Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУБОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Дубовский в честь Вознесения Господня мон-рь. Фотография. 2007 г. Дубовский в честь Вознесения Господня мон-рь. Фотография. 2007 г. Дубовский в честь Вознесения Господня женский монастырь (Волгоградской митрополии), в 3 км от г. Дубовка Волгоградской обл., на правом берегу р. Волги. Основан в 1871 г. первоначально как жен. община, преобразованная в 1892 г. во внештатный девичий общежительный мон-рь. Община была организована по инициативе прот. Иоанна Алексеевича Покровского, благочинного Дубовского окр., клирика Успенского собора посада Дубовка. После кончины супруги и гибели в С.-Петербурге единственного сына Покровский вел монашеский образ жизни, окормлялся у старцев иером. Адриана Югского и свящ. Петра Томаницкого . Последний, по преданию, благословил о. Иоанна организовать жен. мон-рь близ Дубовки, мн. жители к-рой принадлежали к старообрядцам, молоканам и др. сектам и толкам. После ходатайства прот. Иоанна и владельца кирпичного завода мещанина М. Ф. Посохина еп. Саратовский и Царицынский Иоанникий (Руднев) благословил основание общины. Летом 1864 г. Покровский купил у мещанки А. И. Шишлянниковой усадьбу с 2 прудами, на землях к-рой и была основана обитель. Дубовское посадское управление также передало общине землю. В сент.-окт. 1865 г. на месте будущего мон-ря был построен флигель, в к-ром поселились 5 девиц, 1-ю всенощную в строящейся обители 7 нояб. того же года отслужил прот. Иоанн, ставший духовником насельниц. В 1872 г. в обители начались нестроения: нек-рые сестры оклеветали о. Иоанна и Саратовский еп. Тихон (Покровский) запретил ему совершать богослужения в общине. Лишь вмешательство в 1876 г. имп. Марии Александровны помогло водворить мир. По свидетельству монахинь Д. м., о. Иоанн стяжал дар прозорливости: предсказал дату своей смерти (ночь с 28 на 29 окт. 1876) и погребение в обители. Прот. Покровского отпевал Саратовский еп. Тихон (Покровский), испросивший прощение у подвижника за несправедливые прещения. Основатель Д. м. был погребен напротив алтаря монастырской Тихвинской ц. Насельницы

http://pravenc.ru/text/180524.html

Отсутствие прямых указаний на старческое делание до преподобного Нила Сорского заставило ученого интерпретировать его взгляды как «совершенно новые» , тогда как преподобный Нил был прекрасным, творческим систематизатором и продолжателем древней традиции духовного делания . Уход «нестяжателей» с исторической сцены привел историка к выводу о кризисе русского аскетизма, который начался, по его мнению, со второй половины XVI века и который был преодолен лишь преподобным Паисием Величковским . Так, со Смолича формируется распространенная историографическая схема, согласно которой аскетический провал XVI-XVIII веков совершенно «стер» старчество из монашеской и церковной жизни, а его возвращение в Россию в конце XVIII века было связано с именем преподобного Паисия Величковского и его школы. Вопрос о существовании старчества на Руси в XVI — первой половине XVIII веков, так же как и до преподобного Сергия, еще ждет своего исследования. Вместе с тем, новейшие изыскания корректируют картину возрождения русского старчества, написанную выдающимся историком. Они ни в коей мере не преуменьшают значение преподобного Паисия и его последователей в деле этого возрождения, но показывают, что влияние молдавского старца ложилось на благодатную почву, что в России и в тяжелейшие для русского иночества времена, наступившие после секуляризации монастырских имений 1764 года, в отдаленных обителях развивалась своя традиция старчества, не связанного с традицией преподобного Паисия, и которую мы условно именуем автохтонной традицией старчества . В качестве ярких примеров самостоятельной русской традиции старчества можно назвать преподобных Василиска Туринского и Зосиму Верховского, а позднее — иеромонаха Адриана Югского, преподобную Ардалиону (Игнатову) и, конечно, преподобного Серафима Саровского , а также других, менее известных подвижников. При этом самобытность этой традиции не означает, что между ее представителями и последователями школы преподобного Паисия или даже самим молдавским архимандритом не было никаких контактов . Здесь нужно различать (как это делается в случае с современниками преподобного Сергия) учеников преподобного Паисия и его «собеседников»: первые были духовными учениками старца, а вторые находились с ним в духовном общении, но не были собственно его послушниками.

http://bogoslov.ru/article/448381

Какое право имеем мы думать про Каиафу, что он идиот и негодяй? Он спрашивает Христа: Ты ли Сын Божий? – Иисус отвечает: да, такой же, как и ты и все люди (так по смыслу рационалисты толкуют ответ Спасителя). И вдруг Каиафа видит в этом богохульство! Чтобы так толковать вопрос Каиафы и ответ Спасителя, надо быть не только очень плохого мнения о Спасителе и Каиафе, но, кроме того, совершенно игнорировать элементарнейшие данные о природе человека вообще. Рационалисты, разумники, споткнувшись о «сверхъестественное», представили всё дело «противоестественным», – что с точки зрения Разума и разумности гораздо хуже. Сверхъестественное не отметает естественное, а только превосходит его, противоестественное нарушает и отвергает естественное в принципе. —73— И если можно членов Церкви назвать людьми, верящими в сверхъестественное, то рационалистов по всей справедливости можно назвать людьми верящими и проповедующими противоестественное. Для члена Церкви Иисус и его дела сверхъестественны. Для рационалиста Иисус и Его дела противоестественны. И если бы рационалисты хоть капельку подумали, им стало бы ясно и очевидно (например, Гарнаку), что они проповедуют противоестественного Иисуса. Беда именно в том, что они не думают, а только рассуждают. Вот от этого и предостерегает нас Церковь и её учение. А чтобы не быть голословным и не витать в облаках, укажу вам как на пример утверждения и проповеди «противоестественного», на слова Добролюбова 165 (стр. 30, II выпуск Всемирного Единения). Если слова не суть проповедь противоестественного, то в них нет никакого смысла, что вам легко увидеть, если попробуете передать своими словами. Где тонко, там и рвётся! Всего хорошего. Крепко жму вашу руку. Д. Хилков И.Д. [Автор не установлен]. Кончина праведника: Кончина югского иеромонаха Адриана († 1853 год) 166 —74— С 5 июля прежде началась необыкновенная робость, потом устроил себя в безмолвии, ничего не отвечая, —75— кроме самого нужного, или показывал себя как будто ничего не понимающим, а лицом был как будто с кем занявшись рассуждением, или во внимании строгом, ожидая наказания за великое преступление.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первое счастье человека в том, чтобы родиться в благочестивом православном семействе или воспитываться под руководством благочестивых наставников. 1089. Как избавиться от злых помыслов? Лучшего способа нет, как изгнать злые памятования памятованиями добрыми… Как много в этом случае помогает заучивание на память мест Священного Писания – и сказать нельзя (свт. Феофан Затворник ). 1090. Перемена места приближает ли к нам Бога? Перемена места не приближает к нам Бога. Однако удобное место дает много удобств для спасения. Так, когда спросили старца Адриана Югского : «Где удобнее спастись?», – то он ответил: «В городе около монастыря, под руководством духовного отца, с книгой Добротолюбия ». 1091. Можно ли воспользоваться возможностью и высвободиться из-под теснот, когда есть способ устраниться от них? «Тесноты от Бога… терпим и благодарим. Но если под руками есть способы устраниться от них, и это от Бога, то никакого нет греха воспользоваться ими и высвободиться из-под теснот» (свт. Феофан Затворник ). 1092. Какие это есть три уединения? Меня старец мой учил: «Сначала приучаться вообще не выходить из келлии, затем мыслями не выходить за келлию, а в келлии заниматься чтением Божия Слова, молитвой, богомыслием, рукоделием… Потом, – говорит, – занимай себя тем, что внутри происходит. Наконец, укройся, – говорит, – в сердце и сиди там один с Господом, отгоняя мысли, как мух и комаров (свт. Феофан Затворник ). 1093. Как вести себя с еретиками? Не дружи с еретиками, не ешь и не пей с ними, не сопутствуй им в дороге, не входи ни в дом, ни в собрание их. 1094. Есть ли разница – согрешить намеренно или по увлечению и немощи? Величайшая разница – согрешать намеренно, по расположению к греху, и согрешить по увлечению и немощи при расположении благоугождать Богу. Величайшая разница – проводить греховную жизнь, и претыкаться по причине немощи, по причине греховной заразы, шествуя по пути Божию (свт. Игнатий Брянчанинов) . 1095. Власть, начальство – от Бога ли? Учреждение власти есть дело Божие, а то, что к ней допускаются люди порочные, которые пользуются властью не так, как должно, зависит от испорченности людей (свт. Иоанн Златоуст ). 1096. Как преуспеть в добре?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Спасение возможно и среди мира, если только будем жить, сколько возможно подражая жизни святых». (Достоп. событ. о. Адриана подвижника югского. Спб. 1862 стр. 41 – 43). Кроме устных наставлений монахи оставили бесчисленное множество писаний, в которых верущие могут находить наставления в вере православной. Большая часть писаний св. Отцев, уважаемых Церковью , принадлежат инокам. И у нас в России сколько потрудились иноки в писании для назидания православных! Это всегдашние памятники иноческих трудов в пользу веры и благочестия. Устройство училищ Иноки заботились не только о распространении, но и об утверждении веры и благочестия, содействовали сему не только наставлениями, но и образованием и воспитанием детей в училищах при монастырях. Сии училища первоначально появились в монастырях Пахомия Великого в Египте. Монахи первоначально принимали сирот бесприютных по примеру Иова ( Иов. 29:12 ), который был отцом сирот. Василий Великий излагает и правила для училищ монастырских (прав. 15. т. 5. Москв. 1848 г. стр. 132–134). Обучение детей было соответственно цели воспитания их в вере и благочестии, заставляли детей учить наизусть изречения св. писания; вместо басен рассказывали им повествования о чудных делах Господних, вразумляли их изречениями из притчей и награждали за удержание в памяти священных слов и предметов. Из сих училищ вышло много людей отличных. Св. Златоуст, сравнивая училища гражданские с училищами в монастырях, свидетельствует, что из мирских училищ выходило столь же мало добрых воспитанников сколько худых из монастырских (см. против. порицат. монаш. 3). Обличая современное небрежение родителей о христианском воспитании детей, говорить: «и худо не то одно, что они внушают детям противное заповедям Христовым, но и то еще, что нечестие прикрывают благозвучными именами, называя частое посещение конских ристалищ и театров светскостью, славолюбие величием души, дерзость – откровенностью, расточительность – человеколюбием, несправедливость – мужеством. При таком воспитании, живя среди соблазнов, с ранних лет увлеченный в рабство страстям, может ли юноша освободиться от них, когда все толкают его в бездну порока, все погружают его глубже и глубже, когда сами родители и словом и примером распаляют страсти и извращают в его душе понятие о добре и зле, как бы боясь, чтобы он, услышав от других настоящее название добродетелей и пороков, не избежал от заразы» (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

1 мая 1897 г. на месте разобранной домовой церкви архиеп. Тверской Димитрий (Самбикин) в сослужении прав. Иоанна Кронштадтского заложил теплый 3-престольный храм, главный придел к-рого был освящен 15 сент. 1901 г. в честь Андрониковой иконы Божией Матери. 17 сент. были освящены левый придел во имя святителей Григория Армянского, Иннокентия Иркутского, прп. Иоанна Рильского и вмч. Димитрия Солунского и правый придел во имя Всех святых. 5-главый Андрониковский собор, построенный по проекту московского архит. Н. П. Маркова, примкнул к полуразвалившемуся больничному корпусу с воротами и звонницей. В соборе находилась святыня В. м.- Андроникова икона Божией Матери , приобретенная для мон-ря Сивохиным и перенесенная 1 мая 1885 г. из С.-Петербурга. Указом Синода с 1 мая 1887 г. в В. м. совершалось ежегодное празднование иконе. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1910–1912 гг. Архит. А. П. Аплаксин. Подворье мон-ря в С.-Петербурге. Фотография. 1913 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1910–1912 гг. Архит. А. П. Аплаксин. Подворье мон-ря в С.-Петербурге. Фотография. 1913 г. К нач. XX в. в обители находились 2-этажный деревянный игуменский корпус, 3-этажный каменный корпус для именитых гостей, соединявшийся с колокольней, больничный корпус с богадельней, 18 двухэтажных корпусов, 2 гостиницы, школа, 11 деревянных домов. За оградой были расположены 4 дома для священников, 2-этажная гостиница, 2 странноприимных дома, хозяйственные дворы, сады и огороды. В. м. был самой крупной жен. обителью Тверской епархии, в нем проживало до 700 сестер, служили 5 священников и диакон, в т. ч. иерей М. В. Беневоленский, отец сщмч. Димитрия Беневоленского . В 1906 г. настоятельницей стала игум. Досифея II, в 1914 г.- игум. Амвросия. Среди подвижниц В. м. известны схим. Пелагея ( 1884), по молитвам к-рой совершались исцеления; ученицы старцев Адриана Югского и Петра Томаницкого монахини Макария (Короткова) и Мария (Анисимова). Действовали живописная, вышивальная, швейная, башмачная и переплетная мастерские, приют для девочек, школа грамоты, преобразованная в 1914 г. в церковноприходскую. В годы первой мировой войны мон-рь продал пустошь Стойково и на вырученные деньги устроил лазарет для раненых. В 1914 г. послушницы В. м. трудились в Царскосельской общине сестер милосердия.

http://pravenc.ru/text/161133.html

В качестве ярких примеров самостоятельной русской традиции старчества можно назвать преподобных Василиска Туринского и Зосиму Верховского , а позднее – иеромонаха Адриана Югского , преподобную Ардалиону (Игнатову) и, конечно, преподобного Серафима Саровского 512 , а также других, менее известных подвижников. При этом самобытность этой традиции не означает, что между ее представителями и последователями школы преподобного Паисия или даже самим молдавским архимандритом не было никаких контактов 513 2 . Здесь нужно различать (как это делается в случае с современниками преподобного Сергия) учеников преподобного Паисия и его «собеседников»: первые были духовными учениками старца, а вторые находились с ним в духовном общении, но не были собственно его послушниками. Русское старчество XIX века: новое или святоотеческое? «Народность» русского старчества Старчество как христианская аскетическая практика появилось в древности, но в каждую историческую эпоху приобретало особенные, только ему свойственные черты. Выше мы видели, что появление некоторых исключительных для восточно- христианского старчества черт (в частности, появление наставника-мирянина и белого священника) имело место внутри русской аскетической традиции в XIX веке. Чем же можно объяснить эту особенность русского старчества этого периода? Впервые эта проблема со всей отчетливостью была поставлена В. И. Экземплярским . Русское старчество, писал он, не похоже на восточное, оно слишком вдвинуто в мир, слишком связано с ним: «Наше старчество едва ли не с первых дней своего появления в России вступило на самостоятельный новый путь, и явилось не столько монашеским, сколько народным. Старцы [Оптиной пустыни] – отцы и советчики для всего русского народа, и только в очень ограниченной мере – для иночествующих» 514 . Эта «народность» осознавалась как главная особенность русского старчества XIX-XX веков. Но оставался вопрос о причине такого активного «выхода» русского старчества в мир, а также о том, являлось ли это его достоинством или, напротив, изъяном.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

(Из «Достопамятных изречений» иеромонаха Адриана, подвижника Югского) 393. Братья и сестры Святая Церковь тридцатого октября вспоминает страдания священномученика Зиновия и сестры его, мученицы Зиновии. Они родились в Каппадокийском городе Егее от благочестивых родителей, которые воспитали их в Законе Господнем. Рано они остались сиротами, но добрые наставления родителей уже укоренились в них, и они решили раздать свое богатое имение бедным и жить лишь для служения Богу. Господь принял жертву их, и Зиновий получил от Господа дар чудотворений: молитвой и возложением рук он исцелял больных. Скоро чудеса и добродетели прославили его по всей области, и христиане Егейские возвели его в епископа. Святой Зиновий ревностно наставлял паству и словом и примером святой своей жизни. Но вот, вспыхнуло страшное Диоклетианово гонение, – в город Егей был прислан царский сановник для того, чтобы склонить христиан к отречению от веры и предавать непокорных казни. Многие из христиан прославились мученической смертью за Христа. Призвали к допросу и святителя Зиновия. «Мне незачем с тобой долго беседовать, – сказал ему языческий сановник, – вот тебе жизнь или смерть: жизнь, – если поклонишься богам нашим, смерть, – если не поклонишься, выбирай!» – «Жизнь без Христа и есть смерть, – отвечал епископ, – смерть же телесная, Христа ради, есть вечная жизнь. Хочу умереть здесь и жить вечно со Христом». – «Увидим, поможет ли тебе Христос твой?» – сказал сановник, и велел жестоко бить епископа. Что всего поразительнее здесь, это – братская любовь, соединившая воедино сердца брата Зиновия и сестры его Зиновии, это – единомыслие умов и сердец их. Что делает брат, то делает и сестра. Брат идет страдать за Христа, и сестра туда же. Вот образец, как братья и сестры должны себя вести по отношению друг к другу. Особенно должны поучиться этому там, где много братьев и сестер. Но, нужно сказать правду, редко они растут в полной любви и согласии, – ссоры, друг на друга жалобы, нехотение послужить друг другу, – вот что большей частью бывает в больших семействах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Рыбинский Софийский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Рыбинский Софийский женский монастырь — православная женская обитель, основанная в 1860 году. Монастырь был закрыт в 1923, восстановительные работы ведутся с 2009 года. В настоящее время монастырь действующий, но часть его территории занимает Следственный изолятор. Содержание История [ править править код ] В России было несколько Соборов в честь Св.Софии, однако не было ни одного Софийского монастыря. Рыбинский монастырь стал первым и единственным Софийским монастырем в земле Русской. Он стал знамением «духовной столичности» города на Волге, его особого предназначения в судьбах России. Бывший Софийский Успенский общежительный монастырь находится на улице Гремячевской, недалеко от пересечения ее с улицей Софийской, на берегу реки Коровки. Его основание в 1860 году стало возможно благодаря трудам двух подвижников Церкви: старца Адриана Югского (память — 20 авг.н.ст.) и иерея Петра Томаницкого. Первый создал общину, ставшую основой новой обители, второй определил для нее место. Погребен прозорливый старец Петр Томаницкий был в притворе Софийского храма в 1866 году. Средства для возведения обители пожертвовал благочестивый купец Андрей Миклютин, строитель городского Спасо-Преображенского собора. Место, выбранное близ города у Гремячего ручья, было указано Миклютину еще в детстве. Храмы и кельи были построены в конце XIX века. В период расцвета в обители проживало около 200 монахинь, было училище для сирот-воспитанниц. До революции в обители успели построить два каменных храма: соборный Софийский и теплый в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». В их освящении принял участие известный Рыбинский протоиерей Родион Путятин. Монастырь был прославлен подвигами многих подвижниц. Одна из них – монахиня Сергия, основательница Леушинской обители, погребена в Софийском монастыре. Последняя из известных подвижниц обители – монахиня Агния, могилка которой на городском кладбище чтима и ныне. 28 ноября 1923 года обитель была закрыта, монахини разогнаны.Софийский женский монастырь

http://azbyka.ru/palomnik/Рыбинский_Софи...

Кого только ни поминает архимандрит Павел! Даже загадочное лицо русской истории старца Феодора Кузьмича, о котором ходят легенды, что это никто иной, как император Александр I. «Помер 20 января 1864 года в 8 ¾ часов вечера, – с удивительной точностью указывает отец Павел. – Похоронен в Алексеевском монастыре г. Томска. Его молитвами помилуй нас, Господи». «О упокоении... Р.Б. Андрея и Марии, родители святителя Иоасафа; Димитрия и Даниила, дедушки святителя Иоасафа. Старца Иерофея. Похоронен у Троицы на кладбище г. Тутаева Помяни, Господи, Югского старца Адриана. Схимонаха Вассиана. Раба Божия Иоанна Евфимовича, помер 15 окт. 1906 г. 104 годов от рождения близ Вышнего Волочка Схимонахину Пелагию, Елену, Параскеву, Иосифа у Пятницы на Бору. Монахину Евстолию. Монахину Сарру, она затушила подожженные французами фитиля в 1812 г. и предотвратила этим взрыв Новодевичьего монастыря. Померла 18 марта 1840 года. Помяни, Господи, старца Варнаву. Подвизался в Брянских лесах, помер от побоев, нанесенных разбойниками». «Вот ради этих покойничков вроде бы надо и пожить, кто их помянет? – пишет о. Павел. – В городах батюшки перегружены, а в селах батюшек всё меньше и меньше, вот, пожалуй, и пожить да попоминать ищо надо». «Последняя староста церкви села Правдино Мария Петровна Гаганова; умерла 2-го мая н/с 1978 года. Царство ей небесное». Читая этот бесконечный список имен, уходящий, словно журавлиный клин, в небеса, вдруг на чистой странице видишь четкие, написанные по старой орфографии, батюшкины строки: «По смерти моей Бога ради прошу вписать и мое имя в сей синодик. Священник Павел Груздев. Нам венцы готовятся. I. П». «I. П.» – сокращенно или же Павел, потому что «игумен» пишется с начальной «И», а значит, эта запись отца Павла сделана не позднее 1966 года, когда он был возведен в сан игумена. И до того неоспоримо это блеснувшее, как молния, прозрение – «Нам венцы готовятся» – среди поминальных строк батюшкиного синодика, что и ты, озаренный на мгновенье, словно прошиблен этой молнией до глубины сердца...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010