадут духовной свободы, вот есть мои духовные дети в нескольких местах, – он ему сказал, к кому обращаться, – вот живи у них и в монастырь не ходи». И в скором времени старец Адриан умер, а Иван Иванович Троицкий следующие сорок лет своей жизни (он сам себя называл странником) жил попеременно в нескольких неформальных женских монашеских общинах, которые существовали в районе Углича, Мологи и так далее. Кстати, он пересекался с духовными детьми Петра Томаницкого. И он издал письма Адриана Югского, они вышли в 1860-х годах под его редакцией. А потом он фактически стал духовным руководителем, старцем для этих общин, заменив собой Петра и Адриана. От него остался обширный корпус писем, которые показывают его как очень яркого духовного руководителя, что, собственно, и восприняла и зосимовская традиция. Таким образом, мы видим, что Иван Иванович, не имея никакого пострига, являясь мирянином, в образе своей жизни всё-таки ориентирован на очень высокую аскетическую духовную жизнь. Но о чем это говорит? И вообще вся эта подборка персонажей, которую дает нам зосимовская традиция, что демонстрирует? Мы видим, что нет никаких формальных внешних требований, формальных ограничений, кто может быть старцем.

http://pravmir.ru/aleksey-beglov-chto-ta...

Скачать epub pdf Часть III. Приложения Приложение I . Из писем Ивана Ивановича Троицкого Иван Иванович Троицкий (Спасский по отцу 242 ) родился 21 июня 1828 г. в семье священника села Любегощь (Тверская губ.). В 1845 г. он закочил Тверскую Духовную семинарию; отклонив требования родных жениться и определиться на приход, он служит домашним учителем. В 1850 г. Иван Троицкий становится ближайшим учеником старца Адриана Югского , который, не благословив его поступать в монастырь («Тебе здесь не дадут свободы для истинного пути, а Бог готовит тебя для многих скорбных сердцем»), – стал готовить его к подвигу странничества. После смерти отца Адриана в 1853 г. за советом к Ивану Ивановичу обращаются многие духовные дети старца, с которыми у него завязывается обширная переписка. В 1861 г. он издает письма старца, позднее участвует в составлении его жизнеописания. В 1860-х гг. деятельно помогает в организации женских монастырей в Рыбинске и Бежецке, во главе которых стояла духовная дочь отца Адриана, а в числе монахинь было много духовных детей Ивана Ивановича. «Великий раб Божий» скончался в Москве 25 июня 1897 г., похоронен на городском кладбище г. Бежецка. При участии И. И. Троицкого изданы: Руководство к духовной жизни старца Адриана Иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, – или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами. Т. 1–2. СПб., 1861 243 (частично переиздано: М. – Рига, 1995); Сказания о жизни и подвигах старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой общежительной пустыни. Собрано из достоверных источников, – рассказов очевидцев, близких старцу, и записок разных лиц, преданных старцу, – тщанием Настоятельницы Бежецкой Благовещенской Общины, лично знавшей Старца, Монахини Софии. М., 1885. Жизнеописание и письма И. И. Троицкого см. в: Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. С приложением краткого его жизнеописания и двух портретов. Вып. I (1882). Шамордино, 1913; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. II. 1881 и 1883 гг. Шамордино, 1914; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. III. (1871–1897). Шамордино, 1915.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Подвизался он сначала в Адриановой пустыне, а с 14-го февраля 1851 года в Югской (Рыбинского уезда), где и скончался 7 августа 1853 года. Предсмертная болезнь его была с 5 июля до 7-го августа, и во все эго время он ничего почти не ел. В день смерти, около полудня, «лег правильно на койку, сложил на персях свои руки и с младенческой улыбкой скончался». Пользуясь в своей местности огромной известностью, Адриан имел обширную переписку с лицами, обращавшимися к нему за наставлениями. «Многими трудами и скорбями достигший таинства ведения и откровений Божьих, – пишет лично знавший его протоиерей Покровский, – он изведанную опытом науку спасения распространял и между мирянами, чем послужил спасению многих тысяч. К нему обращались люди всех званий и состояний, всякого пола и возраста, и каждый, по мере духовной потребности и приемлемости, получал вразумление и утешение. Значительная доля его великого служения заключается в переписке, которая была так обширна, что поглощала у о. Адриана большую часть времени». Эта переписка, состоявшая большею частью из лаконических, иногда в стихах, поучений и советов, почитателями его издана в двух томах в С.-Петербурге в 1861 г., под названием «Руководство к духовной жизни старца Адриана, иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды христианской жизни, переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами». В 1862 году напечатаны еще в Петербурге «Достопамятные события жизни, назидательные изречения и келейные записки старца Адриана, подвижника Югского». Первая книга издана Софийским Рыбинским женским монастырем, а вторая – протоиереем посада Дубовки Иоанном Покровским. (Венгеров, Словарь; Геннади, Словарь; Филарет, Обзор; Ярослав, епар. вед. 1874 года 33; 1881 г. 18). Александров Александр Александрович Александров Александр Александрович , священник села Морозова Даниловского уезда. В Ярославской семинарии окончил курс в 1848 году; умер в 1881 году.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Он закончил Тверскую духовную семинарию и желал посвятить себя монашеству. Но родные требовали, чтобы он женился и определился на приход. Это заставило Ивана Троицкого покинуть родной дом и какое-то время служить домашним учителем. В 1850 году он стал ближайшим учеником старца иеромонаха Адриана Югского . Однако старец не благословил его поступать в монастырь, сказав: «Тебе здесь не дадут свободы для истинного пути, а Бог готовит тебя для многих скорбных сердцем». В этих словах мы слышим суровый приговор тому положению, что существовало во многих русских монастырях синодального периода. С этого момента И.И. Троицкий жил под непосредственным руководством отца Адриана, ежедневно приходя в монастырь и встречаясь со старцем. После смерти наставника за советом к Ивану Ивановичу стали обращаться многие духовные дети старца, с которыми у него завязалась обширная переписка. В этот период Иван Иванович вел образ жизни, который сам называл странническим. У него не было своего дома, и несколько раз в год он менял место жительства, переходя от одних духовных детей к другим. Очевидно, так в особых условиях своей жизни он стремился реализовать обет нестяжания. В 1860-х гг. он помогал в организации женских монастырей в Рыбинске и Бежецке, во главе которых стояла духовная дочь отца Адриана, а в числе монахинь было много духовных детей Ивана Ивановича. Похоронен был «великий раб Божий» на городском кладбище города Бежецка . Как видим, И.И. Троицкий — это опытный духовный наставник, прошедший школу послушания, в своем личном подвиге ориентированный на монашество. Лишь непростые обстоятельства его жизни и современной ему церковной действительности не позволили Ивану Ивановичу принять постриг. Таким образом, приведенные примеры старцев снова возвращают нас к самой сердцевине старческого руководства: подлинный старец — это прежде всего опытный духовный руководитель, лично прошедший по пути духовного восхождения и способный поделиться этим опытом с другими. Если старец удовлетворяет этому, главному условию, то в принципе нет и не может быть никаких других формальных, внешних требований , которые могли бы быть предъявлены к нему.

http://bogoslov.ru/article/442197

Маврикия. Павла (отсек себе руку). Пустынника Иоанна, слепец. Строителя Коневского иеромонаха Адриана, в схиме Алексия 28/3 1812 г. Ординского игумена Серапиона и его сподвижников: иеромонахов Иринарха и Гавриила. Блаженного Феодора. Память их 30 декабря. Первоначальников Флорищевой пустыни. Пустынножителей Мефодия, Варлаама, Менандра, Иоанна и митрополита Илариона (Суздальский). Помер 14 дек. 1708 г. Священо-иерея Гавриила † 30/12 1855 г. Монахини Серафимы и блаженной монахини Херувимы † 5 октября 1884 г. Поговорка ее «Матушь а матушь» Каменского Успенского монастыря. Киево-Печерского схимонаха Михаила. † 23/12 1815 г. 96 1/2 лет от роду. Старцев: Паисия и Феодора. Протоиерея Матфия, Гомелевский, Рыбинский. Р.Б. Иоанна. (Путилов похоронен в г. Мологе за алтарем кладбищенской Всехсвятской церкви.) Р.Б. Андрея и Марии, родители святителя Иоасафа. Димитрия и Даниила, дедушки святителя Иоасафа. Старца Иерофея. Похоронен у Троицы на кладбище г. Тутаев. Р.Б. Александра. Михайлович Крайнев, странник. † 10 декабря 1889 г. Из жизнеописания отечественных подвижников 18–19 веков, книга за декабрь месяц. Москва 1910 г. Издание Русского Пантелеймонова монастыря. Царствие им Небесное, и вечный покой и их святыми молитвами нас, Господи, помилуй. Иерея Никиту, иерея Георгия и рабу Божию Анастасию (дед и родители митрополита Киевского Филарета). Помяни, Господи, убиенных в 1609 г. иноков Толгского монастыря 15 монахов и 31 послушников. Помяни, Господи, Югского старца Адриана. Схимонаха Вассиана. Раба Божия Иоанна Евфимовича, помер 15 окт. 1906 г. 104 годов от рождения близ Вышнего Волочка. Монахиню Антонию. Схимонахиню Пелагию. Елену, Параскеву. Иосифа. У Пятницы на Бору. Монахиню Евстолию. Монахиню Сарру, она затушила подожженные фитили французами в 1812 г. и предотвратила этим взрыв Ново-Девичьего монастыря, померла 18 марта 1840 года. Иеросхимонаха Анатолия. Благоговейный, жил в Глинской пустыни. Он говорил так: «Сластолюбивых Бог не слушает», помер 30 ноября 1860 года. Монаха Авеля, прозванный прорицателем. Вся жизнь его прошла в тюрьмах. Помер в арестантской камере Суздальского монастыря 29 ноября 1831 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЖЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Бежецкой и Весьегонской епархии Тверской митрополии), основан в г. Бежецке купеческой вдовой Любовью Алексеевной Ососковой († 1892). По благословению старца Югской Дорофеевой пуст. и Адрианова мон-ря иером. Адриана Югского († 1853), с к-рым с 1849 г. Ососкова состояла в духовном общении и переписке, она организовала в своем доме общую трапезу для неск. женщин, чтение утренних и вечерних молитв и Псалтири. После кончины иером. Адриана за духовным руководством сестры обратились к др. старцу - заштатному свящ. Петру Томаницкому , проживавшему в Иерусалимской слободе г. Углича. По благословению о. Петра и ходатайству Л. Ососковой указом Святейшего Синода от 25 мая 1860 г. в г. Рыбинске был учрежден жен. общежительный мон-рь во имя Софии, Премудрости Божией, в к-ром поселились все руководимые Томаницким сестры. 16 мая 1865 г. Ососкова приняла постриг с именем София, став первой игуменией обители. Но вскоре в результате возникшего между сестрами конфликта Святейший Синод назначил в обитель др. настоятельницу, игум. Серафиму. По благословению о. Петра в 1866 г. часть новопостриженных насельниц во главе с игум. Софией покинули мон-рь в Рыбинске и вернулись в Бежецк. Церковь в честь Воздвижения Креста Господня. Фотография. 2001 г. Церковь в честь Воздвижения Креста Господня. Фотография. 2001 г. 22 июля 1866 г. мон. София подала прошение в Тверскую духовную консисторию об открытии в Бежецке жен. общины на пожертвованных И. М. Неворотиным 15 дес. земли. 18 февр. 1869 г. община была зарегистрирована, при ней организовано уч-ще для девочек и приют для женщин. С 1866 г. сестры жили на частных квартирах, в 1869 г. на средства бежецкого купца Митрофана Гавриловича Крюкова на окраине города приобрели двухэтажный дом, затем обращенный в ц. свт. Митрофана Воронежского. В 70-х гг. XIX в. обитель приобрела имение Жохово (80 дес.) и др. участок в 46 дес. В 1887 г. Мин-во гос. имуществ предоставило Б. м. «в вечное пользование» еще 150 дес. земли.

http://pravenc.ru/text/77786.html

Кого только ни поминает архимандрит Павел! Даже загадочное лицо русской истории старца Феодора Кузьмича, о котором ходят легенды, что это никто иной, как император Александр I. «Помер 20 января 1864 года в 8 ¾ часов вечера, – с удивительной точностью указывает отец Павел. – Похоронен в Алексеевском монастыре г. Томска. Его молитвами помилуй нас, Господи». «О упокоении... Р.Б. Андрея и Марии, родители святителя Иоасафа; Димитрия и Даниила, дедушки святителя Иоасафа. Старца Иерофея. Похоронен у Троицы на кладбище г. Тутаева Помяни, Господи, Югского старца Адриана. Схимонаха Вассиана. Раба Божия Иоанна Евфимовича, помер 15 окт. 1906 г. 104 годов от рождения близ Вышнего Волочка Схимонахину Пелагию, Елену, Параскеву, Иосифа у Пятницы на Бору. Монахину Евстолию. Монахину Сарру, она затушила подожженные французами фитиля в 1812 г. и предотвратила этим взрыв Новодевичьего монастыря. Померла 18 марта 1840 года. Помяни, Господи, старца Варнаву. Подвизался в Брянских лесах, помер от побоев, нанесенных разбойниками». «Вот ради этих покойничков вроде бы надо и пожить, кто их помянет? – пишет о. Павел. – В городах батюшки перегружены, а в селах батюшек всё меньше и меньше, вот, пожалуй, и пожить да попоминать ищо надо». «Последняя староста церкви села Правдино Мария Петровна Гаганова; умерла 2-го мая н/с 1978 года. Царство ей небесное». Читая этот бесконечный список имен, уходящий, словно журавлиный клин, в небеса, вдруг на чистой странице видишь четкие, написанные по старой орфографии, батюшкины строки: «По смерти моей Бога ради прошу вписать и мое имя в сей синодик. Священник Павел Груздев. Нам венцы готовятся. I. П». «I. П.» – сокращенно или же Павел, потому что «игумен» пишется с начальной «И», а значит, эта запись отца Павла сделана не позднее 1966 года, когда он был возведен в сан игумена. И до того неоспоримо это блеснувшее, как молния, прозрение – «Нам венцы готовятся» – среди поминальных строк батюшкиного синодика, что и ты, озаренный на мгновенье, словно прошиблен этой молнией до глубины сердца...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010