Преподобный Адриан обучался иноческому житию у преп. Корнилия Комельского 92 . По смерти великого наставника († 1537 г.) он, как и некоторые другие ученики Корнилия, желал насадить где-либо в глухом месте новый рассадник иночества. Раз в храме Корнилиевой обители явился благолепный старец. Кто ты? спросил его Адриан, на которого он сделал сильное впечатление. «Я – Безстуж», отвечал старец. Адриан пригласил его к себе в келью; в духовной беседе старец между прочим сказал Адриану: «ты хочешь строить дом Богоматери и собрать к себе иноков; мне известна пустыня, в которой ещё не ходила нога человеческая». Адриан рад был идти в эту пустыню. «Блаженный отец наш Корнилий заповедовал отпускать учеников его, если пожелают пустыни», говорил Адриан игумену Лаврентию и просил благословить его на удаление из обители в уединение пустынное. Лаврентий благословил. В сентябре 1540 г. Адриан, будучи иеродиаконом, с послушником Леонидом и ещё другим вышли из Корнилиевой обители; черноризец Безстуж привёл их в дремучий Пошехонский лес и незаметно скрылся. Это было накануне Воздвижения Господня. На берегу р. Вотхи поставили они на дубе икону Богоматери, с которой пришли, и пропели канон кресту Господнему. Когда затем отправились они осмотреть окрестные места, рыболовы с. Белаго, ловя рыбу в Вотхе, вышли на берег и увидали икону Богоматери на дубе. Один из них хотел снять икону и унести домой, но упал без языка и движения. Придя в себя, объявил он, что явившийся старец строго запретил ему брать икону. Рыбаки оставили при дубе пойманную рыбу и белый хлеб. Возвратившиеся пустынники с изумлением увидели у дуба столько нужную для них пищу и, прославив Богоматерь, остались жить на благословенном Ею месте. В 1543 г. Адриан отправился к митрополиту Макарию испросить благословение на основание обители и храма в честь Успения Пресвятой Богородицы на р. Вотхе; митрополит преподал благословение на св. дело и посвятил Адриана в игумена. В новую пустынную обитель собралось довольно братии; уставом её был устав Корпилиевой обители; женщинам не дозволялось входить в неё; пустынники довольствовались малым и большую часть времени проводили в чтении Псалтири. Преподобный настоятель занимался писанием св. икон, в назидание своё и другим 93 . Старец Леонид мирно почил в 1549 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Таким образом, неудавшаяся хитрость одного привела другого к строительской должности, которую Адриан не желал и не домогался получить и принял единственно ради послушания к призревшему его архипастырю. Адриан был непреклонен и всего более ратовал за соблюдение устава своего о неимении крепких напитков в стенах управляемой им обители. Много оскорблений пришлось перенести ему от некоторых из иноков, неохотно покорявшихся правилам воздержания, – иные в лицо поносили его; но все это терпеливо переносил раб Божий. Иона – присный спостник и сотаинник старца Адриана, был и в Коневской обители первым его помощником во внутреннем благоустройстве монастыря, и когда Адриан вознамерился отправиться в Петербург, чтобы дать отчет митрополиту Гавриилу о всех своих действиях, то на время отсутствия своего поручил надзор за братией Ионе, уверенный в нем как в себе самом. Митрополит милостиво принял нового строителя и спросил о поведении братии. Адриан не скрыл от архипастыря о прежних немощах коневских иноков и о тех мерах к исправлению их, которые им предприняты. Святитель благословил благое начинание и заповедал продолжать дело духовного обновления Коневской обители. Осведомившись, что в Коневском монастыре, кроме строителя, нет другого иеромонаха, митрополит спросил старца Адриана, нет ли в числе братии его трезвенного и благовейного инока, достойного к посвящению в иеромонахи? Адриан указал на Иону, и владыка приказал сделать о нем представление. Обласканный и утешенный святителем, Адриан радостно возвратился в свою обитель, где братия сделала ему трогательную встречу, в которой выразилась вся любовь иноков к своему духовному отцу и настоятелю. Встреченный ими во святых вратах обители, Адриан передал им благословение их архипастыря и его желание, чтобы преуспевали в добродетелях и пеклись о спасении души. Затем старец позвал к себе Иону и повел с ним беседу о важности и значении священнического сана. Иона недоумевал, к чему клонится эта речь, и был поражен известием о том, что избран к посвящению в иеромонахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если Иоаким был самоучкой, то Адриан в сравнении с ним был просто неучем. Внутренне горячий и вдохновенный в своем старорусском благочестии, Адриан внешне был малоактивен и почти не от мира сего. Своего отрицания нового духа в правительстве, в школе и в литературе он не скрывал и в нужных случаях его формулировал, но не был создан для активных выступлений. Хотя парадный чин в Москве поставления нового патриарха и был возглавлен наличностью двух царей, Иоанна и Петра, но Адриан знал, конечно, что реально считаться ему придется только с Петром, и его пугающей европейской программой. Поэтому постарался противопоставить новому духу открыто свою программу в написанной им речи при поставлении на патриаршество. В этой программной речи в первой части пространно подчеркивается для русской церкви долг верности всему восточному православию. На чем стоит ударение в этом общем утверждении, становится ясным из другого окружного послания патриарха, названного «Увещанием к пастве». Здесь явно – сознательно исповедуется теократическое мировоззрение, которому – чуется – приходит конец от иностранного духа и нового царя. Теократию грозят упразднить. Адриан невольно выражает «тихие думы» всего русского архиерейства после отречения его от заветов Никона. С тех пор примат и водительство принадлежит уже не иерархии, а царству, правительству. Чутьем верно понимая суть происшедшего идеологического перелома, Адриан в силах противопоставить ему только ту формулировку взаимоотношений царства и церкви, какую защищал Никон, ибо в то время ни Никону, ни Адриану никто еще не мог помочь извлечь из тела этой концепции старую латинскую занозу, внесенную сюда с самыми лучшими намерениями латинянином хорватом Вениамином в конце XV века при Геннадии Новгородском . Эту латинскую теорему и начертывает на своем знамени не различающий знамений времени патриарх Адриан. Он повторяет азбуку о двух мечах с латинским господством меча церковного над государственным. «Два начальства вышнейших устрои Бог на земли, священство, глаголю, и царство», – пишет Адриан.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Через три года после смерти святого Корнилия преподобный Адриан, который был тогда в сане иеродиакона, сильно возжелал уйти в пустынное место и основать монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Господь помог преподобному исполнить его намерение. В Корнилиев монастырь пришел никому неведомый старец-черноризец благолепного вида. Встретив старца в храме, преподобный Адриан спросил, как его имя, но старец не ответил. Когда преподобный пригласил его к себе в келлию и попросил сказать что-либо на пользу душевную, старец ответил, что может указать преподобному пустыню, где он сможет создать храм и монастырь во имя Пречистой Богородицы. Преподобный Адриан немедля отправился к настоятелю – преподобному Лаврентию († 1548; память 16 мая) и стал просить благословение на пустынное безмолвие. Помня заповедь преподобного Корнилия, повелевшего отпускать из обители иноков, пожелавших удалиться в пустыню, игумен Лаврентий не стал удерживать преподобного Адриана и дал ему свое благословение, а также отпустил с ним и его послушника – старца Леонида. Помолившись у гроба святого Корнилия, преподобный Адриан и старец Леонид отправились в путь, предводимые таинственным черноризцем. Преподобный Адриан нес с собой написанную им икону Успения Божией Матери. 13 сентября 1540 года, под праздник Воздвижения Креста Господня, преподобный Адриан и старец Леонид прибыли в дикий Пошехонский лес, находившийся между селениями Белти, Патрабольшее, Шельшедольское и Ухорское, и остановились на берегу реки Вотхи. И там старец, который их вел, вдруг стал невидимым. Изумленные путники начали воспевать канон и службу празднику, со слезами благодаря Бога. И как предвестие будущей славной обители – места прославления Бога – по всем окрестным селениям разнесся колокольный звон. Три года прожили преподобный Адриан и старец Леонид в пустынном одиночестве, терпя нужду, преодолевая искушения от диавола и поношения от злых людей, а затем приступили к осуществлению заветного намерения. Выбрав удобное время, подвижники отправились в Москву к митрополиту Макарию испросить благословение на основание в Пошехонской стороне, на реке Вотхе, обители и храма в честь Успения Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Г.А. Скворцов Глава I. Патриарх Адриан до патриаршества Биографические сведения о последнем русском патриархе крайне скудны. П. Адриан, в мире Андрей 1 , родился в Москве 2 окт. в 1637 или 1639 году 2 . О жизни Андрея до пострижения в монашество не имеется никаких известий. В истории он является уже архимандритом Чудова монастыря (с 1678–1686 г.) 3 и доверенным лицом п. Иоакима. Как архимандрит Чудова монастыря Адриан заявил себя строительной деятельностью. Он «много споспешествовал устроению» монастыря. Соорудил соборную церковь в честь святителя Алексия с пределом благовещения Пресвятой Богородицы и при ней особую церковь в честь ангела своего, апостола Андрея. Весь монастырь с палатами, прилегающими к церквам, трапезами и под ними монастырскими службами был перестроен по чертежу царя Феодора Алексеевича на царские средства. Самая перестройка началась в августе 1680 г. и закончилась в 1686 г. 4 Как доверенное лицо п. Иоакима архимандрит Адриан в Актах Истории встречается под 1682 годом, когда он от лица Иоакима ходатайствовал пред государями и царевной Софьей в Троицко–Сергиевском монастыре за взбунтовавшихся в Москве стрельцов и о скорейшем возвращении правительства в столицу 5 . Ходатайство Адриана, как известно, имело полный успех. Еще одна черта характерна для архим. Адриана в этот период его жизни: он проявил себя, как строгий поборник иноческого целомудрия. В монастырском храме он отвел особые места для мужчин и женщин, даже входы в храм устроил отдельные для мужского и женского пола, а дабы иноки Чудова монастыря прилежали безмолвию, учредил три дня на каждой неделе, в понедельник, среду и пятницу, запирать ворота в нем; завёл он и общую трапезу в особо устроенной им палате 6 . Положение Чудовского архимандрита в иерархии того времени было настолько видное, а личные качества Адриана, несомненно, настолько выдающиеся, что в 1686 г. 21–26 марта архим. Адриан был п. Иоакимом поставлен в митрополита на епархию Казанскую и Свияжскую 7 . О деятельности м. Адриана в Казанской епархии не сохранилось сведений. Известно только, что он обогатил своими вкладами благовещенский собор и написал книгу «О древнем предании свв. Апостол и свв. Отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста на лице своем руки своея персты, и кия слагати, и како на себе оный изображати» 8 . Обстоятельства избрания м. Казанского Адриана на патриаршую кафедру

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В одно время вечером Пафнутий после правила лег отдохнуть. Является ему неизвестный человек и говорит: «Пошли друга твоего Адриана к востоку; место не дальше 50 верст отсюда; там увидит он преподобного мужа». Пафнутий спросил: «Кто он и как знает то место?» Неизвестный отвечал: «То место не тебе назначено». Пафнутий рассказал об этом Адриану. Адриан, по рассказу преста­релого священника Евпла, нашел в глухом месте запустелый храм, тот самый, который представлялся ему в видении. Он возвратился к Пафнутию с радостью, и они условились жить там вместе. Но неожи­данно царский указ потребовал Пафнутия в Москву, где он (1595 г.) поставлен в архимандрита Чудова монастыря. Адриан оставался при храме с тремя иноками. Место было самое пустынное, тихое и прият­ное. Но открылось и неудобство: полая вода подмывала берег и была в виду опасность, что подроется она под храм. Один старец сказал при том Адриану, что и прежний игумен хотел перенести храм с опас­ного места на другое, и указал то место. Адриан и братия положили переселиться на то место. Но явился неизвестный человек и сказал: «Не беспокойся о месте; место тебе назначено на берегу реки Монзы; ты узнаешь о нем по исцелении двух больных». По этим указаниям Адриан перенес храм и обитель на берег реки Монзы; это в 35 верстах от Галича и в 20 от Костромы, при впадении Монзы в реку Кострому. Здесь Адриан пользовался один год наставлениями и примером жизни преподобного Ферапонта. Пропитание доставали себе земледели­ем, и строитель Адриан был первым на работах. В страшный голод 1601 года обитель Адрианова неистощимо питала страдавших от голо­да. Наученные примером тружеников пустыни в те времена говорили: «Невероятный хлеб – не голод, а посконная рубашка – не нагота». Но в 1601 году хлеб был убит летним морозом, и целые тысячи умирали от голода. Преподобный Адриан, по наставлению чудного наставника своего Ферапонта, до голодного времени наполнил монастырские жит­ницы хлебом и во время бедствия общего с полною любовью помогал страдавшим беднякам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Проходите. Отец Адриан Вас ждёт, – сказал он мне также уверенно, как и отказал с утра. Вхожу в келью старца. Отец Адриан встречает меня очень приветливо, благословляет. Батюшка небольшого роста, весь седой, очень располагающий. Тогда ему было 76 лет. Более шестидесяти лет отец Адриан подвизался в монастырях, из них 21 год в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и все остальные годы – в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Почти сразу после иерейского рукоположения, которое было в 1964 году, батюшка по благословению Святейшего Патриарха Алексия I стал духовно помогать одержимым и бесноватым людям, проводить чин изгнания злых духов. Это служение о.Адриан начал еще в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, и продолжалась оно и в Псково-Печерской обители, куда батюшка был переведен в 1974 году, вплоть до 1992 года. Трудно себе представить, как мог один человек понести это бремя. Но с Божией помощью старец помог тысячам страждущих людей, духовно возрождая и исцеляя их. …Келья старца, как мне показалось, состояла из двух частей – «притвора», где стоял небольшой диванчик, на который о.Адриан меня и усадил, и его «покоев». Дух батюшки как-то особенно чувствовался в его жилище. Он присел со мной рядом и начал беседовать. По неопытности вопросов к старцу у меня не было. Я приехал к нему, так сказать, за послушание. А вот у отца Адриана были ко мне и вопросы, и советы. Дело в том, что долгие годы он имел дело с психически больными людьми и с одержимыми, молился за них, отчитывал. И прекрасно знал, сколь внимательно и благочестиво нужно жить тому человеку, который дерзает заниматься их душепопечением. Будь то врач или священник. Отец Адриан спрашивал о том, как я живу, регулярно ли исповедуюсь и причащаюсь, есть ли у меня духовник, как мое здоровье. Свои вопросы он дополнял разными комментариями, случаями из богатой пастырской практики. Много говорил о терпении скорбей, болезней и христианском к ним отношении. Говорил он очень просто, как родной дедушка. То ли от бессонной ночи в поезде, то ли от усталости, а может, от того и другого, голова у меня сделалась чугунной и начала болеть. А старец как будто почувствовал это. Он медленно поднялся, удалился на минуту-другую в свои «покои» и вернулся со свертком, от которого струилось несказанное благоухание.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/28/bl...

Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и служил чиновником императора Максимиана Галерия (305-311 гг.), гонителя христиан. Наталия была тайная христианка. Мученики Адриан и Наталия Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и служил чиновником императора Максимиана Галерия (305-311 гг.), гонителя христиан. Наталия была тайная христианка. Во время гонений близ Никомидии в пещере скрывалось 23 верующих. Великий гонитель Церкви Христовой нечестивый царь Максимиан, преследуя и умерщвляя повсюду множество христиан, прибыл в город Никомидию. Войдя в идольское капище, царь совершил поклонение скверным своим богам, пав ниц пред идолами на землю, и, при участии всех жителей города, принес мерзостные жертвы. Вслед за тем он приказал отыскивать христиан и предавать их на мучения. Особенными наказаниями угрожал царь тем, кто вздумал бы скрывать христиан. Напротив тем, кто, узнав, где скрывается христианин, донесет о нем, или же, найдя такового, сам представит на суд, царь обещал награды и почести. Посему стали выдавать друг друга на смерть: сосед — соседа, ближний — ближнего своего; кто из-за боязни грозного повеления царя, кто из-за наград. Некоторые из нечестивых донесли военачальнику своему о том, что в одной пещере скрываются христиане и поют в ней всю ночь и молятся Богу своему. Немедленно были отправлены воины, которые пришли в пещеру и захватили всех бывших в ней христиан, числом двадцать три человека. Сковав железными цепями, отправили их в город для представления царю. В то время царь проезжал на колеснице в идольское капище для принесения жертв. Встретив его на пути, воины, ведшие связанных христиан, закричали ему: – Царь! Вот – противники твоему повелению и хулители наших великих богов. Повелев остановить колесницу и, подозвав к себе поближе тех узников, царь спросил их, откуда они. – Мы родились в этой стране, а по вере мы христиане, – ответили они.

http://pravmir.ru/svyatye-mucheniki-adri...

Раз в храме Корнилиевой обители явился благолепный старец. «Кто ты?» – спросил его Адриан, на которого он сделал сильное впечатление. «Я – Безстуж», – отвечал старец. Адриан пригласил его к себе в келлию; в духовной беседе старец между прочим сказал Адриану: «Ты хочешь строить дом Богоматери и собрать к себе ино­ков; мне известна пустынь, в которой еще не ходила нога человеческая». Адриан рад был идти в эту пустынь. «Блаженный отец наш Корнилий заповедовал отпускать учеников его, если пожелают пустыни», – гово­рил Адриан игумену Лаврентию и просил благословить его на удаление из обители в уединение пустынное. Лаврентий благословил. В сентябре 1540 года Адриан, будучи иеродиаконом, с послушником Леонидом и еще другим вышли из Корнилиевой обители; черноризец Безстуж привел их в дремучий Пошехонский лес и незаметно скрылся. Это было накануне Воздвижения Господня. На берегу реки Вотхи поставили они на дубе ико­ну Богоматери, с которою пришли, и пропели канон Кресту Господнему. Когда затем отправились они осмотреть окрестные места, рыболовы с. Белого, ловя рыбу в Вотхе, вышли на берег и увидели икону Богоматери на дубе. Один из них хотел снять икону и унести домой, но упал без язы­ка и движения. Придя в себя, объявил он, что явившийся старец строго запретил ему брать икону. Рыбаки оставили при дубе пойманную рыбу и белый хлеб. Возвратившиеся пустынники с изумлением увидели у дуба столько нужную для них пищу и, прославив Богоматерь, остались жить на благословленном Ею месте. В 1543 году Адриан отправился к митро­политу Макарию испросить благословение на основание обители и хра­ма в честь Успения Пресвятой Богородицы на реке Вотхе; митрополит преподал благословение на святое дело и посвятил Адриана в игумена. В новую пустынную обитель собралось довольно братии; уставом ее был устав Корнилиевой обители; женщинам не дозволялось входить в нее; пу­стынники довольствовались малым и большую часть времени проводили в чтении псалтири. Преподобный настоятель занимался писанием святых икон, в назидание свое и другим 418 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Памятником административной деятельности патриарха Иоакима служит составленная им и разосланная по епархиям «Уставная грамота». В ней излагаются обязанности так называемых «поповских старост». Эта обязанности заключались в надзоре за церковным благочинием, за постройкой новых церквей и часовен, в наблюдении за поведением духовенства белого и монашествующего, поповские старосты ведали также всякие окладные и неокладные сборы с подведомственных им церквей и духовенства. Патриарх Адриан Таким же ревнителем благочестия, как почивший патриарх Иоаким, был и Адриан, возведенный в это достоинство из митрополитов Казанских 1690 года августа 24 дня. Но он не был настолько образован, как его предшественник. Св. Кир. Адриан, патриарх царствующего великого града Москвы и всея России и всех северных стран, в мире Андрей, родился в Москве в семье православных людей. День рождения 2 октября, год точно неизвестен. О жизни до 40 лет сведений не сохранилось. Историческая его известность начинается с 1678 г., когда патриарх Иоаким назначил его настоятелем архимандритом Московского Чудова монастыря. В марте 1686 г. Адриан был посвящен в митрополиты в Казань. После кончины патриарха Иоакима (17/III 1690 г.) были три кандидата: митр. Адриан, архиепископ Коломенский Никита и Троице-Сергиевский архимандрит Викентий. Петр был на стороне Маркелла, человека европейски учёного и новых веяний. Вдовствующая царица мать Наталья Кирилловна «с сокрушением сердца взиравшая на нововведения Петровы» стояла за Адриана, как представителя старорусского духа, он и был избран. Избрание в патриархи было 22 августа, 23 было наречение и 24 – проставление в Успенском соборе 1690 г. Собор, избиравший патриарха, состоял из 6 митрополитов, 3 архиепископов, одного епископа и 3 архимандритов. Сам Адриан написал книгу: «О древнем предании Св. Апостол и Св. Отец, како подобает всякому, православному христианину на знамение креста на лице своем руки своей персты, и кия слагати како на себя оный изображати». Памятником его общепасторских работ, сохранилось его уставная грамота об епархиальном управлении и суде, и так называемая «инструкция поповским старостам, грамота с похвалою св. Димитрию Ростовскому , по поводу издания Четьих Миней, слово на погребении государыни царевны, великой княгини, схимонахини Анфисы, бывшей Анны Михайловны, говоренное патриархом Адрианом 29 октября 1692 г. Владыка начал слово текстом из книги Иисуса, сына Сирахова (14 г.) «помяни, яко смерть не замедлит». Затем идет картинное изображение быстроты смерти. Ничто не может сравниться своей быстротой со смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010