Ист.: Никодим (Кононов), иером. «Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям» и ист. сведения о церк. их почитании: Агиол. очерки. СПб., 1900. С. 19; Голоскова Н. А. Повести о пустынножителях Соловецкого острова//Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера: Межвуз. сб. науч. трудов. Сыктывкар, 1989. С. 184-185; Петренко Н. А. Соловецкий патерик и повести о соловецких пустынножителях//КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 505-506; Панченко О. В. Повести о соловецких пустынножителях (к истории создания цикла)//ТОДРЛ. 2014. Т. 62. С. 595-596, 610-613; Святой преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь/Науч. ред.: А. В. Пигин. СПб., 2017. С. 351-353, 365-366, 433-435. Лит.: Соловецкий патерик. М., 1873. С. 77; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик: Жизнеописания русских святых и некоторых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии. М., 2000. С. 68-70; Голоскова Н. А. Повести о пустынножителях Соловецкого острова//Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера. Сыктывкар, 1989. С. 173-178; Соловецкие острова: Духовное, культурное и природное наследие: Указатели, пояснит. текст к карте, справ. сведения. М., 2006. С. 103, 260 (Тр. МАКЭ/Под общ. ред. П. В. Боярского, В. П. Столярова); Панченко О. В. Повести о соловецких пустынножителях (к истории создания цикла)//ТОДРЛ. 2014. Т. 62. С. 554-613; Святой преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь. СПб., 2017. С. 253-256, 273-275. О. В. Панченко Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АЛЕКСИЙ СОЛОВЕЦКИЙ (1-я пол. XVII в.), пустынник, прп. (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2565118.html

 Аврамий игумен, преставившийся в лето 6000 (492!), находящийся между святыми града Киева. – Неизвестный. Аврамий, игумен Всемилостивого Спаса, 2 Марта (у преосв. Сербия). -Неизвестный. Аврамий, Пенежский чудотворец, 21 Июня (в святцах с летописцем Московск. Духовн. Академии, л. 321). Может быть, основатель или один из настоятелей монастыря Похвалы Пресвятые Богородицы, который находился на Пенежском волоку Двинской области, в нынешней Архангельской губернии (Ист. Uep. V, 619  fin). Аврамий, игумен Спасский, иже в Ярославле, 23-го Сентября (в святцах гр. Уварова). В Ярославском Спасском монастыре игумены били со времени его основания в начале XIII века до начала XIV века, но между ними по имени известен только один – Прохор, поставленный в 1311-м году в епископы Ростовские (см. у Строева в Списках иерархов и настоятелей монастырей). Ряд архимандритов известен почти сполна, но между ними нет Аврамия (cм. ibid.). Агафия Всеволодовна, вел. княгиня, супруга вел. князя Владимирского Георгия или Юрия Всеволодовича, сыновья Георгиевы: Всеволод, Мстислав и Владимир, снохи его, жены двух первых его сыновей, Мария и Христина, и дочь его Феодора, погибшие при взятии Владимира Татарами 7-го (в каталогах ошибочно 3-го) Февраля 1238-го года (жена третьего сына Владимира, неизвестная по имени, вероятно, погибла при взятии Татарами Москвы, что было по пути от Рязани к Владимиру и при чем муж ее, сидевший в Москве на уделе, взят был Татарами в плен). Адриан, пустынник Соловецкий, живший в первой половине XVII века, – Патерик Соловецкий, стр. 77. Акакий, епископ Тверской, скончавшийся в Москве 14-го Января 1567-го года и погребенный в Тверском Желтковом монастыре. Александр, Переяславский епископ, новый чудотворец, 14-го Мая (у преосв. Сергия). – Неизвестный. Александр преподобный, Тверской чудотворец, 20-го Августа (у преосв. Сергия). – Неизвестный. Алексей. В Синодике недели православия, принадлежавшем Вологодской архиерейской кафедре и находящемся теперь в Петербургской Публичной Библиотеке, – Сборников Библиотеки, описанных А. Ф. лл. 156–170, между прочим возглашается вечная память «Алексею Ясину, убиенному за дом святые Богородицы и с дружиною (т. е. женою?) и сыну его Иоанну», – л. 167 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Собор потребовал именной сказки лиц, от кого в Соловецком монастыре чинится мятеж касательно наречного пения и новоисправленных книг, и Варфоломей вместо именной сказки подал Собору самую челобитную, под которою находились подписи этих лиц. Тогда Собор увидел, что в противлении участвуют более или менее все братия Соловецкого монастыря, и признал необходимым послать для вразумления их благонадежного человека и соборную грамоту. Для этого избран был архимандрит ярославского Спасского монастыря Сергий и с ним назначены были ехать поп московского Успенского собора Василий Федоров, Богоявленского монастыря иеромонах Иоасаф и иеродиакон Адриан, да патриаршие — сын боярский Григорий Черновский и подьячий Владимир Гурьев. В грамоте своей к соловецким инокам (от 11 июля) Собор писал, что посылает к ним для убеждения их архимандрита Сергия и с ним «на их сумнительные главизны свидетельства ради и краткие ответы от Божественного Писания и от правил св. отец», чтобы они удостоверились в истине и отныне без всякого прекословия повиновались святой Восточной Церкви и были в соединении с нею, а если не покорятся Церкви и останутся в своем хульном упорстве, то угрожал священным лицам лишением сана, а простым и мирянам отлучением . Между тем, пока делались необходимые распоряжения для отправки архимандрита Сергия в Соловецкий монастырь, оттуда присланы были к государю две новые челобитные, или два доноса. Одна челобитная написана была от лица всей братии, но только частию иноков, неприязненных архимандриту Варфоломею, которые, изобразив его будто бы крайне зазорную жизнь и перечислив целый ряд его беззаконных действий, просили переменить его и дать Соловецкому монастырю другого настоятеля. Эта челобитная составлена была еще в мае старцем Герасимом Фирсовым и единомышленными ему старцами: Геннадием, Александром Стуколовым, Ефремом Каргопольцем, Ионою Брызгалом и еще немногими при участии сосланного в Соловецкий монастырь князя Михаила Васильевича Львова, но тогда была разорвана иноками, преданными архимандриту Варфоломею, как извещали его келарь Савватий и некоторые другие старцы.

http://sedmitza.ru/lib/text/436188/

В 1902 г. в мастерской Е. И. Фесенко в Одессе была отпечатана бумажная икона И. (опубл.: Галёв Н. А. Время и судьбы: Очерки истории Лешуконья. Архангельск, 2004. С. 49; в 1911 издан повторный тираж эстампа с текстом об И. на обороте (оттиск в собрании Церковно-археол. кабинета Соловецкого монастыря)). В XX в. образ И. (в куколе, борода средней величины с проседью, надпись: «п iobъ ущ») встречается в группе Архангелогородских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), а также на повторениях этого извода кон. XX - нач. XXI в. (работы иконописной мастерской МДА и др.). Изображение И. включено в композицию «Собор Соловецких святых». Так, на иконе 2005 г. из ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве (подворье Соловецкого мон-ря) он показан в предпоследнем ряду левой группы, с непокрытой головой, в руке - крест. Примером совр. интерпретации образа святого является книжная иллюстрация с изображением мученической кончины И. (худож. А. К. Петров-Довбиев; см.: Русский, псевд. [Гунькин] Г. П. Клейма к иконам северорус. святых/Храм Казанской иконы Божией Матери. [М.,] 2002. С. 61). Лит.: Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких. СПб., 1900; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 130-131. Т. М. Кольцова Рубрики: Ключевые слова: ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) ГРИГОРИЙ († 25.05.1093), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВСТРАТИЙ († 1097 или 1098), прмч. (пам.

http://pravenc.ru/text/578160.html

В том же духе поступил и другой новогородский митрополит Корнилий. В «Наказе», данном им 20 августа 1678 года архимандриту Тихвинского монастыря Варсанофию, он требовал, чтобы «игумены и блые попы служили по служебникамъ новоисправленныя печати», угрожая противникам посылкой в Новогород, и только (там же, А в другой грамоте, на имя архимандрита Соловецкого монастыря Илариона от 30 ноября 1681 года, повелевалось отобрать у священника церкви Иоанна Предтечи в Кандалажской волости, служебник старой печати, за утайку которого приказано «доправить на немъ (священнике) пени десять рублевъ для того, что въ монастырехъ и церквахъ старыя печати служебникомъ быть не велно», обещая при сем выслать служебник «новоисправленныя печати» и больше ничего (Описание Соловецкого монастыря архимандрита Досифея, часть 3, с.235–237). В том же духе поступали все последующие первосвятители российской церкви, патриархи Иоасаф (2-й), Иоаким и Адриан, после смерти которого высшее патриаршее управление (14 февраля 1721 года) заменено было коллегиальной или соборной властью, то есть место патриарха занял Святейший Правительствующий Синод. Святейший Синод также, как и патриархи заботясь о единообразии в богослужении, не только не проклинал обрядов, так называемых старых, содержимых ныне по благословению его единоверцами, но признавал их безразличными в деле веры и спасения. «Ежели вера о Святой Троице есть непорочна, – говорит он в «Увещании», изданном в 1765 году, обращаясь к старообрядцам, – то какими бы пальцами ни изображать, нет беды спасению. А ежели кто о Святой Троице неправо мудрствует, то как бы он персты ни слагал, по вашему ли (двуперстно), или по-нашему (троеперстно), тогда сложение ничего не пользует». А в «Изъяснении» от 4 марта 1886 года говорит: «Когда некоторые из глаголемых старообрядцев обратились к Святейшему Российскому Синоду с просьбой, дабы позволено им было, в полном с церковью единении и в полном ей повиновении, употреблять любимые ими старые обряды: тогда православная церковь вновь засвидетельствовала, что признает сии обряды не содержащими по существу своему что-либо противное православию и дозволительными для тех, которые не хулят новоисправленных чинов и обрядов и не отделяются от православной церкви, но находятся в общении с ней. Поэтому она учредила единоверие и благословила единоверцам употреблять, ничтоже сумняся, именуемые старые обряды, как не противные православию по своему значению». 103. О порицательных выражениях в полемических книгах прежнего времени

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Ист.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 40; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких. СПб., 1900. С. 19; Повесть о пустынножителе Андрее//Архангельский патерик/Иером. Никодим (Кононов). СПб., 1901. С. 177-180. Лит.: Соловецкий православный церковный календарь/Изд. Соловецкой обители. 1999. С. 107-110. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР (XVII в.), Соловецкие, пустынники, преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИАННУАРИЙ [Аннурий, Анурий, Аниурий] (не позднее 1-й пол. XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий, пустынник НИКИФОР (в монашестве Никита) (80-е гг. XVI в. - 1616), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Новгородец, пустынник Соловецкого о-ва АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АЛЕКСИЙ СОЛОВЕЦКИЙ (1-я пол. XVII в.), пустынник, прп. (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых и в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/115322.html

Заручившись книгами, которых немало привезли и прислали ещё другие лица, – напр., Сербский патр. Гавриил привёз книгу, в которой были напечатаны три литургии, Антиохийский патр. Макарий также привёз несколько богослужебных книг, от иерархов александрийского, иерусалимского и др. прислано не менее 200 книг и т. д., – патр. Никон обратил серьёзное внимание на книжных справщиков и постарался наполнить правильню людьми вполне пригодными для дела, не только знавшими греческий язык, но и убеждёнными в необходимости и пользе книжного исправления. Всего им было назначено семь человек, из числа которых особенным расположением его пользовался Арсений Грек, бывший одним из самых деятельных справщиков. После долгих скитаний по разным государствам, Арсений, по происхождению грек, в 1649 г. прибыл в Москву в свите патр. Паисия иерусалимского и, как человек учёный, был оставлен здесь в качестве учителя в греческой Чудовской школе. Но вскоре стали носиться упорные слухи о его неправославии, отчасти подтвердившиеся его собственными показаниями, и правительство сочло нужным отправить его в Соловецкий монастырь. Здесь Арсений своим хорошим поведением и православным образом мыслей заслужил доброе мнение о себе. Патр. Никон, в бытность свою за мощами святителя Филиппа, заметил его и вскоре, но вступлении своём на патриаршество, вызвал в Москву, сделал библиотекарем патриаршей библиотеки и главным справщиком, и переводчиком церковно-богослужебных книг. Арсений вполне удовлетворял требованиям справщика: кроме греческого языка, знал несколько других языков, а в Соловецком монастыре выучился славянской грамоте и русскому языку. В должности справщика он пробыл до 1663 г., когда его место занял архим. афонской горы Дионисий. Другим, более известным, справщиком был старец Евфимий, человек образованный: он хорошо знал греческий язык, а также латинский, польский и еврейский; кроме, того был знаком с составом и характером тогдашних богослужебных книг, как печатных, так и рукописных. Кроме них справщиками были: Иван Озеров, ученик Ртищевской школы и Киевской академии, старец Новоспасского монастыря Матфей, протоиерей церкви Рождества Богородицы Адриан, патриарший архидиакон Евфимий и Чудовский старец Иосиф. В качестве неофициального лица немало трудился на печатном дворе Епифаний Славинецкий, составлявший, по поручению патриарха, церковные каноны и предисловия к богослужебным книгам.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Иногда и те уничтожались. Под власть шведов попала Валаамская обитель. Польская война при царе Алексее истощала и богатые монастыри. Московские монастыри в 1684 году вынуждены были просить у царей сколько-нибудь облегчить повинности, возлагавшияся на их вотчины в размере большем, чем на помещичьи и царские: «платим мы с вотчин всякие ваши, великих государей, подати против помещиков и вотчинников, с великою прибавкою, стрелецкий хлеб втрое, и ямские полоняничные (на содержание пленных) деньги вдвое, да сверх того ратным людям на жалованье полуполтинные, и полтинные и рублевые деньги». При таких обстоятельствах считалось за лучшее отдавать скудные малые обители на попечение кафедр и знаменитых монастырей, тем более, что раскол стал искать себе приюта прежде всего в скрытых уголках, каковыми были бедные монастырьки. Тогда потребовалось церковной власти закрыть некоторые из скудных обителей, другия же, в целях ближайшего надзора, приписать к кафедрам. По тем же причинам осторожность стала соблюдаться в дозволении открывать новые монастыри. Запрещено было постригать мужей при женах и жен при мужьях живых (Архиеп. Филарет). В марте 1694 г. последовал указ против «безместных» монахов, монахинь, попов и дьяконов, ведших себя «безчинно и неискусно». Их приказано «имать и приводить в Стрелецкий Приказ», откуда отсылать в Патриарший приказ. Не оскудевала Русская Церковь и истинными подвижниками, которых и доселе чтит русский народ, как угодников Божиих. Таковы: Галактион и Иосиф вологодские, Иринарх ростовский, Адриан монзенский, Леонид устьнедумский, Иринарх соловецкий, Дионисий, архимандрит троицкий, Никодим кожеезерский, Макарий жабынский, Елеазар анзерский, Симеон верхотурский, Корнилий переяславский, юродивые Христа ради: Прокопий вятский, Максим и Андрей тотемские и др. Во второй половине XVII в. выдающиеся иерархи возглавляли древнюю Черниговскую епархию. Тридцать пять лет – с 1657 по 1692 гг. – занимал кафедру благочестивый архиепископ (с 1667 г.) Лазарь Баранович, ученый архипастырь и замечательный администратор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Прибывший 4 октября 1666 года в Соловки, архимандрит Сергий был принят монахами крайне враждебно. Чтение его полномочий было встречено»большим шумом и криком с невежествием и упорством великим«, как доносил сам Сергий 641 . Никанор резко, «с большим гневом» оборвал Сергия и не дал ему договорить. Затем была прочитана только что составленная вторая челобитная на имя царя, в которой монахи заявляли о своей готовности остаться верными заветам и традиции основателей монастыря преподобных Зосимы и Савватия 642 . Ничего не добившись, архимандрит Сергий и его помощник Адриан 11 октября должны были оставить обитель. С тех пор официальные отношения между Соловками и царскими властями почти что прекратились, хотя сам архимандрит Никанор и выехал в Москву, чтобы предстать перед судом патриархов во время собора 1667 года. Представши пред судом владык, Никанор решил не следовать примеру Аввакума, Лазаря и Епифания и принес притворное покаяние 643 . Никанор был по-своему прав: принеся покаяние на соборе, он не попал в тюрьму, смог вовремя предупредить Соловки о посылке туда Варфоломея и Иосифа, нового поставленного правительством архимандрита, и, наконец, бежал из Москвы, чтобы снова возглавить сопротивление Соловецких монахов 644 . Он, видимо, надеялся, что Соловки, став центром сопротивления " новой вере», смогут увлечь за собой и другие монастыри и районы России, и, в конце концов, может быть, добьются возвращения церкви и власти к старому обряду. Появление 14 сентября 1667 года в Соловках Иосифа и Варфоломея вызвало там бурю негодования.»Ты нам архимандрит ненадобен, сиди-де ты в своей келии«, – кричали Иосифу монахи и вскоре выслали обоих из монастыря 645 . За несколько дней до этого братия послала в Москву четвертую, а вскоре затем и самую важную по своему содержанию, пятую челобитные царю, в которых излагала свой взгляд на церковные новшества 646 . Эта, составленная казначеем монастыря старцем Геронтием, пятая челобитная явилась наряду со " Словами» Спиридона Потемкина и " Ответом Православных» одним из первых и самых важных изложений старой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

По словам самого же Досифея, сказанным несколько позднее Стефану Яворскому , «лучшие греки хотят разделить страдания своего народа, a те, которые волочатся туда и сюда, особенно по России, хотя, быть может, и честные люди, но по образованию своему настоящие мужики» 478 . Словом, п. Досифей добился отставки Лихудов, но не сдержал обещания прислать в Москву хорошего учителя, не помог п. Адриану наладить настоящее обучение в Академии. Результаты были плачевные. Преподавание в Академии очутилось в руках «школьников» Семенова и Поликарпова. Не имея ни достаточного образования, так как они сами еще не прошли курсов философских и богословских наук, за насильственным прекращением преподавательской деятельности Лихудов, ни педагогического опыта, из учеников возведенные чуть ли не в ректора и профессора Академии, Поликарпов и Семанов сузили круг наук в Академии до преподавания известных им, как ученикам, наук – грамматики, пиитики и риторики. Латинский язык, яблоко раздора латино–польской и греко–фильской школьных партий, вовсе не преподавался 479 . Сами «учителя» чувствовали не по себе и не на месте. В 1699 г. они не вынесли тяжести преподавания в Академии и добровольно оставили Академию, предпочтя ей менее почетное, но посильное и спокойное занятие типографских справщиков. Семенова и Поликарпова в Академии заменил Иов, чудовский иеродиакон, также ученик Лихудов. Назначение Иова учителем в Академии само по себе говорило о полном развале высшей школы. Иов был человек «шальной», по замечанию его товарища Ф. Поликарпова 480 , злонравный и непотребный. По отзыву митр. Новгородского Иова ему «обычно лгать и говорить неведомое и нелепое» 481 . Не прошло нескольких меяцев его учебной деятельности, как он за какую–то вину в 1699 г. был сослан сначала в Новоспасский монастырь, потом переведен в Воскресенский, а отсюда в октябре 1700 г. п. Адрианом был прислан к Афанасию, архиепископу Холмогорскому для ссылки в Соловецкий монастырь «за непослушание и упрямство и за крамолы и за иныя вины» 482 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010