Вместе со святым игуменом трудился в обители сподвижник и друг преподобномученика Корнилия старец Вассиан - муж ученый. Какими подвигами испросил и он у Бога для себя венец мученический, неведомо. Кратко о нем воспоминание в летописи. Явно же нам то, что подвигом жизни своей стал он неразлучен со святым игуменом и в вечности, приняв мученическую кончину 20 февраля 1570 года, в один день с преподобномучеником Корнилием. Воспитался в Псково-Печерском монастыре преподобный Дорофей. Будучи в 1615 году уже схимником, он вышел из обители по зову Божию, чтобы на новом месте, на земле Ярославской, посеять драгоценное семя истинной духовности, полученное им в родном монастыре, и основать новый монастырь - Югско-Дорофеевскую обитель - духовное чадо Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря. Господь же прославил Дорофея Югского преподобием как плод Псково-Печерской обители. Преподобный иеросхимонах Лазарь прозорливый постригся в монашество в Псково-Печерском монастыре в 1785 году и подвизался в нем безвыходно до самой своей кончины. Строго подвижническая жизнь старца под покровом смирения вполне известна только Богу, но дар прозорливости он не мог скрыть и от людей. Слава Божия выражалась во всей жизни преподобного Лазаря. И угас он на девяносто первом году жизни, в 1824 году, с " упованием, исполненным бессмертия " . Он жил для Бога, умер за делом Божиим, оставив потомкам пример монашеского жития, преподобием увенчавшегося. И подвиг его жизни определил быть его гробнице рядом с гробницами преподобных основателей монастыря. Жизнь преподобного Лазаря продлилась и после его смерти, сделав смиренного иеросхимонаха небесным покровителем обители, в которой он подвизался. Други наши, нам трудно сейчас представить место сие времен преподобных Ионы и Вассы, трудно представить обитель в период ее зарождения, ту первозданную дикую красоту, когда человек еще только входил в нее, как со-творец своему Творцу и молитвенник Богу. Но вот теперь подвиг трудов и молитв - святая обитель пред взором нашим, и в ней каждый храм, каждое дерево, каждый цветок - плод, Богом благословенный и освященный. Трудники же и молитвенники, все это создавшие, находятся и по сей день с нами здесь, в Богом зданных пещерах. А те из них, кто потрудился паче всех, теперь мощами своими во гробах лежаще, живым помогают. И живые преклоняют главы свои к чудотворным ракам, черпая в них благодатную силу и вдохновение жить в Боге, и с благодарной памятью к подвижникам несут им от своих трудов малый дар - церковь, их покровительству вверяемую.

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/23/...

Интерьер центральной части собора дополняло величественное трехъярусное паникадило, весившее 50 пудов. Оно имело вид роскошно раскинувшегося куста, в густоте узорчатых ветвей которого размещались сто пять шандалов со свечами, поддерживаемые позлащенными «ангелами» с распростертыми крыльями. С южной и северной стороны главного алтаря размещались придельные храмы: правый — во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла и Святого пророка Илии, левый — во имя иконы Божией Матери «Знамение» и Святого благоверного князя Михаила Тверского. Оба придела имели трехъярусные, во всем одинаковые иконостасы, вызолоченные на полимент и по местам украшенные позлащенною резьбою. Но не только внешним благолепием был известен Рыбинский собор. Здесь пребывали и местночтимые святыни. Перед правым клиросом главного алтаря стоял древний массивный деревянный крест, особенно чтимый местными жителями, по преданию раньше находившийся в часовне на окраине города. Изображение Распятого Спасителя имело терновый серебряный, вызолоченный венец с жемчужною пронизкою, а «препоясание» — из чистого жемчуга. Перед левым клиросом находился серебряный, весом более пуда киот с образом Югской Божией Матери в жемчужной ризе с алмазною звездой. В летнее время этот киот вместе с образом уступал место чудотворным иконам, приносимым в Рыбинск из Мологи, Ярославля и Югского монастыря. За левым клиросом Петропавловского придела находилась киота с несколькими мелкими иконами, врезанными в одну позлащенную деку — эта икона была в походе Рыбинской дружины во время войны 1853-1856 гг. и по окончании войны пожертвована в собор. Трудные времена для собора начались после октябрьского переворота. Созданный в 1926 году союз воинствующих безбожников в план антирелигиозной кампании включал как главный пункт закрытие соборных храмов. 28 ноября 1929 года Рыбинский Окружной Исполнительный комитет выносит постановление о закрытии Спасо-Преображенского собора в городе Рыбинске и переоборудовании его под зернохранилище. В декабре 1929 года принимается решение о сносе крестов с собора и утилизации колоколов. Из тринадцати колоколов было разрешено оставить на колокольне четыре, предназначенных для обслуживания башенных часов. В 1931 году за неуплату налогов закрывается старый Никольский собор, и в нем размещаются на некоторое время склад и контора межрайбазы Потребсоюза, позднее здание разобрали. После закрытия Спасо-Преображенского собора в его помещениях хранили зерно, а в цокольном этаже овощи. В 1933 году здание переоборудуется под речной вокзал с рестораном и залами ожидания. Еще через два года начинается разборка пятиглавия — сносятся центральный купол и боковые барабаны.

http://sobory.ru/article/?object=01819

Родился Косма 22 октября 1885 года в деревне Дуплино Мышкинского уезда Ярославской губернии. По своему воспитанию он был человек «некнижный и простой». С малых лет он вместе с родителями, Иоанном и Синклитикией, братьями и сестрами крестьянствовал. Умел делать все: и грабли мастерить, и лапти плести. Когда умирали в их семье младенцы, Косма делал им гробики и крестики. Он не любил, чтобы ему прислуживали, но всегда сам хотел помогать всем. «Я услужу, — говорил он, — спрячусь и радуюсь, и молюсь». На нем исполнились слова Господа: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (Мф 20:28). Четыре зимы ходил Косма в церковно–приходскую школу в селе Шипилове, находившуюся рядом с очень красивым пятипрестольным храмом Иоанна Предтечи, в котором пели и читали на службах школьные учителя и дети священников. В храме имелся престол святых бессребреников Космы и Дамиана. В зимнее время, в метель, церковный сторож звонил в колокол каждый час, подавая знак заблудившимся путникам. В Шипилово на Преображение Господне приезжали монахи из Югского Богородицкого монастыря, что в Рыбинском уезде, с Югской чудотворной иконой Богоматери. Икону встречали потом во многих деревнях уезда. Из Углича в июле месяце ходили с иконами Покрова и преподобного Паисия. Было принято в этих краях, когда люди управятся с яровой, идти куда-нибудь на богомолье: в Рыбинский Софийский монастырь, в Югский, и в другие святые места, которых на Ярославщине, как и повсюду в России, было много. Мать, Синклитикия, тоже ездила с Космой в монастыри, и однажды старец одной обители пророчествовал о ее сыне: «Какая ты счастливая! Сын твой родился не только для вашего спасения, но для спасения очень многих людей». В одном из видений в детстве о. Косма услышал голос: «Родился не от рода сего». «А я думаю, — вспоминал о. Косма, — как же так — не от рода сего? Значит, я плохой? И слышу голос: " Нет, ты Божий " ». Пророчествовала о будущем служении о. Космы и блаженная старица Ксения (Красавина Ксения Степановна), жившая неподалеку от деревни Дуплино. Ее открытые голубые глаза ничего не видели, но сердце было зрячим. Поэтому возле ее дома в селе Ларионовка всегда было много людей, желавших получить ее духовный совет. Ее все знали и любили за доброту и мудрость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Я словами отца Павла неоднократно таких людей ставил на место. Такие поучения в двух-трех словах и составляют основу нашего отношения к жизни. Пока на память что-либо приведешь из прочитанного... А тут: «Не бойся десять праведни­ков выгнать, бойся одну паршивую овцу или волка в стадо запустить» — и все становится на свои места. Во многих случаях слова отца Павла, не понятые сначала, потом давали свои плоды как семена. Можно много прочитать, все это в памяти, может быть, отложится, но будет грузом, который тащишь, которым можно пользоваться, чтобы показать свои знания, но никак нельзя применить этот багаж. А слова отца Павла часто были кратки и всегда полезны. Например, по поводу того, нужно или нет интересоваться врагом рода человеческого. Стало очень много книг выходить о мире демонов, и очень многие стали интересоваться. Книги эти читались как романы. И у меня тоже интерес к этому был: врага, мол, надо знать. Отец Павел четко все расставил на свои места: — Мы ленимся о Боге узнать, а туда лезем. Игумен Иоанн (Титов), наместник Борисоглебского монастыря Фото: А. Поспелов/Православие.Ru Все так просто. В двух словах. Если мы туда лезем, то и получаем. Если мы всматриваемся в бездну, то и бездна всматривается в нас. Не лезь, не смотри туда, а смотри на Бога, смотри туда, куда святые зовут. Поразили меня несколько случаев со святынями, которые благословил мне отец Павел еще задолго до своей смерти, а потом, казалось, об этом забыл. За полгода, а может быть, и больше, до смерти отец Павел благословил мне икону преподобного Дорофея Югского, которая была написана в Мологском монастыре, где одна из его тетушек была старшей над иконописцами. Отец Павел однажды взял эту икону и сказал: — Это вот тебе. Потом посмотрел и добавил: — Надо бы, конечно, ее подреставрировать, — и поставил опять себе на столик. Потом говорит: — Ну, ничего, подреставрируешь. Через какое-то время отец Павел, глядя на Шестоковскую икону Божией Матери, написанную на холсте, которая была прибита на стену перед его коечкой в сторожке, сказал: — Вот у отца Евстафия есть Шестоковская, у отца Григория есть, это — тебе.

http://pravoslavie.ru/136677.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 5 (179) , (3) . в этом году (за прошлые годы с 2017-06-21) Описание: Икона БОГОМАТЕРЬ ЮГСКАЯ , С ИЗБРАННЫМИ СВЯТЫМИ Размер: 32 см – 27 см Материал и техника: дерево, левкас, темпера, золочение Время: Первая треть XVIII в. Место: Ярославль или Ярославские земли (?) Сохранность: без реставрации и вмешательств, есть мелкие утраты. Самые ранние списки Сказания о чудотворной иконе Богоматери Югской относятся к XVIII веку, но описываемые в тексте события происходили в первой половине XVII в., в царствование Михаила Федоровича Романова. По всей видимости, икона происходит из Псковского Печерского монастыря, где она была чудесным образом обретена старцем обители Дорофеем. В 1615 г. старец покинул монастырь и, взяв икону, отправился в рыбинские земли, где в месте впадения реки Белый Юг в Черный Юг он, следуя повелению Богоматери, построил келью и часовню для хранения чудотворного образа. После смерти старца при содействии Ростовского митрополита Варлаама II на этом месте была основана Югская Дорофеева пустынь с каменным Троицким собором, в которую стали стекаться паломники, привлеченные славой чудотворной иконы и происходившими от неё чудесами. В монастырских документах записано 33 чуда исцеления от болезней глаз и ног, одержимости и расслабления. Одно из чудес связано со страшной чумой, свирепствовавшей в Рыбинске в 1654 и 1771 годах и прекратившейся после принесения в город Югской иконы Богоматери. В память об этом учреждено ежегодное ношение иконы в Рыбинск в Петров пост и ко дню Воздвижения Креста Господня, а также в города Углич, Мышкин и Мологу. По завещанию благотворителей в середине XIX в. для иконы был изготовлен большой серебряный киот для ношения в крестных ходах и богатая жемчужная риза. Известны многочисленные списки с первообраза, распространённые в Рыбинской и Ярославской землях. Представленная икона точно следует традиционной иконографии Югского образа. Она повторяет извод Одигитрии в варианте Тихвинской иконы Богоматери: Богородица изображена по пояс, в повороте к Младенцу, сидящему на Её левой руке. Младенец Христос обращён к Матери и представлен почти сбоку с прямой ровной спиной, Его ноги согнуты в коленях и правая стопа, обращенная пяточкой к молящемуся, находится под левым коленом.

http://pravicon.com/image-29227

Не сохранилось точных сведений, в каком состоянии обитель ушла под воду: была ли она перед этим разрушена, или разобрана на кирпичи, или же ее строения сохранились. Чтобы получить точные координаты святыни, специалисты провели эхолокацию и сравнили данные со старыми картами. " Мы выбрали Югский монастырь, потому что это одна из духовных жемчужин региона. Честно говоря, надеялись обнаружить хоть что-то: фундаменты или фрагменты, но выяснилось, что, судя по всему, в период затопления монастырь был полностью разрушен, его взрывали " , — рассказал РИА Новости Константин Богданов. Водолазы нашли лишь несколько артефактов — металлических изделий, украшавших ограду или ворота монастыря. На месте центрального храма обнаружили двухметровую яму, видимо, образовавшуюся из-за взрыва. Во многих местах — плотное нагромождение кирпичей. При внимательном рассмотрении в них угадываются контуры колокольни, монастырских стен, храмов… Однако исследователи не унывают. Во время погружения водолазы вели видеосъемку, и теперь Константин Богданов надеется сделать 3D-мoдeль Югского монастыря, чтобы хоть таким образом " вернуть " его современникам. Нынешние технологии позволяют воссоздать образ храма или монастыря, даже если от него остались одни руины. " Рыбинское водохранилище — это огромный подводный музей, на дне которого сохранились фрагменты поистине уникальных или, по крайней мере, очень интересных исторических, архитектурных памятников — усадеб, храмов, монастырей. Мы пытаемся показать, как это выглядит сегодня и как это выглядело тогда " , — говорит Богданов. Игумен Данилова монастыря Иннокентий (Ольховой) тоже не раз погружался на дно Рыбинского водохранилища. " Для нас это память. Для меня как священника это прежде всего память духовная, память о тех, кто молился в этих монастырях, жил там, кто своей крепкой верой помогал людям, был для них светом духовной жизни… И там мы почувствовали, что есть связь времен, она существует " , — поделился игумен с РИА Новости. Большой крест памяти всех затопленных святынь в селе Мякса. Фото из личного архива протоиерея Геннадия Беловолова     

http://pravoslavie.ru/112703.html

28 сентября 1903 года в 250 метрах от Горелова было освящено место для храма и устроена временная часовня. Это место народ сразу прозвал «Саровкой», поскольку в тогда шло приготовление к прославлению преподобного Серафима Саровского – особо почитаемого в России святого. Строили храм 8 лет по планам ярославского инженера, а позднее губернского архитектора Григория Саренко. Летом 1911 года храм был полностью построен. 28 и 29 августа состоялось торжественное освящение, которое возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, через несколько лет ставший Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Владыке сослужили 10 священников из разных храмов Мологского края и из Югского Дорофеевского монастыря. Главный престол храма был освящен в честь святителя Николая Чудотворца. Отчего в соседних деревнях село стали частенько называть Никольское-Горелово или просто Никольское. Храм получился величественный, весьма изящной архитектуры. Выполненный в древнерусском стиле, он поражал своим благолепием как внешним, так и внутренним. Иконостас и иконы были выполнены товариществом мастерской иконописных и живописных работ «Лучший исход». Церковные печи были облицованы Владимирскими изразцами. Утварь и облачения сделаны на заказ в петроградском магазине И. Живержеева. Об этом позаботился товарищ обер-прокурора Священного Синода, сенатор, гофмейстер высочайшего Двора, бывший ярославский губернатор Алексей Рогович. Все изготовлялось на пожертвования от Марии Лопатиной и местного землевладельца Ивана Введенского; внес посильный вклад в убранство храма архиепископа Ставропольский и Екатеринодарский Агафадор. Украшение ризницы составили богатое полное священническое и диаконское облачения малинового бархата с дорогими оплечьями, шитыми золотом и серебром, исполненное в Московском Алексеевском женском монастыре. Полное шелковое облачение – дар великой княгини Елизаветы Федоровны; прекрасное напрестольное Евангелие; золотое паникадило, стоимостью свыше 400 рублей, пожертвованное местным прихожанином; комплект книг богослужебных, присланных бесплатно из московской Синодальной типографии.

http://sobory.ru/article/?object=26274

В посл. четв. XIX в. в Югской Дорофеевой пуст. создавались деревянные резные иконы Д. (частные собрания в Москве и Ярославле). Фигура преподобного, стоящего на одном колене, в рясе, короткой мантии и невысокой скуфье, с окладистой бородой и длинными прядями волос, с лучеобразным позолоченным нимбом, икона Божией Матери в сиянии из тонких лучей, облачный сегмент в левом верхнем углу вырезаны из дерева. Крона дерева составлена из коротких еловых или др. веток. Детали композиции укреплены на фоне из серебристой или окрашенной в мягкий зеленый цвет фольги и помещены в киот с орнаментированной рамкой (тисненая фольга и тонкие спирали из древесной стружки). На оборотной стороне киота подобной иконы (ЯХМ) находится датированная надпись чернилами: «…племяннику пошехонскому куп[цу?] Антонию Васильевичу и племяннице Марье Дмитриевне Серебряковым от родного дяди… [Юг?]ской Дорофеевской пустыни казначея иеромонаха Флавиана посылается сия икона Божией Матери февраля 19 дня 1889 года. Югская Дорофеева пустынь». В кон. XIX - нач. XX в., очевидно, по заказу Югской Дорофеевой пуст. в Ростове были изготовлены живописные эмали с изображением Д. Типичным примером является небольшая финифтяная икона в металлическом окладе с характерными штампованными херувимами по углам (частное собрание, Ярославль) - молящийся святой представлен справа, среди деревьев с необычными пирамидальными кронами, а также образок того же времени (1000 Jahre Orthodoxe Kirche in der Rus, 988-1988: Russische Heilige in Ikonen museen der stadt Recklinghausen. Recklinghausen, 1988. S. 110-111). В виде традиц. иконы в раме и деревянном киоте оформлен финифтяный образ Д. кон. XIX - нач. XX в. (ГМЗРК) - центральная и 4 угловые эмалевые дробницы с избранными святыми размещены в тонко проштампованном орнаментированном окладе из фольги ( Федорова М. М. Из новых поступлений//СРМ. 2000. Вып. 11. С. 243-244). Редкой иконографической особенностью является изображение Д. в рост, стоящим перед иконой. Лит.: Морев Ф. С., прот. Югская Дорофеева общежит. пустынь. Ярославль, 1894. С. 7-12; Рус. чудотворная икона: О Тебе радуется: Иконы Богоматери XVI-XIX вв./ЦМиАР. М., 2000. С. 364-367. Кат. 68; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея/РИАХМЗ. М., 2005. С. 99-101. Кат. 33; Полушкина Л. Л., Хохлова И. Л. Паломнические реликвии из Югского мон-ря//Правосл. паломник. 2007. 3(34). С. 70-75.

http://pravenc.ru/text/180249.html

Справа от Югской иконы Божией Матери находилась в иконостасе икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряной ризе и венцами «указной пробы Ярославской работы», возглавие было украшено драгоценным мелким жемчугом. С левой стороны находился образ святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна с житием. Эту икону также украшала серебряная риза с золоченым венчиком. В центре второго яруса иконостаса пребывал Печерский образ Богоматери, по обеим сторонам от которого находились две крестообразных рамы, в которых были помещены иконы двунадесятых праздников и пророков Исайи и Елисея. В третьем ярусе был помещен образ Спасителя с предстоящими Богоматерью, Иоанном Крестителем и двумя архангелами. Кроме иконостаса в часовне было еще десять икон разного размера в рамах и киотах. Именно часовня на подворье Югского Дорофеева монастыря становилась местом пребывания чудотворной иконы в дни крестного хода в Рыбинск. Пока этот образ носили крестным ходом, драгоценный оклад его оставался в обители – усилия жертвователей сделали его «столь дорогим, что епархиальное начальство запретило выносить его из обители, чтобы не провоцировать жадность возможных грабителей; на время крестного хода оклад надевали на копию иконы, занимавшую в тот момент в монастыре место чудотворного образа». Отметим, что другие копии чудотворной иконы хранились в тех местах, куда ее носили крестным ходом – в Угличе, Мышкине, Мологе, Пошехонье. Образ, хранившийся в Спасо-Преображенском соборе Рыбинска, не только имел «жемчужную ризу с алмазной звездой», но и был заключен в серебряный киот весом более одного пуда. А в июле 1811 года вновь в Рыбинске случился большой пожар. На подворье огонь уничтожил кровлю и стропила. Но при этом удалось спасти недавно построенный вызолоченный иконостас часовни. В том же году здание восстановили, поправив при этом фасады и заменив колонны и капители. Кроме того, во дворе была построена новая баня и «каменная палатка для поклажи разных вещей», над которой устроили два жилых помещения, а также рядом возведены новая конюшня и погреб. Внутренний двор был вымощен булыжником.

http://sobory.ru/article/?object=34875

Строя церковь святителя Николая ратного, Корнилий призывал скоропослушливого молитвенника на охранение обители. И не мнил он, что придет время, и его самого позовут на этот же подвиг. Башня, построенная им, стала церковью, и престол во имя преподобномученика Корнилия стал десятым Божиим престолом в обители уже в XX веке. В освящении этой церкви участвовали и мы с вами в 1986 году, в преддверии великого торжества Русской Церкви — 1000-летия Крещения Руси. Особой жизнью живет Церковь в мире. Над славой Божией не властно ни время земное, ни вражьи силы. Труды, и поты, и кровь, пролитые в XVI веке, проросли в XX веке церковью Божией. Сорок один год игуменствовал преподобномученик Корнилий, четыре столетия молитвой незримо присутствовал в жизни обители, а сколько веков стоять ему на страже обители до архангеловой трубы — ведомо лишь Богу. Вместе со святым игуменом трудился в обители сподвижник и друг преподобномученика Корнилия старец Вассиан — муж ученый. Какими подвигами испросил и он у Бога для себя венец мученический, неведомо. Кратко о нем воспоминание в летописи. Явно же нам то, что подвигом жизни своей стал он неразлучен со святым игуменом и в вечности, приняв мученическую кончину 20 февраля 1570 года, в один день с преподобномучеником Корнилием. Воспитался в Псково-Печерском монастыре преподобный Дорофей. Будучи в 1615 году уже схимником, он вышел из обители по зову Божию, чтобы на новом месте, на земле Ярославской, посеять драгоценное семя истинной духовности, полученное им в родном монастыре, и основать новый монастырь — Югско-Дорофеевскую обитель — духовное чадо Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря. Господь же прославил Дорофея Югского преподобием как плод Псково-Печерской обители. Преподобный иеросхимонах Лазарь прозорливый постригся в монашество в Псково-Печерском монастыре в 1785 году и подвизался в нем безвыходно до самой своей кончины. Строго подвижническая жизнь старца под покровом смирения вполне известна только Богу, но дар прозорливости он не мог скрыть и от людей. Слава Божия выражалась во всей жизни преподобного Лазаря. И угас он на девяносто первом году жизни, в 1824 году, с «упованием, исполненным бессмертия».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010