Кому из православных богомольцев, путешествовавших на поклонение святым мощам праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, не известны имена двух уральских старцев, почти одновременно отошедших ко Господу в 1900 году? Мы разумеем монаха Адриана, основателя Кыртомского монастыря, и схимонаха Илию, проведшего последние годы своей подвижнической жизни в Верхотурском монастыре. Если при жизни этих старцев богомольцы толпились около их келлий, желая принять от них благословение и духовное назидание, то по смерти их те же богомольцы считают своим долгом посетить их могилы, пропев здесь «вечную память». Многими благочестивыми людьми и нашей Тобольской епархии имена этих подвижников записаны в поминания «за упокой». Но многие ли знают: кто были эти старцы, как протекла их жизнь, как совершались ими духовные подвиги? Предлагаемые очерки и дают на эти вопросы посильный ответ. I. Монах Адриан происходил из крестьян деревни Горсткиной 1 , Махневской волости, Верхотурского уезда. В миру он назывался Андреем Гавриловичем Медведевым. Родился он в 1834 г. и до 25-летнего возраста, вместе с братьями и сестрами, жил в доме своих небогатых родителей, занимаясь крестьянской работой. Еще в раннем детстве он почти самоучкой, около грамотных крестьян, выучился читать и немного писать и с тех пор усердно принялся за чтение духовных книг, преимущественно житий святых. С детства воспитанный своими родителями в христианском благочестии, он неопустительно посещал свой приходской храм во все воскресные и праздничные дни, несмотря на то, что деревня Горсткина находилась на довольно значительном расстоянии от приходского храма. Кроме того, он очень часто ходил в ближайший Верхотурский монастырь на поклонение св. мощам прав. Симеона. Достигши 25-летнего возраста, он с согласия своих родителей, предпринял путешествие по святым местам Русской земли, направившись предварительно в Сибирь, где посетил Абалакский, Иркутский, Забайкальский и некоторые другие монастыри. Возвратившись на короткое время к себе на родину, он затем вновь отправляется в путешествие и на этот раз посещает Вятку, Устюг, Соловецкий монастырь, Киев, Почаев и многие другие русские обители. На это путешествие Медведев употребляет несколько лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новомученики ( русские святые канонизированные после 1988 г.) АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/122344.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАЗАРЬ († 14.04.1682, Пустозерский острог (ныне не существует, в Заполярном р-не Ненецкого АО)), активный деятель раннего старообрядчества , писатель, лишенный сана свящ. из г. Романова (ныне в составе г. Тутаева Ярославской обл.). Род. 17 июля, в день памяти перенесения мощей прп. Лазаря Галисийского, в честь этого святого получил имя. Во иерея был рукоположен митр. Ростовским и Ярославским Варлаамом II (1619-1652) в 20-х гг. XVII в. (не позднее 1633, поскольку Л. упом. о благословении, данном ему патриархом Филаретом († 1633)). Испытав тяготы Смутного времени и став священником в период духовного подъема после Смуты, Л. примкнул к движению боголюбцев. После начала богослужебной реформы в 1653 г. (см. в ст. Никон (Минов) , патриарх Московский и всея Руси), к-рую Л. не принял, он нек-рое время скрывался в Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыре у архим. Никанора (1653-1660), буд. руководителя Соловецкого восстания . Л. был арестован, 14 июля 1661 г. отправлен в ссылку в Тобольск, его сопровождали жена Домна и иподиакон Федор Трофимов. В Сибири он не прекращал проповедь «старой веры» и снискал себе много сторонников, о чем писал бывший в то время в Тобольске Ю. Г. Крижанич . Власти решили разрушить новый центр староверия. 2 нояб. 1665 г. в Москву были доставлены 10 сибир. ссыльных, в их числе Л., игум. Адриан, священники Дементий, Полиевкт, иподиакон Ф. Трофимов и др. В дек. 1665 г. состоялся царский указ об ужесточении условий ссылки Л.: вместе с семьей его «за неистовое прекословие» перевели в Пустозерский острог (МДИР. 1875. Т. 1. С. 435). 14 апр. 1666 г. пустозерский воевода В. Диково получил царский указ о присылке в острог из Сибири попов Л. и Дементия и иподиакона Федора Трофимова; заключенных было велено «беречь накрепко, чтоб они никуды не ушли, а бумаги и чернил им не давать и никаких смутных речей у них не слушать» (Там же. С.

http://pravenc.ru/text/2462539.html

Часть пятая. Церковь в восемнадцатом столетии. Царствование Петра Великого В первый год нового столетия преставился патриарх Адриан. Царем был 28-летний Петр Алексеевич, одинадцатый год на деле правивший государством. Великий преобразователь, жертвенно посвятивший себя царственному служению России, требовавший того же от всех своих подданных, заимствуя многое от пленившего его воображение, своими техническими достижениями, Запада, стремившийся вследствие этого усилить внешнюю мощность отечества, он не останавливался перед, порою чрезмерной, ломкой своего родного. Таковая ломка произведена была царем и в отношении канонического строя Церкви. Греша непристойными забавами, затрагивавшими духовный и царский чины, царь Петр был верующим и церковным. Он любил петь на клиросе и читать Апостола, в частности в воздвигнутом им Св. Троицком храме в только-что создавшемся С.-Петербурге. В 1693 г. он писал царице Наталии Кирилловне: «изволила ты писать, что передала меня в паству Матери Божией. И такова пастыря имеючи, почто печаловать? Тоя бо молитвами и предстательством не точию я один, но и мир весь сохраняет Господь». Читал он в Великую Субботу паремии в Соловецком монастыре. Духовником его некоторое время был подвижник, прозорливец иеромонах Иов, основатель Голгофо-Распятского скита в Соловецкой обители. В последней иконостас в Св. Преображенском храме воздвигнут был по его повелению в 1697 г. По его же распоряжению при нем построена была в 1702 г. церковь на Заячьем острове в Соловецком мон. В 1694 г. царь был застигнут сильной бурей в Белом море и молился о спасении. Судно его добралось до Унской губы. Там находился Пертоминский мон., возникший на месте погребения праведных иноков соловецких, Вассиана и Ионы, утонувших вблизи в 1561 или 1566 г .г. Они чудесно помогали обращавшимся к их предстательству. Петр и свое спасение объяснил тем же. Он просил архиеп. Холмогорского Афанасия об обретении их мощей, что и было исполнено. Установлено было им местное празднование. Им возобновлен был Новгородский Перекомский мон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АДРИАН МОНЗЕНСКИЙ (Амос; ок. сер. XVI в.–1619), прп. (пам. 5 мая, 23 янв. – в Соборе святых Костромской митрополии) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ († ок. 1632), прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), пустынник, подвизался при игум. Соловецкого мон-ря Рафаиле (1632-1636), близ озера, «от двинского наволока в средину острова за два поприща, идеже бысть поставлена келлия игумена преподобнаго Иринарха» (РНБ. Солов. 1195/1366. Л. 36-37). Погребен там же, «близ келлейцы». Состоялась ли в XVII-XVIII вв. местная канонизация А. С., как и др. пустынножителей Соловецких, неизвестно, но память «преподобнаго отца нашего Андрия, пустынника Соловецкого монастыря» в день 26 июня отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201. Л. 322). Имя А. С. в нач. XIX в. было внесено также в «Верное и краткое исчисление... преподобных отец Соловецких» (РНБ. Солов. 1195/1366), а в нач. XX в.- в «Архангельский патерик». Местное почитание А. С. подтверждено включением его имени в Собор Соловецких святых, установленный в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II . День тезоименитства А. С. м. б. положен 26 авг. (пам. мч. Адриана ). Лит.: Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям и исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1900. С. 19; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 50; Соловецкий православный церковный календарь/Изд. Соловецкой обители. [М.], 1999. С. 107-108. Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый

http://pravenc.ru/text/63620.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых). Предположительно иноки Соловецкого Преображенского монастыря , подвизались и скончались в XVII в. в пределах Кашкаранского прихода Архангельской епархии. Сохранение в приходе устной памяти Ав., Ак., Т. к нач. ХХ в. позволяет предположить, что им было установлено местное храмовое празднование, к-рое пришло в забвение, но письменных данных об этом нет. Местное почитание Ав., Ак., Т. подтверждено включением их имен в Собор Соловецких святых, установленный в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II . Лит.: Никодим [Кононов], иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и исторические сведения о церковном их почитании: Агиологические очерки. СПб., 1900. С. 102; он же. Архангельский патерик: Ист. очерки о жизни и подвигах русских святых и некоторых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии. СПб., 1901. С. 136-137; Соловецкий православный церковный календарь/Изд. Соловецкой обители. М., 1999; Митрофан (Баданин), игум. Предание о Тихвинской церкви, что в селе Кашкаранцы на Терском берегу Белого моря. Мурманск, 2007. Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АЛЕКСИЙ СОЛОВЕЦКИЙ (1-я пол. XVII в.), пустынник, прп. (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых и в Соборе Новгородских святых) АНДРЕЙ СОЛОВЕЦКИЙ († после 1606), пустынник, прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг. - в Соборе Соловецких святых) ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/62822.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Николаевич Сахаров (1873, С.-Петербург - 7.08.1927, СЛОН), сщмч. (пам. 25 июля, в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. ц. во имя арх. Михаила в Петрограде. Род. в семье протоиерея, полкового священника. По окончании СПбДА рукоположен во священника. Арестован в нач. февраля 1924 г. в ходе массовых репрессий против духовенства в Ленинграде, обвинен в антисоветской агитации. 26 сент. 1924 г. приговорен к 3 годам заключения в СЛОН и 22 окт. отправлен по этапу, скончался в лагере, место погребения неизвестно. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Арх. П-82582. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Колоколов (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Парусников (1891-1937), прот., свящ. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Николаевич Преображенский († 1918), прот., сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Несторович Сахаров (1875-1937), прот., сщмч., (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/64148.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕСТОР († ок. 1632), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий пустынножитель. Сведения о нем содержатся в повести «О иных святых отшельниках», сохранившейся в составе т. н. Соловецкого патерика нач. XVIII в. (РНБ. Соф. 452). Согласно тексту повести, Н. жил на Соловецком о-ве во времена игум. Рафаила (1632-1636) или, может быть, «чуть раньше». Его отшельническая келья находилась в сев. части о-ва, близ Дамиановой пуст., где до ухода на Юрьеву гору (в 1619) подвизался инок Дамиан . Неподалеку от него жил др. отшельник - мирянин Савва, бывший соловецкий трудник. Как сказано в повести, его келейка была вырыта «в горе». Предположительное место поселения обоих пустынников было обнаружено исследователями Морской Арктической комплексной экспедиции в 2001 г. Они нашли на склоне холма у зап. берега Б. Пустынного оз. следы 2 келий-землянок, к-рые посчитали поселениями Н. и Саввы (см.: Соловецкие острова: Духовное, культурное и природное наследие. С. 103, 260). Почитанию Н. способствовало создание в 20-х гг. XIX в. цикла «Повестей о пустынножителях Соловецкого острова», получившего широкое распространение в монастырской среде. В состав его вошла «Повесть об отшельниках Несторе, Андреане и мирянине Савве» (представляет собой новую редакцию повести «О иных святых отшельниках» нач. XVIII в.). Во многом благодаря этому имя Н. было включено в «Верное и краткое исчисление… преподобных отец соловецких»: 32. Нестор чудный и отшельник». Дальнейшему распространению почитания Н. послужило издание «Соловецкого патерика» (1873); в его состав вошла гл. «Пустынники Андрей, Дамиан, Адриан, Савва, Нестор». Наконец, иером. Никодим (Кононов) поместил изложение «Повести о соловецких пустынножителях Несторе, Андреане и мирянине Савве» в составленный им «Архангельский патерик» (1901). Местное прославление Н. состоялось в 1993 г. в связи с установлением по благословению патриарха Алексия II дня празднования Собору Соловецких святых.

http://pravenc.ru/text/2565118.html

Келарь Троице-Сергиевой обители старец Адриан Ангелов Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 5, 1995 4 февраля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 5, 1995 Обитель преподобного Сергия, игумена Радонежского (†1392; пам. 25 сент.) взрастила в течение веков сонм святых иноков и подвижников благочестия. Подобно дивным птицам, которых преподобный Сергий узрел в видении, бесчисленные насельники Троицкого монастыря несли в нем различные подвиги, сохраняя заветы родоначальника обители. Здесь были и известные в русской истории XVI—XVII вв. келари[ 1 ] обители: старцы Адриан Ангелов, Евстафий Головкин (1571—1593; †1603)[ 2 ], Авраамий Палицын (1609—1620; †1626)[ 3 ], Александр Булатников (1622—1641; †1655)[ 4 ], Симон Азарьин (1646—1653; †1665)[ 5 ], Арсений Суханов (1655—1659; †1668)[ 6 ]. Менее всего изучена деятельность первого из них — старца Адриана Ангелова[ 7 ]. Только академик Н. К. Никольский собрал краткие сведения о нем и связанных с ним книгах[ 8 ]. Довольно необычно фамильное прозвище троицкого келаря. У С. Б. Веселовского имеются интересные сведения, возможно, проливающие свет на происхождение старца Адриана: “Ангеловы Эммануил и Иван, греки, выехавшие в Россию в свите кн. Софьи Палеолог. Ср. селение Ангелово под Москвой”[ 9 ]. Очевидно, до своего пострига он был женат и у него был сын Димитрий[ 10 ]. Можно предположить, что монашество он принял в Троицкой обители, где в 1550—1560-е гг. был келарем[ 11 ]. Источники того времени свидетельствуют о его трудах на благо монастыря преподобного Сергия, встречается его имя и в описании церковных событий середины XVI в. В 1553 г., как сообщает летопись, на Руси “прозябе ересь и явися шатание в людех в неудобных словес о Божестве”[ 12 ]. После соборных разбирательств в Москве еретики были осуждены. Среди осужденных находился также Артемий, бывший Троицкий игумен (1551 г.), сосланный после Собора в Соловецкий монастырь. В соборной грамоте, посланной на Соловки, подробно описываются лжемудрования еретиков XVI в. Келарь Адриан Ангелов, несомненно знавший Артемия, свидетельствовал на Соборе о некоторых его заблуждениях. О его возражениях келарю на Соборе было сказано: “…да и сам Артемий на Соборе против Андрияновых речей отвечал негораздо”[ 13 ].

http://pravmir.ru/kelar-troice-sergievoj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010