Не удивительно ли то, что было сказано: Вот лев, – а узрели мы не льва, а Агнца: название лев, а образ агнца? И затем: образ агнца, а сила льва: «Вот, победил Лев». Неудивительно, когда лев кого-либо побеждает, ибо он царь зверей, сильный и грозный, «похищающий и рыкающий», страшный не только для зверей, но и для людей. Но какая сила у агнца? Какая гроза? Что он «похищает»? Какова его борьба и кто его боится? Как и кого он может победить? Но чтобы яснее уразуметь силу, крепость и храбрость виденного Агнца, пойдем за святым Иоанном Богословом на песок морской и посмотрим, каково Его ратование, как и с какими супостатами Он борется? «И стал я на песке морском, – говорит Богослов, – и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами» ( Откр. 13:1 ). И далее: «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога» ( Откр. 13:11 ). И затем: «Зверь, выходящий из бездны» ( Откр. 11:7 ). Все они собрались на брань. Против кого же они хотят воздвигнуть сию брань? Слышим мы слова Ангела, говорящего Богослову: «Они будут вести брань с Агнцем» ( Откр. 17:14 ). Удивимся снова: столько страшных зверей ополчаются против одного Агнца! Разве не может каждый из меньших зверей в одиночку одолеть Агнца? Один волк гонит тысячу овец, а в Апокалипсисе против одного Агнца собралось столько зверей! Может ли одолеть их Агнец? Ангел повествует, что Агнец одолеет их. " Агнец, – говорит он, – победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей» ( Откр. 17:14 ). Как же победил тех зверей Агнец? Богослов говорит, что они «живые брошены в озеро огненное» ( Откр. 19:20 ). Уразумеем это объяснение силы, какую имеет терпеливая кротость и незлобие. Образ Агнца запечатлен кротостью, но имеет львиную силу. Кто достоин принять книгу тайн Божиих с дарами и печатями? Тихий Агнец. Кто достоин быть хвалимым и покланяемым Небесными Силами? Незлобивый Агнец. Кто силен победить тех страшных и лютых зверей, из моря, от земли и из бездны исходящих? Кроткий Агнец: «Агнец победит их». Кто господствует над дольним и горним? Терпеливый, закланный Агнец, ибо «Господь господствующих и Царь царей». Агнец сей, Богословом в Апокалипсисе виденный, является образом кротости и вместе непобедимой силы Самого «Агнца Божия, взявшего грехи мира» ( Ин. 1:29 ), Христа, Спасителя нашего, Который в вольном страдании Своем, «как овца, веден был на заклание, и, как агнец, пред стригущим его безгласен» ( Ис. 53:7 ), «будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал» ( 1Пет. 2:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Поэтому вспомним, что народ, и в особенности высшие, руководящие классы, т. е. цари, князья и священники, не только не слушали пророков Господних, но всегда преследовали их: так говорил сам Господь ( Мф. 5:12, 23:34,37 и мн. др.) Израиль оставил Господа и соделался как оставленная мужем женщина ( Ис. 50:1 ), и потому „отнял Господь у Иерусалима и Иуды.... вождя и воина и судью и пророка и прозорливца и старца, и вельможу и советника, и мудрого художника, и искусного в слове“.... и стали во главе управления „отроки и дети“.... и „притеснять народ будут они, и женщины будут господствовать над ним“. Такую картину анархии рисует Исаия в главе III, см. ст. 1 – 5, 12 и см. наши замечания по поводу этой главы и 1-го стиха IV главы. 20 . Сыновья твои изнемогли, лежат по углам всех улиц, как серна в тенетах, исполненные гнева Господа, прещения Бога твоего. Очевидно, что это, – как и предыдущие, – слова пророка. Кроме того заметим, что более всего пророчество ст. 20 напоминает картину бедствия, нарисованную Флавием Иосифом, когда Иерусалим был обложен римскими войсками, без всякой надежды спасения. Но в Иерусалиме заперлись тогда исключительно упорные иудейские фанатики, „исполненные гнева Господа“, как бы опьяненные вином, которые погибли от безумия в предназначенном к запустению (до времен Адриана) Иерусалиме. Они хотели спорить с волей Божией. Ученики же Господа и Апостолов, по повелению Господа, все удалились из города, обреченного Богом на погибель. 21 . Итак выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина. 22 . Так говорит Господь твой, Господь и Бог твой, отмщающий за Свой народ: вот Я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их, 23 . и подам ее в руки мучителям твоим, которые говорили тебе: „пади ниц, чтобы нам пройти по тебе“; и ты хребет твой делал как бы землею и улицею для проходящих. По поводу выражений „пьяны, но не от вина“, ср. Ис 29:9 , и наши замечания. Глава 29-я говорит преимущественно о нашествии Навуходоносора, но мы всегда указывали, что предыдущие события служили пророчеством и прообразованием последующих важнейших событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Крест Господень. (Сост. по «Чтения о Св. земле» свящ. Певницкого). Г. Суд Божий над Иерусалимом Во время торжественного входа Своего в Иерусалим, Господь, смотря на него, Сам заплакал о нем и сказал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лк.19:42–44 ). Через четыре дня после этого Иерусалим довершает меру преступлений своих. На Голгофской скале, за вратами города ( Евр.13:12 ), совершается беспримерное в мире преступление: Сын Божий, пришедший в мир грешныя спасти, пригвождается ко кресту и распинается, – приносится святейшая жертва: Богочеловек умирает за род человеческий! Недолго медлит исполнение праведного суда Божия над богоубийцами. Бунтуют евреи против римлян, которые обращаются с ними как с невольниками. Полководец римский Тит, в царствование отца своего Веспасиана, осаждает Иерусалим и овладевает им (в 71 г. по Р. X.). Ужасные бедствия сопровождают сию осаду: 115000 трупов были вынесены только через одни городские ворота; осажденные от голода едят кожу со щитов и обуви, глотают гнилое сено, не пренебрегают и падалью; мать съедает своего ребенка; 1100000 евреев погибает от меча в самом Иерусалиме, не считая старцев, женщин и детей, умерших от голода или пожертых огнем; 100000 пленных обречены как невольники на работы или для украшения триумфа Тита, или на борьбу с зверями в амфитеатрах, для праздного увеселения народа. Девы и юноши, моложе 17 лет, выставлены на продажу – 30 за один сребреник! Когда Спаситель наш был продан первосвященникам за тридесять сребреников, то народ вопиял перед Пилатом: «Пусть кровь Его будет на нас и наших детях!» Прошло еще 50 лет, и опустошение Иерусалима доканчивает цезарь Адриан в войне, в которой погибает более 500000 евреев; 50 крепостей и 1000 местечек сравнено с землей. На развалинах столицы Давидовой Адриан строит новый город, город римский, которому дано другое, языческое имя – Елия Капитолина. Вход в него запрещен евреям под смертной казнью; золотом они должны покупать себе право входа в Елию один раз в год, чтобы плакать на развалинах своей отчизны. Город Адриана был построен на том самом месте, на котором стоит нынешний Иерусалим, и, по особенному смотрению Божию, скала Голгофская вошла в его стены. Посреди идолопоклонников и богохульников всякого рода погибает как будто вовсе память об Иерусалиме иудейском. (Извлеч. в сокращении из рассказов П. Петрушевского). VIII. Светлое Христово воскресение (Пасха)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И наполнилась земля его конями и колесницы его неисчислимы. Ибо недостойно исчисления то, чем владеют вопреки повелению Божию. Поэтому и в Псалмах говорится: ложь конь во спасение ( Пс. 32:17 ), и в Исходе: коня и всадника вверже в море ( Исх. 15:1 ), и в другом Псалме: сии на колесницах, и сии на конях: мы же во имя Господа Бога нашего призовем ( Пс. 19:8 ). Можно разуметь здесь и то и другое, – что и народ Иудейский, вопреки заповеди Божией, умножил себе коней и колесницы, и земля Иудейская наполнилась конями и колесницами победителей. Ст. 9. И наполнилась земля его идолами: покланялись делу рук своих, что сделали пальцы их, и преклонился человек, и унизился муж. Где некогда был храм и религия Божия, там помещена статуя Адриана и идол Юпитера. Многие видят в этом толкование на то свидетельство, которое читаем в Евангелии: егда же узрите мерзость запустения, стоящу на месте святе ( Мф. 24:15 ). И пред делом рук своих преклонились: и человек, разумное существо, стал покланяться меди и камню. Есть и такие, которые толкуют это об Иудеях, что все это они делали до плена Вавилонского, и потому были оставлены Богом. Поэтому и стоит в конце отдела: посему не отпускай им. Можем в иносказательном смысле сказать и то, что всякое учение, противное истине, покланяется делам рук своих, и поставляет идолов в земле своей, и преклоняется человек, и унижается муж, и не может выпрямиться, потому что связан диаволом, если не выпрямит его Господь, по примеру той женщины, которую связал сатана на восемнадцать лет, чтобы постоянно смотрела не на небо, а на землю ( Лк. 13 ). Посему не отпускай им. Вместо этого LXX перевели: и не отпущу им. Если это говорит Бог , то нужно понимать так: так как они сделали это, то Я не пощажу их и не отпущу столь бесчисленных грехов. Если пророк, то нужно так понимать: посему не отпускай тем, которые совершили столько беззаконий. Если же понимаем это о Римлянах, то более верное толкование следующее: они, разрушая храм Божий, поклонялись не Тому, Который дал им победу, а идолам рук своих. Если же об Иудеях, то это – страшное решение пророка молиться, по-видимому, против своего народа, которому выше говорил: дом Иаковлев, придите и будем ходить во свете Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

11, 12:13). Потом, в последней части видения (15–17) Захария представляет всех ложных Мессий, которые являлись до Иисуса Христа и в особенности после него, и из которых самым значительным был Бар-Кохеба, предавший своих сограждан мечу Адриана. Так говорит Господь Бог мой: паси овец, обреченных на заклание, народ еврейский, который с настоящего времени (1, 2–6; VII) носит в себе зародыши своей окончательной гибели, и который должен быть некогда истреблен внешним врагом, народом Римским (V, 1–4). И здесь пророчество прибавляет еще подробность к картине социального и политического состояния Иудейского народа перед временем его погибели: Иудеи будут процветать, но находиться под властью иноплеменников. Паси это стадо, которое продавцы его (Римляне) избивают и не становятся по этому виновными, ибо Всевечный не хочет иметь более жалости к нему (5) и предал его в их руки в наказание за его преступление ( Uep. L, 6, 7 в сопоставлении с II, 3; сравн. XXV, 9; XXII, 7); а купившие его (Ироды например) говорят: благословен Господь; я разбогател! И сами их туземные пастыри, их собственные священники и сановники (Фарисеи, Саддукеи, не жалеют о них более; ибо Я не буду более миловать жителей земли сей, говорит Господь; и вот, Я предам людей, каждого в руки ближняго его (угнетения, внутренние раздоры, междоусобные войны) и в руки царя его иноземного (Иоанн. XIX, 15), который займет место персидского царя, владычествовавшего во время Захарии над Иудеями; и эти иноземцы будут поражать землю, и Я не избавлю от рук их. Эти две причины гибели: внутренние разногласия и междоусобные войны указаны равным образом VIII, 10; Uep. XIX, 9 ; Uc. IX, 7, 18, 19; III, 4 , и история Иозефия доказывает вполне достаточно, что это двойное пророчество исполнилось действительно. 5–6. И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец по истине бедных, вас, истинные Израильтяне, которые чувствуете ваше бедственное положение, призываете в ваших мольбах доброго пастыря и одни заслуживаете еще для вашего народа милосердие Бога, свидетельствующего это милосердие тем, что посылает меня к нему (II; Ueз. XXXIV, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Таково это необыкновенное пророчество, которое выражает в особой совершенно форме, презрение, какое покажут Иудеи к Мессии, и которое должно было, подобно пророчеству главы IX. 9, получить буквальное исполнение. Иудейский народ, в лице своих священников, оценил Иисуса Христа в тридцать сребренников. Но предатель, получивший эти сребренники, не хранит их, а бросает в храм будучи направлен так, без своего ведома, Богом, говорившим устами Захарии. Священники не желают внести в сокровищницу храма эту дорогую цену, в которую они оценили самого Всевечного: они покупают за эту цену невинной крови ( Mф. XXVII, 6. 4 ) землю крови (так же, Деян. 1:19 ) в месте, которое прежде уже было наполнено кровью невинных детей ( Uep. XIX, 4 ); здесь погребались иностранцы в ожидании того близкого дня, когда Римляне будут бросать тысячами в эту самую долину трупы самих Иудеев ( Uep. XIX. 11. 6 ). Завет благодати разрушен сперва (10) и Бог отнял Свое покровительство у Своего народа. Источник благословений иссяк. Между тем народ не погиб вслед за этим: воды реки стекают в известный срок и временное процветание переживает духовную смерть точно также как труп не предается гниению в то самое мгновение, когда оставляет его душа. Но пастырь не замедлил долго переломить и посох Уз: братство между Иудою и Израилем получило конец и уступило место междоусобным войнам, признаку разложения общественного организма. – 14. Когда был отвергнут истинный Мессия, тогда явились ложные Мессии. Стадо, убежавшее от своего пастыря, впало в руки наемников и разбойников, какими были Фарисеи, которые заявляли притязание на то, что они истинные пастыри; а избавившись от Иисуса Христа, они остались одни владыками народа (Иоанн. IX, X); таковы были равным образом ложные пророки и политические главы, которые губили и попирали ногами Иудеев до Тита и Адриана. И Господь сказал мне в видении: еще возьми себе снаряд одного из глупых пастухов, снаряд пастуха, который был достаточно бессмыслен для того, чтобы распять Сына Божия, и который с того времени как бы впал в безумие ( Uep. IV, 22 ). Ибо вот, Я поставлю целое множество, целый ряд пастухов (8), и все будут одушевлены одним и тем же духом безумия. Он о погибающих не позаботится, потерявшихся (а не молодых) не будет искать, и больных не будет врачевать, не будет кормить утомленных, которые так слабы, что остаются на одном месте; подобно мяснику, будет выбирать самых тучных из них и мясо их есть и копыта их оторвет, чтобы съесть все до малейших частиц мяса ( Ueз. XXXIV, 34 ; Uep. XXIII, 1. 2 ). Но заставив так страдать и гибнуть своих овец, он, т.е. каждый из этих пастухов, в свою очередь будет постигнут болезнью и смертью. Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! Рука, которою он должен защищать его и правый глаз, которым он должен смотреть за ним, будут поражены мечом иноземцев: рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнеет. – 15. 16. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Агафона: вы изумитесь необычайной любви его к ближним. Он до того любил людей, что, если кто, войдя в убогую его келлию, останавливал внимание на какой-либо его вещи, Агафон умолял его взять ее себе и не отпускал до тех пор, пока тот не исполнял его просьбы. Он до того любил ближних, что иногда говаривал: «о, если бы я мог отдать прокаженному свое тело здоровое, а себе взять его тело больное!» А то посмотрите еще на св. Павлина, епископа Ноланского, как он любил ближних. Однажды пришла к нему одна вдова с просьбою выкупить ее единственного сына из плена. Св. Павлин, не имея у себя ничего, – ни денег, ни платья, – но желая пособить горю вдовицы, сказал ей: «у меня ничего нет, так возьми меня и, как своего раба, отдай вместо сына». Вдовица не соглашалась на такое предложение, но св. Павлин убедил ее отдать его за сына. Недосягаемы для вас эти образцы, так поступайте иначе. Господь не требует от всех нас такой самоотверженной любви. Он говорит: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Чего желаем себе, того же должны желать и другим, и что делаем для себя, то же должны делать и для других. Бережем свое здоровье: должны беречь здоровье и других. Дорожим своей честью: должны дорожить и честью других. Храним свою собственность: должны хранить и собственность других. Стараемся о своем благополучии: должны стараться и о благополучии других. Одним словом, поступайте по заповеди Спасителя: во всем, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12); и вы можете спастись и наследовать жизнь вечную. (См. «Воскресный день» 1893 г.). III. Братия христиане! Возлюбите Господа своего всеми силами своей души и ближнего своего, как самих себя – и получите вечное спасение. (Составлено с дополнениями по указанным источникам). Семнадцатый день Свв. мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (О том, как воспитывали и учили своих детей древние христиане) I. Cbb. мученица София и три дочери ее: Вера, Надежда и Любовь пострадали в Риме, в царствование Адриана, во II веке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

После того как по осушении руна Иудеи весь мир был окроплен небесной росой и многие, придя от Востока и Запада, возлегли на лоне Авраама, перестал быть ведом Бог только в Иудее, и в Израиле великое имя Его, но во всю землю изыде вещание апостолов и в концы вселенной глаголы их (см.:Пс. 75, 2 и 18, 5). Спаситель, будучи вхраме, обращаясь ко ученикам Своим, сказал: Встаньте, пойдем отсюда (Ин. 14, 31), и к иудеям: Оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38). Если прейдут небо и земля, то прейдет, без сомнения, и все земное. Поэтому места крестной смерти и воскресения доставляют пользу только тем, кто несет свой крест и ежедневно воскресает со Христом, тем, кто представляет себя достойным такого жилища. Те, которые говорят: «Храм Божий, храм Божий» (см.: Иер. 7, 4), пусть услышат от апостола: «Вы — церковь Бога живаго (см.: 2 Кор. 6, 16), и Дух Святый живет в вас». Небесная храмина равно видна и из Иерусалима, и из Британии, ибо Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Антоний и весь сонм монахов Египта, Месопотамии, Понта, Каппадокии и Армении не видали Иерусалима, и без этого города им отверзлись райские врата. Блаженный Иларион был из Палестины и жил в Палестине, но только один день был в Иерусалиме, чтобы и не показать пренебрежения к святым местам, по их близости, но вместе с тем чтобы и не показать, что он ограничивает Господа только этим местом. Со времен Адриана и до правления Константина почти в продолжение 180 лет на месте воскресения стояло построенное язычниками капище Юпитера, а на горе распятия — мраморная статуя Венеры, так как гонители думали уничтожить в нас веру в воскресение и крестную смерть посредством осквернения идолами святых мест. И даже наш Вифлеем — священнейшее место в мире, о котором псалмопевец поет: Истина от земли возсия (Пс. 84, 12), — этот Вифлеем омрачала роща thamuz, то есть Адониса, и в пещере, где плакал маленький Иисус, бесновался любовник Венеры. Зачем, скажешь ты, эти повторения в таком длинном вступлении? Затем, чтобы ты не считал каким–нибудь ущербом для своей веры, если ты не видал Иерусалима, и не предпочитал меня за то, что я живу в этом месте; здесь ли или в другом месте— ты примешь одинаковую мзду за дела твои от Господа нашего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

97 Гейдельбергский университет – старейшее (основан в 1386 г.) и наиболее престижное учебное заведение Германии. 98 Марковников Владимир Васильевич (1837–1904) – русский химик, основатель научной школы, преподавал в том числе в Московском университете. 99 Схиархимандрит Серафим (Романцов, 1885–1976) – один из старцев Глинской пустыни, бывший с 1946 по 1961 г. духовником братии в монастыре и продолжавший свое служение духовника и старца, в том числе и для мирян, до своей кончины в Сухуми. Ныне прославлен в лике преподобных Украинской Православной Церковью МП. 100 Архимандрит Матфей (Мормыль, 1938–2009)– духовный композитор, член Синодальной комиссии РПЦ по богослужению. В течение многих лет был главным регентом и руководителем объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а также Московской духовной академии и семинарии. 102 В декабре 1959 г. профессор Ленинградской духовной академии (ЛДА) Александр Осипов (1911–1967) публично заявил об отречении от религии. 103 См.: Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? ( Лк. 18:7–8 ). 104 См.: ...и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше ( Лк. 21:27–28 ). 105 С июля 1941 по апрель 1943 г. в Алитусе на территории казарм действовал концентрационный лагерь военнопленных «Шталаг-343». С мая 1943 по июль 1944 г. здесь же находился лагерь для перемещенных лиц, главным образом из западных областей России. 106 Протоиерей Георгий Хаджийский (род. 1963) – настоятель храма Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса в селе Воронове Московской области. 107 Семья священника Владимира Соколова, который 45 лет был настоятелем храма свв. мчч. Адриана и Натальи в Бабушкине. Его матушка Наталья – дочь известного духовного писателя Николая Евграфовича Пестова . Она описала жизнь своей семьи в популярной книге «Под кровом Всевышнего». В семье было пятеро детей, три сына и две дочери. Все сыновья стали священниками. Отец Николай сейчас настоятель храма Святого Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Отец Федор настоятель Спасо-Преображенского храма в Тушине, отец девяти детей погиб в автокатастрофе в день своего Ангела в 2000 году. Владыка Сергий, в миру Серафим, был епископом Новосибирским и Берским, скончался в том же году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Здесь он напомнил им о самом бесчеловечном убийстве. Тогда они уже не вытерпели, после такого обличения их и исполнения пророчества. Велика ревность, сильно обличение, дерзновенна речь свидетелей Христовой истины! Иудеи уже не могли дослушать всей речи, но, воспламенившись гневом, громко закричали. « И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам. До этого слова слушали его; а за сим подняли крик, говоря: истреби от земли такого! ибо ему не должно жить. Между тем как они кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух, тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него » (ст. 21–24). Тысяченачальнику следовало узнать, в чем дело, и притом от них самих; а он, не сделав ничего такого, приказывает бить его. « Тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него ». Ему следовало спросить самих кричавших, что из сказанного (Павлом) они находили преступным; а он просто пользуется своею властью и действует в угодность им: не о том он заботился, чтобы поступить справедливо, но о том, как бы утолить гнев их, совершенно несправедливый. « Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? » (ст. 25) Не ложь сказал Павел, назвав себя римлянином, — да не будет, — он действительно был римлянин. Потому тысяченачальник и устрашился, услышав это. Чего же, скажут, он устрашился? « Разве вам позволено »: из–за другого он боялся, чтобы самого не схватили и не подвергли еще большему наказанию. И, смотри, не просто говорит, но: « разве вам позволено? » Две вины: (наказывают) без суда и притом римлянина. Удостоившиеся называться этим именем пользовались тогда великими преимуществами; и не все удостаивались его. Со времен Адриана, говорят, все (римские подданные) стали называться римлянами; а прежде было не так. Он назвал себя римлянином для того, чтобы избежать бичевания, так как если бы его бичевали, то он подвергся бы презрению; а, сказавши это, он привел их в великий страх.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010