Св. мощи преп. Сергия и Германа неоднократно переносились в Новгород и обратно в виду неприятельских нашествий. В последний раз они были возвращены из Новгорода, после 17-летнего там пребывания, в 1180 году, 11-го сентября, и на этот раз, во избежание возможного поругания от неприятелей, были глубоко скрыты под землею в осеченной в скале могиле, где почивают и до сих пор. С этого времени установился и праздник перенесения св. мощей Сергия и Германа 11 сентября. Несмотря на трудные условия существования, монашеская жизнь на Валааме крепла. Там был целый ряд замечательных подвижников. После Авраамия Ростовского, там подвизался b XII-м beke св. Корнилий, основатель Палеостровского монастыря; b XIV-м beke там жил преп. Арсений Коневский; b XV-м beke преп. Савватий Соловецкий, преп. Евфросин Синоезерский, Геннадий, впоследствии знаменитый Архиепископ Новгородский; преп. Александр Свирский, подвизавшийся на острове, который ныне называется Святым, и где показывают пещеру, в которой подвизался преп. Александр, и могилу в скале, им самим для себя приготовленную. В одно время с преп. Александром на Валааме жили — преп. Афанасий, основатель Сяндемской пустыни, и преп. Адриан Ондрусовский. B XV u XVI bekax Валаамский монастырь настолько прославился, что даже именовался «честною и великою Лаврою». Но в haчaлe XVII-ro beka, в смутное на Руси время, на Валаам обрушилось страшное Шведское разорение. Игумен Макарий, многие братья и послушники были убиты, храмы и все постройки сожжены и разорены. Остров опустел. Только св. мощи препп. Сергия и Германа остались нетронутыми в глубине земли, как семя будущего воскресения обители. Спасшиеся от меча и огня шведов, братия бежали на южный берег Ладоги, и там, у устья Волхова, нашли убежище в Ладожском васильевском монастыре, где и обосновались. Прошло сто лет. После побед над шведами, Петр Великий решил восстановить Валаамский монастырь, и поручил это дело настоятелю Кирилло-Белозерского монастыря, архимандриту Иринарху. В 1715 году началось восстановление обители и ее дальнейшее непрерывное возрастание.

http://bogoslov.ru/article/6174418

Храм Николая Чудотворца «Красный звон» расположен в одном из древнейших исторических районов Москвы — в Китай-городе, в Юшковом проезде (в дальнейшем проезд Владимирова, с 1992 г. Никольский переулок), соединяющем улицы Варварку и Ильинку. Храм известен по летописям с XVI века. Свое название «Красный звон» храм получил от необыкновенного красивого звона своих колоколов. На колокольне находился колокол 1573 г. (или 1473 г.) с надписью на иностранном языке, после закрытия храма в 1927 г. переданный в музей села Коломенского. Церковь известна каменной с 1561 г. Строил ее купец Григорий Твердиков. Существует предание, что храм основал святитель Филипп митрополит Московский в память дней, проведенных им в Соловецкой обители. В 1625 г. церковь так же значиться каменной. В пожар 1626 г. сгорела и была обновлена. В 1691 г. она опять была обновлена. Освящение храма в 1691 г. совершил последний Патриарх досинодального периода Адриан. На колокольне находился колокол с изображением трех лилий и буквами «ЕТ» с пометкой 1575 г. и неразборчивой надписью — по-видимому, это был один из «плененных» колоколов, взятых при царе Алексее Михайловиче во время войны против Польши за Малую Россию и Белую Россию. Многие исторические источники упоминают о существовании старинного родового кладбища за алтарем храма. Среди могил знатных прихожан и вкладчиков в церковь была захоронена голова четвертованного мятежного боярина А.П. Соковнина, казненного по обвинению в покушении на жизнь Петра Великого. В 1858 г. старая церковь и ее приделы были разобраны и на их месте построен нынешний храм купцом Поляковым. В XVII веке церковь обозначалась так: «что слывет у Красных колокольниц на Посольской улице», которая называлась по Посольскому двору — комплексу зданий, расположенных на углу с Ильинкой. Архитектор церкви точно неизвестен. Им мог быть либо А.М. Шестаков, делавший сметы строительства, либо Н.И. Козловский, которому достоверно принадлежал проект иконостаса. Церковь выстроенная в духе эклектики, ориентированной в трактовке некоторых элементов на образцы древнерусской архитектуры, церковь увенчана крупным, широко расставленным пятиглавием на барабанах, декорированных кокошниками. Колокольня завершена шатром. Стройная вертикаль колокольни некогда играла значительную роль в панораме Китай-города. Главный престол Рождества Богородицы устроен еще в старой церкви С. Г. Нарышкиным не ранее 1705 г. Никольский придел с юга, северный придел во имя Зосима и Савватия. При переписи имущества церкви в 1663 г. в числе других названы иконостас резной позолоченный, киевской работы и икона Одигитрии работы Симона Ушакова.

http://sobory.ru/article/?object=03732

См.: «Сказание о взятии Азова»: ДРВ. Изд. 2–е. Ч. XVI; РНБ. Собр. Погодина 1609. Л. 270 и след. 528 ГИМ. Собр. И. Е. Забелина 263. Л. 401 и сл. (подлинник свода Римского–Корсакова); собр. Вострякова 852. Л. 369—371 об.; РГБ. Собр. Отдела рукописей. Пост. 1967 г. 46. Л. 132 об. — 134 и др. 529 см. рукописи РНБ: Q. XVII. 46; F. XVII.10. 530 Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы. Т. I. М., 1862. С. 1080; Шимко И. И. Патриарший Казенный приказ. С. 254. 531 Верюжский В. М. Афанасий архиепископ Холмогорский, его жизнь и труды… Спб., 1908. С. 667. Ссылка Г. А. Скворцова (Патриарх Адриан… С. 196:328) на черновик Кариона в ГИМ. Чудовское собр. 98/300. Л. 398 ошибочна, так как на л. 398—399 находится черновик грамоты Адриана патриарху Досифею Иерусалимскому. 532 Черновик ГИМ. Чудовское собр. 99/301. Л. 29—300. 533 Официальный список Духовного завещания Адриана см.: ГИМ. Синодальное собр. 577/422. Л. 1—14; см. также: РНБ. Собр. Казанской духовной академии (рукописи Соловецкого монастыря) 871 («Описание» Порфирьева 615). 534 См.: NCЗ–I. Т. 3. Спб., 1830. 1570. С. 276—278; 1581. С. 303; 1628. С. 447—450; Соловьев С. М. История России… Кн. VII. С. 561—562; Голиков И. И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России… Изд. 2–е. Т. I. М., 1837. Дополнение. С. 470—471; Корб И. Г. Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699  гг.)/Пер. и примеч. А. И. Малеина. Спб., 1906 (и др. изд.). 535 Соловьев С. М. История России… Кн. VII. С. 550—551:555; Богословский М. М. Петр I. Т. 3. М., 1946. С. 5—16; Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. М., 1858. Т. III. Приложение X. С. 621— 623 (донесение Гвариента императору); Корб И. Г. Дневник путешествия в Московию… С. 78—81:86—87. 536 Корб И. Г. Дневник путешествия в Московию… С. 79. 537 РГАДА. Ф. 371. Преображенский приказ. Стлб. 739. 538 Соловьев С. М. История России… Кн. VII. С. 551. 539 Богданов А. П. Россия при царевне Софье и Петре I. С. 264:270. 540 Корб И. Г. Дневник путешествия в Московию… С. 79. Сходный рассказ см. у А. К. Нартова: Достопамятные повествования и речи Петра Великого/Публ. Л. Н. Майкова/Приложение к XVII тому Записок Академии Наук. 6. Спб., 1891. Рассказ 10. 541

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

За всю историю Русской Церкви наибольшее число монастырей было построено в XIX веке – 241. Ставропигиальные монастыри состояли в непосредственном ведении Синода. Это: Новоспасский, Симонов, Донской и Заиконоспасский в Москве, Вознесенский (Новый Иерусалим), Спасояковлевский в Ростове и Соловецкий. По отчету 1908 года в мужских монастырях состояло 9.317 монашествующих (8.266 послушников), в женских монастырях и общинах – 12.625 инокинь (40.275 белиц). Начало XIX века было временем возрождения и нравственного подъема русского монашества. Всходили добрые семена, посеянные архим. Паисием (Величковским) . Известными учениками Паисия были: старец Адриан, настоятель Коневецкого монастыря (†1812), Клеопа, строитель Введенской Островской пустыни (Владимирская епархия), схимонах Афанасий (Захаров), б. гусарский ротмистр (†1823), схимонах Феодор (†1822 в Свирской обители), строитель Иоанно-Предтеченской Белобережской пустыни Василий († в 1831 в Площанской пустыни), архим. Феофан (Соколов) , управлявший 36 лет древним Кирилловым Новоозерским монастырем (†1832). Духовной дочерью архим. Феофана была будущая игуменья Феофания (Готовцева), урожд. Шулепникова. Многие подвижники просияли в это время на Валааме. Особым благочестием выделились благоустроитель обители игумен Дамаскин (†1881), схимонах Иоанн (†1894), схимонах Агапий (†1905). Валаамский инок Герман прославил себя подвижнической жизнью и апостольским миссионерством на американском континенте. Митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) по справедливости называют “монахолюбцем”. Ему многим обязана Оптина пустынь в бытность его епископом Калужским (1819–25). Печерская Лавра при нем достигла высшей степени благоустройства. Настроение владыки Филарета отразилось и на Киевской Академии, которая никогда еще не выпускала из своих стен столько монахов, как при нем. Он внимательно следил за монашеской жизнью братии, отдавал распоряжения о послушаниях, требовал сохранения во всей полноте и точности древнего лаврского напева. В своих наставлениях он запрещал клирошанам разговоры, рассматривания по сторонам, запрещал присутствие на клиросе кого бы то ни было, кроме певчих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Александрович Соколов (5.05.1880, дер. Чёрный Ручей Вышневолоцкого у. Тверской губ.- 29.11.1937, Калининская обл.), сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи псаломщика. После рукоположения во иерея служил в храмах Тверской епархии. В 1930 г. арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и «контрреволюционной деятельности», приговорен к 3 годам ИТЛ. В 1935 г. арестован за неуплату налогов, приговорен к 2 годам ИТЛ. Вернувшись из заключения, служил в храме в с. Спас-Ульстим Удомельского р-на Калининской обл. 20 нояб. 1937 г. В. арестовали по обвинению во «враждебном отношении к советской власти... антисоветской агитации, направленной на срыв работ в колхозе». В. виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению тройки УНКВД по Калининской обл. от 27 нояб. 1937 г., погребен в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: Арх. УФСБ РФ по Тверской обл. Д. 20616-С. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Колоколов (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Парусников (1891-1937), прот., свящ. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Николаевич Преображенский († 1918), прот., сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Несторович Сахаров (1875-1937), прот., сщмч., (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Николаевич Сахаров (1873– 1927), прот., сщмч., (пам. 25 июля, в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Серебров (1886-1937), прот., сщмч. (пам. 19 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/150615.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Начала работу III научная конференция «Православие в Карелии», посвященная 780-летию крещения карелов 18.10.2007 16 октября в Петрозаводске состоялось открытие III межрегиональной научно-практической конференции «Православие в Карелии », посвященной 780-летию крещения карелов. Организаторами мероприятия выступили: Петрозаводская и Карельская епархия; Институт языка, литературы, истории Карельского научного центра Российской Академии наук; Петрозаводский государственный университет; Министерство по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями Республики Карелия. «Сегодня мы вспоминаем важное событие – 780-летие с того момента, когда народ карельский принял Православие, – сказал в своем приветственном слове Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил. – С тех пор верой и благочестием прославили нашу древнюю северную землю святые угодники Божии: Александр Свирский, Герман, Савватий и Зосима Соловецкие, Адриан Ондрусовский, Иона Яшезерский и многие другие, чей христианский подвиг чтит вся полнота Церкви. Сегодня Православие возрождается после страшных гонений XX века. Уверен, что нынешняя научная конференция внесет свой весомый вклад в дело духовного возрождения карельского народа». К участникам конференции также обратился Глава Республики Карелии С.Л. Катанандов: «Представляется важным не только ретроспективный взгляд на историю Православия в республике, на тот опыт, который может нас предостеречь от ошибок прошлого, – говорится в обращении Главы Республики, которое зачитал Министр РК по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями А.А. Манин. – Мы ждем от Вас рекомендаций, которые могли бы использовать в своей работе, а также предложений в разрабатываемый закон о нравственности, принятие которого стало сегодня насущной необходимостью». Конференция начала свою работу с просмотра фильма «Пять ликов Христа», созданного прихожанами Свято-Троицкого храма с. Кончезеро Мариной Невзоровой, Сергеем и Людмилой Теплоуховыми по материалам реконструктора икон Натальи Теплоуховой. После окончания пленарного заседания участники приняли участие в работе секций, посвященных четырем темам: «Православная жизнь на Европейском Севере», «Религиозное искусство: слово и образ», «Подвижники Православной веры», «Православная Церковь и система народного образования». Помимо карельских ученых на них выступают представители научных учреждений Санкт-Петербурга, Новгорода, Архангельска, Мурманска и Финляндии. Работа конференции продолжается. Слушателям предстоит узнать о роли Православия в просвещении Карелии, о блаженном Фаддее Петрозаводском, о воспитании национального самосознания на уроках литературы и о многом другом. Православие в Карелии/Седмица.Ru Редакция текста от: 18.10.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/3809.html

«Собор преподобных отец, Соловецких чудотворцев». Икона. Нач. XXI в. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове, Москва) «Собор преподобных отец, Соловецких чудотворцев». Икона. Нач. XXI в. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове, Москва) Редакция Соловецкого патерика нач. XIX в. (РНБ. Солов. 1195/1366) включает «Повести о Соловецких пустынножителях» и «Верное и краткое исчисление преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших», основанные на более ранних агиографических сочинениях и на позднейших рассказах соловецких и анзерских монахов о встречах с пустынниками. В разделенных на 5 частей «Повестях о Соловецких пустынножителях» содержится более подробный, чем в повествовании о прп. Дамиане, рассказ о прп. Никифоре Новгородце (3-я повесть), а также сообщения о не названных в рассказе о прп. Дамиане пустынниках - преподобных Савве и Несторе (5-я повесть) и о неск. неизвестных по имени Соловецких и одном Анзерском пустынножителях (4-я повесть). 2-я повесть посвящена прп. Дамиану и в целом совпадает с текстом из древнейшего Соловецкого патерика. В повести, посвященной прп. Никифору Новгородцу, рассказывается, что святой был, вероятно, сыном новгородского священника, поступил трудником в Соловецкую обитель в 1602 г., «юн леты, но стар разумом». Прп. Никифор проходил все монастырские послушания со смирением, имел дар слез. Святой просил настоятеля мон-ря о монашеском постриге, но из-за молодости и благообразия преподобного ему было отказано. Родители безуспешно просили юношу вернуться домой. Однажды во время чтения любимого св. Никифором Жития прп. Марка Фракийского прп. Никифор вскочил, снял с себя пояс и обувь и «во единой свитце серой потече в лес внутрь острова». 12 лет он жил отшельником, после чего принял постриг от пустынника иером. Мисаила и провел в пустыне еще 3 года до кончины в 1617 г. В 5-й повести сообщается, что при соловецком игум. Рафаиле (1632-1636), ок. 1632 г., в 10 верстах от мон-ря и в 6-7 верстах от монастырского сел. Реболда в лесах жили неск. особо строгих отшельников, «о нихже никтоже ведяше, токмо един промышляя о них Бог и неции боголюбивии иноци» (цит. по: Петренко. 2001. С. 505). Из этих пустынножителей по именам известны преподобные Адриан Соловецкий , Нестор и Савва. О последнем сообщается, что он был трудником в Соловецком мон-ре, затем «отъиде в пустыню... идеже подвизася на диавола жестоко 11 лет». Преподобные Нестор и Савва были похоронены близ Дамиановой пуст.

http://pravenc.ru/text/182163.html

Современники так характеризовали преосвященного Афанасия: «Пастырь бе изящный, Божественного Писания довольный сказатель, громогласный, речевист по премногу, остро рассудителен, чина церковного опасно хранитель, в вере на расколы разрушитель, трудолюбив, многа здания созда». Скончался 6 сентября 1702 года. Погребен 12 ноября в Холмогорском соборе. По смерти архиепископа Афанасия осталось немало его печатных и рукописных сочинений. Труды: Шестоднев. Описание трех путей из России в Швецию. – [СПб., 1838]. Увет духовный. – М., 1682, 1753, 1791. Толкование на Псалтирь. Домашний лечебник. Книга о пресуществлении//Сменцовский М. Церковно-исторические материалы. – СПб., 1899. – С. 44–70. Путь к Стекольне (рукопись). Щит веры (рукопись). Окружное послание 1696 г. Чин освящения и хранения Святых Даров для причащения больных. Разные грамоты. Литература: Верюжский И., священник. Афанасий, архиепископ Холмогорский. Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования. – СПб., 1908. Скворцов Г. А. Патриарх Адриан: Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века. – Казань, 1913. – С. 87–99, 112, 11З, 217, 307. Макарий (Миролюбов) , епископ. Историческое описание Красногорского монастыря. – 2-е изд. – Архангельск, 1906. – С. 13, 40, 96, 102–104, 107. Сибирцев И. М. Опись архива Сийского монастыря, грамоты Афанасия 3 и 6. Постников С. Афанасий первый, архиепископ Холмогорский и Важеский. – СПб., 1866. – С. 8–20, а также//Странник. – СПб., 1866, т. 4. – С. 23. Колчин М. Ссыльные и заключенные в острог Соловецкого монастыря XVI-XIX веков. – М., 1908. – С. 57. Поликарпов Н. И. Очерк жизни и деятельности свят. Митрофана, первого епископа Воронежского к 200-летию со дня его кончины. – Воронеж, 1904. – С. 36. Никанор (Каменский) , архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 961–963. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 193. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 3. – С. 917, 1088, 1089, 1226, 1359, 1361.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

129 Платон (Левшин , 1737–1812) – выдающийся архиерей, великий проповедник (его называли «вторым Златоустом»), законоучитель наследника Павла Петровича, устроитель духовных школ, ревнитель учености и просвещения («по особой любви к просвещению» он принял монашество). 130 См. письмо архиепископа Платона к Архиепископу Никифору в кн.:Благословенным христианам... с. 245–246. 131 Конец XVIII в. характеризуется напряжением и подъемом духовной жизни и «монашеским возрождением» в России, которое было реакцией на Петровские реформы. И митрополит Гавриил был одним из главных деятелей этого возрождения. Он общался со всеми выдающимися иноками того времени. Стремясь духовно укрепить угасающие монастыри, он привлекал к этому делу опытных иноков. Вызванный им из Саровской пустыни старец Назарий стал возродителем обедневшего Валаамского монастыря; старец Адриан из Брянских лесов благоустроил Коневскую обитель; старец Игнатий, вызванный из Пешноша, устроил Тихвинский монастырь. Всюду митрополит Гавриил вводил взамен анархии общежительный устав и сам написал его. Снабжал монастыри святоотеческой литературой. В 1793 г. напечатал славянский перевод Добротолюбия , присланный ему старцем Паисием (Величковским) . 132 Имеются в виду «Поучительные слова на Святую Четыредесятницу», впервые изданные на греческом языке в Лейпциге в 1766 г. и переведенные на русский язык бывшим обер-секретарем Св. Синода Стефаном Писаревым. Русский перевод их так и не был издан. См. (1). 134 Эта челобитная, направленная в 1667 г. в Москву к царю Соловецкими иноками, не принявшими исправленных книг, особенно высоко ценилась в среде раскольников. 136 Самим Феотокисом, как предполагает М. Соловьев, или же под его руководством (Проповеди Никифора Феотоки. С. 72). 137 См. (37). М. Соловьев неверно указывает, что это послание было напечатано в Херсонских епархиальных ведомостях за 1875 г. 2 (Проповеди Никифора Феотоки. С. 72). Было ли оно в действительности опубликовано и если да, то в каком издании, – нам не удалось установить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Тогда, увидев на этом месте посох Петра Чудотворца, вспомнил слышанное в обители Нового Иерусалима, о Патриархе Никоне : как, пришедши ночью в собор Успенский, взял он сей посох и послал к Царю письмо о своем видении. А между тем Великий Князь приблизился к гробам Патриаршим: от Мономахова престола у южных врат и до западных, место их покоя. Митрополит подвел сперва Его Высочество ко гробу первопрестольника Иова и помянул его торжественное избрание Царем Феодором и горькое низложение Лжедмитрием, бедствия отечества, которых он был свидетель, и твердость, с какою отвергал самозванца; потом Преосвященный указал издали на гроб его преемника, великодушного Гермогена, мученика за веру и царство, и подошел с Цесаревичем к священной гробнице его предка Патриарха Филарета. С умилением склонился на нее юный Романов, глубокое молчание водворилось в храме: – это была безмолвная беседа родоначальника с цветущим потомком, тайное благословение Первосвятителя и отца Царей сыну Царя. У ног святых Митрополитов Киприяна и Фотия, и возле медного шатра сооруженного им для ризы Господней, возлег Филарет Никитич и первый обновил, своим прахом, усыпальницу Патриаршую в Успенском соборе: два его предместника, Иов и Гермоген, сперва погребены были, один в Старице, другой в Чудове. Царь Алексей Михайлович, вняв совету Никона, собирателя великих мужей, перенес их в собор и даже послал в монастырь Соловецкий за мощами св. Филиппа: таким образом нарушился летописный порядок гробниц: Филарет, будучи третьим, занял старшее место и подле него кроткий его преемник Иоасаф; а первопрестольник Иов лег уже после них, и у ног его испросил себе место Патриарх Иосиф, когда сам, предчувствуя свою близкую кончину, погребал здесь перенесенные из Старицы мощи Иова. А вдоль западной стены, от гроба Гермогенова, не прерывается могильный порядок, и по годам расположены четыре преемника Никона: Иоасаф II, Питирим, Иоаким, бодрый пастырь во время смут стрелецких, и наконец последний Адриан, заключивший собою ряд великих Иерархов. Под сенью медного, искусно изваянного шатра Филаретова, рассказывал Митрополит Великому Князю: как принесена была в дар Царю Михаилу Феодоровичу и Патриарху, отцу его, честная риза Господня, которую Шах-Аббас Персидский взял из Мцхетского собора в завоеванной им Грузии, и что ныне часть ее хранится в алтаре вместе со святым гвоздем и иными святыми мощами, часть же в Петербургском придворном соборе. Его Высочество вспомнил, что, при крещении каждого Императорского младенца, полагают ему в крест малую частицу от ризы Господней: так простирается благословение Патриаршее на все его потомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010