На вопросы того и другого, кто он и какой обители, явившийся старец отвечал: «Я из Благовещенского монастыря с устья реки Монзы, живу в одной келлии с Адрианом. Иду теперь в город Кострому. Туда послал меня старец Адриан нанять рабочих для перенесения монастыря в новое место». Прп. Адриан знал, что в то время из монастыря никто не выходил; при том же в обители не было инока такой наружности, как описывали посетители. Больные действительно исцелились от своих болезней после совершения литургии в монастырском храме, а окончательно — во время молебна в часовне на берегу реки Монзы. Тогда прп. Адриан и братия уже вполне уверились в том, что есть какой-то незнакомый им чудесный покровитель обители и что ему угодно перенести монастырь на реку Монзу при впадении ее в Кострому. Так они и поступили. Чудовский архимандрит Пафнутий опять дал средства для устройства монастыря на новом месте. Построили два храма: в честь Воскресения Христова с приделом во имя Николая Чудотворца и теплую церковь во имя Пресвятой Богородицы, честного и славного Ее Благовещения. Спустя немного времени после устройства монастыря при устье Монзы пришел в него прп. Ферапонт и просил строителя принять его в число братии. Прп. Адриан охотно принял пришельца, не зная, кто он такой. Но вскоре один инок монастыря признал прп. Ферапонта по тем приметам, какими его описывали удостоившиеся видения, и сообщил свою догадку прп. Адриану. Ее подтвердили два монастырских рабочих. Идя в монастырь строить храм, значит, еще до поступления преподобного в обитель, они встретили новопришедшего инока, который им предсказал о явлении святого человека в Монзенском монастыре. Прп. Адриан долго не знал, как ему удостовериться окончательно в этом, не смея прямо спросить подвижника. Но один раз на исповеди он обратился к преподобному с вопросом: из какой он обители и где раньше жил? Святой отвечал так, как говорил обычно в своих явлениях, что он постриженник Костромской Воздвиженской обители, раньше жил в Москве близ дома Василия Блаженного и назвал свое имя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Киевского), чтобы он подробно, как очевидец и деятель рассказал о положении православия в польских владениях 222 ; то обращается за советом к Адриану в маловажных вещах, можно ли напр. Допустить четвертый брак сотнику Гуменскому, или назначить бывшего архимандрита Донской обители Никона в архимандриты Ядяцкого монастыря 223 ; то просит у патр. Адриана заступления от наветов своих киевских недругов и т. д. 224 И митр. Варлаам не ошибался в надеждах получить поддержку у патр. Адриана. Патр. Адриан в данном случае не был похож на патр. Иоакима. За преданность и любовь сына платил до самой своей смерти благосклонностью и доверием отца. Много фактов говорят за это. Так, когда возник спор между митр. Варлаамом и архиепископом Лазарем Барановичем о трех пограничных протопопиях, отданных пред тем царской грамотой Черниговской кафедре, Адриан, ссылаясь на отсутствие документальных доказательств у Барановича, утвердил спорные протопопии за митр. Варлаамом (хотя у последнего доказательств тоже не было); не верил доносам на Ясинского от кого бы они не поступали: от Феодосия ли Углицкого, архимандрита Елецкого, от жителей ли Киева 225 . Уважал патр. Адриан и ходатайства митр. Варлаама, в ущерб даже своему престижу в южно–русской церкви, когда напр. дозволил митр. Варлааму поставить в архим. лавры Мелетия Вояхевича 226 ; содействовал Варлааму в его просьбах к царям об оказании помощи и пожаловании имений и жалования учителям братского училища 227 ; высказывал благодарность по разным поводам и всячески щадил самолюбие митрополита киевского, избегая вмешиваться во внутренние дела Киевской кафедры, даже когда сами обстоятельства давали к тому повод 228 . Нам кажется, бесспорным, что патр. Адриан в деле слияния Киевской митрополии с великорусскими епархиями сделал не меньше, чем его предшественник. Он, по крайней мере, приняв мягкий тон отношений к предстоятелю малороссийской церкви постепенно приручил бывшего противника церковного подчинения Киева Москве и сделал из него проводника Московской церковной власти в южной Руси не за страх, как при Иоакиме, но за совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патр. Адриан обратил даже внимание на так называемых площадных подьячих как дворцовых, так и разрядных. Те и другие стояли при входе в приказы и ожидали просителей, предлагая им написать просьбу, письмо и проч., платою за что они и жили. Желая заработать кусок хлеба, они перехватывали челобитчиков друг у друга, – дворцовые перебивали у разрядных, те у дворцовых, что сопровождалось шумом, ссорами, доходившими до драк, и разными бесчинствами. Патр. Адриан в 1699 г., указал разрядным площадным подьячим писать челобитные и всякие письма и руки прикладывать по делам суда разрядного приказу – у Разряду, а дворцовым площадным подьячим у Дворцового Приказу 300 . В общем во всех органах патриаршего епархиального управления чувствуется хороший заведенный порядок, поддержанный и развитый патр. Адрианом, любившим и наблюдавшим везде закономерность, стройность и благообразие; сам патр. Адриан, по крайней мере, своим отношением к служащим в Приказах выказывал полное удовлетворение ходом дел епархиального управления и полное доверие к главным начальникам своих учреждений. Отношение патр. Адриана к служащим в п. Приказах Выше мы упоминали о благосклонности патр. Адриана к казначею монаху Паисию, пользовавшемуся не только расположением патриарха, но и оказывавшему влияние на него в церковных делах, а также к помощнику казначея Андрею Владыкину, получившему от патриарха оклад содержания равный окладу главного казначея. Казначей монах, преемник Паисия, с 1695 г. по 1700 г. – Тихон Макарьевский также пользовался доверием патриарха, который дал ему первенство пред другим казначеем, служившим с 1686 г., Андреем Владыкиным. А дворецкому своему монаху Иосифу Булгакову, назначенному по смерти Дмитрия Сурмина патриаршим указом от 1 октября 1698 года, выказал особое благоволение. Патриарх весьма был доволен Иосифом Булгаковым, как дворецким. Не более, как через полгода службы Иосифа в Приказе патр. Адриан по имянному своему указу «пожаловал Дворцового Приказа судию монаха Иосифа Булгакова за его службу и многорадение к дому пречистые Богородицы и за денежную и хлебную многую прибыль, которую показал он, судия Иосиф Булгаков, будучи в Дворцовом Приказе судиею, в делах своих указал ему оклад учинить», весьма значительный по тому времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наставление 5–ое. Рукоп. Импер. Акад. Наук 84. У Есипова: Раскольничьи дела XVIII в. 507 Об Афанасии архиеп. Холмогорском есть известие, что он намерен был завести школу в Холмогорах; даже посылал трех юношей в Московскую Академию к Лихудам, а в 1699 году взял их из Москвы. В 1701 г. Афанасий выписал из Москвы 10 букварей. Но вряд ли школы появились на севере; сами будущие учителя, в виду упадка преподавания в Академии, едва ли смогли осуществить планы энергичного архиепископа. (См. Верюжский. Афан. Холмогор. стр. 159). 516 Чтение в Обществе Любителей Дух. Просвещения 1889 г. С. Браиловский. Карион Истомин. 557–559. 518 Статья: «Народное образование в XVII в.». В. М. Народное Образование 1910 г. февр. стр. 143. Из Азбуки К. Истомина. 531 Эта опись, как замечает издатель ее в Русском Архиве за 1864 г. Полуденский, кроме некоторых подробностей, до 525 сходна с описью, составленной в 1675 г. монахом Евфимием и заключающей в себе всего 551 и является необходимым дополнением как к последней, так и к «обозрению патр. Библиотеки» преосв. Саввы. 1 Православная богословская энциклопедия. Адриан, последний патриарх всероссийский. Чтения в Общ. Ист. и древ. Рос. Н. А. А. П. Адриан, стр. 34. 1848 г. 8. 1 Православная богословская энциклопедия. Адриан, последний патриарх всероссийский. Чтения в Общ. Ист. и древ. Рос. Н. А. А. П. Адриан, стр. 34. 1848 г. 8. 535 Современник Евфимия Домецкий в полемике с иеродиаконом Дамаскиным нелестно отзывается об учености Евфимия. «Удивляться, – говорил он, – надобно: как это Евфимий, простой монах, ни дьякон и не поп, и не ученый, всю науку свою кончивший Псалтирью, неумеющий говорить связно и красноречиво, а такую силу взял над святейш. Иоакимом»... Духовная Беседа 1872 г. статья: иеродиакон Дамаскин, стр. 327. 536 Так, в августе 1691 г. ученики Лихудов – Иосиф Афанасьев, Алексей Кириллов, Николай Семенов, Феодор Поликарпов, Феодот Аггеев и монах Иов – перевели на славянский язык Енхиридион, сочинение патр. Досифея и «опровержение Кальвинских глав» Мелетия Сирига.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 мая Чудовскому архимандриту пришлось сыграть главную роль в насильственном пострижении боярина Кирилла Полуэктовича Нарышкина, отца царицы Натальи (матери Петра). Постриг был для боярина спасением от неминуемого убиения восставшими, исключительно «ради величайшего прошения и горьких слез» юной царицы . Любопытно, что 17 марта 1690 г. умирающий Иоаким в присутствии Адриана простил боярину Кириллу самовольное сложение с себя монашеского одеяния и обетов и даже разрешил ему «сожительство супружное» . В накативших летом 1682 г. волнах раскольничьего бунта Адриан стоял рядом с Иоакимом, хотя и не отличился, подобно архиепископу Афанасию, особым рвением. А осенью он исполнил роль связного между засевшим в Троице-Сергиевом монастыре царским двором и оставшимся в своей резиденции патриархом, через которого царевна Софья вела переговоры с восставшими москвичами. Дорога между враждебными станами считалась весьма опасной. Однако Адриан дважды, 19 сентября и 3 октября, приезжал в Троицу с грамотами Иоакима о ходе переговоров — и затем отвозил в Москву распоряжения, которые немало способствовали умиротворению в столице . Правительство регентши Софьи не противилось, когда патриарх Иоаким решил продвинуть своего помощника. 21—26 марта 1686 г. архимандрит Адриан был хиротонисан на митрополию Казанскую и Свияжскую и уже 28 июля прибыл в епархию . За четыре с половиной года, насколько известно, митрополит обогатил своими вкладами Казанский Благовещенский собор и написал против староверов книгу «О древнем предании св. Апостол и св. Отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста и на лице своем руки своея персты и кия слагати, и како на себе оный (крест) изображати» . Во время последней болезни Иоакима Казанский митрополит был уже в столице и, судя по документам патриаршего Казенного приказа, именно он, а не митрополит Сарский и Подонский Евфимий, управлял делами Церкви . При прощании с Иоакимом Адриан неизменно был первым в ряду архиереев. Когда умирающий патриарх собрался с силами и сам себя помазал святым елеем, под руку его «поддерживал вселюбезно ученик его Адриан митрополит Казанский». Он почти последним читал перед умирающим Евангелие и, узрев угасание дыхания патриарха, велел держать перед очами его крест, а сам кропил Иоакима святой водой.

http://sedmitza.ru/lib/text/439379/

Вскоре после вступления на Папский престол Адриан II назначил Анастасия библиотекарем Римской Церкви (Annales Bertiniani. 1883. P. 92). Вероятно, это назначение имело целью подтвердить намерение Адриана продолжать жесткую политику Н. по отношению к зап. и вост. правителям и церковным иерархам, которую поддерживал Анастасий. Однако уже в 868 г. родственники Анастасия нанесли понтифику тяжкое оскорбление. После этого Арсений, еп. Орте, бежал под защиту императора, тогда как Анастасий оказался в опале и был отлучен от Церкви (см., напр.: Neil. 2006. P. 18-20). В отличие от Н. Адриан II стремился поддерживать мирные отношения с Гинкмаром Реймсским. Он согласился на переговоры с кор. Лотарем II и снял отлучение с Вальдрады при условии, что король не будет с ней жить. Понтифик даровал прощение Захарии, еп. Ананьи, отлученному на Римском Соборе 863 г. за нарушение папской инструкции в угоду византийцам, и Теутгауду, бывш. архиеп. Трирскому. После того как Гунтар, ранее занимавший Кёльнскую кафедру, раскаялся в сопротивлении Н. и отказался от священного сана, он был принят в церковное общение как мирянин (LP. T. 2. P. 175; Annales Bertiniani. 1883. P. 90, 99-100). Посмертная репутация. Почитание Папа Адриан II с уважением отзывался о своем предшественнике (MGH. Epp. T. 6. P. 695, 697, 699, 707, 714, 720, 747, 749; MGH. Conc. T. 4. P. 340-341). В февр. 868 г., обращаясь к участникам Собора в Труа, Адриан II повелел внести имя Н. «в кодексы или диптихи ваших Церквей» и поминать его во время мессы (Ibid. P. 699-700). В жизнеописании Адриана II приведена аккламация греков-игнатиан: «Почтеннейшему православному господину Николаю, поставленному Богом верховному понтифику и вселенскому папе,- вечная память!» (LP. T. 2. P. 177). В послании Адону Вьеннскому и в речи перед участниками Римского Собора 869 г. папа Римский сравнил Н. с яркой звездой, свет которой сиял сквозь мрачные тучи земного бытия (MGH. Epp. T. 6. P. 714; MGH. Conc. T. 4. P. 341). Составители папских жизнеописаний одобряли и поддерживали деятельность Н.; лично знавшие его Анастасий Библиотекарь и Иоанн Диакон писали о нем в почтительных выражениях. Так, в Житии Григория Великого, написанном между 873 и 875 гг. по поручению папы Иоанна VIII, Иоанн Диакон повествует о явлении св. Григория в сопровождении его ученика Петра и Н. (PL. 75. Col. 241-242). Возможно, в этом эпизоде агиограф полемизировал с Адрианом II, к-рый считал, что Н. слишком сильно стремился к беспристрастию и справедливости, забывая о том, что иногда следовало проявлять мягкость и милосердие; при этом Адриан ссылался на мнение Григория Великого (MGH. Epp. T. 6. P. 714-715).

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Когда они подошли к Адриану, неизвестный старец, обратившись к о. настоятелю, говорит: «Вы представили в числе других к рясофору и Адриана; а я вам говорю, что Адриан недостоин сего. Другие пусть будут пострижены; а его должно оставить – он недостоин». Настоятель будто стал оправдывать его, объясняя старцу, что Адриан давно живет в обители, что исправен в послушаниях и вообще хорошо ведет себя. Но старец уже с гневом опять начал говорить настоятелю: «Я вам говорю, что он живет дурно; он недостоин жить в обители, его должно изгнать; он сделает вот то-то, и еще... и... и если вы не выгоните его, то стены его выгонят». Настоятель, будто, после этого поклонился старцу и вышел. Адриан в то же время проснулся и видит, что подле него уже в действительности стоит виденный им во сне старец. При виде сего нежданного посетителя послушник вспыхнул от гнева, вскочил с кровати и, сжав правую руку в кулак, спросил: «Кто ты такой, что пришел возмущать против меня настоятеля?» Незнакомец ответил: «Я старец, настоятель Оптинского скита Макарий». При последнем слове, припомнив все прежде о нем слышанное от странников худое, Адриан еще большим закипел гневом. «Что же тебе нужно? – вскрикнул он. – Из своего монастыря ты всех разогнал; и пришел еще чужую обитель возмущать? Блажени миротворцы. А ты у себя всех разогнал и отсюда выгонять хочешь?» «Я прогнал из своей обители, – ответил старец, – таких же негодных и недостойных, как ты. Ты недостоин пострижения. Ты сделаешь вот то-то, и еще... и... Тебя непременно должно изгнать из обители. Если настоятель тебя не выгонит, то камни выгонят тебя. Три года ты будешь всеми гоним и нигде не найдешь покоя». Слова эти довели Адриана до крайней степени гнева. Он обругал старца и со словами: «Вот Бог, а вот тебе порог,» – с яростию устремился на него. Но явившийся старец стал невидим. На другой день после этого Адриан почувствовал в душе беспокойство. На него восстали некоторые из старших братий. И сколько настоятель ни защищал Адриана, они принудили сего последнего выйти вон из обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Назначенный Гавриилом руковоителем тамошнего монастыря, Адриан с сопровождающими его монахами направляется на Коневец. К этому моменту монастырь на острове находился в запустении, туда назначались проштрафившиеся священники или монахи, и сам Адриан писал о том, что в большинстве братия была подвержена пороку винопития, то есть фактически состояла из алкоголиков. После того как Адриан перебрался на Ладогу, за ним из рославльских лесов, с определенными промежутками, потянулись другие пустынники. В 1790 году Василиск и послушник Захария (будущий Зосима) тоже едут на остров Коневец. Здесь будущий старец Зосима проходит первые послушания, первый искус, выполняет различные поручения по монастырю. Он очень интересно описывает в своих позднейших записках, какие испытания ему приходилось преодолевать. Например, как образованный светский человек он несколько раз сопровождает старца Адриана в поездках в Петербург по делам братства. Даже став игуменом монастыря, Адриан носил крайне затрапезную одежду, заплатанную, не по сезону, всегда очень толстую, явно пренебрегая внешним видом. Молодой послушник Захария должен был нести за ним его заплатанную сумку с необходимыми вещами и документами. Они ходили к митрополиту по центральным улицам столицы, и совершенно очевидно, что Захария встречал своих знакомых, которые его узнавали как блестящего поручика гвардии. Эта ситуация, конечно, его крайне смущала. Он сам признавался, что просто горел внутренним пламенем, что это была очень серьезная борьба – выдержать это испытание, побороть свое тщеславие. Он справился только благодаря практике, которую отец Адриан насаждал как в рославльских лесах, так и на Ладоге, – практике исповедания помыслов. Очень давняя, известная практика, описанная еще в «Лествице», – открытие перед своим отцом-игуменом всех движений души, не только греховных, но и благих или нейтральных. Запомним этот момент, потому что откровения помыслов и Иисусова молитва – это два краеугольных камня, на которых строится жизнь отшельников братства острова Коневец и потом женского монашеского братства уже самого преподобного Зосимы.

http://pravmir.ru/kak-startsyi-zhenskoe-...

И тем не менее Игнатий Римский-Корсаков, пережив и перескорбев потерю друга-архипастыря и удары судьбы, был удовлетворен. «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения!» — писал он Афанасию Холмогорскому словами апостола Павла. На патриарший престол избран и поставлен Адриан: «и так Церковь святая с чадами своими православными возвеселится и всегда веселится радостью великою, сладкоучительным и красногласным вещанием его, противники же латиномудрствующие посрамились, яко не сбылось злое намерение их!» Радость Игнатия и, судя по его словам, Афанасия Холмогорского со иными пастырями нуждается в осмыслении. Почему одно лишь восшествие на патриарший престол митрополита Казанского и Свияжского покрыло все их огорчения, когда Адриан давно и явно рассматривался прямым преемником Иоакима?! Происхождение и даже год рождения Адриана (в миру Андрея) точно неизвестны . Нет известий и о жизни его до пострижения. Мы знаем только, что чудовский иеромонах Адриан был выдвинут Иоакимом в архимандриты этой патриаршей обители и за девять лет (1678—1686) хорошо зарекомендовал себя на посту, издавна служившем ступенью к архипастырскому престолу. Под руководством Адриана был возведен собор Благовещения пресвятая Богородицы, а весь монастырь с палатами, трапезами и монастырскими службами перестроен по плану и на средства царя Федора Алексеевича (1680—1686) . В соответствии с желаниями юного царя-реформатора, разделявшимися далеко не всеми архиереями, Адриан предпринял строгие меры по охране иноческих обетов. В специально построенной палате он завел общую трапезу. В монастырском храме для мужчин и женщин были устроены отдельные места, к которым вели раздельные входы. Более того, в одном из самых популярных и посещаемых московских монастырей архимандрит три дня в неделю — в понедельник, среду и пятницу — ввел дни закрытых дверей (в буквальном смысле запирая ворота). Кончина государя надолго прервала тихую жизнь Чудова монастыря, оказавшегося в центре кровавых событий. Во время Московского восстания Адриан стойко переносил невзгоды, оставаясь, хотя бы в силу должности, возле патриарха. На его глазах в мае 1682 г. восставшие стрельцы и солдаты обшаривали монастырь в поисках «изменников-бояр и думных людей», вырубали двери в патриаршие палаты, а патриаршего дворецкого «по веревке в окно метали не однова, и вис на веревке» .

http://sedmitza.ru/lib/text/439379/

(1699 г.) при посылке Государю рыбы и икры из свежей получки с астраханских промыслов. – «Великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичу, всея великия и малыя и белыя России самодержцу, богомолец твой Адриан патриарх челом бьет. В нынешнем, Государь, 207–м году ноября в 16 день прислал к тебе, великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичу, всея великия и малыя и белыя России самодержцу, я, богомолец твой, в поход на Воронеж про твой государев обиход из дому Пречистыя Богородицы и московских чудотворцев домового астраханского учужного промыслу привозу нынешнего 207–го году виноградного струга из рыб: Теша белужья матерая, Белуга матерая, Коса белужья матерая, Косяк мякотный, Косяк хрящевый, Башка с языком, 8 тешек белужьих межукосных, 10 тумаков, Связка вязиги матерых рыб, Пуд икры арменской, Пуд икры паюсной. И великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея великия и малыя и белыя России самодержец, укажи тое посыльную рыбу принять и в своем великого государя походе на здравие кушать» 591 . Посылка и письмо п. Адриана Государю свидетельствуют, что и в последние годы патриаршества Адриана официальные отношения между царем и патриархом не принимали обостренный характер. П. Адриан был до конца жизни верноподданным Государю, не полагая резку разницу в мировоззрениях в основу своих практических отношений к Монарху. 33.   Письма п. Адриана к Стрешневу в 1699 г., к царю Петру и, Меньшикову и Стрешневу в 1700 г. 592 34.   Выписка прав и привиллегий греко–российской церкви от начала оные и до 1700 г. или «статьи о святительских судах, собранные по повелению п. Адриана», от февр. 1700 г. 593 На основании некоторых данных можно предполагать, что п. Адриан не является автором всех перечисленных письменных памятников, связанных с его именем. В составлении многих из них принимали участие близкие п. Адриану лица: Евфимий, Карион Истомин, бр. Лихуды, начальники его патриарших приказов и другие. Если завещание свое п. Адриан поручил написать Кариону Истомину, то тем более работа в составлении таких обширных сочинений, как инструкция старостам поповским, статьи о святительских судах, могла быть произведена его близкими церковниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010