Кому из православных богомольцев, путешествовавших на поклонение святым мощам праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, не известны имена двух уральских старцев, почти одновременно отошедших ко Господу в 1900 году? Мы разумеем монаха Адриана, основателя Кыртомского монастыря, и схимонаха Илию, проведшего последние годы своей подвижнической жизни в Верхотурском монастыре. Если при жизни этих старцев богомольцы толпились около их келлий, желая принять от них благословение и духовное назидание, то по смерти их те же богомольцы считают своим долгом посетить их могилы, пропев здесь «вечную память». Многими благочестивыми людьми и нашей Тобольской епархии имена этих подвижников записаны в поминания «за упокой». Но многие ли знают: кто были эти старцы, как протекла их жизнь, как совершались ими духовные подвиги? Предлагаемые очерки и дают на эти вопросы посильный ответ. I. Монах Адриан происходил из крестьян деревни Горсткиной 1 , Махневской волости, Верхотурского уезда. В миру он назывался Андреем Гавриловичем Медведевым. Родился он в 1834 г. и до 25-летнего возраста, вместе с братьями и сестрами, жил в доме своих небогатых родителей, занимаясь крестьянской работой. Еще в раннем детстве он почти самоучкой, около грамотных крестьян, выучился читать и немного писать и с тех пор усердно принялся за чтение духовных книг, преимущественно житий святых. С детства воспитанный своими родителями в христианском благочестии, он неопустительно посещал свой приходской храм во все воскресные и праздничные дни, несмотря на то, что деревня Горсткина находилась на довольно значительном расстоянии от приходского храма. Кроме того, он очень часто ходил в ближайший Верхотурский монастырь на поклонение св. мощам прав. Симеона. Достигши 25-летнего возраста, он с согласия своих родителей, предпринял путешествие по святым местам Русской земли, направившись предварительно в Сибирь, где посетил Абалакский, Иркутский, Забайкальский и некоторые другие монастыри. Возвратившись на короткое время к себе на родину, он затем вновь отправляется в путешествие и на этот раз посещает Вятку, Устюг, Соловецкий монастырь, Киев, Почаев и многие другие русские обители. На это путешествие Медведев употребляет несколько лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Напротив, преподобный Герман, хотя и был непосредственным учеником Сергия Валаамского, отличался, по-видимому, меньшим ригоризмом в своих требованиях к братии (при большей мягкости и известной «дипломатичности» в отношениях с ними) и потому до самой кончины оставался игуменом обители, явившись основным ее строителем и благоукрасителем в начале XV столетия. Валаамский монастырь стал духовной школой для многих прославившихся впоследствии иноков. Как говорилось выше, у самых истоков валаамского иночества, наряду с Сергием, стоял преподобный Ефрем Перекомский, причисленный к лику святых на проведенном в Москве митрополитом Макарием Соборе 1549 года. В тот же начальный период существования Валаамской обители, около 1393 года, в нее прибыл со Святой Горы Афон уроженец Новгорода преподобный Арсений († 1444 или 1447), удалившийся затем с Валаама на относительно недалеко находящийся остров Коневец, где славный подвижник и основал весьма известный Коневецкий (или Коневской) монастырь. На Валааме подвизался и преподобный Савватий , переселившийся отсюда в конце 30-х годов XV века на Соловецкий остров в Белом море, где он положил начало другой знаменитой обители - Спасо-Преображенскому Соловецкому монастырю. Из других известных валаамских иноков следует назвать еще одного - Савву, о котором «Сказание» сообщает, что он «на Сеннянском острову (здесь же, на Ладожском озере. - д. Г.М. ) чудную ону и духовную пустыню согради во имя пресвятыа Животворящиа Троицы» (это произошло уже в конце 1470-х или в 1480-е гг.). Необходимо упомянуть также и о преподобном Александре Свирском, жившем некоторое время рядом с главным островом архипелага - на уже упоминавшемся Святом острове. Преподобный Александр принял постриг на Валааме в 1474 году, а затем в 1485 году основал собственный Свято-Троицкий монастырь в окрестностях реки Свири. Валаамскими иноками были также Геннадий, основавший Усть-Шехонский монастырь на реке Шексне, и преподобный Корнилий, создавший Палеостровскую обитель на острове среди Онежского озера. Наконец, на Валааме же поначалу послушничали и ученики преподобного Александра Свирского преподобные Афанасий Сяндемский и Адриан Ондрусовский . Уже позднее валаамским монахом был и преподобный Евфросин Синозерский , принявший в 1612 году мученический венец - во время нашествия шведских интервентов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

ЗИНОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную, в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 19 июня) ЗОСИМА Александровский (не позднее 2-й пол. XVII в.- ок. 1710-1713), прп. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ЗОСИМА Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ЗОСИМА Алексеевич Пепенин (1888-1937), свящ., сщмч, (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЗОСИМА Васильевич Трубачёв (1893-1938), прот., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ЗОСИМА И АДРИАН (Еропкины; 2-я пол. XV - нач. XVI в.), преподобные (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Сестринские, Волоколамские ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКИНФ (Питателев Илья Иванович; 1882-1918), прмч. (пам. 17 окт., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ (Данилов; 1892 - 1918), инок, прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) ИАКОВ († сер.- 2-я пол. XV в..), прп. Брылеевский, Железноборовский (пам. 11 апр. и 23 янв.- в Соборе Костромских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_21.html

Об иеромонахе Дамаскине сохранилось не так много биографических сведений (в литературе его смешивают иногда с иеромонахом Киево-Печерского монастыря Дамаскином Птицким, работавшим в Москве в 1-й половине XVII века). В связи с этим каждый новый факт об этом талантливом духовном писателе и переводчике особенно ценен. Труды скромного чудовского иеродиакона, занимавшего невысокий пост в церковной иерархии второй половины XVII века, незаслуженно забыты, о чем свидетельствует отсутствие о нем статьи в важнейшем современном историко-филологическом издании Русской Православной Церкви – «Православной энциклопедии». Между тем, труды Дамаскина весьма актуальны (эпоха преобразований, смешение старины и новизны, смена мировоззрений и ценностных ориентиров, глубинные вопросы взаимоотношения культур и мировоззрений), а личность его по-прежнему привлекательна (талантливый публицист, незаурядный рассказчик, пылкий полемист – защитник православия, художник, гимнолог, экзегет-богослов). В списке принадлежавших Дамаскину рукописей – уникальный гимнографический сборник (ГИМ, Музейск. собр., 1743), упомянутые оригинальное сравнительное описание Святой Горы Афон и Соловецкого монастыря, и перевод «Проскинитария» Иоанна Комнина Моливда, перевод сказаний о чудесах Пресвятой Богородицы (Amartolon Soteria, «Грешных спасение») Агапия Ландоса (Критянина) список «с предания св. Саввы Сербскаго», сделанный им собственноручно,  яркая церковная публицистика. Иеродиакон Дамаскин находился в ближайшем окружении таких выдающихся иерархов Церкви, какими являются патриархи Никон, Иоаким и Адриан, архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий, митрополиты Игнатий Тобольский и Иов Новгородский. Он общался и переписывался с выдающимися книжниками XVII века: чудовским монахом Евфимием, Космой Иверитом, Антимом Иверяну, Николаем Спафарием, валашским господарем-мучеником Константином Брынковяну, русскими послами – Федором Головиным, Борисом Шереметевым (трое последних – первые кавалеры русского ордена святого апостола Андрея Первозванного, валашский господарь награжден орденом тайно). Важно заметить, что свое путешествие на Соловки, о котором иеродиакон Дамаскин оставил яркое «повествование», он совершал, по-видимому, вместе с Петром (первый поход по Белому морю на яхте «Св. Петр», июнь 1694 года)

http://isihazm.ru/?id=384&sid=29&iid=247...

Ист.: Житие прп. Трифона Печенгского, просветителя лопарей//ПС. 1859. Ч. 2. С. 89-120; Старинный датский документ о разорении Печенгского мон-ря в 1589 г.//СбОРЯС. 1890. Т. 51. С. 5-6; Никодим (Кононов), архим. Прп. Трифон, Печенгский чудотворец, и его ученики: Ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1901. С. 9, 14-15; Грамоты Кольского уезда//Сб. грамот Коллегии экономии. Л., 1929. Т. 2. С. 437-442; Летописец Соловецкий старца Петра Ловушки//Летописи и хроники, 1980. М., 1981. С. 241. Лит.: ЖСв. Кн. 1 доп. С. 537-538; Никодим (Кононов), архим. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 156-159; Голубинский. Канонизация святых. С. 352; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 559, 564; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 143; Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский мон-рь, основанный прп. Трифоном. СПб., 1908. С. 24, 44; Митрофан (Баданин), иером. Прп. Трифон Печенгский и его духовное наследие. Мурманск, 2003. С. 141-143, 162, 224-243, 267, 288-289. Иером. Митрофан (Баданин) Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН († 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА (Иоанн; † 1589), прмч. Печенгский (пам. 15 дек.- в Соборе Кольских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/168364.html

Скачать epub pdf Собор Валамских святых Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы – 28 июня/11 июля; перенесение мощей – 11/24 сентября. Прп. Антипа Валаамский (Афонский) – 10/23 января. Прп. Афанасий Сяндемский – 18/31 января. Прмч. Петр (Козлов) – 15/28 февраля. Прпмчч. Тит, схимонах Тихон, инок Геласий, инок Сергий, инок Варлаам, инок Савва, инок Конон, инок Сильвестр, инок Киприан, инок Пимен, инок Иоанн, инок Самон, инок Иона, инок Давид, инок Корнилий, инок Нифонт, инок Афанасий, инок Серапион, инок Варлаам, послушникиАфанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василий, Феофил, Иоанн, Феодор, Иоанн – Память 20 февраля/5 марта. Прп. Назарий игумен – 23 февраля/8 марта. Исп. Патрикий (Петров) – 11/24 марта. Прпмч. Евфросин Синозерский – 20 марта/2 апреля. Прп. Александр Свирский , обретение мощей –17/30 апреля и 30 августа/12 сентября. Свт. Игнатий, еп. Кавказский и Черноморский – 30 апреля/13 мая. Прп. Корнилий Палеостровский – 19 мая/1 июня. Прмч. Таврион (Толоконцев) – 25 мая/7 июня. Прп. Арефа Верхотурский – 10/23 июня. Прп. Арсений Коневский – 12/25 июня. Прп. Герман Аляскинский – 27 июля/9 августа, 15/28 ноября – день праведной кончины прп. Германа Аляскинского. Прмч. Афанасий (Егоров) – 7/20 августа. Прп. Савватий Соловецкий – перенесение мощей 8 21 августа, 27 сентября 10 октября. Прмч. Адриан Ондрусовский – 26 августа/8 сентября. Свт. Иоанн Новгородский – 7/20 сентября. Прп. Александр Свирский , обретение мощей –17/30 апреля 30 августа/12 сентября. Сщмч. Иувеналия – 11/24 сентября – день памяти Аляскинской епархии Американской Православной Церкви Прп. Лев Оптинский – 11/24 октября. Исп. Арефа (Митренин) – 24 октября/6 ноября. Прп. Авраамий Ростовский – 29 октября/11 ноября. Прп. Илия Верхотурский 30 ноября/13 декабря – память отмечают в Екатеринбургской епархии. Свт. Геннадий Новгородский – 4/17 декабря. Прмч. Андроник (Барсуков) – 7/20 декабря. Прмч.Сергий (Гальковский) –7/20 декабря. Сщмч. Феофан, еп. Соликамский – 11/24 декабря. Читать далее Источник: Валаамский патерик - пос. Валаам (Респ. Карелия): Изд. Спасо-Преображ. Валаам. монастырь, 2001. - 365, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сватиков С. Г. Россия и Дон (1549—1917). Вена, 1924. Светозаров П.Л. – см. Павел Любопытный. Сводный старообрядческий синодик. Второе издание Синодика по четырем рукописям XVIII – XIX веков А.Н. Пыпиным (ПДПИ. Т. XLIV). Семен Денисов (Вторушин, кн. Мышецкий). История о отцех и страдальцех соловецких//Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия. Т. II. СПб., 1863. Семен Денисов (Вторушин, кн. Мышецкий). Виноград российский, или описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие. М., 1906. Сенатов В. Г. Философия истории старообрядчества. Вып. 1—2. М., 1912. Синод: Постановления. Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству св. Синода. СПб., 1860. Т. I—II. Синодик – см. Сводный старообрядческий синодик. Сказание Авраамия Палицына/Под ред. О. Дружининой. М.—Л., 1955 Скворцов Г. Патриарх Адриан//Православный собеседник. 1912. Т. I—II. Скворцов Д.И. Дионисий Зобниновский, архимандрит Троицкого Сергиева монастыря (ныне Лавры). Историческое исследование. Тверь, 1890. Скрижаль. М., 1655-1656. Смирнов Е. Иоаким патриарх Московский. М., 1881 Смирнов П. Правительство Б.И.Морозова и восстание в Москве 1648 г.//Труды Средне-Азиатского университета. Серия III. Вып. 2. Ташкент, 1929. Смирнов П.П. Города Московского государства первой половины XVII века. Т. 1. Вып. 1-2. Киев, 1917-1919 (оттиск из журнала “Университетские известия” за 1918 г.). Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке (Исследования из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным). СПб., 1898. Смирнов П. С. Выговская беспоповская община в первое время ее существования//Христианское чтение. 1910. Т. V—VI. Смирнов П. С. Из истории раскола первой половины XVIII века. СПб., 1908. Смирнов П. С. История русского раскола старообрядства. 2-е изд. СПб., 1895. Смирнов П. С. Первые попытки раскольников приобрести архиерея//Христианское чтение. 1906. 7. Смирнов П. Морозов и восстание 1648 года//Труды Средне-Азиатского университета. Ташкент, 1928. Смирнов С.И. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. М., 1914.

http://sedmitza.ru/lib/text/439595/

Увет духовный (так названо опровержение челобитной) разослан был ко всем архипастырям для чтения по всем Церквам 414 . бб) Патриарх издал еще несколько небольших сочинений против раскола. В 1682 г. разослано было «благодарственное слово за спасение Церкви от злых отступников». «Слово на суздальского попа Никиту Пустосвята», изданное в 1684 г. и «увещание к раскольникам о соединении с святой Церковью», дышали той же пастырской заботливостью о бедных слепцах 415 . вв) Обличая своеволие в расколе, Патриарх обличал то же своеволие и в тех, которые казались друзьями нового просвещения, но своим своеволием только соблазняли простодушных ревнителей старины; он строго запретил продавать печатные листы с изображением Спасителя, вывезенные с Запада 416 . б) Кроме письменных поучений, Патриарх отправил увещателей в разные места раскола. Некоторые из этих проповедников предлагали сверх устных и письменные наставления. В 1682 г. в Холмогоры отправился Архиепископ Афанасий и там ревностно действовал против поморян 417 . Он собрал обширную библиотеку рукописей для вразумления невежд и написал для них щит веры. В сибирские остроги и волости в 1688 г. послан был иеродиакон Михаил «для исправления церковных догматов и духовных дел» 418 , поставленный после в игумена енисейского с тем же назначением 419 . Игнатий Корсаков в 1689 г. в сане новоспасского Архимандрита отправлен был в Кострому и Кинешму для увещания тамошних раскольников 420 . Казанский Митрополит Адриан написал для своей паствы «о крестном знамении». § 37. Дальнейшие дела раскола: а) побеги за границу; безуспешные восстания внутри государства и самосожжение Раскол, вытесняемый из видных мест государства, бросился в глухие места. Он не хотел довольствоваться соловецким и московским бунтом; он продолжал действовать в том же духе, но другим образом. По примеру атамана Разина, раскольники стали обольщать крестьян независимостью от помещиков и подняли между простодушными волнение другого рода. 1) Многие тысячи, преступая клятву в верности Царю, бежали за границу и завели там гнезда раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Известно, что в той или иной мере созданию и распространению Ж. л. способствовали патриархи Филарет , Иосиф , Никон, Адриан . Всячески поддерживали создание житий и сказаний о святынях епархиальные архиереи: в их числе - Маркелл , архиеп. Вологодский, Иона (Баранов) , архиеп. Вятский, Макарий, Киприан и Корнилий, митрополиты Новгородские и Великолуцкие, Лаврентий, митр. Казанский, Иона (Сысоевич) , митр. Ростовский, Серапион, архиеп. Суздальский и Тарусский, в нач. XVIII в.- Варнава, архиеп. Холмогорский и Важский. В создании житийных памятников участвовали архиереи ( Александр , еп. Вятский и Великопермский, Симеон, архиеп. Сибирский и Тобольский, и Игнатий (Римский-Корсаков), митр. Сибирский и Тобольский), а также игумены мон-рей, напр. Викентий, архим. Троице-Сергиева мон-ря, Иосиф, архим. Троицкого Данилова мон-ря, и Феодосий, игум. Антониева Сийского мон-ря. В этих благоприятных условиях возникали региональные Соборы святых и своды агиографических памятников - примером может служить созданный к кон. XVII в. на основе произведений кон. XV-XVII в. Соловецкий патерик, сохранившийся во множестве списков. В целом XVII век - эпоха расцвета региональной агиографии. В XVII - нач. XVIII в. были созданы жития мн. основателей мон-рей Сев. и Центр. России, живших в XV-XVII вв.: Жития преподобных Адриана и Ферапонта Монзенских, Антония Леохновского, Варнавы Ветлужского, Диодора (Дамиана) Юрьегорского, Илариона Суздальского, Иннокентия Комельского, Иова Ущельского, Иродиона Илоезерского, Кассиана Угличского, Корнилия Палеостровского, Мартирия Зеленецкого, Никандра Псковского, Никодима Кожеезерского, Паисия Галичского, Серапиона Кожеезерского, Сильвестра Обнорского, Симона Воломского, Трифона Вятского, Феодосия Тотемского, временами являющиеся более или менее искусными компиляциями, иногда подробными и литературно обработанными повествованиями, а в нек-рых случаях, по замечанию Ключевского, представляющие собой «необработанную записку без литературных притязаний» ( Ключевский.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Подобная «скромность» Петра, не стремившегося резко нарушать традиции «царского выхода» к народу, соответствовала реальным темпам насаждения царем иноземных новшеств. «Указы о платье французском и венгерском» (с демонстрацией соответствующих образцов-манекенов) были всенародно объявлены лишь в августе 1700 г., а военнослужащего-дворянина впервые били батогами за небритие бороды и усов (с указом воеводам, «чтоб у них впредь бород и усов не было») в конце 1704 г. Шутовские затеи Петра и его ближайшего окружения долго не выходили за пределы некоего «внутреннего круга» придворных и служилых иноземцев, не нарушая в то же время череды жестокости и кровопролития. Историки уже указывали на эту особенность петровских «увеселений». Вообще шутовство при Петре изначально имело жутковатый оттенок, столь же прочно связанный, согласно яркому описанию Куракина, с доносами, наговорами и злодейством, сколь и с непробудным пьянством, и с «кражей государственной». При этом Петр, подчеркиваю, считал себя государем просвещенным (на западный манер) и человеком верующим, к святой Восточной православной церкви принадлежащим. Между пьяными убийствами и блудодеяниями ни он, ни его русские подручные не упускали случая отстоять литургию, даже поговеть, исповедаться и причаститься, особливо перед делом важным или опасным. Долгом считал государь заботиться о делах Церкви (и мы вскоре увидим, как он это осуществлял). Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы. Т. I. М., 1862. С. 1080; Шимко И. И. Патриарший Казенный приказ. С. 254. Верюжский В. М. Афанасий архиепископ Холмогорский, его жизнь и труды... Спб., 1908. С. 667. Ссылка Г. А. Скворцова (Патриарх Адриан... С. 196, 328) на черновик Кариона в ГИМ. Чудовское собр. 98/300. Л. 398 ошибочна, так как на л. 398—399 находится черновик грамоты Адриана патриарху Досифею Иерусалимскому. Черновик ГИМ. Чудовское собр. 99/301. Л. 29—300. Официальный список Духовного завещания Адриана см.: ГИМ. Синодальное собр. 577/422. Л. 1—14; см. также: РНБ. Собр. Казанской духовной академии (рукописи Соловецкого монастыря) 871 («Описание» Порфирьева 615).

http://sedmitza.ru/lib/text/439385/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010