Адриану, который вскоре постриг его в иноческий чин с именем в честь прп. Зосимы Соловецкого. В 1792/93 г., во время поездки в Смоленск и Брянск за сбором пожертвований на мон-рь, о. Адриан пригласил на о-в Коневец старца Василиска. Иером. Адриан построил в лесу в 3 верстах от монастыря 2 кельи - для З. и прп. Василиска. В уединенном безмолвии отшельники проводили 5 дней, а в субботу после келейного вечернего правила приходили в мон-рь ко всенощной службе. Старец Василиск, стяжавший дар сердечной Иисусовой молитвы, делился со своим учеником аскетическим духовным опытом. З. начал записывать эти наставления. Позднее из рассказов и бесед отшельников З. составил большую рукопись - «Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска» - описание 75 «действий» Иисусовой молитвы, о которых Василиск поведал своему ученику. В 1797 г. о. Адриан уволился от настоятельской должности и поселился на покое в Симоновом монастыре. Оставшись без духовного отца, Василиск и З. увидели возможность исполнить свое давнее желание - удалиться в более «глубокую пустыню». Известно письмо З. рославльскому старцу Досифею от 21 мая 1799 г., в к-ром он сообщал адресату о своих планах (РГБ ОР. Ф. 214. Д. 291. Л. 47). Получив благословение митр. С.-Петербургского Гавриила (Петрова) , в июне 1799 г. они покинули Коневецкий монастырь. Прп. Зосима (Верховский). Рисунок. Кон. 20-х - нач. 30-х гг. XIX в. (архив Зосимовой пуст.) Прп. Зосима (Верховский). Рисунок. Кон. 20-х - нач. 30-х гг. XIX в. (архив Зосимовой пуст.) Трижды подвижники безуспешно пытались добраться до Афона. Увидев в этих неудачах Промысл Божий, З. и Василиск в поисках места для устроения отшельнического скита обошли практически половину России. Зиму 1799/1800 г. прожили в Киево-Печерской лавре , осмотрели горы Крыма, Сев. Кавказа, посетили Таганрог, Астрахань, Казань, объехали Уральские горы. Общались с иером. Василием (Кишкиным) в Белобережской Брянской пустыни , со старцами Санаксарского монастыря . В кон. 1800 г.

http://pravenc.ru/text/200021.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Карельские свв. - житие Собор Карельских святых Святые, входящие в Собор Карельских Святых (3 июня по новому стилю): Авраамий (в схиме Антоний) Кенский, Кожеезерский, прп. Ин. 7 Новг. Авраамий Палеостровский, игумен, ученик прп. Корнилия Палеостровского Ав. 21 Авраамий (в миру Аверкий) Ростовский, архим., чудотворец Окт. 29 Адриан Ондрусовский (Андрусовский), прмч. М. 17; Ав. 26 Александр (в схиме Алексий) Невский, вел. князь Ав. 30; Н. 23 Александр Ошевенский, игумен Ап. 20 Александр (в крещении Амос) Свирский, игумен, чудотворец Ап. 17; Ил. 17 (2-е обретение мощей); Ав. 30 Антоний Карельский, прп. Ап. 18 Антоний (в миру Андрей) Сийский, иером. Д. 7 Арсений Коневский, прп. Ин. 12 Артемий Веркольский, отрок Ин. 23; Окт. 20 Афанасий Мурманский, Олонецкий, игумен Мр. 8 Афанасий Наволоцкий, прп. Ян. 18 Афанасий Островский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ав. 30 Афанасий Сяндемский (Сянжемский), Вологодский, прп. Ян. 18 Варлаам Керетский, Архангельский, иером. Ян. 15; Н. 6 Варлаам Пинежский, Важский, Шенкурский, прп. Ин. 19 Вассиан Пертоминский, Соловецкий, прп., чудотворец Ин. 5, 12 Геннадий Важеозерский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ф. 9 Геннадий Новгородский, архиеп. Д. 4 Герман Валаамский, прп., чудотворец Ин. 28; С. 11 Герман Соловецкий, прп. Ил. 30; Ав. 8 Дамиан (в миру Диомид, в схиме Диодор) Юрьегорский, Каргопольский, прп. Н. 20 Дионисий Островский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ав. 30 Евфимий Карельский, прп. Ап. 18 Евфросин (в миру Ефрем) Синозерский, Новгородский, прмч. Мр. 20 Елеазар (Севрюков) Анзерский, Соловецкий, прп. Ян. 13 Елисей Сумский, Соловецкий, прп. Ин. 14 Зосима Соловецкий, игумен Ап. 17; Ав. 8; С. 3 Игнатий Островский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ав. 30 Иоанн Яренгский, прп. Ил. 3 Иона Климецкий (Клименецкий), Олонецкий, прп. Мр. 28; Ин. 6 Иона Пертоминский, Соловецкий, прп., чудотворец Ин. 5, 12 Иона Яшезерский, прп. С. 22

http://pravicon.com/info-2636

Вызывал патр. Адриан неудовольствие в пастырях церкви и тем, что подпадал, как мягкий, незлобивый, евангельски настроенный аскет, весь ушедший в идеальный свой мир, под власть более сильных и решительных по характеру окружавших его клириков. Это отмечается в некоторых известиях, дошедших от того времени. Архиеп. Холмогорский Афанасий в письме по соловецкому делу приписывает невнимательность патр. Адриана к его первому донесению «навету некиих». Кого разумеет Афанасий под «некиими» – в данном случае неизвестно. Но в другом деле об учреждении архимандрии в Сийском монастыре, также неприятном для Афанасия Холмогорского, на патриархе сказалось влияние его казначея монаха Паисия, действовавшего наперекор желаниям Холмогорского владыки. В 1692 г. казначей Сийского монастыря Никодим и келарь Питирим просили патр. Адриана об учреждении в Сийском монастыре архимандрии. Этому ходатайству содействовал постриженник Сийского монастыря казначей патриарший Паисий 151 . Архиепископ Афанасий, наоборот, мало сочувствовал желанию Сийского монастыря, как шедшему в разрез его интересам: архимандрит мог быть более независим от власти архиепископа Холмогорского, чем игумен (как это и сказалось, напр., в деле Соловецкого монастыря). Но патр. Адриан поступил согласно желанию Паисия не только в самом учреждении в Сийском монастыре архимандрии, но и в поставлении архимандритом казначея Никодима, рекомендованного не Афанасием, желавшим во всяком случае видеть архимандритом своего кандидата, игумена монастыря Варфоломея, a тем же Паисием. Между Паисием и Афанасием при возведении архимандрита в Сийском монастыре не обошлось без столкновения и пререканий по этому делу. Афанасий после жаловался патр. Адриану, что Паисий держал себя слишком гордо и заносчиво, послал даже на него, Афанасия, царям и патриарху «клеветовидные писания». Сам Афанасий медлил посвящением архимандрита, но в конце должен был исполнить желание Паисия 152 . Если Паисий держал себя гордо и заносчиво с Афанасием, архиепископом Холмогорским, выдающимся из ряда прочих архиереев по своему влиянию на дела церкви и на самого патриарха, то можно судить, как обращался Паисий, пользуясь расположением к себе патр. Адриана 153 , с другими лицами из духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1696 г. славельщикам, в числе которых были конечно и ученики Академии, роздано было п. Адрианом 106 руб. 28 алт. 2 деньги, тогда как раньше, когда школ не было, в 1635 г. было роздано 17 р. 10 алт. 2 деньги. П. Адриан щедр был на роздачу; вместо алтынов и рублей он давал рацельщикам по золотому, другим по ефимку. (Там же, стр. 548–549. Шимко. П. Каз. Приказ стр. 239). Неизвестно только, во все ли годы ученики–рацельщики приходили к п. Адриану в Рождество и Пасху, особенно в последние годы, когда п. Адриан был болен. 473 Архим. Хрисанф 13 ноября 1692 г. прибыл в Москву за сбором подаяний на гроб Господень. Вместо содействия ему, как просил Досифей, Лихуды отнеслись недоброжелательно. Хрисанф очень недоволен был их приемом и сообщил об них все дурное, что говорилось в Москве врагами Лихудов, Досифею. Досифей с этого времени начал преследовать их и добиваться у п. Адриана отставки Лихудов от академии. Подробности у Сменцовского стр. 284–286. 475 Благодаря, напр., ходатайству Ливудов пред п. Адрианом за прибывшего в Москву епископа Акакия или Арсения «священнокрадца и латиномудрственника и предателя благочестия», как называл его п. Досифей, дважды писавший п. Адриану, чтобы Арсений был «безвыходно» заключен в дальний монастырь, Арсений не только не был выслан из Москвы, но и получил обычное для архиереев–просителей содержание. Сменцовский. Братья Лихуды, стр. 289 –290. 476 История Славяно–Греко Лат. Акад. С. К. Смирнова, стр. 37. Письмо арх. Хрисанфа п. Адриану от 24 апр. 1694 г. 479 Иером. Амвросий. История российской иерархии, кн. 4, стр. 546. Авторитет Семенова и Поликарпова, как учителей, был не высок. В записях Каз. Приказа они так и назывались «школьниками», а не учителями. Сменц. Бр. Лих. стр. 296. 482 Сменцовский. Братья Лихуды, стр. 296. Амвросий. История Российской иерархии. кн. 4, стр. 547. Верюжский. Афанасий Архиепископ Холмогорский 592 стр. Иов некоторое время жил у Афанасия. Но своим поведением возмутил и холмогорского владыку: «А в бытность ево у нас, – писал Афанасий после в Соловецкий монастырь, – в прочтении и в справе книги Хронографа он, Иов, по злонравию и жестокосердию своему, никакого благопотребства не учинил и в житии своем преслшанием, презорством, леностью и прекословием весьма непотребен явися, и служителем дому нашего соблазн и претыкание многое сотворил и тем своим непотребным житием нам преосвященному архиепископу принес он, Иов, смущение душевное».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Патриаршество Адриана состоялись два Собора (оба в 1698 ). На Соборе в июне рассматривалось дело диакона Петра Артемьева , принявшего и распространявшего католичество. Артемьев был осужден и приговорен к ссылке сначала в Холмогоры, потом – в Соловецкий монастырь, где и умер. На втором Соборе обсуждалось дело Юшки Микляева (Михеева), дьячка Шелонской пятины Новгородской земли, который, не будучи рукоположен, совершал крещения, венчания и отпевания: эти обряды были признаны Собором недействительными. Важным памятником деятельности Адриана по управлению Церковью является «Наказ старостам поповским и благочинным строителям» (конец 1697 ), определявший сферы обязанностей, с одной стороны, выборных поповских старост и, с другой – назначавшихся архиереем благочинных. «Управители» (благочинные) должны были, в соответствии с «Наказом» разбирать определенного рода тяжбы между клириками, надзирать за епархиальным духовенством, за правильностью совершения богослужения, за благочестием паствы, а также за своевременным сбором податей. Сбором податей занимались поповские старосты, являвшиеся, по «Наказу», посредниками между «управителями» и духовенством. Поповские старосты должны были защищать интересы духовенства в суде, а также сообщать в Патриаршие приказы о злоупотреблениях «управителей». «Наказ» устанавливал сферы компетенции епархиального и Патриаршего церковного суда, ограждал церковный суд от вмешательства светских властей. К «Наказу» прилагались 13 статей указа Петра о замене во всяких делах судов и очных ставок (т. е. состязательного судебного процесса) розыском (расследованием). В 1700 г. в связи с подготовкой нового государственного уложения по поручению Патриарха Адриана были составлены «Статьи о святительских судах» («О святых судах») с целью защитить церковный суд, а также имущество и права Церкви в новом законодательстве. Сохранилась обширная переписка Патриарха Адриана в связи с управлением Киевской митрополией. Своим невмешательством в церковный суд митрополии Патриарх Адриан способствовал укреплению авторитета Киевского митрополита Варлаама (Ясинского) . Патриарх Адриан издал распоряжение запретить служение в церквах странствовавшим по Украине многочисленным «неведомым греческим архиереям» и определить их на жительство в монастыри.

http://drevo-info.ru/articles/4180.html

А. И. Мамин. СПб., 1906. С. 78-81, 86-87, 111 и др.; Восстание в Москве 1682 г.: Сб. докум. М., 1976. С. 94-95, 97, 102, 179, 186-187, 192, 194; Восстание московских стрельцов, 1698 г.: (Мат-лы следств. дела)/Публ. А. Н. Казакевич. М., 1980. Соч.: «О древнем предании святых апостол и святых отец... како подобает всякому христианину на знамение креста и на лице своем руки персты и кия слагати»//ГИМ. Син. 986/904. Л. 278об.- 287; [Проповедь А. перед благодарственным молебном в Успенском соборе по поводу подавления стрелецкого бунта]//ЧОЛДП. 1889. Кн. 1. С. 457-458; [Духовное завещание А.]//ГИМ. Син. 577/422. Л. 1-4; Икона, или Изображение великие соборные Церкве всероссийскаго и всех северных стран Патриарша Престола приключившихся дел в разные времена и лета, писанная при св. Патриархах кир Иоакиме и кир Адриане Московских//РНБ. Погод. 1115; РГИА. Ф. 834. Оп. 2. 1734, оба - нач. XVIII в.; Письма Петра Великого к брату Иоанну Алексеевичу и Патриарху Адриану. СПб., 1788; «Наказ старостам поповским и благочинным смотрителям»//ДРВ2. М., 1790. Ч. 15. С. 373-405; [Окружные послания А.]// Есипов Г. В. Раскольничьи дела XVII в. СПб., 1861. Т. 2. М., 1863. Прил. С. 64-72, 76-96; Извещение Патриарха Адриана о церковно-школьном образовании// Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1858. Т. 3. Прил. 7. 45. С. 356-357; Грамоты Патриарха Адриана и архиепископа Холмогорского Афанасия о Соловецком монастыре. СПб., 1879. С. 5-38. (ПДПИ; Вып. 3). Лит.: Н. А. А. Патриарх Адриан//ЧОИДР. 1848. 8; Правдин А. Жизнь и поучения Патриарха Адриана//ДБ. 1872. 42, 43, 44; Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимского Патриарха Досифея с русским правительством (1699-1707). М., 1891. С. 90-91. Прил. 10. С. 39-44; Николаевский П. Ф. Архидиакон Московского Патриарха Адриана//ХЧ. 1891. 5-6; Писарев Н. Домашний быт русских Патриархов. Каз., 1904; Рункевич С. Г. Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. СПб., 1906. Вып. 1; Скворцов Г. А. Патриарх Адриан: Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII в.

http://pravenc.ru/text/63584.html

В Коневецком монастыре Прп. Зосима (Верховский). Рисунок. Кон. 20-х - 30-е гг. XIX в. (архив Зосимовой пуст.) Летом 1789 года отправился в Коневецкую обитель , где ему было благословлено печь просфоры и служить пономарем в храме. Познакомившись с аскетической традицией афонских старцев и прп. Паисия (Величковского) , Захария практиковал регулярное откровение помыслов строителю монастыря о. Адриану, который вскоре постриг его в иноческий чин с именем в честь прп. Зосимы Соловецкого . В 1792 / 93 году, во время поездки в Смоленск и Брянск за сбором пожертвований на монастырь, о. Адриан пригласил на остров Коневец старца Василиска. Иеромонах Адриан построил в лесу в 3 верстах от монастыря 2 кельи - для Зосимы и прп. Василиска. В уединенном безмолвии отшельники проводили 5 дней, а в субботу после келейного вечернего правила приходили в монастырь ко всенощной службе. Старец Василиск, стяжавший дар сердечной Иисусовой молитвы , делился со своим учеником аскетическим духовным опытом. Зосима начал записывать эти наставления. Позднее из рассказов и бесед отшельников Зосима составил большую рукопись - " Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска " - описание 75 " действий " Иисусовой молитвы, о которых Василиск поведал своему ученику. В 1797 году о. Адриан уволился от настоятельской должности и поселился на покое в Симоновом монастыре. Оставшись без духовного отца, Василиск и Зосима увидели возможность исполнить свое давнее желание - удалиться в более " глубокую пустыню " . Известно письмо Зосимы рославльскому старцу Досифею от 21 мая 1799 года, в котором он сообщал адресату о своих планах . Получив благословение митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) , в июне 1799 года они покинули Коневецкий монастырь . Поиски места для пустынножительства Преподобные Зосима (Верховский) и Василиск Сибирский Трижды подвижники безуспешно пытались добраться до Афона . Увидев в этих неудачах промысл Божий, Зосима и Василиск в поисках места для устроения отшельнического скита обошли практически половину России .

http://drevo-info.ru/articles/21489.html

Адриан в грамоте архиеп. Афанасию от 8 июня 1698 года, – указали мы, св. патриарх, соборне советовав с архиереи, ево роздьякона послать тебе, сыну, на Холмогоры, и такие впредь ево слова тебе, сыну, рассмотреть и ево роздьякона приводить к сущему обращению». 129 В инструкции, посланной Афанасию, предписывалось держать Артемьева «в приличном месте под крепким началом, или в юзилище твердом». Посторонним лицам, кроме самого архиепископа вход к узнику воспрещался; не позволялось также давать ему чернил и бумаги. Запрещен был для Артемьева, как еретика и отступника от православия, и вход в церковь , равно как и пользование церковною святынею; разрешение на это он мот получить только под условием искреннего раскаяния в своем заблуждении. Но даже и в том случае, если бы такое раскаяние имело место, Артемьева не позволялось выпускать на свободу из опасения побега его куда–либо, а в особенности в Рим 130 . Для лучшего ознакомления с заблуждением Артемьева в начале июля Афанасию была послана с его домовыми людьми копия (в двух тетрадях) с письма, «которое... он Петрушка в безумии своем писал в Суздаль к отцу своему попу Артемью, пришед в отчаяние и творя себя святые церкви чужда». «И ты бы, сыну, – говорилось в посланной вместе с тем Афанасию патриаршей грамоте, – тот список в тетратех за печатью принял и прочел, а прочетши, увразумився о всем о Господе, ему, Петрушке, вины того неправого письма сказал» 131 . В случае нераскаянности Артемьева, его велено было послать в Соловецкий монастырь «и держать в земляной тюрьме за караулом». Артемьев упорно держался своих убеждений и защищался на столько успешно, что сам архиепископ Афанасий «едва избавился богохранимо от сетей его». Афанасий нарушил приказание собора (настолько мал был авторитет собора в глазах архиепископа!) не давать Артемьеву чернил и бумаги, и тот писал для Афанасия «своея руки книги». Как нераскаянный еретик, от Афанасия Артемьев, по грамоте патр. Адриана, был сослан в Соловецкий монастырь 132 . А собравшийся собор в Москве вторично осудил его окончательно и анафематствовал 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обе стороны жаловались царю на монастырские непорядки и неподобающее поведение противной стороны и обе были в конце концов вызваны для покаяния и дачи показаний на общерусский церковный собор 1666 года. Вдогонку Варфоломею 14 февраля 1666 года братия монастыря послала целую инструкцию, обычно называемую первой соловецкой в которой они просили царя Алексея Михайловича не изменять преданиям церкви и не нарушать церковного чина и устава и заветов святых. Варфоломей безоговорочно покаялся перед собором, но по слабости характера не огласил присланной ему челобитной. Призванный для дачи показаний на суде собора уже упомянутый старец Герасим Фирсов тоже не решился сопротивляться авторитету иерархии, “покаяние приносил и прощения Но эти капитуляции и архимандрита и идеолога соловецкой оппозиции вовсе не обозначали готовности монастыря подчиниться решениям собора и царя. В августе того же 1666 года собор и царь решили послать в волновавшийся монастырь спасского архимандрита Сергия, чтобы он передал монахам решения собора, потребовал от них признания новых обрядов и произвел полное следствие о бывших там волнениях и беспорядках. Вместе с Сергием это следствие должен был производить старый и опытный специалист патриаршего приказа по борьбе с оппозицией отец Адриан, уже в 1652 году выступавший против Неронова и двух других священников Когда в Соловках узнали о царской комиссии, то вожди оппозиционной партии — пребывавший тогда в Соловках уже упомянутый бывший настоятель Саввина Звенигородского монастыря архимандрит Никанор и старец Александр Стукалов — взяли власть в свои руки и составили новую, вторую челобитную с просьбой об отмене новых книг. Прибывший 4 октября 1666 года в Соловки архимандрит Сергий был принят монахами крайне враждебно. Чтение его полномочий было встречено “большим шумом и криком с невежествием и упорством великим”, как доносил сам Никанор резко, “с большим гневом” оборвал Сергия и не дал ему договорить. Затем была прочитана только что составленная вторая челобитная на имя царя, в которой монахи заявляли о своей готовности остаться верными заветам и традиции основателей монастыря, преподобных Зосимы и Ничего не добившись, архимандрит Сергий и его помощник Адриан 11 октября должны были оставить обитель.

http://sedmitza.ru/lib/text/439547/

Ист.: Описание о российских святых. С. 172; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление... прп. отец Соловецких: Агиологические очерки. СПб., 1900. С. 17, 66-67. Лит.: Досифей (Немчинов), архим. Географическое, ист. и статистическое описание Соловецкого мон-ря. СПб., 1836; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 32-39; Соловецкий правосл. церк. календарь/Изд. Соловецкой обители. 1999. С. 107-108. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ Соловецкий, Костромской († после 1607), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/115868.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010