Я с своей стороны ради закона Божия, ради сохранения канонов, преданных от отцов, ряди защиты привилегий апостольской кафедры, готов претерпеть все страдания и, если то необходимо, принять самую смерть. Понятно, собор вполне разделял мнение Адриана и о высоком папском значении Николая, я о великих преступлениях Фотия. Потому один из епископов, присутствовавших на соборе, встал и сказал громоносную речь против Фотия. «Фотий был отлучен и анафематствован – говорил епископ – и значит не мог созывать никакого собора, как осужденный он не мог судить никого другого. К нему – говорил оратор – относятся слова псалма: «Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его, ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его; слова уст его – неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом.» ( Пс.35:2–5 ). «Папа должен отмстить – говорил оратор – за оскорбление своей апостольской кафедры, восстать на спасение народов; подобно Петру наказать лжеца Ананию или лучше сказать того, кто еще больше заслужил смерть; папа должен осудить собор Фотия так, чтобы и следа не оставалось от него, и пусть будет уравнен он с собором разбойничьим в Ефесе (449 г.). Те, кто принимал участие в соборе, или подписывал его акты, или защищает их, или скрывает их, – должны быть анафематствован, и если они устно и письменно не произнесут анафемы на акты, то таковые и в качестве мирян не должны быть допускаемы до церковного общения». После этого совершенно ясного осуждения собора Фотиева латинскими епископами, от лица папы предлагается еще категорический вопрос собору: «что сделать с этими актами»? Собор отвечал: «принимая во внимание, что худые речи портят добрые нравы, что, кто дотрагивается до смолы, тот пачкается ею, что эта книга ничем существенно не отличается от злых книг еретиков и схизматиков, так как она сочинена от схизматика и подражателя Диоскора и преисполнена всякою ложью и вредными догматами, то эта.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Первая часть получила у Евреев наименование Шемуэль – Самуил – или сефер Шемуэль не потому, что она вся (т. е. 1-я и 2-я Царств) написана Самуилом: древнее Иудейское предание приписывает Самуилу как писателю только первые 24 главы 1-й книги Царств; конец царствования Саула и царствование Давида он описать не мог, потому что смерть его наступила ранее смерти Саула. Книга названа по имени Самуила потому, что этот пророк занимает первенствующее положение в начале книги и, по замечанию Абарбанелля 289 , все содержание ее известным образом можно отнести к Самуилу, так как и Саул, и Давид получили помазание от Самуила и в своей деятельности находились под сильным влиянием последнего. Пример подобного же неточного обозначения представляет самаринская историческая хроника, которая носит наименование книги Иисуса Навина, несмотря на то, что повествование ее, по одной редакции, доведено до эпохи Адриана, по другой – даже до Магомета. Признавая все четыре книги Царств, согласно с переводом LXX за одно целое, мы не можем смотреть на него, как на результат последовательной и преемственной деятельности целого ряда писателей-пророков, из которых будто бы каждый последующий продолжал труд с того пункта, где остановился его ближайший предшественник. Так, опираясь отчасти на Иудейское предание, отчасти на свидетельство 1-й книги Паралипоменон ( 1Пар.20:29 – «Дела царя Давида, первые и последние, описаны в записях Самуила провидца, и в записях Нафана пророка, и в записях Гада прозорливца»). Опираясь на эти данные, обыкновенно полагают, что первые две книги написаны преемственно тремя названными пророками; но самое содержание этих книг решительно опровергает подобное предположение, потому что они носят в себе признаки позднейшего времени. Уже во 2-ой главе 1-й книги Царств в молитве Анны, матери Самуила, находится указания на эпоху царей. «Господь», говорит Анна в своей молитве, «будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего» ( 1Цар.2:10 ). Не могло быть замечание 9 й главы ( 1Цар.9:9 ) написано Самуилом: «прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: пойдем к прозорливцу; ибо тот, кого ныне называют пророком, прежде назывался прозорливцем». Для эпохи Самуила это замечание было бы совершенно преждевременным. В 27-й главе ( 1Цар.27:6 ) «тогда дал ему (Давиду) Анхус Секелаг; посему Секелаг и остался за царями Иудейскими доныне» указывают на время, наступившее после разделения царств, когда уже не было в живых ни Самуила, ни Нафана, ни Гада. В 3-й и 4-й книгах вполне ясно можно видеть, что фрагменты отдельных, некогда самостоятельных произведений, собраны в одно целое и приведены в порядок одним автором, соответственно его личным взглядам и общей цели повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Это последнее обращение Господа к женам иерусалимским не только содержит пророчество о гибели города, которое исполнится через сорок лет в период Иудейской войны, но и указывает внутреннюю, мистическую причину грядущей гибели: религия Ветхого Завета превратилась уже в сухое дерево. Девятая станция (Третье падение Иисуса) Греческий монастырь во имя святого мученика Харлампия, о котором мы сказали выше, не позволяет прямо пройти к месту девятой остановки. Приходится вернуться на улицу Сук аз-Зейт. Когда-то это была главная улица города Элиа Капитолина. Римские города первых веков нашей эры строились с простотой и четкостью солдатского лагеря. С юга на север шли «кардо», с запада на восток «декуманусы». Главная улица города Адриана (Кардо Максимус) разрезала город с севера на юг от Дамасских до Сионских ворот. Это была широкая улица, обстроенная колоннадами с торговыми лавками под ними. Крестоносцы назвали эту улицу Малькви- зинет (дословно «плохая кухня»). Улица в их времена была уже крытой сверху, как и теперь, и в южной ее части сохранились вентиляционные отверстия, служившие дымоходами, когда там располагались кухни крестоносного воинства. Это и сейчас преимущественно пищевой рынок, где можно купить мясо, рыбу, овощи – все, вплоть до восточных сладостей. ...Поднявшись по широкой лестнице, проходим к девятой «станции». Она обозначена обломком колонны, встроенным в стену у дверей Коптской Патриархии. ...По обычаю, осужденный на смерть преступник на последнем участке пути должен был сам нести свой крест. Иисус был к этому времени так слаб, что перед самой Голгофой упал, по преданию, в третий раз. Я подобен вытекшей воде, все кости Мои расслабли. Сердце Мое, как воск, тает внутри. Сила моя иссохла, как черепок, гортань Моя суха, как пустыня, и язык прилипает к горлу ( Пс. 21, 15–16 ). И все же за этим отчаянием скрывался час последнего торжества: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам, если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода ( Ин. 12, 23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Блаженная Наталия ободряла его и утешала и, обняв, говорила: — Блажен ты, господин мой, что сподобился участи святых мучеников! Блажен ты, свет очей моих, так как страдаешь ради Пострадавшего за тебя! Вот ты теперь идешь видеть славу Его и быть общником оной, ибо общник Его страданий будет причастником и славы Его. Во время сего разговора Наталия отирала кровь его и помазывала ею свое тело. А святые мученики весьма радовались мужественному терпению Адриана и, приступив к нему, лобызали его, говоря: «Мир тебе, брат». А те, которые не могли ходить от тяжести ран, лежали на полу и ползком приближались к нему, чтобы лобызать его, и все говорили ему: — Радуйся о Господе, возлюбленный брат, так как имя твое написано с прославленными рабами Божиими! — Радуйтесь и вы, рабы Христовы, — отвечал Адриан, — вы получите венцы за вашу заботу обо мне! Молитесь же за меня ко Господу, чтобы Он укрепил меня, весьма изнемогшего телом, и чтобы восстающий на меня враг — диавол — ничего не мог сделать со мною! — Уповай на Бога, — сказали святые. — Сатана не одолеет тебя: ты далеко отогнал его своим страданием. Мы сначала боялись за тебя, думая, что ты, как человек, будешь немощен, а теперь, видя твое крепкое терпение, мы более уже не сомневаемся в тебе и веруем, что при Божией помощи враг ничего не может сделать с тобою; поэтому не бойся: с тобою — Христос, Победитель диавола! Вместе со святою Наталиею были и другие благочестивые жены, которые прислуживали святым, прикладывая к их ранам целебные лекарства и делая им перевязки, разделив при этом между собою мучеников так, чтобы каждая могла послужить своему всяким за ним уходом. Узнав о том, что многие благочестивые женщины приходят в темницу и прислуживают узникам, прикладывая к их ранам лекарства, нечестивый царь запретил их допускать туда к узникам. Видя, что женщинам нельзя было более приходить к мученикам, святая Наталия остригла на голове своей волосы, переоделась в мужское платье и, войдя в темницу в образе мужчины, одна прислуживала не только мужу своему, святому Адриану, но и всем прочим святым мученикам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Твой приезд был большой отрадой для меня. Я уже отвык от общения с православными, и поистине тебя привел Промысел Божий. Ты значительно укрепил мою веру и открыл ту духовность, коей живет Джорданвилль. Надеюсь на скорый ответ, молюсь за тебя и прошу твоих молитв. Твой брат во Христе, Евгений. В объятиях Отчих Все современные духовные «отклонения» нельзя рассматривать иначе, как последнюю ступень грехопадения человека. Весь мир словно уподобился Адаму, возжелавшему быть всеведущим, как Бог. И кто ответит, почему Господь попускает такое? Не потому ли, что в конце времен, как и в начале, мы вновь идем наперекор Его воле? Без всякой видимой причины покинул блудный сын отчий дом. Но вернулся – и сколько было радости! Может, Господь попустил теперешние смутные времена, чтобы потом возрадоваться, приняв раскаявшихся грешников? Евгений Роуз. 18-го янв. 1961 г. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги… Ибо этот сын мой был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся». Лк. 15:21–22,24 . Вкусите, и увидите, как благ Господь! Пс. 33:9 . Димитрий сдержал обещание часто навещать Евгения. Среди предков Димитрия были французы и русские. Первые принадлежали к одной из аристократических фамилий. Сам Димитрий вырос в Лиме (Перу), знал множество языков и по-английски говорил с французским акцентом. Редко отпрыски дворянских семей получают хорошее религиозное образование, однако его благочестивая родительница, Светлана Романовна, преуспела в этом. Искренняя вера Димитрия служила Евгению примером. Он увидел естественность православной жизни, коей оказался лишенным в детстве и которую не восполнишь разумом. До конца своих дней Евгений поддерживал переписку с этой семьей: Димитрием и особенно со Светланой Романовной. Последняя окончила свои годы в Ново-Дивеевском монастыре у отца Адриана. Глеб, Димитрий и близкие им по духу друзья помогли Евгению сделать решающий шаг и «войти» в Церковь . Он уже не боялся погрязнуть в провинциальной «приходской обмирщенности», его окружали молодые русские, мечтавшие служить Православию как непреложной Истине, а не потому, что так заведено в их семьях.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

Повернув после седьмой остановки вправо, поднимаемся на несколько ступеней по улице Акабат аль-Канка и проходим мимо немецкого (Мальтийского) хосписа св. Иоанна. Данная местность во времена Христа Спасителя находилась уже вне городских стен. Сейчас трудно в это поверить, поскольку сегодня это одна из самых оживленных частей Старого Города. По левой стороне улицы, в стене греческого православного монастыря св. Харлампия издали виден камень, помеченный крестом и греческими буквами «Иисус Христос Ника» (т. е. «Иисус Христос, побеждай»). Крест на стене отмечает место беседы Спасителя с женщинами Иерусалима. «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк. 23:27–31). Это последнее обращение Господа к женам иерусалимским не только содержит пророчество о гибели города, которое исполнится через 40 лет в период Иудейской войны, но и указывает внутреннюю, мистическую причину грядущей гибели: религия Ветхого Завета превратилась уже в сухое дерево. Греческий монастырь во имя св. мученика Харлампия не позволяет прямо пройти к месту девятой остановки. Приходится вернуться на улицу Сук аз-Зейт. Когда-то это была главная улица города Элиа Капитолина. Римские города первых веков нашей эры строились с простотой и четкостью солдатского лагеря. С юга на север шли «кардо», с запада на восток «декуманусы». Главная улица города Адриана (Кардо Максимус) разрезала город с севера на юг от Дамасских до Сионских ворот. Это была широкая улица, обстроенная колоннадами с торговыми лавками под ними. ...Поднявшись по широкой лестнице, проходим к девятой «станции». Она обозначена обломком колонны, встроенным в стену у дверей Коптской патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

И скажи им: так говорит Господь воинств: так сокрушу Я народ сей и город сей, как сокрушается сосуд горшечника, который уже не может быть восстановлен. Очевидно, говорится не о Вавилонском, а о Римском плене. Ибо после Вавилонян и город был возобновлен и народ был возвращен в Иудею и восстановлен в прежнем благосостоянии; а после плена, бывшего при Веспасиане и Тите, а потом при Адриане, Иерусалим имеет оставаться в развалинах до конца мира, хотя Иудеи и думают, что Иерусалим и будет восстановлен в золоте и драгоценных камнях, и снова будут восстановлены и жертвы, и священнодействия и брачные союзы святых и царство в землях Господа Спасителя. Этого хотя мы не разделяем, но осуждать не можем, так как многие из мужей церковных и мученики говорили это. Каждый пусть избычествует в своем смысле и все пусть предоставляется суду Божию (Рим. гл. 14). Но как слепленный и глиняный сосуд, если будет разбит, то не может быть восстановлен в прежнем виде, так и народ Иудейский и Иерусалим, по разрушении, не будут иметь прежнего состояния. Наконец, и самое имя города теперь упразднено и от Элия Адриана он называется Элиею и вместе с прежними жителями потерял и прежнее имя в поражение гордости жителей его. А наименования святого Креста и Воскресения обозначают не город, а место, и не величие прежних богатств чрез которое погиб Иерусалим, а славу святыни, которую имеет и наш бедненький Вифлеем, имеющий не золото и драгоценности, а хлеб родившийся в нем 12 ). Ст. 12. И будут погребать их (или будут погребать ) в Тофете, потому что нет другого места для погребенья. Так сделаю месту этому, говорит Господь, и жителям его, и город сей сделаю подобным Тофету (или развалине), и будут домы Иерусалима, и домы царей Иуды как место Тофет (или падение). Прибавленного же Семидесятью: все домы царей Иуды как место Тофет в еврейском нет. Далее следует: Ст. 13. Нечисты все домы, на кровлях коих они приносили жертвы всему воинству небесному и, совершали возлияния богам чужим. Сказанное выше: место это не будет более называться Тофетом и долиною сына Енномова, но долиною убиения теперь выражает яснее, что в этом месте будет такое побоище, что народ будет там погребаться кучами и место некогда религиозного культа будет могилою мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо скоро обольщается только неразумный и простой. И строят они высоты Ваалам, когда говорят, что они рассуждают о возвышенном. И сожигают идолу сыновей своих, – тех, коих родили они в ереси. Господь говорит, что всего этого Он не знает, и оно никогда не приходило на мысль Ему. Ст. 6. За то вот приходят дни, говорит Господь, и место сие не будет более называться Тофетом и долиною сына Еннома, но долиною убиения. LXX: За то вот приходят дни, говорит Господь, и место сие более не назовется падением и πολυνδριον сына Еннома, а πολυνδριον убиения. Что это за долина сына Еннома, которая по-еврейски называется geennom, откуда, думают, получила имя и геенна, – мы говорили выше. А с какою мыслию LXX вместо thopheth, поставили διπτωσιν, т. е. падение и вместо долина πολυνδριον. что значит множество мужей – недоумеваю, если только может быть не потому, что там народ пал и убито множество людей, – или духовно в заблуждении идолопоклонства, или буквально войском вавилонским, что яснее читается в дальнейших словах. Ст. 7–9. И уничтожу совет Иуды и Иерусалима на месте сем, и сражу их мечем пред лицем врагов их и рукою ищущих души их, и отдам трупы их в пищу птицам небесным и зверям земным, и положу город сей в ужас и посмеяние. Каждый проходящий чрез нею изумится и посвищет на все язвы его. И накормлю их мясом сыновей их и мясом дочерей их, и каждый будет есть плоть друга своего, в осаде и тесноте, в которой заключать их враги их и ищущие душ их. Хотя мы знаем, что это постигло народ и во время плена Вавилонского, но полнее это относится ко временам Спасителя, когда они были осаждены Веспасианом и Титом и город их во времена Адриана пал в уничижение вечное, так что те, кои приносили сыновей своих в жертву идолам, впоследствии сами, вынуждаемые голодом, обращали их в пищу себе, и тела всех отдавались птицам небесным и зверям земным; злоупотреблявшее для нечестия дарами Господа и закалавшие плоды чрева своего идолам делали утробы свои гробами детей своих. Ст. 10–11. И разбей сосуд пред глазами мужей, которые пойдут или выйдут с тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Она самоотверженно и безвозмездно помогала всем немощным ефесским христианам, страдавшим телесно и душевно. И даже учредила в Ефесе специальную гостиницу, где многие находили приют, пищу и душевный покой. Дожила Ермиония до преклонных лет. В царствование императора Адриана она пострадала за исповедание христианской веры, подверглась многочисленным мучениям и истязаниям и была усечена мечом. Верующие с благоговением погребли ее святые мощи с подобающей честью в Ефесе. В таком вот добром христианском семействе остановился апостол Павел перед тем, как ему надлежало пострадать в Иерусалиме. Святой апостол знал, что его ожидает. Мы слышали сегодня из Апостольского чтения, что в дом Филиппа пришел пророк по имени Агав, который взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников. Все поняли, что речь идет об апостоле Павле. И тогда люди, которым так дорог и близок был апостол, стали скорбеть, плакать и уговаривать его не идти в Иерусалим, дабы не сбылось на нем это пророчество. Просьба учеников, естественно, была выражением их любви, любви человеческой. Они хорошо понимали, что не могут противиться Божественной воле. Однако в житейском плане, побуждаемые лучшими чувствами, они пытались уберечь своего возлюбленного духовного учителя и наставника. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Сильна любовь человеческая, многое невозможное ей подвластно. Это чувство, дарованное нам Богом как награда и особый свет жизни, способно подвигнуть людей на невероятные, самоотверженные деяния. Настоящая любовь всегда жертвенна, так как мысли и чаяния связаны не с собой, а с тем человеком, которого действительно любишь. Счастьем для влюбленного является счастье и благополучие любимого. Но еще сильнее человеческой любви любовь к Богу, которую даже сравнивать невозможно с самыми светлыми и возвышенными чувствами людей.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Вышеприведенное пророчество указывает, что Мессия выйдет из еврейского народа. 6. Сын Иакова Пророчество: «Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» ( Чис. 24:17 ); ( Быт. 35:10–12 ). Исполнение: «Иисус... сын Иаковлев...» ( Лук. 3:23,34 ); ( Матф. 1:2 ) В древнееврейских пересказах Библии, таргумах, мы находим следующий вариант стихов 35:11, 12 из книги Бытия: «И Господь сказал ему: Я Повелитель: расселяйся и размножайся; святой народ, и множество пророков и священников произойдёт от твоих сыновей, зачатых тобой, и два царя произойдут от тебя. И землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, отдам Я тебе и твоим сыновьям после тебя дам Я землю» (Таргум Ионафана). Обнаружен и такой перифраз Чис. 24:17 : «Я вижу его, но не сейчас, узрел его, но не близко. Будет время, и восстанет царь из Иакова, и Мессия из народа Израиля...» (Таргум Онкелос). По этим источникам мы видим, что евреи придавали данным отрывкам мессианское значение. Можно было бы процитировать в доказательство и документ, известный под названием «Мидраш Бамидбар Рабба». Пол Хайниш пишет, что «во времена Адриана (132 г. от Р.Х.) евреи восстали против римского ига. Своего предводителя они называли Бар-Кохба, «Сын звезды», так как верили, что в нём исполняется пророчество Валаама о звезде Иакова, и что через это восстание римляне будут окончательно разбиты Богом». В своей «Христологии Ветхого Завета» Хенгстенберг указывает, что «под этим Правителем евреи с древнейших времён имели в виду Мессию, либо исключительно, либо главным образом, так что Давид играл вспомогательную роль. Говорили либо о его исключительном отношении к Мессии, либо о том, что речь идёт о Давиде, однако при этом и сам он, и его исторические победы рассматривались как нечто характеризующее Христа и его духовные победы, которые и имел в виду пророк». У Исаака было два сына, Иаков и Исав. Здесь Господь устраняет из родословной Мессии линию Исава. 7. Племя Иудино

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010