297-298 298-299 299-300 300-301 АДИАФОРА термин из области античных этических учений, обозначающий ряд безразличных в отношении добра и зла феноменов 301-302 302-303 АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия 277-278 АДМА один из 5 городов, цари к-рых во времена Авраама заключили союз и восстали против царя Элама 303-307 АДМИНИСТРАТОР в структуре католич. Церкви общее название различных должностей управляющих: апостольский администратор, приходской администратор, управляющий церковным имуществом АДОЛЬФ († ок.780), предположительно был еп. Утрехтским или Маастрихтским, свт. (пам. зап. 17 июня) 307-308 309-310 АДОПИСЬ, АДОПИСНАЯ слова, относящиеся главным образом к характеристике икон, на которых под красочным слоем или под левкасом были обнаружены изображения диавола АДОПЦИАНСТВО общее название христологических ересей, которые двояко истолковывают понятие сыновства Господа нашего Иисуса Христа 310-311 312-313 314-315 315-316 316-317 317-319 АДРИАН МОНЗЕНСКИЙ (Амос; ок. сер. XVI в.–1619), прп. (пам. 5 мая, 23 янв. – в Соборе святых Костромской митрополии) 319-320 323-324 АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) 325-326 АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) 320-321 АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) 322-323 АДУЛИС крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); являлся центром епархии Эфиопской Церкви

http://pravenc.ru/vol/i.html

И мы напаствовати (подвергать бедствию) никого же в благодати Господни хощем. Но дабы и врачевание благовременно и ко спасению чесого возможно, не за все же оскорблятися подобает. Благодушествуй же паче о Господе. Всещедрый же Владыка Господь тебе, сыне, здравие многолетно и всесовершенное спасение в духовождении врученного пасомства, вся мирствуя к лучшеству, да подаст: усердствуем и молимся. А чтобы архимандритом соловецким без присутства (присутствия?) семо Колмогорского архиерея не ездити и тому быти неподобно. Зане монастырь великий и случаи различны бывают. А и зде, кто откуду прибудет, и чесо ради, смотрят» 141 . Грамота патр. Адриана достаточно характеризует его самого как церковного администратора. Она показывает его мягкосердечие, евангельское настроение, снисходительность к пасомым и пастырям, впадавшим в грехи, и в то же время неспособность его к энергичной шумной деятельности, реформирующей церковную жизнь. Патр. Адриан в руках держал скорее елей милости, чем архипастырский жезл, больше заботясь о том, чтобы были в церкви тишь, гладь и Божья благодать. Удовлетворившись тем, что архимандрит Фирс, явившись лично, своим смирением и кротостью (может быть показною) не производил впечатления такого грешника и грубияна, каким выставлял его Афанасий Холмогорский, а главное ни одним резким словом не отозвался худо о Холмогорском владыке, патр. Адриан оставлял в покое преступных Соловецких монахов и стыдил даже самого Афанасия за его немирное, нелюбовное настроение, не соответствующее пастырю церкви. Здесь же сказалась и осторожность патр. Адриана, как бы не раздражить северных монахов, едва замиренных с церковью со времени реформы Никона и Соловецкого возмущения и всегда готовых перейти в ряды раскольников. Не даром патр. Адриан, просил Афанасия оставить дело «ради всяких случаев и непотребные распри». Главное же исправление в деле Соловецких иноков патриарх оставлял своему личному воздействию на архимандрита и братию и постепенным улучшениям в жизни монастыря, которые он намеревался сам вводить «по времени, аще Господь восхощет и жизнь дарует».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Келарь Троице-Сергиевой обители старец Адриан Ангелов Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 5, 1995 4 февраля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 5, 1995 Обитель преподобного Сергия, игумена Радонежского (†1392; пам. 25 сент.) взрастила в течение веков сонм святых иноков и подвижников благочестия. Подобно дивным птицам, которых преподобный Сергий узрел в видении, бесчисленные насельники Троицкого монастыря несли в нем различные подвиги, сохраняя заветы родоначальника обители. Здесь были и известные в русской истории XVI—XVII вв. келари[ 1 ] обители: старцы Адриан Ангелов, Евстафий Головкин (1571—1593; †1603)[ 2 ], Авраамий Палицын (1609—1620; †1626)[ 3 ], Александр Булатников (1622—1641; †1655)[ 4 ], Симон Азарьин (1646—1653; †1665)[ 5 ], Арсений Суханов (1655—1659; †1668)[ 6 ]. Менее всего изучена деятельность первого из них — старца Адриана Ангелова[ 7 ]. Только академик Н. К. Никольский собрал краткие сведения о нем и связанных с ним книгах[ 8 ]. Довольно необычно фамильное прозвище троицкого келаря. У С. Б. Веселовского имеются интересные сведения, возможно, проливающие свет на происхождение старца Адриана: “Ангеловы Эммануил и Иван, греки, выехавшие в Россию в свите кн. Софьи Палеолог. Ср. селение Ангелово под Москвой”[ 9 ]. Очевидно, до своего пострига он был женат и у него был сын Димитрий[ 10 ]. Можно предположить, что монашество он принял в Троицкой обители, где в 1550—1560-е гг. был келарем[ 11 ]. Источники того времени свидетельствуют о его трудах на благо монастыря преподобного Сергия, встречается его имя и в описании церковных событий середины XVI в. В 1553 г., как сообщает летопись, на Руси “прозябе ересь и явися шатание в людех в неудобных словес о Божестве”[ 12 ]. После соборных разбирательств в Москве еретики были осуждены. Среди осужденных находился также Артемий, бывший Троицкий игумен (1551 г.), сосланный после Собора в Соловецкий монастырь. В соборной грамоте, посланной на Соловки, подробно описываются лжемудрования еретиков XVI в. Келарь Адриан Ангелов, несомненно знавший Артемия, свидетельствовал на Соборе о некоторых его заблуждениях. О его возражениях келарю на Соборе было сказано: “…да и сам Артемий на Соборе против Андрияновых речей отвечал негораздо”[ 13 ].

http://pravmir.ru/kelar-troice-sergievoj...

Этим патр. Адриан отстранял энергичное вмешательство в жизнь знаменитого монастыря епархиального Холмогорского архиерея. Тактика патр. Адриана в церковном управлении, сказавшаяся в деле Соловецких иноков более ярко, не соответствовала времени, когда требовалась властная крепкая рука сильного волей и зоркого администратора, когда назрела нужда в коренном переустройстве церковной жизни. Миролюбие и осторожность во всех церковных вопросах не могли удовлетворить ревнителей православия 142 . Епархиальные владыки чувствовали слабость центральной церковной власти и не прислушивались к голосу своего евангельски настроенного, но нерешительного в действиях при проведении в жизнь своих идеалов – русского первосвятителя. Иногда архиереи не повиновались прямым распоряжениям патр. Адриана, признавая их неподходящими. Так в 1694 г. Афанасий, архиепископ Холмогорский, спросил у патр. Адриана, каким чином принимать присоединяющихся к церкви лютеран и кальвинистов. Патр. Адриан, похвалив Афанасия за то, что он советуется с ним, патриархом, («не просто, якоже случися – писал он в грамоте от 2 дек. 1695 г., – но с вопрошением нашей мерности предсутствовавших в пасомстве Римского архиепископа ко общению нами пасомого стада приимати восхотел еси, еже твориши воистину хвалы достойно») предписывал ему как католиков, так и лютеран с кальвинистами присоединять к православию через миропомазание. Афанасий Холмогорский поступил по своему личному убеждению; вопреки прямому указанию патриарха, он принимал кальвинистов и лютеран в лоно православной церкви через перекрещивание 143 . Спрашивается, зачем же у патр. Адриана просил указаний епархиальный архиерей, если действовал по своему произволу? Во всяком случае, патр. Адриан не был, следов., авторитетом для других пастырей церкви, когда прямые его распоряжения не приводились в исполнение. Мы с целью отметили похвалу патр. Адриана архиеп. Афанасию за то, что последний обратился к патриарху «с вопрошением по такому важному вопросу». Выходит, обращения к патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то же время Его Величество изволил приказать, устроить за монастырем, на берегу близ пристани часовню, и в ней поставить Крест, которая по устроении и ныне существует в память первого его пришествия. По отбытии Его Величества из монастыря в Архангельск, вскоре по Высочайшему Указу выдано в сем городе, для монастыря ржи 3000 четвертей, за выданный хлеб из монастырских житниц Двинским стрельцам в помесячный корм, стоявшим на Соловецком острове и в Сумском остроге, во время мятежа рас- кольствующих монахов. Тогож 7202 (1694) года великий Господин Святейший Кир Адриан, Архиепископ Московский и всея России Патриарх, пожаловал в Соловецкий монастырь напрестольное Евангелие, печатанное на Александрийской буммге, в десть. 7203 (1695) Года, по Указу Великих Государей Царей Иоанна Алексеевич а, и Петра Алексеевича, всея России Самодержцев, выдано в Соловецкий монастырь на иконостасное в соборной Преображенской церкви строение денег в Москве 200 рублей, да на Двине из таможенных доходов 400 рублей; иконостас сей поставлен по благословенной грамоте Преосвященного Афанасия, Архиепископа Холмогорского, 7205 (1697) года, Мая 11-го дня. В том же году, по Указу Великих Государей, приписана к Соловецкому монастырио Аврамиева Чухломская великая пустынь положения Пояса Пресвятыя Богородицы, с принадлежащею к ней землею и крестьянами. 7207 (1699) Года Святейший Патриарх Адриан пожаловал в Соловецкий монастырь денег 50 рублей. Тогож года Великий Государь Царь Петр Алексеевич повелел приписать к Соловецкому монастырю Марчуговскую пустынь, находящуюся в Московском уезде Вохонския десятицы, на берегу реки Москвы, на месте называемом Красным холмом; а при ней пашенные и непашенные земли со всеми угодьями и крестьянами. 1701 Года Сентября 6-го дия, на память Чудес Святаго Архистратига Божия Михаила, иже в Хонех, в Соловецкой обители, в исходе 7 часа дни, во время Божественной литургии в соборной Преображенской церкви на достойном пении, из нашедшего и разверзшегося вдруг густого и тёмного облака произошел громовый удар с молниею, от коего ужаснулись все предстоявшие, и певчие сшедшиеся по обыкновению на средину церкви, пресекши пение, с мест своих раздвигнулись к столпам. Силою сего удара проломило в оной церкви большую главу; с одной стороны сверху до низу сорвало чешую и железную с креста цепь; в шее окончину вышибло, а в церкве иконостас, иконы и оклады на оных местами опалило; одну лампаду с цепей сорвало; у паникадила и у подсвечника медные блюдца обгорели; из церковного пола не в одном месте плиты и кирпичи вышибло; а в алтаре у служившего Иеромонаха Маркиана (который после был Соловецким Архимандритом) на ноге у сапога голенище разорвало, без повреждения однако ноги. В то же время по всей церкви распространился серный запах с дымом. По сем Святая литургия совершена с благодарением Всемогущему за спасение и невреждение всех предстоявших тогда в церкви Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ († ок. 1632), прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), пустынник, подвизался при игум. Соловецкого мон-ря Рафаиле (1632-1636), близ озера, «от двинского наволока в средину острова за два поприща, идеже бысть поставлена келлия игумена преподобнаго Иринарха» (РНБ. Солов. 1195/1366. Л. 36-37). Погребен там же, «близ келлейцы». Состоялась ли в XVII-XVIII вв. местная канонизация А. С., как и др. пустынножителей Соловецких, неизвестно, но память «преподобнаго отца нашего Андрия, пустынника Соловецкого монастыря» в день 26 июня отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201. Л. 322). Имя А. С. в нач. XIX в. было внесено также в «Верное и краткое исчисление... преподобных отец Соловецких» (РНБ. Солов. 1195/1366), а в нач. XX в.- в «Архангельский патерик». Местное почитание А. С. подтверждено включением его имени в Собор Соловецких святых, установленный в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II . День тезоименитства А. С. м. б. положен 26 авг. (пам. мч. Адриана ). Лит.: Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям и исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1900. С. 19; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 50; Соловецкий православный церковный календарь/Изд. Соловецкой обители. [М.], 1999. С. 107-108. Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый

http://pravenc.ru/text/63620.html

   «21-го февраля 1696 г. на сырной неделе в пяток патриарху припала параличная болезнь» — так записано в секретарском дневнике. Патриарх несколько раз преодолевал больное состояние, совершая богослужения, не отрывался от дел, но вынужден был почти безвыездно «лежать» в своем загородном Перервинском монастыре. А дела надвигались немалые. Сам патриарх оппозиции активному Петру и не собирался делать. Петр вежливо дважды навещал больного и часами вел с ним беседы о назревших нуждах. В частности, и об улучшении Славяно-греко-латинской Академии, которая и как здание и как школа пришла в состояние развалины. Но ни у Петра, занятого Азовским и Нарвским фронтами, не было на это ни копейки денег, ни у патриарха — понимания важности дела. Болезнь, приведшая патриарха в 1700 г. к концу, развивалась, а дела первостепенной важности нагромождались.    Комиссия по пересмотру Уложения 1649 г. потребовала из Патриаршего Приказа справок. Дело клонилось к передаче части имущественного права, а именно — «сговорных записей» (о приданом невесты) и духовных завещаний в гражданский суд. Патр. Адриан приказал подать обширную записку «Статьи о святительских судах», где повторены ссылки на Номоканон, уставы русских князей, ханские ярлыки, с присущими им запретами всяких нарушений. Эта записка осталась последним памятником искренней слепоты старомосковских церковников пред новым государственным правосознанием.    Той же природы глубокое непонимание и неприятие нового духа времени порождало двусмысленные дела, как бы о политической нелояльности отдельных епископов. Царь Петр, смиривший стрельцов, не мог пренебрегать этим идейным расхождением. Петр знал, что при всем глубоком контрасте мировоззрений, патр. Адриан, по заветам и царицы Натальи Кирилловны и патр. Иоакима, будет лично верен его царской власти, но в других архиереях он не был уверен. А потому не препятствовал политическим розыскам Преображенского Приказа. Попался в Москве сумасбродный агитатор Григорий Талицкий, зачитывавший своими «тетрадками» об апокалиптичности наступившего времени и о Петре, как антихристе, в особенности духовных лиц. «Зачитал» он на Казанском Подворье в Москве бывшего тогда (1699 год) по делам в столице Тамбовского епископа Игнатия. На допросах Талицкий разболтал, как Игнатий умилялся до слез, слушая чтение его тетрадей, целовал их, приговаривая «Павловы твои уста!» Талицкий добивался доклада святейшему патриарху, да «чтобы про то и в народе было ведомо». Игнатий отвечал: «видим мы и сами, что худо делается… Да что мне делать? Один я — немощен!» Беспощадные судьи потребовали у патриарха выдачи им Игнатия в расстриженном виде. Адриан протянул дело на несколько месяцев до своей смерти. И по смерти патриарха, Исаия, еп. Нижегородский, не соглашался еще на выдачу Игнатия, за что и сам угодил в ссылку. А Игнатия архиерейский собор вынужден был расстричь, после чего власть сослала его «на неисходное заключение» в Соловецкую тюрьму под именем «расстриги Ивашки Шангина».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Афанасий архиеп. Холмогорский, посылая в октябре 1696 г. грамоту в Соловецкий монастырь не руководился советом п. Адриана «воздержаться распри», он не утерпел снова перечислить все пребеззакония и богомерзкие дела соловецких иноков и согласно распоряжению патриарха требовал к себе на суд всех, кто (на будущее время) «явится в смертном убийстве или в иных каких смертных винах»... – Известен еще факт осторожности п. Адриана по вопросу о канонизации святых и открытии мощей. Тот же (Афанасий архиеп. Холмогорский в 1691 г. просил у п. Адриана разрешения на канонизацию почитаемых в поморском крае препод. Иоанна и Лонгина Яренгских. Вместе с тем у него было намерение перенести мощи этих угодников из Яренги Архангельского уезда во вновь устроенный им в Холмогорах Преображенский каменный собор. В июне того же 1691 года Афанасий послал патриарху службу, составленную Иоанну и Лонгину, и описание чудес происшедших у их раки. Но патриарх отнесся к предложению преосвященного Афанасия совершенно отрицательно – на том основании, что «писание об Иоанне и Лонгине правде слагается мало». П. Адриан в письме Афанасию от июля 1691 г. подвергал сомнению и самый факт нетления их мощей. Неизвестно, говорил еще патриарх, действительно ли это мощи Иоанна и Лонгина «Святити таковая и древле несть уже в церковной нужде, ныне же наипаче. К сему и церковью вновь святити мощи не повелевается». Поэтому и иконы им «писати не подобает и чудотворцами звати не почему». Если же справедлив рассказ, передаваемый в их житии, что будто бы сами они велели положить свои мощи в Яренгской церкви «тогда будут последния, – заключал патриарх, – в том месте и впредь» ( В. Верюжский . Афанасий архиеп. Холмогорский, стр. 387). Патриархом в этом случае руководил здравый смысл. Особенно обращают на себя внимание его замечание: «Святити таковые и древле несть уже в церковной нужде, ныне же наипаче». Патриарх осторожен. Время было опасное для церкви. Протестантские веяния уже сказывались на русском обществе. П. Адриан не желал давать повода для споров в церкви, действительны ли эти мощи и святые ли Иоанн и Лонгин? Чем могли воспользоваться в целях глумления над православием и над прочими мощами русских святых. Но такая боязнь п. Адриана свидетельствовала, с другой стороны, что церковь Русская при п. Адриане стала терять воинствующее настроение ко всем инославным исповеданиям и замыкаться в круг идей греко–российского православия без проявления боевого, воинствующего настроения, каким отличалось время п. Иоакима.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В деле о Соловецком монастыре, поднятом Афанасием, архиепископом Холмогорским, можно видеть боязнь крутых мер, предпочтение патр. Адрианом мер мягких, не удовлетворявших его горячих соработников. В январе 1695 г. Афанасий Холмогорский прислал патр. Адриану распросные речи Соловецких монахов с обвинением некоторых видных иноков монастыря в тяжких преступлениях: убийствах, страшных пытках, практиковавшихся монастырскими властями в отношении к рядовым монахам, нечистой жизни, произвольном обращении с монастырской казной и проч. Особенно Афанасий в черных красках представлял личность и деятельность архимандрита Фирса. Афанасий ждал со стороны патр. Адриана твердых, решительных мер к упорядочению жизни распустившегося монастыря; более же всего в своих интересах желал, чтобы патриарх отдал Соловецкий монастырь под его надзор. Патр. Адриан отнесся к этому донесению (Холмогорского архиепископа), вопреки надеждам Афанасия, крайне холодно, какбы не придавая никакого значения распросным речам, подтверждавшим обвинения архиепископа. В грамоте Ааанасию от 14 февраля 1695 г. патр. Адриан, соглашаясь только с Афанасием относительно уничтожения в Соловках пыток, с отсылкой преступников в Холмогоры, и улучшения ведения монастырского хозяйства, – об остальном внушительно замечал горячему владыке: «А о архимандрите Фирсе. – Он посвящен синодально во архимандриты и по брацкому излюблению, и живет монашески искустно доселе, и челобитья от братии на него и по се время не бывало. А что было у них прежде сего, и они во всем в том прощены от великих государей и от нас разрешены и к тому им не во укоризну, a тебе было о том нужды не было допрашивать и к нам доносить, и тем святую обитель безчестить, – и впредь тебе тою соловецкую обитель оберегать и во всем снабдевать отечески, а таких хульников и празднословцев и изветчиков довлеет смирять, да накажутца к тому святых мест не поносить, да и протчии страх возымеют, да будет имя Господне препрославлено» 137 . Из этих слов патр. Адриана видно, как он недоверчиво относился к доносам, и от кого бы они не поступали, от иноков ли, или от архиепископа, не придавал им значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

преподобный Зосима (Верховский) (24 марта 1768 – 24 октября 1833) Жития святых Нравственно-аскетические труды преподобный Зосима (Верховский) Схимонах, духовный писатель, основатель женских монастырей. В миру Верховский Захария Васильевич (Богданович), родился 24 марта 1768 года в селе Буловица Смоленского уезда в семье дворянина. Отец – Богдан Верховский дослужился до чина полковника в полку смоленской шляхты. Мать – Анна Ивановна, из дворянского рода Маневских. Получил домашнее образование. Как и все его братья поступил на военную службу – 1 января 1784 года был определён каптенармусом в Преображенский полк. Отец Захарии скончался 3 апреля 1784 года. В наследство Захарии досталось 2 деревни. Через 2 года скончалась его мать. В это время он познакомился с пустынниками рославльских лесов, жившими под началом старца Площанского монастыря Адриана (Блинского). В 1788 году Захария вышел в отставку в чине поручика, продал своё имение зятю и решил посвятить себя монашеской жизни. Вначале он пришёл в рославльские леса в общину старца Адриана, но тот уже оставил её и перешёл в Коневецкий монастырь. Захария, по совету монаха Василиска, отправился в Коневецкий монастырь к Адриану. Старец принял его и назначил послушником (Захария пёк просфоры, пономарил). После испытания Адриан постриг Захарию в монашество с именем Зосима в честь преподобного Зосимы Соловецкого. В 1792/93 году по приглашению Адриана на Коневец пришёл преподобный Василиск, который стал другом Захарии. Для своих учеников Адриан в трёх верстах от монастыря построил две кельи. В них Зосима и Василиск проводили 5 дней, а в субботу приходили в монастырь ко всенощной, а в воскресение после литургии возвращались в свои кельи. В 1799 году старец Адриан решил принять постриг в великую схиму и уехал в московский Симонов монастырь. Прощаясь с учениками, он благословил Зосиму и Василиска на пустынножительство в Сибири, но их больше привлекал Афон. Трижды они пытались отправиться на Святую гору, но каждый раз это начинание у них не получалось. Друзья отправились в Киев где с разрешения митрополита два месяца жили в Киево-Печерской лавре, а затем отправились в Крым и позднее в Моздок. По причине набегов горцев их под конвоем доставили оттуда в Таганрог из которого они перебрались в Астрахань где решили исполнить благословения старца Адриана и, купив лошадь, отправились в Сибирь. Осенью 1800 года они достигли Тобольска где архиепископ Варлаам (Петров) дал им разрешение поселиться на территории его епархии. После года странствий по сибирским уездам в 1802 году они поселились в лесах Кузнецкого уезда. В тайге в сорока верстах от ближайшей деревни ими была выкопана землянка. Пищу отшельникам приносил один из крестьян ближайшей деревни. На следующий год весной они решили выйти из тайги, но заблудились и провели в лесу около двух недель.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010