Святитель был весьма строг к чьим бы то ни было сочинениям о расколе, требовал величайшей осторожности не только в мыслях, но и в выражениях. Такими качествами отличаются и собственные его «Беседы»: автор составлял их с величайшею осмотрительностью, не вдруг, поверяя себя указаниями других (Аркадия и Озерского). 1249 Будучи помещаемы первоначально в «Христианском чтении», «беседы», как написанные со знанием дела, на основании вновь открытых памятников древности, и «в духе миролюбия», 1250 обратили на себя внимание не только православных, но и старообрядцев, и потому, по распоряжению Св. Синода, согласно желанию автора, 1251 были напечатаны отдельным оттиском церковным шрифтом (1835 г.). Игнатий воронежский, прежде олонецкий, оставил после себя сочинения – «Истина Соловецкой обители» (1844 г.), в котором опровергается Соловецкая челобитная на основании древних рукописей соловецкой библиотеки, и «Беседы о мнимом старообрядчестве в безпоповщине (1844 г.) и в поповщине» (1847 г.). В 1854 году была издана книга митр. Григория – «Истиннодревняя и истинноправославная Церковь Христова», в двух частях; она представляет полную систему полемики и апологетики применительно к расколу; с выходом её в свет возникла наука противораскольнической полемики. Сочинение Озерского носит такое название: «Выписки из старописьменных, старопечатных и других книг», и разделяется на две части: в первой содержатся выписки по вопросам догматическим, во второй – по вопросам обрядовым. По обилию собранного материала «Выписки» для каждого занимающегося полемикою с расколом являются настольною книгою, тем более, что большинство подлинных книг, из коих заимствованы «выписки», существуют лишь в знаменитых книгохранилищах, иногда в единственном экземпляре, хотя, с другой стороны, «Выписки» дают не обработанную систему, а именно только материал, в известной мере приведенный в порядок. Адриан Озерский, друг протопресвитера Полубенского, принадлежал к купеческому сословию, систематического образования не получил, но владел острым умом и даром слова, был знаток раскольнических мнений и искусный обличитель их в собеседованиях; собрав много старопечатных и рукописных книг, он завещал их, как и свои «Выписки», шурину своему почетному гражданину А.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

19 Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Изд. Московского университета, 1896–1900, вып.3, с.121. 25 Послание преподобного Иосифа Волоколамского к детям духовным. – ЧОИДР, кн.3, omд.II. М., 1912, с.227. 26 Гальковский Н. Борьба христиан с остатками язычества в древней Руси, m.II. М., 1913, с.232; Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии, ч.I. Казань, 1881, с.584; Строев П. Рукописи славянские и российские, принадлежащие И.Н. Царскому. М., 1848, с.736. 27 На этом же соборе было постановлено начинать Филиппов пост 14 ноября (см.: Курские епархиальные ведомости, 1907, с.777). 30 Скворцов Г.А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием русской церкви в последнее десятилетие XVII в. Казань, 1913, с.174. 33 В XVII веке распоряжением гражданской власти предписывалось всем христианам в Филиппов пост ходить каждый день в церковь (Указ царя Алексея Михайловича от 1650 г. – Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Академии наук, m.IV. СПб., 1836, с.68; Курские епархиальные ведомости, 1907, с.781). 34 Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией, m.IV. СПб., 1842, с.124–125; m.III. СПб., 1841, с.96. 35 Согласно наблюдению Павла Алеппского, обед знаменитого гетмана Богдана Хмельницкого состоял из одного блюда вареного укропа (Путешествие..., вып.2, с,37.) 39 Рейтенфельс Я. Сказание светлейшему герцогу Козьме третьему Тосканскому о Московии. М., 1905, с.142. 41 Гальковский Н. Борьба христиан с остатками язычества в древней Руси, m.II. М., 1913, с.233; Русская историческая библиотека..., m.VI. СПб., 1880, с.272. 61 Фалькович П. Картины жизни в Московском государстве. В извлечениях из записок иностранцев о России XVI–XVII вв. М., 1913, с.98. 84 Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым–Безбородко, bыn.IV. СПб., 1862, с.186–187. Никольский Н.К. Материалы для истории древне-русской духовной письменности. – Христианское чтение. Авг. –сент. СПб., 1909, с.1109, 1114–1115.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

8 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) ЕВСТРАТИЙ († 1097 или 1098), прмч. (пам. 28 марта, 28 сент.- в Соборе прп. отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИГНАТИЙ [Афонский, К-польский, Новый, Старозагорский] (в миру Иван; † 1814), прмч. (1 мая и в Соборе Афонских преподобных 2-я Неделя по Пятидесятнице) ИОВ (Мозовский (Мазовский); † 1628), Ущельский, прмч. (пам. 5 авг., 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИСААКИЙ (Бобраков Иван Николаевич; 1865 - 1938), прмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Оптинских старцев), архим. ПАВЕЛ (Моисеев Иван Яковлевич; 1849-1918), архим., прмч. (пам. 17 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2561350.html

Признавая распространение реформационных движений (прежде всего в Заволжье) и необходимость борьбы с ними, он писал: «И началось было сие дело [борьба с ересью.- В. К.] исперва добре, но в конец злыи проиде, сего ради, иже восторгающе плевелы исторгали с ними и чистую пшеницу» (РИБ. Т. 31. Ч. 1. Стб. 335). Ок. 1554-1555 гг. А. бежал из Соловецкого мон-ря в Литву. В соч. «Четыре книги о славянской Реформации» (Утрехт, 1652) протестант. историограф Андрей Венгерский (Адриан Регенвольский) сообщает интересные, хотя и не всегда точные сведения о появлении А., Феодосия Косого и инока Фомы в Великом княжестве Литовском и о начале их деятельности в Витебске: они «подвергли проклятию идолопоклонство», выбрасывали иконы «как из частных домов, так и из храмов и призывали народ в проповедях и в посланиях к поклонению единому Богу посредством Иисуса Христа, с помощью Святого Духа» ( W gierski A. Libri quattuor Slavoniae reformatae. Warsz., 1973. P. 262-263). Хотя еще Башкин приписывал А. «многия богохулныя вины о иконном поклонении», однако иконоборчество не характерно для А. в отличие от Феодосия Косого. В многоконфессиональной и многонациональной Литовской Руси А. выступал с последовательной критикой реформационных учений, защищал иконопочитание и др. правосл. обряды. По сообщению Андрея Венгерского, проповедь рус. беглецов вызвала резкий отпор со стороны местного духовенства и народа. Рус. иммигранты были вынуждены уйти из Витебска «в глубь Литвы, где глас Евангелия звучал несколько свободнее». А. отправился в Слуцк, где в 1542-1579 гг. княжил ревнитель Православия и просвещения Юрий II Олелькович. С этого времени начался новый период творчества А., когда главной задачей публициста стала борьба за Православие, терпевшее притеснения от католиков и протестантов. Стремясь укрепить в вере православных через объяснение догматов, А. написал неск. посланий, в частности, скарбному (казначею) Великого княжества Литовского И. С. Зарецкому, кн. Чарторыйскому и «Послание ко князю». А. вступал в открытые диспуты и полемическую переписку с представителями др.

http://pravenc.ru/text/76378.html

О, погибель? Где же Бог-то наш? О, ведь мы Его прогнали! Батюшка! Странник просит вашего совета: где позимовать? Зимою: хорошо бы в Валаамском: а при ходе лодок и в Соловецкий; а с Добротолюбием дружиться. 196. А.И. 1852 года 27 ноября. Такое на меня сомнение? Имей смирение. Братец на меня сердится? Молись за него. Говорит: кого она спросила, – не наряжаться-то? Господь погрозил сестрицыной смертию. Такая на меня скука и лень? Это гибельно. Ни за что приняться не хочется? Прочитай в Алфавите в 3 части главу 7-ю. Все думаю: где жить? Старайся быть служаночкой Богу. Прошу ваших св. молитв? Псалтирь-то не оставляйте читать. Хочется к матушке Амфилохии? На вашей воле. В монастырь устроить себя? У Господа милости много: молись поусерднее. Не умею по своей воле жить? Бога бойся и Его Святых книг слушайся: старайтесь Христианский иметь ум. Думаю, чтобы не умереть! Старайся прежде умереть от грехов. А когда и не думаю умереть? Как ни бегай, да от нее не уйдешь. Бывает злость и гнев? За это адом грозят. Жизнь моя нерадивая? От тебя самой зависит. Споря, никому не уступлю, – сама не рада? Ад-то широк и про тебя место будет. 197. 1850 года 5 сентября. Батюшка! За ваши св. молитвы, доехали благополучно. Слава Богу! Простите: пороптала на товарочку? На что бы ты ни роптала, а все себя обижала. Мысли дурныя приходят? За труды таковые Господу Богу молись: так Он во всем тебе будет помогать; с Алфавитом не разставайся. Виновата: без людей в комнатке мало бываю? Уединение драгоценно. У нас поправляют комнаты: я теперь с семейством? Поучись помучиться, потерпеть, при помощи Божией. Ропчу на жизнь: что нельзя жить для души? С Богом и в аду хорошо; а без Бога и в раю худо. Всегда непокойна от неразсуждения? Книги (письма) Георгия Затворника Задонскаго могут тебя вразумить. Прошу, не оставьте меня во св. молитвах? Взыскающии Господа не лишатся всякаго блага. 198. 1851 года 9 августа. На меня сильная тоска: плачу от разных горестей, нет никакого терпения? Посмотрим на Святых и Праведных и прочих, угодивших Богу: вси святии плакаху и рыдаху во всю свою жизнь: быша им слезы хлеб день и ночь, и питие свое с плачем разстворяху, яко же глаголет Пророк. Плакаху Пророцы, плакаху Апостоли, плакаху Святители, Мученицы, Страдальцы, Черноризцы, Иустынножителие, паче же сам Христос, сего не требуя, но наше окаянство оплакивая.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Его же любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, его же приемлет. Потеряли узелок, в коем были книги? Если бы гром не грянул: я бы и не перекрестился. Да письма с деньгами? Да благословят души наши Господа, вразумившаго нас. Хватились же верстах в 4-х; за нами же ехали добрые люди, подняли и отдали нам! Если Господь нас, Ему непокорных, хранит, милует, утешает: сколько бы Он нас сберегал, когда бы мы начали Его любить! Нас приняла наша Настоятельница. Князи не суть боязнь добрым делом, но злым. Очень хорошо, очень рада. Хочешь ли не бояться власти? – Живи хорошо! За материнскую любовь мы должны уважать как Господа. Вашу просфорку и рыжички приняла с великою радостию и благодарит Господа, что сподобил принять от вас гостинчик. Дивлюсь такому благоснисхождению преподобныя матери ко мне дерзновенному. Просит она вашего благословения, – Симоне Ионин, аще любиши Мя: паси овцы Моя! И св. молитв за всю обитель? Вас преподобных матерей прошу благословить меня и помолиться о мне червячишке. Посылаю вам ложечку от Соловецких Чудотворцев. Святые Отцы, страдавшие на островах, научите меня, ленивца, хотя в келье-то безропотно жить. За ваше здоровье просфору нашей обители. Царица Небесная! Да очистятся сим святым Даром смердящия мои – душа и тело. Мои сестрицы, живущия со мною, благодарят вас за вашу память. Иде же два или трие собрани во имя Мое: ту посреде их и Аз есмь. Они просят ваших св. молитв. Хранит Господь всех любящих Его. И благословения? Аще хощете и послушаете Его: – благая земли снесте. Остаюсь недостойная, вручая себя молитвам вашим, дочь ваша А. Коль хочешь быть Христова дочь, отринь самоугодье прочь. Коль будешь Агница и Лев: Явишься лучшая из Дев! 85. 1858 года, 8 октября. Хочу, но не могу собою управить? Слушайся Лествичника. В праздности время провожу? Алфавит 15 за это укорит. Как разстроюсь, говорю порывисто, желала бы на это время, чтоб язык мой онемел? Поскорее совсем, а не на время умри, – наука та в Добротолюбии. Такая досада, что не могу совладать с собою!

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

В заключении записки дан реестр с поименованием 9 «доброжительных же и немолодых иеродиаконов, которых посвятить можно во иеромонахи в Санктпитербурхе, и в Невской Монастырь гораздо годных». В 1720 году архимандрит Феодосий пишет «Царскому Пресветлому Величеству объявление»: в 1719 году затребовано было в Невский Монастырь для флота 40 иеромонахов и иеродиаконов, прибыло 32, а 8 не прибыло, кроме того, из прибывших 32 «некоторые отправлены по указу в настоятели по Монастырям и для обращения иноверных и раскольников к архиереям, и за болезньми негодные отпущены; не убылыя места изволите повелеть прошлаго года не высланных выслать и взять вновь» – далее следует реестр вновь вызываемых 10 человек. В 1719 году прибыли следующие 36 монашествующих: из Патриаршего Дома казначей, иеромонах Антоний и иеромонах Иринарх; из Архиерейских Домов: Казанского казначей, иеромонах Алексей, Крутицкого иеромонахи Иларион и Викентий и ризничий, иеродиакон Адриан, Тверского судия, иеромонах Иерофей, Вологодского иеродиакон Макарий (Хворостин), бывший казначеем; Ростовского – иеродиакон Корнилий, холмогорского – иеродиакон Виктор, бывший ризничим. Из Монастырей: Троицкого Сергиева иеромонахи Варлаам (Украинец), Викентий (Попков) и Никифор (Титов); из Чудова келарь, иеромонах Иоаким, сборщик, иеромонах Иоаким, казначей, иеромонах Дионисий и ризничий, иеродиакон Матфей (Грек); из Донского: бывший Астраханский архимандрит Лев, бывший игумен Давидовой Пустыни, иеромонах Кирилл, казначей из Шаровкина Монастыря, иеромонах Аврамий; из Богоявленского иеромонах Иов и бывший Путимский игумен Сергий; из Переславль-Залесского Горицкого иеромонахи: казначей Исаия (Ичалов) и Лев; из Андроньева иеромонах Иона; из Симонова иеромонах Галактион; из Златоустовского иеромонах Иосиф; от Николы, что на Перерве, иеродиакон Моисей; из Кириллова Монастыря иеромонахи Тихон и Аввакум. Из Новгорода иеромонах Иов, что был при школах Греческих учителем, а в данное время проживал в Хутыне Монастыре. Из Соловецкого Монастыря поступил иеромонах Варсонофий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переходы -самые неожиданные... Что-то певучее. трогательное, хватающее прямо за сердце..., своеобразное. Хотелось бы еще и еще слушать эту «песнь» в исполнении Валаамских старцев... Если б не нужда уезжать, то, разумеется, с огромнейшею охотою простоял бы и позднюю литургию и еще раз послушал бы чудное пение и поучился бы молиться у Валаамских подвижников... Вот, – думалась, – если б и в «миру» подражали последним в данном отношении, насколько то, конечно, возможно... Как было бы хорошо!.. Не удивительно, что Валаамская страна уже успела дать православному миру немало великих угодников Божиих, удостоившихся церковного прославления. Достаточно припомнить, что здесь подвизались преп. Александр Свирский , о котором уже было упомянуто выше, преп. Афанасий Сяндебский, преп. Евфросин Синоезерский, преп. Адриан Андрусовский, преп. Савватий Соловецкий, преп. Арсений Коневский!.. Эти имена слишком красноречивы, чтоб была надобность еще что-либо к ним прибавлять. А сколько было среди Валаамских подвижников страдальцев, удостоившихся мученических венцов от врагов православной Церкви, в различное время делавших набеги на Валаам и опустошавших, разорявших его? Их святою мученическою кровью, – кровью, пролитою за Христа Спасителя, остров освящен сугубо и сугубо же приобретен в собственность православную... Обаяние Валаамских иноков было столь велико, что некогда приобщился к ним даже шведский король – «Магнус II Смек», случайно туда попавший. Могила его и доселе сохраняется в целости и неприкосновенности. А сколько было «замечательных старцев и подвижников» на Валааме хотя бы за последние лишь два столетия? В цитованном выше описании Валаамского монастыря дан длинный их список (стр. 209–232): иеросхимонах Клеона, иеросхимон. Никон, схимонах Николай, иером. Дамаскин, иером. Арсений, иеросхимон. Антоний, иеросх. Евфимий, схимон. Михаил, схим.Сергий, схим. Серафим, схим, Феоктист, мон. Антоний, мон. Авраамий, мон. Вениамин, мон. Герман, мон. Афанасий, рясофорн. монах Феодор Косенков, иером.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Возвышенный аскетический склад характера Адриана не позволял ему спускаться в низменную прозу жизни. Патриарх ценил мир церковный более всего и от пастырей церкви желал прежде всего такого настроения, которое делало бы их выше житейских дрязг. Он готов был ради церковного мира поступиться самой справедливостью. Энергичный Афанасий Холмогорский не удовлетворился ответом патр. Адриана. Думая, что патриарх не внял его посланию «духовне и келейне» сообщающему «о смертных винах и иных неудоборешимых гресех Соловецкого монастыря – »по навету некиих« он вторично посылает от 14 июня 1695 г. новое донесение на соловецких иноков «да неулекованное врачимо будет вашим государским милостивым указом и повелением ко мне смиренному чрез грамату вашу» 138 . В этом донесении Афанасий в ярких красках представляет распущенность и преступность монахов Соловецкого монастыря. По его словам, соловецкие иноки «убийцы, и блудники, и творящии противная монашеского обетования, и гражданския испытания, жечи, и всякия пытки (яже не достоит творити) творящии, и священства без воли архиереев лишающии и монашеского чина поругательно извлачащии, и мучащии и творящии противная над каноны отцев, и хотящии быти самоглавы, и тем святую обитель соловецкую взазор и безчестие вводящии неприящ (?) по канонам казни». К прежним преступлениям, описанным в первом послании к патр. Адриану, архиепископ прилагает новые, происшедшие «по первом послании у соловьян», напр.: убийство – старца (зарезали в смерть), распутство – унеженского усолья прикащика чернеца Дамана (многих жен крестьянских сильно блудом осквернил) и новопостриженного чернеца Варсанофия, а также насилия монастырских властей и их молодых ставленников над настоящими монастырскими старцами. Касаясь нелюбимого архим. Фирса, Афанасий припоминает историю его поставления в архимандрита, вопреки желанию патр. Иоакима, благодаря только его, Афанасия, ходатайству о нем, представившемся на исповеди не тем, чем он есть на самом деле. На основании мрачной картины монастырской жизни соловецких иноков Афанасий просил о принятии следующих мер к поднятию монастырских нравов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тот же Никон велел своего повара Ивана «бити плетми большими, и бив замертво покинул, и от тех побой в другой день и умеръ» 429 . Положение лиц, посланных в монастырь по указу царя, или митрополита, точно сообразовалось с инструкцией указа. Снятие, даже временное, цепей, a тем более освобождение без особого указа было невозможно. Если бы даже заключенные были больны, то их все равно продолжали мучить 430 . Монастырское начальство само не смело даже тяжко больного напутствовать Св. Дарами без особого на этот предмет указа 431 . «Монастырское смирение», в его грубых формах телесных наказаний и мучений, было однако настолько обычным, что не возбуждало против себя никаких протестов. Правительственная церковная власть, повидимому, терпела его. Но применение в монастырях пыток встретило отпор. Патр. Адриан, прослышав об употреблении в Соловецком монастыре пыток, пишет холмогорскому Архиепископу Аеанасию: «послать бы тебе от себя указ з жестоким подкреплением, чтоб в том Соловецком монастыре архимандрит ирс впредь по нем будущим властем и братии отнюдьни вь каких делах пыток не чинить ни каким ухищрениим, или каким вымыслом томительски, гладом, мразомъи прочими, да не будет тако отнюдь, смирять по монастырскому чину, как в протчих святых обителехъ» 432 . В исполнение этих слов Патр. Адриана, Архиепископ Аеанасий посылает в Соловецкий монастырь уставную грамоту от 20 Октября 1696 г., в которой пишет: «Темже отныне заповедуем вам и засвидетельствуем пред хотящим судити живые и мертвые Iucyc Христом, и повелеваем с волею блаженнейшего всесвятейшего в потомное время ни по единому образу таковая творити: аще у вас в Соловецком монастыре или в вотчинах, яковие и смертное дело наваждением или убийство будет тайное, или явное, от какова либо случая, из противных. I в такових случаях вам архимандриту и келарю: и казначею з братиею, и в потомное время жития по вас сущим, никого никогда, не токмо или монахов росстригая, но и мирских людей граждански отнюдь не пытать, и ни в каких делах, никаким ухищрением вымыслом пыток не чинить, в хомут не класть, кнутом не бить, застенка не творить, и на дыбу не подымать и стрясок недавать, огнем не жечь и водою не пытать, и гладом не морить, и мразом мучителски не томить, вся бо сия гражданская дела паче ж царских велении смотрительная, а не монашеская дела суть.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010