Преподобный Иннокентий Вологодский и Комельский. Март, 19 1521 Благоверный князь Иоанн Угличский, в иночестве Игнатий, Вологодский чудотворец. Май, 19 1522 Праведная Гликерия дева, Новгородская. Май, 13 1522 Преподобный Пахомий, Кенский чудотворец. Январь, 6 1525 Преподобный Филипп Ирапский. Ноябрь, 14 1527 Мученик Иоанн Казанский. Январь, 24 1529 Преподобный Кирилл Новоезерский (По Прозванию Белый), Чудотворец. Февраль, 4 1532 Преподобный Макарий Оредежский. Август, 9 1532 Преподобный Александр Свирский. Август, 30 1533 Преподобный Иона Климецкий. Июнь, 6 1534 Преподобный Корнилий Комельский. Май, 19 1537 Преподобный Кассиан Комельский. Май, 16 1537 Преподобный Лонгин Коряжемский. Февраль, 10 1540 Преподобный Даниил Переяславский. Апрель, 7 1540 Преподобный Иродион Илозерский (Илоезерский). Сентябрь, 28 1541 Преподобный Стефан Комельский, Или Озерский. Июнь, 12 1542 Преподобная София, Суздальская чудотворица. Декабрь, 16 1542 Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские, или Соловецкие. Июль, 3 1544 или 1561 Праведный Артемий Веркольский. Октябрь, 20 1545 Преподобный Лаврентий Комельский. Май, 16 1548 Преподобный Зосима Ворбозомский. Апрель, 4 ок.1550 января. Преподобный Афанасий Сяндемский. Январь, 18 1550 Преподобный Арсений Комельский. Август, 24 1550 Преподобный Адриан Ондрусовский. Август, 26 1550 Преподобномученик Адриан Пошехонский. Март, 5 1550 Преподобный Макарий Римлянин. Август, 15 1550 Мученики Петр и Стефан Казанские. Март, 24 1552 Праведный Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец. Август, 2 1552 Преподобный Нил Столбенский. Декабрь, 7 1554 Преподобный Герасим Болдинский. Май, 1 1554 Святитель Иоасаф, митрополит Московский. Июль, 27 1555 Преподобный Максим Грек. Январь, 21 1556 Преподобный Антоний Сийский. Декабрь, 7 1556 Преподобный Никифор Важеозерский (Олонецкий). Февраль, 9 1557 Подобные Иона и Вассиан Пертоминские, или Соловецкие. Июнь, 12 1561 Преподобный Симон Сойгинский. Ноябрь, 24 1562 Святитель Гурий, Архиепископ Казанский. Октябрь, 4 1563

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

ИАКОВ Соловецкий, Костромской († после 1607), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИАННУАРИЙ [Аннурий, Анурий, Аниурий] (не позднее 1-й пол. XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий, пустынник ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/168360.html

Две грамоты: «Ближнему боярину Алексею Семеновичу Шейну» под Азов. 1696. Службы: святым Донату, Ипатию, Даниилу Московским и Даниилу Переславльскому чудотворцу, 1696. Наказ старостам поповским и благочинным смотрителям//Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. – 2-е изд. – М., 1788–1791, т. 15. – С. 373–405. Святительское поучение к новопоставленным священникам. О древнем предании святых апостол и святых отец... како подобает всякому христианину на знамение креста и лице своем руки персты и кия слагати//Государственный исторический музей, Синодальное собрание 986/904 л. 278 об. 287. Окружные послания//Есипов Г. В. Раскольничьи дела XVII в. – СПб., 1861, т. 2; М., 1863, прил. – С. 6 4–72, 76–96. Извещение Патриарха Адриана о церковно-школьном образовании//Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. – СПб., 1858, т. 3, прил. 7, 45. – С. 356–357. Грамоты Патриарха Адриана и архиепископа Холмогорского Афанасия о Соловецком монастыре. – СПб., 1879. – С. 5–38. Литература: Скворцов Г. А. Патриарх Адриан: Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века. – Казань, 1913. Богословский М. С., протоиерей. Московская иерархия. Патриархи. – М., 1895. – С. 45–46. Никифор, иеромонах. Сборник для любителей духовного чтения. – М., 1888. Попов М. С., священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. – СПб., 1910. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб., 1827, ч. 1. – С. 19–20. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 364–365. Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого: в 4 т., 6 доп. – СПб., 1858–1859, 1858, т. 1. (Господство царевны Софьи). Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 3. – С. 1095–1096, 1100–1101, 1152, 1174, 1190, 1203, 1191–1192, 1196, 1223–1226, 1358–1359.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1) Да не будут Соловьяне самоглавы (т. е. пусть находятся в ведении Холмогорского архиепископа). 2) Пусть архимандрит Соловецкого монастыря не ездит в Москву без Холмогорского архиерея. 3) Да не творят Соловецкие власти пыток и судов неправедных, но подчиняются суду своего архиерея и 4) пусть не вверяют великих служб (должностей) монастырских подначальным чернецам, особенно беглым и ссыльным 139 . Нет основания не доверять донесению Афанасия Холмогорского, что в Соловецком монастыре происходили такие крупные беспорядки во всех сторонах жизни: убийства, нечистая жизнь, насилия властей над рядовой братией, так как описанные нравы Соловецкого монастыря являются не единичным явлением монастырской жизни на Руси конца XVII века. И в других монастырях замечалось современными бытописателями то же самое. На эти недостатки, как на обычное явление, указывала даже гражданская власть, например, на соборе 1682 г. в «предлоге 3» о подъеме нравов в монастырях. Епархиальные же владыки в грамотах в местные монастыри в последнее десятилетие XVII века 140 и сам патр. Адриан, в третьем и четвертом пунктах окружного послания указывали, что беспорядки в монастырской жизни продолжались и после собора 1682 года. Итак, патр. Адриану не было основания не верить Холмогорскому архиепископу, но на самом деле вышло иное. Патриарх не принял во внимание сетований Афанасия, продолжая стоять на стороне Соловецкого монастыря. Во второй ответной грамоте архиепископу Афанасию, в июле 1695 г., он еще настойчивее и внушительнее сделал отпор нареканиям Афанасия на внутреннюю жизнь монастыря, еще снисходительнее отнесясь к архимандриту и братии. Он так охлаждал пыл архиепископа. «Нашея мерности напредь сего к тебе, како что творити тебе в Соловецком монастыре, писано. И по времени нынешнем, аще Господь восхощет и жизнь дарует, о исправлении чесого либо в том монастыре потщание даст нам сотворити. Прочее, ради всяких случаев ныне и непотребные распри, остави. В бытности же ныне Соловецкого монастыря архим. Фирса о тебе каких–либо злоречий и поношений не слышахом, что писал еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

278–287, in 8), надписывается действительно так: «Адриан, милостию Бога ею митрополит казанский и свияжский, завещаю и подтверждаю, и писание предлагаю, и твердо блюсти благословляю врученное мне паство: иереом и монахом и всем христианом всякого возраста». Но на самом деле текст этого поучения или послания есть не что иное, как буквальное повторение вышеназванной статьи о перстосложении из Часослова. Адриан был митрополитом казанским с 1686 по 1690 год. Согласно с Часословом ссылки поучения на печатный издания о перстосложении кончаются «Следованной Псалтирью» 1684 года: «шестое, в лето 7192, в книге Псалтири полудестевой, в предисловие... » 6 Свиток попа Лазаря: Мат. для ист. раск. IV. 184–5. 212–13. «Письмо» и «Челобитная» диакова Феодора: Там же, VI, 4–5. 28–31. «Челобитная» соловецких иноков: Там же, III, 229–30. 9 Скрижаль: «О еже коими персты», стр. 805–6. Поэтому и соборы 1666 и 1667 годов в своих «Наставлении» и «Изречении» утверждают, что в троеперстии два перста, близосредний и мизинец, подобает иметь «праздны», т. е. без знаменования. Мат. для ист. раск. II, 131. 216. Наиболее отчетливо это обвинение формулировано диаконом Феодором в его знаменитой «Книге – ответ православных». Сказав в одном месте, что никониане, по научению патриарха Никона , «тремя персты щепоткою крестятся по арменски», расколоучитель несколько ниже выражается точнее и утверждает, что Никон «тремя персты знаменатися научил. Троицею крест творити, хульно и нечестиво, ко Святой Троице етрадание приложил по арменски, а армяне ту ересь от Севира прияли». Рки. библиотеки Хлудова, 282, лл. 23 об. 54 об. Ясное дело, что на справедливое обвинение двуперстников в «арменоподражательности», которое предъявляли им православные, раскольники ничего не могли придумать, как только заявить, что «богострастная ересь», которую они будто бы отыскали в троеперстии, есть ересь, содержимая еретиками армянами. Ни о какой «армянской ереси» по отношению к троеперстию раскольники совсем и не упомянули бы, если бы не было обнаружено сходство старообрядческого двуперстия с двуперстием армянским.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Дамиан пожелал подражать примеру отшельников, выстроил себе уединенную келью и удалился туда на безмолвие. Но здесь посетило его тяжкое искушение. Однажды служивший Дамиану брат, придя навестить его, сотворив молитву, не получил ответа. Инок отворил дверь и нашел Дамиана едва живым, всего распухшим. Пустынника перевезли в монастырскую больницу, где он пробыл полгода, под надзором опытных старцев. Но лишь только Дамиан оправился, решился искать иного места для уединенной жизни. На малой лодке он пустился в море и поселился на Онеге. Здесь звероловы тяжело избили его; но, оправившись, пустынник пошел отсюда за озеро Бодло и вблизи острова на Юрьевой горе водрузил крест и поставил себе келью, где провел семь лет. Дамиан начал строить здесь храм во имя Святой Троицы и, положив основание обители, скончался ноября 27 дня 1633 года. Кроме этих пустынников в диком лесу Соловецкого острова, предание называет многих других подвижников, искавших спасения в самом строгом безмолвии. Таков был Адриан, живший близ озера в самой середине острова, в двух верстах от кельи, выстроенной игуменом Иринархом, и проводивший строгую подвижническую жизнь; здесь он скончался и погребен в пустыне. Мирянин Савва, бывший в числе труждающихся в обители, удалился в леса на Соловецком острове и подвизался одиннадцать лет, ведомый только единому Богу. По смерти же, в игуменство Рафаила, он был погребен близ Дамианской кельи (1633–1636). Подле Саввинской кельи отшельничал монах Нестор, день и ночь подвизаясь в молитве и посте. По смерти он также погребен близ Дамиановой пустыни. Никифор, сын новгородского иерея, пришел в обитель еще в молодых годах. Он молил настоятеля постричь его, но юность и красота его заставили отклонить такое желание. Отказ только усилил в юноше рвение к иноческой жизни. С приезжими из Новгорода он получил от своих родителей письмо, в котором звали его скорее воротиться домой. «Скажите родителям, – отвечал он подателям письма, – что они более не увидят меня в этой жизни: мы свидимся там, за гробом».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В самой программе, над которой мы также долго работали, есть поисковая система, помогающая иконописцу. Можно, к примеру, ввести фразу «с житием», и появятся страницы с именами святых, имеющих житийные иконы. Этот материал можно использовать при создании житийных икон и для других святых. В поисковой системе есть ключевые слова, относящиеся к ликам святых, к местности: можно посмотреть иконографию русских святых, святителей, русских преподобных и так далее. Можно выбрать время и ознакомиться, например, с иконографией русских новомучеников, новых греческих святых. Этот материал будет помогать иконописцу в работе над иконами, имеющими небольшую иконографическую базу. Иконописцу могут помочь примеры образов святых, близких по времени, месту и образу подвига того святого, которого он хочет изобразить. Иером. Адриан: На диске собраны только иконы святых? Предполагается ли новое издание, куда войдут изображения праздников и икон Божией Матери? Игум. Лука: Этот диск, конечно же, отнюдь не завершение работы. Он включает большую часть святых Вселенской Православной Церкви, но некоторые вселенские святые в нем не представлены. Кроме того, иконографию многих местночтимых святых мы не смогли даже минимально представить в силу нехватки времени. Работу над «Новым иконописным подлинником» мы ограничили для того, чтобы это издание наконец-то вышло. Иконописцы давно спрашивали этот диск, поэтому мы издали его, как только он достаточно сформировался. Но работа по наполнению будет продолжена. Помимо этого, новый диск будет дополнен иконографией праздников и иконографией Богородицы. Наиболее древние и наиболее удачные образцы икон праздников и Богородицы войдут в новое издание. Это займет еще несколько лет работы. Иером. Адриан: Можно ли сказать, что этот диск, созданный в центральной духовной школе Русской Православной Церкви, должен стать для всех наших иконописцев ориентиром? Ставили ли вы такую задачу? Игум. Лука: Мы создавали диск не только для русских иконописцев, но и вообще для православных иконописцев. В нем представлены не только русские святые, но и греческие. Если древний святой связан с неким регионом, то мы старались найти иконы именно из этой местности, чтобы дойти до образов, как можно более близких древности. Так, представлена и немногочисленная ранневизантийская иконография святых – и фрески, и мозаики, и иконы. Вообще, кроме фресок, мозаик и икон есть образцы резьбы, к примеру, резные изображения для рак мощей Соловецких святых. Есть шитые образы, к примеру, самое древнее шитое изображение преподобного Лонгина Коряженского, сделанное в Строгановских мастерских. Для этого святого оно является ключевым и наиболее адекватным. Есть миниатюры. Поэтому все богатство православной иконографии было использовано при создании этого диска.

http://bogoslov.ru/article/369006

Кроме этих пустынников в диком лесу Соловецкого острова, предание называет многих других подвижников, искавших спасения в самом строгом безмолвии. Таков был Адриан, живший близ озера, в самой середине острова, в двух верстах от кельи, выстроенной игуменом Иринархом, и проводивший строгую подвижническую жизнь; здесь он скончался и погребен в пустыни. Мирянин Савва, бывший в числе труждающихся в обители, удалился в леса на Соловецком острове и подвизался одиннадцать лет, ведомый только единому Богу. По смерти же, в игуменство Рафаила, он был погребен близ Дамианской кельи (1633–1636). Подле Саввиной кельи отшельничал монах Нестор, день и ночь подвизаясь в молитве и посте. По смерти он также погребен близ Дамиановой пустыни. Тропарь и Кондак общие. Дополнительные сведения Андроник (Трубачёв) , игумен Андрей Соловецкий// 55 С. 388. Память 9 августа – в Соборе Соловецких святых, пустынник. «Повесть о пустынножителе Андрее» известна по 2 спискам начала XIX в. (РНБ. Солов. 1195/1366; ГИМ. Воскр. В «Повести» сказано, что преподобный пришел в Соловецкий монастырь при игумене Варлааме (Рогове; впоследствии митрополите Ростовском). Сначала проходил общие послушания с трудниками, затем был послан в Сосновую солеварню. В 1575 г. Андрей Соловецкий скрылся вглубь острова и поселился в выкопанной им пещере. Здесь он испытал тяжкие духовные и телесные искушения, «с помыслы брахся, аки с лютыми зверми», несколько раз хотел вернуться в монастырь, но всегда неожиданные обстоятельства (гром, молния, дождь или сильный мороз) останавливали его. Когда же Андрей Соловецкий принимал решение не покидать пустынь, «тихий прохладный и теплый ветр, благорастворенный воздух и солнце, светло сияющее», успокаивали подвижника. Через 3 года Андрею Соловецкому явился ангел и благословил в пищу траву, а воду велел брать из озера; так пустынник прожил еще 28 (в «Повести» явная ошибка – 58) лет, трава и вода были его единственной пищей. Как свидетельствует «Повесть», преподобный сам поведал историю своего отшельничества иноку Василию Кенозерцу, который, заблудившись, обнаружил пещеру Андрея Соловецкого, видел в жилище преподобного «два корытца, во едином бысть трава намочена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

П. Адриан считал Иова настолько опасным для церкви, что послал Афанасию вторичный указ о «неотложном» водворении Иова в Соловецкий монастырь, с строгими предписаниями о содержании Иова в монастыре. Афанасий Холмогорский, отправляя в 1701 г. Иова в Соловки, согласно с патриаршим указом, в грамоте делал следующее распоряжение об Иове. «И быть ему у вас в монастыре в подначальстве просто монахом, из монастыря никуда неисходно и поручить ему в церковном пении труды, в какие он годитца, и отдать его в подначал старцу старому и доброжелательному, a иеродиаконского священнослужения действовать отнюдь не попущать и чернил и бумаги ему не давать и на едине писать ему ничего не попускать... также писем у него, Иова, никаких не принимать и никуды не посылать и к нему не откуды писем же не приносить... А будет, что учнет он словесно извещать, и тех его изветов не записывать, чтобы от него, Иова, никакой крамолы не учинилось»... (Верюжский, 592 стр.). Таков был главный деятель академического образования в конце XVII века! 484 Устрялов. История царствования Петра Великого, т. 3. Приложение VII, 37. Письмо п. Адриана Стрешневу 13 июля 1699 г., стр. 500–501. 486 Сменцовский в своем исследовании: «Бр. Лихуды употребляет сокращенную фамилию Палладия вместо Роговский–Рогов; мы принимаем утвердившуюся за Палладием фамилию: «Роговский». 487 Древняя Российская Вивлиофика ч. XVIII, стр. 159. Православное Обозрение, 1863 г. Кн. 10. Статья М. Никольского: Палладий Роговский. 488 Древняя Российская Вивлиофика. Ч. XVIII, стр. 151. Правосл. Обозр. 1863 г. т. 10. Русские выходцы из заграничных школ в XVII ст. Палладий Роговский. М. Никольский. 491 Смотр, выше в главе VI. Религиозно–нравственное состояние русского общества в конце XVII века. Стр. 231–235. 505 Выше (в главе III) отмечалось, что в поставлении священных лиц в самой Москве п. Адрианом было много злоупотреблений от его архидиакона Ионы, очевидно бывшего таким «служебником». 506 Окружное послание п. Адриана или «Слово всякому людем Господним»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенно страшное дело легло на стол Адриана в январе 1695 г.: архиепископ Афанасий прислал грамоту с «распросными речами» соловецких монахов, обвиняя власти беломорской обители в убийствах, пытках и насилии по отношению к инокам, в нечистой жизни и казнокрадстве. Особым пунктом извета было напоминание о Соловецком восстании и том факте, что среди чернецов есть беглые и ссыльные. Вывод Афанасия был прост: «Да не будут соловьяне самоглавны», то есть пусть целиком перейдут под его юрисдикцию . 14 февраля 1695 г. Адриан ответил архиепископу, что пытки в обители должны быть пресечены и виновные наказаны, а монастырское хозяйство налажено. Однако нарушить монастырские вольности, сместить архимандрита и взять Соловки под свой контроль патриарх запретил Афанасию категорически. Глава монастыря, писал Адриан своему другу, «посвящен синодально во архимандриты и по братскому излюблению, и живет монашески искусно доселе, и челобитья от братии на него по сие время не бывало». «А что было у них прежде сего, — гласила грамота патриарха, — и они во всем том прощены от великих государей, и от нас разрешены, и к тому им не в укоризну. А тебе б о том нужды не было допрашивать, и к нам доносить, и тем святую обитель бесчестить. И впредь тебе ту Соловецкую обитель оберегать и во всем снабдевать отечески, а таких хульников, и празднословцев, и изветчиков довлеет смирять, да накажутся больше святых мест не поносить, да и прочие страх возъимеют!» Афанасий не примирился с выговором и летом прислал новый донос, дополненный обвинениями соловецких иноков в блуде, насилии над крестьянскими женами и т. п. Требования архиепископа по контролю над монастырем простирались уже до запрещения архимандриту ездить без него, Афанасия, в Москву! Ответная грамота Адриана в июле 1695 г. не только охлаждала пыл архиепископа, но раскрывала позицию самого патриарха относительно неизбежных распрей между пасомыми. «Нашей мерности до этого к тебе, как что творить тебе в Соловецком монастыре, написано. И по времени нынешнем, если Господь восхочет и жизнь дарует, о исправлении чего-либо в том монастыре потщание даст нам сотворить. Прочее, ради всяких случаев ныне и непотребной распри, оставь! В бытность же ныне (у патриарха в Москве. — А. Б.) Соловецкого монастыря архимандрита Фирса о тебе каких-либо злоречий и поношений не слышали... И мы нападствовать ни на кого в благодати Господней не хотим. Но дабы и врачевание благовременно, и ко спасению чего возможно, не за все же оскорбляться подобает. Благодушествуй же паче о Господе!.. А чтобы архимандритам соловецким без присутствия Холмогорского архиерея сюда не ездить — и тому быть не подобает, потому что монастырь великий и случаи различные бывают. А здесь, кто откуда прибудет и чего ради, смотрят».

http://sedmitza.ru/lib/text/439391/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010