Как переменялись положениями царь и патриарх? В начале своего патриаршего поприща, Адриан хотел руководить обществом, составив для этого обширную программу, влиять на самого царя, «глаголати правду и не стыдетися», а в конце – царь не только устранил патриарха от участия в государственном строении, но и вмешиваясь в церковную область, стал его руководителем в сфере чисто церковной. Какая ирония судьбы? Насколько энергичные практики оставляют позади себя слабовольных теоретиков. Как рушатся строго продуманные программы пред натиском самой жизни, часто беспорядочной, но во всяком случае деятельной, живой. П. Адриан на указания царя ответил полной готовностью действовать в духе пожеланий преобразователя. Петр I достиг своей цели весьма скоро и успешно: он превратил патриарха в послушного слугу своей царской воли. В последние годы, 1699–1700, патр. Адриан даже в церковных делах, напр. при назначении иерархов на кафедры, должен был исполнять желание Петра. Мало того, патриарх, подобно прочим подданным, стал искать защиты и поддержки в своих иногда чисто церковных просьбах царю у царских приближенных: Меньшикова, Стрешнева и других. Известны в печати письма патр. Адриана к Стрешневу в 1699 г., к царю Петру, Меньшикову, Стрешневу в 1700 г., где патриарх смиренно ходат айствует пред царем, а его приближенных просить замолвить словечко за него, патриарха, царю в делах чисто церковного характера – о назначении тех или иных лиц на кафедры, о заступлении патриарха от оскорблений психически расстроенного митрополита Сибирского Игнатия и т. под. 75 Авторитет патриарха, как независимого главы русской церкви, влиявшего раньше на другие стороны, кроме церковной, жизни русского общества исчез. Патриарх прекратил свои обращения, послания, окружные грамоты к народу; от второй половины его патриаршествования в актах и документах конца XVII века не встречается уже его поучений, наставлений народу. Их вероятно и не было. И что назидательного мог писать к пастве лежавший в параличе патриарх Адриан, почасту проводивший последние дни своей жизни в любимом его подмосковном Перервинском монастыре, если все то, что провозглашал он и с церковной кафедры, и в грамотах к народу в первые годы своего патриаршества за исконные русские начала и обычаи: отчуждение от иноверцев, ношение бороды и русского платья, не курение табаку, провождение времени по древне–русскому домострою, – все это властной рукой Петра Великого искоренялось, а вводилось совершенно противное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После десятимесячного ничем особым непримечательного патриаршества скончался 19 апреля 1673 года. Иоаким (Савелов-Первый Иван Петрович) – Патриарх Московский и всея Руси. Ввиду болезни Патриарха Питирима митрополит Иоаким был привлечен к делам Патриаршего управления, а 26 июля 1674 г. был возведен на Первосвятительскую кафедру. Его усилия были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество. Первосвятитель отличался ревностью к строгому исполнению церковных канонов. Он пересмотрел чины литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста , устранил некоторые несоответствия в богослужебной практике. Кроме того, Патриарх Иоаким исправил и издал Типикон, который и поныне употребляется в Русской Православной Церкви почти в неизменном виде. В 1678 г. Патриарх Иоаким расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства. По благословению Патриарха Иоакима ‚было основано духовное училище в Москве, положившее начало Славяно-греко-латинской академии, которая в 1814 г. была преобразована в Московскую духовную академию. В области государственного управления Патриарх Иоаким также проявил себя энергичным и последовательным политиком, активно поддерживая NempaI, после смерти царя Феодора Алексеевича. Адриан (в миру ? Андрей) (1627–1700) – Патриарх Московский и всея Руси с 1690 года. 24 августа 1690 г. митрополит Адриан был возведен на Всероссийский Патриарший Престол. В своем слове во время интронизации Патриарх Адриан призывал православных хранить в неприкосновенности каноны, соблюдать мир, охранять Церковь от ересей. В «Окружном послании» и «Увещании» к пастве, состоящем из 24 пунктов, Патриарх Адриан преподал каждому из сословий духовно полезные наставления. Не по нраву пришлось ему брадобритие, курение, отмена русской национальной одежды и другие подобные бытовые нововведения Петра I. Полезные же и действительно важные начинания царя, направленные на благое устроение Отечества (строительство флота, военные и социально-экономические преобразования), Патриарх Адриан понимал и поддерживал.

http://azbyka.ru/shemy/patriarhi.shtml

Адриана совершался полный произвол в отношениях епископа к ризничему, и от патриарха не было отеческого заступления, или по крайней мере должного внушения принявшему на себя «мучительский сан» епархиальному владыке, – когда–то упрекавшему в жестокостях властей Соловецкого монастыря. При патр. Адриане бывали недоразумения и столкновения между епархиальными владыками из–за границ их епархий. Известен спор между митр. Варлаамом Киевским и архиепископом Лазарем Барановичем из–за трех протопопий, где патр. Адриан принял сторону сильнейшего–митр. Варлаама, а не Лазаря, хотя ранее последний владел спорными протопопиями по царской грамоте 148 . В 1699 г. возник спор между тамбовским епископом Игнатием и митр, астраханским Сампсонием из–за города Петровска на р. Медведице. Епископ Игнатий опирался на указ патриарха Адриана от 23 мая 1698 года, коим в ведомство Тамбовской кафедры, по духовному управлению, отдавался новопостроенный город Петровск и все города, которые будут строиться по реке Медведице, вниз по Дону и вверх по Дону по реке Серет. А митр. астраханский Сампсоний ссылался на новый указ самого государя от 20 окт. 1698 г. и грамоту из Приказа Казанского Дворца, которыми Петровск передавался в ведение митр. астраханского. Патр. Адриан в грамоте от 29 апр. 1699 г. к м. Сампсонию не давал ясного решения спора между владыками, прибегнув тактично к полному замалчиванию о г. Петровске. Пожелав астраханскому владыке милости Божией, пречистой Богородицы и великих святителей московских, патриарх ничего не сказал для разрешения спора, обратив его внимание на другое. «Как эта грамота к тебе придет, ты бы новопостроенные города на Усть–Камышенке, да по той черте к Дону реке ведал, а в них церкви великомучеников Георгия и Дмитрия, давал туда благословенные грамоты, посвящал попов, дьяконов и духовными делами ведал всех духовного и мирского чина» 149 . Не дав определенного решения и новой грамоты какому–либо из спорящих о г. Петровске владык, патр. Адриан очевидно оставлял в силе свой прежний указ епископу Игнатию. И после, когда прикрыта была Петром I Тамбовская кафедра, a все города бывшей епархии перешли в ведение рязанского преосвященного, город Петровск был в числе их. Но отсутствие определенного указа патр. Адриана по спорному делу давало основание астр. митрополиту Сампсонию, в силу царского указа и покровительства близкого к царю Бориса Алексеевича Голицына, считать Петровск принадлежащим к Астраханской епархии и посылать туда священников 150 . Уклонившись от определенного ответа на поднятый архиереями спорный вопрос, патр. Адриан проявил странную нерешительность, граничившую с трусостью, нераспорядительность, вызывавшую неустройство в церковном управлении и естественное неудовольствие в своих соработниках, епарх. архиереях, не находивших в Адриане твердого распорядителя в общецерковных делах. Влияние на патр. Адриана окружавших его московских церковников (Паисия, Евфимия, Кариона и Ионы)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Адриану и братии понравилось указанное место и они решили переселиться туда. Но явился неизвестный человек, оказавшийся впоследствии преподобным Ферапонтом, и сказал Адриану: «не беспокойся о месте; место тебе назначено на берегу реки Монзы; ты узнаешь о нем по исцелению двух больных». По этим указаниям Адриан перенес храм и обитель на берег реки Монзы. Здесь Адриан два с половиною года пользовался наставлениями и примером жизни преподобного Ферапонта. Братия, им собранная, пропитание доставала себе земледелием; на этой и других работах строитель Адриан был всегда первым. В 1601 году во всей Костромской стороне был страшный голод, от которого умирали тысячами. Голодные большими толпами приходили в обитель преподобного Адриана, прося хлеба, и все получали здесь пропитание. Преподобный Адриан, по наставлению чудного наставника своего Ферапонта, до наступления голодного времени, наполнил монастырские житницы хлебом и во время общего бедствия с полною любовию помогала страдавшим и отчаявшимся беднякам. В смутное время междуцарствия польские и литовские люди напали на пустынную обитель. Иноки успели скрыться в ближайший лес. Враги, ограбив обитель, оставили посредине ее огонь, с злостным намерением истребить ее; но огонь не коснулся ее и удалившиеся иноки, по возвращении, нашли обитель целою. Блаженный Адриан скончался 5 мая 1619 года. По рукописным святцам называется он чудотворцем. Мощи его почивают в Благовещенском храме обители его, упраздненной в 1764 году 15 . Обходивый многия обители, да обращеши Богом предназначенное тебе место спасения, преподобне отче Адриане, молитвами твоими помози нам достигнути тихого и небурного пристанища – царства небеснаго! Прибавление I. Павло Обнорский подвижник-иеромонах Николай Слишком тревожное время приходилось в XVIII веке переживать русскому иночеству, но при весьма враждебных к нему течениях, не искоренилось оно на русской земле. Когда монашество пережило бурную для него и продолжительную годину испытания, когда внутренняя церковно-общественная жизнь к концу первой половины XIX столетия вошла в спокойное русло, появились и новые подвижники благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

•  Житие святого написал его ученик Александр, проживший вместе с ним 30 лет. Праведная София, княгиня Слуцкая (+ 1617) Память ее празднуется 19 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых Слуцкая княгиня София Юрьевна Олелько скончалась в 1617 г. Мощи ее почивают в  Слуцком Троицком монастыре. •  Троицкий Монастырь основан в 1455 г. в г. Слуцке, известном с 1116 г.; с конца XII в. — столица Слуцкого княжества, с 1395 г. — в составе великого княжества Литовского, к. России Слуцк присоединен в 1793 г., ныне это город областного подчинения, центр Слуцкого р-на Минской обл. Респ. Беларусь, церковное окормление осуществляется Патриаршим Экзархом всея Беларуси, митрополитом Минским и Слуцким. В ризнице монастыря хранились подношения слуцких князей.  •  Наследники вел. литовского князя Владимира Ольгердовича, прозваные Олельковичами по имени его сына Александра Олелъка, правили до 1612 г. В тот год Слуцкое княжество перешло к, мужу последней представительницы Олельковичей княгини Софии — князю Радзивиллу. Преподобный Адриан Монзенский (+ 1619) Память его празднуется 5 мая в день преставления, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Адриан (в миру — Аммос) по исполнении совершеннолетия должен был вступить в брак, но благочестивая душа его не искала мирской жизни. Он тайно ушел из дома своих родителей и поселился в  Толгском монастыре. Родители нашли его здесь и возвратили домой. Но вскоре прп. Адриан снова ушел от них и поступил в  Геннадиеву обитель(память прп. Геннадия Костромского 23 янв.), где и был пострижен. Потом подвизался в разных обителях, пока ему свыше не было указано место на реке Монзе, в 20 верстах от Костромы, где он основал  Благовещенскую обитель в храме, ставшем приходской церковью, в которой он почивает под спудом (см. прп. Ферапонт, 12 дек.). •  Уроженец Костромы, прп. Адриан до принятия пострига начал подвизаться в Толгском монастыре близ Ярославля.  •  Иноческий постриг с наречением ему имени Адриан он принял в Спасо-Геннадиевом монастыре, который находился в Костромских лесах близ г. Любима, на берегу оз. Сурского. (Ныне это место в Любимском р-не на севере Ярославской обл.; Ярославская епархия). 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Города Ярославля тогда еще не было, Ярослав разбил свой шатер на стрелке при впадении в Волгу реки Которосли. Там явился ему пророк Илия и сказал: «Ставь здесь храм мой». Ярославль начался с храма Илии пророка. Затем, спускаясь ниже, князь пришел в город Волок на Ламе, но этот город ему не понравился и он перешел в другое место, двумя верстами восточнее. Там вновь явился ему пророк Илия и тоже сказал: «Ставь здесь храм». Неведомая судьба соединяет историю России с этим пророком–ревнителем. Так появился новый Волок на Ламе — будущий Волоколамск.  Историческая роль Волока на Ламе в значительной мере определялась его положением на великом речном пути. Всем известен путь «из варяг в греки», соединявший Балтийское море с Черным через Ладожское озеро, Западную Двину, систему волоков в верховье Днепра и сам Днепр. Но помимо этого торгового пути был и волжский, от Балтийского моря и озера Ильмень — к Волге и на Восток. Он проходил и через наши лесные речушки: Ламу, Клязьму, Шошу. В окрестностях Волоколамска находят следы древних поселений — в том числе, обломки варяжских судов. В мою «епархию» входит не только Волоколамский, но еще и Шаховской, и Лотошинский районы. Наша деревня, к сожалению, находится в полном упадке. Если в городах уже лет 15 как начался поворот к вере, то до деревни эта волна еще не дошла, зато разложение нравственности коснулось: раньше было плохо, а сейчас еще хуже. Помню еще в первые годы моего епископства ехали мы как–то с одного из приходов и заблудились. Решили спросить дорогу в ближайшей деревне. На деревенской улице народу никого не было, зато возле магазина оживление: стоят мужики и «осуществляют». Спросили мы, как до Волоколамска доехать, а они смотрят на нас так, как будто название «Волоколамск» первый раз в жизни услышали. Был и трагикомический случай. Проезжали мы село Пьяньково — было у нас такое село и названию своему оно вполне соответствовало. Погода была ужасная: дождь, ветер. Уже выехали за село, смотрим — мужичок по дороге идет. Несчастный такой, весь замерз, промок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

До реставрации 1970-1980-х годов сохранялись нижние части этих киотов на южном фасаде: керамические сноповидные капители, служившие своеобразными базами, над которыми сохранилось по несколько рядов срубленных тычков от колонок. В ходе реставрационных работ киот в восточной закомаре южного фасада был полностью восстановлен, а киот в центральной закомаре восстановлен частично. Почти точно по середине стены опоясывает тонкий карниз, переходящий в свою очередь в карниз значительно пониженных апсид. Под восточной закомарой северного фасада и под закомарами восточного фасада сохранился так называемый бегунец - декоративная кирпичная кладка в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений, попеременно обращённых вершинами вверх и вниз. Наружные лопатки отвечают крестчатым столпам в интерьере собора, хотя и несколько не совпадают с последними по осям. Вероятно, к концу XVIII столетия относится растёска окон в алтаре и над порталами. Основанием для реставрации стали остатки арочных перемычек как снаружи, так и изнутри. В ходе реставрационных работ в конце 80-х гг. ХХ века храму частично возвращены первоначальные формы. Как свидетельствует историк искусства Ю.Г. Малков, собор по своим архитектурно-конструктивным особенностям может быть включён в круг памятников московского зодчества, но тяжеловесность, архаичность и упрощённость его форм всё же несут на себе печать некоторого провинциализма. Исследователь отмечает, что другой возмищенский храм - Кирилловский, не сохранившийся до нашего времени современник Богородице-Рождественского собора, построен тверскими зодчими. Это и неудивительно, поскольку Волоколамск был в известной степени и политически, и культурно связан с Тверью. Особый интерес во внутреннем убранстве Богородице-Рождественского храма представляют необычные пирамидальные ниши, помещённые внутри столпов и алтарных стен, а также первичные росписи, которые были созданы вскоре после возведения монастырского собора. Среди многих образцов, находящихся в храме на Возмищах, особое внимание привлекает современный список иконы Божией Матери " Волоколамская " .

http://sobory.ru/article/?object=00396

Горский Лев,родился около 1841 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Стефан Никифоров († до 1861 г), священник; Московская губерния, Московский уезд, село Троицкое, на Теплых станах, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 4). Громов Петр,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Илья Петров, дьячок; Москва, Сретенский сорок, Филиппиевская в Мещанской церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 4 об., 5). Грузинский Сергей,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Евгений Сергеев, диакон; Москва, Никитский сорок, Василие-Кесарийская в Тверской Ямской слободе церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 1 об., 2). Гумилевский Николай,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Евграф Петров († до 1869 г.), священник; Московская губерния, Волоколамск, Христорождественская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 4 об., 5). Гумилевский Петр,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1860–1868 гг.). Отец: Евграф Петров († до 1867 г.), священник; Московская губерния, Волоколамск, Христорождественская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 2 об., 3). Гурьев Виктор,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Петр Иоаннов, священник; Москва, Ивановский сорок, Иоанно-Предтечевская на Земляном валу церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 4 об.). Гусев Владимир,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Алексий Кондратиев († до 1867 г.), диакон; Московская губерния, Серпухов, Крестовоздвиженская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 4 об., 5). Десницкий Павел,родился около 1841 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Алексей Павлов, диакон; Москва, Замоскворецкий сорок, Иоанна Воина, что на Калужской улице, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 4). Диаконов Семен,родился около 1838 г.; Московская духовная семинария (1854–1862 гг.). Отец: Алексей Афанасьев († до 1861 г.), дьячок; Московская губерния, Подольский уезд, село Пахрино, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 6 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

Беляев Петр, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Михаил Косьмин, диакон; Московская губерния, Верейский уезд, город Верея, Христорождественский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 45). Березкин Александр, родился около 1854 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец : Егор (Георгий) Петров Березкин, заштатный (после 1873 г.) священник; Московская губерния, Волоколамск. Воскресенский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2109, л. 11; д. 2067, л. 17). Беседкин Павел, родился около 1860 г.; образование домашнее, Вифанская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец : Феодор Романов Беседкин, отставной лекарский помощник, коллежский регистратор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 3). Бобцев Иван, родился около 1854 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец : Иосиф Иванов Бобцев († до 1874 г.) диакон; Московская губерния, Звенигородский уезд, Аносин Борисоглебский девичий монастырь, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2109, л. 23; д. 2067, л. 17 об.). Боголепов Василий, родился около 1858 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Василий Боголепов, заштатный диакон; Московская губерния, Клинский уезд, село Иоакиманское, церковь во имя святых Иоакима и Анны (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 6 об.). Боголепов Иван, родился около 1853 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец : Егор Симеонов Боголепов, священник; Московская губерния, Клинский уезд, Зосимовская пустынь, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2109, л. 21; д. 2067, л. 17). Боголюбов Димитрий, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Иван Васильев († до 1872 г.), пономарь; Московская губерния, Волоколамск, Петропавловская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 14). Богословский Александр, родился около 1856 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец : Трофим Богословский, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Озерецкое, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 10 об., ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2007, л. 45).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Борис Васильевич, князь Волоцкий (1462–1494), сын Василия Васильевича Темного, родился в Москве в 1449 г. По смерти отца получил в удел Волоколамск, Ржев, Рузу. Вместе с Иваном III ходил в походы на Новгород (1471–1478), воевал против хана Ахмата, осадившего Алексин (1472), «стоял на Угре» (1480), «ходил на Тверь» (1485–1486). В 1491 г. по требованию великого князя «высылал воевод» на помощь крымскому хану Менгли-Гирею, воевавшему против ханов Золотой Орды. Неоднократно вступал в конфликт с Иваном III и даже «отъезжал» от него, ища защиты у Литвы, Пскова, Углича. Умер в Рузе в 1494 г., погребен в московском Архангельском соборе. 327 Агаряне – потомки Измаила, сына Агари, служанки и наложницы ветхозаветного патриарха Авраама. Магометане почитают Агарь как родоначальницу и совершают паломничество к ее гробнице в Мекке. В Древней Руси «агарянами» называли кочевые народы Востока. В 1237 г. Волоколамск был разорен войсками хана Батыя, а в 1293 г. его «повоевал» татарский царевич Дюдень. По сообщению Московского летописного свода XV в., «новгородци прислаша... Семена Климовича к царевичю Дюденю на Волок со многыми дары. Дюдень же возвратися с Волока, много зла створив христьянам». 328 Эта легенда о спасении Новгорода от монголо-татарского нашествия, подробно изложенная в Волоколамском патерике, восходит к сообщению Хронографа редакции 1512 г., составителем которой был Досифей Топорков. В статье Хронографа «О шествии Батыа в Новгородскую землю» рассказывается, что после разгрома Торжка «Батый... поиде к Новугороду и за сто верст воротися, заступи бо его Бог и святаа Богородица. Глаголют же, яко виде Михаила-архангела, стояща со оружием и возбраняюща ему» (см. ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22. Ч. 1. С. 399). 329 Мартын – дед Пафнутия Боровского, был крещеным татарским баскаком из города Боровска. Видимо, крещение он принял под угрозой смерти, которая нависла над ним в 70–80-е годы XIV в. в связи с народным движением против татар в русских княжествах. 330 Источником этого эпизода Патерика является Повесть об убиении Батыя в ее хронографической версии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010