До 1429 года «со всяцем смирением и многим терпением и кротостью зельною» подвизался на Валааме преподобный Савватий, постриженник Кирилло-Белоезерского монастыря. Он слышал, «что иноки Валаамского монастыря подвижное имут житие, днем и нощию в Богоугождении труждающеся, пищу же имут от труда рук своих», почему и оставил Кириллов 10 . В последствии, по званию Божию, он удалился с Валаама на Соловецкий остров и там, при содействии Валаамского же питомца, старца Германа, положил начало иноческому житию. В одно время с преподобным Савватием пребывали на Валааме преподобный Евфросим, происходивший из князей Тепринских, в последствии возвратившийся в Саввину пустынь 11 , и инок Геннадий 12 , ученик преподобного Савватия, в последствии св. архиепископ Новгородский, ревностно подвизавшийся вместе с преподобным Иосифом Волоколамским против распространявшейся тогда ереси жидовствующих. В 1474 году, узнав от Валаамских иноков, что на Валааме есть «общежительное пребывание и особное по двема и трием, единодушное и отходное уединенное молчание», явился сюда преподобный Александр Свирский . «О, чадо!» – говорил ему бывший тогда игумен Иоаким, – «видиши ли, яко место сие зело скорбно есть и пребывающие в нем тесное и нуждное житие проходят, ты же юн сый, мню, яко не можеши терпети скорбей на месте семь». Слезами, поклонами и новыми просьбами отвечал на эти слова игумен преподобный. Тогда презирая, что «он сосуд избран хощет быти Богу», наконец, сказал ему игумен: «отселе буди служай братии со всяким терпением и послушанием». Преподобный Александр пострижен здесь в монашество, сначала трудился в общежитии, потом отшел на безмолвие на «Святой» остров, откуда в последствии вызвал его Божественный глас на берега Свири, где он основал существующий по ныне Троицкий монастырь 13 . По отшествии преподобного Александра подвизались на Валааме преподобные: Афанасий Сяндемскнй, Адриан Ондрусовский и Евфросин Синозерский 14 , в последствии первый из них основал на восточном берегу Ладожского озера Сяндемскую пустынь, второй – в 20 верстах от Олонца – пустынь Ондрусовскую и третий – на берегу Синичьего озера, в 30 верстах от Устюжны – Синозерскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христофор Сольвычегодский Преподобный Афанасий Свирский Преподобный Иона Яшезерский XVI-XVII Праведный Афанасий Наволоцкий XVI-XVII Праведный Прокопий Усьянский (Устьянский) До XVII XVII век Праведный Василий (мученик), Мангазейский, Туруханский Борис Феодорович Годунов (1598 – 1605) Преподобный Мартирий Зеленецкий Праведная Иулиания Лазаревская Святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси Василий Иоаннович Шуйский (1606 – 1610) Преподобномученица Анастасия, игумения Угличская и с нею 35 сестер-монахинь Преподобный Сергий Шухтовский Преподобный Леонтий Леохновский Междуцарствие 1610 – 1613 Преподобный Серапион Кожеезерский Святитель Ермоген священномученик, Патриарх Московский и всея Руси Преподобномученик Галактион Вологодский Преподобный Иосиф Заоникиевский Преподобный Трифон, архимандрит Вятский Преподобномученик Евфросин Синоезерский Праведный Иоанн (затворник), Псковский Михаил Феодорович Романов (1613 – 1645) Преподобный Иринарх, затворник Ростовский Праведная София, кн. Слуцкая Преподобный Адриан Монзенский Преподобный Поликарп Брянский Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец Преподобный Макарий Жабынский, Белевский Преподобный Вассиан Тиксненский Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый Преподобный Иов Ущельский Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит Троице-Сергиевой лавры Преподобный Никодим Хозыогский, Кожезерский Преподобномученик Симон Воломский Праведный Симеон Верхотурский Преподобномученик Афанасий Брестский Алексий Михайлович (1645 – 1676) Праведный Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый Преподобный Иов, игумен Почаевский Святитель Аффоний, митрополит Новгородский Святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский Преподобный Леонид Устьнедумский Преподобный Лукиан Александровский Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец Преподобный Елеазар Анзерский Преподобный Филипп Янковский, Сухонский Преподобный

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

На К. Феодосий находился недолго, из-за преследования властей бежал на Ветку , где оставался до своей смерти в 1710 г. признанным главой поповцев. В кон. 70-х гг. XVII в. сеть тайных старообрядческих поселений на К. основали монахи, бежавшие из Соловецкого в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря после подавления в 1676 г. Соловецкого восстания . По преданию, семеро соловецких монахов - Арсений, Никанор, Онуфрий , Парфений, Софонтий , Трифиллий и Адриан - пришли в долину р. Санохты (правый приток Керженца) и поставили здесь кельи, с тех пор это место стало известно как «Семибратская долина». Бывш. соловецкие монахи руководили общинами поповцев на К. Арсений стал основателем Арсеньевского скита близ дер. Хвостиково и скита Шарпан (впосл. Ст. Шарпан) на р. Чёрной Санохте. После его смерти в 1682 г. скит возглавил старец Онуфрий (по нек-рым сведениям, имел прозвище Орёл). Будучи человеком энергичным, с организаторскими способностями, Онуфрий распоряжался поступлением всех средств, приходивших на К. от жертвователей, и распределял их между скитами. Не менее почитаемым и авторитетным лидером был Софонтий, буд. основатель и руководитель главного беглопоповского согласия К., Урала и Сибири - софонтиевского. По одним сведениям, он попал в Заволжье с Соловков ок. 1677 г., по другим - являлся беглым монахом, скрывавшимся в галичских лесах, где ок. 1690 г. его нашли «керженские отцы» и пригласили в Заволжье. Софонтий организовал на К. скит во имя Св. Духа около дер. Деяново. Ценные сведения о Софонтии оставила жительница керженских скитов Дорофея, которая в 1745 г. свидетельствовала, что старец служил «у себя в келье вечерни, заутрени, а в день часы или обедни… отправлял и на Господские-де праздники живущия в тех лесах раскольники для слушания оных служеб на молитву к нему, Софонтию, в келью собирались» (ЦАНО. Ф. 570. Оп. 553. Д. 43 (1745 г.). Л. 6). Могила старца Арсения. Фотография М. П. Дмитриева. Нач. XX в. (РГБ) Могила старца Арсения. Фотография М. П. Дмитриева. Нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/1684225.html

В списке принадлежавших Дамаскину рукописей - уникальный гимнографический сборник (ГИМ, Музейск. собр., 1743), упомянутые оригинальное сравнительное описание Святой Горы Афон и Соловецкого монастыря, и перевод «Проскинитария» Иоанна Комнина Моливда, перевод сказаний о чудесах Пресвятой Богородицы (Amartolon Soteria, «Грешных спасение») Агапия Ландоса (Критянина) список «с предания св. Саввы Сербскаго», сделанный им собственноручно, яркая церковная публицистика. Иеродиакон Дамаскин находился в ближайшем окружении таких выдающихся иерархов Церкви, какими являются патриархи Никон, Иоаким и Адриан, архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий, митрополиты Игнатий Тобольский и Иов Новгородский. Он общался и переписывался с выдающимися книжниками XVII века: чудовским монахом Евфимием, Космой Иверитом, Антимом Иверяну, Николаем Спафарием, валашским господарем-мучеником Константином Брынковяну, русскими послами - Федором Головиным, Борисом Шереметевым (трое последних - первые кавалеры русского ордена святого апостола Андрея Первозванного, валашский господарь награжден орденом тайно). Важно заметить, что свое путешествие на Соловки, о котором иеродиакон Дамаскин оставил яркое «повествование», он совершал, по-видимому, вместе с Петром (первый поход по Белому морю на яхте «Св. Петр», июнь 1694 года) В историографии XIX века фигурируют сведения о рисунках, выполненных чудовским иеродиаконом Дамаскином, неоднократно посещавшим Афон в конце XVII века. Являлись ли упомянутые рисунки зарисовками к собственным путевым заметкам или это были какие-то другие иллюстрации, например, к изданию «Проскинитария Святой Горы Афон» Иоанна Комнина Моливда, точно не известно. Мы можем только предположить, что пути константинопольского вельможи и московского иеродиакона пересеклись где-то в Валахии, и рисунки Дамаскина украсили печатное издание «Проскинитария» (Бухарест (Снагов), 1701) Нам известен редкий экземпляр книги, который принадлежал библиотеке архиепископа Ярославского и Ростовского Арсения (Верещагина) а ныне хранится в собрании старопечатных книг ЯИХМЗ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

Часть пятая. Церковь в восемнадцатом столетии. Царствование Петра Великого В первый год нового столетия преставился патриарх Адриан. Царем был 28-летний Петр Алексеевич, одинадцатый год на деле правивший государством. Великий преобразователь, жертвенно посвятивший себя царственному служению России, требовавший того же от всех своих подданных, заимствуя многое от пленившего его воображение, своими техническими достижениями, Запада, стремившийся вследствие этого усилить внешнюю мощность отечества, он не останавливался перед, порою чрезмерной, ломкой своего родного. Таковая ломка произведена была царем и в отношении канонического строя Церкви. Греша непристойными забавами, затрагивавшими духовный и царский чины, царь Петр был верующим и церковным. Он любил петь на клиросе и читать Апостола, в частности в воздвигнутом им Св. Троицком храме в только-что создавшемся С.-Петербурге. В 1693 г. он писал царице Наталии Кирилловне: «изволила ты писать, что передала меня в паству Матери Божией. И такова пастыря имеючи, почто печаловать? Тоя бо молитвами и предстательством не точию я один, но и мир весь сохраняет Господь». Читал он в Великую Субботу паремии в Соловецком монастыре. Духовником его некоторое время был подвижник, прозорливец иеромонах Иов, основатель Голгофо-Распятского скита в Соловецкой обители. В последней иконостас в Св. Преображенском храме воздвигнут был по его повелению в 1697 г. По его же распоряжению при нем построена была в 1702 г. церковь на Заячьем острове в Соловецком мон. В 1694 г. царь был застигнут сильной бурей в Белом море и молился о спасении. Судно его добралось до Унской губы. Там находился Пертоминский мон., возникший на месте погребения праведных иноков соловецких, Вассиана и Ионы, утонувших вблизи в 1561 или 1566 г .г. Они чудесно помогали обращавшимся к их предстательству. Петр и свое спасение объяснил тем же. Он просил архиеп. Холмогорского Афанасия об обретении их мощей, что и было исполнено. Установлено было им местное празднование. Им возобновлен был Новгородский Перекомский мон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Супральская икона представляет собой копию Смоленской Одигитрии, но над главой Богоматери находится изображение Бога Отца, в облаках, с ликами ангелов по сторонам. Выдропусская, находящаяся в г. Торжке, Новгородской епархии. Прославилась чудодействиями в храме села Выдропусска, той же епархии, в XV в. Одигитрия Воронина, находящаяся в Воронинской пустыни, Череповецкого уезда. Явилась тут в 1524 г. Смоленская: 1) Сергиевская в Сергиевой лавре, в церкви Божией Матери Одигитрии; 2) Костромская, в Костроме, написанная на стене Богоявленского монастыря, ознаменовавшая себя во время сильного пожара в 1779 г.; 3) Кирилло-Белоезерская, принесенная св. Кириллом в Белоезерскую страну из Симонова монастыря, где он основал обитель; 4) Устюженская, в г. Устюжне, Новгородской епархии. Заступлением Богородицы было совершено избавление Устюжны от шведов и ляхов; 5) Святогорская, явившаяся в 1569 г. в Святогорском монастыре. Псковской епархии; 6) Соловецкая, явившаяся в XVII в. преподобному Елеазару Анзерскому (память его 13 января). 29-е число Мученик Каллиник родился в Киликии от благочестивых родителей. Когда пришел в возраст, то, ревнуя о Христе, он начал обходить города и селения с проповедью и обращал многих к христианской вере. В Галатийском городе Анкире язычники схватили и представили его к начальнику. Тот, после жестоких мучений, велел обуть его в железные сапоги с острыми гвоздями и отправить в Ганры. Дорогой, когда жажда начала мучить воинов, он молитвой вывел воду из камня. Воины хотели было освободить мученика, но, страшась наказания, передали начальнику. Начальник приказал бросить святого в разожженную печь, где он и скончался, но тело осталось невредимым. Мученица Серафима дева жила в Риме в доме одной знатной женщины Савины. Жила она во II веке. Когда император Адриан воздвиг гонение на христиан, то язычники схватили ее и представили на суд. Хотя Савина и старалась освободить ее, но не могла. Мучитель отдал Серафиму на поругание; но едва приблизились к ней нечестивцы, как земля затряслась, и они упали как мертвые.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В Олонецких местах, напр., образовался знаменитый Выговский монастырь. Характерно описание очевидцем зарождения и жизни раскольнических общин в суровом крае. «Подле реки, – показывал крестьянин Артемьев, – построено келий с десять. Живут в них начальник раскольнический беглый соловецкий чернец («старый седатый») Корнышка (Корнилий) с товарищами и советниками своими; в сборе у него раскольников из разных городов и мест мужеского пола, женок, девок и стариц, человек со сто. Кельи стоят подле Выга реки врознь, между иными кельями полверсты и больше. Пашут без лошадей, а землю размягчают железными кокотами. При мне приходили к чернецу из иных келий на исповедь, и от их исповедывал и причащал, а как он причастие строил, я видел: взяв ягоды брусники и муку белую ржаную или пшеничную, смешав вместе, и тем их причащал.... Есть раскольничье пристанище на той же реке Выгу выше; начальник в нем бывший церковный дьячек Данило Микулин, и с ним в сборе многое число, и беспрестанно множится; келья у Данилы великая, и в ней устроены окна, откуда от присыльных людей боронится; три пушки медные привезены от моря; пищалей, бердышей и пороху много; покупают оружия, выезжая по ярмаркам, хлеб пашут на лошадях, рыбу ловят на диких озерах» 359 . Ушедшие как бы из государства и церкви в дикие места и зажившие особной жизнию северные раскольники, подобно раскольникам–казакам, являлись противниками церкви и государству. Если раскольники не видели возможности возобладать над православными или укрыться и оборониться от гражданских и церковных властей, то прибегали к изуверному самосожигательству. В марте 1690 г., напр., в Устюжском уезде в Черевковской волости сожглось более сотни раскольников–мужчин, женщин и младенцев 360 . А в 1693 г., 21 июля–окт. 2, прогремело на севере новое дело «Пудожских раскольников», характерное для показания как быстроты распространения раскола и главных его деятелей, так и тех мер, кои практиковались к ослушникам церкви при п. Адриане, с их последствиями. Суть дела такая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

церкви... 398 Описание славянских рукописей Моск. Синод, библ. Горского 310 «Щит Веры» 1312 л., стр. 501. 400 В рукоп. Московской Синод. Библиотеки находится особое дело, связанное с этим еретиком, озаглавленное: «На Еретика Латинника Григория Скибинского». Здесь есть прошение его на имя п. Адриана; «противовоздаяние и опасение или противословие на поданное от Скибинского злословное писание» и «п. Адриана истязание и изречение пред священным собором к отвергшемуся от святой, восточной церкви в западную и паки к ней пришедшему Григорию Скибинскому с 10 допросными пунктами» – Описание Славянских. Рукоп. Моск. Синод. Библиотеки. Горского, стр. 525–526. 401 Прав. Обозр. 1862 г. Ноябрь. Григорий Скибинский. М. Никольский, стр. 172; Рукоп. сборн. Моск. Син. Библ. 393, л. 134. Вопросы 393, л. 135–138. Правосл. Обозр. 1862 г. Ноябрь, стр. 173. 404 Известен панегирик п. Адриану, поднесенный ему иеремонахом Геодеоном Одорским. Рукоп. Моск. Синод. Библиотеки за H. Н. Писарев. Домашний быт русских патриархов. Приложение XIII, стр. 58–61. 435 Наказная грамота, данная от 14 дек. 1694 г. Иларионом М. Суздальским Флорищевой пустыни о монастырском управлении А. А. Э. т. IV, 311. 436 Грамота Евфимия М. Новгородского от авг. 1695 г. о недозволении женскому полу входить в келлии монашествующих и о недержании в женских монастырях лиц мужского полу. А. А. Э. т. IV, 312.             437 Памятники древней Письменности 1879 г. вып. иии. Грамматы архиеписк. Афанасие о Соловецком монастыре.       439 Напр. Феодосия архиеписк. Черниговского, Митрофана еписк. Воронежского, прославившихся своей нравственной высотой и святостью, а также Ионы метр. Ростовского а Ярославского ( 20 дек. 1691 г.) и Ионы Вятского и Великопермского архиепископа ( 8 окт. 1700 г.), «имевших, оо словам Любарского, такие свойства, какие пастырское звание а тогдашнее состояние как времени, так и епархии требовали; Иона Вятский, хотя кроме славянороссийской грамоты ничему более не ученый, однако к собранию хороших печатных и письменных книг имевший усердное речение, установивший такой изрядный в причте и чине монашеском порядок, который соблюдался и в XVIII веке, и заслуживали общую любовь и память в народе вятском».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аполлинарий , 1863–67. Нестор , строитель, 1869. [Адрес-Календари.] 17 Коневский Рождественский, на одним из островов Ладожского озера, в 1719–60 был приписным к Деревяницкому. [IV, 616.] Преподобный Арсений , основатель,1393; † 12 июня 1447. Игум. Иоанн , преемник. – Пимен , 1551. – Варлаам , (в исх. XVI века?). – Леонтий , 1610, перешёл в Деревякицкий. – Невфалим , 15 авг. 1679. Строит. Тихон , с 1719, от Деревяницкого монастыря, и так другие до 1760. – Игнатий , 1760–62; уволен. – Тарасий , 1762–82. – Иоанникий … – Патермуфий … – Иона (после, архим. Соловецкий).Адриан , 1790–97, отошёл на покой. – Варфоломей , 22 мар. 1798–1801, 15 нояб. перев. в Вологодскую Семигородную пустынь. Строит. Дамаскин , 1801 и 2, уволен на покой. – Аркадий , 1803–1810, перев. в Псковскую Никандрову пустынь. – Иларион , 1810–1823, перев. в Тихвин. Игум. Вениамин 1833 перев. в Валаам. – Георгий , в янв. 1839. – Амфилохий , перев. из Дымского. 1840–58. – Герман , 1859 и 60. – Израиль , 1861 69. 18 Троицкий, близ Ладоги, у реки Лопатицы, запустел 1623; был приписан к Новгородскому Духову мнтрю. Особые заметки III.       686. Гдовский Николаевский. III.       743. Горицкий Ладожский. III.       534. VI. Верхутынский. 65 На особом листике об архим-те Иосифе сказано, что он «из иеромонахов при акад. художеств, произведён в архим-та и определён в настоятели пустыни указом С.-Петербургской духовной консистории от 23 авг. 1770 г. Перемещён в Нижегородский первоклассный Печерский мнтрь, указом той же духовной консистории, от 25 янв. 1774 г. фамилия и дальнейшая судьба его неизвестны». 66 На особом листике об архим-те Палладии сказано, что он «из иеромонахов при акад. художеств, произведён в архим-та и определён настоятелем пустыни указом С.-Петербургской духовной консистории, от 24 (sic) сент. 1774. Перемещён в Новоторжский Борисоглебский мнтрь указом той же духовной консистории, от 1 февр. 1778. Фамилия и дальнейшая судьба его неизвестны». 67 На особом листике об архимандрите Антонии сказано, что он «из архим. Зеленецкого монастыря, определён указом С.-Петербургской духовной консистории, от 8 авг. (?) 1788 г. Перемещён в Солотчинский мнтрь Рязанской епархии указом той же духовной консистории, от 22 мая 1792 г. Фамилия и дальнейшая судьба его – неизвестны».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под его влиянием был вынесен неясный компромиссный приговор 1661 года о возможном пользовании новыми книгами, но уже через два года постановление нового Соловецкого собора, 16 февраля 1663 года, категорически потребовало «смирять монастырским смирением» всех тех, кто»чины новые приимет " 637 . Шаткая церковная позиция и личное, не особенно нравственное, поведение Варфоломея привели его, в конце концов, к конфликту с братией, возглавляемой Герасимом Фирсовым. Обе стороны жаловались царю на монастырские непорядки и неподобающее поведение противной стороны, и обе были, в конце концов, вызваны для покаяния и дачи показаний на общерусский церковный собор 1666 года. Вдогонку Варфоломею 14 февраля 1666 года братия монастыря послала целую инструкцию, обычно называемую первой Соловецкой челобитной 638 , в которой они просили царя Алексея Михайловича не изменять преданиям церкви и не нарушать церковного чина и устава, и заветов святых. Варфоломей безоговорочно покаялся перед собором, но по слабости характера не огласил присланной ему челобитной. Призванный для дачи показаний на суде собора уже упомянутый старец Герасим Фирсов тоже не решился сопротивляться авторитету иерархии,»покаяние приносил и прощения просил " 639 . Но эти капитуляции и архимандрита, и идеолога Соловецкой оппозиции вовсе не обозначали готовности монастыря подчиниться решениям собора и царя. В августе того же 1666 года собор и царь решили послать в волновавшийся монастырь Спасского архимандрита Сергия, чтобы он передал монахам решения собора, потребовал от них признания новых обрядов и произвел полное следствие о бывших там волнениях и беспорядках. Вместе с Сергием это следствие должен был производить старый и опытный специалист патриаршего приказа по борьбе с оппозицией отец Адриан, уже в 1652 году выступавший против Неронова и двух других священников боголюбцев 640 . Когда в Соловках узнали о царской комиссии, то вожди оппозиционной партии – пребывавший тогда в Соловках уже упомянутый бывший настоятель Саввина Звенигородского монастыря архимандрит Никанор и старец Александр Стукалов – взяли власть в свои руки и составили новую, вторую челобитную с просьбой об отмене новых книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010