В эту вторую молитвенную встречу в мою юношескую душу запал духовный образ архиепископа Трифона и мне очень хотелось вновь быть на его богослужениях, слышать его слово о Боге, о Церкви, о нравственности. Но я не знал, где и когда он служит. В школу повышенного разряда, находящуюся рядом с моим домом, меня не приняли как сына репрессированного. Ведь наша семья чудом осталась в Москве и не была выслана. Поэтому я учился на 1-й Мещанской (теперь проспект Мира). Рядом со школой находилась великолепная церковь святых мучеников Адриана и Наталии, но я боялся ходить в нее – а вдруг кто-нибудь из школы увидит, как я вхожу в храм, и тогда надо мной устроят судилище (как было с одной девочкой). Как-то, идя из школы, я услышал разговор двух женщин, собиравшихся на акафист мученику Трифону в храм Адриана и Наталии. У меня промелькнула надежда – а вдруг богослужение будет совершать владыка Трифон? И я решился. Вечером вернулся, с опаской прошел школьный двор – и вот я в храме. В этот памятный для меня вечер владыка Трифон (он уже был митрополитом) сам прочитал от начала до конца акафист мученику Трифону. Его проникновенный и удивительно задушевный голос трогал всех до самой глубины души. В храме установилась особая молитвенная атмосфера, когда священнослужитель и молящиеся как бы составляют единое целое; тогда понимаешь значение евангельского изречения: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них ( Ин.17:21–26 ). У меня сжалось сердце, на душе же стало легко. Рядом со мной стоял мужчина; я заметил, что он захвачен всеобщим духовным порывом, слушает каждое слово, но не крестится. Вдруг я увидел его просветленное лицо; по окончании службы он обращается к окружающим его богомольцам: «Знаете, я пришел из любопытства, а ухожу верующим. Теперь я буду ходить в церковь и молиться Богу». С этого дня, считая увиденное чудесным прозрением, совершенным Господом по молитвам Владыки, я стал ходить почти на все богослужения митрополита Трифона, иногда даже пропуская занятия, за что мне изрядно попадало дома и в школе. Приходил я всегда заранее, до начала службы; за всенощной становился с левой стороны от архиерейской кафедры, а за обедней – у клироса.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Блаженная Наталия ободряла его и утешала и, обняв, говорила: – Блажен ты, господин мой, что сподобился участи святых мучеников! Блажен ты, свет очей моих, так как страдаешь ради Пострадавшего за тебя! Вот ты теперь идешь видеть славу Его и быть общником оной, ибо общник Его страданий будет причастником и славы Его. Во время сего разговора Наталия отирала кровь его и помазывала ею свое тело. А святые мученики весьма радовались мужественному терпению Адриана и, приступив к нему, лобызали его, говоря: «Мир тебе, брат». А те, которые не могли ходить от тяжести ран, лежали на полу и ползком приближались к нему, чтобы лобызать его, и все говорили ему: – Радуйся о Господе, возлюбленный брат, так как имя твое написано с прославленными рабами Божиими! – Радуйтесь и вы, рабы Христовы, – отвечал Адриан, – вы получите венцы за вашу заботу обо мне! Молитесь же за меня ко Господу, чтобы Он укрепил меня, весьма изнемогшего телом, и чтобы восстающий на меня враг – диавол – ничего не мог сделать со мною! – Уповай на Бога, – сказали святые. – Сатана не одолеет тебя: ты далеко отогнал его своим страданием. Мы сначала боялись за тебя, думая, что ты, как человек, будешь немощен, а теперь, видя твое крепкое терпение, мы более уже не сомневаемся в тебе и веруем, что при Божией помощи враг ничего не может сделать с тобою; поэтому не бойся: с тобою – Христос, Победитель диавола! Вместе со святою Наталиею были и другие благочестивые жены, которые прислуживали святым, прикладывая к их ранам целебные лекарства и делая им перевязки, разделив при этом между собою мучеников так, чтобы каждая могла послужить своему всяким за ним уходом. Узнав о том, что многие благочестивые женщины приходят в темницу и прислуживают узникам, прикладывая к их ранам лекарства, нечестивый царь запретил их допускать туда к узникам. Видя, что женщинам нельзя было более приходить к мученикам, святая Наталия остригла на голове своей волосы, переоделась в мужское платье и, войдя в темницу в образе мужчины, одна прислуживала не только мужу своему, святому Адриану, но и всем прочим святым мученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДУЛИЯ АНАЗАРВСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мц. Феодулия (Феодула). Икона Феодулия (Феодула , греч. Θεοδουλη ) Аназарвская (+ 298 /ок. 304 ), мученица Память 5 февраля , 18 января (Греч. ) Пострадала в 298 году или ок. 304 года в городе Аназарве , в царствование римских императоров Диоклетиана (284-305) и Максимиана (286-305). Правитель города Пелагий был очень жесток. Его слуги разыскивали по всей области христиан и приводили к нему на суд, где они, выслушав царский указ, должны были поклониться идолам. Однажды к нему привели женщину-христианку по имени Феодулия. Она боялась не столько мук, сколько того, чтобы не быть оскверненной неверными, и предлагала им много золота. Но слуги не взяли золота, а привели ее на суд к правителю. Пелагий спросил ее имя и велел поклониться языческим богам; в случае же отказа грозил ей жестокими муками. Святая Феодулия отвечала: " Я - христианка. Имя это мое почетное и вечное, люди же называют меня Феодулией. Я поклоняюсь Единому Истинному Богу и не поклонюсь камню " . Пелагий рассвирепел и приказал начинать пытки. Господь подал Феодулии Свою помощь. и она не чувствовала боли. Пелагий же приписал это действию богов, которые щадят Феодулию в надежде, что она обратится к ним. Святая Феодулия сказала правителю: " Где твои боги, которые щадят меня, покажи мне их, чтобы я могла воздать им честь? " Ее привели в храм Адриана, которого почитали могущественнейшим богом. Святая, помолившись Истинному Богу, дунула на идола, и он рассыпался. Увидев это, Пелагий затрепетал от ужаса. Если слух о сокрушении идола дойдет до царей, тогда он будет брошен на съедение зверям. С рыданиями припал он к ногам святой Феодулии, умоляя ее восставить из праха идола, обещая за это принять христианство. Святая сотворила усердную молитву Господу Иисусу, и идол, целый и невредимый, опять встал на свое место.

http://drevo-info.ru/articles/8968.html

Мф.24:15 .  Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, -читающий да разумеет. Когда мы призываемся к разумению, тогда показывается, что сказанное весьма таинственно; а у Даниила мы читаем так: «А в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» ( Дан. 9, 27 ). Об этом и апостол говорит ( 2Фес. 2, 3–8 ), что должен возвыситься человек беззакония и противник всего того, что называется и почитается Богом; так что дерзнет стать в храме Божием и показывать, что он сам есть Бог; что пришествие его по действию сатаны, возмутит и приведет к удалению от Бога тех людей, которые примут его. Можно это понимать и просто или в отношении к антихристу, или в отношении к изображению кесаря, которое Пилат поставил в храме, или в отношении к конной статуе Адриана, которая до настоящего времени стоит на самом святейшем месте. «Мерзостию» же, согласно древнему словоупотреблению Писаний, называется также идол, и прибавлено слово запустения, потому что в опустошенном и разрушенном храме поставлен был идол. Мф.24:16–18 .  Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Под мерзостию запустения можно понимать и всякое превратное учение (dogma). Когда мы его увидим стоящим на святом месте, то есть в Церкви, и показывающим в себе Бога, то должны бежать из Иудеи в горы, то есть, оставив убивающую букву и иудейское развращение, приблизиться к горам вечным, от которых чудно блистает Бог ( Пс. 75, 5 ) 552 и пребывать под тем кровом и в том жилище, в которое не могут достигнуть огненные стрелы дьявола ( Пс. 115, 5 ), 553 и не сходить и не брать ничего из дома нашего прежнего пребывания, и не искать того, что осталось позади нас, но предпочитать сеяние на поле духовных Писаний, чтобы получить с него плоды, и не брать с собой другой одежды, иметь которую апостолам воспрещается. – Относительно этого места, то есть относительно «мерзости запустения», предсказанной Даниилом пророком и стоящей на месте святом, Порфирий наговорил против нас много хульного в тринадцатом свитке своего произведения. Ему возразил Евсевий, епископ Кесарийский, тремя свитками: восемнадцатым, девятнадцатым и двадцатым. Аполлинарий [Apollinaris, или Apollinarius] также писал весьма полно; он более, чем достаточно позаботился в одной книге разрешить тот вопрос, о котором спорили в столь многих тысячах стихов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Похотное живет и господствует в теле человека, а яростное в его душе. Поэтому желающий претерпеть духовное мученичество ради любви ко Христу должен совершить двоякий подвиг борьбы с этими сугубыми страстями: плотской и душевной, – похотной, говорю, и с яростной страстью, то есть победить как природные плотские вожделения, так и страсти душевные. Ибо одно – страсти плотские, другое – страсти душевные, точно так же, как похотное и яростное – не одно и то же. Плотские страсти содержатся в видимых плотских чувствах, каковы: сластолюбие, похоть, плотоугодие и прочее, услаждающее чувства. Душевные же страсти заключаются в невидимом и неведомом сердце, каковы: гнев, ярость, злоба, злопамятство, ненависть и тому подобные страсти, содержащиеся как злые помыслы в сердце и в свое время выступающие наружу в деле. Об этих плотских и душевных страстях упоминает святой апостол Павел, говоря колоссянам: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть» ( Кол. 3:5 ). Это – о плотских страстях. О душевных же он говорит следующим образом: «Отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу» и прочее ( Кол. 3:8–9 ). Из этих апостольских слов ясно видно, что существуют двоякие страсти: плотские и душевные, требующие двоякого подвига от желающего исполнить бескровное и духовное мученичество. То же видно и из слов святого Златоуста, который в похвальном слове в день памяти святого мученика Варлаама говорит о бескровном мученичестве так: «Скажет кто-нибудь: как можно подражать мученикам, когда время гонений миновало? Воистину, теперь не время гонений, но для мученичества время; не время борьбы, но время венцов; не гонят люди, но гонят бесы; не озлобляет мучитель, но озлобляет дьявол; не горящие уголья видишь, но разженное пламя похоти. Они, мученики, попирали горящие уголья, ты попирай огонь естества. Они вступали в борьбу со зверями, ты обуздывай свой гнев, как лютого, неукротимого зверя. Они претерпели нестерпимые муки, ты побеждай скверные и лукавые помышления, исходящие из твоего сердца. Таким образом ты будешь подражать мученикам, ибо ныне «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф. 6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам. До этого слова слушали его; а за сим подняли крик, говоря: истреби от земли такого! ибо ему не должно жить. Между тем как они кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух, тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него» ( Деян.22:21–24 ). Тысяченачальнику следовало узнать, в чем дело, и притом от них самих; а он, не сделав ничего такого, приказывает бить его. «Тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него». Ему следовало спросить самих кричавших, что из ска­занного (Павлом) они находили преступным; а он просто поль­зуется своею властью и действует в угодность им: не о том он заботился, чтобы поступить справедливо, но о том, как бы утолить гнев их, совершенно несправедливый. «Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?» ( Деян.22:25 ) Не ложь сказал Павел, назвав себя римлянином, – да не будет, – он дей­ствительно был римлянин. Потому тысяченачальник и устра­шился, услышав это. Чего же, скажут, он устрашился? «Разве вам позволено»: из-за другого он боялся, чтобы самого не схватили и не подвергли еще большему наказанию. И, смотри, не просто гово­рит, но: «разве вам позволено?» Две вины: (наказывают) без суда и притом римлянина. Удостоившиеся называться этим именем пользовались тогда великими преимуществами; и не все удостаи­вались его. Со времен Адриана, говорят, все (римские поддан­ные) стали называться римлянами; а прежде было не так. Он назвал себя римлянином для того, чтобы избежать бичевания, так как если бы его бичевали, то он подвергся бы презрению; а, сказавши это, он привел их в великий страх. Если бы би­чевали его, то дело приняло бы другой оборот, и даже убили бы его; а теперь вышло не так. Смотри, как Бог попускает совершаться многому и человеческими средствами, как в этом случае, так и в других. Тысяченачальник своим ответом: «я за большие деньги приобрел это гражданство» показывает, что он подозревал, не есть ли это один предлог со стороны Павла, называющего себя римлянином; может быть, он заклю­чал так по наружной простоте Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

– Клянусь, отрежу у вас языки! – воскликнул мучитель. – Безумец! – отвечали святые, – если ты отрежешь у нас те органы, коими прославляем мы Бога, то наши воздыхания еще легче дойдут до Него и наши сердца еще сильнее возопиют к Нему, а изливаемая тобою наша кровь, как труба, возвысит свой голос к Владыке о том, что мы страдаем неповинно. Услыхав такой ответ святых, нечестивый царь повелел заковать их в железные цепи и посадить в темницу, а имена и речи их записать в судебные книги. Когда святых ввели в судебную палату, чтобы записать имена их, один из начальников оной, муж знатный, по имени Адриан, державшийся еллинского нечестия 5258 , будучи свидетелем терпеливого и мужественного страдания оных мучеников, приступив к ним, спросил их: – Заклинаю вас Богом вашим, Коего ради вы так страдаете, – скажите мне по совести, какую награду ожидаете вы от Бога вашего за такие мучения? Думаю я, что вы надеетесь получить от Него нечто великое и чудное. Святые мученики отвечали ему: – Мы своими устами не можем выразить тебе, и ты слухом своим не можешь вместить, ни умом постигнуть тех радостей и преславных почестей, которые мы ожидаем получить от Владыки нашего, Праведного Воздаятеля. – А из законодательных, пророческих и других книг вам неизвестно ли что об этом? – спросил Адриан. И сами пророки, – отвечали святые, – не могли в совершенстве постигнуть умом тех вечных благ, так как они были такие же люди, как и мы; хотя они угождали Богу благою верою и добрыми делами и говорили то, что внушал им Дух Святой, но об оной славе и воздаяниях, которые мы ожидаем получить, в Писании говорится: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Услыхав такие слова, Адриан вышел на средину и сказал писцам, записывавшим имена мучеников: – Запишите и мое имя с этими святыми, так как и я – христианин и вместе с ними умру за Христа Бога! Писцы тотчас же отправились к царю и возвестили ему о том, что Адриан объявил себя христианином и просит их записать и его имя в число осужденных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Хозяин, имя которого осталось нам неизвестным, был, несомненно, богат. На это указывает не только то, что дом был двухэтажным, но и то, что располагался он на Сионе. Здесь Господь дал ученикам великий урок смирения, умыв им ноги. Здесь же была совершена первая в мире Евхаристия. Сюда к собравшимся в печали апостолам затворенными дверями вошел воскресший Спаситель мира. В этой комнате, хранившей память об Учителе, одиннадцать апостолов по жребию избрали двенадцатым апостолом Матфия. Евангелист Лука в Деяниях святых апостолов описывает еще одно великое событие, которое произошло в Сионской горнице: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2: 1–4). Это место у христиан всегда вызывало особое благоговение и почитание. Церковь здесь была устроена уже первыми христианами в апостольский век. Святилище это сохранилось даже во время страшных гонений императора Адриана. На месте дома Тайной вечери святая царица Елена построила величественную базилику с 80 колоннами. Нынешнее здание было возведено крестоносцами. Сейчас здесь находится мечеть. В нескольких местах на стенах арабские надписи. Получив разрешение, мы пропели тропарь Святому Духу, «Вечере Твоея тайныя днесь, Сыне Божий…», «Егда славнии ученицы…». Гефсиманская ночь Не дожидаясь конца вечери, Иуда Искариот вышел, чтобы ночными улицами пройти туда, где, по-видимому, первосвященник и фарисеи уже сделали все приготовления, чтобы взять в узы ненавистного им Проповедника. Иисус же с учениками ушел «за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его» (Ин. 18: 1). Место, куда Господь привел учеников, называется Гефсимания (в евр. произношении – Гат-Шманим). Этимология не вызывает затруднений: название происходит от гет шемет – «масличное точило, пресс».

http://pravoslavie.ru/30087.html

Удивимся здесь прежде всего тому, что Премудрость Божия, Которая, по апостолу, «мирна, скромна, полна милосердия» ( Иак. 3:17 ), внезапно превратившись в ярость, хочет воздвигнуть брань, изострить Свой гнев, как меч; затем рассмотрим, против кого Она острит этот меч и с кем хочет вести брань. Писание говорит, что Она хочет воздвигнуть брань на безумных и собирает для этой брани великую силу со всего мира: «Воздвигнет мир для брани с безумными», то есть, по толкованию, все четыре стихии, из которых состоит мир, вместе с Премудростью Божией воздвигнут брань против безумных. Кто же столь безумен, что раздражает Премудрость Божию и вызывает Ее на брань? Воистину, не кто-либо иной, как человек, отдавший себя скверным делам, плотским, блудным, ибо такого Святое Писание называет безумным, говоря: «Прелюбодей за скудость ума погибель душе своей приготовляет» ( Притч. 6:32 ). Вот на кого, как на врага, воздвигает брань воплощенная Премудрость Божия – Христос. Вот на какую великую ярость и гнев вызывает Бога грех блудный! Воистину, и все грехи неприятны Богу, раздражают Его и побуждают к гневному отмщению, но в неодинаковой мере, ибо «всякий грех , какой делает человек, есть вне тела, – как говорит апостол, – а блудник грешит против собственного тела» ( 1Кор. 6:18 ), – против тела, которое Христос искупил Своей честной Кровью и уготовил быть храмом Святого Духа. Поэтому Он в особенности гневается на блудника и изощряет против него гнев отмщения, как это явствует и из Апокалипсиса. Святой Богослов видит Господа, среди семи светильников ходящего, и «из уст Его выходит острый с обеих сторон меч» ( Откр. 1:16 ). Посмотрим, на кого уготовил и изострил Господь наш меч сей? Послушаем святые слова Его, сказанные Богослову: «Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: «Имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих» ( Откр. 2:12, 14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   Наконец, самым сильным доводом в пользу языческого почитания богов и идолов было то, что оно завещано древностью, которой усвоялся священный характер. Мелитон на это говорит, что не все то хорошо, что делали или каковыми были предки. «Почему же, спрашивает он, стараются сделаться богатыми те, которым отцы оставили бедность; и те, которых не научили отцы, стараются научиться и узнать то, чего не знали их отцы? И почему сыновья слепых видят, а хромых ходят? Не хорошо для человека, если он следует предкам, которые дурно жили: но хорошо, если мы уклоняемся от этого пути, дабы избегнуть того, что постигло предков. Посему расследуй: если отец твой поступал хорошо, то следуй ему и ты; а если он жил дурно, то ты живи хорошо, и пусть дети твои подражают тебе. Сыновьям своим скажи так: есть Бог, Отец всего, существо безначальное и несозданное, все содержащее в Своей воле. Он создал светила, чтобы твари видели друг друга, а Сам сокрылся в Своем могуществе от всех Своих тварей; ибо твари изменяющейся невозможно видеть Неизменного. Те же, которые склоняются к убеждению и достигают до состояния неизменяемости, видят Бога, сколько это можно для них; они также могут избежать истребления, когда потоп огненный устремится на весь мир. Был потоп водный, и погибли все люди и животные во множестве воды, и сохранились праведные в деревянном ковчеге, по повелению Божию. Таким же образом, в последнее время, будет потоп огненный, и сгорит земля с горами ее, сгорят люди вместе с идолами, которых они сделали, и со статуями, которым они поклонялись, и сгорит море с островами его, но праведные сохранятся от гнева, как сохранились праведные в ковчеге от вод потопа. И тогда восстенают те, которые не знали Бога и делали себе идолов, как они увидят, что и идолы их погибают вместе с ними, и ничто не может помочь им».    Т.е. христиан. Христианское учение.    Христианское учение.    Иудеев, причисляемых греками к варварам.    Коммодом.    Текст эдикта Адриана, запрещающего наказывать христиан за ложное обвинение, приводится в конце 1-й апологии Иустина.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010